Характеристика иванушки из сказки. Литературно-художественный анализ произведения (русской народной сказки) «Сивка-Бурка. Художественные особенности сказки

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Кто ты – Иванушка-дурачок (глупый или удачливый молодец) ? И Как он становится царевичем?

3 слайд

Описание слайда:

Что если, Иванушка–дурачок - глупый мужичок Он бездельник Братья имеют на него влияние Ленив и неопрятен Обладает волшебным даром Любит животных

4 слайд

Описание слайда:

1. Откуда взялся Иванушка-дурачок? 2. Почему его называют дурачком? 3. Какой у него характер? 6. Как и почему удача идет ему в руки? 4. Кто помогает Иванушке – дурачку? 5. Какие поступки и подвиги он совершает?

5 слайд

Описание слайда:

Должна научиться проводить анализ сказок Разбирать характеры главных героев сказок Подбирать нужную информацию Учиться делать выводы

6 слайд

Описание слайда:

Изучу данные энциклопедии об образе. Прочту много русских народных сказок. В библиотеке проведу опрос среди посетителей. Проведу анкетирование среди своих одноклассников. Опрошу своих родных. Воспользуюсь Интернетом. Просмотрю кинофильмы и мультфильмы с участием Иванушки – дурочка.

7 слайд

Описание слайда:

Иванушка – дурачок - Младший, третий сын у старика и старухи, у вдовы, у старика, у царя Не женат, а значит жених, нет детей Имеет низкий статус: крестьянский сын, купеческий, редко царский Беден, без наследства Некрасив, мал ростом, грязен Характер: простодушен, ленив, добр, незлоблив, сердечен, веселый, смекалистый, бесстрашный, справедливый Образ жизни: лежит на печи, плюет в потолок, ловит мух, бесцельно копается в золе, иногда гуляет по кабакам, выполняет бессмысленные и бесполезные поручения, нанимается на службу к братьям и к царю

8 слайд

Описание слайда:

Добивается богатств благодаря волшебным ворам: Конь, кот, журавль, козел, черт, леший, чудесная птица, мужичок с ноготок, чудо - юдо, рыбка волшебный дар: перстень, скатерть-самобранка, волшебная птица, волшебное кольцо или просто исполняют его желания мудрая жена, дух отца КТО? ЧТО?

9 слайд

Описание слайда:

суперагент Справляется с любой проблемой, способен осуществлять любой контакт, выиграть любые переговоры, совершает подвиги жрец Выполняет обязанности жреца. Предсказывает будущее, загадывает и отгадывает загадки, толкует что непонятно другим, его предсказания не понятны окружающим они направлены против здравого смысла поэт и музыкант Играет на дудочке, гуслях-самогубах, поет и благодаря поэтическому таланту получает богатство юродивый Ведет себя как безумный, отказ от ума, речь особая, заумная

10 слайд

Описание слайда:

Мифологизированный персонаж русских волшебных сказок. Взят из народного фольклора. С изменением жизни народа меняется и образ Иванушки в сказках. С древних времен младшие братья являлись хранителями семейного очага. Их обязанность осуществлять культовые обряды, связанные с поклонением духам семейного очага и предкам. Печь- олицетворение домашнего очага. Имеет прозвища в сказках: Иван Третьего, Третьяка, третий сын Иван Запечный, Запечник, лежит на печи Иван Попелов, Попел, копается в золе До принятия христианства была традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти» (живущие за чертой), пока они беспомощные. «Взрослое» имя ребёнок получал в 10-13 лет. Распространение имели имена, образованные от числительных - Первак, Вторак, Третьяк, Другак, то есть «другой», следующий. Оно было самым популярным и в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас - глупого человека.

11 слайд

Описание слайда:

Иванушка - дурачок: дурачит окружающих, разыгрывает из себя глупца не жаден, ему не нужны деньги, почести и слава простодушен, но правдив веселый, добрый, удачливый победитель во всех жизненных невзгодах бывает и на земле и под водой и в воздухе играет на музыкальных инструментах В конце сказки наконец Дурень стал, то молодец! Получил богатство, славу, Царь - девицу в жены взял И царевичем ведь стал!

12 слайд

Описание слайда:

С помощью волшебных средств и особенно благодаря своему «неуму» Иванушка – дурачок успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: побеждает противника женится на царской дочери получает и богатство и славу становится Иваном Царевичем Простодушный и ленивый, добрый и справедливый, бесстрашный. Его поступки не всегда хорошие, бывают и жестокие, бессмысленные. Постепенное его превращение из глупого в умного молодца и царевича происходит благодаря его доброте и справедливости. По результатам анкетирования дети плохо знакомы с этим образом, путают его с другими героями и не могут назвать сказки.

Кто не любит русские народные сказки? «Аленушка и братец Иванушка» - замечательное произведение, которое почти каждый из нас помнит с детства. Однако, если быть точным, следует отметить, что правильное название сказки - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Как и любое произведение подобного жанра, она привычным образом начинается со слов: «Жили-были». Сказки - они на то и сказки, чтобы нам - потомкам - свою народную мудрость передавать и учить отличать правду от обмана, добро от зла, хорошего человека от злого и т. д. Сказки играют огромную воспитательную роль, без них - никуда, любой ребенок наизусть знает их с десяток и с удовольствием расскажет, если его очень сильно попросить.

Сказка «Аленушка и братец Иванушка»

В одной глухой деревеньке жили-были старик со старухой, большой радостью для них были их дети: дочка Аленушка и сыночек Иванушка. Настало время, и родители умерли, а дети стали круглыми сиротами. Аленушка стала ходить на работу и маленького братца брала с собой.

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» продолжается тем, что однажды шли они по полю широкому и пути дальнему. Тут Иванушке сильно захотелось испить водицы, об этом он стал жалобно просить свою сестру. Но она ласково попросила подождать и уверила его в том, что скоро на их пути встретится колодец, вот из него они и напьются. Однако солнце стало припекать еще сильнее, а до колодца еще идти и идти. Томно стало детям, пот выступает, жар донимает.

И вдруг Иванушка видит на дороге след от копытца коровьего, полный водицы. Стал он опять молить сестрицу дать ему напиться из копытца, но сестра его строго-настрого пить оттуда запретила, предупредив его, что если он это сделает, то превратится в теленочка. Иванушка послушался, и они отправились дальше.

Жажда

Народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» продолжилась тем, что спустя время жара еще сильнее стала их мучить, а на дороге появилось лошадиное копытце с водой, и братец опять начал просить Аленушку дать ему попить из него. Аленушка попросила его еще немного подождать и не пить из копытца, чтобы не стать жеребеночком. Тяжко вздохнул Иванушка, и они опять продолжили путь.

Но через некоторое время Иванушке было уже совсем невтерпеж, и он, увидев тут же, на дороге, козлиное копытце с водой, не послушал сестрицу свою Аленушку, напился из него и превратился в козленка.

Когда позвала Аленка Иванушку, то на ее зов прибежал беленький козленок. Увидав его такого, села она под стожок и заплакала горькими слезами. А козленочек возле нее так и скачет.

Сказка «Аленушка и братец Иванушка», таким образом, учит младших всегда слушаться старших.

Купец

В это время мимо проезжал купец, увидев девицу в слезах, он поинтересовался, почему она так расстроена. Аленка рассказала ему про свою беду. Тогда он говорит ей, чтобы не горевала она так, а выходила бы за него замуж. Купец пообещал ей, что нарядит ее в золотые и серебряные одежды, и козленочек будет жить вместе с ними. Аленушка согласилась. И стали они жить все вместе и дружно, и козленок с ними, из одной чашки с Аленкой ест и пьет.

Однажды купец отправился по делам своим, и тут вдруг из леса приходит ведьма, встала под окошко и начала звать Аленушку на речку купаться.

Аленка пришла с ведьмой на реку, а та как кинется на нее и, привязав к шее тяжелый камень, бросила девицу в реку. Сама же оборотилась в Аленушку, надела ее платье и пришла к ним в хоромы. Когда купец вернулся, он и не догадался о подмене. Один козленок тоскует, не ест, не пьет. Утром он стал бегать к бережку речки и звать сестрицу свою родимую, Аленушку.

Козни ведьмы

Ведьма быстро прознала об этом и стала купца уговаривать зарезать козленка. Но купец не торопился с этим делом, привязался он к милому козленочку. А ведьма все не унимается и наконец-таки уговорила купца, костры запалила, чугунные котлы поставила и точит ножи.

Козленочек подошел к своему названному отцу и просит, чтобы отпустил он его в последний раз на речку водицы испить, ведь ему на этом свете жить недолго осталось. Тот согласился.

Козленочек изо всех сил бросился бежать к речке и жалобно стал звать Аленушку, чтобы та пожалела и заступилась. Но сестрица лежала на глубоком дне, откликнулась она, но поделать ничего не могла, так как тяжел был ее камень на шее, трава ноги опутала, песок на грудь лег.

Но на этом Сказка «Аленушка и братец Иванушка» не закончилась.

Внимательный слуга

А ведьма места себе не находит, потеряла из виду козленочка. И тогда посылает слугу отыскать козленка и срочно привести его к ней.

Слуга пошел к реке и видит, что там козленочек бегает и сестрицу зовет, а сестрица из воды ему и отвечает, что камень на дно ее тянет. Услышав этот разговор, он побежал к купцу и все рассказал. Тогда собрался весь народ и пришел к реке, закинули сети крепкие и вытянули Аленушку на берег, сняли злосчастный камень с шеи, в ключевой воде окунули и в наряды надели. Она тут же стала еще красивее, чем была.

И тут сказка «Аленушка и братец Иванушка» подошла к самому интересному.

Козленочек так радовался и веселился, что от счастья перекинулся через голову три раза и стал опять прежним Иванушкой. Ведьму же поймали, привязали к хвосту лошади и в чисто поле пустили. Вот так справедливо и по-доброму закончилась сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Юлия Королёва
Литературно-художественный анализ произведения (русской народной сказки) «Сивка-Бурка»

Литературно-художественный анализ русской народной сказки

«Сивка-Бурка» (русская народная сказка - волшебного вида)

Тема: В сказке рассказывается о том, как Иванушка-дурачок поймал волшебного коня, как тот служил ему и помогал. Как братья надсмехались над Иванушкой, а он, не смотря на это, смог выполнить задание царя и женился на Елене Прекрасной.

Идея: Не будь ленивым и тогда получишь благодарность за все свои старания. Восхваляется терпение, доброта.

Характеристика главных героев:

Иванушка-дурачок: терпеливый, послушный сын («Пришел в поле, сел на камень. Сидит не спит, пирог жует, вора дожидается»). Ловкий,сильный («Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал - не мог сбросить!»). Добрый, порядочный («- Да он обещал больше не ходить в пшеницу, вот я его и отпустил»)

Елена Прекрасная : добрая, справедливая («Братья глядят и думают: «Ишь ты, царевна и нашему Ивашке вина подносит!»). Красивая («А собою она красавица из красавиц»). Исполнила наказ царя(«- Вот, батюшка, мой жених и нашелся!»)

Художественные особенности сказки:

Сказка начинается не традиционным зачином («Жил-был старик, и было у него три сына…», волшебный помощник: Сивка-Бурка - помогает достижению цели

(«-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную!», используется антропоморфизм («Стал конь просить Иванушку: «Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу»). В основе сказки лежит волшебство, превращения («Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез - и стал таким молодцом…», закон тоекратного повторения («Три ночи, три брата, три раза ездили в город, три раза звал коня»). Характерна многособытийность (несколько сюжетных линий, используются волшебные заклинания, описания («Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!», …прискакал на пшеницу конь - одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит - земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»).

Характеристика языка: Язык сказки красочный, эмоциональный, выразительный, используются двойные слова усиливающие впечатления от происходящего («Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал - не мог сбросить!», «народу видимо-невидимо», «А собою она красавица из красавиц», устойчивые выражения, характерные для сказки(«ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать», постоянные эпитеты украшающие язык сказки («молодецким посвистом», «богатырским покриком», «добрый молодец»). Сказка заканчивается традиционной концовкой («Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»).

Вывод: Сказка учит верить в добро, уважать родителей. Помогает в формировании нравственных ценностей. Добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими и никому не нужными.

Публикации по теме:

Конспект занятия по сопоставлению чукотской народной сказки «Медведь и лосёнок» с русской народной сказкой «Волк и телёнок» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с творчеством народов Севера. Познакомить с чукотской народной сказкой «Медведь и лосенок»,.

Драматизация русской народной сказки «Теремок» (с элементами пальчиковой гимнастики). Цель: развитие творческих способностей у детей, развитие.

Интегрированное занятие по русской народной сказке «Сивка - Бурка» Цель: - Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; - Преобразовывать ход повествования, развивать воображение и мышление;.

Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди» Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси- лебеди» 1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная. 2. Тема:.

В магазинах игрушек в виде лошадей огромное количество: мягкие и пластмассовые, деревянные и металлические,.

Русские народные сказки - это один из видов фольклорной прозы, который составляет значительную часть от всего народного устного творчества древней Руси. Сказки являются важной частью русской культуры и по праву могут считаться национальным достоянием.

Некоторые сказки относительно просты и понятны даже маленьким детям, например, «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и другие. Другие произведения имеют более сложный сюжет - к ним относится в том числе и сказка «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо».

Краткий сюжет

Как и многие сказки русского народа, это произведение начинается традиционными словами «в некотором царстве, в некотором государстве…». Одними из второстепенных персонажей являются старик и старуха.

Главный герой - младший из трех их сыновей по имени Иванушка. Иван со своими братьями трудился на пашне и засевал хлеб, пока на его родину не напало Чудо-Юдо. Втроем братья решили сразиться с чудовищем и поехали на реку Смородину.

Дальнейший сюжет развивается так, что, вопреки ожиданиям, Иванушка в одиночку побеждает Чудо-Юдо, а также трех его жен и мать, желавших отомстить. После этого Иван возвращается домой. Сказка заканчивается словами «стали они жить да поживать...». В данном случае - «землю пахать да хлеб сеять».

Вопросы, которые можно составить к сказке

  1. Сколько детей было у старика и старухи и как звали младшего из них?
  2. Чем занимались братья до битвы с Чудом-Юдом?
  3. Как Чудо-Юдо хотело истребить людей и захватить царство?
  4. Кого братья встретили на пути к реке Смородине?
  5. Как Чудо-Юдо почувствовало присутствие Ивана?
  6. Что Иван приказал братьям перед битвой с чудовищем?
  7. Почему головы Чуда-Юда отрастали вновь, несмотря на то что Иван срубал их мечом?
  8. Как хотели отомстить жены и мать Чуда-Юда?

Характеристика Ивана - крестьянского сына

Задание написать характеристику одного из героев на уроках литературы может быть как самостоятельным, так и быть дополнительным заданием при написании сочинения или анализа сказки.

Так как в сказке не уделяется много внимания внешности персонажей, основную часть характеристики Ивана - крестьянского сына составляет описание характера и внутренних качеств.

Именем Иванушка в русских народных сказках зовут глупых персонажей, от которых остальные не ожидают ничего особенного. Но, вопреки ожиданиям, Иван оказывается самым умным, храбрым и ответственным из всех трех братьев. Он не побоялся вступить в бой с Чудом-Юдом, а во время битвы, помимо храбрости и отваги, проявил находчивость и смекалку, что помогло ему победить.

В русской народной сказке два главных героя – девушка Аленушка и брат ее, Иванушка. Родители у них умерли рано, и девушке пришлось брать с собой на работу маленького брата. По дороге на работу маленький Иванушка очень захотел пить и, не послушав сестру, напился из козьего копытца, отчего и стал козленочком. Помощь к брату с сестрой пришла от проезжего купца, который женился на Аленушке и козленочка тоже в семью взял.

Жили они втроем хорошо, но появилась злая ведьма, которая обманом Аленушку заманила на речку, да там ее и утопила. А сама Аленушкой прикинулась и заняла ее место в доме. А поскольку козленочек все видел, стала ведьма купца просить извести козленочка. Тот на речку побежал, у сестры помощи просить, да не могла Аленушка из реки сама выбраться – тяжелый камень ей мешал. На счастье, слуги услышали, как Иванушка с Аленушкой у реки разговаривают и купца позвали. Вытащили Аленушку из реки, а козленочек на радостях обратно в Иванушку превратился. Ведьму же прогнали из города. Таково краткое содержание сказки.

В чем смысл сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?

Главный смысл сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в том, что детям надо обязательно слушаться старших. Дети должны понимать, что старшие – опытнее, мудрее, они уже знают, какие опасности может скрывать окружающий мир. Вот Иванушка не послушал Аленушку – а сколько бед и горя это принесло им обоим? Есть в сказке и определенный иносказательный смысл. Очень важно предоставить детям хорошие «источники» жизненного опыта. Если ребенок берет всё от хорошего «источника» — он станет хорошим человеком. А если «источник» плохой, то из ребенка может получиться плохой, вредный для общества человек. Применительно к данной сказке скажем так: «Из козьего источника напьёшься — козлом станешь, а из человеческого — человеком вырастешь».

Чему учит сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?

Немало поучительных моментов в сказке. Прислушивайтесь к голосу старших, особенно родных людей. Они живут дольше, жизнь знают лучше, они и помогут избежать ненужных ошибок. А если уже попал в беду, то своих оставлять негоже. Помоги человеку исправиться, подняться. Терпение, любовь, вера в лучшее — этими понятиями никогда пренебрегать не стоит. Что ещё можно сказать? Любовь и радость творят чудеса. А вот коварство, интриги до добра не доведут. Интриги — это удел слабых. Слабые люди искренними не бывают. Интрига, которую затеяла ведьма, привела к её же падению.

В сказке мне понравился купец, который оказался порядочным человеком. Узнав, в какую беду попала Аленушка, он помог и ей и братцу Иванушке, что козленочком стал. А когда злая ведьма козни свои строила, купец пришел на помощь Аленушке сразу же, как узнал, что с ней приключилось.

Привязанность Аленушки и Иванушки друг к другу хорошо описывается пословицей «Их водой не разольешь», а жизнь в семье купца характеризует другая пословица — «Своя семья – самые верные друзья». А в целом, к сказке хорошо подходит пословица «Добро не умрет, а зло пропадет».