Презентация на тему профилактика сколиоза у детей. Презентация для учителей начальных классов "Гигиена позвоночника. Сколиоз". Методики электростимуляции мышц при сколиотической деформации

* Цель: Изучение и предотвращение проблемы сколиоза. Изучение методов его лечения. * Задачи: * Сбор информации о сколиозе, причинах его появления, классификации и симптомах. * Подбор комплекса упражнения для профилактики сколиоза. * Сбор сведений о методах лечения сколиоза.




* Развитие сколиоза доказывают симптомы расположения одного плеча выше другого в положении стоя, выпирание угла одной лопатки. * При выраженном сколиозе наступают такие симптомы, как нарушение походки и перекос таза. В результате страдают внутренние органы лёгкие и сердце. * Осложнения не леченого сколиоза: деформация грудной клетки, ограничение функций лёгких и, как следствие, - полицитемия и лёгочная гипертёнзия, сердечная недостаточность (из-за повышенного давления со стороны грудной клетки).


* По времени проявления: * Инфантильными идиопатическими сколиозами называются сколиозы, появившиеся между первым и вторым годом жизни. * Ювенильными идиопатическими сколиозами называются сколиозы, появившиеся между четырьмя годами и шестью. * Адолесцентными (подростковыми) идиопатическими сколиозами называются сколиозы, возникающие в основном между десятью и четырнадцатью годами. * Так же сколиоз бывает врожденным.




* Врожденные причины сколиоза: К врождённым причинам сколиоза относят нарушения нормального внутриутробного развития, что приводит к недоразвитости позвонков, образованию клиновидных и дополнительных позвонков и других патологий. Причиной нарушения нормального внутриутробного развития может быть не правильное питание матери, наличие вредных привычек, пренебрежение физическими нагрузками и т.д. Так же пагубное влияние на ребёнка при рождении может оказать неправильная форма таза матери.


* Приобретённые причины сколиоза: * Причинами развития сколиоза являются: * Травмы (переломы позвоночника). * Подвывихи шейных позвонков, которые ребёнок получает от приёмов родовспоможения. Травма всегда сопровождается сдвигом одного позвонка относительно другого, как говорят специалисты, происходит его подвывих, то есть сдвиг в сторону от вертикальной оси, что приводит к нарушению симметрии тела. * Неправильное положение тела, из-за физиологических особенностей человека (плоскостопие, разная длина ног, косоглазие или близорукость из-за которых человек вынужден принимать неправильную позу при работе).


Приобретённые причины сколиоза: * Неправильное положения тела, из-за профессиональной деятельности человека, при которой он постоянно прибывает в одной позе (работа за столом с постоянно наклонённой головой, просто неправильная поза на стуле, привычная неправильная осанка и т.д.). * Разная развитость мышц, причём это может быть обусловлено каким либо заболеванием (односторонний паралич, ревматическими заболеваниями и т.д.). При этом может нарушаться равномерная тяга мышц, что приводит к более большему искривлению. * Неправильное питание, слабое физическое развитие. * Рахит, полиомиелит, туберкулёз, плеврит, радикулит и другие заболевания.


* Консервативная терапия * Бескровное (консервативное) эффективное лечение сколиозов в европейской практике в настоящее время представляет собой специализированную антисколиозную гимнастику. Сколиотическое нарастание осанки должно лечиться специализированной гимнастикой. Для более серьезных искривлений используется гимнастика и корсеты (по крайней мере, на ночь). * Прогрессирующие сколиозы должны лечиться деротирующим корсетом. К этому, по возможности, рекомендуется стационарное лечение интенсивная реабилитация в одной из узкоспециализированных клиник. * Для коррекции деформации позвоночника весьма эффективно применение методов мануальной терапии. По мнению большинства врачей, консервативное лечение сколиоза эффективно лишь при начальных степенях сколиоза, при тяжелых прогрессирующих формах сколиоза основным методом является хирургический.


* Хирургическое лечение * Исходные показания к операции меняются в зависимости от возраста и эффективности доступного корсетного лечения, если все возможности доступного консервативного лечения исчерпаны и не принесли достаточного успеха. * При поздно начавшемся (в подростковом возрасте) идиопатическом сколиозе операция, как правило, не является необходимой с медицинской точки зрения. * При оперативном лечении позвоночник выпрямляется до определенного угла при помощи металлических стержней, что ведет к обездвиживанию этих отделов позвоночника. Операция при сколиозе подходит прежде всего для сильных искривлений, которые больше не могут лечиться другими методами. Оперативная фиксация может предотвратить дальнейшую прогрессию и ухудшение состояния.




* Комплекс основных упражнений ЛФК при сколиозе: * 3) вытянуть руки вперед, медленно отвести назад к бедрам, пронося над медицинболами, поставленными на уровне лопаток (рис.5) * 4) в положении лежа на спине, упираясь локтями согнутых рук, приподнять лопатки над полом и выполнять медленные кивательные движения (рис.6)


* Процедуру массажа проводят в следующем порядке: * 1. Укладывают пациента на живот, руки вдоль тела, голова повернута в сторону, противоположную ротации шейного отдела позвоноч­ника, обусловленной сколиотической деформацией. Под голеностопные суставы подкладывают валик. Начинают с продольного поглаживания одновременно обеих половин спины дви­жения плавные, ритмичные, длинные вдоль всего позвоночника вы­полняются за счет слаженного движения рук, корпуса и ног. Постепенно переходят от поверхностного к более глубокому поглаживанию. * 2. Затем выполняют глубокое трение ребром ладони с отягощением длинными движениями вдоль позвоночника.



* 3. Затем массажист основанием правой и ребром левой ладони захватывают кожно-подкожную складку возможно большей толщины и встречными круговыми движениями правая к себе, левая от себя, растирают складку между ладонями; правая ладонь одновременно осуществляет разминание под­лежащих мышц скользящим давлением. Движения должны быть плав­ными, ритмичными, контакт массирующих ладоней с тканями по­стоянным


* 4. Затем массажист укладывает больного на правый бок лицом к себе. Под грудную клетку подкладывает плотную подушку толщиной 68 см. Правое предплечье под головой, левая рука вытянута вперед. Левая нога слегка согнута, лежит впереди правой. На правой ноге в области голено­стопного сустава закрепляется браслет. К браслету прикреплен шнур с крюком, на крюк навешиваются мешочки с песком. Вес мешков составляет 1020% от веса пациента. Выполняется разминание основанием ладони левого разгибателя спины на поясничном уровне резкими отрывистыми рит­мичными толчками. В этом же положении выполняется массаж и растягивание большой грудной мышцы.


* 5. Затем больной ложится на левый бок, под поясницу подкладывается валик, левая рука вытянута вперед, правое предплечье упирается в поверхность стола, фиксируя вентральный наклон; груз, составляю­ щий 1015% от веса пациента, закрепляют на левой руке аналогично креплению на ноге. Выполняется оттягивающее разминание левого разгибателя спины на уровне грудного отдела; разминание пpaвого разгибателя спины на грудном уровне выполняется резкими отрывистыми ритмичными движениями (23 минуты). * Интенсивность выполнения приемов подбирается соответственно общему состоянию и степени физического развития пациента. Недо­ пустимы болезненность, образование кровоподтеков. * Массажист не должен пытаться корректировать деформацию позво­ ночника это является исключительной компетенцией врача.



Современные дети много сидят и родители должны у них формировать вот такие привычки: 1.Сидеть неподвижно не более 20 минут. 2.Стараться вставать как можно чаще и как минимум 10 секунд гулять по комнате. 3.Сидя менять положение ног: ступни вперёд, назад, поставить их вместе, а потом раздельно и так далее. 4.Ребёнка надо обязательно обеспечить удобным местом для работы и учёбы. 5.Несколько раз в день выполнять упражнения разминки для позвоночника и мышц спины.


Как выглядит удобный рабочий стул для взрослых и детей: Хороший стул можно регулировать по высоте от пола и высоту поясничной опоры спинки. Стул должен иметь подлокотники. Cтопы должны полностью стоять на полу. Поверхность сиденья должны быть ровной и наклонена вперёд примерно на 15. Спинка стула должна повторять анатомические изгибы позвоночника, поддерживать спину в районе поясницы и лопаток, снимая таким образом излишнее напряжение с мышц в этой области. Сидя следите за осанкой – не сутультесь, но и не старайтесь сидеть прямо «как палка». Грудная клетка слегка приподнята, плечи не надо излишне поднимать они должны лежать расслабленно на грудной клетке. Очень полезно почаще менять позу немного крутиться, вертеться, сгибаться. Если вы часто и без рывков меняете позицию во время сидячей работы, то межпозвоночные диски и мышцы спины не испытывают излишней нагрузки и дольше сохраняют работоспособность и здоровое состояние.


Как правильно спать Ночной отдых очень важен для здоровья всего организма и в частности для восстановления позвоночника и расслабления мышцы спины. Будет ли организм отдыхать ночью или наоборот накапливать усталость зависит от положения, в каком спит человек. Основные советы, которые помогут организовать ночной отдых полезный для профилактики сколиоза. 1. Постель не должна быть ни мягкой и ни твёрдой, она должна немного пружинить под телом человека. 2. Самое полезное положение для сна – на левом или правом боку с немного согнутыми ногами. Сон на спине или животе создаёт напряжение в мышцах спины.


Как правильно спать 3. Сон совсем без подушки вреден для здоровья, большая и мягкая подушка тоже создаёт массу неудобств в организме. Наиболее подходящей считается подушка-валик. Высота подушки подбирается индивидуально, надо чтобы впадина между затылком и лопатками была заполнена, а позвоночник оставался прямым.




* Упражнения можно выполнять в любой последовательности. * Упражнение 1. Лечь так, чтобы лоб коснулся пола, вытянуть руки вдоль тела. Расслабиться. Медленно отклонить голову назад и усилием мышц спины оторвать тело как можно дальше от пола без помощи рук. Вытянуть руки вперед и поставить их на уровне плеч, пальцы обращены друг к другу. Очень медленно оттолкнуться от пола при помощи рук. В крайнем положении медленно сосчитать до 15. Медленно опускайте тело, совершая все движения в обратном порядке. Опустив корпус примерно на половину, прижать руки к бокам и заставить работать мышцы спины. Упражнение очень медленно проделать еще 2 раза. * Упражнение 2. Сесть на пол, вытянув вперед ноги. Ступни должны быть сдвинуты вместе. Корпус держать прямо, без напряжения. Руки положить на колени. Медленно поднять руки над головой и отвести корпус назад на см. Медленно вывести руки вперед и наклонить корпус. Плотно охватить руками колени или икры. Мягко наклонить корпус вниз. Медленно сосчитать до 20 в таком положении. Продвинуть руки по направлению к ступням и крепко охватить лодыжки. Мягко наклонить корпус вниз. Медленно сосчитайте до 20. Повторите упражнение еще 2 раза.


* Упражнение 3. Лечь так, чтобы подбородок упирался в пол, а руки были прижаты к бокам. Согнуть ноги в коленях, держа пятки вместе. Протянуть руки назад и попытаться ухватить ими ступни ног. Крепко удерживая ноги, медленно и без усилий поднять корпус вверх. Не опуская корпуса, поднимите ноги. Голова отклонена назад. В крайнем положении сосчитать до 15. При выходе из позиции важно придерживаться указанной последовательности - сначала опустить колени на пол, но не выпускать ступни ног. Не выпуская ноги, опустить корпус, пока подбородок не коснется тела. Теперь опустить ноги. Расслабиться. Упражнение выполнить 2 раза. * Упражнение 4. В положении стоя вытянуть руки перед собой. Очень медленно наклониться вперед, насколько это возможно без перенапряжения. Ноги в коленях не сгибать. Взять руки в замок позади коленей или икр. Наклонить корпус к коленям. Сосчитать до 10. Сдвинуть сцепленные руки как можно ближе к щиколоткам. Прижать лоб к коленям. Сосчитать до 10. Медленно выпрямить корпус. Упражнение выполнить четырежды в каждой из позиций.


* В нашем проекте мы изучили такую серьезную болезнь, как сколиоз, методы ее лечения и профилактики. Рассмотрели примеры упражнений и массажа против сколиоза. А так же привели для вас необходимые рекомендации по предотвращению сколиоза. Надеемся наши советы нам помогут справиться с этой проблемой или предотвратить ее.

Презентация на тему "Сколиоз" по биологии в формате powerpoint. В данной презентации для школьников рассказывается о причинах нарушения осанки, а также рекомендации для сохранения правильной осанки и лечения сколиоза.

Фрагменты из презентации

Постановка проблемы

В последние годы наблюдается увеличения количества школьников с нарушением осанки. Нарушение осанки в детстве приводит в дальнейшем к искривлению позвоночного столба – сколиозу.

Цель урока

Обратить внимание учащихся, родителей и учителей на проблему сохранения правильной осанки учащихся и поиск путей решения данной проблемы

Что мы узнали о сколиозе

  • Сколиоз – искривление позвоночного столба. При этом заболевании человек испытывает постоянную сильную боль в спине, фигура становится некрасивой, меняется походка. Человек не может вести полноценный образ жизни: заниматься физическим трудом, спортом, танцами. Кроме того, нарушается работа внутренних органов – лёгких, сердца, почек и т.д.
  • Если вовремя не начать исправлять неправильную осанку, это может привести к сильному искривлению позвоночника, которое очень тяжело поддаётся лечению. Чем раньше начать лечение (выполнение комплекса упражнений, массаж, ношение корсета), тем легче исправить нарушение осанки.

Причины нарушения осанки в школьном возрасте:

  • Неправильное положение тела ученика во время работы за письменным столом.
  • Ношение сумок с ремнём через одно плечо или портфелей вместо ранцев.
  • Ношение слишком тяжёлых ранцев, сумок.
  • Дети ведут малоподвижный образ жизни, вместо занятия спортом, сидят у компьютеров. Поэтому мышцы их тела развиты слабо и не могут удерживать позвоночник в прямом положении.
  • Дети мало бывают на улице, не занимаются физическим трудом.
  • Многие ребята отказываются от пищи, содержащей витамин D (печень, рыбий жир, яичный желток и пр.) А витамин D нужен для того, чтобы кости были прочные и правильно развивались.
  • Не носите лишнего в ранцах;
  • Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте выложить из него ненужные учебники;
  • Не забывайте всегда держать спину ровно.

Можно ли вылечить сколиоз?

  • Лечение проходит успешно, если заболевание обнаружено на ранних этапах развития.
  • Способы лечения: гимнастика, массаж, ношение корсета.
  • Рекомендуется занятия спортом (плаванием), солнечные ванны, прогулки, богатое витаминами питание.
  • Спать нужно на твёрдом матраце.
  • Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы;
  • Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы - 500 граммов;
  • Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы;
  • Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
  • Расскажите детям сказку о злом сколиозе и напоминайте о необходимости следить за своей осанкой.

Сказка о Сколиозе

В одной ужасной стране – стране Болезнии высоко в Горбатых горах жил – был очень вредный и злой колдун Сколиоз. Он был очень маленького роста, у него был большой горб и очень длинные руки. Но самым неприятным в нём было его лицо: всегда угрюмое и нахмуренное, зеленоватого цвета с красными глазами, наверное, от злости. Сколиоз никогда не улыбался и не смеялся, и терпеть не мог человеческие улыбки и смех.

Когда он вылетал из своего логова и пролетал над человеческими поселениями, то надевал на себя шапку – невидимку, и поэтому никто из людей его никогда не видел. Но когда Сколиоз слышал человеческий смех, или видел, как люди улыбаются, то ему казалось, что они смеются над ним, над его некрасивой внешностью. Из-за этого он ненавидел всех людей! Особенно он ненавидел красивых, стройных и здоровых людей.

Думал он, думал и придумал, как навредить людям. Он сварил колдовское зелье, которое делало людей похожих на самого Сколиоза. Сколиоз брызгал зельем на спину людям, и у них постепенно искривлялся позвоночник, вырастал горб, руки опускались ниже колен. Люди переставали улыбаться и смеяться. Конечно, когда имеешь такую фигуру, то не до смеха.

И в наши дни злой колдун Сколиоз летает невидимкой среди людей и брызжет на них своё зелье.

Но не на всех действует это зелье! Оно совершенно не действует на спортсменов и на людей, которые всегда следят за своей осанкой.

Задумайтесь, ребята, а на вас подействует зелье Сколиоза?

  • Использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
  • Найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один в школе и один – дома);
  • при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
  • организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы;
  • организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

Понятие сколиотической болезни СКОЛИОЗ (от греческого scolios – «изогнутый, кривой») представляет собой прогрессирующее заболевание, характеризующееся боковым искривлением позвоночника и скручиванием позвонков вокруг своей оси (торсией). При этом нарушаются функции органов грудной клетки, появляются косметические дефекты и психологические травмы Поэтому обоснованно говорить не просто о сколиозе, а о сколиотической болезни.


СКОЛИОТИЧЕСКАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ПОЗВОНКОВ С КОЛИОТИЧЕСКАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ПОЗВОНКОВ развивается по определенным законам и проходит следующие этапы: торсия боковое искривление элементы кифоза, деформация грудной клетки и т.д. Знание этих законов дает возможность прогнозировать течение болезни. Клинически сколиотическая деформация проявляется рёберным выбуханием.




Классификация сколиоза По локализации искривления (типы сколиоза): шейно-грудной сколиоз (вершина искривления на уровне ThЗ - Th4), Этот тип сколиоза сопровождается ранними деформациями в области грудной клетки, изменениями лицевого скелета. грудной сколиоз (вершина искривления на уровне Th8 - Th9), Искривления бывают право- и левосторонние. Наиболее распространенный тип сколиоза грудопоясничный сколиоз (вершина искривления на уровне Th11 - Th12). поясничный сколиоз (вершина искривления на уровне L1 - L2), Сколиоз этого типа прогрессирует медленно, однако рано возникают боли в области деформации. пояснично-крестцовый сколиоз (вершина искривления на уровне L5 - S1). Комбинированный, или S-образный сколиоз. Комбинированный сколиоз характеризуется двумя первичными дугами искривления - на уровне восьмого- девятого грудных и первого-второго поясничных позвонков.






Консервативное лечение сколиоза Комплексное включает: 1. массаж, 2. иглоукалывание 3. лечебную гимнастику, 4. использования корсетов. Ведущим методом консервативного лечения сколиоза позвоночника является лечебная физкультура. Упражнения, направленные на укрепление мускулатуры, позволяют добиться формирования мышечного корсета. Лечебная физкультура показана на всех этапах развития сколиоза, но более успешные результаты достигаются на кровообращение мышечной ткани, вследствие чего улучшается их питание и мышцы развиваются более интенсивно.


МЕТОДИКА ЛЕЧЕНИЯ И ЛФК ПРИ СКОЛИОЗЕ Основная цель комплексного консервативного лечения сколиоза – не допускать его прогрессирования и по мере возможности добиться коррекции деформации. Консервативные методы лечения включают в себя: 1) общеукрепляющее лечение; 2) ЛФК и массаж; 3) методы вытяжения; 4) ортопедическое лечение. В основе ортопедического лечения должен быть, во-первых, режим разгрузки позвоночника. Он включает в себя сон на жесткой кровати, дневной отдых лежа, а в сложных случаях – обучение лежа в специализированных школах-интернатах или санаториях, гипсовые кровати на время сна, корсеты для ходьбы.


Показания к назначению ЛФК Занятия ЛФК направлены в первую очередь на формирование рационального мышечного корсета, удерживающего позвоночный столб в положении максимальной коррекции и препятствующего прогрессированию сколиотической болезни. ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза; наиболее эффективно ее использование в начальных стадиях болезни.


Противопоказания Бег, прыжки, подскоки, соскоки – любые сотрясения туловища Выполнение упражнений в положении сидя Упражнения скручивающие туловище (кроме де торсионных) Упражнения с большой амплитудой движений туловищем (увеличивающие гибкость) Висы (пере растягивающие позвоночник - чистые висы)


Задачи ЛФК Улучшение общего состояния и создание «психического стимула» для дальнейшего лечения Закаливание Улучшение дыхательной функции лёгких и увеличение экскурсии грудной клетки, повысив тем самым газообмен и обменные процессы в организме Постановка правильного дыхания Укрепление сердечно-сосудистой системы Укрепление мышечной системы, создание мышечного корсета Постановка правильной осанки Улучшение координации движений Возможная коррекция деформации Эти задачи решаются за счет ЛФК, плавания, адаптивной физической культуры, т.е. комплексно. Ведущая роль принадлежит ЛФК.


Принципы ЛФК при сколиозе Применять ЛФК только лишь в комплексе с ортопедическим лечением Дозировать нагрузку при выполнении упражнений под контролем проб на силу и выносливость мышц, с учетом состояния сердечно- сосудистой системы Выполнять упражнения в медленном темпе с хорошим напряжением мышц Избегать висов и пассивных вытяжений. Допустимо только само вытяжение в исходном положении лежа Исключить упражнения, мобилизующие позвоночник, увеличивающие его гибкость. Они рекомендуются лишь при подготовке к оперативному лечению Не применять упражнения, вращающие туловище вокруг продольной оси позвоночника Коррекция деформации выполняется за счет использования специальных корригирующих упражнений Исходные положения коррекции подбираются в зависимости от типа и степени сколиоза: при 1 степени сколиоза исходное положение коррекции – симметричное; при 2 степени - рука со стороны выпуклости дуги позвоночника в сторону. Цель ассиметричного исходного положения – приблизить центр массы позвоночника к средне осевой линии и в этом положении тренировать мышцы.


МЕТОДИКА ЛФК На занятиях ЛФК целесообразно основную часть их проводить в исходном положении лежа. Наиболее целесообразен поточный метод построения занятий, при котором возрастает их плотность. При выполнении ЛГ проводится общая и специальная тренировка. Путём общей тренировки весь организм ребенка постепенно включается в равномерную нагрузку. Общая тренировка является лишь вступлением к специальной тренировке. При этом учитываются оси движения. Комплекс упражнений, назначенный врачом ЛФК, контролируется ортопедом и периодически заменяется на новый комплекс. Следует учитывать эмоциональный фактор, особенно для малолетних детей, которым быстро надоедают однообразные движения. Поэтому в комплекс упражнений необходимо включать игровые упражнения, всем детям и подросткам периодически менять упражнения, сохраняя их лечебную направленность. Детям и подросткам с не прогрессирующими сколиозами необходимо назначать упражнения с нагрузкой (гантели, пружинные приспособления), а также спортивную нагрузку без тренировки спортивных показателей. ЛГ применяется при любой степени искривления. Методика ЛГ меняется в зависимости от этапа лечения и поставленных задач.


СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ СКОЛИОЗЕ Специальными упражнениями являются упражнения, направленные на коррекцию патологической деформации позвоночника – корригирующие упражнения Они могут быть симметричными, ассиметричными и деторсионными При составлении комплекса при сколиозе следует учитывать характер сколиотической деформации, создающей грубую асимметрию всех частей и отделов человеческого тела Поэтому корригирующие упражнения при сколиозе направлены на исправление этой асимметрии


СИММЕТРИЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Неравномерная тренировка мышц спины при выполнении симметричных упражнений способствует укреплению ослабленных мышц на стороне выпуклости искривления и уменьшению мышечных контрактур на стороне вогнутости, что приводит к нормализации мышечной тяги позвоночного столба Симметричные упражнения не нарушают возникших компенсаторных приспособлений и не приводят к развитию противоискривлений Важным преимуществом этих упражнений является простота их подбора и методика проведения, не требующая учета сложных биомеханических условий работы деформированного позвоночно-двигательного сегмента и отдельных частей опорно-двигательного аппарата


АСИММЕТРИЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Асимметричные корригирующие упражнения используются с целью уменьшения сколиотического искривления Подбираются индивидуально, воздействуют на патологическую деформацию локально и с большей вероятностью обеспечивают более равномерную нагрузку Тренируют ослабленные и растянутые мышцы, способствуют выравниванию их тонуса


ДЕТОРСИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Сколиоз – это сложная деформация, включающая два основных компонента: боковое искривление и торсию. Торсия также состоит из двух частей. Скручивание позвонка происходит в процессе неправильного роста. Эта деформация не может быть исправлена консервативными методами лечения. Второй частью торсии является вращение одного сегмента позвоночника относительно другого. Этот компонент в значительной степени является функциональным и на него можно воздействовать деторсионными упражнениями


ДЕТОРСИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Выполняют следующие задачи: вращение позвонков в сторону, противоположную торсии коррекция сколиоза выравниванием таза растягивание сокращенных и укрепление растянутых мышц в поясничном и грудном отделах позвоночника Разработку де торсионных упражнений проводят с учётом того, что при правостороннем сколиозе торсия совершается по часовой стрелке, а при левостороннем – против часовой стрелки.


Формирование правильной осанки Ученик должен сидеть на жестком стуле с прямой спинкой. Стул подвигается под стол на четвертую часть сиденья. Регулировать положение стоп на полу за счет подставки. Посадка на стуле должна быть глубокой с выпрямленной спиной и головой, симметричным положением плеч и локтями, расположенными на столе. Через каждые минут при выполнении уроков рекомендуется проводить физкультурную паузу со сменой положения (стоя или лежа). В школе дети с нарушениями осанки и сколиозами должны сидеть только в среднем ряду, а здоровые - периодически пересаживаться из одного бокового ряда в другой.


Воспитание правильной осанки Закрепление навыков правильной осанки, посредством гимнастических упражнений обязательное условие во время занятий различными формами физической культуры и спорта. Воспитание правильной осанки педагогическими методами осуществляется через мысленное и зрительное представление о ней. Мысленное представление формируется со слов специалиста по лечебной физкультуре (или родителя) как идеальная схема расположения тела в пространстве (положение головы, надплечий, грудной клетки, живота, таза, ног) и как зрительного образа (рисунки, фотографии). Учить детей принимать правильную осанку и исправлять замеченные дефекты можно при помощи зеркала. Контроль над осанкой требует значительных волевых усилий, к реализации которых дети младшего школьного возраста не готовы. Большая роль в этом процессе принадлежит родителям в плане терпения и педагогического такта.


Воспитание правильной осанки Наличие гладкой стены (без плинтуса), желательно на противоположной от зеркала стороне. Это позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном повторении передается и закрепляется в ЦНС - за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и при ходьбе, при выполнении упражнений.


Физические упражнения подбираются в соответствии с видами нарушений осанки. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) используются. при всех видах нарушений осанки. Корригирующие, или специальные, упражнения. Обеспечивают коррекцию имеющегося нарушения осанки. К специальным упражнениям при нарушениях осанки относятся: упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов). На занятиях лечебной гимнастикой обязательно сочетаются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения, упражнения на расслабление и само вытяжение. Упражнения для укрепления мышечного корсета.


Методические рекомендации ЛГ сочетают с массажем мышц и ношением корсета, фиксирующего позвоночник. В занятия ЛГ включают общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения, направленные на коррекцию патологической деформации позвоночника. Растянутые и ослабление мышцы, расположенные на стороне выпуклости, необходимо укреплять, тонизировать, способствуя их укорочению; укороченные мышцы и связки в области вогнутости необходимо расслаблять и растягивать. Такая гимнастика называется корригирующей. С целью укрепления ослабленных мышц (особенно разгибателей туловища, ягодичных мышц и мышц брюшного пресса) используются симметричные упражнения различного характера, способствующие воспитанию правильной осанки, нормализации дыхания, созданию рационального мышечного корсета.


Особенности применения ЛГ При сколиозе 1 степени наряду с общеразвивающими и дыхательньими упражнениями используются симметричные корригирующие упражнения; асимметричные применяются индивидуально, исключительно редко. При сколиозе II степени в занятиях корригирующей гимнастикой преобладают общеразвивающие, дыхательные и симметричные упражнения. По показаниям применяются асимметричные и деторсионные упражнения; последние - с коррекционной и профилактической целью, оказывая максимальный лечебный эффект именно при сколиозе II степени. При сколиозах III - IV степеней используется весь арсенал физических упражнений.




ПРОГРАММА ЛЕЧЕБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СКОЛИОЗАМИ При 1 степени сколиоза: Ношение корсета не показано ЛФК, общеукрепляющее лечение (массаж, физиотерапия, иглорефлексотерапия, закаливающие процедуры и т.д.) При 2 степени сколиоза: Ношение корсета без головодержателя строго по показаниям ЛФК, общеразвивающие виды спорта, общеукрепляющее лечение Специальный двигательный режим При 3-4 степенях сколиоза: Обязательное оперативное лечение Обязательное ношение корсета На всех этапах лечения в любом возрасте больного и при любой тяжести сколиоза остаётся задача воспитания сознательного отношения к закреплению правильного положения тела

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Цели проекта: 1) выявить причины возникновения сколиоза; 2) узнать, какие бывают виды сколиоза; 3) как диагностировать сколиоз; 4) изучить методы лечения сколиоза; 5) ознакомиться с мерами профилактики сколиоза. Задачи проекта: 1) собрать информацию по теме в книгах, через интернет; 2) узнать историю моей болезни, способы лечения; 3) проанализировать собранную информацию; 4) оформить материал, составить презентацию; 5) представить результаты работы.

Строение позвоночника

Сколиоз – это аномальное искривление позвоночника.

Классификация сколиоза. По возрасту: 1) инфантильный – появляется между 1-ым и 2-ым годом жизни; 2) ювенильный – появляется между 4-мя и 6-ю годами жизни; 3) адолесцентный (подростковый) – возникает в возрасте от 10 до 14 лет.

По локализации искривления различают:

По форме искривления сколиоз бывает:

Рентгенологическая классификация выделяет сколиоз: 1-ой (угол сколиоза 1 ° - 10 °), 2-ой (угол сколиоза 11 ° - 25 °), 3-й (угол сколиоза 26° - 50°), 4-ой степени (угол сколиоза более 50°).

По клиническому течению сколиоз бывает: 1) непрогрессирующий; 2) прогрессирующий.

Причины сколиоза: 1) врожденные аномалии развития позвоночника; 2) одна нога короче другой, что приводит к перекашиванию таза; 3) системные заболевания соединительной ткани; 4) рахит; 5) ДЦП.

Факторы, провоцирующие развитие сколиоза: 1) наследственная предрасположенность – сколиоз у родителей может наследоваться ребенком; 2) неправильная осанка; 3) ношение тяжестей – сумка на одно плечо; 4) неправильная посадка – низкий стол, стул без спинки; 5) дефект зрения - близорукость, вертикальное косоглазие; 6) виды спорта, несимметрично развивающие мышцы – теннис, метание ядра, фехтование, хоккей; 7) травмы и чрезмерные нагрузки на позвоночник – легкая и тяжелая атлетика, спортивная и художественная гимнастика.

Признаки сколиоза

Диагностика сколиоза: 1) тест «в наклоне»; 2) рентген; 3) м агнитно-резонансная томография (МРТ); 4) физические тесты (проверка равновесия, силы ног, длины ног, проверка рефлексов); 5) о пределение конца роста кривизны (тест Риссера).

Лечение сколиоза Консервативное Х ирургическое

Консервативное (бескровное) лечение: 1) лечебная гимнастика; 2) массаж спины, грудной клетки, поясницы, плечевого пояса, живота; 3) плавание; 4) физиопроцедуры (электростимуляция мышц, электрофорез); 5) ношение специальных ортопедических корсетов; 6) вытяжение на специальных наклонных кроватях; 7) санаторно-курортное лечение.

Профилактика сколиоза: 1) Ребенка первого года жизни не стоит усаживать раньше положенного срока. 2) Профилактика неравномерных нагрузок на позвоночник и мышцы спины у детей. 3) Рациональный режим труда и отдыха: не стоит долго работать, сидя за столом, подолгу сидеть возле компьютера. 4) Полноценное питание и прием витаминов. Для детей раннего возраста важно получать достаточное количество витамина D для профилактики рахита. 5) Ежедневное занятие гимнастикой. 6) Своевременное лечение нарушений осанки и других заболеваний. 7) Ортопедический матрас, н ебольшая плоская подушка. 8) Правильное рабочее место.

Выводы: 1) Чтобы выбрать метод лечения сколиоза, необходимо правильно определить локализацию искривления, степень, учесть возраст пациента, сопутствующие заболевания. 2) Наиболее эффективным методом лечения сколиоза на начальных стадиях является ЛФК. 3) Хирургическое лечение – только при сильной деформации позвоночника, которая не поддается лечению консервативно. 4) У детей стоит начинать профилактику сколиоза с первых дней жизни.

Спасибо за внимание!