Человек и человечность игра для учащихся. Презентация к уроку по обществознанию "Что такое гуманизм" презентация к уроку по обществознанию (7 класс) на тему. поддерживают их хорошее

Обществознание, 6 класс

Урок № 28-29

Человек и человечность

Д.З.: § 12, ?? (с.104),

задания (с.104)

© А.И. Колмаков


Цели урока

  • Актуализировать необходимые знания обучающихся из курса обществознания.
  • Подвести к пониманию того, что такое гуманное общество.
  • Продолжить формирование умений анализировать дополнительные источники, самостоятельно делать выводы.
  • Развивать исследовательский интерес к обществознанию.
  • Воспитывать чувство гуманности.

Универсальные учебные действия

  • Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность».
  • Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках.
  • На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нём.

Понятия, термины

  • гуманизм;
  • нравственные заповеди;
  • человечность;
  • забота;
  • почтенный возраст

Изучение нового материала

  • Человечность.
  • Гуманизм – уважение и любовь к людям.
  • Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Актуализация проблемы

  • Вспомни! Кого называют личностью? Что отличает человека от других живых существ?

Обсудим вместе!

  • Почему не все поступки человека можно назвать человечными?

Вспомни! Кого называли гуманистами?

Гуманистами называли мыслителей эпохи Возрождения за их интерес к человеку, веру в его возможности и дарования.

Уважая и ценя каждого человека как самого себя, невозможно причинять зло другим.

Истинный гуманизм предполагает ответственность человека за свои деяния.


1. Гуманизм – уважение и любовь к людям

Определенная система взглядов, при которой ответственность за будущее лежит на каждом…

Принцип поведения: уважая себя, цени других.

Что такое

гуманизм?

определенная система взглядов, для которой высшей ценностью признается человек, его свободы и права

исторически развивающаяся система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки справедливости общества.

принцип поведения, которому человек следует в своей деятельности


Жил на свете человек

/учебник, стр. 101/

Корней Иванович Чуковский (наст. имя - Николай Васильевич Корнейчуко́в) , (1882-1969) - русский советский поэт,

публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист. Отец писателей Николая Корнеевича Чуковского и Лидии Корнеевны Чуковской.

  • В чём гуманистический характер авторской деятельности и жизненной позиции К.И. Чуковского?
  • Как автор помогал людям постигать мир?
  • Почему, по мнению писателя, ему выпала счастливая старость?

2. Прояви внимание к старикам

/учебник, стр. 102-103/

Благополучная старость зависит не только от самого человека. Чтобы старики не чувствовали себя ненужными и одинокими, им нужно помогать, проявлять знаки внимания, заботиться о них.

Общение старых людей с молодыми,

взаимопонимание и сочувствие

продлевают старикам жизнь и

поддерживают их хорошее

самочувствие.


Не забывайте Матерей!

Они печалятся в разлуке.

И ет для них страшнее скуки –

Молчанье собственных детей.

Не забывайте Матерей!

Они ни в чём не виноваты.

Как прежде их сердца объяты

Тревогой за своих детей.

Пишите письма Матерям!

Звоните им по телефону!

Они так радуются вам.

Любому вашему поклону.

Не забывайте Матерей!

Ведь для молчанья нет причины.

И глубже с каждым днём морщины

От равнодушия детей.

Средь суеты и праздных дней

Услышьте, Господа и Дамы:

Болит душа у вашей Мамы.

Не забывайте Матерей!

Пишите письма Матерям!

Звоните им по телефону!

Они так радуются вам.

Любому вашему поклону.


Картинная галерея

В. М. Максимов

«Всё в прошлом»

Что бы вы изменили в сюжете картины, если бы это были ваши близкие?

  • Почему художник так назвал картину?
  • Можно ли старость этих людей назвать радостной, счастливой?

Почтенный возраст

Попробуй представить:

- сколько сделали за свою жизнь

наши старики (работали, растили детей, внуков, пережили войну);

- Сколько вложили в своих детей,

Чтобы выросли они

образованными, умными,

достойными людьми!

С заботы о других начинается нравственная активность личности. У каждого человека должная быть потребность в хороших поступках. Тогда уважение к отдельному человеку перерастает в человечность, становится не только нормой, но и правилом поведения.

Будь достойным гражданином России!




Проверь себя

  • Что такое человечность?
  • Дай своё определение гуманизма.
  • Почему необходимо заботиться о слабых, пожилых людях?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Проверь себя


Проверь себя


Проверь себя

Ответьте «да» или «нет»

1. Человек – это биосоциальное существо.

2. В человеке преобладает биологическое начало.

3. Без общества человек не сможет самореализоваться.

4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество.

5. Человек должен учитывать интересы окружающих людей.



Человечность – это …

Сочувствие

Уважение к людям

Доверие

Искренность

Честность

Добро

Самопожертвование


Хочу немного рассказать

О тех, кто не умеет лгать.

О тех, кто может все простить,

О тех, кто не умеет льстить.

Кто не умеет унижать,

Других не в силах обижать.

Кто никогда вас не осудит,

В краю далеком не забудет.

О тех, кто честен и тактичен,

К судьбе других не безразличен.

О тех, кто в наш нелегкий век

Имеет званье "Человек".

О. Абрамова


Что такое гуманизм?

Гуманизм (от латинского homo – человек) – уважение и любовь к людям.


Гуманизм – это определенная система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки справедливости общества.

Микеланджело Буонарроти

Франсуа Рамбле

Томас Мор


Поищите варианты гуманного отношения в следующих ситуациях

Ситуация 1. Вы идёте по улице, видите плачущего ребенка. Какими будут ваши действия?

Ситуация 2. В подъезде вы встречаете бездомное животное. Ваши действия?

Ситуация 3. В вашем классном коллективе неожиданно заболел серьёзно одноклассник. Ваши действия?



Сострадание

Милосердие

Искренность

Толерантность

Гуманное общество

Человечность


  • Что такое дружба?
  • Какое качество ты ценишь в друге?
  • Какое качество в тебе нравится твоим друзьям?

Домашнее задание

Параграф 12, принести фломастеры, карандаши

Тест по обществознанию Человек и человечность для учащихся 6 класса с ответами. Тест содержит 2 варианта по 8 заданий и предназначен для проверки знаний по теме Нравственные основы жизни.

1 вариант

1. Гуманизм — это

1) критическое отношение к окружающим
2) великодушное, доброе отношение к другим людям
3) стремление к превосходству над людьми
4) чувство неудовлетворения собой

2.

Гуманизм — это система воззрений, которая считает, что в основе справедливого общества лежит

1) благо человека
2) сила государства
3) поклонение природе
4) вера в бога

3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обоб­щает приведенный перечень: стремление понять другого, умение видеть в другом человеке равного себе, уважитель­ное отношение к человеку.

1) милосердное отношение
2) ответственное отношение
3) гуманное отношение
4) критическое отношение

4.

1) Природа — общий дом человечества.
2) Любовь к Родине — священное чувство.
3) Человек имеет право на свободу и самореализацию.
4) Религия помогает воспитанию милосердия.

5.

1) по развитию экономики
2) по отношению к пожилым людям
3) по количеству школ и высших учебных заведений
4) по отношению к природе

6. Отношения можно назвать гуманными, если они

1) связаны с защитой окружающей среды
2) помогают в учёбе
3) направлены на создание материальных благ
4) противостоят унижению и неравенству людей

7. Выберите правильные высказывания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Гуманизм — не только слова, но и дела.
2) Гуманным называют человека, который хорошо разбирается в литературе и искусстве
3) Эгоизм — враг гуманизма.
4) Гуманный- значит связанный с природой.

8.

Современное __________(1) создало условия для __________(2) жизни. Прогресс __________(3) изменил труд и быт людей. Но быть цивилизованным не значит автоматически быть __________(4). Отношение к __________(5) как к высшей ценности — вот основа гуманизма.


гуманный
комфортный
общество
техника
человек

2 вариант

1. Найдите термин, которому наиболее соответствует опреде­ление: «человеколюбие, уважение к человеку».

1) благо
2) гуманизм
3) любовь
4) милосердие

2. Закончите предложение правильно.

Гуманизм — это система воззрений, которая признает выс­шую ценность

1) бога
2) природы
3) человека
4) общества

3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая дополняет приведенный перечень. Отношение к человеку — великодушное, доброе, уважительное, __________.

1) рациональное
2) эгоистичное
3) принципиальное
4) гуманное

4. Какое из приведённых высказываний иллюстрирует прин­цип гуманизма?

1) Любите книгу — источник знания.
2) Человек — мера всех вещей.
3) Трудолюбие — начало всех начал.
4) Чистота — залог здоровья.

5. О гуманизме общества нужно в первую очередь судить

1) по уровню развития промышленности
2) по отношению к природе
3) по борьбе с вредными привычками
4) по отношению к слабым

6. Гуманные отношения прежде всего связаны с возможно­стью

1) проявить творческие способности
2) понять другого человека
3) доверить секрет приятелю
4) участвовать в спортивных соревнованиях

7. Выберите правильное высказывание. Запишите цифру, под которым оно указано.

1) Гуманизм и эгоизм подразумевают одинаковое отноше­ние к миру.
2) Помощь людям, которые находятся в почтенном возрас­те, — это проявление гуманизма.
3) Принцип гуманизма требует первостепенного развития техники.
4) Гуманными могут быть чувства, а не поступки.

8. Заполните пропуски в тексте, выбрав слова из предложенного списка. Обратите внимание: слова в списке приведены в именительном падеже и единственном числе.

__________(1) гуманизма — это определённые правила поведения. Представления о том, какие человеческие __________(2) достойны уважения, менялись исторически. Но во все времена люди разграничивали __________(3) и зло. Отношение к жизни человека как высшей __________(4), ответственность за свои дела, __________(5) о людях — качества, которые отличают гуманного человека.

Слова для заполнения пропусков:
добро
забота
поступок
принцип
ценность

Ответы на тест по обществознанию Человек и человечность
1 вариант
1-2
2-1
3-3
4-3
5-2
6-4
7-13
8.
1-общество
2-комфортный
3-техника
4-гуманный
5-человек
2 вариант
1-2
2-3
3-4
4-2
5-4
6-2
7-2
8.
1-принцип
2-поступок
3-добро
4-ценность
5-забота

Подписи к слайдам:

Добро и зло творить всегдаВо власти всех людей.Но зло творится без труда,Добро творить трудней.
Что такое человек?Чем человек отличается от других живых существ?А как человек относится к тому, что его окружает?
Качества человекаПоложительныеОтрицательные
Происхождение понятия «гуманизм»Легко ли быть гуманнымГуманное общество
Гуманизм
(от латинского homo – человек) – человеколюбие, уважение к человеку
Эразм Ротердамский
Томас Мор
Франсуа Рабле
Уильям Шекспир
Рафаэль Санти
Леонардо да Винчи
В.Даль, Д.Лондон, Швейцер, Карнейль, Солженицын, Достоевский, Паскаль, Горький, Ожегов, Кон
ответственность человека за свои дела и поступки
Добрым быть совсем не просто,Не зависит доброта от роста,Не зависит доброта от цвета,Доброта – не пряник, не конфета.Только надо, надо добрым бытьИ в беде друг друга не забыть.
это общество справедливое, в котором главное человек, его благо
Что такое «гуманизм»?Что значит быть гуманным человеком?Какое общество называется гуманным?
Гуманное общество – это общество справедливое, в котором главное человек, его благоИстинный гуманизм – ответственность человека за свои дела и поступки
Сумей преодолеть преградыИ боль, и призрачный успех.Живи, не требуя наградыЗа свой поступок ради всех. Еще печалью мир простужен,Исподтишка разит беда,Ты должен быть кому-то нужен –Всегда – как хлеб или вода…
tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Что такое толерантность?
Толерантность - это дружба.
Толерантность - это милосердие.
Толерантность - это сострадание.
Толерантность - это уважение.
Толерантность - это доброта души.
Толерантность - это терпение.
Сотрудничество
Прощение
Цветок толерантности
«Скажи мне доброе слово»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация у уроку "Что же такое время" (развитие речи 6 класс)

Урок в рамках технологии РКМЧП. Материал оринтирован на развитие коммуникативной компетентности учащихся и творческих способностей....

Учебная презентация к уроку развития речи в 5 классе "Такие разные письма"

Учебная презентация "Такие разные письма" содержит иллюстративный и текстовый материал для вариативного использования на уроках развития речи, риторики в 5 классе. С помощью данного материала можно вы...

Этим уроком мы завершаем курс «Обществознания» 6 класса. В ходе урока мы поговорим о том, что такое гуманизм, какие ценности являются гуманистическими. Также мы рассмотрим вопрос, какое общество можно считать гуманным, что принято в данном обществе. На конкретных исторических примерах мы рассмотрим, как можно пользоваться гуманистическими идеалами в своей жизни.

Тема: Добродетели

Слово «гуманизм» имеет в своём составе корень homo, что в переводе с латинского означает «человек». Слово это не русского происхождения, но, вместе с тем, мы с вами прекрасно понимаем, что, если мы говорим о человечности, значит, предполагаем какой-то набор чувств, качеств и реакций человека на ту или иную ситуацию. Вы человечны тогда, когда вы относитесь к этой ситуации с точки зрения добра, справедливости и не поддаётесь чувствам обратным. Гуманный человек не пытается кого-то обидеть или ущемить своё или чужое человеческое достоинство, потому что если ситуация складывается так, что вы кого-то обидели, значит, вы поступили негуманно.

Таким образом, гуманизм – это мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. Всё то, что гарантирует нашу с вами свободу, наши права, можно считать гуманным или гуманистичным. Понятно, что в данном случае сложно дать чёткое и жесткое определение, потому что человеческие ценности постоянно меняются. То, что было нормальным и принятым 200-300 лет назад, сейчас может быть уже анахронизмом, который подчас может уже мешать человеку и быть антигуманным. Но если какие-то ценности отвечают нынешним воззрениям человека на окружающий мир, если эти ценности помогают человеческой жизни, помогают сохранить общественную организацию и индивидуальный подход к каждому человеку, то, конечно, это ценности гуманистические.

Гуманизм в чём-то схож с понятиями морали и нравственности, они частично совмещены между собой, потому что золотое правило морали отвечает меркам гуманного общества. Гуманное общество – это общество, которое ценит личность человека. Это общество, которое заботится о тех людях, которым нужна помощь, причём заботится искренне, а не в качестве подачки. Помощь в нашем обществе нужна, прежде всего, пожилым людям, так как они прожили большую часть своей жизни, физически и морально утомлены. Таким людям необходимы забота и внимание со стороны окружающих. Если вы улыбаетесь людям старшего возраста, если вы относитесь к ним с заботой и пониманием, помогаете им элементарными вещами, тем самым вы просто продлеваете им жизнь. Вы делаете их более здоровыми, в том числе, и физически. Это и есть гуманное отношение к людям.

Рис. 3. Пожилые люди нуждаются в нашей опеке ()

Также наша помощь нужна людям с ослабленным здоровьем, в том числе иногда наше гуманное отношение может проявляться в том, чтобы не относиться к людям с ограниченными возможностями, как к инвалидам. Вообще слово «инвалид» носит негативную окраску и может сильно ранить окружающих, мы словно заявляем таким образом, что этот человек ущербный. Большинство людей с ограниченными возможностями борются против мнения общественности, что они ущербны. Они тоже могут жить, пускай и частично, нормальной человеческой жизнью, именно на этом и необходимо сконцентрироваться.

Гуманизм, конечно же, не появился сейчас, это не изобретение 20 или 21 века. Люди достаточно давно задумались над природой человечности, человеческого отношения к самому себе и окружающим. Много философов и учёных создавали свои советы и концепции того, как должен вести себя человек. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой выдвинул целую концепцию непротивления злу насилием. Это некий символ гуманизма, потому что, если человек не отвечает на зло злом, то, возможно, следующего проявления зла просто не случится. Невозможно бесконечно обижать человека, который тебе не сопротивляется, который не хочет причинять тебе зла. Такая кажущаяся слабость на самом деле является выдающейся силой, силой человека.

Конечно, вы можете возразить, что такого не может быть. Ведь если меня бьют, обижают, оскорбляют, я должен защищать себя, а не молча терпеть насилие. В конце концов, это библейская истина: око за око, зуб за зуб. Но не всегда это оказывается абсолютной истиной. Чтобы убедить вас, достаточно привести в пример такого человека как Махатма Ганди. Это лидер движения несотрудничества с английскими колониальными войсками и английской администрации в Индии. Махатма Ганди смог без какого-либо вооруженного восстания, без крови и побоищ, по сути, выдавить англичан из Индии. После этого Индия стала суверенным государством. Это был величайший гуманист 20 века, который своей жизнью доказал, что непротивление злу насилием работает.

Также нельзя не упомянуть в нашем разговоре имя такого великого английского гуманиста как Томас Мор. В 1515-1516 годах Томас Мор написал своё самое знаменитое сочинение – “Утопия”. Со временем само слово “утопия” стало нарицательным и превратилось в обозначение чего-то прекрасного, но совершенно нереального. Томас Мор действительно описал идеальное уникальное государство, все граждане которого свободны. Жители Утопии сами выбирали себе правителей и чиновников. Там не было никаких налогов, не было денег и частной собственности, не было даже тяжёлого физического труда. Все граждане Утопии трудились всего по нескольку часов в день, а затем наслаждались изучением наук и искусств. Мор не просто проповедовал гуманизм, он действительно был высокогуманным моральным человеком, готовым до конца отстаивать свои убеждения.

Гуманизм – это величайшая концепция. Наше человеческое отношение друг к другу – неизбежное следствие развития цивилизации. Если мы хотим оставаться людьми, мы должны становиться людьми. Мы должны относиться к окружающим так, как хотели бы, чтоб они относились к нам.

Наверняка сейчас вы знаете США как демократическую страну с развитой общественной системой, которая борется за права человека. В этой стране есть место независимому общественному мнению. Сейчас в США президентом является афроамериканец Барак Обама.

Но ещё каких-то 60 лет назад Соединённые Штаты Америки были совершенно другими. Да, на территории США действовала та же самая Конституция 1787 года, которая гарантировала права и свободы американцам. Но вместе с тем на территории США существовало такое явление как сегрегация , или расовое разделение. В середине 19 века после Гражданской войны в США рабство было отменено, и американцы очень гордились тем, что смогли сами преодолеть такой позорный пережиток прошлого. Но они не избавились от того, что отношение белокожих людей к афроамериканцам было уничижительным. Белые люди – янки-были основой американского общества; все те, кто были людьми другого цвета кожи, прежде всего, афроамериканцы, оказались за бортом общественной жизни. Для них существовали специальные чёрные кварталы. Афроамериканцам нельзя было входить в бары или какие-то общественные заведения для белых людей, даже в общественный транспорт, который перевозил белых. Ни в коем случае неграм нельзя было учиться в тех учебных заведениях, где обучались белые дети и юноши. В высшие учебные заведения доступ неграм был практически закрыт.

Понятно, что демократия в рамках такого общества существовать не могла, это абсурд. Если одна часть населения государства по факту угнетена, о демократии речи идти не может. В это время в США появился совершенно потрясающий человек, гуманист, который также своей жизнью доказал, что нельзя сопротивляться злу насилием, а нужно бороться со злом согласно человеческим принципам. Этого человека звали доктор Мартин Лютер Кинг. Кинг был священником-баптистом, это была очень популярная религиозная секта в США, особенно среди афроамериканцев. Прежде всего, этот человек был общественным деятелем. Он боролся за то, чтобы права афроамериканцев были приравнены к правам белого населения. Наиболее известна знаменитая речь Мартина Лютера Кинга, которую он прочитал перед огромной аудиторией (около 300 тысяч американцев слушали его в тот момент). Эта речь носила название “I have a dream”, Мартин Лютер Кинг сказал о том, что люди должны жить в мире и согласии. Все свои конфликты люди должны решать с помощью слов, а не физической силы. Но самое главное, о чём мечтал Кинг, - это отсутствие различий между американцами по цвету кожи, по разрезу глаз, по языку и другим расовым и национальным признакам.

Доктор Мартин Лютер Кинг получил Нобелевскую премию мира в 1964 году. Настолько высоко мир оценил деятельность человека, который пытался изменить не самую благоприятную на тот момент для жизни страну. В конечном итоге в 1968 году Кинг был убит, застрелен одним из людей, которые были ярыми фанатами сегрегации. Но его смерть не была напрасной, она явилась символом отмены сегрегации. Действительно вскоре США избавились от этой позорной общественной системы. Сейчас в Америке стыдно называть человека негром. Это считается оскорблением, вежливым считается слово «афроамериканец». Все люди вне зависимости от цвета кожи равны, и в этом высшая сущность гуманизма.

1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

2. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с.

3. Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание 6 класс, 2007.

4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. - Дрофа, 2013.

1. Российское гуманистическое общество ().

2. Мораль и общество. Социальная этика ().

3. Расовая сегрегация в Америке. История одной победы ().

1. Выполни задание «Проверь себя» на странице 212. Учебник: Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

2. Как вы понимаете выражение «гуманное общество»? Какими принципами оно руководствуется?

3.* Наверняка вы встречали в своей жизни гуманных, вызывающих восхищение людей. Напишите сочинение на тему «Мой герой».