Тест тактика поведения в конфликте. Тест «Тактика поведения в конфликте. Домашнее задание для уяснения темы занятия

Поведение участников конфликта включает в себя действия, направленные на оппонента. Социальную реальность конфликта составляют взаимные реакции, направленные на реализацию интересов каждой стороны и на ущемление интересов оппонента. Поскольку действия оппонентов вливают на них, вытекающих из предыдущих действий другого участника, то в любом конфликте они приобретают характер взаимодействия.

Стратегия поведения в конфликте - это ориентация личности или группы по конфликту, установка на определенные формы поведения в конфликтной ситуации.

Традиционно конфликтологи выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях, описанных К. Томасом, хотя в научных трудах они могут иметь несколько разные названия:

1) доминирование (соперничество, конкуренция, борьба);

2) сотрудничество (сотрудничество, кооперация, интеграция)

3) уклонения (ухода, игнорирование)

4) приспособления (уступчивость)

5) компромисс.

Эти стратегии различаются в зависимости от ориентации участников конфликта на реализацию собственных целей или на цели партнера.

От того, какую стратегию выбирают участники конфликта, часто зависит его ход и конечный результат. Стратегии уклонения и приспособления являются пассивными, они фактически направлены на то, чтобы не допустить развития конфликта. Поэтому психологов интересуют прежде всего стратегии сотрудничества и соперничества. Для тех, кто выбирает первую стратегию, присуща кооперативная ориентация, а для тех, кто выбирает соперничество - конкурентная. Однако в реальной конфликтной ситуации возможен проявление одновременно двух таких на первый взгляд противоречивых стратегий.

Интересен подход Дж. Рубина и Д. Пруйта. Они, воспользовавшись моделью К. Томаса и обобщив ее, выделили три основные стратегии поведения в конфликте:

1) наступательная стратегия соперничества: предусматривает любые попытки урегулировать конфликт на условиях одной из сторон без учета интересов другой стороны;

2) стратегия решения проблемы - прилагаются усилия, чтобы выяснить проблемы, которые разделяют стороны, разработать и принять взаимовыгодное решение;

3) стратегия уступок - одна из сторон идет на снижение своих притязаний.

Эти общие стратегии поведения реализуются в частных тактиках. Тактика (от греческого слова т ^ о - шикую войска) - это совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Одну и ту же тактику можно применять в рамках различных стратегий.

Наибольший интерес вызывают тактики, которые участник конфликта применяет при выборе стратегии соперничества.

Дж. Рубин и его коллеги отмечают, что тактики соперничества не плохи сами по себе, негативным оказывается результат, к которому приводит применение этих тактик. Тактики соперничества условно можно разделить на легкие (те, последствия применения каких либо благоприятные, или по крайней мере нейтральные для другой стороны) и тяжелые (ведут к неблагоприятным для другой стороны последствий). Обычно тактики соперничества чаще всего применяют по принципу нарастания их последствий - от легких до тяжелых.

Тактика "обольщения" - это поведение, которое направлено на то, чтобы воздействовать на другого, восхваляя его достоинства. Этой тактике свойственна определенная психологическая особенность: чем меньше заинтересованный человек в достижении успеха, в случае применения этой тактики, то легче его достичь. Это объясняется тем, что если другая сторона осознает стремление первой стороны произвести хорошее впечатление связано с заботой о собственных выгодах, то она будет более настороженно относиться ко всем ее попыток в этом направлении. Первая группа тактик "обольщения" - лесть. Применяя эту тактику, участник взаимодействия рассчитывает на то, что людям сложно плохо относиться к тем, кто их хвалит. Однако похвала должна иметь меру, иначе ее будут воспринимать как неискреннее. Следующая группа тактик "обольщения" - "единство взглядов". Выражая согласие относительно высказываний другой стороны, первая сторона стремится создать впечатление, что их позиции схожи. Однако при применении этой тактики нужно избегать впечатления, что согласие продиктована какими-то скрытыми мотивами, и не произвести на другую сторону впечатление человека, который бездумно соглашается с любой точкой зрения. Третья категория тактик "обольщения" заключается в предоставлении услуг: люди хорошо относятся к тому, кто делает им что-то приятное. Четвертая категория - это тактики самопрезентащи: надо так подать свои достоинства, чтобы другая сторона признала их привлекательными. Итак, тактики "обольщения" имеют целью заставить оппонента пойти на уступки благодаря обаянию и хитростям. Для успешного применения этих тактик главной является условие, чтобы другая сторона не заподозрила того, кто прибегает к ним, в корысти.

Следующий тип тактик - "скуйовджування перья" - применяют с целью сбить с толку другую сторону, смутить ее и тем самым ослабить ее упрямство в нежелании идти на уступки. Такого эффекта можно достичь, строя свое поведение в манере, противоположной манеры поведения оппонента. Другой вариант - заставить соперника чувствовать или безответственным, или некомпетентным. Чтобы такие тактики были успешными, нужно, как и в случае применения первой группы тактик, чтобы противоположная сторона не догадывалась об истинных намерениях.

Третья группа тактик - скрытые упреки. Под видом невинных замечаний относительно реальных фактов они призваны задеть и огорчить другого. Собственно говоря, тот, кто применяет такую тактику, пытается вызвать у другого чувство вины. Чувство вины можно вызвать тремя способами:

1) напомнить человеку о давних вины;

2) показать его мелкие грешки как значительно более серьезные;

3) заставить почувствовать ответственность за ошибки, эта сторона не допускала.

Однако эти тактики могут оказаться неэффективными из-за того, что другая сторона может не заметить, что ей внушают чувство вины, а может переживать это чувство, но не осознавать его причины. Самое главное, что нужно помнить - это то, что при применении тактики скрытых упреков интересы, которые лежат в основе конфликта, не обсуждаются, а потому проблема, по сути, не решается.

Четвертая группа тактик - убедительная аргументация, которая заключается в том, что одна из сторон - участниц конфликта - склоняет другую сторону к снижению притязаний, руководствуясь логическими доводами. Такую тактику можно реализовать двумя способами:

1) одна из сторон должна попытаться убедить другую, что имеет законные основания добиваться разрешения спора в свою пользу;

2) одна из сторон должна убедить другую в том, что снижение притязаний пойдет ей на пользу.

Пятая группа тактик - угрозы. Они заключаются в том, что одна из сторон выражает намерения вести себя так, чтобы повредить другой стороне, если она не будет выполнять предъявленных ей требований. Такая тактика является самой распространенной формой социального влияния в спорах сторон. Угрозы отличаются от обещаний тем, что содержат указания на негативные последствия для другой стороны. Угрозы применить силу действуют часто гораздо успешнее, чем применение самой силы, а поэтому они являются очень эффективным средством воздействия. их действенность объясняют тем, что люди обычно больше стараются избежать возможных потерь, чем получить возможную вознаграждение. Также и сторона, которая угрожает другой, в любом случае оказывается в выигрыше: даже если угрозы не выполняются, то противник склонен расценивать это не как слабость, а как проявление гуманности.

Серьезная проблема в применении тактики угроз заключается в том, что другая сторона также может к ней прибегнуть. Если же на угрозу соответствуют угрозой, то это приводит к усилению враждебности.

Последняя тактика - тактика несклоняемых, или позиционных, обязательств, суть которой заключается в том, что одна из сторон конфликта удастся к определенным действиям и гарантирует, что не отступится от выбранной линии поведения. Тогда происходит переложение ответственности за последствия конфликта на другого участника. Примером применения такой тактики могут стать забастовки, голодовки, бойкоты. В случае успешного применения такая тактика обычно заставляет оппонента идти на уступки. Однако применение этой тактики может быть связано с определенным риском для обеих сторон конфликта.

Провести самодиагностику:

три диагностики в отдельных файлах;

из практикума:

Тест «Самооценка поведения в конфликтной ситуации»

Инструкция

Вашему вниманию предлагается тест, позволяющий оценить особенности вашего поведения в конфликтной ситуации.

Тест содержит шкалу, которая будет использована вами для самооценки по 10 парам утверждений. Выполнение его сводится к следующему. Вы оцениваете каждое утверждение в левой и правой колонке. При этом отметьте кружочком, на сколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка производится по 7-балльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда - 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.

Оценка результатов

На каждой строке (табл. 1) соедините отметки по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра 4) влево означает склонность к конфликтности, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов.

Таблица 1 Ключ к обработке методики «Сомооценки конфликтности»

1. Рветесь в спор

Уклоняетесь от спора

2. Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений

Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном

3. Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать

Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего

4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов

Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов

5. Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента

Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента

6. Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку

В напряженной обстановке чувствуете себя неловко

7. Считаете, что в споре надо проявлять свой характер

Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции

8. Не уступаете в спорах

Уступаете в спорах

9. Считаете, что люди легко выходят из конфликта

Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта

10. Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя

Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины

Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов. Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности; 60 баллов - на высокую; 50 баллов - на выраженную конфликтность. Число баллов 11-15 указывает на склонность избегать конфликтных ситуаций.

Тест «Тактика поведения в конфликте»

Инструкция

Тест содержит две части; «Избегающий конфликта» (табл. 2) и «Действующий напролом» (табл. 3). Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «да» или «нет». Вы должны будете сделать свой выбор. За ответ «да» начисляете 1 балл, за ответ «нет» - 0 балла. С помощью этого теста вы можете оценить себя, а также интересующее вас лицо.

Таблица 2. «Избегающий конфликта»

1. Всегда проигрывает в конфликте

2. Считает, что конфликта надо избегать

3. Выражает свое мнение извиняющимся тоном

4. Считает, что проиграет, если выразит несогласие

5. Удивляется, почему другие его не понимают

6. Говорит о конфликте на стороне оппонента

7. Воспринимает конфликт весьма эмоционально

8. Считает, что в конфликте не следует демонстрировать своих эмоций

9. Чувствует, что надо уступить, если хочешь разрешить конфликт

10. Считает, что люди всегда с трудом выходят из конфликта

Оценка результатов

♦ 8-10 баллов означают, что в вашем поведении выражена тенденция к конфликтности;

♦ 4-7 баллов - средне выраженная тенденциями конфликтному поведению;

♦ 1-3 балла - тенденция не выражена.

Таблица 3. «Действующий напролом»

1. Часто подтасовывает факты

2. Действует напролом

3. Ищет слабое место в позиции оппонента

4. Считает, что отступление ведет к «потере лица»

5. Использует тактику «затыкания» рта оппоненту

6. Считает себя знатоком

7. Нападает на человека, а не на проблему

9. Считает, что выигрыш в аргументах очень важен

10. Отказывается от дискуссии, если она идет не в соответствии с его замыслом

Оценка результатов

♦ 8-10 баллов свидетельствуют о явной тенденции действовать напролом;

♦ 4-7 баллов - показатель того, что имеет место средневыражен-ная тенденция действовать напролом;

♦ 1-3 балла означают, что тенденция действовать напролом не выражена.

Тест « Оценка стратегий поведения в конфликте по методике Дж. Г. Скотт»

Инструкция

Очевидно, что положительные результаты может принести любая из пяти известных вам стратегий поведения в конфликте, если она отвечает требованиям ситуации. Однако многие из нас тяготеют к преимущественному использованию одной из стратегий, не столько сообразуясь с объективными обстоятельствами, сколько исходя из собственных внутренних побуждений, устоявшихся привычек.

В будущем вы обязательно сможете расширить репертуар стратегий, но сейчас постарайтесь определить свой «любимый» стиль поведения в конфликтных ситуациях при помощи таблицы Дж. Г. Скотт. Заполняя таблицу, представьте себе свое обычное поведение в конфликтных ситуациях за последние несколько лет.

Проранжируйте стратегии по четырем указанным категориям (табл. 4). Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех колонок. Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 - последнее место (ранг).

Таблица 4. Оценка стратегии поведения в конфликте по Дж. Г. Скотт

Стиль разрешения конфликта

Использую чаще всего

Владею лучше всего

Дает наилучшие результаты

Чувствую себя при использовании наиболее комфортно

Настойчивость (Я активно отстаиваю собственную позицию)

Уход (Я стараюсь уклониться от участия в конфликте)

Приспособление (Я стараюсь во всем уступать, идти навстречу партнеру)

Компромисс (Я ищу решение, основанное на взаимных уступках)

Сотрудничество (Я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обеих сторон)

Заполненная таблица даст вам наглядное представление о том, какой из стилей вы используете чаще всего, какой лучше всего, какой чаще всего дает наилучшие результаты и какой наиболее комфортен для вас. Это может быть один и тот же стиль (ваш «любимый») или разные стили. Любой результат дает вам информацию для размышлений, если вы хотите сделать свое поведение в конфликтной ситуации более эффективным, развив способности использовать различные стили.

Практикум 1 Профессиональные деформации как конфликтоген

1.Провести самодиагностику профессионально-значимых качеств и выраженности профессиональных деформаций педагога.

2.Оценить полученные результаты с позиции выраженности профессиональных деформаций .

Профессиональные деформации - деструктивные изменения личности под влиянием выполнения профессиональной деятельности. Авторитарность, как наиболее выраженная особенность, качество, акцентуация, является одной из распространенных деформаций личности педагога.

Авторитарность - социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Авторитарность связана, коррелирует, с такими качествами, как агрессивность, завышенная самооценка и уровень притязаний, склонность следовать стериотипам, слабая рефлексия и др. На поведенческом уровне авторитарность проявляется в стремлении личности во что бы то ни стало добиться доминирующего положения в группе, занять максимально возможную позицию в структуре власти.

Наиболее яркое выражение авторитарность находит в автократическом давлении педагога (лидера по своей социальной роли) на учащихся (ведомых). Такой педагог строго контролирует выполнение любой задачи, жестко пересекает излишнюю, по его мнению, инициативу членов группы, воспринимая ее как акт своеволия и посягательства на авторитет и достоинство; субъективно оценивает достигнутые результаты, руководствуясь своими взглядами и установками.

    В учебном процессе добиваюсь, чтобы учащиеся полностью выполняли мои требования и распоряжения.

    Меня раздражает, когда кто-нибудь проявляет слишком много инициативы.

    Уверен, что мои оценки успехов и неудач учащихся точны и справедливы.

    Всегда требую от учащихся неукоснительного соблюдения правил поведения.

    Пытаюсь выработать универсальный стиль общения с учащимися.

    Часто теряю контроль над своими эмоциями, когда учащиеся не соглашаются со мной и противоречат мне.

    Если в группе возникают конфликты, стремлюсь их разрешить сам.

    Учащихся нужно постоянно контролировать.

    Нарушителей дисциплины я строго наказываю.

    В споре всегда могу настоять на своем.

    Ответственность за принимаемые решения я всегда беру на себя.

Ключ к опроснику:

ДА: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.

Уровни выраженности:

До 4 баллов - низкий

5 - 7 баллов - средний

8 и более - высокий

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Компетентность – это особый тип организации знаний относительно определенной содержательной области, связанный с возможностью принимать конструктивные решения (как в виде оценок, умозаключений, так и в виде программ поведения) 1 .

Социально-коммуникативная компетентность отражает особенности организации знаний относительно системы общественных отношений, социума, в котором обитает человек, и межличностного взаимодействия. Для педагога социально- коммуникативная компетентность является одной из важнейших составных частей профессиональной компетентности.

    – №6. –с. 35 - 45.

ДИАГНОСТИКА СКК

Варианты ответов и их условное обозначение:

полностью согласен с высказыванием - !

больше согласен, чем нет - +

не знаю, сомневаюсь в ответе - ?

больше не согласен - –

полностью не согласен - – –

    Если в разговоре возникает большая пауза, мне часто ничего не приходит на ум, чтобы спасти ситуацию.

    Я придаю большое значение тому, что другие думают обо мне.

    Человек с неясным и гнусавым произношением раздражает меня.

    Часто пасую перед трудностями прежде, чем возьмусь за дело.

    Легко теряю хладнокровие, когда на меня нападают с обвинениями.

    Мне трудно подружиться с кем-нибудь.

    Прежде, чем занять позицию в каком-то вопросе, стараюсь узнать мнение других людей.

    В трудных ситуациях внутреннее беспокойство заставляет меня принимать преждевременные решения.

    Я ­­– оптимист.

    Время от времени я теряю терпение и свирепею.

    В обществе могу непринужденно беседовать с людьми, с которыми раньше никогда не встречался.

    Если в моем трудовом коллективе возникают разногласия, я стараюсь держаться в стороне.

    Избегаю общения с противоречивыми, непредсказуемыми людьми.

    У меня довольно часто бывает плохое настроение.

    Мои чувства легко оскорбить.

    В поездках я почти никогда не беседую со случайными попутчиками.

    В спорных вопросах я всегда высказываю свое мнение.

    Не люблю, когда в конце фильма или книги действие остается незавершенным.

    Если что-то не удается, думаю: в следующий раз получится лучше.

    Я склонен во время спора говорить громче, чем обычно.

    Могу втянуть в разговор совершенно незнакомых людей.

    Я лучше примирюсь с чем-то, чем дам дойти делу до конфликта.

    Меня угнетает, если я должен откладывать принятые решения.

    Часто сам себе отказываю в исполнении желания, чтобы избежать разочарования.

    Бывает, высказываю угрозы, которые сам не принимаю всерьез.

    Мне легко внести оживление в общество.

    Избегаю критиковать своего начальника, хотя иногда это необходимо.

    Я охотно предоставляю что-то случаю.

    Могу в любой ситуации найти что-то хорошее.

    Часто чувствую себя как пороховая бочка перед взрывом.

    Мне не нравится, когда мой супруг (супруга) приглашает гостей без моего ведома.

    Легко могу отказаться от своих планов, намерений, если другие о них невысокого мнения.

    Как правило, придерживаюсь пословицы: семь раз отмерь, один раз отрежь.

    Когда мне что-нибудь пообещают, я опасаюсь, что не выполнят.

    Если прихожу в ярость, разряжаюсь, выполняя физическую работу.

    Я везде быстро завязываю новые знакомства.

    Когда меня несправедливо обвиняют, скорее промолчу, соглашусь, чем начну защищаться.

    Чаще всего мне трудно выбрать что-то одно из нескольких вещей или возможностей.

    Редко бываю в подавленном, плохом настроении.

    Бывает, что сержусь на других из-за какого-нибудь пустяка.

    У меня редко бывают гости.

    Мне легче, когда я могу присоединиться к мнению общества.

    Мне нравится, когда мой распорядок дня нарушают непредвиденные события.

    В делах я придерживаюсь пословицы: смелость – города берет.

    Когда мне долго противоречат, теряю самообладание.

    Меня редко приглашают в гости.

    В детстве я часто признавал правоту других, хотя и не разделял их мнения.

    Люблю знать заранее, кто будет на званом вечере, на который я приглашен, и как он будет проходить.

    Я быстро капитулирую, если мне что-то не удается.

    Часто не могу совладать со своим раздражением.

    Со знакомыми людьми, которых долго не видел, я неохотно заговариваю первым.

    На производственных совещаниях я охотнее присоединяюсь к мнению начальства.

    Непредвиденные события часто приводят меня в замешательство.

    Бывает, скучаю или грущу, когда другие веселятся.

    В целом я спокоен и меня нелегко вывести из себя.

    Мне неприятно, когда у друзей, к которым я приглашен, встречаю незнакомых людей.

    Если хорошо подумаю, то скорее склонен что-то критиковать, чем принимать.

    Я охотно берусь за что-нибудь, хотя с самого начала известно, каким будет исход.

    Мои будни в целом интересны и занимательны.

    Часто у меня выскакивают замечания, которые лучше бы проглотить.

В диагностике социально-коммуникативной компетентности выделяется пять составляющих, пять шкал:

    Социально-коммуникативная адаптивность

(гибкость – скованность в общении). Полярная характеристика: с одной стороны /низкие баллы/ - пластичность, гибкость в общении, умение взаимодействовать с самыми различными людьми, легко приспосабливаться к изменяющимися обстоятельствам, делать переоценку событий, активно находить в них себя, свое место;

с другой стороны /высокие баллы/ – стеснительность, замкнутость и скромность, неуверенность в себе как в собеседнике, неумение поддержать разговор, чувство «лишнего», скованность в общении.

Низкая выраженность социально-коммуникативной адаптивности /высокие баллы/ может быть связана с индивидуально-психологическими особенностями личности, в частности, с интровертированностью, для которой характерна затрудненность внешней коммуникации; – низкой или заниженной самооценкой, неуверенностью в себе; – низким уровнем эрудиции, узким кругом интересов; – недостатком знаний и умений в области психологических техник общения.

    Стремление к согласию

(несогласие, склонность противоречить – согласие, миролюбие)

Полярная характеристика: с одной стороны /низкие баллы/ – отсутствие боязни к несовпадению мнений, расхождение во взглядах; стремление по каждому вопросу иметь свою точку зрения и отстаивать ее, принципиальность, несговорчивость.;

с другой стороны /высокие балы/ – стремление все проблемы решить «мирным путем», уступить, договориться; эта особенность может быть основана на доброжелательности, миролюбии; избегании конфликтов, как слишком сильных эмоциональных переживаний; слабостью воли, нерешительностью; ориентацией на других; нежеланием брать ответственность на себя, безразличием, индифферентностью.

    Нетерпимость к неопределенности –

стремление следовать четким, устоявшимся взглядам на вещи, дела, поступки, отсутствие сомнений, ортодоксальность мышления, однозначность восприятия: положительный – отрицательный, плохой – хороший, добрый – злой, «черное – белое», или – или, без полутонов; боязнь неопределенности, неожиданностей; неумение ждать, которое приводит к необдуманным и преждевременным действиям.

Терпимый – умеющий без раздражения и вражды относиться к чужому мнению, характеру и т.п.

    Ориентация на избегание неудач

(оптимизм, вера в себя – пессимизм, подозрительность)

Полярная характеристика: с одной стороны /низкие баллы/ – жизнелюбие, вера в себя, свои возможности, жизнерадостность и увлеченность, это черты творческих, достигающих личностей, но при этом может отсутствовать чувство самосохранения, превышается разумный уровень риска;

с другой стороны /высокие баллы/ – пессимизм, недоверчивость, боязнь трудностей, отсутствие самостоятельности, «как бы чего не вышло», скептицизм, разочарованность, мрачность, стремление во всем и во всех видеть прежде всего негативное, отрицательное.

    Фрустрационная толерантность –

отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор, устойчивость в проявлении чувств; формируется в процессе становления личности и присвоении ею устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности; способность к предвидению благоприятного выхода из фрустрационной ситуации. Внешне выражается в выдержке, самообладании, способности длительно переносить неблагоприятные воздействия.

Обработка и интерпретация результатов

    Против каждого ответа проставляется соответствующий ему балл:

    Определяется сумма баллов на каждой шкале опросника, для этого используется дешифратор шкал:

социально-коммуникативная адаптивность

стремление

к согласию

нетерпимость к неопределенности

избегание неудач

фрустрационная толетарность

    Определяется уровень выраженности каждого компонента социально-коммуникативной компетентности.

Шкала оценок уровня выраженности компонента (в баллах):

До 20 - низкий

21 - 30 - ниже среднего

31 - 40 - средний

41 - 50 - выше среднего

51 и более - высокий

Диагностика доброжелательности (по шкале Кэмпбелла)

Инструкция к тесту

Внимательно прочитайте (прослушайте) пары суждений опросника. Если вы считаете, что какое-либо суждение из пары верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в банке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу.

Если у вас возникли какие-нибудь вопросы, задайте их, прежде чем начнете выполнять тест.

Тестовый материал

    Выберите верное суждение

    1. Человек чаще всего может быть уверен в других людях.

      Доверять другому небезопасно, так как он может использовать это в своих целях.

    Выберите верное суждение

    1. Люди скорее будут помогать друг другу, чем оскорблять друг друга.

      В наше время вряд ли найдется такой человек, которому можно было бы полностью довериться.

    Выберите верное суждение

    1. Ситуация, когда человек работает для других, полна опасности.

      Друзья и сотрудники выступают лучшим гарантом безопасности.

    Выберите верное суждение

    1. Вера в других является основой выживания в наше время.

      Доверять другим равнозначно поиску неприятностей.

    Выберите верное суждение

    1. Если знакомый просит в займы, лучше найти способ отказать ему.

      Способность помочь другому составляет одну из лучших сторон нашей жизни.

    Выберите верное суждение

    1. «Договор дороже денег» - все еще лучшее правило в наше время.

      В наше время необходимо стремиться угрожать всем независимо от собственных принципов.

    Выберите верное суждение

    1. Невозможно перепрыгнуть через себя.

      Там, где есть воля, есть и результат.

    Выберите верное суждение

    1. В деловых отношениях не место дружбе.

      Основная функция деловых отношений состоит в возможности помочь другому.

Ключ к тесту

Выборы, отражающие доброжелательное отношение к другим людям: 1A, 2A, 3В, 4А, 5В, 6А, 7В, 8В.

При совпадении ответа испытуемого с ключом он оценивается в 1 балл, при несовпадении - в 0 баллов. Баллы суммируются.

Интепретация результатов теста

    4 балла и меньше - низкий показатель доброжелательного отношения к другим;

    4 – 8 баллов - средний показатель доброжелательного отношения к другим;

    8 баллов и выше - высокий показатель доброжелательного отношения к другим.

Низкие баллы отражают эмоциональную стабильность, высокий уровень самообладания и саморегуляции эмоциональных состояний, умение владеть собой в эмоциогенных ситуациях; хладнокровие, ясный ум.

Средние баллы – средний уровень раздражения, неудовольствия, когда встречаешься с преградой, блокированием того, что хочется сделать или получить, умение снимать эмоциональное возбуждение физическими нагрузками, переоценкой ценностей, средние навыки самоконтроля.

Высокие баллы – низкое самообладание, несдержанность, возбудимость, нежелание «держать себя в руках», вербальная, речевая несдержанность.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Главным препятствием взаимопониманию учителей и учеников является абсолютизация ролевых отношений - “учебоцентризм”. Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося.

Социально-психологическая направленность (СПНЛ) представляет симптомокомплекс свойств, выражающих доминирующее отношение личности к другим людям, восприятие человека как ценностно-многосторонней личности.

Отношения имеют два аспекта: в них выражается то, как человек переживает и осознает определенные стороны действительности, и в то же время отношения личности представляют собой активные побуждения к определенным действиям и поступкам.

Социально-психологическую направленность личности инженера-педагога можно представить как психологическое новообразование, основными составляющими которого выступают:

    социально-профессиональные ценностные ориентации «ЦО»; нравственные основания оценок личностью окружающей действительности и ориентации в ней, ценностные ориентации лежат в основе дифференциации объектов по их значимости, для социально-психологической направленности центральным объектом ценностного отношения является сам человек, поэтому важнейшими являются ценности нравственные;

    профессионально-педагогические интересы «ППИ»; динамический комплекс психических свойств и состояний, проявляющихся в избирательной эмоциональной, познавательной и волевой активности, направленной на предполагаемую профессию или выполняемую профессиональную деятельность. Удовлетворение интересов проявляется в повышении психолого-педагогической компетентности, поиске новой информации, умении видеть профессиональные проблемы и стремлении найти им решение; на основе способности и стремления пополнять старые и приобретать новые знания, навыки и умения достигается высокий уровень профессиональной самостоятельности;

    профессиональные установки «ПУ»; измеряют готовность, внутреннюю предрасположенность личности к профессионально-педагогическому взаимодействию с учащимися, коллегами по работе; профессиональные установки выполняют стабилизирующую функцию, способствуют профессиональной устойчивости педагога. Высокий уровень выраженности связан с развитием таких качеств, как доброжелательность, «действенная» доброта, готовность к оказанию помощи, умение радоваться успехам учащихся и коллег; данная шкала отражает желание творчески решать поставленные задачи, искать нестандартные, собственные пути решения возникающих проблем;

    профессиональная позиция «ПП»; отражает отношение педагога к учебно-воспитательному процессу, к учащимся, коллегам; в профессиональной позиции проявляются представления о профессиональном идеале, оказывающие влияние на реакции относительно всех объектов и ситуаций профессионально-педагогической деятельности;

    самоотношение, «принятие себя» «СО»; проявляется в эмоционально-ценностном отношении к себе, охватывает восприятие и оценку представлений человека о самом себе, удовлетворенность профессиональной деятельностью и местом работы, своими успехами и достижениями; одним из проявлений самоотношения является самоуважение, которое эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, оценку своих возможностей строить и контролировать собственную жизнь, понимание самого себя как многосторонней личности.

Тест: Стратегии (стили) поведения в конфликтной ситуации

(тест Томаса - Килменна, адаптация Н.В. Гришиной,

В опроснике по выявлению типичных форм поведения в конфликтной ситуации 12 суждений в различных сочетаниях сгруппированы в 30 пар. В каждой паре вам необходимо выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики вашего поведения. То есть, выберите одно из двух суждений, которое в большей мере соответствует вашему поведению. Затем по приведенному в конце опросника ключу определите степень выраженности у вас какой-либо стратегии. Полученные данные не являются конечными и могут изменяться с течением жизни. В интерпретации к полученным данным вы можете получить консультацию о том, в каких случаях какой стиль поведения лучше использовать.

Тест:

  1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

  1. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

  1. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
  1. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

  1. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

  1. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состо ят все затронутые интересы и вопросы.

  1. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

Б. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

  1. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

  1. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом наши отношения.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

  1. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б.Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

  1. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

  1. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

  1. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своём мнении, если он также идет мне навстречу.

  1. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса чтобы со временем решить его окончательно.

  1. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

  1. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

  1. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей точкой зрения и другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

  1. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждою из нас.

Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

  1. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

  1. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

  1. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

  1. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

  1. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего,

Б. Улаживая ситуацию я стараюсь найти поддержку у другого.

  1. А. Я предлагаю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

  1. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха.

Количество баллов, набранных вами по каждой шкале, дает представление о выраженности у вас тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Обработка результатов теста

Соперничество

(«Берсеркер»)

Сотрудничество

(«Виртуоз»)

Компромисс

(«Клейстер»)

Избегание

(«Камикадзе»)

Приспособление

(«Душа-человек»)

Баллы по столбцам переведите в проценты для удобства интерпретации (100% = 30 баллов).

Интерпретация результатов теста

Выраженность стиля в конфликтном общении

В рамках представленной модели различают пять основных стратегий поведения: соперничество («Берсеркер» - образное название переговорной стратегии); избегание («Камикадзе»); сотрудничество («Виртуоз»); приспособление («Душа-человек») и компромисс («Клейстер»).

«БЕРСЕРКЕР» (стиль соперничества). Этот тип поведения жёстко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «идёт напролом». Эта стратегия отражает такую форму борьбы за ресурс, которой одна сторона выходит несомненным победителен. Эта стратегия оказывается необходимой в том случае, если определенное лицо, облечённое властью, должно навести порядок ради всеобщего благополучия. Однако стратегия поведения «Берсеркер» редко приносит долгосрочные результаты - проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или даже попытаться саботировать его.

«КАМИКАДЗЕ» (стиль уклонения).

Стратегия поведения «камикадзе» может быть тем не менее вполне разумным шагом, если переговорная ситуация не затрагивает прямых интересов человека или вовлеченность в него не отражается на его развитии. С другой стороны, такое поведение может толкнуть противника на завышение требований или ответный уход вместо участия в совместном поиске решений, может также привести к непомерному обострению проблемы. Отсутствие противодействия давлению провоцирует усиление давления. Нередко уклонение от переговоров сознательно или бессознательно применяется в качестве наказания, чтобы заставить другую сторону изменить свое отношение к проблеме.

«ДУША-ЧЕЛОВЕК». Стратегия улаживания конфликта направлена на максимум во взаимоотношениях, часто за счет минимума в достижении личных целей. Это установка на доброжелательность за счет собственных потерь, так называемая «игра в прятки», но, конечно, до определенного предела, так как инстинкт самосохранения развит у всех людей.

Стратегия улаживания может быть разумным шагом, если конфронтация по поводу незначительных разногласий может носить чрезмерный стресс во взаимоотношения на данном этапе или в том случае, если другая сторона не готова к диалогу.

«КЛЕЙСТЕР» (стиль компромисса). Взвешенность, сбалансированность и осторожность - основная установка этого типа поведения. Для данной стратегии одинаково значимы и личные цели, и взаимоотношения. Стремление в любом случае идти на нормализацию отношений является слабым местом этой стратегии в переговорах с «берсеркером». Стратегия компромисса не предполагает анализа объема информации, «клейстер» терпит обмен мнениями, но чувствует себя неловко, т.к. у него нет своей позиции, его поведение зависит от уступок с другой стороны. Компромисс требует определенных навыков в ведении переговоров, чтобы каждый, участник чего-то добился. Такое решение проблемы подразумевает, что делится какая-то конечная величина, и что в процессе ее раздела претензии всех участников не могут быть удовлетворены полностью.

ВИРТУОЗ» (стиль сотрудничества). «Виртуоз» не принимает тактики избегания, так как уважает партнера. Он не эксплуатирует слабости «камикадзе» и «душа-человека», потому что стремится к диалогу в решении проблемы. С «берсеркером» он тоже ведет себя честно, противопоставляет ему мирные средства и здравый смысл. «Виртуоз» всегда готов к переговорному процессу, в котором имеет веер предложений-альтернатив.

При взаимодействии двух «виртуозов» партнеры признают свои разногласия, подчеркивая общую основу для взаимодействия. Они не занимаются взаимной перепалкой и обвинениями - в интересах дела эмоции отбрасываются.


Диагностика эффективности внеурочной деятельности
Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников

Личность самого воспитанника

Детский коллектив

Профессиональная позиция педагога
Методы и методики мониторинга изучения детского коллектива


Цели и задачи

Ожидаемые результаты

Методы и методики мониторинга

Создавать условия для формирования детского коллектива как средства развития личности

Сформированность детского коллектива (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т.п.)

Сформированность мотивации воспитанников к участию в общественно полезной деятельности коллектива

Сформированность коммуникативной культуры учащихся


Методика выявления организаторских и коммуникативных склонностей (по В.В. Синявскому и Б. А. Федоришину)

Методика-тест «Тактика взаимодействия» (по А. Криулиной)

Методика «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!» (стадии развития коллектива)

Методика «Какой у нас коллектив?» (по А.Н. Лутошкину)

Методика «Наши отношения»

Методика «Творческие задания»

Игра «Лидер»

Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общественного коллективов»

Социометрия

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»

Методика «Сочинения учащихся»

Игровая методика «Мишень»

Методика определения лидера

Методики: «Психологический климат коллектива», «Индекс групповой сплоченности»

Методика «Эмоционально-психологический климат»

Характеристика психологического климата коллектива

Методика изучения мотивации межличностных выборов

Методика «Лесенка»

Методика диагностики организованности коллектива

Игровая методика «Лидер»

Методика «Творческий коллектив»

Методика определения уровня развития самоуправления

Цветопись (по А.Н. Лутошкину)

Методика «Определение уровня развития классной группы» (по А.Н. Лутошкину)

Методика «Ребячья мозаика»

Комплекс методик и методов диагностирования воспитанности детей



Включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы позволяет реализовать учебный план 1 классов, участвующих во введении ФГОС, в части «Внеурочная деятельность». Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной системы школы.

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе

Цель диагностики: изучение социально-психологической адаптации ребенка к школе (заполняют родители).

Инструкция : Выберите утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребёнка на данный момент

I шкала «Успешность выполнения школьных заданий»

5. Правильное безошибочное выполнение школьных заданий.

4. Небольшие помарки, единичные ошибки.

3. Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой.

2. Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий.

1. Плохое усвоение программного материала по всем предметам.

II шкала «Степень усилий, необходимых ребёнку для выполнения школьных заданий»

5. Ребенок работает легко, свободно, без напряжения.

4. Выполнение школьных заданий не вызывает у ребёнка особых затруднений.

3. Иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения.

2. Выполнение школьных заданий требует от ребёнка определённой степени напряжения.

1. Ребёнок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.

III шкала «Самостоятельность ребёнка при выполнении школьных заданий»

5. Ребёнок сам справляется со школьными заданиями.

4. Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого.

3. Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам.

2. Ребёнок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого.

1. Для выполнения ребёнком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.

IV шкала «Настроение, с которым ребёнок идёт в школу»

5. Ребёнок улыбается, смеётся, с хорошим настроением идёт в школу.

4. Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения.

3. Иногда бывают проявления сниженного настроения.

2. Случаются проявления отрицательных эмоций:

а) тревожность, огорчение, иногда страх;

б) обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.

1. Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).

V шкала «Взаимоотношения с одноклассниками».

5. Общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых.

4. Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.

3. Сфера общения несколько ограниченная: общается только с некоторыми ребятами.

2. Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт.

1. а) Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться в одиночестве.

б) Инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерётся.

VI шкала «Общая оценка адаптированности ребёнка»

5. Высокий уровень адаптированности.

4. Уровень адаптированности выше среднего.

3. Средний уровень адаптированности.

2. Уровень адаптированности ниже среднего.

1. Низкий уровень адаптированности.

Обработка результатов:

19-30 баллов – зона адаптации;

13-18 баллов – зона неполной адаптации;

0-12 баллов – зона дезадаптации.


Интервью «Волшебный мир»

Цель диагностики: знакомство с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов.

Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.

Текст методики

Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький (ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.

Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?

А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?

А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.

Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.

Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.)

Затем волшебник попадает в школу.

В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.

Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему?

Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?

Чуть не забыли о тебе!

Что бы ты сделал для себя? Почему?

Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?

Спасибо, ты - настоящий волшебник!

Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.

Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?

А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?

Ты можешь превратиться в любое животное.


в) маленький козленок, олененок

г) змея


д) орел

е) мышь


ж) обезьяна

з)тигр


и)заяц

к) собака

л) птичка (например, синица).

Ты отлично справился с заданием.

Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.

- Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?

А почему ты не хочешь стать... (1-й невыбранный вариант)?

А почему... (2-й невыбранный вариант)?

- А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?

Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).

А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?

Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.

а. - Ты каким бы животным хотел стать? Почему?

б. - А каким животным ты не хочешь быть? Почему?

Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.

А почему а, б, в?

Отлично. А подумай:

а. - Чего больше всего боятся дети? Почему?

б. - Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?

в. - А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
- Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

Интерпретация результатов

Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов.

В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремлению показать себя в лучшем свете.
Мой круг общения

Цель: выявление круга и характера взаимодействия ребенка с окружающими его сверстниками, родителями и учителями.

Организация обследования:

Давай представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение всего дня, каждому найдем место («дом») в этом круге твоего общения.

Инструкция: организатор диагностики рисует круг, последовательно разделив круг на четыре сектора (сферы общения). После проведения вертикальной черты образуется два сектора «школа» - слева, и «вне школы» - справа. Горизонтальная черта выделяет сектора «сверстников» и «взрослых».

Теперь «заселим» каждый «дом» людьми, с которыми тебе приходится сталкиваться близко. Это могут быть приятные люди (друзья, приятели), а могут среди них оказаться и неприятные. Ты бы с ними и не хотел (а) общаться, но приходится по самым разным причинам.

Инструкция: организатор диагностики вводит с помощью условного обозначения (прямоугольника на окружности) всех названных ребенком детей и взрослых, при этом выясняет возраст, обстоятельства взаимодействия.

«Давай обозначим в твоем кругу людей, с которыми у тебя сложились добрые отношения, и тех, общение с которыми тебя огорчает».

Инструкция: в ходе этой процедуры прямоугольники штрихуют красным или синим карандашом, организатор диагностики узнает многие подробности, обстоятельства, характер оценок сложившихся отношений, причины затруднений в общении, силу эмоционального переживания радостных и огорчительных социальных контактов.

«Давай в центре большого круга нарисуем твой «дом», напишем твое имя. Используя два карандаша: темный – «недоброжелательный», «неприятный» и светлый – «радостный», «приветливый», покажем, кто как к кому относится, кто больше друг другу доставляет радости, кто неприятен.

Инструкция: организатор диагностики проводит линии от центра («Я» ребенка) к соответствующим прямоугольникам на внешней окружности. В каждом случае выясняется мнение ребенка о характере отношения к нему партнера по общению, соответственно стрелкой обозначается направление и мера выраженности отношения.
Диагностика воспитанности

(для начальной школы, адаптировано профессором А.Н.Свиридовым)

Инструкция: прочтите утверждения и оцените их по пятибалльной системе




Показатель

Суждение

Балл

1

Самовоспитание

1 . Стараюсь следить за своим внешним видом.

2. Я управляю собой, своим поведением

3. Стараюсь быть терпимым к взглядам и мнениям других.


2

Отношение к здоровью

4. Соблюдаю правила личной гигиены.

5. Стараюсь заниматься спортом для укрепления здоровья (секции, группы, самоподготовка и т.п.).

6. Стараюсь правильно и регулярно питаться.

7. Соблюдаю режим дня



3

Отношение к искусству

8. Посещаю культурные центры (театры, музеи, выставки, библиотеки и т.д.).

9. Занимаюсь художественным или прикладным творчеством



4

Отношение к природе

10. Стараюсь сохранять природу.

11. Помогаю природе (сажаю деревья, ухаживаю за животными и т.д.).



5

Адаптированность

12. Прислушиваюсь к мнению старших.

13. Стараюсь поступать так, чтобы мои поступки признавались окружающими.

14. Стремлюсь не ссориться с друзьями


7

Автономность

15. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

16. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

17. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.


8

Нравственность

18 Я умею прощать людей.

19. Мне нравится помогать другим.

20.. Стараюсь защищать тех, кого обижают

МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)

Бланк тестируемого________________

Список А (терминальные ценности):



– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

– здоровье (физическое и психическое);

– интересная работа;

– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

– наличие хороших и верных друзей;

– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

– счастливая семейная жизнь;

– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

– творчество (возможность творческой деятельности);

– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):



– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

– воспитанность (хорошие манеры);

– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

– жизнерадостность (чувство юмора);

– исполнительность (дисциплинированность);

– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

– непримиримость к недостаткам в себе и других;

– образованность (широта знаний, высокая общая культура);

– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

– честность (правдивость, искренность);

– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

– чуткость (заботливость).

Однако разные люди совершенно по-разному на них реагируют. Достаточно вспомнить своих знакомых и друзей: кто-то с визгами и воплями доказывает свою правоту и даже не слышит, что говорит ему оппонент, а другие, в свою очередь, приносят в жертву свои интересы и уступают в любых спорах и конфликтах. В этой статье мы рассмотрим, что такое тест Томаса и как правильно урегулировать любой конфликт.

Диагностика поведения личности

Для того чтобы определить, как себя ведет индивидуум в споре, существует специальный опросник. Он создан ученым К. Томасом в 1956 году для того, чтобы адаптировать солдат к мирной жизни. Однако данная система была настолько уникальна и полезна, что в 1972 году уже была признана интеллектуальным продуктом. Опросник носит название тест Томаса и применяется как в крупных, так и d мелких компаниях для развития потенциала сотрудников и повышения их коммуникабельности. Томас выделил 5 типов поведения: сотрудничество, соперничество, избегание, компромисс, приспособление. Как правило, каждый человек выбирает себе одну или несколько стратегий и успешно ними пользуется в течение всей жизни.

Двухмерная модель регулирования конфликтов

Тест Томаса - это методика, базирующаяся на двухмерной модели регулирования конфликтов. Первое измерение - это напористость. Характеризуется поведением личности, основанным на внимании только к своей персоне и игнорированием оппонента. Второе - полная противоположность первому, и поведение характеризуется вниманием ко второй стороне конфликта. Именно к этим двум измерениям относятся пять типов поведения в конфликтных ситуациях, описанные выше и используемые в такой методике, как тест Томаса.

Стратегия поведения в конфликтной ситуации определяется по специальным 60 утверждениям. Они делятся на 30 пар, и из каждой необходимо выбрать вариант (А или Б), который для тестируемого человека наиболее приемлем. Далее, исходя из таблицы с результатами, за каждый совпавший ответ необходимо в соответствующей колонке поставить себе 1 балл. Последним этапом в тестировании можно считать подсчет количества баллов по каждой стратегии. Та колонка, в которой наибольшее количество балов, и будет обозначать ту модель поведения, которую человек в конфликтных ситуациях использует чаще всего.

Рассмотрим все 5 типов моделей поведения и определим, какая же из них наиболее правильная.

Сотрудничество

Тест Томаса содержит 30 пар утверждений, в которых присутствуют ответы человека, готового к сотрудничеству. Например, второе утверждение ответ «Б»: «Я стараюсь уладить вопрос, учитывая не только свои интересы, но и другого человека». Такой ответ характерен именно для индивидуума, который старается прийти к альтернативе и учесть интересы обеих сторон. Это самая оптимальная модель поведения, которая должна присутствовать в каждом коллективе. Люди, готовые к сотрудничеству, всегда ищут поддержку у оппонента и стараются узнать, в чем состоят интересы другого человека. Определить, что человек себя ведет именно так, можно при помощи методики «тест Томаса». Стратегия поведения в конфликтной ситуации «сотрудничество» характеризуется спокойным и уравновешенным тоном, а также мирным диалогом. Такая модель поведения направлена на глобальное решение возникнувшего вопроса, а не на то, чтобы просто уладить конфликт. Более того, если решить проблему именно так, больше она не будет возникать, поскольку и той, и той стороне конфликта будет одинаково хорошо.

Соперничество

Совершенно обратная модель поведения - это соперничество. Здесь человек беспокоится только о своих интересах. Он уверен, что конфликт можно решить, лишь победив оппонента и выиграв спор. Ему могут принадлежать такие утверждения: «Я настойчиво добиваюсь своего», «Я стремлюсь достичь своего». Именно они и встречаются в методике «тест Томаса».

Типы поведения в конфликте все отличаются между собой, но именно соперничество выделяется особой напористостью и эгоизмом. Уладить конфликт при помощи такой модели поведения допустимо начальнику, когда требуется «жесткая рука руководителя». В семейных отношениях такой тип будет приносить боль и разочарование оппоненту.

Приспособление

Психологический тест Томаса помогает определить тип поведения человека в конфликтных ситуациях. И если в результатах получается, что человек использует модель «приспособление», это означает, что он в принципе избегает конфликтов. Ему легче уступить оппоненту, чем спорить с ним и доказывать что-то.

Как правило, у таких людей занижена самооценка и они не считают, что их интересы могут быть важны. Кроме того, хорошие взаимоотношения с оппонентом для них важнее, нежели решение спора. Проиграть спор - это не решение проблемы, а только откладывание ее.

Избегание

Некоторые люди склонны откладывать все дела и конфликты на потом. Как правило, их поступки они объясняют таким образом: «мне легче уступить другому, чем вступать в конфликт», «я стараюсь отложить вопрос на потом», «я не занимаю позицию, которая может вызвать споры». Именно такими будут ответы человека, применяющего модель «избегание», в методике «тест Томаса».

Интерпретация результатов по данному типу поведения одна из наиболее простых. Человек всячески избегает споров и конфликтов, не уступая при этом оппоненту. Примером может послужить ситуация, когда, не получив то, что индивидуум желает, он уходит и при этом обижается. На самом деле это способ избежать конфликта и обратить на себя внимание.

Компромисс

Описание теста Томаса содержит и еще одну очень важную и часто встречающуюся модель поведения, которая называется компромисс. Человек готов пойти на уступки, но при этом получив что-либо взамен. Многие считают, что это наилучший способ решения конфликтных ситуаций, однако это не совсем так. В результате такой модели поведения главный вопрос остается не решенным. Кроме того, оба участника спора являются зависимыми друг от друга, каждый задает себе вопрос: «Как мне угодить оппоненту, чтобы получить желаемое?» В результате хитростью человек добивается поставленной цели, однако вряд ли такая модель решает конфликт полностью. Очень часто данный тип поведения применяют по отношению к детям. Однако когда ребенок понимает, что родитель также зависит от его мнения, он начинает требовать больше, еще больше спорить и в итоге получает все, что захочет.

Правильная стратегия поведения

Рассмотрев все модели поведения, можно смело утверждать, что в каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Кроме того, многое зависит и от характера человека, например, скромному, бесхарактерному практически не свойственна модель «соперничество», но зато очень близки «приспособление» и «избегание». Тест Томаса, расшифровка которого представлена выше, помогает определить, каким типом поведения чаще всего пользуется человек, однако он не дает рекомендаций по поводу выбора наилучшей стратегии.

Это объясняется тем, что в каждой конкретной ситуации возможно применение той или иной. В некоторых ситуациях действительно необходимо промолчать, а иногда полезно согласиться и пойти на уступки. Все зависит от предмета спора и оппонентов. Любой конфликт позволяет людям лучше узнать друг друга, а поэтому стратегия «сотрудничество» считается самой оптимальной. В таком случае оба партнера получают то, чего на самом деле хотят, а в процессе решения вопроса они лучше узнают интересы друг друга. Вероятнее всего, в следующий раз ситуацию удастся решить уже намного быстрее, поскольку теперь люди уже хорошо узнали друг друга. Проблема состоит лишь в том, что не всегда получается сразу найти решение, которое бы устраивало обоих.

Именно по этой причине всегда нужно оценивать для себя важность сложившейся ситуации, и если предмет спора не является слишком глобальным, то допустимо уступить оппоненту. Умение справляться с конфликтами - очень важное качество, которое может пригодиться как в сфере работы, так и в семейной жизни.