Методичка по химии. Методичка по химии Методичка по химии 1 курс

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Ростовский государственный строительный университет»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по курсу «Общая химия»

Ростов - на – Дону

2. Строение атома. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . 11

3. Химическая кинетика и равновесие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

4. Растворы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 23

5. Электролитическая диссоциация. . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . . . . . . . . . . . 26

6. Гидролиз солей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

7. Окислительно-восстановительные реакции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34

8. Электродные потенциалы. Гальванические элементы. . . . . . . . . . . . . .40

9. Коррозия металлов. Методы защиты от коррозии. . . . .. . . . . . . . . . . . 46

10. Вяжущие вещества. Коррозия бетонов. . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .52

Основные классы неорганических соединений

Роль химии в научно-техническом прогрессе велика. Множество простых и сложных веществ применяют в разных областях строительной, производственной и сельскохозяйственной сфер. Среди них достаточное количество неорганических соединений. К важнейшим классам неорганических соединений относят оксиды, основания, кислоты, соли.
  1. Оксиды

Оксид – сложное вещество, включающее в себя два элемента , один из которых кислород в степени окисления -2. Общая формула оксидов Э х О у, где х – число атомов элемента; у – число атомов кислорода.

    1. Состав оксидов
Состав оксида определяется положительной степенью окисления элемента, образующего оксид.

Название оксида складывается из слова “оксид” и названия элемента. Если элемент проявляет переменную валентность, то рядом с названием оксида ставится валентность в скобках:

Na 2 O – оксид натрия;

CaO – оксид кальция;

SO 2 – оксид серы (IV);

SO 3 – оксид серы (VI);

Mn 2 O 7 – оксид марганца (VII).


    1. Получение оксидов
Получение оксидов:

a) окислением элементов кислородом

4Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3 ;

S + O 2 = SO 2 ;

б) при разложении сложных веществ

Ca(OH) 2 → CaO + H 2 O;

2H 2 S + 3O 2 = 2SO 2 + 2H 2 O.


    1. Классификация оксидов
По химическим свойствам оксиды подразделяются на солеобразующие и несолеобразующие или безразличные (СО, NO, N 2 O, SiO).

Продукты взаимодействия оксидов с водой называются гидроксидами, которые могут быть основаниями (NaOH, Cu(OH) 2), кислотами (H 2 SO 4 , H 3 PO 4), амфотерными гидроксидами (Zn(OH) 2 = H 2 ZnO 2).

Солеобразующие оксиды делятся на основные , кислотные и амфотерные .

Основными называют оксиды, которым соответствует основание: CaO → Ca(OH) 2 , кислотными – которым соответствует кислота: CO 2 → H 2 CO 3 . Амфотерным оксидам соответствуют как кислоты, так и основания:

Zn(OH) 2 ← ZnO → H 2 ZnO 2 .

Основные оксиды образуют металлы, кислотные – неметаллы и некоторые металлы побочных подгрупп, амфотерные – амфотерные металлы.


    1. Химические свойства оксидов

Основные оксиды реагируют:


  1. с водой с образованием оснований:
Na 2 О + H 2 O = 2NaОH;

CaO + H 2 O = Ca(OH) 2 ;


  1. с соединениями кислотного характера (кислотными оксидами, кислотами) с образованием солей и воды:
CaO + СО 2 = СаСО 3 ;

CaO + 2HCl = CaCl 2 + H 2 O;

3) с соединениями амфотерного характера:

Li 2 O + Al 2 O 3 = 2Li AlO 2 ;

3NaOH + Al(OН) 3 = Na 3 AlO 3 + 3Н 2 О;

Кислотные оксиды реагируют:

1) с водой с образованием кислот:

SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4 ;

2) с соединениями основного характера (основными оксидами и основаниями) с образованием солей и воды:

SO 2 + Na 2 O = Na 2 SO 3 ;

CO 2 + 2NaОH = Na 2 CO 3 + H 2 O;


  1. с соединениями амфотерного характера
СО 2 + ZnO = ZnCO 3 ;

СО 2 + Zn(OH) 2 = ZnСО 3 + H 2 O;

NaCl + H 2 O → 2NaОH + H 2 + Cl 2 ;

Нерастворимых:


  1. соль + щелочь
CuSO 4 + 2NaОH = Cu(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4 .

  1. Кислоты
Кислоты – сложные вещества, содержащие один или несколько атомов водорода и кислотные остатки. Общая формула кислот - Н х An , ион Н + называется гидроион.

3.1. Классификация кислот

Классификация:

а) по основности

Основность кислоты – это число атомов водорода, которые в молекуле кислоты могут замещаться атомами металла.

По основности кислоты делятся на:

Одноосновные, молекулы которых содержат один атом водорода: НСl, HNO 3 , HCN и др.;

Двухосновные, молекулы которых содержат два атома водорода: Н 2 S, H 2 SO 4 , H 2 CO 3 и др.;

Трехосновные, молекулы которых содержат три атома водорода: H 3 PO 4 , H 3 PO 3 , H 3 AsO 4 и др.

Кислоты, молекулы которых содержат два и более атома водорода называются многоосновными.

Бескислородные, молекулы которых не содержат атомов кислорода: HCl, HBr , HCN , H 2 S и др.;

в) по силе .

Сильные кислоты диссоциируют в водных растворах практически полностью. К сильным кислотам относятся: H 2 SO 4 , HNO 3 , HClO 4 , HCl , HBr , HJ, к слабым – большинство органических кислот, а также Н 3 РО 4 , Н 2 СО 3 , H 2 SO 3 , H 2 S , HCN и др.

3.2. Номенклатура

Название бескислородных кислот складывается из названия элемента с добавлением – водородная.

Формулы и названия бескислородных кислот и их солей:

Название кислородсодержащих кислот включает в себя название элемента в кислотном остатке с учетом его степени окисления (высшая степень окисления – окончание - ная , низкая степень окисления – окончание - истая ).

Формулы и названия кислородсодержащих кислот и их солей


Н 2 СО 3

– угольная кислота

– карбонаты;

Н 2 SiO 3

– кремниевая кислота

– силикаты;

HNO 3

– азотная кислота

– нитраты;

HNO 2

– азотистая кислота

– нитриты;

H 3 PO 4

– фосфорная кислота

– фосфаты;

H 3 PO 3

– фосфористая кислота

– фосфиты;

H 2 SO 4

– серная кислота

– сульфаты;

H 2 SO 3

– сернистая кислота

– сульфиты;

H 2 CrO 4

– хромовая кислота

– хроматы;

H 2 Cr 2 O 7

– дихромовая кислота

– дихроматы;

HClO

– хлорноватистая кислота

– гипохлориты;

HClO 2

– хлористая кислота

– хлориты;

HClO 3

– хлорноватая кислота

– хлораты;

HClO 4

– хлорная кислота

– перхлораты;

H 2 MnO 4

– марганцовистая кислота

– манганаты;

HMnO 4

– марганцовая кислота

– перманганаты;

СН 3 СООН

– уксусная кислота

– ацетаты.

3.3. Химические свойства кислот

Кислоты одинаково изменяют цвет индикаторов: лакмус – красный,

фенолфталеин – бесцветный, метилоранж – красный

Кислоты взаимодействуют.

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГБОУ ВПО МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ

Кафедра медицинской химии

Потеряева О.Н., Гимаутдинова О.И., Сычева И.М., Тюрина Е.Э.,

Методическое пособие по курсу общей химии для студентов 1 курса всех факультетов

Новосибирск - 2012

Потеряева О.Н., Гимаутдинова О.И., Сычева И.М., Тюрина Е.Э. Учебно-методическое пособие по курсу общей химии для студентов 1 курса всех факультетов.

Новосибирск, 2012.- 87 с.

В настоящем учебно-методическом пособии рассмотрены основные разделы общей

и коллоидной химии. Весь представленный в пособии материал имеет выраженную профессиональную направленность. Рассматривается термодинамика обмена веществ в организме человека, использование осмотически активных веществ и их растворов в медицине, подробно изложена роль буферных систем в организме человека.

Материал изложен на высоком профессиональном уровне и в то же время доступно для студентов младших курсов. Пособие содержит все необходимые формулы, используемые при решении задач по общей химии, примеры задач и тестов по всем разделам. В пособии представлены тематические лабораторные работы, дающие элементарные навыки в химической лабораторной практике. Примерный вариант итоговой контрольной работы и приложение, содержащее необходимые химические данные в девяти таблицах, завершают учебно-методическое пособие.

Рецензент д.м.н., профессор, заведующий

кафедрой фармакологии Грек О.Р.

Утверждено на заседании кафедры медицинской химии протокол № от июня 2012 г.

@ Потеряева О.Н, Гимаутдинова О.И., Сычева И.М., Тюрина Е.Э.

@ Новосибирский Государственный медицинский университет

1. Введение в курс общей химии. Способы выражения концентрации растворов. Закон эквивалентов. Титриметричесий анализ, метод нейтрализации.………………………3

2. Термодинамика ………………………………………………………………………......11

3. Химическая кинетика……………………………………………………………………18

4. Строение и роль воды, шкала рН. Растворы неэлектролитов, диссоциация сильных и слабых электролитов. Гидролиз солей …...…………………………………………….30

5. Коллигативные свойства растворов. Осмос. Неорганические буферные системы….45

6. Буферные системы организма……………………………………………………….......57

7. Дисперсные системы. Строение мицелл. Дисперсные системы в тканях организма..67

8. Контрольная работа………………………………………………………………………80

9. Приложение………………………………………………………………………………82

Занятие № 1 Тема: Введение в курс общей химии. Способы выражения

концентрации растворов. Закон эквивалентов. Титриметрический анализ (метод нейтрализации).

Цель: 1) Ознакомиться с правилами работы в химической лаборатории. 2) Приобрести навыки проведения титриметрического анализа и научиться производить расчеты по результатам титрования.

По окончании изучения темы студенты должны Знать: правила техники безопасности, основные законы химии,

способы выражения концентраций растворов; закон эквивалентов, следствия из него; основные понятия титриметрического анализа.

Уметь: готовить растворы с заданной концентрацией, делать пересчет концентраций (См в С% , С% в Сэ ); определять концентрацию анализируемого раствора методом нейтрализации и вычислять массу анализируемого вещества.

План практического занятия:

1. Входной контроль

2. Правила техники безопасности

3. Растворы: определение, классификация, концентрация

4. Закон эквивалентов. Основные понятия титриметрического анализа

5. Лабораторная работа № 1

6. Решение задач

7. Домашнее задание: подготовиться к экспресс-контролю по концентрациям и закону эквивалентов, решить задачи. Подготовиться по теме «Термодинамика».

Обязательно каждый студент расписывается в журнале инструктажа по ТБ. За свои действия Вы отвечаете самостоятельно, поэтому

лабораторные работы выполняйте с соблюдением правил ТБ!

Теоретическая часть

Началом современной химии можно считать середину 18 века, когда Ломоносов М.В. сформулировал закон сохранения веса (массы): «вес всех веществ, вступающих в реакцию, равен весу всех продуктов реакции ». Далее Лавуазье А.Л. заложил основы современной химической систематики (понятие химического элемента и сложного соединения). На основании этих представлений был выведен второй основной закон химии – закон постоянства состава, утверждающий, что «каждое химическое соединение имеет определенный и постоянный состав» . Собрав обширный экспериментальный материал, Дальтон Дж. сделал вывод о прерывном строении вещества и ввел в химию представление об «атомах как мельчайших частицах, из которых образованы все вещества» . Благодаря закону Авогадро А.: «в равных объемах всех газов содержится равное число молекул », было принято представление о молекуле как мельчайшей электронейтральной частице вещества, участвующей в его химических реакциях.

Основные химические понятия

1. Количество вещества Моль - это количество вещества, которое содержит столько

определенных условных частиц, сколько атомов содержится в 12 г углерода 12 С (число Авогадро 6,02*1023 ). Обозначение: n или ν.

Молярная масса М(Х) - это масса одного моля вещества Х. Молярную массу находят как отношение массы m вещества к его количеству в молях:

М(X) = [г/моль]

Единица молярной массы - г/моль, например, М(Na) = 23 г/моль, М(Cl2 ) = 71 г/моль, M(H2 SO4 ) = 98 г/моль.

2. Растворы Растворы представляют ту среду, в которой протекают все жизненно

важные процессы. Плазма крови, лимфа, желудочный сок, слюна, внутриклеточная жидкость (цитоплазма) – это растворы с определенной концентрацией растворенных веществ. Компонент, присутствующий в растворе в большем количестве, называется растворителем, остальные компоненты – растворенные вещества. Растворы бывают твердыми (сплавы металлов), жидкими (кровь, слюна) и газообразными (воздух). Растворы бывают истинными (однофазные) и коллоидными, имеющими гетерогенные фазы: гель, золь, эмульсия, аэрозоль. В истинных растворах размер частиц в среднем 0,1 нм, т.е. порядка размера молекул, а в коллоидных 1-1000 нм.

Классификация растворов :

По концентрации: ненасыщенные, насыщенные, пересыщенные

По наличию диссоциации: электролиты, неэлектролиты

По размеру частиц: гомогенные (истинные), гетерогенные (коллоидные)

В зависимости от природы растворителя: водные, неводные

В зависимости от концентрации ионов Н+ и ОН- : кислые, нейтральные, основные.

Концентрацию растворенного вещества можно выразить несколькими способами.

Способы выражения концентрации растворов

Молярная концентрация раствора С М – величина, показывающая сколько молей вещества находится в 1 литре раствора. Единица измерения - моль/л См = = [моль/л]

n – количество вещества в молях

М – молярная масса растворенного вещества (г/моль) V – объем раствора (л)

Если объем раствора дан в миллилитрах (мл), то См = [моль/л]

Например, См = 0,5 моль/л означает, что в 1 литре раствора находится 0,5 моль растворенного вещества.

Молярная концентрация эквивалента Сэ - величина, показывающая, сколько молей эквивалента находится в 1 литре раствора. Единица измерения мольэкв/л

Сэ = = [моль-экв/л]

nэ - количество вещества эквивалента (моль-экв): nэ =

Эквивалент – некая реальная или условная частица, которая может присоединять или высвобождать один ион водорода в кислотно-основных реакциях или один электрон в окислительно-восстановительных реакциях.

m – масса растворенного вещества (г)

Мэ – молярная масса эквивалента (г/моль-экв). Мэ = М·fэ

Фактор эквивалентности f э - величина безразмерная, рассчитывается для разных классов соединений по следующим формулам.

Для кислот:

(кислоты) =

Например:

(H2 SO4 ) = ;

fэ (НCl) = 1

Для оснований:

(основания) =

Например: fэ (KOH) = 1; fэ =

Для солей:

Например, fэ (K2 SO4 ) =

fэ }

© 2024. iro-to.ru. Умники и умницы - Образовательный портал.