Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова. Непроверяемые гласные в корне слова Одежда в которой есть непроверяемые гласные

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» п. Тюльган Оренбургской области

Технологическая карта урока

Фролова Елена Юрьевна

учитель начальных классов

Предмет: русский язык (УМК «Школа России»)

Класс: 2 класс

Тема урока : Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

Тип урока : урок открытия нового знанияОборудование:

Учебник «Русский язык 2 класс» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Мультимедийный проектор, учительский компьютер

Презентация

Цели урока

достижение планируемых результатов посредством

технологии проблемного диалога, технологии критического мышления

Задачи:

1.Формировать предметное умение: писать слова с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

2.Формировать УУД:

Формулировать проблемный вопрос; выдвигать гипотезы и их обосновывать; формулировать познавательную цель (Познавательные УУД);

Составлять последовательность действий; оценивать результат деятельности (Регулятивные УУД)

Мотивация к учебной деятельности

Слайд 1

Вот звонок раздал сигнал,

Поработать час настал,

Так что время не теряем

И урок наш начинаем.

Ребята, сегодня предлагаю провести наш урок под таким девизом.

Умей работать, умей и помощников подбирать.

Какие помощники мы обычно используем на уроке русского языка?

В чем нам помогают правила?

В чем нам помогают слова?

Вот со словами мы сегодня и поработаем.

Слова, правила, вопросы…

Написать слова, предложения без ошибок

Проверить написание слов…

    Минутка чистописания .

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Запишите в тетради строчные буквы а, о, у, е, и, я

Что вы знаете об этих буквах? Давайте соберем ваши идеи в корзинку.

Найдите лишнюю букву.

Почему она лишняя?

- С какими орфограммами мы работали на последних уроках?

Буквы, каких звуков мы проверяли?

Где находится безударный главный?

Как мы его проверяем?

Чем проверяем безударный гласный звук в корне?

Что мы уже знаем?

Записывают в тетради: дату, классная работа

Гласные, смягчают или делают твердым согласный, образуют слог, бывают ударными и безударными.

Подчеркивают «лишнюю» букву у.

Нет сомнения в написании, а остальные требуют проверки. Самооценка

С безударными гласными в корне слова.

В корне слова

Подбираем проверочное слово, меняем форму слова.

Ударением.

Знаю, как проверить безударную гласную

III . Создание проблемной ситуации

Предложение на доске:

На даче в л_су были разные птицы: с_роки, стр_жи, в_робьи и с_ницы.

Прочитайте предложение.

О ком говорится в предложении?

Найдите слова с безударными гласным звуком в корне, которые можно проверить.

Подберите проверочные слова- помощники.

В предложении говорится о птицах, о сороках…

лесу, стрижи Работа в паре, устно.

лес стриж

Слайд 5

Слайд 6

Какое задание выполняли?

Ко всем ли словам смогли подобрать проверочные слова?

Какие слова вызвали затруднение?

Почему нельзя проверить безударную гласную в таких словах?

А о каких словах будем говорить сегодня?

Давайте определим тему урока.

Что хотим узнать сегодня на уроке?

Продолжите предложение.

Хочу узнать, как писать….

Знаем ли мы с вами написание слов: воробей, синица, сорока? Объясните.

А что делать, если мы затрудняемся написать слово?

Запишите предложение в тетрадь, подчеркните буквы безударных гласных звуков в корне. Проверьте написанное.

Мы подбирали проверочные слова, вставляли безударные гласные.

Нет, ко всем.

Вызвали затруднения слова: сороки, воробьи, синицы.

Нет родственных слов, в которых гласный звук под ударением.

О словах, где безударный гласный звук проверить нельзя.

Безударные непроверяемые гласные звуки в корне слова.

Как написать слова с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

Воробей-вора бей, синица- синяя головка, сорока-оро

Посмотреть в словаре и запомнить

Записывают предложение

Проверяют. Самооценка

III . Открытие нового знания

1. Работа по учебнику.

Стр.104 Вспомните! (читает ученик)

В каких словарях собраны слова с непроверяемым написанием?

В нашем учебнике на с.136 тоже есть небольшой орфографический словарь, где в алфавитном порядке содержатся все слова, которые нам нужно запомнить во 2 классе.

Вы скажете: « Как много слов, как же их все запомнишь?» Для этого нужно тренироваться, много читать, в случае затруднения обращаться к нашему помощнику - словарю. А можно еще играть со словами и тогда, они запомнятся очень быстро.

- В орфографических словарях.

Обращаются к словарю.

IV .Физкульминутка.

Игра со словами «Карусель»

1 группа учителя в руках мнемокарточки: одежда, лопата, пенал, пальто, медведь, лисица

2 группа ученики в руках карточки с буквами: е, о, и, а


и т.д.

1 группа встают во внутренний круг спиной друг к другу. 2 группа встают во внешний круг лицом к учащимся 1 группы. Начинают движение по часовой стрелке, показывая букву, которую нужно вставить в слово. Самооценка работы

V . Контроль усвоения новых знаний

Дифференцированная работа

Слайд 7

Со словарными словами можно не только играть их еще можно изучать. Сегодня мы с вами будем создавать словарную страничку для слов из нашего словарика. Прослушайте песенку-загадку. (включить видеозапись)

О чем поется в песенке? А что такое земляника? Известно ли вам написание слова ягода? Вставьте пропущенную букву.

Давайте произнесем слово, в каких слогах есть орфограммы? Кто из вас догадался, какое еще слово спряталось в слове земляника? Как вы думаете, почему эту ягоду так назвали?

Стр.104 упр.164

Посмотрите, какие буквы спрятаны в мнемотабличке на нашей словарной страничке?

Проверим написание по словарю, вставим пропущенные буквы в слове земляника на словарной страничке.

Продолжаем изучать слово. Посмотрите, у вас на страничке есть квадратные скобки. Какое задание нам предстоит выполнить?

Для учащихся со слабой подготовкой.

Задание: выписать из словаря три слова на тему: Растения, разделить слова на слоги.

Посчитайте количество слогов, звуков и букв в слове.

Проверка.

Давайте вернемся на страничку нашего учебника с 104.

Сможем ли мы объяснить происхождение названий таких ягод как черника, голубика, костяника.

Черника и голубика похожие по внешнему виду ягоды, но голубика имеет высокие кусты, более 1 метра, а черника стелется по земле.

Костяника – ягода, которая является близкой родственницей садовой малины.

Все ягоды имеют лечебные свойства, помогают лечить простудные заболевания, зрение, способствуют укреплению организма.

Давайте на свободной строке попробуем составить и записать предложение со словами, над которыми мы поработали.

О землянике. – Это ягода. Показывают карточки с выбором буквы в слове ягода.

В первом и во втором слоге

Ответы детей.

Проверяют по словарю, вставляют буквы

Выполняют звуковой разбор. [з’имл’ин’ика].

1 у доски. Самооценка деятельности

Земляника: 3 слога, 9 букв, 9 звуков

Самостоятельно. Самооценка

Черника- черная, голубика- голубая, костяника- много косточек.

Составляют предложение и записывают его.

VI . Домашнее задание

Дифференцированная работа

Слайд 8

1 уровень: Составить для слова из словаря словарную страничку. Загадка. Слово. Звуковой разбор. Сколько слогов, звуков, букв? Рисунок для оформления странички.

Предложение со словом.

2 уровень: упр.167 с.105

3 уровень: выписать из словаря 5 слов на тему «Школа», подчеркнуть непроверяемую гласную, разделить слова для переноса.

VII . Рефлексия.

Слайд 9

- Какую тему изучали на уроке?

Все ли слова можно проверить?

Какой помощник нам пригодится для правильного написания слова с непроверяемой гласной в корне?

Слова с непроверяемыми гласными в корне.

Лист самооценки ученика_________________

Критерии: Да + Нет -
На уроке я отвечал всегда устно полным ответом.
Я выполнил задания без ошибок в тетради.
Я помогал в паре выполнять задания, высказывал свое мнение.
Я оценю свою работу на уроке ________

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Меня удивило….

Мне захотелось…

Самооценка учащихся на лесенке успеха.

Младшие школьники (2-4 класс) при изучении орфографии обязательно столкнутся с понятием «безударная гласная». Сама по себе она сложностей не вызывает, но когда находится в корне слов, то требует проверки. Но не все такие гласные можно легко проверить. Поговорим в нашей статье о непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Определение

Безударная гласная корня называется непроверяемой, когда ее нельзя поставить в ударное положение (кабине́т - кабине́ты - кабине́та - кабине́тный).

В таких случаях невозможно подобрать проверочное слово (не при изменении формы, не при выборе однокоренного), в котором бы ударение перешло на нужную гласную.

Не существует никаких закономерностей, помогающих проверять корни с такими гласными.

Слова с непроверяемой гласной существуют из-за особенностей русского ударения. Когда ударение постоянное, то в любой форме слова оно остаётся на том же самом слоге, поэтому проверить гласную не получается (капита́н - капита́на - капита́ны - капита́нский). Даже в случаях подвижного ударения, оно может не падать на нуждающуюся в проверке гласную (узело́к - у́зел - узелки́).

Орфограмма

Безударная непроверяемая гласная корня вызывает трудности при правописании, поскольку ее невозможно проверить (только помнить орфограммы).

В безударном положении гласные слышатся нечетко. На слух нельзя понять, какая именно гласная должна быть написана в слове: может слышаться одна, а писать нужно другую.

Непроверяемая гласная никогда не бывает в сильной позиции.

Все слова с гласной в корне, которую нельзя проверить считаются словарными. Их правильное написание нужно только запоминать. Для самопроверки стоит воспользоваться орфографическим словарем.

Существуют упражнения, которые стоит регулярно самостоятельно выполнять. Они помогают заучивать слова с непроверяемыми гласными, Можно записать проблемное слово, выделить нужную гласную, поставить ударение, подобрать несколько однокоренных слов.

Образцы слов

Приведем небольшой список примеров (слов с непроверяемой гласной). Если с ним ознакомиться, можно лучше запомнить некоторые орфограммы:

  • На «А»: автомобиль, абажур, аплодисменты, атмосфера;
  • На «Б»: бетон, балкон, библиотекарь, бинокль;
  • На «В»: ватрушка, велосипед, вермишель, вентиляция;
  • На «Г»: гастроном, гардероб, горизонт, гирлянда;
  • На «Д»: делегация, дизентерия, дефицит, директор;
  • На «Е»: егерь, единица;
  • На «Ж»: желать, железка;
  • На «З»: завтрак, зефирный;
  • На «И»: инженер, истина, информация;
  • На «К»: кавычки, конфорка, каравай, конструктор;
  • На «Л»: лаборатория, ладонь, линолеум, лимонад;
  • На «М»: медаль, мошенник, миниатюра, матрос;
  • На «Н»: новелла, нотариус, наваждение;
  • На «О»: облако, огурец, олимпиада, оптимизм;
  • На «П»: палисадник, планета, привередливый, продюсер;
  • На «Р»: реставрировать, режиссер, репетиция, режим;
  • На «С»: салфетка, собеседование, снегирь, семинар;
  • На «Т»: торжественный, тренировка, тарелка, тротуар;
  • На «У»: удовлетворительно, удостоить;
  • На «Ф»: фамилия, фиолетовый, фестиваль, фонтан;
  • На «Х»: характер, хризантема, хореограф, хомяк;
  • На «Ц»: целлофан, церемония;
  • На «Ч»: чемодан, человек, чемпион;
  • На «Ш»: шеренга, шедевр, шофёр, шпингалет;
  • На «Щ»: щекотать;
  • На «Э»: экскаватор, эксперимент, эмигрант, этикетка;
  • На «Ю»: юбилей;
  • На «Я»: якорь, ящерица.

Корни с безударными гласными? Ответ на этот вопрос вы найдете в материалах данной статьи. Кроме того, вашему вниманию будут представлены примеры слов, в которых имеются такие гласные.

Общие сведения

Вопрос о правильном написании гласных в корнях возникает потому, что на такие буквы не падает ударение. В связи этим представленную статью мы решили посвятить именно данной теме.

Все слова, имеющие безударную гласную в корне, разделяются на 3 большие группы:

  • проверяемая безударная гласная в корне;
  • в корне.

Рассмотрим правила, касающиеся данных случаев, более подробно.

Непроверяемая безударная гласная в корне

Как известно, в русском языке существует довольно много правил, которые помогают нам грамотно составлять текст или письмо, а также вести устный диалог. Однако в нем имеется и огромное количество всевозможных исключений. Наверняка каждый помнит, как в общеобразовательной школе учителя по гуманитарному предмету вынуждали нас заучивать такие слова. На первый взгляд это довольно легко. Но на практике очень многие дети начинают путаться и совершать ошибки во время выполнения классного или домашнего задания. В связи с этим некоторые преподаватели рекомендовали обращаться к орфографическому словарю. Ведь без такого издания довольно сложно вспомнить, какая стоит непроверяемая безударная гласная в корне того или иного слова.

Перечень слов, не поддающихся проверке

Далеко не всегда под рукой может находиться орфографический словарь. Именно поэтому, чтобы вспомнить, какие безударные гласные, непроверяемые ударением, ставятся в том или ином слове, предлагаем их полный перечень:


Теперь вам известно, что непроверяемая безударная гласная в корне требует запоминания или наличия орфографического словаря.

Проверяемые безударные гласные

О том, какие безударные гласные в корне проверяются путем подборки специальных слов и как именно это осуществляется, рассмотрим прямо сейчас.

Чтобы правильно написать в корне, к этому выражению следует подобрать проверочное При этом в нем должно падать ударение на ту же самую гласную. Таким образом, в неударном слоге ставится аналогичная буква, что и в ударном проверочного слова.

Примеры подборки однокоренных слов

Должны быть максимально приближенными к проверочным:

  • вода - воды - вод;
  • уходить - уходит - ход;
  • чародей - чары;
  • символический - символ;
  • леса - лес;
  • лиса - лис и пр.

Чередующиеся гласные в корне

В русском языке имеется большое количество слов, которые имеют чередующиеся буквы. Безударные гласные в корне таких выражений проверяются разными способами:

1. Наличием в -а-. К таким корням относятся:

  • -жег- — -жиг-;
  • -кос- — -кас-;
  • -стел- — -стил-;
  • -лож- — -лаг-;
  • -чет- — -чит-;
  • -мер- — -мир-;
  • -блест- — -блист-;
  • -бер- — -бир-;
  • -тер- — -тир-;
  • -дер- — -дир-;
  • -пер- — -пир-.

Если суффикс -а- имеется, то в корнях следует ставить буквы «а», «и». Если же нет такой морфемы, то «о» и «е».

2. Ударением. К таким корням относятся:

  • -твор-, -гор-, -клон- (в таких корнях пишется буква «о»);
  • -плав-, -зар- (в таких корнях пишется буква «а»).

3. Буквой, которая следует за гласной. К таким корням относятся:

  • -скоч- (в таком корне пишется буква «о»);
  • -скак- (в таком корне пишется буква «а»);
  • -рос- (перед «с» в корне пишется «о»);
  • -ращ-, -раст- (перед «щ» и «ст» пишется «а»).

4. Значением корня. К таким корням относятся:

  • -равн- — -ровн-;
  • -мак- — -мок- (в словах типа «погружать в жидкость» следует писать «а», а в словах типа «пропускать жидкость» - «о»).

В группу орфограмм «Безударные гласные в корне слова» включены несколько правил написания:

  • Безударная проверяемая гласная в корне слова.
  • Безударная непроверяемая гласная в корне слова.
  • Чередующиеся гласные в корне слова.
  • Правописание И и Ы в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласные.

Безударная проверяемая гласная в корне слова

Чтобы верно написать безударную проверяемую гласную в корне слова, следует подобрать такое однокоренное слово или изменить само слово так, чтобы на данную гласную падало ударение.

Внимание! Нельзя проверять глагол одного вида глаголом другого вида, например: опоздать - опаздывать. В данном случае следует подобрать однокоренное слово другой части речи или изменить глагол, не изменяя его вида.

Безударная непроверяемая гласная в корне слова

В данной орфограмме слова невозможно проверить путем подбора однокоренных слов или изменением самого слова. В данном случае написание того или иного слова следует запомнить. Такие слова называют словарными.
Например: вокзал, атмосфера и т.д.

Чередующиеся гласные в корне слова

В данной орфограмме написание буквы не зависит от ударения и ударением проверить ее нельзя. Написание чередующихся гласных зависит от нескольких условий, а потому их можно разделить на несколько групп:

  • написание зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-;
  • написание зависит от ударения;
  • написание зависит от конечной согласной корня;
  • написание зависит от значения слова.

Написание зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-

В эту группу включено правописание таких корней, как -кас-/-кос(н)- и всех корней с чередованием е/и.

Кас-/-кос(н)-: если за корнем следует суффикс -а-, в корне пишется -а-, есди данный суффикс отсутствует, в корне пишется -о-.

Корни с чередованием и/е (-бер-/-бир; -дер-/-дир-; -тер-/-тир-; -пер-/-пир-; -мер-/-мир-; -стел-/-стил-; -жег-/-жиг-; -чет /-чит-; -блест-/-блист-): если за корнем следует суффикс -а-, в корне пишется -а-, если данный суффикс отсутствует, в корне пишется -о-.

Написание зависит от ударения

В эту группу включено правописание таких корней, как -гар-/-гор, -зар-/-зор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор-, -скоч-/ (-скач-), -гар-/-гор-: под ударением пишется -а-, без ударения пишется -о-.

Исключения: выгарки, пригарь. -зар-/-зор-: под ударением пишется -о-, без ударения - -а-.

Исключения: зоревать, зоревой, зорянка.

Клан-/-клон-; -твар-/-твор-: под ударением пишется -а- и -о-, без ударения - -о-.

Скоч-/-скак- (-скач-): в безударном положении перед к пишется -а-, а перед ч пишется -о-.

Исключения: скачок, скачу, скачкообразный.

Написание зависит от конечной согласной корня

В эту группу включено правописание таких корней, как -лаг-/-лож- и -раст- (-ращ-)/-рос-.
-лаг-/-лож-: перед г пишется -а-, перед ж пишется -о-.

Исключения: Ростов, Ростислав, отрасль, ростовщик, росток.

Написание зависит от значения слова

В эту группу включено правописание таких корней, как -равн-/-ровн-, -мак-/-мок-.
-равн-/-ровн-: если корень имеет значение «ровный, гладкий, прямой», то пишется -о-, если значение «одинаковый, наравне», то пишется -а-.

Исключения: равнение, равняться, равнина, сровнять с землей, ровесник, поровну.

Мак-/-мок-: если корень имеет значение «пропускать, впитывать жидкость», то пишется -о-, если имеет значение «погружать в жидкость», пишется -а-.

Корни -плов-/-плав- (-плыв-)

В отдельную группу можно отнести корни -плов-/-плав- (-плыв-), в которых в словах пловец, пловцы, пловчиха всегда пишется -о-, в слове плывуны всегда пишется -ы-, в остальных случаях пишется -а-.

4. Правописание И и Ы в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласные

После русскоязычных приставок, окачивающихся на согласную, в корне слова начальная и меняется на ы.
Например: подыграть, предыдущий, безысходный.

Исключениями являются приставки меж- и сверх-, которые не меняют гласную.
Например: сверхинтересный, межинститутский.

Кроме того, исключением является слово взимать.

После иноязычных приставок (дез-, транс-, суб-, контр-) начальная корневая гласная И не меняется на Ы.
Например: дезинфекция, контригра, трансиндийский.

Внимание! Следует отличать сложные и сложносокращенные слова от слов с приставками, окачивающимися на согласную.

В сложных и сложносокращенных словах начальная И корня не меняется на Ы.
Например: спортинвентарь, двухигольчатый.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) р..скошный, прис..гать, гр..за

2) покл...ниться, з..ря, р..стовщик

3) арб..траж, спец...алист, л..гушка

4) заск..чить, оз..рённый, приг..реть

5) с..реневый, вл..жение, р..сти

Формулировка задания прошлого года:

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

дел..гат

м..ридиан

сер..ал

р..гламент

подж..гать

Правильный ответ: поджигать.

Задание 9 (бывшее задание 8) в 2019 году изменилось: для его выполнения нужно определить правописание 15-ти слов и выбрать те строки, в которых все три слова пишутся в соответствии с правилом, указанным в задании.

Обращаем внимание на то, что в формулировке задания может быть предложено одно из трёх правил:

Правописание корней с проверяемой безударной гласной;

Правописание корней с чередующейся гласной;

Словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, правописание которых следует запомнить.

В ответ выписываем не слова, а номера строк.

Важная особенность задания 2019 года - ответов может быть больше двух (от 2х до 4х). Так реализуется принцип неопределённой множественности ответов. По мнению составителей экзаменационных вариантов, этот принцип исключает использование при выполнении задания метода угадывания и помогает более точно определить уровень знаний выпускника.

Если в ответ записаны не все номера или выписан хотя бы один лишний, задание оценивается 0 баллов. За верное выполнение задания дается 1 балл.

Что нужно знать для правильного выполнения задания:

1. правописание корней с проверяемой безударной гласной;

2. правописание корней с чередующейся гласной;

3. словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, правописание которых следует запомнить.

1.Проверяемые безударные гласные буквы в корне слова

В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, что и под ударением в однокоренных словах или формах этого слова. Примеры: сериал - многосерийный; выстиранный - стирка; смиренный - смирный; зачарованный - чары; честолюбивый - честь.

Проверка безударной гласной буквы в корне возможна только путём подбора формы одного и того же слова. Для этого надо:

у имён существительных изменить число: весна - весны, паруса - парус;

у имён прилагательных заменить полную форму краткой: нагой - (он) наг, босой - (он) бос;

у глаголов:

изменить число: (я) брожу - (мы) бродим;

изменить время: показал - покажет;

изменить род (у глаголов прошедшего времени): отвела - отвёл.

При подборе однокоренных слов следует различать слова, близкие по звучанию, но различные по значению и написанию. Правильный подбор проверочного слова к ним зависит от смысла исходного слова:

старожил нашего города (старый житель) - он сторожил склад (сторож);

умалять значение (делать малым) - умолять о пощаде (он молит о пощаде);

прославлять героя (слава) - благословить на подвиг (сказать благое слово);

раздражать поведением (кто-то дразнит) - задрожать от холода (дрожь);

покарать врага (кара) - покорить природу (покорный) - укорять за лень (укор);

разредить морковь (редкий) - разрядить ружье (разряд);

посветить свечой (свет) - посвятить стихотворение (святость);

пристежной воротник (пристёгивать) - пристяжная лошадь (стягивать);

флаг развевается (веять) -ребенок развивается (развитие);

навевать печаль (навеять) - навивать локоны (навить);

утешать ласково (утешить) - утихать постепенно (утихнуть);

примерять пальто (примерка) - примирить врагов (мир);

скрепя сердце (скрепка) - скрипеть стулом (скрип);

увидать издали (увидит) - увядать без влаги (увянуть).

Примечание:

Нельзя проверять гласную в корне глагола одного вида подбором проверочного слова - глагола противоположного вида

(неправильно: опоздать - опаздывать, раскроить - раскраивать;

правильно: опоздать - поздно, раскроить - кройка).

2.Чередующиеся гласные в корне слова

3.Непроверяемые безударные гласные в корне слова

Список наиболее часто встречающихся в тестах слов с непроверяемыми безударными гласными в корне, правописание которых следует запомнить:

А: авангард, авантюра, адвокат, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция.

Б: багаж, бойкот.

В: вакансия, ватрушка, ветеринар, винегрет.

Г: габариты, гарнизон, горизонт.

Д: дезертир, декларация, дефицит, дилетант, директива, досконально.

И: игнорировать, иждивенец, интеллигентный.

К: кавычки, каламбур, каморка, карнавал, катастрофа, коварный, колдовать, комбинезон, компетентный, компоновать, компромисс, конфорка, корифей.