Отчет по практике: Методика воспитания звуковой культуры речи на занятиях. Диагностика звуковой культуры речи (старший дошкольный возраст) методическая разработка на тему Диагностика звуковой культуры речи в средней группе

Введение…………………………………………………………………….....
Раздел 1. Обследование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста по материалам М.И. Фомичевой………...
Особенности развития звуковой культуры речи…………………...
Как происходит усвоение звуков…………………………………....
Как выявить особенности звукопроизношения у детей……….......
Обследование звуковой культуры речи детей……………………...
Общие принципы обследования речи детей……………………
Материал для обследования……………………………………...
Проведение обследования………………………………………..
Оформление результатов обследования………………………...
Выводы по результатам обследования………………………….
Раздел 2. Организация работы по звукопроизношению по материалам О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной…………………….
Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста…………………………………….
Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста……………………………………..
Раздел 3. Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста по материалам А.И. Максакова…………….
Сформированность навыков речевого общения (культура общения) со сверстниками и взрослыми…………………………………………..
Звуковая культура речи…………………………………………………
Словарь…………………………………………………………………...
Грамматический строй речи…………………………...……………….
Связная речь……………………………………………………………..
Художественно-речевая деятельность…………………………………
Речевая активность детей……………………………………………….
Готовность детей к овладению грамотой………………………..……
Уровни речевого развития……………………………………………...

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемый материал предназначен для работников дошкольных образовательных учреждений, воспитателей, а также для родителей, интересующихся вопросами развития речи детей дошкольного возраста. Здесь представлены игры, упражнения, занятия по развитию всех сторон речи: звуковой, лексической, грамматической – во взаимосвязи с развитием связной монологической речи и развитием детского словесного творчества. Игры и упражнения разработаны О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, а также научными сотрудниками, преподавателями педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой (Л.Г. Шадрина, А.А. Смага, А.И. Лаврентьева, Г.И. Николайчук, Л.А. Колунова).



Материал посвящен проблемам, исследуемым в Лаборатории развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, он соответствует «Программе развития речи», созданной в 1994 г. и дополненной в 2000 г. Отдельные игры и упражнения представлены в пособиях по развитию речи дошкольников: «Придумай слово» (М.: Просвещение, 1996), «Занятия по развитию речи в детском саду» (М.: Совершенство, 1998), «Знакомим дошкольников с литературой» (М.: Сфера, 1998). Решение задач, связанных с обучением родному языку и развитием речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, проводится в соответствии с вышеназванной программой по следующим направлениям: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.

Особое внимание уделено решению приоритетных направлений каждой речевой задачи. В воспитании звуковой культуры речи это осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи. Развитие звуковой стороны речи тесно связано с обучением ребенка грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленять звуки шипящие, свистящие, сонорные, твердые и мягкие, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения его чтению.

Пособие поможет детям уточнить такие понятия, как звук, слог, слово, предложение. Именно от правильного понимания этих слов дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов – повествованию, описанию, рассуждению.

По ходу изложения игр и упражнений, раскрытия цели и формулировки заданий даются методические указания, на которые взрослый должен обратить внимание. Можно неоднократно возвращаться к выполнению этих заданий и усложнять их.

Задания включают одновременно решение разных задач, которые тесно переплетаются между собой: после определения звукового или слогового состава слова дети выполняют упражнения на подбор определений, тем самым закрепляя правило согласования слов в роде, числе, падеже, а затем вопросы направляют их внимание на определение значения слова или на подбор синонимов (слов, близких по смыслу) и антонимов (слов, противоположных по смыслу). Если слово имеет много значений (явление полисемии), то вопросы заставляют ребенка подумать над разными значениями одного и того же слова (игла швейная, ежиная, сосновая, медицинская и.т.п.).

Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его грамматические формы, языковые (лингвистические), способности ребенка будут развиваться успешнее.

Необходимо обратить внимание и на картинки: они помогут детям находить формы единственного и множественного числа, подобрать синонимы, антонимы, понять разные значения многозначного слова.


Раздел 1. Обследование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста по материалам М.И. Фомичевой

Особенности развития звуковой культуры речи

Неправильное произношение звуков у малышей – естественная особенность детской речи, но для ребят старшего возраста – это речевой недостаток, требующий исправления. Однако всегда ли родители достаточно серьезно относятся к недочетам произношения звуков, всегда ли дефекты устраняются своевременно. Светлане К. в апреле исполнилось 7 лет. На день рождения были приглашены родственники и знакомые. Мать попросила Светлану почитать для гостей стихи. Девочка громко, не торопясь, даже выразительно, декламировала стихотворение С. Я. Маршака «Где обедал воробей». Но при этом произносила слово воробей как «волобей», слово моржа как «молза», а строчку «с журавлем поел пшена» прочитала так: «с зулавлем поел псена». Света не произносила звуки [р, ж, ш ]и заменяла их соответствующими звуками [л, з, с ]. А ведь ей через четыре месяца предстояло идти в школу. Когда матери было указано на плохое произношение девочки, то она ответила: «Ничего страшного в этом нет, некоторые ее сверстники говорят не лучше». Мама Светланы считала, что со временем недостаток исчезнет и дочка будет говорить хорошо. Случаи такого отношения родителей к недостаткам произношения звуков у малышей, к сожалению, не единичны. Но Светина мама права, когда указывает на то, что некоторые дети этого возраста говорят не лучше. Действительно, еще немало ребят 6-7-летнего возраста и старше не умеют произносить звуки правильно.

Передо мной лежит письмо 14-летней девочки, которая просит помочь ей научиться правильно произносить звук [р ]. Она пишет: «Я неправильно произношу звук [р ], и меня это очень огорчает. На уроках при ответах я стараюсь реже пользоваться словами, в которых встречается этот звук, стараюсь реже говорить с незнакомыми людьми, так как мне кажется, что они будут смеяться над моей плохой речью. Помогите, пожалуйста, научиться мне правильно говорить звук [р ]».

Как видим, искажение даже одного звука вызывает столько переживаний у девочки. Она ограничивает себя в общении с окружающими людьми, для выражения мыслей употребляет не те слова, которые более всего подходят. А сколько вопросов не было задано взрослым, учителям и не получено на них ответов, казалось бы, из-за такого «незначительного» дефекта. Наверное, в свое время родители девочки также считали, что недостаток произношения звука [р ]пройдет самостоятельно и не предприняли никаких мер к его устранению.

Многие дети дошкольного возраста не замечают и не стесняются ошибок в произношении. Они свободно общаются со сверстниками и взрослыми, в то же время довольно легко обнаруживают погрешности в произношении у своих товарищей. Это очень наглядно показано в рассказе В. Драгунского «Заколдованная буква». Пятилетняя Аленка, увидев на елке шишки, произнесла это слово, как «сыски». Мальчики стали смеяться над ней, указывая на то, что «девчонке 5 лет, скоро замуж выдавать! А она – «сыски». Однако девочка считала, что она правильно сказала это слово. Мальчик, который решил поправить ее, дал такой образец: «хыхки» вместо шишки, считая, что именно он произносит это слово верно, при этом девочка сразу заметила неточность его произношения. Второй мальчик был крайне удивлен, о чем они спорят, если оба произносят данное слово неправильно, «ведь это очень простое слово». Он считал, что его надо произносить не как «сыски» и не как «хыхки», а коротко и ясно: «фыфки».

Неправильное произношение звуков в собственной речи, действительно, часто остается незамеченным, тогда как чужие недочеты ребенок начинает подмечать уже на третьем году жизни.

Но среди дошкольников немало детей, которые знают недостатки своего произношения (некоторые из них даже указывают, какие звуки произносит неверно). Некоторые ребята болезненно относятся к своему дефекту и пытаются любыми способами улучшить произношение. Кое-кому это удается сделать, другим же в силу различных причин – нет. Иногда дети лишь приближают свое произношение к общепринятому и на этом останавливаются. А искаженно произносимые звуки, как правило, ими не подмечаются и самостоятельно не устраняются.

При поступлении в школу дети начинают довольно остро реагировать на свой дефект, а некоторые из них испытывают и трудности в овладении грамотой. Представьте себе ребенка, который читает в школе слово шапка как [сапка ], а слово рамыкак [ламы ]. Недостатки произношения ребенок затем переносит на письмо, т. е. пишет слова так, как их произносит. В итоге все это тормозит усвоение грамоты.

Изъяны произношения, не устраненные в дошкольный период, нередко остаются на всю жизнь и могут влиять на выбор профессии учителя, актера и других, для которых качество произношения звуков имеет важное значение.

Исправить неправильное произношение звуков в дошкольном возрасте значительно легче, чем в школьные годы. У ребенка-дошкольника еще недостаточно закреплены навыки ошибочного воспроизведения звуков и при отсутствии каких-либо серьезных отклонений в строении речевого аппарата устранить их не представляет особого труда. Иногда дошкольнику достаточно в игровой форме показать, как правильно произнести тот или иной звук, чтобы он смог сразу воспроизвести его верно. У школьника, чтобы исправить неверный звук, мало произнести его правильно, требуется еще затратить много времени и усилий, чтобы научить выговаривать трудные слова так, как это делают взрослые. Это связаностем, что ушкольников уже успевает выработаться привычка произносить тот или иной звук неправильно. В результате переучить их становится значительно труднее.

Анализ полученных данных

Вторая младшая группа № ______

Задание № 1

Начало года Конец года
детей % детей %
Не искажает простое слово
Искажает простое слово
Не искажает сложные слова
Искажает сложные слова

Задание № 2

Начало года Конец года
детей % детей %
1. Правильно закончили первые четыре предложения
2. Не поняли задания и не закончили:
- четыре предложения
- три предложения
- два предложения
- одно предложение
Начало года Конец года
детей % детей %
Правильно употребили:
три слова-названия детёнышей
два слова
одно слово

Задание № 3

Начало года Конец года
детей % детей %
1. Правильно поняли содержание картинки
2. Не поняли про что картинка
3. Попытались самостоятельно рассказать о том, что изображено на картинке. При этом составили рассказ:
- из 4-5 предложений
- из 2-3 предложений
- из 1 предложения
4. Рассказывали, отвечая только на вопросы

Диагностика детей второй младшей группы по развитию речи

Задание № 1

Используя картинку, воспитатель предлагает ребёнку: «Я буду произносить слова, которые мне нравятся, а ты повторяй их вслед за мной: шапка – жук – чайник – щётка – репа – рыба – лопата – сумка – пингвин – вертушка»

(Два последних слова дают представление о том, как ребёнок воспроизводит сложные слова со стечение согласных)

Задание № 2

Цель упражнений: проверить, как дети согласуют существительные с прилагательными и числительными (первые четыре предложения); как образуют существительные по аналогии (четыре последние фразы).

1. Воспитатель рассказывает, используя картинку, а ребёнок помогает ему, подсказывает нужное слово, заканчивает фразу.

«Мяу! – мяукнула мама-кошка, и к ней сразу же примчался один…? – котёнок (котёночек). За ним бегут остальные …? – котята (котятки).

Утка пересчитала своих…? – утят (утяток). Не досчиталась одного…? - утёнка (утёночка). Пошла искать его»

2. Закончи предложения: «У лисицы трое лисят. У волчицы четверо…? - волчат. У медведицы двое…? – медвежат. У барсучихи трое…? – барсучат».

Задание № 3. Что на картинке?

Воспитатель просит ребёнка рассказать, что он видит на картинке. Рекомендуем использовать цветные листы-вкладыши в книге: Гербова В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе. Сюжеты: «Дети кормят курицу и цыплят», «Едем в автобусе», «Играем с песком».

Анализ полученных данных

Фамилия, имя, возраст ребёнка ______

Задание № 1


Задание № 2

Задание № 3

Диагностика детей средней группы по развитию речи

Задание 1. Проверить все ли дети правильно произносят звуки с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р, л (по любой известной методике)

Задание 2. Проверить слышит ли ребёнок звук в слове (на примере звука р )

Методика обследования

Воспитатель просит ребёнка сделать хлопок в ладоши, если в слове, которое он произнесёт, есть звук р. «Давай потренируемся. Рак. Есть в этом слове р ? Значит надо сделать хлопок, вот так. Паук. Есть в слове паук звук р ? Значит, и хлопка не будет. Теперь работай без моей подсказки: лук … репка … рыба … молоко … ромашка … фиалка … берёза … липа … розовый … белый ».

Задание 3.

Воспитатель просит ребёнка вслушаться в слова, которые он будет произносить: «Любит шалить – шалунья, любит петь – певунья». Предлагает ребёнку договорить слово: любит шалить …? – шалунья, любит петь …? – певунья, любит ворчать? …, любит плясать …? …, любит драться …? …

А любит спать …?

Задание 4.

Воспитатель показывает ребёнку картинку (Например, см.: Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе д\с. – М.: Просвещение, 1983. - Приложение. Лист 2)

«Видишь собаку? – начинает разговор воспитатель. – Она большая? (В этом случае и далее просит ребёнка повторять вслед за ним слово, характеризующее собаку.) Красивая? – Красивая. Добрая? – Добрая. Сильная? – Сильная. Умная? – Умная. Нежная, заботливая? – Нежная, заботливая. Белая с коричневыми пятнами? – Белая с коричневыми пятнами.

А щеночков видишь? они очень хотят, чтобы именно ты и без моих подсказок рассказала этим малюткам, какие они.

Итак, щеночки какие?»

Задание 5.

«Я слышала от твоих друзей, - начинает разговор воспитатель, - что у тебя есть любимое стихотворение и ты его прекрасно читаешь. Это правда или нет? Если любимое стихотворение есть, попросить ребёнка прочесть его.

Анализ результатов.

Фамилия, имя ребёнка ______

Задание 1.

Звуки, которые ребёнок не произносит ______

Задание 2.

Задание 3.

Задание 4.

Задание 5.

Анализ результатов

Задание 2.

Задание 3.

Начало года Конец года
детей % детей %
Количество правильных ответов при норме 5
Количество неправильных ответов
Назвал ли ребёнок слово, характеризующее особу женского рода – любительницу поспать:
если Да, то как назвал
Нет

Задание 5.

Диагностика детей старшей группы по развитию речи

1. Звуковая культура речи

a) Имеются ли у ребёнка дефекты речи. Какие?

b) Попросите ребёнка назвать любые слова со звуком с.

«Я например, вспомнила сейчас, - говорит воспитатель, вот какие слова: сосна… осина … посеял … . Теперь твоя очередь. Продолжай!»

c) Предложите поиграть. Дайте лист бумаги с решёткой для определения позиции звука в слове и фишку. Объясните правила игры: «Повтори за мной слово река. Слышишь звук р в этом слове? Он слышится в начале слова или в середине его? Поставь фишку в первое оконце, так как в слове река звук р стоит в начале слова. Послушайте другое слово - носороги. Где слышится звук р ? Поставь фишку во второе оконце. Давай вместе произнесём слово пожар . И я ставлю фишку в третье оконце. Я права или не права? Теперь работай самостоятельно. Я буду называть слово, ты проговори его вслед за мной и поставь фишку в нужное оконце: рак … сирень … сыр».

2. Понимание речи и активный словарь

a) Педагог рассказывает: «У маленького щеночка сильно болит ушко. Он скулит. Нуждается в твоём сочувствии. Что скажешь ему? Начни так: «Ты мой…»

b) Предложите детям рассмотреть картинку (приложение к кн. Гербовой В. Занятия по развитию речи в старшей группе д\с. Таблица 7). Спросите, что произошло с цыплятами. Попросите придумать название к рассказу.

Попросите повнимательнее рассмотреть курицу, увидевшую не жёлтеньких, а чёрных и чумазых цыплят. Опишите её состояние. Она… .

3. Художественная литература

a) Попросите ребёнка прочесть любимое стихотворение

b) Предложите назвать сказки, которые ребёнок готов слушать не один раз. Если он не сможет вспомнить название сказки, пусть начнёт рассказывать её, а вы подскажите название.

c) Попросите вспомнить писателей, книги которых читали в детском саду и дома; художников, сделавших прекрасные рисунки к детским книжкам.

Анализ полученных данных

Фамилия, имя ребёнка ______

Задание 1

Задание 2.

Задание 3.

Пояснительная записка

Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.

Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты, воспитатели, родители. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 минут). Для проверки речевого развития детей младшего возраста необходимо использовать наглядность (предметы, картинки, различные игрушки). Все ответы ребенка заносятся в протокол (дословно). Форма протокола прилагается.

Вопросы в протоколе идут в логической последовательности, этим вызвана иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). 3 балла ставится за точный, правильный ответ, данный ребенком самостоятельно (см. ход обследования, ответ № 1); 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (ответ № 2); 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (ответ№3).

В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3 балла – это высокий уровень; если больше половины – 2 балла – это средний уровень; если больше половины оценок 1 балл – это низкий уровень. (Либо: средний балл 2,6 – высокий уровень, от 1,6 до 2,5 – средний уровень; 1,5 и ниже- низкий уровень)

При необходимости возможна оценка речевого развития ребенка по каждому разделу в отдельности. Такая диагностика позволяет выявлять наиболее «проблемные» направления в развитии речи дошкольников.

Задачи речевого обследования детей средней группы

Словарь. Выявить умения:

    Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;

    Понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда );

    Подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;

4.Сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.

Грамматика. Выявить умения:

1.Соотносить названия животных и их детенышей (лиса – лисенок; корова - теленок );

2.Употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши );

3.Правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик );

4.Составлять предложения разных типов.

Фонетика. Выявить умения:

1.Правильно произносить звуки родного языка;

2.Находить слова, сходные и различные по звучанию;

3.Правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.

Связная речь.

1.Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;

2.Составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;

3.Выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;

4.Выявить умение пользоваться разнообразными формами речи.

Материал для обследования

1.Кукла, которая может сидеть, стоять, поднять руку, идти.

2.Картинки:

Собака со щенятами;

Посуда (чашки, стаканы, нож, вилка, блюдо, тарелка, сковорода, хлебница, масленка, сахарница, солонка) ;

Санки, шишка, лыжи, юбка, корова, вагон, мак, хлеб, зима, осень, солнце, чайник, щётка, малина.

Ход обследования

1 Серия заданий. Кукла .

Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.

1.Скажи, что такое кукла?

1) Ребенок дает определение (кукла – это игрушка, с куклой играют );

2)называет отдельные признаки (кукла красивая ) и действия (она стоит );

3)не выполняет задание, повторяет слово кукла.

2.Какая на кукле одежда?

1)Ребенок называет более четырех слов;

2)называет более двух вещей;

3)показывает не называя.

3. Дай кукле задание, чтобы она побегала, помахала рукой.

1)Ребенок употребляет правильные формы: Катя, побегай, пожалуйста (помаши рукой) ;

2)говорит только глаголы – побегай, помаши ;

3)употребляет неправильные формы.

4. К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?

1) Ребенок называет обобщающее слово (посуда, угощение );

2)перечисляет отдельные предметы;

3)называет один предмет.

5.Какую посуду ты знаешь?

1)Ребенок называет более четырех предметов;

2)называет два предмета;

3)называет один предмет.

6.Куда кладут хлеб (в хлебницу ), сахар (в сахарницу ),масло(в масленку ), соль (в солонку )?

1)Правильно отвечает на все вопросы;

2)ответил на три вопроса;

3)выполнил только одно задание.

7.Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?» (показать картинку с разной посудой).

1)Называет по цвету (или форме или величине);

2)перечисляет отдельные признаки (эта чашка зеленая, эта – красная, эта - высокая );

3)называет одно отличие.

8.Назови, что это? Стеклянный, прозрачный – это стакан или ваза? Металлическая, блестящая – это вилка или нож? Глиняное, расписное – это тарелка или блюдо?

1)Выполняет все задания;

2)выполняет два задания;

3)выполняет одно задание.

9. Подскажи (подбери) слово. Одна тарелка глубокая, а другая… (мелкая ); один стакан высокий, а другой…(низкий ); эта чашка полная, а эта…(пустая ).

1)Правильно подобрал все слова;

2)выполнил два задания;

3)выполнил одно задание.

10.У чашки есть ручка. Какие еще ручки ты знаешь?

1)Называет ручку у трех – четырех предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика);

2)называет две ручки (у кастрюли, сковородки.);

3)показывает руку у чашки.

2.Картина «Собака со щенятами»

1.Воспитатель спрашивает: «Ты видел собаку? Кто такая собака? Какая она?»

1)Ребенок обобщает: «Собака – это животное. Собака лает. Она пушистая. »;

2)называет: «Это собака. Она черная »;

3)повторяет за взрослым одно слово.

2.Как зовут детеныша собаки? Как назвать его ласково? Собака бегает быстро, а щеночек…(медленно ); собака лает громко, а ее детеныш…(тихо ).

1)Ребенок называет детеныша, заканчивает предложения;

2)называет детеныша словом собачонок ;

3)говорит одно слово.

3.Что умеет делать собака? (лаять, бегать, грызть косточку ). Если собака увидит кошку, она…(залает, побежит за ней ).

1)Ребенок называет 3 -4 действия;

2)называет два действия;

3)говорит одно слово.

4. Сравни собаку и щенка, найди, чем похожи и чем отличаются. Загадки «большая, лохматая – это собака или щенок?», «Маленький, пушистый – это щенок или собака?»

1)Ребенок отвечает на все вопросы;

2)выполняет только одно задание;

3)называет одно – два слова.

3.ЗКР

1.Проверка звукопроизношения. Отмечаются те звуки, которые ребенок не произносит.

1)Ребенок произносит все звуки;

2) не произносит только сложные звуки – сонорные или шипящие;

3)не произносит свистящие.

1) Ребенок произносит текст отчетливо;

2)нечетко произносит фразу, недостаточно регулирует силу голоса;

3)имеет серьезные недостатки в произнесении текст.

Примечание: полное обследование по ЗКР проводится по отдельной методике.

4.Развитие связной речи .

Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составлять описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.

1.Опиши куклу. Расскажи какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

1)Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла. Она красивая. Ее зовут Катя. С Катей можно играть;

2) рассказывает по вопросам педагога;

3)называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

2. Опиши собаку, какая она, или придумай рассказ про нее.

1) Ребенок составляет описание (рассказ);

2)перечисляет качества и действия;

3)называет два-три слова.

3. Ребенку предлагают составить рассказ на одну из предложены тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».

1)Составляет рассказ самостоятельно;

2)рассказывает с помощью взрослого;

3)отвечает на вопросы односложно.

4.Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки и предлагает пересказать.

1)Ребенок пересказывает самостоятельно;

2)пересказывает с помощью взрослого;

3)говорит отдельные слова.

Протокол обследования речи детей средней группы

    Словарь и грамматика.

    Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.

    К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?

    Какую посуду ты знаешь?

    Куда кладут хлеб, сахар, масло, соль?

    Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?».

    Назови, что это? Стеклянный, прозрачный – это стакан или ваза? Металлическая, блестящая – это вилка или нож? Глиняное, расписное – это блюдо или тарелка?

    Подбери слово. Одна тарелка глубокая, а другая …(мелкая ); один стакан высокий, а другой …(низкий ); эта чашка полная, а эта … (пустая)

    У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?

    II .

    Картина «Собака со щенятами »

    Кто такая собака? Какая она?

    Как зовут детенышей собаки? Как их назвать ласково? Собака бегает быстро, а щеночки …. Собака лает громко, а ее детеныши …

    Что умеет делать собака?

    Сравни собаку и щенка, найди, чем они похожи и чем отличаются.

  1. Звуковая культура речи.

Скажи чистоговорку: «Са-са-са прилетела к нам оса» быстро, медленно, громко, тихо

    Связная речь.

Опиши собаку. Расскажи, какая она, или придумай про нее рассказ

Составь рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».

Педагог читает сказку или рассказ и предлагает пересказать.

Сводная таблица результатов обследования речевого развития

детей средней группы

Выводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

47. Принципы отбора литературных произведений и программа чтения в разных возрастных группах.

При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме – предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.

Разработано несколько критериев:

1. идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

2. высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

5. конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.

1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.

3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.

Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями.

В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение.

контрольная работа

1. Методика обследования звуковой стороны речи у детей

Общие принципы обследования речи детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов и понятий. Однако, его артикуляционные возможности еще несовершенны, фонематический слух развивается постепенно, поэтому нормированное произношение сложных звуков еще долго будет оставаться недоступным ребенку. Как правило, даже на первой стадии нормального развития детской речи она хорошо понятна только близким родственникам ребенка. Общение же с чужими людьми часто вызывает у него серьезные трудности.

Следует отметить, что при обследовании речи ребенка, надо предлагать ему такие задания, которые помогут собрать необходимую информацию не только о развитии произносительной стороны его речи, но и составить адекватное представление о сформированности его словаря, стадии развития фразовой речи, особенностях усвоениях основных ее частей и специфике использования некоторых грамматических форм.

Обязательно надо учитывать влияние на развитие детской речи "инпута" (обращенной к ребенку речи близкого взрослого), который сначала играет ведущую роль в формировании начального детского лексикона, а затем оказывает существенное влияние на последующее усвоение нормированного произношения, основных лексических закономерностей и грамматических правил родного языка.

Для обследования речи лучше иметь отдельные файлы с вложенными в них картинками. Можно достаточно широко варьировать картинный материал, предлагаемый ребенку при обследовании, включая в него дополнительные задания по другим звукам. Длительность диагностического занятия сугубо индивидуальна, зависит от возраста ребенка и его психофизического состояния, личностных особенностей, поведения в ситуации обследования. Оптимальная длительность диагностического занятия с ребенком раннего возраста - 10-15 минут. Мы рекомендуется превышать это время, даже если кажется, что ребенок очень заинтересовался выполнением задания и не испытывает усталости после предъявления целой серии картинок.

При назывании картинок во время проверки звукопроизношения надо учитывать: состояние словарного запаса ребенка, наличие перестановок слогов и/или отдельных звуков, усечений окончаний слов и характер трудностей формирования слоговой структуры многосложных слов.

Особо следует остановиться на изучении слоговой структуры слова как одной из важных характеристик произносительной стороны речи. При обследовании слоговой структуры слова необходимо выявить умение ребенка правильно произносить не только звуки в слове, но и их количество и последовательность. Традиционно считается, что в раннем возрасте слоговая структура слова только формируется.

Таким образом, обследование звуковой стороны речи предполагает тщательное выявление:

1) Типы нарушения произношения.

2) Уровня фонематического восприятия.

3) Уровня сформированности языкового анализа и синтеза.

Обследование у дошкольников звуковой стороны речи.

Прежде чем начать обследование звуковой стороны речи у дошкольников (звукопроизношение), необходимо рассмотреть ее специфику:

1) Следует разграничить патологические нарушения от физиологических трудностей, связанных с возрастными особенностями формирования звуковой системы русского языка.

2) При обследовании речи ребенка раннего возраста огромное значение приобретает создание адекватной возрасту мотивации к выполнению заданий.

нарушение речь произношение ребенок

Таким образом, современный дидактический материал для обследования речи у дошкольников, должен соответствовать целому ряду методических требований:

1) Обследование произношения необходимо проводить с учетом закономерностей становления и развития произносительной стороны речи в раннем возрасте и обязательно включать задания на произнесение гласных и согласных звуков, артикуляция которых отрабатывается на этапе раннего онтогенеза.

2) Ключевую роль для достижения успеха при обследовании произношения ребенка раннего возраста играют иллюстративность предлагаемого материала (красочность изображения, крупный размер, отсутствие избыточных деталей) и его доступность. Сюжетные картинки гораздо интереснее детям, они с радостью узнают изображение и "находят" нужное слово.

3) Существенное место занимает поиск эффективных методических приемов, например прием завершения предложения за взрослым.

4) Для записи полученных в ходе логопедического обследования данных целесообразно использовать не только традиционную русскую фонетическую транскрипцию, но и символическую запись, принятую Международной фонетической ассоциацией, так как это позволит представлять материал в стандартизированной для научного сообщества форме.

Для выявления особенностей звукопроизношения детей можно использовать широко известную, стандартную методику. Важно проверить, как дети произносят звуки не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяются наборы предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференцируемых звука (з-с, ж-ш, б-п, г-к, л-р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка-миска, лак-рак). При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания.

В возрасте до пяти лет, причиной неправильного произношения (при отсутствии органических нарушений) является недостаточное развитие речевого аппарата. Недостаточно развиты центры, управляющим речевспринемающим и речедвигательным аппаратами, речевой слух и дыхательная система, несовершенен артикуляционный аппарат. Так же, следует отметить возрастные и функциональные несовершенства речи детей. После пяти лет недостатки звукопроизношения объясняются педагогической запущенностью детей, и отсутствуем надлежащего воспитания.

Традиционно обследование звукопроизношения осуществляется двумя способами называния звука:

1) В изолированном произнесении.

2) В составе слова в различных позициях (в начале слова, в середине, в конце слова и в стечениях согласных).

При отборе слов для проведения диагностики в составе слова, следует обратить особое внимание на доступность слова пониманию детей, позицию стечения согласных/гласных в слове (позиция в начале, середине и конце слова) и состояние словарного запаса ребенка.

Так, например, слова можно сгруппировать в последовательности:

1) Гласные звуки: [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

2) Согласные звуки:

губно-губные взрывные [п], [б],

переднеязычные взрывные [т], [д],

заднеязычные взрывные [к], [г],

губно-зубные фрикативные [ф], [в],

переднеязычные фрикативные [с], [з], [ш], [ж], [щ];

заднеязычные фрикативные [х],

аффрикаты [ц], [ч];

сонорные носовые [м], [н],

сонорные ротовые [л], [р], [р].

Таким образом, выявляется умение ребенка правильно произносить не только звуки в слове, но и их количество и последовательность, построение предложений, правильное употребления простых предлогов, согласование членов предложения в роде, числе и падеже.

Обследование в составе слова дает общую картину об ошибках речи. Для детальной диагностики фонетических ошибок используется обследование в изолированном произношении.

1) При повторении одного слова выявляются ошибки звуко-слоговой структуры слова. Так, например, выявляется нарушение сочетания гласных:

Зря - сря, дождь - дощь, мишка - миска.

2) В случае выявления звуко-слоговых ошибок, используется изолированное проговаривание звука:

Кукла плачет: а-а-а.

Поезд гудит: у-у-у.

Собачка рычит: р-р-р.

Заблудились в лесу: ау.

3) Таким образом, выявляются ошибки артикуляционной моторики:

1) Наличие или отсутствие движений.

2) Тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение).

3) Объем движений (полный, неполный).

4) Способность к переключению от одного движения к другому.

5) Замены движений.

6) Добавочные и лишние движения (синкинезия).

7) Наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.

Особо следует остановиться на изучении слоговой структуры слова как одной из важных характеристик произносительной стороны речи. При обследовании слоговой структуры слова необходимо выявить умение ребенка правильно произносить не только звуки в слове, но и их количество и последовательность.

Результаты обследования речи заносятся в таблицу, где знаком (+) отмечается правильное произношение, умение дифференцировать звуки, регулировать темп речи и дыхания; знаком (-) - пропуск звуков, отсутствие их дифференциации, нарушения в регулировании темпа речи. При замене звуков в соответствующей клетке указывается звук-заместитель.

Классификация картинок.

I класс - двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов (картинки: нога, рука, муха).

II класс - трехсложные слова, состоящие из открытых слогов (картинки: волосы, корова, машина).

III класс - односложные слова, состоящие из закрытого слога (картинки: кот, нос, дом).

IV класс - двусложные слова, состоящие из одного открытого слога и одного закрытого (картинки: филин, кефир, жираф).

V класс - двусложные слова со стечением согласных в середине слова (картинки: масло, листья, коньки).

VI класс - двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (картинки: дельфин, кактус, кровать).

VII класс - трехсложные слова с закрытым слогом (картинки: самолет, пирожок, чемодан).

VIII класс - трехсложные слова со стечением согласных (картинки: облако, иголка, подушка).

IX класс - трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (картинки: автобус, карандаш, виноград).

X класс - трехсложные слова с двумя стечениями согласных (картинки: игрушки, кисточка, морковка).

XI класс - односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (картинки: джип, стол, ключ).

XII класс - двусложные слова с двумя стечениями согласных (картинки: птичка, спичка, гвозди).

XIII класс - четырехсложные слова из открытых слогов (картинки: пуговица, черепаха, гусеница).

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного произношения у детей

№ п/п фамилия имя ребёнка Анализ элементарных компонентов движений Выявление синкинезии Отпико - кинестетичская организация движения Динамическая организация двигательного...

Выявление несовершенства звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим нарушением речи

Некоторые приемы проверки состояния звукопроизношения. предложенные М.Ф.Фомичевой, Т.В.Вологовец, Е.Н.Кутеповой. }