Проблема взаимоотношений человека и природы (ЕГЭ по русскому). Проблема взаимоотношений человека и природы Проблема духовной связи человека с природой

Невозможно представить современного человека, который не подвержен стрессам. Соответственно каждый из нас бывает в таких ситуациях ежедневно на работе, дома, в дороге, некоторые страдальцы и вовсе испытывают стресс по несколько раз на день. А есть люди, которые постоянно живут в стрессовом состоянии и даже не подозревают об этом.

Жизнь – странная и сложная штука, которая может подкидывать по несколько десятков неприятностей в один день. Однако стоит запомнить: любая неприятность – это урок, который обязательно пригодиться когда-то в будущем. Если человек – честный ученик, то он запомнит лекцию с первого раза. В том случае, если урок был непонятным, жизнь будет сталкивать с ним снова и снова. И многие люди воспринимают подобное буквально, усложняя себе жизнь! Но иногда не стоит терпеть некоторых вещей, ища в тех жизненные уроки! Какие же конкретные ситуации стоит пресекать?

Все кажется унылым и серым, близкие люди раздражают, работа бесит и возникают мыли, что вся жизнь катится куда-то под откос. Для того, чтобы изменить собственную жизнь, не обязательно делать что-то сверхъестественное и сложное. Порой самые простые и доступные каждому человеку действия могут значительно повысить уровень энергии и заставить почувствовать себя значительно лучше. Попробуйте внедрить в свою жизнь 7 действенных практик, которые круто изменят вашу жизнь в лучшую сторону.

Каждый, кто занимается саморазвитием, знает, что без чувства дискомфорта ему не обойтись. Довольно часто люди путают дискомфорт с черной полосой в жизни и начинают жаловаться, или еще хуже - стараться избегать перемен. Но как показывает опыт, только выйдя за пределы комфорта, можно найти и обрести все блага, которые нам нужны.

Многие не представляют свой день без одной или нескольких чашек. И получается, что пить кофе не только вкусно, но и полезно! Если вы не жалуетесь на серьезные проблемы со здоровьем, то можете без угрызений совести выпить несколько чашечек этого вкусного напитка и наслаждаться его пользой.

Лень, эта та черта характера, которая в большей или меньшей степени найдется у каждого из нас, так что эта статья посвящается всем читателям без исключения.

Жалость к себе трудно заметить сразу же, с начала ее появления. Она проникает в жизнь человека очень медленно, и убрать ее потом очень сложно. И лишь в тот момент, когда прозвенит первый тревожный звонок, приходит понимание. При том, что оно появляется тогда, когда ситуация уже требует немедленного решения. Поэтому и важно заранее знать и понимать, что такое жалость к себе и как она проявляется.

10 жизненных истин, которые следует помнить каждому

Перфекционизм - вера в то, что идеал может и должен быть достигнут. Перфекционист всегда стремится к совершенству, будь то внешний вид, рабочая задача или окружающая его обстановка. В этой статье мы расскажем про 5 уроков, преподает перфекционизм.

Современному миру для решения его сложнейших проблем жизненно нужна наука и техника. Но не в меньшей мере он нуждается в философии, в зрелом и адекватном философском самосознании, в таком мировоззрении, которое не обходит «вечных» вопросов о месте и назначении человека в мире, о смысле истории и идеалах справедливости. «Вечные» вопросы потому и вечные, что они всегда встают по-новому, отражая и выражая назревшие конкретные задачи, потребности, возможности общественного развития. К таким «вечно новым» вопросам относится и вопрос взаимодействия человека и природы , а именно вопрос о единстве человека и природы, который в наше время обрел небывалую актуальность и напряженность.

В настоящее время вопрос о единстве человека и природы встает тревожно и остро, главным образом как вопрос о разрыве этого единства в ситуации угрозы глобального экологического кризиса. Хищническая и бесконтрольная производственно-техническая активность обрывает естественные связи человека с природой, оборачиваясь гибельным оскудением, истощением и разрушением природных ресурсов и условий человеческого существования.

Односторонне развитый, «технифицированный» человек и природу меряет этим своим узким масштабом, сводящим ее лишь к вычислимому и измеримому материалу – сырью, к объекту экономическо-производственного расчета. Утрата полноты общественно развитых связей с природой – это и утрата полноты, полноценности человеческого бытия. Приведение отношения человека к природе только как отношение производителя к сырью, потребляемому производством, означало бы бесконечное обеднение жизни человека. Это означает подрыв эстетического плана жизни человека, человеческого отношения к миру и вообще утрату возможности почувствовать себя частью великого целого.

Связь человека с природой существенно характеризуется именно тем, что человек выходит за узкие рамки отношения к ней только как к «среде», вступает в отношение к природе «в целом» и взаимодействует с ней на этом уровне. Можно сказать: природные условия выступают «средой обитания» человека постольку, поскольку они не есть уже только «среда», но становятся «пространством» его развития как универсально-творческого существа.

Соответственно экологическая потребность человека не есть нечто неизменное и обусловленное лишь устройством его организма. Она исторически развивается, срастаясь в ходе истории с многообразием складывающихся культурных потребностей и со всей духовно-эмоциональной сферой человека. Поэтому нельзя говорить о специфически человеческой экологической потребности, не учитывая ее культурно-исторического измерения. На протяжении своей истории люди в зависимости от своеобразия и уровня своего социального развития нуждались в разной природе и видели ее по-разному, создавая различные (мифологические, религиозные, философские, художественные, научные) образы природы, в которых они, так или иначе, соотносили себя с природой, познавая себя через природу и природу через себя.

«Экологический вопрос» для человека – это , это вопрос его способа бытия в природе, его места в мире – места, которое ни в коей мере не дано ему в готовом виде (от природы или бога), но которое человек должен сам непрерывно завоевывать и утверждать, осваивая природные силы в качестве условий своего развития.

Эту особенность человеческой экологической ситуации, человеческой экологической потребности, человеческого экологического вопроса выделяет и исследует философия, делая предметом своего рассмотрения своеобразие человеческого отношения к природе.

В наше время зависимость человека от природы изменяет характер: слепая зависимость уступает место осознанной.

Центральный момент современной экологической ситуации – необходимость подъема на новый уровень отношения к природе, реализующий и развивающий человеческие связи с ней на основе достигнутых возможностей научно-технического прогресса, необходимость новой организации природно-хозяйственной деятельности всего человечества в планетном масштабе. Человечество должно сделать новый шаг в своем развитии, преобразовать существующие социальные отношения и как следствие – мировоззренческие установки, системы духовных ценностей.

Новый уровень отношения к природе диктуется, прежде всего, назревшими потребностями и задачами современного общественного развития. И, однако, его нельзя отрывать от прошлой истории человеческого взаимодействия с природой.

Взаимодействие человека и природы , а именно зависимость человека и общества от природы не исключает их активной роли в существовании и развитии природы. Человек – «венец» развития природы и в то же время имеет принципиально новую сущность, новые функции. Наука и средства труда в ходе их развития и совершенствования делают человека потенциально неограниченно могучим в его воздействии на природу. В масштабе бесконечной Вселенной влияние общества не имеет сколько-нибудь существенного значения. Однако в масштабах нашей планеты, особенно в масштабах биосферы, влияние человеческого общества значительно. В наши дни в условиях современной научно-технической революции общество становится первостепенным фактором функционирования и развития природы как биосферы.

Возникновение и развитие человеческого общества обусловило начало нового этапа развития природы как биосферы. Начинается процесс очеловечивания, гуманизации природы, превращения биосферы в ноосферу. С этого момента история природы, биосферы связывается с историей человечества, его производственной и другими видами деятельности. Возникают принципиально новые моменты в функционировании и эволюции биосферы в условиях человеческой деятельности.

Новые ответные реакции биосферы, возникающие под усиливающимся влиянием общества на природу, носят не только позитивный, но и негативный характер, не только по отношению к биосфере, но и к обществу. Они как бумеранг возвращаются в общество и оказывают отрицательное влияние на жизнь и здоровье человека, на развитие общества.

Взаимодействие человека и природы , точнее проблема единства человека и природы никогда не была чисто познавательной. Она всегда несет в себе конкретное социально-историческое содержание, отражает объективные противоречия и назревшие потребности общественного развития и реально решается в ходе практических действий. Однако действия требуют соответствующей теории, и чем масштабнее и сложнее практическая задача, тем выше и ответственнее роль теории, дающей необходимые для ее решения мировоззренческие, научные, духовно-нравственные ориентиры.

Список литературы

  1. Взаимодействие общества и природы. Философско-методологические аспекты экологической проблемы/под. ред. Е.Т.Фадеев. – Москва:Наука, 1986. – 352 с.
  2. Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. Теория отражения и современное естествознание и социальное познание. Т. II/под. ред. Т.Павлов. – София:Наука и искусство, 1981. –758 с.
  3. Основи екології: Підручник / Г. О. Білявський, Р.С. Фурдуй, І.Ю. Костюков. – К.: Либідь, 2004. – 408 с.
  4. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: Учеб. пособие для нач. проф. образования. – 2-е изд., стереотип. – М.: ИРПО; Изд. центр «Академия», 2000. – 384 с.

уникальную .

Доработать
  1. Проблемы взаимодействия человека и природы
  2. Экологический подход к существованию человека
  3. Природа перспективы развития человека

Логическое задание
Список использованной литературы

1. Проблемы взаимодействия человека и природы

Современный этап общественного развития характеризуется обострением противоречий во взаимодействии общества и природы. Использование новейших технических средств превратило человеческую деятельность в мощную геологическую силу, превосходящую по своим масштабам действие стихийных сил природы. Ныне в хозяйственный оборот вовлечены громадные территории. Подсчитано, в частности, что человек эксплуатирует около 55% суши, использует 50% прироста леса, добывает около 150 млрд. т полезных ископаемых. Более того, эти показатели значительно возрастут уже в ближайшие годы, что не может не сказаться на характере протекания природных процессов.

Беспрецедентное возрастание научно-технического потенциала подняло на качественно новую ступень возможности человека по преобразованию окружающей его природной среды и открыло перед ним необычайные перспективы. В то же время во взаимодействии человека с природной средой его обитания проявляется все больше тревожных симптомов опасности, грозящей существованию планеты Земля и всего человеческого рода. Имеются в виду прогрессирующее загрязнение природной среды продуктами техногенного происхождения, угроза исчерпания природных ресурсов, изменение климата и т. д., а также проблемы, которые и в прошлом стояли перед человечеством (нехватка продовольствия и др.), но сейчас заметно обострились, особенно в развивающихся странах в связи с демографическим взрывом и другими обстоятельствами.

Широкий круг вопросов, связанных с взаимодействием современного общества с природной средой, объединяется под общим названием экологической проблемы. Слово «экология» в последние годы стало очень модным. И сфера его применения существенно расширилась с того момента, когда 3. Геккель более ста лет тому назад предложил его для обозначения конкретного научного направления, изучающего взаимоотношения животных и рас гений со средой их обитания. Слово «экология» сейчас встречается в лозунгах, под которыми проходят демонстрации в западных странах (так называемое движение «зеленых»); упоминается в официальных государственных документах, в статьях ученых, юристов, журналистов и представителей других профессий. Экологический взгляд на мир в самом широком смысле слова предполагает при определении ценностей и приоритетов человеческой деятельности учет последствий влияния, которое эта деятельность оказывает на природную среду, равно как и влияние природной среды на человека.

От понятия экологии как точки зрения следует отличать, по крайней мере, еще два случая употребления этого термина. Первый из них характерен для современной науки, в которой под экологией традиционно понимается раздел биологии, изучающий взаимоотношения живых существ с окружающей их средой (в русле понимания экологии, идущего от Геккеля) Второй вариант употребления термина «экология» чаще встречается в трудах философов, географов и представителей других профессий, интересующихся соответствующей проблематикой. В этом случае имеют в виду некое синтетическое научное направление или совокупность существующих направлений, изучающих проблему взаимоотношения человеческого общества со средой его обитания и называемых чаще всего экологией человека, социальной экологией, глобальной экологией и даже современной экологией в отличие от традиционной экологии. В данной работе без специальной оговорки термины «экология» и «экологическая проблема» будут пониматься многоемко.

Проблема взаимоотношения человека и природы во всей целостности всегда была предметом глубокого философского интереса к ней так или иначе обращались крупнейшие мыслители прошлого, пытавшиеся определить место и роль человека в Универсуме. В связи с этим встает вопрос, как соотносится экологическая проблема, ставшая одной из наиболее актуальных и требующая неотложных естественно-научных, технико-экономических и социально-политических решений, с вечной философской проблемой взаимоотношений человека и природы?

Философское поле анализа данной проблемы простирается от человека, взятого во всей его целостности, до природы в трех ее основных значениях: 1) Универсума; 2) соотносящейся с обществом части Универсума, 3) внутренней основы человека. Экологическое поле значительно уже. Базисным для экологии является почерпнутое из понятийного аппарата экологии животных и растений понятие среды, его можно определить как часть природы, в которой существует человек, средоточием которой он является, непосредственно сталкиваясь с ней в своей деятельности. Термин «природная среда» имеет важный практический и психологический смысл, поскольку акцентирует внимание именно на той части природы, в центре которой находится человек и которая является сферой его обитания и объектом изучения и преобразования. Важность этого термина определяется еще и тем, что природа все в большей степени понимается в наше время как нечто внешнее для человека и противостоящее ему. Понятие же «природная среда» подводит природу к человеку, ориентирует на рассмотрение природы для человека. Природная среда - природа, влияющая на нас, природа для нас. Усиление влияния человека на природу и обратного влияния природы на человека и фиксация внимания на этом отражаются в понятии «природная среда».

В отечественной экологической литературе часто употребляется термин «окружающая среда» как перевод английского слова «environment». С точки зрения традиций русского языка этот термин менее точен, чем понятие «природная среда», ибо под окружающей средой обычно понимается не только окружающая человека природа, но также и человеческое окружение. В тех случаях, когда речь идет о среде, окружающей отдельного индивида или некоторый человеческий коллектив, данное различие следует иметь в виду. Если же говорят о человечестве в целом, то понятие «окружающая среда» можно считать синонимом понятия «природная среда». Тем не менее различия остаются в содержательном плане, если учесть хотя бы этимологию русских слов «природа» и «среда». В понятии «природа» отражается генетический аспект происхождения человека (слово «природа» сокоренно словам «род», «родник»), чего нет в понятии «среда». На конкретно-экологическом уровне это различие может элиминироваться, но оно приобретает важное значение на уровне философского анализа.

Следует отметить, что между философским и конкретно-экологическим уровнями, как и между понятиями «природа» и «природная среда», нет непроходимой пропасти. Совокупность учитываемых характеристик природной среды возрастает по мере того, как человек получает все больше информации о влиянии природы на его существование и все большую часть природы превращает в среду своего обитания. В теоретическом же плане, имея в виду известное диалектическое положение «все связано со всем», понятие «природная среда» можно рассматривать в качестве некоторого эквивалента понятию «природа» в значении Части Универсума, соотносящейся с человеческим обществом.

Экологическую точку зрения приближают к философии и обстоятельства иного плана. Экология в широком смысле слова пытается определить место человека в окружающей его природной среде, в то время как философия размышляет о месте человека в Универсуме. Экология обращена в будущее и стремится к возможно более далекому прогнозу, философия обращена в бесконечность и вечность. Поэтому можно сказать, что экология есть нечто переходное между конкретными науками и философией в предметом плане, так же как общая методология является переходной от конкретных наук к философии в гносеологическом плане. Есть и другие обстоятельства, сближающие философию с экологией, о которых будет сказано позже. Отсюда, однако, не следует, будто можно отождествить экологическую проблему с философской проблемой взаимоотношений человека и природы.

Последнее возможно только в том случае, если бы экологическая проблема включила в себя проблему человека, т. е. преодолела границы самой себя. Обычно же разговоры об экологической философии не идут дальше экстраполяции на философскую проблему взаимодействия человека и природы данных экологии растений и животных. Такая философия ограничивается представлением, по которому главная проблема, стоящая перед человечеством, - проблема выживания (сообразно тому, как смотрит эколог на цели биологических организмов и сообществ), а основное средство ее решения - обеспечение равновесия человека со средой его обитания (аналогично стратегии развития естественных экологических систем). Подобная точка зрения была бы в какой-то мере оправдана в том случае, если бы у человечества осталась одна важная проблема - экологическая и не было бы других социальных проблем, решение которых, кстати сказать, во многом связано и определяет решение экологической проблемы.

Данное соображение, конечно, не должно ставить под сомнение ни актуальность самой экологической проблемы, ни значение философской проблемы взаимоотношений человека и природы, ни действенность философского анализа экологической проблематики, которую философ рассматривает на своем уровне, как и любую иную. Философский взгляд на современную экологическую ситуацию может оказаться плодотворным для правильной постановки экологической проблемы, глубокого и всестороннего ее осмысления и выработки глобально-экологической стратегии. Более того, потребность в философском подходе всегда возрастает в трудные и переломные периоды развития общества, и философский взгляд особенно важен при осложнении какой-либо проблемы, когда обсуждению начинают подвергать основополагающие принципы, относящиеся к ней. При этом часто положение обостряется и требует эффективных конкретных решений, которые трудно найти именно потому, что необходима выработка новых принципов, на которых основывалась бы человеческая деятельность в данной области.

В подходе к решению экологических проблем можно выделить три главных направления. Они формируют основные стратегии природоохранительной деятельности: ограничительную, стратегию оптимизации, стратегию замкнутых циклов.

Ограничительная стратегия в качестве главного средства предотвращения экологических катастроф предлагает ограничение развития производства и соответственно потребления. С этой точки зрения всякий рост производства чреват увеличением нагрузки на природную среду. Следовательно, сама по себе тенденция к непрерывному экономическому росту неизбежно увеличивает экологическую напряженность. Сторонники ограничительной стратегии настаивают на «нулевом росте», требуют немедленного закрытия экологически вредных производств, призывают к добровольному ограничению потребления и т.д.

Стратегия оптимизации предполагает нахождение оптимального уровня взаимодействия общества и природы. Такой уровень, разумеется, должен не превышать критического порога загрязнения. Он должен быть таким, чтобы был возможен обмен веществ между обществом и природой, не отражающийся отрицательно на состоянии окружающей среды.

Стратегия замкнутых циклов предполагает создание производств, построенных по циклическому принципу, за счет чего достигается изоляция производства от воздействия на окружающую среду. Замкнутые циклы возможны при использовании биотехнологии, позволяющей перерабатывать неорганические отходы производства в органические вещества. Последние вновь могут быть использованы для создания полезных человеку продуктов.

Названные три стратегии не являются альтернативными: в зависимости от конкретных обстоятельств может быть применена та или другая стратегия. Две последние (оптимизации и замкнутых циклов) сильно зависят от технологического совершенства производственного процесса. Первая же (ограничительная) не всегда возможна там, где уровень производства и потребления и соответственно качество жизни невысоки. Все три стратегии противостоят безоглядному и хищнически - расточительному отношению к природе. Они основаны на понимании выживания человечества.

Сейчас формулируется концепция «устойчивого развития», то что академик Н.Моисеев назвал стратегией человечества. В ракурсе построения этой глобальной стратегии идет прогнозный поиск выхода из экологического кризиса. В центре его находятся те действия, которые люди Земли должны предпринять для обеспечения сопряженного развития Человека и Природы. Биосфера планеты уже пришла в состояние неравновесия и эта ее нестабильность все более и более усугубляется. Уже ясно, что людям Земли придется (хочется того или нет) уменьшить свои потребительские аппетиты. И в первую очередь чрезмерную гордыню и изнеженную комфортность господствующих элит. Нравится это благоденствующим верхам или нет, но без утверждения справедливости покоя не будет. Но как же всего этого добиться? Этого в полном объеме никто не знает. И главная цель прогнозистов ныне состоит в том, чтобы дать анализ альтернатив деятельности, хода и исхода глобальных процессов.

Нет сейчас надежных социальных теории и философско-аптропологических концепций, в рамках которых можно было бы более или менее определенно охарактеризовать наше сегодня и тем более - завтра. Страх, тревога, беспокойство пронизывают все пласты человеческого существования. Один из влиятельных американских философов Ричард Popти; весной 1995 г. в Институте философии РАН рассказал, что в американском философском сообществе все настолько утомлены, что надеются на появление чего-то, но никто не имеет ни малейшего представления о том, каким оно должно быть.

Из всего выше сказанного следует, что главным звеном в решении экологических проблем является человек, вооруженный необходимыми знаниями. И здесь залогом успеха послужит хорошая подготовка специалистов по экологическим проблемам. В то же время необходима широкая пропаганда экологических знаний среди населения, способствующая формированию у людей экологического сознания. А это в свою очередь требует активного взаимодействия самых различных областей знания, обеспечивающих разностороннюю подачу информации о многообразных аспектах природы, общества и их взаимоотношений.

Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную .

Доработать
  • Следующий материал →

    Философы древней Греции о воспитании и обучении детей

  • ← Предыдущий материал

    Философская мысль Беларуси

Проблема взаимоотношений человека и природы во всей её целостности всегда была предметом глубокого философского интереса. К ней, так или иначе, обращались крупнейшие мыслители прошлого, пытавшие определить место и роль человека в универсуме. В связи с этим встаёт вопрос: как соотносится экологическая проблема, ставшая одной из наиболее актуальных и требующих неотложных естественнонаучных, технико-экономических и социально-политических решений, с вечно философской проблемой взаимоотношений человека и природы?

Философское поле анализа простирается от человека, взятого во всей его целостности, до природы в трёх её основных значениях: универсума, соотносящейся с человеческим обществом части универсума и внутренней основы человека. Экологическое поле уже. Базисным для экологии является почерпнутое из понятийного аппарата экологии животных и растений понятие среды. Среду можно определить как часть природы, в которой существует человек, средоточием которой он является, непосредственно сталкиваясь с ней в своей деятельности.(9)

Между философским и конкретно-экологическим уровнями, как и между понятиями “природа” и “природная среда “, нет непроходимой пропасти. Совокупность учитываемых характеристик природной среды возрастает по мере того, как человек получает всё больше информации о влиянии природы на его существование и всё большую часть природы превращает в среду своего обитания.

Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако, не оставалась постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом.

С одной стороны, по мере развития производительных сил общества, по мере того, как взаимоотношения человека с естественной средой обитания всё более опосредовались создаваемой им “ второй природой “, человек повышал свою защищенность от негативных воздействий природы и стихийных бедствий, что позволяло не только обеспечить более стабильные комфортные условия существования, но и осваивать для обитания и для продуктивного труда все новые территории.

Поскольку главный канал связи между человеком и природой идет через производство, специфика взаимоотношений человека с природной средой и перспективы их существеннейшим образом зависят от уровня развития производительных сил общества и характера производственных отношений. Бурный рост первых и несоответствие, в которое они приходят со вторыми, определяют социальные корни экологических трудностей, но также создают и соответствующие предпосылки их преодоления. Становление классового общества, развитие системы товарно - денежных отношений и классово - обусловленных форм разделения труда, сопровождающееся «разделением» (Ф. Энгельс) индивида, отчуждением его результата труда и трудовой деятельности, а стало быть, само отчуждением, ведёт его к отчуждению от преобразуемой природной среды, к ощущению его разрыва с природой.

В наши дни эта зависимость нередко обнаруживается крайне драматическим образом, поскольку масштабы применения многих видов ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности, да и просто для существования человечества, приводят к исчерпанию имеющихся на планете запасов этих ресурсов. В орбиту человеческой деятельности вовлекается неуклонно расширяющийся спектр процессов, явлений и веществ природы, которые к тому же используются с нарастающей интенсивностью, так что человеческое общество втягивается во всё более тесные и многообразные связи с миром окружающей природы.

Таким образом, не только человек зависит от природы, но и сама окружающая человека природа зависит от него, от масштабов, форм и направлений его деятельности. И эта зависимость природы от человека проявляется не только в интенсивном, достигающем предельных значений, вовлечении в его деятельность природных ресурсов, но и в глубоких и нередко негативных воздействиях самой этой деятельности на окружающую среду.

Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в результате бурного роста промышленного производства во всём мире, причём производства, которое опирается на существующие многоотходные технологии, достигло предельных, критических форм и размеров. Во весь рост встал вопрос об угрозе самому существованию человечества вследствие исчерпания природных ресурсов и опасного для жизни человека загрязнения среды его обитания. Именно этими противоречиями во взаимоотношениях общества и природы и определяется существо экологической проблемы.

Получают распространение две противоположные концепции: покорения природы и подчинения ей. В первом варианте люди обязываются ещё более усилить борьбу с природой и упускается из виду то, что человек борется с породившей его природой, т.е. с естественной основой своего существования и стало быть, такую борьбу необходимо вести очень осторожно. Противоположный вариант (только подчинение человека природе) тоже чреват опасностями прежде всего потому, что требует отказа от творческой, преобразующей деятельности людей по отношению к природе.

Природа выступает в качестве предпосылки и условия развития общества.

Общество - это обособившаяся часть природы, человек - вершина эволюции.

«Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течении, по крайней мере, двух миллиардов лет» (5).

Являясь частью природы, человек постепенно, в процессе труда и общения формировался как социальное существо. Собственно, в философско-методолоческом плане проблема - « общество - природа » - встаёт перед нами как проблема взаимоотношения биосоциального существа - человека с окружающей его природной средой. Природа является основанием жизни человека, его физического и духовного развития.

Человек в ходе практической деятельности постепенно покорил своей воле животный и растительный мир, поставил себе на службу « органическую силу природы », приступил к производству. С этого времени можно сказать, что человек окончательно нарушил неписаный « договор » с природой и только через тысячелетия научился в той или иной мере предвидеть отдаленные последствия своего активного вмешательства в природу. Он понял, что своими действиями нарушил равновесие в природе. Одним из первых философов, поставивших вопрос о плате человечества за прогресс в производительных силах, был Ф. Энгельс, который писал, что не стоит слишком « слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых» (15). В сущности, после победы над животным и растительным миром у человека остался только один враг - он сам.

Сегодня нам стало понятно, что эти непредвиденные последствия распространяются не только на природу, но и на многие сферы человеческой жизни.

Как же сделать, чтобы преобразования в средствах производства уменьшили своё негативное воздействие на природную сферу, чтобы расцвет науки и техники не обесценивал эмоциональную нравственную сферу?

«Расстыкованность» разных осей социального прогресса приводит к поистине кризисной ситуации. Иными словами, перед человечеством встала задача научиться сочетать изменения в научно-технической, социальной и духовной сферах, чтобы между ними не разрушалась естественная гармония.

Осознав свою ответственность перед природой, общество постепенно выработало целую систему религиозных запретов и государственных законов, регулирующих отношение человека с окружающей средой. Известно, что многие первобытные племена карали нарушителей таких запретов не - медленной смертью. Такая же участь ожидала и тех, кто убивал животных больше, чем это было необходимо для пропитания. Нужно отдать должное народам древних государств Азии, которые первыми стали разрабатывать указы об охране животного и растительного мира. Считают, например, что монголы загибали носки своих сапог для того, чтобы не повредить травя - ной покров степей.

Работы Декарта и Бэкона положили начало тенденции, характерной для классического естествознания, обоснования всемогущей роли человеческого разума как основного орудия познания и покорения природы. Человечество, постепенно освобождаясь от гнёта природных уз и от сковывающего инициативу влияния авторитетов, устами этих двух мыслителей заявило о своей уникальности в системе природы и о безграничных своих возможностях в предстоящем процессе освоения её богатств. Ф. Бэкон большое внимание уделял разработке путей освобождения человеческого разума от опеки догм и авторитетов (идолов), приближал время его « совершенствования», за которым должно последовать « улучшение положения человека и расширение его власти над природой» (4). Он призывал людей оставить взаимные распри и объединить свои усилия для захвата « штурмом неприступных крепостей» природы (3).

Р. Декарт основной своей задачей считал создание «практической» философии, при «помощи которой, зная силу и действие огня, воды, воздуха, звёзд, небес и всех других окружающих нас тел так же отчётливо, как мы знаем различные занятия наших ремесленников, мы могли бы точно таким же способом использовать их для всевозможных применений и тем самым сделать хозяевами и господами природы» (10).

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно отметить две тенденции в развитии взаимоотношений между человеком и природой:

начиная с далёкого прошлого, мера господства человека над природой постоянно расширяется, ускоряющимися темпами увеличивается состав веществ и энергий, вовлекаемых в сферу производительного труда, а современная научно-техническая революция открывает перспективу абсолютной власти человека над природными процессами в планетарном масштабе,

2) неуклонно нарастает дисгармония в отношениях между человеком и природой. Каждая качественно новая ступень в деле овладения силами природы оказывается «прогрессом» и в деле разрушения естественного базиса человеческого существования. Следствием этих тенденций стало возникновение экологии - учения о взаимоотношении организмов с окружающей средой на различных уровнях организации живого.