Духовная культура. Философия как форма духовной культуры Философия как отрасль духовной культуры

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФИЛОСОФИЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛ Ь ТУРЫ

Специфика философии

философия предмет духовная культура

Философия воспроизводит мир в максимально возможной глубинности и взаимосвязности. Она опирается на предельно универсальные закономерности и принципы, а также на наиболее фундаментальные ценностные ориентации.

Философская культура - это культура в о прошающая .

Она бьется над самыми магистральными вопросами:

Откуда и куда идет род человеческий?

Гамлетовское «быть или не быть»?

И сократовское «что есть благо?»

Присуща ли людям врожденная агрессивность?

Правит ли ими страсть к наслаждению?

Философия - разведчица того, что лежит за горизонтом любого познания и пережив а ния.

Она чаще ставит проблемы, чем решает их. Причем, как правило, проблема, поставленная философией, вообще не имеет окончательных решений. Беспокоя пытливые умы, философия увлекает их за собою в неведомое.

Философия изучает предельные («пограничные») ситуации, самое универсальное и самое уникальное, сокрове н ное...

У нее самая высокая степень общности (и абстрактности), а также уникальности (и конкретности).

Ее предмет - это фундаментальные осн о вы субъект-объектных и субъект-субъектных отнош е ний.

Философия поднимает человека на такую метафизическую высоту и подводит к таким пределам, что порою захватывает дух. Но о философских проблемах можно рассуждать только так: мучительно пробираясь через кажущиеся непреодолимыми загадочные сложности бытия, гибко соизмеряя безграничность онтологических универсалий с бездонностью человеческой уникальности.

Связь философии с другими сферами ду ховной культуры

Не только наука, но и мораль, искусство, религия, язык, миф определяют духовную культуру.

Вот почему философия и мировоззрение ориентируются на культуру в целом.

Роль философии в развитии духовной культуры общества и человека чрезвычайно велика.

Философия испытывает плодотворное влияние со стороны всех основных сфер духовной культуры и сама влияет на них.

Б. Рассел в «Истории западной философии», говоря о традиционной философии, уподобил ее н и чейной земле между наукой и религией.

Однако современная мировая философия в какой-то мере воспо л няет «пустоты» не только между наукой и религией, но между всеми сферами культуры. Она помогает «перекидывать мостики» между н и ми.

Сама философия испытывает плодотворное влияние со стороны крупнейших писателей, художников, ученых, прогрессивных политических и общественных деятелей.

Многообразие пониманий предмета философии

Философия (philo) - любовь к мудрости. А разве кто-нибудь любит глупость? Значит, любя мудрость, все мы любим философию.

Однако философией можно заниматься как любительски, так и профессионально. Соответственно существуют профессиональная и житейская (обыденно-практическая) философия.

Философия обыденно-практического опыта . Аристотель говорил, что тот, кто хорошо что-то понимает сам, сможет объяснить это ребенку.

Но как объяснить ребенку, что такое философия?

Философия стремится дать ответы на последние “почему” в длинной их цепочке.

Герой М. Горького “Скуки ради”: “Философом может быть всякий, кто родится с привычкой думать и во всем искать начало и конец... при этом он может даже служить на железной дороге”.

Обыденно-практическая философия позволяет приподняться над суетой каждодневного бытия, воспользоваться мудростью прошлого, пристальней всмотреться в будущие перспективы.

Профессионально-теоретическая фил о софия

На этом уровне философия существует уже в форме учений и теоретических систем. И судить о них могут лишь философски образованные люди.

К сожалению, так бывает далеко не всегда. В рассказе Достоевского «Бобок» читаем: «Штатские лица любят судить о предметах военных и даже фельдмаршальских, а люди с инженерным образованием судят больше о философии и политической экономии…» Ф.М. Достоевский. «Бобок»

Экзистенциализм . Предмет философии - это сокровенные таинства человеческого существования, жизни и смерти, высшего смысла или полного абсурда бытия. Стоит ли жить дальше, если мир абсурден, а жизнь ничтожна? Главное - это духовно помочь человеку выстоять во враждебном и абсурдном бытии.

Согласно Хайдеггеру, предмет философии - это «бытие», а предмет науки - «сущее». Под сущим он подразумевает всё, что относится к эмпирическому миру, от которого следует отличать истинное бытие. Оно постигается непосредственно, а не через рассудочное мышление. Это подлинное бытие открывается человеку благодаря особому личностному существованию - экзистенции.

Религиозная философия

Теологию и богословие прежде всего интересует проблема бога, а религиозную философию - проблема человека в божьем мире. Теология занимается сверхрациональным. Одна из важных задач католической теологии - доказать существование Бога.

Неопозитивизм .

Неопозитивисты считают, что современная философия прежде всего должна быть «философией науки».

Если философы намерены приносить реальную пользу наукам, они должны сосредоточить свои усилия, стараясь:

а) интегрировать знания, полученные отдельными специальными науками, в единое синтетическое знание;

б) упорядочивать язык науки, а также изучать глубоко скрытые языковые смыслы Рассел: философ - это "полицейский" языка. Витгенштейн. Человеку только кажется, что он говорит с помощью языка. На самом деле язык говорит с помощью человека. Клубок нитей, играющий с кошкой. .

Признавая определенные ценности прошлой философии, неопозитивисты им отводят такое же место в духовной культуре, как религии, искусству и другим ненаучным формам человеческой деятельности.

Обобщим многообразные подходы к философии, добавив к вышеприведенным диалектико-материалистически ориентированный подход.

Можно сказать, что предмет философии - это:

предельные проявления человека в мире и м и ра в человеке ;отношение сознания - к бытию, духо в ного - к материальному, субъекта - к объекту и другому субъекту, пережив а ния - к миру;

это наиболее универсальные законы, принципы и понятия, выр а жающие развитие природы, общества и мышления; это судьбоносные ценностные ориентации, жизненные смыслы и мировоззренческие поз и ции .

Знание философии приведет к меньшему количеству роковых жизненных ошибок и к лучшей ориентации как в личной, так и в профессиональной деятельности.

Наука ли философия?

Так как существует множество самых разных философских учений, то ответ не может быть однозначным. Говоря о мировой философии в целом, можно сказать, что она и наука , и ненаука , и метанаука (хотя бы в том смысле, что философия может делать объектом своего изучения и саму науку) .

Научно -ориентированные философы изучают прежде всего универсальное, закономерное, используя в большей мере рациональные методы познания.

Подобная философия стремится к фундаментальному обоснованию знаний с позиций социально-исторического, культурологического и общенаучного контекстов. Это и есть одна из важнейших з а дач философии науки.

Ценностно -ориентированные философы пытаются постигать уникальное, трансцендентное. Здесь философия предстает как н е наука .

Метанаучно -ориентированные философы: а) либо занимаются научно-философским исследованием наук (т.е. примыкают к философии науки);

б) либо выходят за пределы научного исследования и занимаются рассмотрением чисто метафизических проблем (т.е. примыкают к ненаучной разновидности философии).

В то же время все эти по-разному ориентированные философии дополняют друг друга и нуждаются др у г в друге .

Решая свои проблемы, философия стремится объяснять (как естественные науки), понимать (как науки гуманитарные), с о страдать (как искусство), взывать (как мораль), проповедовать (как вероучение).

Структура философии и ее основные функции

Основные разделы философии:

онтология (учение о бытии);

аксиология (учение о ценностях);

гносеология (учение о познании);

философская методология (учение о мет о дах);

философская антропология (учение о ч е ловеке);

социальная философия (учение об общ е ственной жизни);

история философии и панорама современных философских уч е ний.

А теперь остановимся на функциях философии.

Интегративная (синтетическая) функция. Она напрямую связана с философией науки.

Аристотель: “Философ - это тот, кто обладает по мере возможности ц е лостностью знания”.

Иногда эту функцию называют онтологической. Она состоит в том, что философия изучает наиболее общие закономерности и принципы действительности, ищет универсалии, стремится построить целостную картину мира (т.е. познает мир по возможности в его целостности). Она интегрирует и систематизирует духовную культуру. В частности, философия соединяет две культуры - естественнонаучную и общественно-гуманитарную, помогает им взаимно понимать и взаимно обогащать друг друга.

История о слепых и слоне.

Наиболее уникальное способно оборачиваться универсальным. Несколько упрощенный пример: у каждого - своя боль, но боль - у каждого.

Аксиологическая функция .

Она связывает философию с системой ценностей и мировоззрением.

«Пусть боги смотрят безучастно

На жизнь Земли - их вечен век.

Но только страстное прекрасно

В тебе, мгновенный человек!» (В. Брюсов)

Как уже говорилось, философия - это мир и эпоха, однако не только «схваченные в мысли» (Гегель), но и пережитые в чувстве.

Философия осмысливает исходные нравственные основы существования, фундаментальные ц е ли и ценности .

Она помогает разобраться в сложном переплетении событий, оценив ситуацию, найти свой смысл и свое место в жизни, выработать активное отношение ко всему, что происходит в мире.

В отличие от науки философия позволяет себе быть пристрастной.

А. Камю сказал примерно так:

было время, когда философ мог жить в башне из слон о вой кости; но сейчас, когда на карту поставлена судьба всей последующей истории челов е чества, само неучастие или молчание становятся преступными.

Каждый виновен не только в том, что он сд е лал не так, но и в том, что он не сделал, хотя мог сделать…

Высшие ценности и принципы одержали больше побед, чем все армии мира.

Философия по самой своей природе ориентирована на высшие духовные ценности, на интимно личные и глобальные проблемы. Нередко философ выступает как проповедник (причем его проповедь исповедальна). Не показывай, куда надо идти, а иди сам, причем так, чтобы за тобой пошли другие.

Любую тему философ явно или неявно пронизывает высшими смыслы и ориентациями. Иначе это не философия.

В наибольшей степени с ф илосо фией науки связаны аксиологические проблемы этики науки.

Методологическая функция :

она связана с необходимой разработкой наиболее оптимальных форм человеческой деятельности (в том числе научной).

Уточним понятие метода. Метод - это тоже теория, но теория особая.

Метод - это, прежде всего, теория получения новых результатов о реальности, в то время как обычная теория - это воспроизведение самой реальности.

“А не то дорого знать, что Земля круглая, а дорого знать, как дошли до этого” (Л. Толстой).

Еще Лихтенберг говорил, что когда людей станут учить прежде всего не тому, что они должны думать, а тому как они должны думать, то тогда исчезнут многие недоразумения.

Гносеологическая функция.

«Так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины» Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -- М.: Мысль, 1979. - С. 334. .

Реализуя гносеологическую функцию, философы изучают само знание и фундаментальные принципы познания.

Познает любая сфера духовной культуры. Но сам процесс познания фундаментально и целостно изучает только философия. Она решает важнейшую проблему - как взаимодействует мышление и бытие. Философское познание стремится к предельной универсальности и уникальности.

Философия ищет фундаментальные основания достоверности человеческих знаний.

Поэтому важное место в ней занимает учение об истине , о бесконечном пути познания «…Для нас раз и навсегда утрачивает всякий смысл требование окончательных решений и вечных истин… все приобретаемые нами знания по необходимости ограничены и обусловлены теми обстоятельствами, при которых мы их приобретаем» (Энгельс). .

Одна из задач философии крайне необычна. Она изучает историю человеческих заблужд е ний , чтобы в будущем лучше избегать их. По словам Монтеня, любую глупость до нас уже высказал тот или иной философ, считая ее истиной… Впрочем, любая мудрость имеет долю глупости (и наоборот).

Наряду с проблемой истинного и ложного существует проблема истинного и фальшивого . Всестороннего анализа требуют процессы, связанные с обманом , ложью , дезинфо р мацией .

Важно мыслить «без гнева и пристрастия» (Тацит).

Важнейшая задача философии - быть колебательницей привычных смыслов, рождать сомнения, разрешать их, но рождать при этом н о вые.

Мы уже говорили, что Вопросы в философии не менее важны, чем ответы. . «Бернард Шоу о науке и религии».

Философско-антропологическая фун к ция

Эта функция в особой мере связана со всеми остальными. Она нацеливает на изучение целостного человека, его судьбы, назначения, личностных смыслов.

Протагор: человек мера всех вещей .

3 вопроса Канта и его 4-й вопрос.

По Вл. Соловьеву, философии принадлежит особая роль в духовном освобождении и пробуждении свободы . Ее освободительная деятельность объясняется коренным свойством человеческой души «в силу которой она не останавливается ни в каких границах, не мирится ни с каким извне данным определением, ни с каким внешним ей содержанием, так что все блага и блаженства на земле и на небе не имеют для нее никакой цены, если они не ею самою добыты…» Соловьев В.С. Собр. соч. в 10-ти томах. 2-е изд. Т. 2, с. 412 (лекция «Исторические дела философии»).

Философия стремится проникнуть в сокровенные глубины человеческого существования, приоткрыть его высшие, «запредельные» смыслы. Так, экзистенциализм старается постигнуть таинственное уникальное человеческое существование, благодаря которому человек обретает свою подлинность, становясь абсолютно свободной личностью.

Достоевский: «Человек - это тайна, которую надо разгадать. Если ты разгадываешь ее всю жизнь - не считай, что ты прожил ее напрасно. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Связь философии с жизнью человека и общества

В многовековой истории философии можно отыскать немалое число философов, избравших путь бесстрастного смирения и отрешения от су етной земной жизни (они словно …"закрыть глаза, заткнуть уши" своей души…).

Но было много и таких, которые видели свое предназначение в страстном служении философски осмысленным целям и идеалам , причем не только своим, но и общественным.

За философские идеи отдавали жизнь, выпивая чашу с ядом (Сократ) или сгорая на инквизиторском костре (Бруно).

Во имя философских идей философы отказывались от интимных наслаждений Кант никогда не имел интимных отношений с женщинами… и мужчинами. На склоне лет он говаривал: - Очень рад, что избежал однообразных механических телесных движений, лишенных глубокого метафизического смысла. или расставались навсегда со своими бесценно любимыми избранницами (Кьеркегор - Регина Ольсен - Шлегель).

Во имя философских идей философы порывали со своим социальным кругом, высшим светом и богатством (Энгельс, Толстой), пробуждали революционный дух, считая, что философ должен не только объяснять мир, но и переделывать его в соответствии с идеалами социальной справедливости (Герцен, Ленин).

Но одна из главных жизненных целей философа во все времена - быть свободомыслящим.

"Волхвы не боятся могучих владык и княжеский дар им не нужен…"

Киплинг о человеке.

В 399 г. до новой эры шел суд над Сократом, обвиненным в распространении общественно опасных идей. Мудрец пояснил, что занимается философией прежде всего потому, что «жить, не разобравшись в жизни, не стоит». По его наблюдениям, большинство сограждан посвящают всю свою деятельность достижению славы, богатства, удовольствий. Но они нисколько не задумываются, насколько всё это для них ценно.

Далее см. по Платону.

Философ всегда словно борется с течением, плывя против него или обгоняя его.

Он чем-то напоминает Иванушку-дурачка, который навзрыд плакал на свадьбах и весело смеялся на похоронах.

Его задача - предостерегать от односторонних крайностей.

Когда жизнь течет благостно и умиротворенно, философ должен будить общество от самозабвенной спячки.

Если все существующее кажется бесспорным и стабильным, философия призвана будоражить умы, расшатывать устоявшиеся смыслы.

Но если почва начинает уходить из-под ног, если трещат и расползаются по швам вековые нормы, традиции и не видно света в конце туннеля, философия призвана, нет, не успокаивать, убаюкивая красивым обманом...

Она призвана помогать вновь находить достойные жизненные ориентиры и обретать мужественную уверенность в себе и окружающих.

(Речь идет не о стремительных катастрофах чернобыльского типа, в такой ситуации не до философии; впрочем даже в этих случаях наступает “вечер”, и сова Минервы отправляется в свой полет: ведь в связи с подобными катастрофами тоже встают философские “почему” и “во имя чего”?)

Особая роль у философии в такие времена, как наше.

Невольно вспоминаются строки: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…». Когда цивилизация переживает глубокий кризис, многие люди вынуждены искать выход из него.

Неизбежно задумываясь над самыми фундаментальными проблемами, они невольно обращаются к философии.

Аристотель говорил, что «философия начинается с изумления», с понимания того, что мы живем в очень странном, неистощимо многообразном мире… Она даёт неожиданный ракурс на мир Учитель, герой фильма «Клуб умерших поэтов», неожиданно влез на стол перед опешившими учениками, чтобы продемонстрировать диковинный ракурс на аудиторию. .

Философия не меньше, чем физика, нуждается в «безумных идеях». Но как непохоже философское безумие на безумство мартовского кота, обуреваемого нестерпимой страстью, или воспаленное воображение наркомана…

Ведь философия просветляет мир, она подсказывает наиболее оптимальный и гуманный путь к желаемым целям.

Добротная философская подготовка позволяет избежать непродуманных решений, кем бы они ни принимались, - капитаном дальнего плавания, президентом страны или зубным техником.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Определение структуры философского знания: диалектика, эстетика, познание, этика, философия культуры, права и социальная, философская антропология, аксиология (учение о ценностях), гносеология (наука о познании), онтология (первоначало всего сущего).

    контрольная работа , добавлен 10.06.2010

    Биография Николая Онуфриевича Лосского и его философская система, определенная как наука "о мире как целом". Диапазон интересов: гносеология, онтология, философская антропология, этика, аксиология (учение о ценностях). Гносеологический индивидуализм.

    реферат , добавлен 22.03.2009

    Предмет, структура и функции философии. Основные этапы развития философии: ранний эллинизм, Средневековье, эпоха Возрождения и Новое время. Характеристика немецкой классической философии. Онтология, гносеология, социальная философия, учение о развитии.

    презентация , добавлен 24.09.2012

    Любовь к мудрости. Краткий очерк истории философии. Философская картина мира. Философия человека. Философия деятельности. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений. Практическая философия.

    книга , добавлен 15.05.2007

    Структура философии: онтология, гносеология, методология, аксиология и ее функции. Мировоззрение как совокупность результатов метафизического мышления, исследования и познаваемости мира. Результаты сравнения философии с наукой, искусством и религией.

    курс лекций , добавлен 10.08.2009

    Цель настоящей работы - рассмотрение сущности философии, её предмета, места в культуре и жизни человека и общества. Место философии в системе общественной и духовной культуры. Предметом философии являются всеобщие связи в системе "человек - мир".

    реферат , добавлен 27.12.2008

    Система духовной культуры казахского народа, ее эволюция и современное состояние. Феномен казахской философии, значение в развитие общества страны, выдающиеся представители и направления их исследований. Национальная онтология бытия и ценности общества.

    реферат , добавлен 05.04.2013

    Философская антропология, выявление природы и сущности человека. Чувственное познание: память и воображение. Рациональное познание и мышление. Сознательное и бессознательное, надсознательное. Что есть истина. Аксиология - философское учение о ценностях.

    реферат , добавлен 28.01.2010

    Понятие мировоззрения. Его исторические типы. Философия в системе культуры. Функции и основной вопрос философии. Понятие материи. Философская мысль Древней Индии. Древнекитайская философия. Материализм древнегреческой философии. Средневековая схоластика.

    книга , добавлен 06.02.2009

    Специфика религиозной структуры и психологических особенностей мышления, духовной ориентации в Китае. Даосизм – важнейшая философская школа, возникшая во второй половине I тыс. до н.э. Видные представители средневековой даосской мысли, функция религии.

ФИЛОСОФИЯ

Конспекты лекций

Тема 1. Философия в системе духовной культуры 2

Тема 2. Предмет и функции философии 2

Тема 3. Мировоззренческие картины мира 3

Тема 4. Философия древности 5

Тема 5. Средневековая философия 7

Тема 6. Философия эпохи Возрождения 8

Тема 7. Философия Нового времени 9

Тема 8. Современная зарубежная философия 13

Тема 9. Отечественная философия 17

Тема 10. Проблема бытия 21

Тема 12. Движение, пространство и время 22

Тема 13. Диалектика и метафизика 24

Тема 14. Проблема сознания 25

Тема 15. Познавательные способности человека 27

Тема 16. Проблема истины 29

Тема 17. Научное познание 30

Тема 18. Человек и природа 33

Тема 19. Человек и общество 34

Тема 20. Человек и культура 36

Тема 21. Смысл жизни человека 37

Тема 22. Общество как система 38

Тема 23. Проблема развития общества 40

Тема 24. Техника и общество 42

Тема 25. Глобальные проблемы современности 44

Тема 1. Философия в системе духовной культуры

Философия – это особый тип мировоззрения.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире; включает в себя мироощущение, мироотношение и миропонимание.

Мифология – это исторически первая форма целостного и образного мировоззрения. Функция мифа закрепление сложившихся традиций и норм.

Религия – тип мировоззрения, определяемый верой в существование сверхъестественных сил. Религия направлена на постижение сакрального мира. Религиозные ценности выражаются в заповедях. В жизни общества религия является хранительницей вневременных ценностей.

Философия – это системно-рационализированное мировоззрение, т.е. система рационально обоснованных воззрений на мир и место в нем человека. Философия возникла в VII-VI вв. до н.э. через преодоление мифа. Первоначально философия понималась как "любовь к мудрости". Европейская философия возникла в Древней Греции. Первым, кто употребил термин "любомудр", т.е. стал называть себя философом, был Пифагор. До середины XIX в. царило убеждение, что философия есть "царица наук".

Философия как учение о первых началах бытия называется метафизикой. Философия направлена на постижение всеобщих связей в действительности. Важнейшей ценностью в философии является истинное знание.

Философия теоретически обосновывает основные принципы мировоззрения. Философия является теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры человека и общества, выражением самосознания исторической эпохи. Философское знание, используемое в различных сферах жизни людей в качестве руководства для деятельности, выступает в роли методологии

Усвоение философского мышления способствует формированию такого качества личности как критичность и самокритичность.

Философия и наука. Как рациональное знание, в котором выявляются сущностные связи действительности, философия выступает в качестве науки. Роль философии в науке заключается в методологии научного познания. В отличие от науки, философия характеризуется тем, что большая часть философских утверждений недоказуемы эмпирически; философия постигает мир в его универсальной целостности.

Философия и искусство. Реализуя личностный подход в осмыслении действительности, философия предстает в качестве искусства. Как и философия, искусство имеет личностный характер. В отличие от философии в искусстве опыт транслируется в образах (в философии – в понятиях и теориях).

Философия и религия. Отличие философии от религии состоит в том, что она является теоретической формой освоения мироздания, а также, что в философии познавательная функция для нее является ведущей.

Тема 2. Предмет и функции философии

Специфическим объектом философии является бытие в целом. Философия исследует всеобщие взаимосвязи в системе "человек – мир". Философские проблемы характеризуются тем, что они имеют всеобщий, предельный характер и принципиально открыты для новых решений ("вечные вопросы").

Разделы философского знания :

    Онтология – учение о бытии.

    Гносеология – учение о знании и познании.

    Антропология – учение о происхождении, сущности и эволюции человека.

    Праксиология – учение о человеческой деятельности.

    Аксиология – учение о ценностях.

    Эстетика – учение о прекрасном.

    Логика – учение об основных законах и формах мышлении.

    Эпистемология – учение о научном, достоверном познании.

    Этика – учение о нравственности, морали, добродетели.

    Социальная философия – учение об обществе как особого рода реальности.

    История философии – философия, исследуемая в процессе ее предыстории, возникновения, становления и развития.

    Философия истории – учение о процессе общественной жизни.

Функции философии :

мировоззренческая (формирует картину мира и бытия человека в нем; помогает человеку в решении вопроса о смысле жизни);

гносеологическая (накапливает, обобщает и транслирует новое знание; помогает человеку понять свое место в природе и обществе);

методологическая (анализирует способы познания, выясняет проблемы конкретных наук, выступает основой руководства к деятельности);

логико-гносеологическая (обосновывает понятийные и теоретические структуры научного знания);

объяснительно-информационная, идеологическая (формирует мировоззрение в соответствии с новейшими достижениями науки и существующей социальной действительностью);

критическая (учит ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа);

эвристическая (способна в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия; эта функция связана с методологическим значением философии);

интегрирующая (объединяет достижения наук в единое целое);

аксиологическая (формирует ценностные ориентации и идеалы);

гуманистическая (дает обоснование ценности человека и его свободы, "очищения души"; помогает обрести смысл жизни в кризисных ситуациях);

практическая (разрабатывает стратегии отношения человека и природы).

Тема 3. Мировоззренческие картины мира

Картина мира – интеллектуальная составляющая любого типа мировоззрения, система представлений об общем устройстве мироздания. Любая картина мира выделяет существенные стороны действительности, но в то же время упрощает, схематизирует действительность.

Для мифологической картины мира характерны: антропоморфизм, очеловечивание природы, т.е. перенос основных черт человечества на мироздание; художественная образность, синкретизм, космоцентризм.

Для религиозной картины мира характерны: вера в существование сверхъестественного мира, теоцентризм, принцип креационизма (творения мира Богом), опора на священные писания, принцип откровения, безоговорочное влияние авторитета.

Для научной картины мира характерны: математическая оформленность, направленность на истинное знание причин, обоснованность фактами, способность делать верные предсказания. Первая классическая научная картина мира XVII века носила механический характер. Переход к неклассической (современной) научной картине мира начался на рубеже XIX-XX вв. в связи с открытиями наличия случайности и эволюции природы (квантовая физика, теория относительности, синергетика).

Философская картина мира связана с вопросом об отношении мышления к бытию ("основным вопросом философии", по Ф.Энгельсу). В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу – философы делятся на материалистов и идеалистов.

Материализм – философское направление, считающее материальное начало основой бытия ("материя первична, сознание вторично"; "бытие определяет сознание"). Согласно материализму, вне природы и человека нет ничего, и высшие существа – это лишь наши фантазии. Бытие есть раскрытие сущностных сил самой материи, ее самодвижение как субстанции. Виды материализма: метафизический (механистический) и диалектический материализм.

Метафизический (механистический) материализм – течение в философии, согласно которому природа не развивается, качественно неизменна (Демокрит, Левкипп, Эпикур, Ф.Бэкон, Дж.Локк, Ж.Ламетри, Гельвеций и др.).

Диалектический материализм – течение в философии, согласно которому все сущее рассматривается как саморазвитие материи (природного мира) по диалектическим законам (Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов и др.).

Идеализм философское направление, считающее духовное начало основой бытия ("духовное первично, материя вторична"; "сознание определяет бытие"). Виды идеализма: объективный, субъективный, солипсизм.

Объективный идеализм полагает, что первоначалом всего сущего является идеальная сущность, существующая объективно, т.е. независимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой разум и т.п.). Наиболее известные представители: Платон, Аврелий Августин, Фома Аквинский, Гегель.

Субъективный идеализм полагает, что вся реальность существует только в сознании познающего субъекта; мир есть проекция комплекса человеческих ощущений (Дж. Берк­ли, Д. Юм).

Солипсизм утверждает, что достоверно можно говорить лишь о существова­нии моего собственного "Я" и моих ощущений.

Теизм (греч. Theos – Бог) – направление, признающее существование Бога как самостоятельной духовной реальности, независимой от сознания человека ("Бог сотворил человека"). Сторонники теизма являются идеалистами.

Атеизм – направление, в котором бог объявляется плодом воображения человека (Л. Фейербах) и утверждается, что сущность религии – в фантастическом отражении в головах людей внешних сил, которые господствуют над ними в их общественной жизни (Маркс, Энгельс, Ленин).

Согласно монизму , все сущее имеет одно первоначало, единую основу (субстанцию) либо материальную, либо идеальную.

Согласно дуализму , в основе всего сущего лежат два равноправных и несводимых друг к другу первоначала (субстанции): материальное и идеальное (к примеру, у Декарта – мыслящая и протяженная субстанции).

Согласно плюрализму , предполагается множество исходных оснований и начал бытия, либо материальных (Демокрит), либо идеальных (Лейбниц).

Рационализм (лат. ratio – разум) утверждает, что мир устроен разумно, по законам логики, и поэтому разум есть главное орудие познания и критерий истины (Платон, Гегель и др.).

Иррационализм (лат. irrationalis – неразумный) – направление, отрицающее разумное устройство бытия и возможно­сти его рационального, логического познания и совершенствования. Ос­новным видом познания здесь признается воля, инстинкт, интуиция, переживание, вера, от­кровение и т.п. (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор, Бергсон и др.).

Детерминизм (лат. determino – определяю)– учение об объективной, необходимой взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности.

Индетерминизм – учение, в котором так или иначе отрицаются причинные связи в природе, обществе, познании. Индетерминисты делают акцент на воле и свободе выбора человека и обвиняют детерминистов в фатализме.

  1. системе духовной культуры Наука... и право являются частью культуры , поэтому любая научная...
  2. Онтологическая истинность феномена человеческой духовности

    Дипломная работа >> Философия

    ... духовности в отечественной философии в отличие от культуры западной философской мысли была представлена не стройной системой ... : синтез и взаимоотторжения [Текст] / Ф.Г. Майленова // Философия в системе духовной культуры на рубеже ХХI века. – Курск, ...

  3. Философия общества. Соотношение понятий культура и цивилизация

    Лекция >> Философия

    Человеческих сил, именно система объективных идеально-формирующих сверхчеловеческих... . Мы говорим духовная культура , но не говорим ду­ховная цивилизация. Цивилизация... же, связанные с философи­ей , искусством, мистикой, культурой эмоций, должны быть призна­ны...

» Духовная культура в философии

Духовная культура в философии


Вернуться назад на

Понятие духовной культуры:

Содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),
показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину - добро - красоту.

Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:

Теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;

Этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;

Эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.

Духовная культура - это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке.

Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Искусство включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы их создания и потребления.

Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Философия удовлетворяет потребности человеческого духа к единству на рациональной (разумной) основе.

Понятие «духовная культура» имеет сложную и запутанную историю. В начале 19 века духовная культура рассматривалась как церковно-религиозное понятие. В начале ХХ века понимание духовной культуры становится гораздо шире, включая не только религию, но и нравственность, политику, искусство.

В советский период понятие «духовная культура» трактовалась авторами поверхностно. Материальное производство порождает материальную культуру - она первична, а духовное производство порождает духовную культуру (идеи, чувство, теории) - она вторична.

В ХХI в. «духовная культура» понимается по-разному:

Как нечто священное (религиозное);
как нечто положительное, которое не требует пояснения;
как мистически-эзотерическое.

В настоящее время, по-прежнему, понятие «духовная культура» достаточно четко не определено и не разработано.

Актуальность проблемы формирования духовности личности в современной ситуации обусловлена целым рядом причин. Сегодня многие недуги социальной жизни: преступность, аморализм, проституция, алкоголизм, наркомания и прочие - объясняются, прежде всего, состоянием бездуховности в современном обществе, состоянием, вызывающем серьезную тревогу и прогрессирующим из года в год. Поиск путей преодоления этих социальных пороков выдвигает проблему духовности в центр гуманитарного знания. Актуальность ее обусловлена также причинами экономического характера: по мере осуществления социальных, экономических, политических реформ в обществе, стремительно меняются условия и характер человеческого труда, его мотивация.

Истинная духовность есть "триединство истины, добра и красоты" и основными критериями такой духовности являются:

Интенциональность, то есть "направленность вовне, на что-то или кого-то, на дело или человека, на идею или на личность";
рефлексия над основными жизненными ценностями, составляющими смысл бытия личности и выступающими ориентирами в ситуации экзистенциального выбора. Именно способность к рефлексии, с точки зрения Тейяра де Шардена, является главной причиной превосходства человека над животным. Одним из условий формирования способности к рефлексии является затворничество, изгнанничество, добровольное или вынужденное одиночество;
свобода, понимаемая как самоопределение, то есть способность действовать в соответствии со своим целями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств;
творчество, понимаемое не только как деятельность, порождающая что-то новое, ранее не существовавшее, но и как самотворение - творчество, направленное на поиск самого себя, на реализацию своего смысла жизни;
развитая совесть, которая согласует "вечный, всеобщий моральный закон с конкретной ситуацией конкретного индивида", ибо сознанию открыто сущее;
ответственность личности за осуществление своего смысла жизни и реализацию ценностей, а также за все, что происходит в мире.

Таковы основные критерии духовности личности в осмыслении русских и зарубежных философов: Н.А.Бердяева, В.Франкла, Э.Фромма, Т. де Шардена, М.Шелера и других.

Философия в системе духовной культуры

Очевидно, что понятие «культура» более широкое. Помимо философии в сферу культуры входят религия, наука, искусство, мифология, политика и т.п. Культура представлена в различных продуктах материальной и духов­ной деятельности человека, в системе норм и учреждений, в духовных и материальных ценностях. Кроме того, культура - не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. В понятии «культура» фиксируется отличие способов жизнедеятельности человека от функционирования животных. Культура - это именно то, что отличает человека от животных.

Философия – это особый тип мировоззрения.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире; включает в себя мироощущение, мироотношение и миропонимание.

Мифология – это исторически первая форма целостного и образного мировоззрения. Функция мифа закрепление сложившихся традиций и норм.

Религия – тип мировоззрения, определяемый верой в существование сверхъестественных сил. Религия направлена на постижение сакрального мира. Религиозные ценности выражаются в заповедях. В жизни общества религия является хранительницей вневременных ценностей.

Философия – это системно-рационализированное мировоззрение, т.е. система рационально обоснованных воззрений на мир и место в нем человека. Философия возникла в VII-VI вв. до н.э. через преодоление мифа. Первоначально философия понималась как "любовь к мудрости". Европейская философия возникла в Древней Греции. Первым, кто употребил термин "любомудр", т.е. стал называть себя философом, был Пифагор. До середины XIX в. царило убеждение, что философия есть "царица наук".

Философия как учение о первых началах бытия называется метафизикой. Философия направлена на постижение всеобщих связей в действительности. Важнейшей ценностью в философии является истинное знание.

Философия теоретически обосновывает основные принципы мировоззрения. Философия является теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры человека и общества, выражением самосознания исторической эпохи. Философское знание, используемое в различных сферах жизни людей в качестве руководства для деятельности, выступает в роли методологии

Усвоение философского мышления способствует формированию такого качества личности как критичность и самокритичность.

.Философия и искусство. Реализуя личностный подход в осмыслении действительности, философия предстает в качестве искусства. Как и философия, искусство имеет личностный характер. В отличие от философии в искусстве опыт транслируется в образах (в философии – в понятиях и теориях).

Философия и наука . Как рациональное знание, в котором выявляются сущностные связи действительности, философия выступает в качестве науки. Роль философии в науке заключается в методологии научного познания. В отличие от науки, философия характеризуется тем, что большая часть философских утверждений недоказуемы эмпирически; философия постигает мир в его универсальной целостности. История взаимоотношения философии и науки складывалась не однозначно и тем не менее существуют следующие этапы их взаимоотношений: 1 .Синкретическое, т.е. неразличимое, единство науки и философии. Они не различаются ни предметом, ни методом, ни достигнутыми результатами (6 в. до н.э. – 17 в. н.э.). 2 .Начало различия предметной области философии и науки. Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы предоставить науке (17-19 в.). 3. Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия: а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших достижениях естествознания; б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений; в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки; г) ф-ия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой проблем в исследовании любого явления (19-20 века). Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они остаются на рассмотрении ф-ии. В советский период такие проблемы получили название мировоззренческих. Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь: Помогает формировать новые предметные области научных исследований. Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия. Помогает критически осмыслить полученные результаты. Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия. Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция ф-ии. Помогает оценить общественную значимость научных результатов.

Как учение о бытии и познании, философия - сво­ей онтологической и гносеологической стороной - тесно сближается с наукой, выступаяметодологией научного зна­ния. Каждая наука, опираясь на собственный опыт, раз­рабатывает, совершенствует систему общих правил и принципов познания. Это могут быть и технологические приемы организации наблюдений (астрономия, геология), и способы осуществления экспериментов (физика, хи­мия), математической обработки данных (социология), отыскания и оценки документов, свидетельств, первоис­точников (история, источниковедение, литературоведе­ние) и т. п. Но с философскими методами дело обстоит особо. Их отличительная черта состоит в том, что они универсаль­ны, т. е. имеют всеобщий характер. Высший уровень фи­лософской методологии - диалектика. Она помогает че­ловеку смотреть на мир (в том числе и на мир духовный) как на вечное развитие и становление, а корень развития искать во внутренних противоречиях предмета.

Известно, что в нашей литературе целые десятилетия господствовала точка зрения, считавшаяся "официальной" и "единственно верной", согласно которой, философия объявля­лась наукой о наиболее общих (всеобщих) законах развития природы, общества, познания и мышления. Правда, так характеризовался в основном диалектический материализм. Однако, здесь с помощью категории "закон" усиливается "научный" статус философии.

В 60-70-e годы у нас стали появляться работы, авторы которых в качестве предмета философии называют отношение человека к миру, мышления к бытию, всеобщее в системе "мир - человек". Так. П.В. Алексеев и А.В. Панин в своем учебном пособии писали "Предме­том философии является всеобщее в системе "мир - человек". Философия - это наука о мире в целом и об отношении человека к этому миру".

Философия - это наука. Конкретная наука, как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, сужде­ниями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Любая наука, как в естест­венной, так и в гуманитарных областях знания, имеет свой особый предмет. Все это в ходе развития науки может изменяться, отвергаться, и на месте ограниченных и, тем более, оши­бочных теорий, возникают новые, более глубокие теории. В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несо­стоятельными, и т.п. Но все это не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. У философии иной предмет - она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается.

На страницах журнала "Философские науки" в 1989-1990 гг. шла оживленная дис­кус­сия относительно соотношения философии и науки. Одни авторы полагали, что филосо­фия является наукой, другие доказывали, что таковой она не является, ибо не отвечает мно­гим критериям научности, требованиям, предъявляемым к научному знанию, третьи харак­тери­зовали философию и как особую форму общественного сознания, и как науку.

Заметим, что не так просто провести отличительную черту между философией и нау­кой. И все же, к критериям научного знания обычно относят такие, как истинность, аргумен­тированность, доказательность, практическая, опытная, экспериментальная и фактологиче­ская проверяемость, системность и общепринятость.

Очевидно, что многие из этих признаков научности либо мало применимы, либо со­всем не применимы для характеристики философского знания. Оно непроверяемо экспериментально, а потому не может быть общеобязательным и общепринятым, что имеет место в физическом, химическом, математическом знании и пр. Другими словами, получа­ется, что философия не является наукой.

Вопрос о научности и ненаучности философии начал обсуждаться и в учебной лите­ратуре. В частности, в одном учебном пособии отмечается, что ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы: философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами наблюдениями, экспериментами, эмпирически непод­тверждены; в философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для неё характерен плюрализм взглядов и каждый самостоятельный мыслитель создаёт свою собственную систему; ненаучность методов, проблем и языка философии. В пользу научно­сти философии называются такие её черты, как рационально-понятийная форма познания, логическая доказательность, аксиоматические построения и др. Отвергаются утверждения об эмпирической недоказательности и непроверяемости философских воззрений, одни из кото­рых опровергаются ходом мировой истории или открытиями естественных наук, другие раз­виваются и обогащаются.

В мировой и отечественной литературе широко представлена позиция, которая кате­горически не считает философию наукой, а относит её к феномену культуры, определяет её как особую форму общественного сознания, как своеобразный тип мировоззрения. Филосо­фия, как и религия, отвечает на самые общие мировоззренческие и смысложизненные во­просы. Однако делает она это в отличие от неё рациональным способом, опираясь на разум, а не на веру, авторитет и догмы. Словом, в этом плане философия похожа на науку. Однако важно подчеркнуть, что в центре философии стоит человек, мир как таковой её интересует гораздо меньше.

Философия - это, прежде всего, мировоззрение, выясняющее место человека в мире, его природу, смысл жизни, возможности и перспективы развития. С помощью философского познания достигается самосознание человеческого рода, осмысливается отношение людей к миру, характер и типы мировоззрения, мировосприятия и миропонимания.

Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и, наоборот, нельзя отрицать ее научность.

Философия и религия. Отличие философии от религии состоит в том, что она является теоретической формой освоения мироздания, а также, что в философии познавательная функция для нее является ведущей.

4. Религия – форма мировозр. объясн. мир человека, через связь со сверх естеств. существами, в этом сходство мифологии и религии. Отличие заключается в том, что мифология просто предлагает свою картину мира, а религия предписывает верить ей  основной признак религии – вера в сверхестеств. Сущ. различные организации и учреждения для формирования и поддержания такой веры, якобы обеспеч. контакт со сверхест. (культовая практика) призван. обесп. религиозное воспитание, контроль над умом людей. Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии.

Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Религия исследует вопросы те же, что и миф: происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека; объяснение природных явлений; поступки, судьба человека; нравственно-этические проблемы. Основными мировыми религиями являются: христианство; ислам; буддизм. Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии: синтоизм; индуизм; иудаизм. Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций: объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей); культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру); нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в филосо­фии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исхо­дить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими . Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания .

Г.В.Ф. Гегель, сравнивая религию с философией, обращал внимание на то, что "различие двух сфер не должно быть понимаемо так абстрактно, как будто мыслят лишь в философии, а не в религии; в последней также имеются представления, общие мысли". Более того, "рели­гия имеет общее содержание с философией, и лишь их формы различны".

Различие между религией и философией по Гегелю, в том, что философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия - в основном на представлениях (т. е. конкретно-чувственных образах). Поэтому философия может понять религию, а религия философию - нет. "Философия, как постигающее мышление... - указывает он,- обладает перед представле­нием, являющимся формой религии, тем преимуществом, что она понимает и то и другое: она может понимать религию, она понимает также рационализм и супранатурализм, пони­мает также и себя, но обратное не имеет места; религия, опирающаяся на представления, по­нимает лишь то, что стоит на одной и той же точке зрения с нею, а не философию, понятие, всеобщие определения мысли". В религии делается упор на веру, культ, откровение, а в фило­софии - на интеллектуальное постижение. Тем самым философия дает дополнительную воз­можность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии - мысль и знание. Религия догматична, а философия антидог­матична. В религии есть культ в отличие от философии. Карл Ясперс писал: «Призна­ком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя» .

Обратимся к другим мнениям. Н.А. Моисеева и В.И. Сороковикова отмечают особенности: 1) мировоззрения филосо­фии опора на рационально-теоретическое зна­ние, в религии - на веру, вера в сверхъестест­венное - основа религиозного мировоззре­ния); 2) мышления (философская мысль нуждается в свободе от догм, она не должна быть скована ника­ким авторитетом и может все подвергнуть сомнению, религия нуждается в автори­тете и признает некие истины на веру, не требуя доказа­тельств); 3) сознания (философия пытается дать целостное представление о мире, в религии же происходит раздвоение мира на «зем­ной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небес­ный», сверхъестественный, сверхчувственный, трансцендентный) .

Подобные мысли и у А.С. Кармина: 1) религиозные идеи не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике, философия же стремится аргументировать все свои ут­верждения; 2) в отличие от религии, философия постоянно подвергает критике свои собствен­ные выводы; 3) религия авторитарна, навязывает человеческому разуму определен­ные «сверхразумные» догматы, философия же требует самостоятельности мышления, в ней разум не подчиняется никаким авторитетам .

Диалектика взаимодействия философии и религии проявляется в: 1) религизации фило­софии : а) религиозности философии; б) учете в деятельности философа уровня и направ­ленности религиозности в обществе; 2) философизации религии : а) занятии филосо­фией служителей культа; б) создании философских школ (направлений) на религиозной ос­нове .

Религия сближается с философией при решении задачи доказательства бытия Божия, ра­ционального обоснования религиозных догматов. Образуется особое философское направле­ние - религиозная философия (теология, теоретическое богословие). Существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепля­ется философской аргументацией .

Роль теистической философии в жизни общества: 1) положительная : а) раскрывает об­щечеловеческие нормы морали; б) утверждает идеалы мира; в) приобщает людей к зна­ниям особого рода; г) сохраняет традиции; 2) отрицательная : а) формирует одностороннюю кар­тину мира; б) осуждает (преследует) людей за отказ от теистических взглядов; в) поддержи­вает устаревшие обычаи, нормы, ценности

1 Философское осмысление бытия

Проблема осмысления бытия человека еще в античную эпоху являлась первейшей, главнейшей проблемой философии, однако с особой остротой она стоит сегодня, в эпоху кризиса человека и культуры.

Необходимость философского осмысления бытия человека обусловлена множеством фактических обстоятельств:

1. Это факт, что доминирующее положение среди мировых цивилизаций занимает западная цивилизация. Основным ориентиром развития человечества принято считать именно эту цивилизацию и в этот марафон включено и наше, грузинское общество.

Современная западная цивилизация, по своей сущности, основывается на рациональном упорядочении земной жизни. Земная жизнь подразумевает природную и социальную среду. Объектом удовлетворения потребностей являются вещи, то их производство и потребление приобретают универсальный характер. Основные средства производства и потребления вещей - это, с одной стороны, развитие производства (индустрии), научно-технический прогресс, с другой стороны - крайняя рационализация социальной среды. Первое - порождает культ науки и техники, а вторая - абсолютную социологизацию социальной жизни.

Мировоззренческой основой западной цивилизации является сциентизм, сущностью которого является абсолютная универсализация науки и техники. Как результат имеем товарный фетишизм, вещь должна превратиться в товар, а товар основывается на конъюнктуре рынка. Рынок и торговля все превращают в меновую ценность, рынок формирует человека «рыночного типа» и взаимоотношения людей принимают мещанскую, основанную на выгоде денежную форму бездушных товарных отношений. Истинные человеческие духовные, душевные сущностные силы (добро, прекрасное, истина и т. п.) подавляются и дают возможность безусловной реализации витально-физиологических сущностных сил.

Смысл бытия человека западной цивилизации состоит в комфортном обустройстве жизни, в максимальном удовлетворении материальных потребностей. «Я должен иметь безгранично больше того, что мне необходимо», - такова сущность нравственного императива человека западной цивилизации. Очевидно, что человек оторвался от своего истинного бытия. Его заменило псевдобытие.

2. То, что мы живем в эпоху глобализации - факт. В содержании понятия «глобализация» в общем осмысливаются новые взаимоотношения людей, народов стран и регионов (Э. Гидденс). Эти новые взаимоотношения действительно подразумевают утверждение взаимоотношений, характерных для западной цивилизации, точнее их «американизацию», которая имеет целью универсализацию образа жизни. Это означает, что образование, вера, деятельность, мода, отдых, времяпрепровождение и т. д. будут основаны на стандартах и образцах западной цивилизации, означает утверждение общего образа жизни.

Очевидно, что в условиях утверждения единой, общей западной цивилизации человеческие отношения упрощаются, снимаются существующие барьеры. Уже не будет места различным традициям, привычкам, правилам, различающимся ценностным ориентациям вообще, и, в результате этого, облегчатся организация и управление экономикой, возрастет темп производства и производительность труда, уровень экономического развития, расширится пространственно-временной ареал человеческих контактов, станет возможным максимальное удовлетворение материальных потребностей и т.д. Современная глобализация требует утверждения в мире «порядка нового типа». Этот «новый тип» порядка является порядком американского типа, который требует уничтожения всех, кто не вписывается в систему этого порядка. В то время, как Гегель считал, что «достойно уничтожения все то, что неистинно и недуховно», идеология «нового порядка», основанная на постмодернистском мировоззрении, считает: должно быть уничтожено и все истинное и духовное, если они не соответствуют стандартам западной цивилизации. Глобализация ставит альтернативу «чужим»: или выродиться и быть уничтоженными, или подчиниться переменам и преобразиться. Глобализация как «американизация» создает опасность функционированию национальных языков. Английский язык обретает всеобщую, универсальную функцию. Он формируется как всеобщий язык права человека на труд, занятости, коммуникации, взаимоотношений и т. д. Национальные языки как главнейшее средство распространения и выражения национального бытия, теряют ценность и значение. Это, фактически, указывает на опасность гибели национальной культуры. Сегодня национальным культурам грозит опасность превращения в музейные экспонаты.

Постмодернистское мировоззрение характеризуется онтологическим нигилизмом, выражающимся в пренебрежении «всесилием разума ». «Новый» интерпретаторский разум ищет основы истины не в метафизике, а здесь, во взаимоотношениях, диалоге, коммуникациях изменчивых индивидов, существующих сейчас. Постмодернистское сознание отрицает всеобщие ценности - истину, добро, прекрасное. Обесцениваются традиционные ценности, утверждается крайний релятивизм и неразборчивость. Доброта как забота о других, в пренебрежении, и нравственным императивом человеческого поведения объявляется забота о себе. «Этика всеобщего» (Кант) - этика долга - уступает место «малой этике» - этике цели. Индивидуализм принимает крайнюю форму. Преимущественное значение приобретает защита прав индивида. Допускаются однополые браки, и эти права обеспечиваются законом.

В сфере искусства отрицаются традиционные формы и критерии. Постмодернистская эстетика акцентирует дисконтинуальность, однозначный смысл произведения искусства отрицается. Такой методологический подход вызвал коренную модификацию основных эстетических категорий - прекрасного, возвышенного, трагического, комического. Классическое понимание прекрасного, носившее в себе моменты истины и добра, в постмодернистской эстетике объявляются лишенными основания. В ней внимание переносится на «прекрасность» асимметрии и ассонансов, на дисгармоническую целостность. Поэтому музыку Моцарта вытесняет рэп.

Очевидно, что человек, этнос, нация, включенные в процесс глобализации, с его ожидаемыми результатами, оторванные от собственного бытия, требуют обязательного освещения проблемы смысла бытия и учета этих факторов.

3. Современную эпоху можно назвать эпохой философского нигилизма и социологического оптимизма. Сегодня философия и философствование объявляется бесполезным, пустым делом. В античности она была в привилегированном состоянии, выполняя функцию как мудрости, так и науки. В Средние века она лишается статуса мудрости и выполняет функцию служанки теологии. В Новое время она освобождается от этой функции и у нее появляется претензия на абсолютное, истинное знания, она обретает функцию судьи науки. В эпоху же технического прогресса частные науки достигли полной монополизации знаний. Метафизические проблемы объявлены лишенными смысла. Необходимость в философии сведена до минимума. Она потеряла свою функцию критического разума и самосознания культуры. Любовь к мудрости была заменена любовью к вещам.

Частные естественные науки и социология, фундаментом которых служила вера в формальный рационализм, заняли место мировоззрения. Современная социология опирается на ту систему ценностей западной цивилизации, которая установлена позитивистской философией, опирающейся, в свою очередь, на рациональное мировоззрение.

Сегодня «философия превратилась в пенсионера» (А. Швейцер), занятого лишь классификацией достижения наук. Философия, лишившись творческого духа, превратилась в историю философии и оформилась как философия, лишенная критического мышления. Культура, оставшаяся без мировоззренческого ориентира, без самосознания, утонула в полном бескультурье.

Тенденция нигилистического отношения к философии была осмысленна еще в начале ХХ века. Философия жизни и экзистенциализм, фактически, являлись попыткой осознания и преодоления этой тенденции. Особенно остро эта проблема рассматривалась в немецком экзистенциализме. Именно представители немецкого экзистенциализма увидели, что решить проблему можно лишь посредством анализа бытия.

Сегодня основной задачей философии вообще является утверждение новой метафизики, освобождение философии из пут науки, ее реабилитация как метафизики.