«Проблема отношения к пленным в художественной литературе. Советские военнопленные второй мировой и гуманитарное право Ученицы VIII класса


«Военнопленный – военнослужащий, взятый в плен» Из словаря С.И. Ожегова Цели: 1. Проследить на литературном материале отношение к военнопленным. 2. Рассмотреть «Основные положения Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним», раздел III «Защита военнопленных». 3. Донести обучающимся существующую проблему и узнать их мнение по отношению к вопросу о военнопленных. 4. Рассмотреть роль МККК по данному вопросу


Задачи: 1. Донести до сведения обучающихся актуальность вопроса о правах военнопленных. 2. Показать ужасы войны на литературных примерах. 3. При помощи анкетирования заставить задуматься школьников о проблемах, связанных с пленом. 4. Донести информацию о правах и обязанностях военнопленных.


Методы исследования: 1. Изучение рассказов и повестей по предложенной тематике. 2. Рассмотрение найденных произведений в хронологическом порядке их написания. 3. Выявление особенностей отношения к военнопленным в определенный период времени. 4. Изучить «Основные положения Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним», раздел III «Защита военнопленных». 5. Анкетирование современных школьников по проблеме военнопленных. 6. Рассмотреть литературу о вкладе МККК по проблемам военнопленных.


Актуальность данной проблемы закономерна, так как в мире нет такого дня и даже такой минуты, чтобы в каком-нибудь уголке нашей планеты не шли войны. И ни одна из воюющих сторон не обходится без потерь: одни погибают, другие попадают в плен. И надо отнестись к этому вопросу с пониманием, потому что каждая жизнь бесценна, потому что каждый погибший или попавший в плен солдат – это, прежде всего, личность, душа со своими мечтами о будущем, со своим прошлым, а не военная единица. И настоящее этой плененной личности (у погибшего уже нет будущего, его можно только переправить родным и достойно похоронить) зависит от содержания в плену. Актуальность данной проблемы закономерна, так как в мире нет такого дня и даже такой минуты, чтобы в каком-нибудь уголке нашей планеты не шли войны. И ни одна из воюющих сторон не обходится без потерь: одни погибают, другие попадают в плен. И надо отнестись к этому вопросу с пониманием, потому что каждая жизнь бесценна, потому что каждый погибший или попавший в плен солдат – это, прежде всего, личность, душа со своими мечтами о будущем, со своим прошлым, а не военная единица. И настоящее этой плененной личности (у погибшего уже нет будущего, его можно только переправить родным и достойно похоронить) зависит от содержания в плену.


Отношение к пленным на Руси издавна было гуманным. Милосердия к побеждённым требовало "Соборное уложение" Московской Руси (1649 г.): "Неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. С пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства. Не меньше оружия поражать врага человеколюбием. Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружных поражать". И так поступали веками.




Отношение к военнопленным на примере литературных произведений, написанных в годы ВОв и после неё. Формула отношения к военнопленным: 1) отношение к советским военнопленным: а) находящимся у немцев; б) вернувшимся из немецкого плена. 2) отношение к немецким военнопленным.


Война! Особенности этого тяжелого времени диктуют непримиримое отношение к врагу. Следовательно, во время войны военнопленные из рядов тех, кто вторгся на чужую территорию – это зверь, нелюдь, лишенный каких-либо человеческих качеств. Войны захватнические или освободительные, это один из аспектов, который влияет на отношение к военнопленным. К захватчикам более жесткое отношение, чем к освободителям. И это неудивительно, так как тот, кто защищает свою родную землю, рожденный и вскормленный этой землей, дерется за каждый ее сантиметр, за каждую травинку и былинку. Попав на чужую территорию, от рук захватчиков страдают и мирные жители. А это чьи-то родные и близкие. И тогда месть поселяется в сердца людей и постепенно овладевает ими.


С теми же чувствами воюют прошедшие ужасы плена, и тому наглядный пример из рассказа М. Шолохова «Наука ненависти» 1942г. Лейтенант Герасимов, побывал в плену и испытал все тяготы плена: «Били в лагере кулаками, палками, прикладами. Били так просто, от скуки или для развлечения…Спали мы прямо в грязи, не было ни соломенных подстилок, ничего. Собьемся в тесную кучу, лежим. Всю ночь идет тихая возня: зябнут те, которые находятся сверху. Это был не сон, а горькая мука». Последние слова, по-моему, имеют двойной смысл. После освобождения из лагеря возвращается на фронт, но не может видеть живых гитлировцев, «именно живых, на мертвых смотрит ничего… даже с удовольствием, а вот пленных увидит и либо глаза закроет и сидит бледный и потный, либо повернется и уйдет». Очень показательны слова главного героя: «…И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить». С теми же чувствами воюют прошедшие ужасы плена, и тому наглядный пример из рассказа М. Шолохова «Наука ненависти» 1942г. Лейтенант Герасимов, побывал в плену и испытал все тяготы плена: «Били в лагере кулаками, палками, прикладами. Били так просто, от скуки или для развлечения…Спали мы прямо в грязи, не было ни соломенных подстилок, ничего. Собьемся в тесную кучу, лежим. Всю ночь идет тихая возня: зябнут те, которые находятся сверху. Это был не сон, а горькая мука». Последние слова, по-моему, имеют двойной смысл. После освобождения из лагеря возвращается на фронт, но не может видеть живых гитлировцев, «именно живых, на мертвых смотрит ничего… даже с удовольствием, а вот пленных увидит и либо глаза закроет и сидит бледный и потный, либо повернется и уйдет». Очень показательны слова главного героя: «…И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить». Шолохов М.


Автобиографическая повесть Это мы, господи! была написана в 1943 году. Ровно 30 дней находясь в подполье, зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть, писал К. Воробьев о том, что довелось ему пережить в фашистском плену. Страшные картины проходят перед глазами читателя: Стриженые головы, голые ноги и руки лесом торчат из снега по сторонам дорог. Шли эти люди к месту пыток и мук лагерям военнопленных, да не дошли, полегли на пути... и молчаливо и грозно шлют проклятья убийцам, высунув из-под снега руку, словно завещая Мстить! Мстить! Мстить! Автобиографическая повесть Это мы, господи! была написана в 1943 году. Ровно 30 дней находясь в подполье, зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть, писал К. Воробьев о том, что довелось ему пережить в фашистском плену. Страшные картины проходят перед глазами читателя: Стриженые головы, голые ноги и руки лесом торчат из снега по сторонам дорог. Шли эти люди к месту пыток и мук лагерям военнопленных, да не дошли, полегли на пути... и молчаливо и грозно шлют проклятья убийцам, высунув из-под снега руку, словно завещая Мстить! Мстить! Мстить! Воробьев К.


Ещё есть такой вид военнопленных, где специальные отряды умышленно захватывают в тылу врага военных, владеющих важной информацией о своих войсках, это так называемые «языки». Такие военнопленные очень высоко ценились. Такой случай описывается в рассказе К.Воробьева «Язык» мой – враг мой», написанный в 1943году. Соответственно, к «языку» относились как к драгоценному товару, потому что его надо было довести живым до своего начальства. Так как рассказ был написан в 1943 году, то «языки» изображены безликими. Но вот что интересно, Бекасов, главный герой рассказа, «вел список своих «языков» и все они значились под именами: Курт, Вилли, Рихард, еще один Курт, Фриц, Хельмут, Михель, Адольф, и еще один Рихард. Бекасов, выяснив, что немца зовут Карлом, потерял к нему всякий интерес ». Воробьев К.


Отношение к военнопленным зависит от того, на какой стадии находится война (начало, переломный момент, конец), срок длительности, экономическое состояние армии и ее боевой дух, существует ли идея или конечная цель, ради которой воюют враждующие стороны. Литература послевоенного периода помимо раскрытия нового взгляда на проблемы военного времени стала по-другому относиться и к военнопленным. В пленнике вдруг стали проявляться человеческие качества, появились какие-то черты характера, даже внешность стала приобретать индивидуальные черты. А во время войны любой представитель вражеской армии – это фашист, изверг, бездушное создание. В этом был определенный смысл. Таким образом в солдате формировали образ непримиримого врага, с другой стороны – поднимали боевой дух и укрепляли чувство патриотизма. Литература послевоенного периода помимо раскрытия нового взгляда на проблемы военного времени стала по-другому относиться и к военнопленным. В пленнике вдруг стали проявляться человеческие качества, появились какие-то черты характера, даже внешность стала приобретать индивидуальные черты. А во время войны любой представитель вражеской армии – это фашист, изверг, бездушное создание. В этом был определенный смысл. Таким образом в солдате формировали образ непримиримого врага, с другой стороны – поднимали боевой дух и укрепляли чувство патриотизма.


Рассказ «Один день Ивана Денисовича» 1962г. Александра Исаевича Солженицына изображает один день из жизни зэка: «Считается по делу, что Шухов за измену родине сел. И показания он дал, что-таки да, он сдался в плен, желая изменить родине, а вернулся из плена потому, что выполнял задание немецкой разведки». Но какое задание – ни Шухов, ни следователь придумать не могли. Так и осталось просто «задание». Шухов и побыл-то в плену два дня, а потом убежал, да не один, а впятером. Трое погибли в скитаниях. Двое выжили. Иван Денисович пребывает в лагере 10 лет из-за того, что упомянул о двух днях плена, обрадовавшись, что из плена бежал. Такая судьба постигла многих военнопленных. И это не удивительно, так как лозунгом во время ВОв были слова: «Умри и не сдавайся!». Солженицын А.И.


В повести «Сашка» 1979г. Вячеслава Кондратьева главный герой – рядовой Сашка, пообщавшись с немцем, который был взят им в плен. Он даже говорит, что он испытал «большое чувство власти над пленным: хочу - убью, хочу – помилую». Но он не может убить просто так безоружного человека по приказу комбата. Даже нарушив устав, он ищет возможные варианты, чтобы сохранить ему (молодому немецкому студенту, который говорит, что он не фашист, а германский солдат), жизнь. Честность и прямолинейность солдата вызывают в душе Сашки уважение к военнопленному: «Он ведь тоже присягу давал». Меня поразило описание взгляда обреченного на смерть человека: «…их глаза – посветлевшие какие-то, отрешенные, уже с того света будто бы…Умирали глаза раньше тела. Еще билось сердце, дышала грудь, а глаза… глаза уже помертвевшие». Реакция комбата в повести по отношению к военнопленным понятна, ему тоже можно посочувствовать, потому что в лице пленного он видит виновника смерти его любимой девушки Кати, погибшей в тот же день. Кондратьев В.


Литература военного периода отражает положение дел в ходе войны, боевой дух армии и народа. Ничто так не повышает чувство патриотизма, как война. Доказано! В начале военных действий солдаты не могли понять, как относиться к врагу, так как они не могли принять сам факт войны. После того, как фашисты начали строить концентрационные лагеря, сжигать деревни и села, убивать всех от мала до велика, издеваться над военнопленными, возникло чувство беспощадной мести и жестокости по отношению к врагу. И любой немец стал восприниматься как нечто бесформенное и безликое. Но до переломного момента в ходе войны литература имела лозунговый характер, я бы сказал, оптимистично- пессимистический. «Нет ничего страшнее, как загнанный в угол зверь»,- гласит народная мудрость. И это утверждение справедливо, как показала история.


В литературе, по-моему, отношение к военнопленным в основном субъективное, и литература рассматривает какие-то типичные ситуации. Отношение в литературе к военнопленным целиком зависит от сложившихся обстоятельств, хотя и имеет общие черты. В конце войны отношение к врагу и к военнопленным, соответственно, было снисходительным, потому что солдаты предчувствовали близкую победу и устали от войны. Послевоенная литература о ВОв, пересмотрев свое отношение к войне, увидев ошибки и недочеты командования, бессмысленность каких-то приказов и действий военачальников, по-новому взглянула и на военнопленных: военнопленный немец – человек со своими проблемами, мечтами, характером и необязательно фашист.


Лунева О.С. и Лунев А. Напутствие солдату Война – игрушка для верзил, Война – игрушка для верзил, Игра политиков, идущих напролом. Игра политиков, идущих напролом. Невинных этот вирус поразил, Невинных этот вирус поразил, И горе входит в каждый дом. И горе входит в каждый дом. Солдат, ты полностью экипирован, Солдат, ты полностью экипирован, Силен, уверен, упакован, Силен, уверен, упакован, И выправка, достойная похвал, И выправка, достойная похвал, И дисциплина – вытяжка, накал. И дисциплина – вытяжка, накал. Перед тобой несчастный пленный… Перед тобой несчастный пленный… Вчера он тоже был уверен, Вчера он тоже был уверен, Что нет отважней на земле. Что нет отважней на земле. Сегодня… он стоит повержен, Сегодня… он стоит повержен, Растоптан, ранен, обезврежен. Растоптан, ранен, обезврежен. Ты тоже можешь быть захвачен, Ты тоже можешь быть захвачен, Обезоружен, даже угнетен. Обезоружен, даже угнетен. И каждый век войной обезображен, И каждый век войной обезображен, И каждый год войною заражен. И каждый год войною заражен.2009г.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. До 2-й половины XIX века в международном праве не было многосторонних соглашений, устанавливающих режим военного плена. Первая конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, зафиксировавшая нормы, регулирующие режим военного плена, была принята в 1899 на 1-й конференции мира в Гааге. До 2-й половины XIX века в международном праве не было многосторонних соглашений, устанавливающих режим военного плена. Первая конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, зафиксировавшая нормы, регулирующие режим военного плена, была принята в 1899 на 1-й конференции мира в Гааге.


2-я Гаагская конференция мира (1907) выработала новую конвенцию, более полно определившую правовой режим военнопленных. 1-я мировая война вызвала необходимость дальнейшей разработки норм военного плена, и в 1929 была принята Женевская конвенция о военнопленных. 2-я Гаагская конференция мира (1907) выработала новую конвенцию, более полно определившую правовой режим военнопленных. 1-я мировая война вызвала необходимость дальнейшей разработки норм военного плена, и в 1929 была принята Женевская конвенция о военнопленных. В период Второй мировой войны Германия, поправ международные конвенции, подвергала военнопленных истязаниям и массовому уничтожению. В целях предотвращения произвола воюющих в 1949 была разработана и подписана Женевская конвенция об обращении с военнопленными, направленная на гуманизацию правил ведения войны. В период Второй мировой войны Германия, поправ международные конвенции, подвергала военнопленных истязаниям и массовому уничтожению. В целях предотвращения произвола воюющих в 1949 была разработана и подписана Женевская конвенция об обращении с военнопленными, направленная на гуманизацию правил ведения войны.


В эту конвенцию были включены принципиально новые нормы: запрещение дискриминации в отношении военнопленных по причинам расы, цвета кожи, религии, пола, происхождения или имущественного положения; установление уголовной ответственности за нарушение положений конвенции и др. В эту конвенцию были включены принципиально новые нормы: запрещение дискриминации в отношении военнопленных по причинам расы, цвета кожи, религии, пола, происхождения или имущественного положения; установление уголовной ответственности за нарушение положений конвенции и др. Нововведением стало и распространение положений конвенции на гражданские и так называемые "национально-освободительные" войны. Таким образом, основными конвенциями, регулирующими режим военного плена, являются: Положение о законах и обычаях сухопутной войны (приложение к 4-й Гаагской конвенции 1907) и Женевская конвенция 1949 об обращении с военнопленными. Нововведением стало и распространение положений конвенции на гражданские и так называемые "национально-освободительные" войны. Таким образом, основными конвенциями, регулирующими режим военного плена, являются: Положение о законах и обычаях сухопутной войны (приложение к 4-й Гаагской конвенции 1907) и Женевская конвенция 1949 об обращении с военнопленными.


По разным оценкам число советских солдат в германском плену в гг. составляло По разным оценкам число советских солдат в германском плену в гг. составляло от до человек. от до человек.


После 1945 года у нас в плену оказалось 4 миллиона немцев, японцев, венгров, австрийцев, румын, итальянцев, финнов… Каким было отношение к ним? Их жалели. Из пленных немцев у нас выжили две трети, из наших в немецких лагерях – треть! "В плену нас кормили лучше, чем ели сами русские. Я оставил в России часть своего сердца", – свидетельствует один из немецких ветеранов, переживший советский плен и вернувшийся на родину, в Германию. Суточный рацион рядового военнопленного по нормам котлового довольствия для военнопленных в лагерях НКВД составлял 600 граммов ржаного хлеба, 40 граммов мяса, 120 граммов рыбы, 600 граммов картофеля и овощей, другие продукты общей энергетической ценностью 2533 ккал в день. После 1945 года у нас в плену оказалось 4 миллиона немцев, японцев, венгров, австрийцев, румын, итальянцев, финнов… Каким было отношение к ним? Их жалели. Из пленных немцев у нас выжили две трети, из наших в немецких лагерях – треть! "В плену нас кормили лучше, чем ели сами русские. Я оставил в России часть своего сердца", – свидетельствует один из немецких ветеранов, переживший советский плен и вернувшийся на родину, в Германию. Суточный рацион рядового военнопленного по нормам котлового довольствия для военнопленных в лагерях НКВД составлял 600 граммов ржаного хлеба, 40 граммов мяса, 120 граммов рыбы, 600 граммов картофеля и овощей, другие продукты общей энергетической ценностью 2533 ккал в день. К сожалению, большинство положений Женевских конвенций "Об обращении с военнопленными" оставались лишь на бумаге. Немецкий плен – одно из самых мрачных явлений Второй мировой войны. Уж очень тяжелой была картина фашистского плена, всю войну зверства не прекращались. Все знают, что делали во время Второй мировой войны "культурные" немцы и японцы, проводя эксперименты на людях, издеваясь над ними в лагерях смерти… К сожалению, большинство положений Женевских конвенций "Об обращении с военнопленными" оставались лишь на бумаге. Немецкий плен – одно из самых мрачных явлений Второй мировой войны. Уж очень тяжелой была картина фашистского плена, всю войну зверства не прекращались. Все знают, что делали во время Второй мировой войны "культурные" немцы и японцы, проводя эксперименты на людях, издеваясь над ними в лагерях смерти…


Основные положения международного права, касающиеся военнопленных, выглядят следующим образом: Посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность военнопленного (убийство, причинение увечья, жестокое обращение, пытки и истязания), а также посягательство на их человеческое достоинство, в том числе оскорбительное и унижающее обращение, запрещаются. Посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность военнопленного (убийство, причинение увечья, жестокое обращение, пытки и истязания), а также посягательство на их человеческое достоинство, в том числе оскорбительное и унижающее обращение, запрещаются. Ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению, а также научному или медицинскому опыту, если это не оправдывается соображениями лечения. Ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению, а также научному или медицинскому опыту, если это не оправдывается соображениями лечения. Государство, во власти которого находятся военнопленные, обязано бесплатно содержать их, а также оказывать им надлежащую врачебную помощь; военнопленные должны пользоваться такой же пищей, помещением и одеждой, как войска государства, взявшего их в плен. Государство, во власти которого находятся военнопленные, обязано бесплатно содержать их, а также оказывать им надлежащую врачебную помощь; военнопленные должны пользоваться такой же пищей, помещением и одеждой, как войска государства, взявшего их в плен.


Лично принадлежащая военнопленным собственность, за исключением оружия, воинского имущества и военных документов, остаётся в их владении; им предоставляется полная свобода отправления религиозных обрядов, разрешается посылать и получать письма, индивидуальные или коллективные посылки и денежные переводы. Лично принадлежащая военнопленным собственность, за исключением оружия, воинского имущества и военных документов, остаётся в их владении; им предоставляется полная свобода отправления религиозных обрядов, разрешается посылать и получать письма, индивидуальные или коллективные посылки и денежные переводы. Военнопленные (за исключением офицеров) могут привлекаться к работам, не имеющим отношения к военным действиям; военнопленным нельзя использовать на опасных или угрожающих здоровью работах без их согласия. Работа, выполняемая военнопленными, должна оплачиваться: часть заработной платы удерживается на расходы по содержанию военнопленных, а оставшаяся сумма выдаётся им при освобождении. Военнопленные (за исключением офицеров) могут привлекаться к работам, не имеющим отношения к военным действиям; военнопленным нельзя использовать на опасных или угрожающих здоровью работах без их согласия. Работа, выполняемая военнопленными, должна оплачиваться: часть заработной платы удерживается на расходы по содержанию военнопленных, а оставшаяся сумма выдаётся им при освобождении. Военнопленные должны подчиняться законам, уставам и приказам, действующим в вооружённых силах государства, в плену которого они находятся; за неповиновение к ним могут применяться меры судебного или дисциплинарного характера (коллективные наказания за индивидуальные проступки воспрещаются). Военнопленные должны подчиняться законам, уставам и приказам, действующим в вооружённых силах государства, в плену которого они находятся; за неповиновение к ним могут применяться меры судебного или дисциплинарного характера (коллективные наказания за индивидуальные проступки воспрещаются).


Военнопленные не могут быть преданы суду или осуждены за действия, не являющиеся наказуемыми по законодательству того государства, во власти которого они находятся; к ним нельзя применять меры наказания, кроме тех, которые предусмотрены за такие же деяния, совершённые лицами из состава вооружённых сил держащего в плену государства. Военнопленные не могут быть преданы суду или осуждены за действия, не являющиеся наказуемыми по законодательству того государства, во власти которого они находятся; к ним нельзя применять меры наказания, кроме тех, которые предусмотрены за такие же деяния, совершённые лицами из состава вооружённых сил держащего в плену государства. За неудавшийся побег военнопленные подлежат наказанию только в дисциплинарном порядке. За неудавшийся побег военнопленные подлежат наказанию только в дисциплинарном порядке. Любой незаконный акт или бездействие держащего в плену государства, приводящие к смерти военнопленного или ставящие под угрозу их здоровье, запрещаются и квалифицируются как серьёзные нарушения конвенции. Лица, виновные в таких действиях, считаются военными преступниками и подлежат привлечению к уголовной ответственности. Любой незаконный акт или бездействие держащего в плену государства, приводящие к смерти военнопленного или ставящие под угрозу их здоровье, запрещаются и квалифицируются как серьёзные нарушения конвенции. Лица, виновные в таких действиях, считаются военными преступниками и подлежат привлечению к уголовной ответственности.


Социоопрос Социоопрос Взгляд современных школьников на проблему пребывания в плену. Предлагаем Вам поучаствовать в анкетировании. Просьба, отнеситесь к вопросам серьезно. Отметьте Ваш вариант ответа галочкой рядом с предложенными утверждениями. Отвечайте быстро, так как важна первая реакция человека. Если бы ты попал на войну, и в ходе военных действий тебе пришлось бы общаться с военнопленными, как бы ты себя вел по отношению к ним? Если бы ты попал на войну, и в ходе военных действий тебе пришлось бы общаться с военнопленными, как бы ты себя вел по отношению к ним? А) Пытался бы узнать проблемы этих людей и стремился бы помочь им А) Пытался бы узнать проблемы этих людей и стремился бы помочь им Б) Старался бы унизить их достоинство Б) Старался бы унизить их достоинство В) Попытался бы обменять их на своих военнопленных В) Попытался бы обменять их на своих военнопленных Г) Хотел бы выведать как можно больше информации о противнике Г) Хотел бы выведать как можно больше информации о противнике Д) Вел бы себя по отношению к ним согласно конвенции о правах человека Д) Вел бы себя по отношению к ним согласно конвенции о правах человека Е) (другое)______________________________________________ Е) (другое)______________________________________________ Если бы ты, будучи военным, попал в плен, как бы ты повел себя в данной ситуации? Если бы ты, будучи военным, попал в плен, как бы ты повел себя в данной ситуации? А) Рассказал бы обо всем, что знал о своей армии. А) Рассказал бы обо всем, что знал о своей армии. Б) Закатил бы истерику. Б) Закатил бы истерику. В) Вел бы себя агрессивно по отношению к тем, к кому попал в плен В) Вел бы себя агрессивно по отношению к тем, к кому попал в плен Г) Смирился бы с происходящим Г) Смирился бы с происходящим Д) Покончил бы жизнь самоубийством Д) Покончил бы жизнь самоубийством Е) Попытался бы сбежать Е) Попытался бы сбежать Ж)Попытался бы войти в контакт с противником и найти выход из создавшегося положения Ж)Попытался бы войти в контакт с противником и найти выход из создавшегося положения СПАСИБО! СПАСИБО!


В социоопросе приняли участие юноши 8, 11 классов (37 учащихся). В социоопросе приняли участие юноши 8, 11 классов (37 учащихся). Из 19 восьмиклассников на I- ый вопрос (Если бы ты попал на войну, и в ходе военных действий тебе пришлось бы общаться с военнопленными, как бы ты себя вел по отношению к ним?), поставленный в анкете учащиеся дали такие ответы Из 19 восьмиклассников на I- ый вопрос (Если бы ты попал на войну, и в ходе военных действий тебе пришлось бы общаться с военнопленными, как бы ты себя вел по отношению к ним?), поставленный в анкете учащиеся дали такие ответы А) Пытался бы узнать проблемы этих людей и стремился бы помочь им - 6 уч-ся, 31,5 % А) Пытался бы узнать проблемы этих людей и стремился бы помочь им - 6 уч-ся, 31,5 % Б) Старался бы унизить их достоинство 0 0 Б) Старался бы унизить их достоинство 0 0 В) Попытался бы обменять их на своих военнопленных 4 уч-ся, 21% В) Попытался бы обменять их на своих военнопленных 4 уч-ся, 21% Г) Хотел бы выведать как можно больше информации о противнике 9 уч-ся, 47,5 % Г) Хотел бы выведать как можно больше информации о противнике 9 уч-ся, 47,5 % Д) Вел бы себя по отношению к ним согласно конвенции о правах человека 0 0 Д) Вел бы себя по отношению к ним согласно конвенции о правах человека 0 0 На II-ой вопрос (Если бы ты, будучи военным, попал в плен, как бы ты повел себя в данной ситуации?) восьмиклассники ответили таким образом На II-ой вопрос (Если бы ты, будучи военным, попал в плен, как бы ты повел себя в данной ситуации?) восьмиклассники ответили таким образом А) Рассказал бы обо всем, что знал о своей армии. 0 0 А) Рассказал бы обо всем, что знал о своей армии. 0 0 Б) Закатил бы истерику. 0 0 Б) Закатил бы истерику. 0 0 В) Вел бы себя агрессивно по отношению к тем, к кому попал в плен 1 уч-ся 5 % В) Вел бы себя агрессивно по отношению к тем, к кому попал в плен 1 уч-ся 5 % Г) Смирился бы с происходящим 1 уч-ся 5 % Г) Смирился бы с происходящим 1 уч-ся 5 % Д) Покончил бы жизнь самоубийством 0 0 Д) Покончил бы жизнь самоубийством 0 0 Е) Попытался бы сбежать5 уч-ся 26 % Е) Попытался бы сбежать5 уч-ся 26 % Ж)Попытался бы войти в контакт с противником и найти выход Ж)Попытался бы войти в контакт с противником и найти выход из создавшегося положения12 уч-ся 64 % из создавшегося положения12 уч-ся 64 %


Анкетирование, проводимое среди 11-ов (участвовали в опросе 18 человек), дало следущие показатели. Анкетирование, проводимое среди 11-ов (участвовали в опросе 18 человек), дало следущие показатели. На I-ый вопрос (Если бы ты попал на войну, и в ходе военных действий тебе пришлось бы общаться с военнопленными, как бы ты себя вел по отношению к ним?) мнение 11-ов разделилось так: На I-ый вопрос (Если бы ты попал на войну, и в ходе военных действий тебе пришлось бы общаться с военнопленными, как бы ты себя вел по отношению к ним?) мнение 11-ов разделилось так: А) Пытался бы узнать проблемы этих людей и стремился бы помочь им 3 уч-ся 17 % А) Пытался бы узнать проблемы этих людей и стремился бы помочь им 3 уч-ся 17 % Б) Старался бы унизить их достоинство 0 0 Б) Старался бы унизить их достоинство 0 0 В) Попытался бы обменять их на своих военнопленных 5 уч-ся 28 % В) Попытался бы обменять их на своих военнопленных 5 уч-ся 28 % Г) Хотел бы выведать как можно больше информации о противнике 10 уч-ся 55 % Г) Хотел бы выведать как можно больше информации о противнике 10 уч-ся 55 % Д) Вел бы себя по отношению к ним согласно конвенции о правах человека 0 0 Д) Вел бы себя по отношению к ним согласно конвенции о правах человека 0 0 На II-ой вопрос (Если бы ты, будучи военным, попал в плен, как бы ты повел себя в данной ситуации?) старшеклассники ответили таким образом: На II-ой вопрос (Если бы ты, будучи военным, попал в плен, как бы ты повел себя в данной ситуации?) старшеклассники ответили таким образом: А) Рассказал бы обо всем, что знал о своей армии. 1 уч-ся 5,5 % А) Рассказал бы обо всем, что знал о своей армии. 1 уч-ся 5,5 % Б) Закатил бы истерику. 0 0 Б) Закатил бы истерику. 0 0 В) Вел бы себя агрессивно по отношению к тем, к кому попал в плен 1 уч-ся 5,5 % В) Вел бы себя агрессивно по отношению к тем, к кому попал в плен 1 уч-ся 5,5 % Г) Смирился бы с происходящим 1 уч-ся 5,5 % Г) Смирился бы с происходящим 1 уч-ся 5,5 % Д) Покончил бы жизнь самоубийством 0 0 Д) Покончил бы жизнь самоубийством 0 0 Е) Попытался бы сбежать9 уч-ся 50 % Е) Попытался бы сбежать9 уч-ся 50 % Ж)Попытался бы войти в контакт с противником и найти выход Ж)Попытался бы войти в контакт с противником и найти выход из создавшегося положения 6 уч-ся 33,5 % из создавшегося положения 6 уч-ся 33,5 %


Мониторинг к I-му вопросу А) Пытался бы узнать проблемы этих людей и стремился бы помочь им А) Пытался бы узнать проблемы этих людей и стремился бы помочь им В) Попытался бы обменять их на своих военнопленных В) Попытался бы обменять их на своих военнопленных Г) Хотел бы выведать как можно больше информации о противнике Г) Хотел бы выведать как можно больше информации о противнике


Мониторинг ко II-му вопросу А) Рассказал бы обо всем, что знал о своей армии. А) Рассказал бы обо всем, что знал о своей армии. В) Вел бы себя агрессивно по отношению к тем, к кому попал в плен В) Вел бы себя агрессивно по отношению к тем, к кому попал в плен Г) Смирился бы с происходящим Г) Смирился бы с происходящим Е) Попытался бы сбежать Е) Попытался бы сбежать Ж) Попытался бы войти в контакт с противником и найти выход Ж) Попытался бы войти в контакт с противником и найти выход из создавшегося положения из создавшегося положения


Наблюдения показывают, что учащиеся и 8-х., и 11-х классов акцентируют внимание и выделяют определенные пункты из предложенного перечня. Очень жаль, что никто из учащихся не отметил в I-м вопросепункт Д (Вел бы себя по отношению к ним (военнопленным) согласно конвенции о правах человека). Я думаю, что это связано с тем, что школьники не знакомы с 3 -м разделом: «Защита военнопленных» из «Основных положений Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним».


МККК и ВОЕННОПЛЕННЫЕ (РАЗДЕЛ 3) 10. Помощь, предоставляемая МККК и другими обществами помощи 10. Помощь, предоставляемая МККК и другими обществами помощи Роль обществ помощи, МККК и обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в оказании помощи военнопленным в течение двух мировых войн была столь значительной, что Конвенция посвящает им целую статью с целью поощрить их деятельность и всячески ей содействовать. Роль обществ помощи, МККК и обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в оказании помощи военнопленным в течение двух мировых войн была столь значительной, что Конвенция посвящает им целую статью с целью поощрить их деятельность и всячески ей содействовать. В соответствии с этой статьей державы обязаны предоставлять обществам их должным образом уполномоченным делегатам все условия для посещения военнопленных, распределения посылок помощи и материалов любого происхождения, предназначенных для религиозных и воспитательных целей, а также для того, чтобы помочь военнопленным организовать свой досуг внутри лагерей. Особое положение Международного Комитета Красного Креста в этой области должно всегда признаваться и уважаться. В соответствии с этой статьей державы обязаны предоставлять обществам их должным образом уполномоченным делегатам все условия для посещения военнопленных, распределения посылок помощи и материалов любого происхождения, предназначенных для религиозных и воспитательных целей, а также для того, чтобы помочь военнопленным организовать свой досуг внутри лагерей. Особое положение Международного Комитета Красного Креста в этой области должно всегда признаваться и уважаться.


11. Право Держав-покровительниц и МККК посещать военнопленных 11. Право Держав-покровительниц и МККК посещать военнопленных Далее Конвенцией предусматривается, что представителям или делегатам Держав-покровительниц должно быть разрешено посещать все места, где находятся военнопленные, в частности места интернирования, заключения и работы. Они должны иметь доступ во все помещения, используемые военнопленными. Представители МККК пользуются такими же правами. Назначение этих представителей подлежит одобрению державой, удерживающей военнопленных, которых нужно посетить. Далее Конвенцией предусматривается, что представителям или делегатам Держав-покровительниц должно быть разрешено посещать все места, где находятся военнопленные, в частности места интернирования, заключения и работы. Они должны иметь доступ во все помещения, используемые военнопленными. Представители МККК пользуются такими же правами. Назначение этих представителей подлежит одобрению державой, удерживающей военнопленных, которых нужно посетить. Стороны, находящиеся в конфликте, должны предоставить Международному Комитету Красного Креста все средства в пределах их возможностей, позволяющие ему выполнять свою гуманную миссию, возложенную на него Конвенциями и Протоколом с целью обеспечения защиты и помощи жертвам конфликтов. МККК может также осуществлять любую другую гуманитарную деятельность в пользу таких жертв с согласия заинтересованных сторон, находящихся в конфликте. Федерация обществ Красного Креста и национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца также имеют право на всяческое содействие при выполнении своей гуманной миссии. Стороны, находящиеся в конфликте, должны предоставить Международному Комитету Красного Креста все средства в пределах их возможностей, позволяющие ему выполнять свою гуманную миссию, возложенную на него Конвенциями и Протоколом с целью обеспечения защиты и помощи жертвам конфликтов. МККК может также осуществлять любую другую гуманитарную деятельность в пользу таких жертв с согласия заинтересованных сторон, находящихся в конфликте. Федерация обществ Красного Креста и национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца также имеют право на всяческое содействие при выполнении своей гуманной миссии.


Лунева О.С Ангел мира Спешит на помощь КРАСНЫЙ КРЕСТ, Гуманность в нашем мире прославляя, Униженным дарует кров и хлеб, По всей земле права людские защищая. Гуманности зерно несет в сердца людей, Плененным руку помощи протянет, Спешит… Где царствует накал страстей, Наш АНГЕЛ МИРА крылья расправляет! 2009г.


Используемые материалы: 1.«Ради мира на земле» рассказы советских писателей о ВОв, Москва, издательство «Правда»,1990г. 2. «Русская литература хх века» хрестоматия, Москва, «Просвещение», 1997г. 3.«Основные положения Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним», международный комитет красного креста, Москва, 2003г. 4.Интернет-ресурсы.

Как относиться к пленному врагу? Кто способен проявить сострадание, милосердие к нему? Размышляя над этими вопросами, автор текста поднимает проблему проявления человечности к пленному врагу на войне.

Герой текста Б. Васильева проявил сострадание к немецкому солдату, когда брал его в плен. Немец «мог бы прикончить его или убежать», но вместо этого он упал на колени. Это поведение человека, который не хочет убивать врага, не хочет воевать. Осознание этого не дало герою нажать на курок и убить человека, который, как и он сам, мечтает о мирной и спокойной жизни, но по ужасному стечению обстоятельств оказался на войне.

Сделать это позже было ещё тяжелее. Немецкий солдат показал фотографии своих детей, рассказал, что он простой рабочий, которого принудили идти воевать. Плужников не смог выстрелить в «спину, которая прикрывала троих детей». Герой сжалился над немецким солдатом, потому что не мог оставить троих детей без отца, не мог убить простого человека, не мог взять на себя этот тяжкий груз. Он сделал это для «своей совести, которая хотела остаться чистой».

В подтверждение данной мысли приведу в пример произведение Л.Н. Толстого «Война и мир». Видя, как изнеможенные и голодные французы разрывают руками конину, Кутузов обращается к солдатам со словами: «Теперь их и пожалеть можно». Глядя на лица их лица, командующий видит сочувствие своим словам. Солдаты осознают всю бесчеловечность и жестокость войны. В их душах находится место для милосердия и сострадания даже к собственному врагу.

В качестве ещё одного аргумента приведу в пример произведение Шолохова «Тихий Дон». Главный герой Григорий один из немногих, кто с состраданием и милосердием относится к пленным. Когда Чубатый жестоко убил пленного австрийца, Григорий бросился на него, вспыхнув злостью и ненавистью за совершённый им поступок. Ещё больше Григорий был разозлён, когда Подтелков отдал приказ расстрелять пленных. Не желая больше видеть такую бессмысленную жестокость и смерть невинных людей, Григорий уходит от красных.

В заключение хотелось бы сказать, что милосердие к пленному врагу является высшим проявлением гуманности, на которое способны люди, осознающие всю ценность человеческой жизни.

Проблема отношения к пленным. И. П. Цыбулько 2020. Вариант № 8 («Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева...»)

Как относились к пленным немцам русские солдаты? Именно этот вопрос возникает при чтении текста русского советского писателя В. П. Астафьева.

Раскрывая проблему отношения русских солдат к пленным немцам, автор рассказывает о военных событиях на небольшом хуторе. Здесь лейтенант Борис Костяев закрывает собой пленных немцев, которых пытается расстрелять обезумевший от горя солдат, потерявший на войне близких. Военный врач оказывает первую медицинскую помощь всем раненым, не глядя, кто перед ним: русский или немец. Старший сержант с сочувствием относится к немцу с обмороженными руками, говоря ему с жалостью: «Как теперь работать будешь, голова?»
Все эти примеры, дополняя друг друга, ярко демонстрируют человечность и гуманизм русских солдат, которые понимают, что пленные безоружны и теперь не страшны, а вызывают жалость.
Авторская позиция заключается в следующем: русские солдаты по-человечески относились к пленным немцам, давали им возможность согреться, утолить голод и получить медицинскую помощь.

Позиция автора мне близка. Несомненно, во время войны русские солдаты показывали гуманное отношение к пленным, проявляли человечность и милосердие. Доброта русских солдат, широта души и способность к прощению и милосердию показана в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» в Отечественную войну 1812 года. Два замёрзших француза выходят из леса к костру, и сидящие у костра русские воины не жалеют для них каши, кормят несчастных вояк и разрешают им греться у костра.

В заключение подчеркну, что русские люди щедры и добры, умеют прощать, проявляют милосердие к поверженному врагу.

Текст В. П. Астафьева

(1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.

(2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.

(3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

— (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.
(9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу... (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.

— (13)Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.
(14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.

— (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу... (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!
(27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.

— (28)Тихо, друг, тихо!

(29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.

(32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.

(33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

— (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят!..
(40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.
(42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.
(45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.

(47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:

— Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал... (51)Ладом!

(52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.
(53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.

(54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».

(По В. П. Астафьеву)

В конце 18 века адмирал Ушаков совместно с турецкой эскадрой взял у французов Ионические острова. Российско-турецкий десант воевал дружно, но после окончания операции возникло недоразумение. Ушаков запретил туркам резать французских пленных. От такого приказа у турок глаза вылезли из орбит: а тогда зачем воевали? Убийство пленных это праздник, лакомство, лучшая награда за военные тяготы. Такое мучительство обычно продолжалось несколько дней, под шашлык и барабаны. С пленных заживо сдирали кожу, тянули жилы, вырывали глаза, поджаривали на медленном огне, отрезали уши и носы, рубили пальцы, прибивали гвоздями гениталии к доскам, отпиливали конечности, заливали глотку кипящим маслом, сажали на кол, давили шею шёлковыми шнурами. Если на три-четыре турка удавалось заполучить по двуногому мешку с подарками, многочасовое вынимание из него игрушек - печени, почек, сердца - доставляло любознательным и наивным азиатам много радости. И вот Ушак-паша поломал кайф. Большей несправедливости трудно себе было представить.

На первый взгляд, в тактике турок был свой резон. Воспитать касту живодёров, деморализовать противника. Чтобы само имя османов вызвало у других народов ужас. Опять же обеспечивалась большая мобильность частей - к тому же турки убивали или оставляли на произвол судьбы собственных раненых. Однако, в общем успехи турецкого оружия на европейском театре были скромными. В 19 веке Турция сохранила независимость только из-за неспособности европейцев правильно разделить «наследство больного человека».

Поведение европейцев на войне отличалось принципиально. Европейцы в силу ряда причин воевали постоянно и крайне ожесточённо (ничего подобного на Востоке не было). Если взять, например, самую культурную и густонаселённую часть Европы – Нидерланды, то мочилово там шло столетиями. Перманентно. Это ОБРАЗ ЖИЗНИ. Живут люди в городе, оттягиваются на карнавале. В двух километрах – три тысячи человек друг друга сосредоточенно убивают. Не по азиатски: свистнули, налетели, трёх убили, убедились что дело серьёзное и по кустам, а «ваше превосходительство, довожу до вашего сведения, что от батальона осталось четыре человека и знамя». В шести километрах дальше – окрестные крестьяне хоронят трупы солдат от стычки – 800 штук. А за рекой шесть месяцев идёт осада города – в городе голод.

Первое время европейцы воевали примерно так же как турки. Храбрости и жестокости французам, немцам или испанцам было не занимать. Но постепенно, кровавым методом проб и ошибок был накоплен ОПЫТ. Опыт максимально эффективного ведения военных действий. Жестокость на войне - это не цель, а средство. Иногда бывает, что великодушие и милосердие есть наиболее эффективный способ достижения военных целей. Со времён Гуго Гроция возникло международное право и система международных соглашений, регулирующих даже такую иррациональную и антигуманную вещь как военные действия.

Европейцы стали помогать своим раненым. Это несколько уменьшило мобильность, но резко повысило сплочённость и стойкость войск. Солдаты стали ощущать себя членами военного братства, видеть в членах команды друзей, комбатантов. Пленные получили право на жизнь, медицинскую помощь и даже почёт. Это позволило избежать ненужных потерь при добивании проигравших, и косвенно ещё более повысило моральный дух солдат. Погибшим солдатам противника стали оказывать воинские почести (коньком турок было осквернение трупов врагов). Подчёркнуто уважительное отношение к пленным офицерам укрепляло воинскую иерархию. Технология капитуляции вражеских городов-коммун позволила избежать хозяйственных разрушений и облегчила аннексию завоёванных территорий. Борьба с мародёрством повысила степень управляемости войск В РАЗЫ. И т.д. и т.п.

Разумеется, при таких условиях всё большее значение в военных действиях приобретала невоенная составляющая. Некультурных врагов европейцы стали давить гуманизмом. Европа захватила вооружённым путём полмира и этот захват шёл под лозунгами цивилизации и гуманизма. Что СООТВЕТСТВОВАЛО ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Очень показательна была русско-японская война – английские инструкторы строго-настрого предупредили японских союзников: русских пленных не трогать. Чтобы ни один волос... КАКАВУ БУДЕТЕ В ПОСТЕЛЬ ПОДАВАТЬ! И объяснили почему. Англия демократическая страна с парламентской оппозицией, прозрачна для пропаганды. Азиатские мучительства - серьёзный козырь русской пропаганды в Европе, прекрасно использованный во время последней русско-турецкой войны. Японцы поняли, и, кстати, выполнили установку с азиатской жестокостью. Несколько нарушений в этой области закончились приказом императора убиться самураям об стену. Информационную войну Япония выиграла с блеском.

Управление образованием администрации Прохладненского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа ст. Екатериноградская»

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ИЗУЧАЕМ МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО»

Проблема отношения к пленным в художественной литературе

Ученицы VIII класса

Кулинич Карины.

Научный руководитель:

Учитель русского языка и литературы Кузьменко Е.В..

1.Как Великая Отечественная война отразилась в судьбе моих близких.

2.Что мне дало изучение спецкурса «Вокруг тебя - мир».

3.Центральный проблемный вопрос моего исследования.

4.Главы романа «Война и мир» Л.Н.Толстого, изученные в 5 классе.

5.Трагедия 1941 года… Поэмы А.Т.Твардовского.

6.Повесть В.Л.Кондратьева «Сашка».

7.Книги С.Алексиевич «У войны- не женское лицо» и «Цинковые мальчики».

8.Заключение, выводы.

Литература:

1.Книги «Вокруг тебя - мир» для 5-8 классов.

2.Материалы Женевских Конвенций по международному гуманитарному праву.

3.Главы из романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

4.Поэма А.Т.Твардовского «Дом у дороги».

5.Повесть В.Л.Кондратьева «Сашка».

6.Книги С.Алексиевич «У войны- не женское лицо» и «Цинковые мальчики».

«Что бы я хотел видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую, но необходимую правду, для того, чтобы человечество, узнав ее, было благоразумней».

В.П.Астафьев

Тема моего исследования «Проблема отношения к пленным в художественной литературе (на примере произведений отечественных авторов). Меня неслучайно заинтересовал вопрос: «Возможно ли проявление гуманности на войне?»

А началось все с изучения курса в пятом классе «Вокруг тебя-мир».Читая книги, предложенные Международным Комитетом Красного Креста, я размышляла о роли правил в жизни людей, об уважении человеческого достоинства, о деятельном сострадании, о том, что в самых сложных ситуациях (даже на войне) есть место проявлению гуманности.

А потом учитель предложил нам тему для творческой работы: «Как Великая Отечественная война отразилась в судьбе моих близких, моей семьи».

Готовясь к сочинению, я просматривала старый семейный альбом и на пожелтевшей фотографии увидела парнишку лет семнадцати. Как я поняла из рассказов родных, это был родной старший брат моего дедушки Василий Савельевич Нагайцев. Я стала расспрашивать о нем своего дедушку, и вот что он мне рассказал:

Внученька, сам я Василия не видел, так как родился через два года после его гибели. Но мне о нем много рассказывала моя мама, пока была жива.

По ее словам, Вася был веселый и общительный, хорошо учился в школе, ему было лет шестнадцать, когда началась война. Выпускной вечер в школе совпал с ее началом. Он прибежал домой утром и с порога заявил: «Мама, я иду добровольцем на фронт! Держать меня не надо, все равно уйду!»

На следующее утро брат пошел к станичному клубу и, несмотря на слезы и уговоры матери, вместе с другими ушел на войну.

Вскоре пришло от него первое письмо, в котором Василий сообщал, что у него все хорошо и он обучается военному делу. А через два месяца от него пришла короткая телеграмма: «Лежу в госпитале, был в плену, отделался легко, не волнуйтесь, Вася». После госпиталя его отпустили домой по ранению, и он рассказал родным, как он попал в плен и был ранен.

Немцы застали их врасплох, бои шли день и ночь, во время обстрела немцев его оглушило, очнулся он уже в плену. Две недели был на грани жизни и смерти, а затем вместе с другом Володей бежал. Побег удался, но на передовой они напоролись на мину. Володя погиб, а Василий был тяжело ранен. В медсанчасть его отправили солдаты, услышавшие шум взрыва.

Поправившись и немного окрепнув, брат опять ушел на войну. И больше мы его не видели… Долгих два года о нем не было никаких известий. Лишь в 1945 году на него пришла похоронка, а в 1946 году в станицу приехал его друг Александр. Он и рассказал о его жизни и смерти. Василий опять попал в плен, несколько раз пытался бежать, но безрезультатно.

Его расстреляли вместе с другими штрафниками на глазах Александра, которому удалось выжить в плену. Его освободили наши, Александр долго лечился и через год после войны разыскал родных погибшего друга, чтобы рассказать им о сыне-герое.

Потрясенная рассказом дедушки, я стала с особым интересом читать о войне. Особенно меня интересовало положение тех, кто в ситуации вооруженного конфликта был ранен, попал в плен. На занятиях спецкурса я знакомилась с основными нормами международного гуманитарного права и их защите.

Я поняла, что Красный Крест всегда видел в страдающем человеке только человека, а не побежденного или победителя и никогда не пытался найти и осудить виновных. Запомнились мне и слова одного из делегатов МККК М.Жюно: «В бою друг другу всегда противостоят лишь две стороны. Но рядом с ними- а иногда и перед ними –появляется третий боец: воин без оружия». «Воин без оружия»- это тот, как мне кажется, кто сражается за соблюдение правил Конвенций, которые ограничивают чрезмерную жестокость людей. В основе этих правил- здравый смысл и стремление людей выжить.

Если бы фашисты соблюдали эти Конвенции, выжил бы не только мой дедушка…

«В русской литературе, - писал К.М.Симонов, - для меня было и остается непревзойденным образцом все, что написано о войне Л.Толстым, начиная от «Рубки леса» и «Севастопольских рассказов», кончая «Войной и миром» и «Хаджи Муратом».

И действительно, нет лучшего учителя для военного писателя, чем Толстой, описывающий войну со всей правдивостью, не отвращая глаз от ужасных жестокостей войны, от ее грязи и крови, от слабостей, пороков и ошибок многих людей. В пятом классе мы прочитали несколько глав из романа «Война и мир» и познакомились с Петей Ростовым, приехавшим в отряд Василия Денисова с поручением и оставшимся для участия в сражении.

Здесь он знакомится с маленьким пленником- французом, к которому испытывает жалость и «нежное чувство». Такое же чувство вызывает мальчик и у партизан, заботящихся о юном барабанщике. По- отечески относится к Венсану Боссу и командир Денисов.

Известно, что в романе Толстой описал реальный случай: история Висени, как прозвали его гусары, закончилась в Париже, куда его привезли русские офицеры и сдали с рук на руки его матери.

Но не все русские люди так гуманно относились к пленным. Обратимся к сцене спора Денисова и Долохова. Разное отношение у этих людей к пленным. Денисов считает, что пленных нельзя убивать, что их нужно отсылать в тыл и не марать убийством честь солдата. Долохов же отличается крайней жестокостью. «Брать не будем!- говорит он о пленных, вышедших с белым флагом на шпаге. Особенно запомнился мне эпизод, когда Петя Ростов, поняв, что Тихон Щербатый убил человека, почувствовал себя неловко, «он оглянулся на пленного барабанщика и что-то кольнуло его в сердце». Меня поразило главное в этой фразе: «Тихон убил человека!»

Не врага, не неприятеля, а человека.

Вместе с Денисовым мы оплакиваем эту страшную гибель и вспоминаем удивительно верные слова русского музыканта А.Г.Рубинштейна: «Только жизнь невозместима, кроме нее - все и вся».

Трагедия 1941 года.… Одна из самых больных, самых трагических тем литературы - плен, пленные. Тема военнопленных долгие годы была закрытой.

Трудно найти в нашей литературе произведения, которые могли бы сравниться с поэмами А.Т.Твардовского «Василий Теркин» и «Дом у дороги» по глубине постижения трагедии 1941 года.

«Память войны, - говорил поэт, - это страшная память – память муки и страдания».

В пятой главе поэмы «Дом у дороги» раскрывается эта трагедия. Начинается она с риторических вопросов, обращенных к читателю: «Вам не случалось быть при том?» Поэт не показывает в поэме зверств фашистов, хотя знает о них. Речь идет только о том, что на нашей земле хозяйничает чужой солдат. Видеть на своей земле чужого солдата – «И бог не приведи!»- восклицает он.

Но самое большое унижение – «своих живых солдат в плену воочью увидать»:

И вот они в плену,

И этот плен в России.

Так Твардовский подводит читателя к изображению «угрюмой вереницы пленных». Их ведут «стыдным, сборным строем», идут они «с горькой, злой и безнадежной мукой». Чувство стыда они испытывают от того, что не выполнили своего долга, не смогли защитить родную страну.

Позорно оказаться пленным на своей земле, которую должен был уберечь от врага. Стыд, позор, боль переживает основная масса пленных- те, кто был «зол, что жив остался».

Главная героиня поэмы Анна Сивцова перед отправкой в Германию тяжело размышляет о фашистской неволе. Перед отправкой на чужбину женщина прощается с родным домом, собирает в трудный путь своих троих детей.

А в неволе у нее родился мальчик, в бараке на соломе.

И Анна испытала всю бесчеловечность фашистского «порядка» и гуманизм узников лагеря. Люди помогают матери и младенцу чем только могут. Анна живет заботой о детях, делит с ними и свой кусок, и свое тепло. Родительский долг, материнское чувство придают Анне силы, укрепляют ее волю к жизни

Война предстала в произведениях А.Твардовского не только в своем подлинном трагизме, но и в своем подлинном героизме: солдаты, воины, бойцы ощутили себя народом. Пришло понимание самой сути борьбы, ощущение ответственности за ее исход:

Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Эти строки – лейтмотив поэмы «Василий Теркин».

Когда мы обращаемся к книгам о войне, мы видим, что в самых горько- правдивых произведениях поэтизируется подвиг тех, кто встал на защиту родной страны:

И не затем, что уговор храним,

Что память полагается такая,

И не затем, нет, не затем одним,

Что ветры войн шумят, не утихая.

А.Т.Твардовский

Более шести десятилетий минуло после Великой Отечественной войны, но они не ослабили интереса к этому историческому событию.

Среди книг, способных сказать честно об этой войне, взволновать, вызвать глубокие переживания не только о герое, об авторе, но и о себе – повесть В.Л.Кондратьева «Сашка».

Писатель создавал ее страдая, а не любуясь войной и подвигами, не наряжая войну в романтические одежды, без расчета кому- нибудь угодить и понравиться.

Интересна творческая история создания «Сашки». Четырнадцать лет вынашивал он повесть, писатель признавался: «Видимо, у каждого из миллионов воевавших была своя война. Но именно «своей войны» я не находил в прозе – повестях Быкова, Бондарева, Бакланова. Моя война – это стойкость и мужество солдат и офицеров, это страшный пехотный бой, это мокрые окопы. Моя война – это нехватка снарядов, мин…весь 1974 год я писал «Сашку». А выпущена была повесть лишь в 1986 году полумиллионным тиражом.

«Сашка» - повесть трагическая вместе с тем светлая. Она описывает бои подо Ржевом, страшные, изнурительные, с большими человеческими потерями.

Почему книга, в которой с таким бесстрашием нарисован жуткий лик войны – грязь, вши, кровь, трупы – в своей основе светлая книга?

Да потому что она проникнута верой в торжество человечности!

Потому что привлекает народным русским характером главного героя. Его ум, смекалка, нравственная определенность, гуманность проявляются так открыто и непосредственно, что сразу вызывают к нему доверие, сочувствие и понимание читателя.

Мысленно перенесемся в то время и на ту землю, о которой узнали, прочитав повесть. Два месяца воюет герой. Сашкина рота, от которой осталось шестнадцать человек, напоролась на немецкую разведку. Та захватила «языка», напарника Сашки, и поспешно стала отходить. Фашисты хотели отрезать от наших свою разведку: полетели немецкие мины. Сашка оторвался от своих, рванул через огонь и тут увидел немца. Отчаянную храбрость проявляет Сашка – берет немца голыми руками: патронов у него нет, свой диск он отдал ротному. Но сколько ребят полегло за «языка»!

Сашка знал, поэтому и не колебался ни секунды.

Безрезультатно допрашивает немца ротный и приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге Сашка говорит немцу, что у нас пленных не расстреливают, обещает ему жизнь.

Но комбат, не добившись при допросе от немца никаких сведений, приказывает его расстрелять.

Сашка приказу не подчинился. Этот эпизод показывает, что война не обезличила Сашкин характер. Герой вызывает симпатию своей добротой, участливостью, гуманностью. Сашке не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком, он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью.

Сашка совершил немыслимое в армии событие – неподчинение приказу старшего по званию. Это грозит ему штрафной ротой, но он слово дал немцу. Выходит – обманул? Выходит, немец прав был, когда рвал листовку и говорил: «Пропаганден»?

А вот ординарец комбата Толик застрелил бы пленного, за часы убил бы.… Не таков Сашка, и комбат понял его правоту, отменив свой приказ. Он понял те высокие человеческие принципы, которые свойственны Сашке

Замечателен образ героя в своих человеческих проявлениях. Гуманизм его естественен по отношению к пленному и, когда читаешь повесть, невольно задаешь вопрос: а немец проявил бы такую гуманность?

Мне кажется, ответ на этот вопрос мы находим в рассказе другого писателя – К.Воробьева «Немец в валенках».

На войне, я думаю, воевали и хорошие, и плохие немцы, были люди, которые вынуждены были воевать…

В центре произведения К.Воробьева даны непростые взаимоотношения пленных и их охранников, причем они показаны как люди разных характеров, разных поступков.

«Третья Женевская конвенция 1949 года посвящена защите военнопленных. В ней говорится о том, что пленные имеют право на гуманное обращение.

Конвенция запрещает негуманные действия по отношению к пленным: посягательство на жизнь и здоровье, оскорбление и унижение человеческого достоинства.

Вилли Броде, охранник в немецком концлагере, вряд ли дожил до этой Конвенции, но он вел себя по отношению к русскому военнопленному совсем в гуманистическом духе Женевской Конвенции.

Объясняется такое поведение, как мне думается, тем, что этот человек сам страдал, испытывал боль в отмороженных ногах и поэтому даже весной носил валенки. «Ясно, что немец воевал зимой под Москвой»,- решает герой-рассказчик, пленный - штрафник, тоже с отмороженными ногами.

И эта их общая боль, страдание начинает сближать бывших врагов: Броде начинает подкармливать узника, постепенно между ними возникает взаимопонимание. Рассказчик делится этой пайкой с другими доходягами: «А завтра хлеб получат «свежие» четверо доходяг, послезавтра еще четверо, потом еще и еще, мало ли, сколько раз вздумается прийти сюда этому человеку!»

Но однажды все оборвалось: Вилли за помощь русскому был избит, разжалован и отстранен от должности.

Судьба разлучила героев: «Иногда я думаю, жив ли Броде? И как там у него с ногами? Нехорошо, когда отмороженные ноги ноют по весне. Особенно, когда мизинцы ноют, и боль конвоирует тебя и слева и справа…»

Прочитав рассказ «Немец в валенках», я еще больше укрепилась в мысли, что участь человека, оказавшегося в плену, зависит от соблюдения норм международного гуманитарного права. Я думаю, что совершенно не обязательно сострадать или испытывать какие-то положительные чувства к пленному вражеской армии. В то же время и чувство ненависти не должно помешать соблюдению основного гуманитарного правила: военнопленный имеет право на гуманное обращение. «Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать!» -так говорил великий русский полководец А.В.Суворов.

В потрясающей книге С.Алексиевич «У войны - не женское лицо» речь также идет об отношении к пленным. Это воспоминания медицинских работников, принимавших участие в Великой Отечественной войне.

По признанию хирурга В.И.Хоревой, ей пришлось лечить немецких эсесовцев. К тому времени у нее погибли на фронте уже два родных брата.

Отказаться она не могла – приказ. И Вера Иосифовна лечила этих раненых, оперировала, обезболивала, одно только не могла - это поговорить с больными, спросить, как себя чувствуют.

И это потрясает, когда читаешь это воспоминание.

Вспоминает другой врач: «Мы же дали клятву Гиппократа, мы же медики, мы же обязаны помогать любому человеку, попавшему в беду. Любому…»

Понять подобные чувства сегодня, из мирного времени, легко, а тогда, когда горела твоя земля, гибли твои товарищи, было мучительно непросто. Врачи и медсестры оказывали медицинскую помощь всем, кто в ней нуждался.

Как сказано в Конвенции, медицинские работники не должны делить раненых на «своих» и «чужих». Они обязаны видеть в раненом только страдающего человека, нуждающегося в их помощи и оказать необходимую помощь.

Вторая книга С.Алексиевич «Цинковые мальчики» также посвящена войне, только Афганской.

«Даже для нас, прошедших Отечественную,- пишет В.Л.Кондратьев,- очень много странного, непонятного в Афганской войне».

Про Сашку писатель скажет, что он, как и многие другие, ворчал, ибо видел и понимал, что многое идет от собственной неумелости, непродуманности, неразберихи. Ворчал, но не «обезверил».

Те, кто воевал в Афганистане, уже одним своим присутствием тут совершали подвиг. Но Афганистан привел к «обезвериванию».

«В Афганистане,- писал А.Боровик,- мы бомбили не повстанческие отряды, а наши идеалы. Эта война стала для нас началом переоценки наших этических ценностей. Именно в Афганистане изначальная нравственность нации вошла в вопиющее противоречие с антинародными интересами государства. Дальше так продолжаться не могло».

Для меня книга «Цинковые мальчики стала и откровением и потрясением. Она заставила задуматься над вопросом: «Ради чего в ней погибло пятнадцать тысяч советских воинов?»

Война, не давшая ответа

Ни на один вопрос. Война,

В которой выигрыша нету,

Есть только страшная цена.

На всю жизнь теперь на нашей земле эти могильные красные камни с памятью о душах, которых не стало, с памятью о нашей наивной доверчивой вере:

«Татарченко Игорь Леонидович

Выполняя боевое задание, верный воинской присяге, ПРОЯВИВ СТОЙКОСТЬ И МУЖЕСТВО, ПОГИБ В АФГАНИСТАНЕ.

Любимый Игорек, ты ушел из жизни, не познав ее.

Мама, папа.»

В нашем Музее ст. Екатериноградской есть графическая картина «Последнее письмо» Г.А.Сасова, уроженца станицы. На ней изображено лицо старой женщины, застывшее маской скорби и боли, к ее губам прижат солдатский треугольник. Картина олицетворяет трагедию матери, получившую последнее письмо от сына:

И памятью той, вероятно,

Душа моя будет больна,

Покамест бедой невозвратной

Не станет для мира война.

Итак, проведя небольшое исследование: «Возможно ли проявление гуманности на войне?» я отвечаю: «Да! Возможно!»

Но, к сожалению, чаще всего во время военных конфликтов и сейчас нарушаются правила Конвенций. Поэтому в наше время, когда много говорится о прогрессе, культуре, милосердии и гуманности, если уж нельзя избежать войны, важно стремиться предотвратить или хотя бы смягчить все ее ужасы.