Правила чтения сборочных чертежей, условности и упрощения. Конспект урока черчения на тему "чтение сборочных чертежей" Практическая работа номер 18 чтение сборочных чертежей

Урок разработан учителем

Горловской общеобразовательной

школы І – ІІ № 35

Душкиной И. А.
Урок №19 (урок № 5 в теме № 13 «Чтение и деталировка сборочных чертежей»)

Дата ………..

Класс 9

Тема: Деталирование сборочных чертежей. Назначение и содержание

процесса деталирования сборочных чертежей.

Цели урока:


  • Образовательная: ознакомить учащихся с понятием, назначением и содержанием процесса деталирования по сборочным чертежам, закрепление умений учеников в чтении сборочного чертежа и написания чертежного шрифта, ориентирование на инженерные профессии

  • Воспитательная: способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, культуры труда и бережного отношению к чертежным инструментам.

  • Развивающая: способствовать дальнейшему развитию памяти, внимания, глазомера; способствовать развитию логического, аналитического и пространственного мышления; способствовать развитию интереса к техническим дисциплинам и конструированию.
Учебные пособия, чертежные инструменты, принадлежности и материалы.

Для учителя:


  • учебник «Черчение.8 – 9кл.» под ред. В.К. Сидоренко

  • ребус «Деталирование»

  • учебные таблицы, содержащие: 1) изображение сборочного чертежа изделия, 2) изображение чертежей деталей, полученных в процессе деталирования этого сборочного чертежа

  • электронный вариант таблиц, заданий для игры, карточек (при наличии необходимого оборудования)

  • видеофильмы по деталированию различных изделий: https://www.youtube.com/watch?v=7EGiOTD1awI&list=PLElpKZ5QlQVjbn4gsXkK_8frV4PyaFA_C

  • мел для работы на доске.
Для обучающихся: учебник, ученическая тетрадь в клетку, чертежные

принадлежности и инструменты.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока


  1. Организационный этап:
- приветствие

Организация рабочего места обучающихся, выдача недостающих учебных пособий, чертежных инструментов, принадлежностей и материалов из фонда кабинета для работы на данном занятии. Проверка готовности к уроку.

Проверка явки обучающихся.

Заполнение учителем классного журнала

Объявление темы урока и запись чертежным шрифтом в тетрадь.
3.Актуализация опорных знаний
Повторение и закрепление изученного материала на предыдущих уроках проведем в игровой форме «Да - Нет». Вам будут предложены вопросы, которые требуют ответа «Да» или «Нет». Ответ «Да» мы приветствуем хлопком (аплодисменты), ответ «Нет» отмечаем тишиной. Начинаем. Будьте внимательны!

1.Сборочный чертеж – это

а) изображение детали, содержащее необходимые сведения для ее изготовления - НЕТ

б) эскизы отдельных деталей, входящих в сборочную единицу - НЕТ

в) наглядное изображение сборочной единицы - НЕТ

г) чертеж, содержащий изображение изделий из нескольких деталей, выполняющих одну или несколько функций, а также данные для ее сборки и контроля – ДА

2. Соединения деталей бывают:

а) симметричные - НЕТ

б) несимметричные- НЕТ

в) разъемные - ДА

г) неразъемные - ДА

д) комбинированные – НЕТ
3. Разъемные соединения – это
а) соединения, которые можно разобрать, разрушив 1 – 2 детали, входящих в их состав - НЕТ

б) соединения, которые можно разобрать, не разрушая деталей, входящих в их состав - ДА

в) соединения, которые можно разобрать, разрушив все детали, а потом соединить, используя различные ремонтные работы (склеивание, пайку и т.д.) – НЕТ

4. К разъемным соединениям относят:

а) болтовое - ДА

б) заклепочное - НЕТ

в) шпилечное - ДА

г) сварное - НЕТ

д) шпоночное - ДА

е) клеевое - НЕТ

ж) винтовое - ДА

з) штифтовое - ДА
5. Чтение чертежей имеет такие этапы работы:
а) изучается основная надпись - ДА

б) определяются изображения, которыми представлено изделие –ДА

в) выполняется наглядное изображение сборочной единицы – НЕТ

г) изучается спецификация и определяется форма отдельных деталей – ДА

д) выполняется чертеж сборочной единицы – НЕТ

е) определяется, как соединены детали между собой – ДА

ж) изучаются дополнительные сведения, надписи, размеры - ДА

Игра закончена. Есть ребята, которые не ошиблись ни разу? Молодцы!

Всегда нужно помнить, что в учении самое главное – это установление истины. Если вы ошиблись, то сейчас вы запомнили верные ответы.
3. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы углубим и систематизируем свои знания о сборочных чертежах, что позволит нам на следующих уроках, успешно выполнить практическую работу по деталированию сборочного чертежа

Объявление целей и задач урока:

Сегодня на уроке мы должны:


  • Познакомиться с понятием деталирования по сборочному чертежу, его назначением и содержанием процесса деталировки

  • Как всегда мы должны быть внимательны, мыслить, анализировать, представлять и не тратить напрасно время.
4. Объяснение нового материала.

  • Запишем в тетрадях число и тему урока. Пишем аккуратно чертежным шрифтом «Деталирование сборочных чертежей».
Изделия, состоящие из нескольких деталей, собирают по сборочным чертежам. Но чтобы собрать изделие по сборочному чертежу, нужно предварительно изготовить детали, а значит, нужно выполнить чертежи, по которым на производстве эти детали изготовят.

Процесс составления чертежей деталей по чертежам изделий, состоящих из нескольких деталей, называют деталированием.

Перед началом деталирования следует прочитать сборочный чертеж. Это дает возможность определить строение изделия, взаимодействие его составных частей и их назначение. Этот процесс предусматривает условное расчленение изделия на отдельные детали и выполнение чертежей каждой из них (это выполняется в конструкторских бюро). По этим чертежам на производстве изготавливают детали рабочие различных профилей (к примеру, токари), и только потом в сборочном цехе из деталей по сборочному чертежу собирают изделие сборщики.

Рассмотрим суть процесса деталирования на примере сборочной единицы «Упор». Она станет ясна, если мы сопоставим 2 чертежа.

На первом чертеже мы видим сборочный чертеж и наглядное изображение изделия, на другом – это изделие расчленено на отдельные детали и выполнены рабочие чертежи двух деталей. Давайте внимательно изучим эти изображения. (Учащиеся рассматривают чертежи)

Проблемная ситуация.

По спецификации мы видим, что сборочная единица состоит из 5 деталей. Назовите их (корпус, сухарь, винт, шпилька, гайка) Почему же чертежи составлены только на 2 детали?

Минута на обдумывание. Ваши версии!

(Дети должны определить, что на изображении не составлены чертежи на элементы крепежных соединений – винт, шпилька и гайка, а их чертежи и остальные данные, как мы знаем из предыдущих уроков, находятся в специальных машиностроительных справочниках, потому что это СТАНДАРТНЫЕ детали)

Вывод: на стандартные детали рабочие чертежи не составляются.

Чтобы облегчить работу по составлению чертежей, рекомендуется это выполнять в таком порядке:


  1. Прочитать чертеж изделия в изученной ранее последовательности, обратив особое внимание на форму деталей, их назначение и взаимодействие.

  2. Мысленно разобрать изделие на отдельные детали.

  3. Выделить стандартизованные детали, на которые не составляют чертежи.

  4. Определить число изображений, необходимых при вычерчивании каждой детали. При этом нельзя копировать его с чертежа, подлежащего деталированию.
Проблемный вопрос: почему нельзя копировать количество изображений со сборочного чертежа на рабочий чертеж?

(Дети сами должны ответить, что количество видов на чертеже должно быть МИНИМАЛЬНЫМ, но ДОСТАТОЧНЫМ для изготовления детали. Для сокращения количества изображений есть различные условности, знаки, еще можно применить разрезы, сечения. Например, цилиндрические поверхности можно изобразить 1 видом в сочетании с разрезом, а сборочный чертеж содержит 2 или 3 вида и на всех видах есть этот элемент. На рассматриваемых чертежах деталь сухарь, которая выполнена на фронтальном и профильном виде, а при выполнении рабочего чертежа деталь изображена во фронтальном разрезе и горизонтальном виде. Если учащиеся затрудняются сделать такой вывод, учитель помогает)


  1. Найти сопрягаемые поверхности деталей, т. е. поверхности, взаимодействующие с поверхностями других деталей (к примеру в шпоночных соединениях шпонка и шпоночный паз на валу). Необходимо обязательно пользоваться справочниками, особенно, если деталь встретилась вам впервые, или что-то забылось. Это помогает разгрузить память от обилия информации, ускоряет выполнение работы, или наоборот, даст вам больше сведений.
Посмотрите на следующую чертеж. При изучении соединений мы не сталкивались с такими деталями. Именно в справочнике, вы найдете ее изображение, размеры, другие необходимые данные. Деталь называется «Шплинт»

Например, в спецификации сборочного чертежа встретилось обозначение: «Шплинт 1,5 х 15 ГОСТ 397-79». Вы не знаете, какую форму имеет деталь и что означают цифры в этой записи. Из справочника узнаем, что деталь имеет такую форму, Обозначение надо понимать так: шплинт для отверстий диаметра d = 1,5 мм, длина шплинта 15 мм.


  • Выполнять деталирование каждой детали необходимо на отдельных листах. Их формат зависит от масштаба.

  • Основную надпись необходимо заполнять, используя данные спецификации.
Теперь давайте попробуем выполнить устное деталирование изделия «Кривошип»

5. Практическая работа (совместно с учителем)

На рисунке дано наглядное изображение кривошипа. Кривошип передает движение от шатуна к валу, превращая поступательное движение поршня во вращательное движение вала.

Схема работы кривошипа

На рисунке ниже приведен чертеж кривошипа. Он представляет собой эксцентрично расположенный палец (дет. 2), соединенный посредством плеча (дет. 1) с валом (дет. 3), которому сообщает вращательное движение. С пальцем кривошипа шарнирно соединяется шатун, идущий от поршня.

Чтение чертежа

Прочитав чертеж, устанавливаем по спецификации, что на нем изображен кривошип. Даны главный вид и разрез. Главный вид содержит местный разрез. Изображение детали 3 также содержит местный разрез.


  • Деталь 6 - болт имеет головку в виде шестиугольной призмы. Основные размеры болта: резьба Мб, длина стержня 25 мм. Это мы узнаем из спецификации. Зная номер стандарта, можно определить «размер под ключ» (он равен 10 мм), высоту головки (4 мм) и другие размеры.

  • Деталь 5 - гайка с резьбой Мб имеет форму шестиугольной призмы.

  • Деталь 2 называется «палец». Он состоит из трех цилиндров и усеченного конуса. Конический конец детали 2 расклепан, что обеспечивает неподвижность соединения с деталью 1.

  • Шпонка (дет. 4) призматическая. Высота и ширина шпонки по 6 мм, длина 14 мм. Это мы также узнаем из спецификации.

  • В детали «плечо» четыре отверстия: одно коническое, второе цилиндрическое под вал диаметром 21 мм и два также цилиндрических под болт Мб. Болт и гайка служат для стягивания лапок плеча, которое зажимает вал. Детали / и 3 соединяются призматической шпонкой.

  • Размеры диаметр 16 и 24 являются присоединительными, размер 160 габаритный.

  • На детали 4, 5 а 6 составлять чертежи не надо, так как они стандартизованы.
Таким образом, чертеж прочитан. Изделие мысленно разобрано на отдельные детали. Выделены те из них, на которые нужно составить чертежи, определив необходимое количество изображений, положение для главного вида, отметив сопрягаемые поверхности и выбрав масштаб.
Выполнение чертежей

Деталь «Палец» выполнен в одном виде, так как форма его полностью выявляется, хотя на сборочном чертеже он изображен на 2 проекциях.

Следующая деталь «Плечо». Чертеж приведен ниже. Обратите внимание. На нем появились размеры, которые не были указаны на сборочном чертеже. Они определены с помощью углового масштаба. Как это выполняется мы изучим на следующих уроках.

Деталь «Вал» не выполняется, так как форма ее общеизвестна, а размеры шпоночного паза 6 и 2,8 мм, который имеется в нем взяты из справочной таблицы
Размеры сопрягаемых поверхностей (для диаметров 16 и 21) взаимно согласованы.


Деталирование выполнено.

6. Домашнее задание:


  • Прочесть материал учебника на стр.195-198

  • Разобрать устно деталирование на рис. 237, 238

  • Творческое задание по желанию и выбору обучающихся составить кроссворд или ребус с ключевым словом «Деталирование»
7. Подведение итогов урока.

  • Учитель дает общую характеристику учебной деятельности на уроке; при этом сообщает им о достижении целей урока, выявленных недостатках и путях их устранения;

  • объективно оценивает результаты коллективного и индивидуального труда, отмечает лучших.

Рефлексия:

Сегодня я предлагаю вам оценить свое состояние после урока по графику.


8. В свободную минуту – просмотр видео (ссылка в оборудовании урока) при наличии необходимого оборудования

Приложение

1 Сборочный чертеж и наглядное изображение «Упор»

№ 2. Отдельные детали «Упора» и чертежи деталей

№ 3. Шплинт

№ 4 Кривошип

№5. Сборочный чертеж кривошипа

№6 Схема работы кривошипа

№ 8 Чертеж детали 2 кривошипа

Урок разработан учителем

Горловской общеобразовательной

ш колы І – ІІ № 35

Душкиной И. А.

Урок № 18 (№ 4 в теме № 13 «Чтение и деталировка сборочных чертежей»)

Дата …………

Класс 9

Тема: практическая работа по теме «Чтение сборочных чертежей по

плану»

Цели урока:

    Образовательная: проверить знания, умения и навыки обучающихся в чтении сборочных чертежей по приведенному плану, закрепить навыки чтения сборочных чертежей и написании записей чертежным шрифтом.

    Воспитательная: способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, культуры труда.

    Развивающая: способствовать дальнейшему развитию памяти, внимания, глазомера; логического, аналитического и пространственного мышления.

Учебные пособия, чертежные инструменты, принадлежности и материалы.

Для учителя:

    учебник «Черчение.8 – 9кл.» под ред. В.К. Сидоренко

    учебные таблицы, содержащие изображение сборочных чертежей несложных сборочных единиц, написания чертежного шрифта

    дидактические материалы (карточки – задания) под редакцией Е.А. Василенко

    таблица «Рефлексия»

    электронный вариант таблиц, карточек (при наличии необходимого оборудования)

Для обучающихся: формат А4 в клетку, карточки с заданиями, чертежные

принадлежности и инструменты.

Тип урока: контроля и коррекции знаний, умений и навыков

Ход урока

1. Организационный этап:

Приветствие

Организация рабочего места обучающихся, выдача карточек с заданиями, чертежных инструментов, принадлежностей и материалов из фонда кабинета для работы на данном занятии. Проверка готовности к уроку.

Проверка явки обучающихся.

Заполнение учителем классного журнала

Объявление темы урока.

2.Актуализация опорных знаний и проверка домашнего задания.

    Учитель визуально проверяет выполнение домашнего задания

3. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы проверяем ваши знания, умения и навыки в чтении сборочных чертежей с учетом изученных условностей и упрощений, которые вы получили на предыдущих занятиях и при самоподготовке к практической работе. Я надеюсь, что это позволит успешно выполнить сегодняшнюю практическую работу и на следующем уроке приступить к изучению темы «Деталирование сборочных чертежей»

Объявление целей и задач урока:

Сегодня на уроке:

    Ученики самостоятельно должны прочитать сборочный чертеж по приведенному плану

    Выполнить технический рисунок указанной в карточке-задании детали

    Выявить недочеты и пробелы в знаниях для их коррекции и восполнения в домашней подготовке к последующим урокам

    При этом мы должны быть внимательны, мыслить, анализировать, представлять и не тратить напрасно время

    Успеха в работе

4. Практическая работа. Формирование умений и навыков.

4.1. Выдача индивидуальных карточек – заданий 10 вариантов(прилагаются)

4.2. Ответы на вопросы по заданию, если возникли.

4.3. Самостоятельная работа обучающихся под визуальным контролем учителя.

5. Подведение итогов урока.

    Учитель дает общую характеристику учебной деятельности на уроке;

    Собирает работы

Рефлексия: продолжи предложение:

    Я не думал(а), что….

    Я обязательно…….

    Мне показалось, что…….

    Мне не понравилось………

    Думаю, что мне потребуется………

6. Домашнее задание:

    Повторить материал по теме «Чтение сборочных чертежей»

    По желанию учащихся выполнить творческое задание по изученному разделу (подготовить электронную презентацию, составить кроссворд, ребус – по выбору)

Приложение

Вариант № 1

Задание 1.

Задание 2.

Вариант № 2

Задание 1. Прочтите сборочный чертеж по приведеному плану.

Задание 2. Выполните технический рисунок детали 1.

Вариант № 3

Задание 1. Прочтите сборочный чертеж по приведеному плану.

Задание 2. Выполните технический рисунок детали 1.

Вариант № 4

Задание 1. Прочтите сборочный чертеж по приведеному плану.

Задание 2. Выполните технический рисунок детали 1.

Вариант № 5

Задание 1. Прочтите сборочный чертеж по приведеному плану.

Задание 2 . Выполните технический рисунок детали 3.

Вариант № 6

Задание 1. Прочтите сборочный чертеж по приведеному плану.

Задание 2. Выполните технический рисунок детали 1.

Вариант № 7

Задание 1. Прочтите сборочный чертеж по приведеному плану.

Задание 2.

Вариант № 8

Задание 1. Прочтите сборочный чертеж по приведеному плану.

Задание 2. Выполните технический рисунок детали 8.

Вариант № 9

Задание 1. Прочтите сборочный чертеж по приведеному плану.

Задание 2. Выполните технический рисунок детали 2.

Вариант № 10

Задание 1. Прочтите сборочный чертеж по приведеному плану.

Задание 2. Выполните технический рисунок детали 1.

68:31
длительность

0
тестов


9987

Описание курса

Правила чтения сборочных чертежей.

Условности и упрощения на сборочных чертежах.

Практическая работа №18 "Чтение сборочных чертежей".

Чтение сборочных чертежей

1. С применением компьютерной программы с 3D редактором Компас.

2. В рабочей тетради, с применением чертежных инструментов.

Что будет изучено

Правила чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Практическая работа №18 "Чтение сборочных чертежей". Чтение сборочных чертежей
Определение, наглядных изображений, обозначенных буквами, по представленым изделиям, которые содержатся и на сборочных чертежах. Записать в рабочей тетради, на каком из наглядных изображений какое изделие представлено. Форма записи: «На наглядном изображении А вычерчено...» (название изделия взять со сборочного чертежа).

Выполнение упражнений на построение технических рисунков деталей, входящих в изделие по сборочному чертежу.

1. С применением компьютерной программы с 3D редактором Компас. 2. В рабочей тетради, с применением чертежных инструментов.

Занятия проводятся на уроках черчения или технологии с 7 по 9 класс. На кружках технического творчества, факультативах или элективных курсах. При проектировании, когда возникает необходимость в передаче, визуализации, пояснении технических, конструкторских и других идей.

Требования к обучаемому

Данный курс рассчитан на учащихся 8 классов общеобразовательной школы, изучающих черчение, технологию или занимающихся в кружках технического творчества. Обучающийся должен знать: правила построения чертежей в ортоганальных проекциях; аксонометрические проекции; проекции геометрических тел; условности и упрощения, применяемые на сборочных чертежах и чертежах деталей; правила построения разрезов и чечений; интерфейс программы Компас 3D.

Уметь: выполнять чертежи деталей в ортоганальных и аксонометрических проекциях; читать чертежи деталей и сборочные чертежи; мысленно представлять форму отдельной детали в сборочном чертеже.

МБОУ «Тагнинская ООШ»

Заларинского района

Иркутской области

Учитель черчения и технологии

Третьякова Елена Николаевна

Урок черчения 9 класс

Тема урока: Практическая работа № 18 «Чтение сборочных чертежей»

Тип урока: Обобщение и закрепление знаний по теме: «Сборочные чертежи»

Цели и задачи урока:

Оборудование урока: мультимедийный комплекс, презентация, созданная в программе МS Power Point, учебник А. Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский *АСТ*Астрель* Москва*2009 г. Таблицы 16, 17, 18, 19, геометрические фигуры, карточки – задания, образец выполненной работы.

Базовые знания учащихся: -чертеж, -сборочный чертеж, -сборочная единица, -виды разрезов, -правила нанесения размеров, -правила нанесения разрезов, -правила вычерчивания полок выносок, -правила нанесения номеров позиций.

Поурочный контроль: выступление учащихся у доски, чтение чертежей по плакатам, объяснения по экрану, самостоятельная работа по карточкам.

Межпредметные связи:

    Геометрия.

  • технология

Методы и приемы работы: рассказы учащихся, сравнение и чтение чертежей, беседа, дискуссия, работа с таблицами и плакатами, работа с учебником, индивидуальная (дифференцированная работа по карточкам).

Ход урока.

1.Организационный момент.

На уроке нам понадобится фламастеры или цветные карандаши, чертежный инструмент.

Приготовьте ваше рабочее место, оставьте только необходимое.

2.Мотивация учебной деятельности. (слайд 1)

В век развития науки и техники любой, уважающий себя человек, должен уметь разобрать и собрать не сложное изделие, уметь описать его в разговоре с собеседником, набросать эскиз этого изделия на листе бумаги.

(слайд 2)

И чтобы справиться с практической работой и прочитать сборочный чертеж, нам нужно знать основные правила чтения сборочного чертежа и ответить на некоторые вопросы.

3.Формирование знаний, умений и навыков.

    Повторение и закрепление

    Какую форму имеют эти геометрические фигуры? (слайд 3)

Учитель показывает геометрические тела на слайде, а учащиеся должны выбрать их из представленных моделей, назвать и показать.

(слайд 4)

-ответы учащихся (Все размеры на сборочных чертежах не показывают. Показывают габаритные, присоединительные, осевые)

слайд 5)

-ответы учащихся (Фронтальный, горизонтальный, профильный. Полный, соединение части вида и разреза, соединение половины вида и разреза)

4) Как в разрезе сборочного чертежа показывается штриховка разных деталей

(винт, шпонка, болт, шайба, гайка, вал)? (слайд 6)

-ответы учащихся (Эти детали в разрезе не штрихуются, если секущая плоскость прошла вдоль оси симметрии)

(слайд 7)

-ответы учащихся (Спецификация. Вписывается Ф.И. выполняемого чертеж, кто проверил, дата выполнения чертежа, название изделия, названия деталей в изделии по номерам позиций, материал, из которого выполнены детали, размеры стандартных деталей, например винта, болта, гайки, масштаб изображения)

(Слайд 8)

-ответы учащихся (Полки выноски. Строго вертикально по порядку и строго горизонтально)

7) Прочитаем устно сборочный чертеж (слайд 9 ), таблицы 16-19

По таблицам учащиеся читают сборочные чертежи по плану предложенному в учебнике на стр.185-186 параграф 35.

4. Практическая работа № 18

Сейчас я вам напомню, как выполнить задание, которое вам будет дано для практической работы (показываю карточку) и (слайды 10-12)

Карточки разные по сложности - самые легкие, при успешном выполнении, оцениваются на «4» и самые сложные оцениваться будут на «5»

В карточке 4 задания

План – схема на доске (слайд 13)

    Нанести размерные линии.

    Правильно показать разрез (нанести штриховку).

    Правильно показать количество деталей на чертеже при помощи полок – выносок и правильно расставить номера позиций.

Повторить задание (для осмысления выполняемой работы)

А вот карточки с выполненным заданием.

5) Практическая работа учащихся.

6) Проверка и сбор карточек, самопроверка.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ! (Слайд 14)

Литература: Учебник А. Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский *АСТ*Астрель* Москва*2009 г.

Просмотр содержимого презентации
«Чтение сборочных чертежей»

МБОУ «Тагнинская ООШ»

Заларинского района

Иркутской области

Учитель черчения и технологии

Третьякова Елена Николаевна

Урок черчения в 9 классе Тема: Практическая работа № 18 «Чтение сборочных чертежей»


  • Цели и задачи урока:
  • Формировать знания о назначении, оформлении сборочных чертежей.
  • Учить сравнивать и читать рабочие и сборочные чертежи, читать спецификацию.
  • Развивать пространственное мышление и память, как условие подготовки к труду и творческой деятельности.
  • Воспитывать стремление добросовестно и рационально выполнять учебные задания, развивать познавательный интерес и логическое мышление.
  • Познакомить с важнейшими правилами, обозначениями, применяемыми в техническом черчении, и их значением в современной науке и производстве.
  • Способствовать развитию учащихся культуры труда, навыков правильной организации рабочего места, рациональных приёмов работы чертежным инструментом аккуратности и точности в работе.











  • Раскрасить каждую деталь своим цветом.
  • Нанести размерные линии
  • Правильно показать разрез (нанести штриховку)
  • Правильно показать количество деталей на чертеже при помощи полок – выносок и правильно расставить номера позиций


Литература

Учебник А. Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский *АСТ*Астрель* Москва*2009 г.

18.08.2015 4688 575 Ануфриева Елена Юрьевна

Тип урока: урок формирования практических навыков.

Цели урока : сформировать представления об алгоритме чтения сборочного чертежа; научить читать простейшие сборочные чертежи; развивать пространственное мышление; продолжить развитие критического мышления, приобретение опыта коммуникативной деятельности, умения искать необходимую информацию в различных источниках. продолжить формирование положительной мотивации учащихся к изучению черчения, воспитание толерантности по отношению к чужой точке зрения, ответственности за свои поступки.

Оборудование: «Алгоритм чтения сборочного чертежа и наглядного изображения сборочной единицы», тестовые задания, карточки для групповой работы.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Введение в тему урока.
3. Повторение изученного материала.
4. Формирование практических навыков (практическая работа по чтению сборочных чертежей).
5. Закрепление учебного материала.
6. Окончание урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Введение в тему урока

Учитель. Купив какую-либо вещь, мы часто знакомимся с правилами эксплуатации приобретенного изделия, прежде чем начинаем использовать его по назначению. Много лет тому назад я купила вот эту кофемолку и, как каждый владелец новой вещи, вначале прочла руководство по эксплуатации. (Демонстрируется кофемолка, зачитывается фрагмент инструкции по её эксплуатации, в котором речь идет о способе регулировки степени помола кофейных зерен с помощью винта, называемого «Винт – 7»). Где этот «важный» винт – 7? Ответ сразу же был найден при взгляде на сборочный чертеж, сопровождающий текст инструкции.
Конечно, имея дело с простейшим механизмом или конструкцией, часто бывает достаточно лишь внимательно посмотреть на изделие, чтобы разобраться в его устройстве, произвести его наладку или небольшой ремонт. А если речь идет о станке, автомобиле, самолете? Или, например, о корпусной мебели, обычной «стенке»? В этих случаях необходимо уметь работать со сборочным чертежом, надо уметь его читать.
Сообщается тема урока и его основная задача: научиться читать простейшие сборочные чертежи.

III. Повторение изученного материала/ ответить да или нет на утверждение/

1.Сборочный чертеж необходим для изготовления деталей сборочной единицы

2. Позиции, количество, наименование и материалы деталей, входящих в состав сборочной единицы-сведения содержащиеся в спецификации

3.На сборочном чертеже номера позиций деталей указывают на линиях-выносках сначала номера позиций нестандартных деталей, а после стандартных

4. Штриховку в разрезе для двух смежных деталей выполняют линиями разной толщины, разного наклона, причем расстояние между линиями выполняется одинаковым

5.Валы, шпонки, болты, шпильки, все не пустотелые тела, когда их секущая плоскость проходит вдоль их осевой линии называют на чертеже не рассеченными?

6.На сборочном чертеже допускается располагать только главный вид и вид справа с применением необходимых местных разрезов, соблюдая проекционную связь

7.Перечислите название размеров в порядке последовательности прочитанных определений

· Размеры, определяющие предельные внешние или внутренние очертания изделия

· Размеры, по которым изделие крепится на месте монтажа

· Размеры, по которым изделие крепится к другим изделиям

Габаритные, установочные, присоединительные.

8. Эскиз ничем не отличается от рабочего чертежа;

9. Эскиз детали выполняется в глазомерном масштабе;

10. Рабочий чертёж детали должен содержать максимально возможное число видов;

11. На рабочих чертежах детали с тавятся размеры, необходимые для изготовления и контроля изготовления детали.

12. В спецификации указывается вес деталей.

13. Применяются ли упрощения на сборочных чертежах?

14. Для всех деталей, входящих в сборочную единицу наносят номера позиций.

15. На сборочных чертежах наносят в се размеры;

16 .Количество изображений детали на сборочном чертеже должно соответствовать количеству изображений детали на рабочем чертеже.

17. Спецификация выполняется на форматеА4.

18. Изображения сечений деталей толщиной или диаметром 2мм и менее зачерняют;

19. Чертежи, содержащие изображения и данные для изготовления деталей называются сборочными.

20. Соединения, многократно встречающиеся в механизмах различных машин называются типовыми.

10-14 – «3» 15-18 – «4» 19-20 – «5»

IV. Формирование практических навыков

А) Ознакомление учащихся с алгоритмом чтения сборочного чертежа и наглядного изображения сборочной единицы (по таблице, выполненной на бумаге, или слайду презентации).

Алгоритм чтения сборочного чертежа и наглядного изображения сборочной единицы:

1. Определить название изделия.

2. Установить число наименований деталей и их количество.

3. Определить масштаб изображения.

4. Проанализировать количество и характер изображений на чертеже или на наглядном изображении сборочной единицы.

5. Определить очертание каждой детали сборочной единицы на всех изображениях чертежа.

6. Проанализировать геометрическую форму каждой детали.

7. Определить виды соединения деталей в данной сборочной единице.

8. Проанализировать и установить тип размеров.

9. Выявить условности и упрощения, использованные на сборочном чертеже или на наглядном изображении сборочной единицы.

10. Установить последовательность сборки изделия.

V. Закрепление и определение степени усвоения учащимися учебного материала

Работа по учебнику рис. 6.10 и 6.11 Стр.80-81

VI. Окончание урока

1) Подведение итогов урока. Простановка учащимся оценок за работу на уроке.
2) Пояснение домашнего задания: § 6.1-6.4 На формате А4 дочертить фронтальный разрез, выделив штриховкой там, где необходимо детали сборочной единицы.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.