Подвиг во имя нашей родины. Из материалов исследователя А.Ф. Гордеева «Подвиг во имя жизни Мемориальный комплекс « Героям Сталинградской битвы»

ученики 10- м класса Демеш Антонина и Бунькова Анастасия, руководитель проекта Шлендова М.А.

В реферате описаны события трагического перехода советских кораблей из Таллинна в Кронштадт в конце августа 1941 года. О мужестве моряков за живучесть кораблей, о взаимовыручке и самоотверженности, стойкости и героизме во спасении человеческих жизней.. Память о героях Великой Отечественной войны вечна, не сотрется и не затеряется до тех пор, пока люди будут помнить о беспримерном мужестве и героизме всего советского народа, вставшего на борьбу с фашистами. Именно эту тему «Подвиг во имя жизни» хотелось бы раскрыть в данной работе. Рассказать о замечательной команде транспорта «Казахстан» и его легендарной борьбе за живучесть корабля во спасение тысяч жизней советских людей, рассказать о подвиге, который совершила не только команда этого судна, но и весь народ огромной советской страны. Это поистине самопожертвование советских моряков ради жизни.

III. Таллиннский переход.

Перед началом Великой Отечественной Войны в Таллинне – главной базе Балтийского флота находилось более 200 боевых кораблей, катеров и транспортов. В августе 1941 года Гитлер отдает приказ: «захватить советские корабли любой ценой». Государственный комитет обороны СССР приказывает: «не допустить уничтожения советских кораблей начав их вывод из Таллинна незамедлительно». Движение судов началось 28-29 августа в спешке, под обстрелом противника с суши, моря и воздуха (рис 3). Десятки кораблей пришлось уничтожить в порту.

Всего до Кронштадта добрались 112 кораблей, 23 транспорта и вспомогательных судна. Погибли 15 кораблей (5 эсминцев, 2 подлодки, 2 сторожевых корабля, 3 тральщика, канонерская лодка, сторожевой катер и торпедный), 51 транспорт и вспомогательные суда. Людские потери посчитать гораздо сложнее. Официальная цифра - более 20 тысяч человек, но это количество, которое подлежало учёту - военнообязанные. А какое число гражданских лиц эвакуировалось из Таллинна - неизвестно, так как эвакуация осуществлялась стихийно. Из примерно 42 тысяч участников эвакуации достигло Кронштадта (в том числе вплавь) - около 18 тысяч человек. В реферате использованы воспоминания очевидцев событий: матроса Огарковой Г.В., Абрамичева П.Г., бывшего командира роты управления зенитного полка Г.А.Потёмина, кадрового офицера царской армии, потомка династии боевых командиров Российской империи. Житель Кронштадта, Потёмин выпускник 425 школы. Это он организовал все работы за живучесть бывшего лесовоза, превращённого в боевой корабль, на борту которого волею случая оказалось более 5000 человек. Сколько же судеб сплелось в едином порыве борьбы за живучесть. Корабль «Казахстан» – обычное торговое судно, бывший лесовоз.При выходе из Таллинна он принял на борт около пяти тысяч военнослужащих и гражданских лиц. На долю этого старенького судна с его экипажем выпали страшные испытания: вышло из строя управление, судно отстало от каравана, бомба повредила левый борт, а затем начался пожар, и вышла из строя рация. Фашистские самолёты с воздуха наносили серьёзный урон кораблям, а в море моряков поджидала опасность подрыва на фашистских минах. Не смотря на малую скорость, серьёзные повреждения судна"Казахстан" дошёл до Кронштадта.

Рассказ Н.Г. Михайловского
Теперь легенда о «Казахстане» предстает перед нами во всей своей красе, нужен лишь еще один маленький штрих, чтобы довести ее до конца. Все герои, которые довели избитый «Казахстан» до Кронштадта были впоследствии награждены орденами и отмечены в приказе Верховного Главнокомандующего №303 как «группа смельчаков, беззаветно преданных Родине».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение .

Моряки, подводники, пехотинцы, артиллеристы, морская пехота и летчики, которые выросли в Кронштадте, внесли свой неоценимый вклад в Великую победу. Память о героях Великой Отечественной Войны не сотрется и не затеряется до тех пор, пока люди будут помнить о беспримерном мужестве и героизме всего советского народа, вставшего на борьбу с фашистами. Именно эту тему «Подвиг во имя жизни» хотелось бы раскрыть в данной работе. Мы решили рассказать о замечательной команде транспорта «Казахстан» и его легендарной борьбе за живучесть корабля во спасение тысяч жизней советских людей, рассказать о подвиге, который совершила не только команда этого судна, но и весь народ огромной советской страны. Это поистине самопожертвование советских моряков ради жизни.

II. Народный подвиг во имя жизни

Вторая мировая война, без сомнения, была самой масштабной и разрушительной в истории человечества. В нашей стране было полностью разрушено 1710 городов и поселков, разграблено 1670 церквей и 427 музеев, более 25 миллионов человек лишились крыши над головой, был нанесен огромный экологический ущерб. Общие экономические потери СССР, примерно в 20 раз превышали национальный доход страны за 1940 год. Среди этого дикого хаоса люди гибли не сотнями, не тысячами, они гибли миллионами. Бомбежки, ужасы концлагерей, вечно терзающий голод и страх преследовали повсюду. Война была везде, но это не сломило непобедимую силу русского духа. На борьбу поднялись все – от мала до велика, поднялись на подвиг во имя жизни. Уже 65 лет мы празднуем нашу Победу в Великой Отечественной войне, воспеваем стойкость и мужество защитников нашей Родины, оплакиваем павших героев и чтим великий подвиг всего советского народа. 27 миллионов человеческих жизней – это невосполнимая потеря. Но страшно подумать, сколько еще могло бы погибнуть, если бы не самоотверженность и отвага героев войны. Спасая людей, они делали поистине невозможное, боролись до победного конца, жертвуя своими жизнями.

III. Таллиннский переход.

Перед началом Великой Отечественной Войны в Таллинне – главной базе Балтийского флота находилось более 200 боевых кораблей, катеров и транспортов. В августе 1941 года Гитлер отдает приказ: «захватить советские корабли любой ценой». Государственный комитет обороны СССР приказывает: «не допустить уничтожения советских кораблей начав их вывод из Таллинна незамедлительно». Движение судов началось 28-29 августа в спешке, под обстрелом противника с суши, моря и воздуха (рис 3). Десятки кораблей пришлось уничтожить в порту.

Всего до Кронштадта добрались 112 кораблей, 23 транспорта и вспомогательных судна. Погибли 15 кораблей (5 эсминцев, 2 подлодки, 2 сторожевых корабля, 3 тральщика, канонерская лодка, сторожевой катер и торпедный), 51 транспорт и вспомогательные суда. Людские потери посчитать гораздо сложнее. Официальная цифра - более 20 тысяч человек, но это количество, которое подлежало учёту - военнообязанные. А какое число гражданских лиц эвакуировалось из Таллинна - неизвестно, так как эвакуация осуществлялась стихийно. Из примерно 42 тысяч участников эвакуации достигло Кронштадта (в том числе вплавь) - около 18 тысяч человек.

IV. Вспоминают очевидцы.

Рассказ Огарковой Галины Васильевны – участницы Таллиннского перехода.

«Мне было всего 20 лет. До сих пор помню, как на нас пикировали самолеты, стонали раненые, горели и тонули корабли. Мне приходилось оказывать помощь морякам, набивать пулеметные ленты патронами, затем бежать на палубу отдавать их пулеметчикам. Я сама стала к зенитному пулемету, отбивая атаки фашистских самолетов. Наш корабль получил повреждение, и взрывной волной меня выбросило за борт. Плавала я хорошо, но держаться в холодной воде было тяжело. На помощь пришло учебное судно «Ленсовет», которое подобрало меня и уцелевших моряков. А сколько их погибло в водах седой Балтики!».* Таллиннский переход - это пример отчаянного мужества моряков, медиков и простых граждан. Сколько же судеб сплелось в едином порыве борьбы за живучесть.

«Казахстан» – обычное торговое судно, бывший лесовоз.

При выходе из Таллинна он принял на борт около пяти тысяч военнослужащих и гражданских лиц. На долю этого старенького судна с его экипажем выпали страшные испытания: вышло из строя управление, судно отстало от каравана, бомба повредила левый борт, а затем начался пожар, и вышла из строя рация. Фашистские «юнкерсы» по одному заходили в пике, стараясь добить раненый «Казахстан». На старенький пароход было сброшено 164 бомбы.

Но судно не только выжило, но и благополучно доставило в Кронштадт своим ходом более 4 000 пассажиров (раненых, женщин, детей). Легендарная жизнеспособность старенького лесовоза и его сила сопротивления стали примером настоящего подвига во имя жизни.

_____________________________________________________________

* Шлендова М.А. « Они родились в Кронштадте », МКС, СПБ, 2004, стр. 121- 122 2) Рассказ Петра Георгиевича Абрамичева

Из воспоминаний Петра Георгиевича Абрамичева, бывшего командира роты управления зенитного полка:

«Мы поднимались на палубу «Казахстана» усталые, измотанные многодневными боями под Таллинном. Мы уже знали не только, что такое контратака, но и что такое рукопашная схватка.

«Казахстан» застопорил ход на траверзе острова Нарген. У зенитных орудий, установленных на борту, дежурили лейтенанты Ручкин, Давыдов и старшина Тухмаров, они в последние дни боев у стен Таллинна вели огонь прямой наводкой. Мы взяли курс на Кронштадт. Впереди нас небольшой транспорт напоролся на мину, блеснула шапка огня, словно вспыхнула спичка, и транспорт, переломившись надвое, быстро стал погружаться. Катера, следовавшие с нами, подбирали немногих оставшихся на воде.

Решили организовать группу наблюдения за минами. Минами море кишело. Я возглавил группу наблюдателей по левому борту. До 4 часов утра мы стояли на минной вахте. До боли в глазах всматривались в воду за бортом. Под утро старшина Якимов уговорил меня прилечь на часок.

Я проснулся от неистового шума и гама. Метались люди, палуба дрожала. «Тонем! – хрипел чей-то голос. – Давай за борт!». Вокруг стоял жуткий гвалт, кто-то кидался за борт, немецкие самолеты, урча, снова и снова шли в атаку на нас. На палубу выскочил Алексей Аврашов, он служил в штабе флота шофером. «Отставить! – скомандовал он. – Буду стрелять в каждого, поддавшегося панике. Отойти от борта!».

Нижняя часть мостика и штурманская рубка были охвачены огнем, а наверху, на площадке мостика стоял Аврашов, властно приказывая: «Прекратить панику под страхом расстрела. Начать тушение пожара!». Ко мне подбежал Якименко: «Товарищ лейтенант, мы здесь! Вот ведра и веревки».

Кто-то притащил охапку брезентовых ведер, кто-то пристроил шкерт к ведрам и опустил ведра за борт. Пустили в дело даже каски. Закипела работа. Образовался живой конвейер, из рук в руки передавали воду. Четыре часа боролись с огнем, и, в конце концов, потушили пожар. Но «Казахстан» стоял на месте, объятый паром, поднимавшимся от раскаленного металла.

В небе появилась девятка Ю-88, они по одному заходят в пике и стараются добить раненый «Казахстан». Многим, и даже мне, в то время казалось, что спасение - на воде. Возникало большое искушение при очередном заходе «юнкерсов» прыгнуть в воду. Неподалеку от борта я увидел небольшой плотик без людей, который с корабля казался таким безопасным. Но я был не один. Со мной были бойцы. Я не мог обнажить перед ними свою слабость, как и не мог ничего сделать для их спасения. «Лежать!» - скомандовал я. Мы легли и вжались в доски, как будто они были способны нас защитить. И они защищали. Ни одного попадания за этот казавшийся таким долгим налет. Видимо, фашистские летчики, бомбили с опережением, тогда как транспорт застопорил ход и стоял на месте.

Кто-то предложил зажечь на палубе ненужное барахло, пустить дым и ввести гитлеровцев в заблуждение, создав видимость пожара. Кроме того, дымом маскировалось истинное нахождение транспорта (рис. 9).

Где-то нашли дымовые шашки. Дымили несколько часов, и пролетающие самолеты нас не трогали. Но вот дым рассеялся, и мы снова оказались на виду…

Было принято решение из досок трюмных настилов делать плоты грузоподъемностью на 40-50 человек и на них переправлять людей на видневшийся вдалеке островок Вайндло, который находился от нас примерно в десяти милях.

Он казался таким близким – стоит броситься в воду, и через полчаса ты спасен. Но холодная вода сковывала тело, плыть было трудно, и очень немногим удавалось достичь острова.

В носовой части командовал наш командир полка майор Рыженко. Я был его помощником. На корме – командир в чине полковника, но кто он, я так и не узнал».

3) Георгий Андреевич Потемин

Хочется добавить, что мы можем гордиться тем самым человеком, который командовал на корме «Казахстана». Это житель нашего города Георгий Андреевич Потемин – кадровый офицер царской армии, потомок династии боевых командиров Российской империи, выпускник Кронштадтского Реального училища (ныне 425 школа). После Октябрьской революции Георгий Андреевич служил в Красной Армии и был активным участником событий, решивших судьбу России. В январе 1941 года он стал одним из руководителей укрепления береговой обороны на территории Эстонии, а в августе этого же года – участником боев под Таллинном. Покидал Таллинн Георгий Андреевич вместе с последними его защитниками на «Казахстане».

Когда начался пожар, охвативший среднюю часть судна, и команда разделилась, Потемин оказался на корме. Во главе с полковником тут же был организован военный совет. Под его руководством бойцы тушили пожар и ремонтировали судно. Когда дымящийся и разбомбленный «Казахстан» подошел к островку Вайндло, А.Г. Потемина единогласно назначили комендантом острова. Здесь Георгий Андреевич распределил бойцов по секторам и организовал оборону. За героическое сопротивление противнику, спасение судна и людей, полковник Потемин был удостоен высших правительственных наград. В самые трудные месяцы до прорыва блокады в 1943 году А.Г.Потемин находился на Ленинградском фронте, был начальником штаба Невского укрепленного сектора КБФ * . Закончил войну Георгий Андреевич в звании генерал майора.

________________________________________________________________

* Шлендова М.А. «Они родились в Кронштадте» , МКС, СПБ, 2004, стр. 124-125

Теперь стоит вернуться к воспоминаниям Петра Абрамичева и проследить за дальнейшим развитием событий на «Казахстане»:

«Мы вытаскивали из трюмов длинные толстые доски. У моих бойцов оказался с собой инструменты: кувалда, топоры и ломик. Кто-то пошутил: «Молодцы зенитчики! Запасливый народ». На спущенные плоты, которые устойчиво держались на воде, погрузили раненых. С островка Вайндло к «Казахстану» приблизился катер, чтобы принять плоты и буксировать их на остров.

Однако оказалось, что катеру не под силу буксировать два большущих плота с людьми. Пришлось отправить пока только один плот.

Но как медленно шел катер! Эдак нужны и не одни сутки для переброски всех людей с «Казахстана»! Было решено создать команду из пассажиров и попытаться оживить транспорт, заставить его двигаться.

Нашлись специалисты, среди них молодой, раненный в голову инженер-механик с боевого корабля. Он организовал что-то вроде инженерного совещания.

Всю ночь кипела работа. А в 5 часов утра помощник капитана Загорулько объявил в мегафон, что пары подняты, машина отремонтирована, «Казахстан» может идти своим ходом под ручным управлением.

Мы воспряли духом. Было решено: в 6.00 снимемся с якоря и идем к острову Вайндло.

Проходят томительные минуты ожидания. Якоря выбрать невозможно, брашпиль испорчен. Решили снять якорь - цепи со стопоров. Все это проделали добровольцы.

Судно тронулось и медленно пошло вперед к спасительной земле. На этой земле мы уже могли драться с врагом, и нас так просто голыми руками не возьмешь!

Этот островок вытянулся в длину на 250-300 метров. Ширина его и того меньше – 50-60 метров. Единственный военный объект на острове – маяк Стеншер. На вооружении у команды маяка была 37-миллиметровая автоматическая зенитная пушка, установленная для обороны маяка с воздуха. Сразу было объявлено, что комендантом острова является полковник Потемин. Началось формирование батальонов, рот, взводов и отделений. Мы занимали круговую оборону острова, на случай нападения противника.

«Казахстан» набирал скорость, когда сигнальщик младший сержант Козлов сообщил:

К нам навстречу с острова Вайндло идет катер.

Мы решили, что катер вышел встретить нас и поздравить с победой. Однако было заметно, что на катере чем-то обеспокоены. На ходовой рубке катера стоял матрос и быстро семафорил.

Курс ведет к опасности, впереди минное поле, - доложил Козлов, читая семафор с катера.

«Казахстан» шел прямо на минное поле, поставленное нашими кораблями. Мы могли погибнуть, если бы нам вовремя не просигнализировали. Спасибо катеру! Его команда не знала сна и усталости.

Около 400 человек она подобрала в море и доставила на остров. И теперь вышла в море, чтобы предупредить нас об опасности.

Мы уменьшили ход и осторожно двигались, обходя минное поле и маневрируя.

Из-за большой осадки и отлогого берега «Казахстан» не смог подойти вплотную к острову. В 50 метрах от берега он застопорил ход. Началась выгрузка.

Я был назначен командиром первого взвода второй роты первого батальона. Мы расположились в центральной части острова. Всего было пять батальонов на самом острове и резерв коменданта острова на «Казахстане».

Говорят, без сна тяжелее всего, но нас мучил голод. Ели мы в последний раз еще в Таллинне 26 августа и то на ходу. На остров же мы прибыли 29 августа. Начались поиски продуктов. Запасов продовольствия хватило только для раненых на сутки -двое, не больше. На «Казахстане», кроме двух мешков пшена, больше ничего не оказалось. В котлах небольшой бани, выстроенной для команды маяка, сварили кашу, ее выдавали по две столовые ложки на брата. Но и то было хорошо. Многих томила жажда, и у колодца, около маяка, неотступно толпились люди, и пили без конца солоноватую воду.

29 августа мы занялись организацией обороны: оборудованием окопов, укладкой камней. Бойцы чистили оружие. За сутки было два одиночных налета «юнкерсов». Они бомбили остров, но бомбы попадали в воду. Правда, один Ю-88 пытался обстрелять остров пушечным огнем, но сам попал под огонь нашей маленькой зенитки и поспешил убраться восвояси.

31 августа сигнальщик маяка (рис. 12) обнаружил дым, а затем и силуэты кораблей, приближавшихся к острову. Была объявлена тревога. Все заняли свои места. Сигнальщик никак не мог опознать корабли. Мы приготовились дать бой. Небольшой катерок вырвался вперед и открыл артиллерийский огонь, но его снаряды не достигли острова. Справа от нас раздался оглушительный взрыв. Это взорвалась мина. Катер стрелял не по острову, а по минам.

Это наши! Наши идут! – прокричал сигнальщик с маяка. Вслед за катером подошли к маленькому пирсу один за другим тральщики и приняли на борт защитников Таллинна. Часть людей корабли взять не могли. Пришлось им вернуться на «Казахстан» (рис. 13). Его сняли с мели, и, когда наступила темнота, поблагодарив маленький остров Вайндло, мы взяли курс на Кронштадт».

4) Воспоминания Алексея Григорьевича Аврашова.

Теперь, прочитав эту короткую зарисовку из воспоминаний Петра Абрамичева, мы можем представить себе, что же такое настоящее мужество и беспримерный героизм. Забыв о страхе, голоде и усталости команда «Казахстана» сумела сохранить самообладание и, более того, выработать четкий план действий. И все это делалось не ради себя, а ради тех 5000 тысяч пассажиров: раненых, женщин и детей.

После войны, жизнь развела пути героев, и многие из них больше никогда не встречались вновь. Но Петр Абрамичев сумел разыскать Алексея Григорьевича Аврашова, того самого человека, который сумел ликвидировать панику, когда на «Казахстане» вспыхнул пожар. Вспоминая былые годы, они заговорили о «Казахстане» и Алексей Григорьевич поделился своими воспоминаниями и впечатлениями о тех страшных днях на судне:

«Последние трое суток я не спал - в Таллинне были такие бои, что спать не приходилось. Когда приехал в Бекхеровскую гавань, погрузил свою машину на «Казахстан» и попросил у коменданта разрешения прилечь в его пустующей каюте. Проснулся от сильного взрыва где-то поблизости, вскочил с койки, хотел выскочить в коридор, но дверь заклинило, не открывается. Схватил стул и выбил большое оконное стекло - иллюминатор, выбрался на палубу в брюках и морской форменке, без головного убора. Первое, на что наткнулся на палубе, - это сброшенный кем-то кожаный реглан. Надел его и нащупал во внутреннем кармане пистолет. Вокруг стоял гвалт, немецкие самолеты снова и снова шли в атаку на нас, небо подсвечивало пожаром. Люди метались по палубе. Иные в отчаянии бросались за борт. На подходе к мостику я столкнулся с Загорулько, пытавшимся навести порядок. Человек он не военный и обращался к людям через мегафон слишком мягко и деликатно. Я крикнул Загорулько: «Следуй за мной!» Мы поднялись на шлюпочную палубу. Я схватил у Загорулько мегафон и выкрикнул команду: всем оставаться на местах! Помню, что пригрозил пистолетом и даже дал один или два предупредительных выстрела в воздух.

Подошел пожарный буксир, нам хотели помочь потушить огонь. Но буксир подошел справа, а пожар у нас полыхал в левой части. У них оказался очень короткий шланг. Наш лесовоз полыхал все сильнее. Надо было что-то предпринимать для тушения пожара.

Ведра есть? - спросил я у Загорулько.

Есть, товарищ генерал, - ответил он и послал за ведрами.

«Генерал так генерал», - подумал я и скомандовал построиться в цепь и приготовиться к тушению пожара. Паника стихала. Я встал среди тех, кто тушил пожар. На корабле образовали свой военный совет во главе с полковником Потеминым. Под его руководством мы тушили пожар, потом отремонтировали машину и своим ходом дошли до ближайшего островка Вайндло.

Помню, на «Казахстане» был писатель. Фамилию не знаю, и разве в горячке меня это интересовало?! Только это был настоящий мужик, видно, из военных, опытный командир. Он тоже усмирял паникующих, подбадривал всех, говорил, что о нас - попавших в беду - сообщено по радио командованию флотом и к нам уже идет помощь. А я-то знал, что радиорубку разбило в пух и прах.

Но народ поверил, и вы себе не представляете, как люди принялись тушить пожар - мол, продержаться час-другой надо».

Писатель, о котором упомянул Алексей Григорьевич – Александр Ильич Зонин. В его рассказе о пережитом на «Казахстане» содержатся еще кое-какие новые детали, без которых рассказ о переходе на «Казахстане» получился бы неполным. Александр Ильич вспоминает:

«Нашу штабную группу, с комдивом во главе, ведут в кают-компанию экипажа. Здесь я знакомлюсь с уполномоченным от Военного совета КБФ полковым комиссаром Лазученковым. Он растерян - все планы нарушены, мы уже должны были уйти, а продолжаем стоять, и попадаем в хвост последней колонны. По плану на «Казахстан» следовало принять не больше двух тысяч пассажиров, а приняли четыре. В трюмах оказались какие-то автомобили (Возможно, что речь в данном случае идет о первых советских радиолокаторах, которые находились на борту "Казахстана"). А самое главное - верхняя палуба забита людьми так, что нам не добраться к пожарным средствам. Очень стеснены зенитчики.

Ко мне подходит бывший старшина с эсминца «Ленин» - ему пора на вахту, и он предлагает мне койку в своей каюте.

Ложусь, но не могу спать. Сначала слышу, как, наконец, снимаемся. Якорь, громыхая цепью, уходит в клюз. Мы, кажется, единственное судно из крупных единиц, идущее в хвосте каравана. С нами только катера-охотники и старенькие парусно-моторные шхуны.

18.20 - разрывы бомб, и между их оглушающим грохотом, который вызывает крен корабля, сверху начинают лаять наши зенитки. Внезапно крен в обратную сторону, дверь распахивается, чувство такое, будто корабль уходит в воду. Страшный удар... Через коридор к кормовому трапу бегут толпы людей - у них общее выражение страха и безумия на лицах.

Первая реакция - бежать вместе со всеми, но почему-то не бегу и, взглянув в иллюминатор, вижу, как море возвращается в прежнюю плоскость. Видимо, корабль не тонет, крен уменьшился. Стараюсь одеться без торопливости.

Я поднялся на шлюпочную палубу. Отсюда многое было видно. Звено фашистских самолетов возвращалось. Зенитчики сосредоточенно ставили завесу. Они работали перед стеною дыма и огня, закрывающих мостик, трубу, мачту и всю остальную часть корабля до носа. Им помогали пассажиры, подтаскивая ящики со снарядами и пулеметными дисками. Но были и другие, те, кем овладела паника в момент попадания бомбы. Я уже знал, что бомба разметала людей на мостике, проникла в машинные недра, перебила электропривод, и корабль, не управляемый, он дрейфовал в море и все больше отставал от последней колонны кораблей, ушедших из Таллинна.

Стена огня сомкнулась и разделила корабль на две части, У самого форштевня и в малярке, находившейся под палубой, сам собой образовался коллектив, вожаками которого были батальонный комиссар Гош, зенитчик-майор Рыженко, капитан с забытой мною грузинской фамилией, тоже служивший потом в Кронштадтском гарнизоне, и хроменькая машинистка из штаба Сутырина. Благодаря зенитчикам, которыми командовал Рыженко, мы организовали оборону корабля. Когда голос его сел, я взял в руки мегафон и повторял отдаваемые шепотом команды. Мы ясно понимали, что для спасения корабля надо погасить пожар. В ход пошла любая посуда от ведер до касок. Выстроившись цепью, все, кто мог действовать, от солдат до женщин и ребят, заливали огонь водою.Рыженко прошептал, а я повторил в мегафон, что к нам идет помощь. Между тем помощь была лишь надеждой, а на деле на наш старенький пароход уже было сброшено, по нашим подсчетам, 164 бомбы. Радиопередатчик был безнадежно испорчен, и мы не могли никак его починить. В сумерках мы поняли, что авиация врага в нашем районе сочла свою работу законченной. Пожар стихал.

Теперь мы должны были прекратить дрейф, стать на якорь; затем любыми средствами добиться хода корабля и подвести его хотя бы к Вайндло, маленькому островку со станцией СНиС. Так определил нашу задачу стихийно образовавшийся штаб корабля. (Как точно установлено, действительно, в самой критической обстановке на "Казахстане" был создан штаб по спасению судна под руководством полковника (впоследствии генерал-майора) Георгия Андреевича Потемина. Закипела работа в котельной и к темному времени со скоростью пешехода «Казахстан» добрался до Вайндло».

5) Рассказ Н.Г. Михайловского *

Теперь легенда о «Казахстане» предстает перед нами во всей своей красе, нужен лишь еще один маленький штрих, чтобы довести ее до конца. Все герои, которые доведи избитый «Казахстан» до Кронштадта были впоследствии награждены орденами и отмечены в приказе Верховного Главнокомандующего №303 как «группа смельчаков, беззаветно преданных Родине». Но был еще один человек, о котором преступно было бы не упомянуть. У каждого судна должен быть капитан, но в нашей истории о «Казахстане» про капитана ничего не говорилось. А между тем, он был во время перехода, вместе с командой и пассажирами героически встал на защиту своего корабля во время пожара. Но произошла роковая случайность. Капитаном «Казахстана» был никто иной, как В.С. Калитаев, о судьбе которого пишет Н.Г. Михайловский в своих мемуарах «Таллиннский дневник»:

« В начале июля 1941 года Вячеслав Калитаев повел «Казахстан» из Ленинграда в Таллинн. На рассвете, еще до восхода солнца, на «Казахстан» напали два немецких торпедных катера. Они появились внезапно с правого борта, и сигнальщик сразу доложил о двух стремительно приближающихся торпедах. Судьбу пассажиров, экипажа, судна решала мгновенная и точная реакция капитана и четкое, быстрое исполнение его команд в машине и на руле. Вниз, в машинное отделение, людям, не видящим, что происходит наверху, с мостика сообщили о торпедной атаке. И тотчас последовали одна за другой команды капитана, основанные на молниеносном расчете курса корабля и курса угрожающих его борту торпед. Он скомандовал «Право на борт!» рулевому и врубил ручку телеграфа на «Самый полный вперед». Калитаев повернул транспорт на торпеды, на пересечение их курса. Это был единственный в таком положении шанс уклониться от удара. Атакующие тоже рассчитывают точно, стреляя так, чтобы атакуемый не успел сделать никакого маневра - ни застопорить ход, ни проскочить вперед, дав самый полный ход, ни отвернуть в сторону от пересечения с курсом торпед. Но Калитаев нашел неожиданный маневр, срезая путь навстречу торпедам. На грани времени он спас транспорт, проведя обе торпеды в каких-то сантиметрах от корпуса - под кормой».

Можно было предположить, что это счастливый лотерейный билет. Но час спустя на «Казахстан» напали шесть торпедных катеров. Двух отогнал шедший в охранении транспорта сторожевик. Четырем удалось выйти в атаку. Первая пара торпед снова шла в правый борт, только одна, ближняя по курсу, опережала другую. Калитаев это использовал. Прежний маневр он повторил с небольшой поправкой: пропустил под кормой сначала первую, потом вторую торпеду. Две следующие торпеды противник бросил с таким интервалом, что в повторении маневра уже не было смысла: та, что дальше от курса транспорта, была пущена раньше и шла впереди, ближняя шла уступом, отставала от первой. Калитаев понял, что, идя навстречу полным ходом, он может уклониться от удара только одной торпеды, но неизбежно подставит себя под вторую.

  1. Михайловский Н.Г . «Таллиннский дневник», М, Современная Россия,1985

Тогда он скомандовал «Лево на борт!» и стал поворачивать к торпедам кормой, рассчитывая оказаться в коридоре между ними. Только огромный опыт, обостренное чутье и истинный морской талант позволили капитану точно поставить судно в узкий коридор. Сантиметры вправо, сантиметры влево - конец. Обе торпеды проскользнули вдоль бортов. «Казахстан» занял выгоднейшую позицию - кормой к атакующим. Но впереди мелководье и берег, а надо идти в Таллинн. Ложась на курс, Калитаев вынужден был снова подставить под удар правый борт. Противник не упустил эту возможность. Атакуя в третий раз, а по общему счету в то утро - в четвертый, противник сузил коридор и почти не оставил интервала между двумя торпедами. Нет времени развернуть транспорт, нет надежды на прежние удачи, всё приготовлено на случай, если торпеда попадет в борт. Но мозг капитана работает молниеносно, диктует ему новый курс, положение по отношению к торпедам под определенным углом. Одна торпеда идет под полубак, другая - под корму. Ожидание - взрыва нет. Первый доклад сигнальщика: «Прошла под ледокольным срезом». Еще мгновенье - и снова доклад: «Исчезла под кормой, прошла под кормовым подзором». Обе прошли. Все восемь торпед - мимо. Конечно, для такого лотерейного билета надо было иметь великолепных рулевых и механиков, слаженный экипаж, исполняющий замысел и решение капитана с поразительной точностью. А сам капитан, когда я расспрашивал его в Таллинне об этих атаках, ответил и мне и всем осаждавшим его корреспондентам похвалой судостроителям: «Прекрасно управляемое судно».

Теперь вернемся к августовскому переходу. Вячеслав Семенович с первой минуты этого перехода стоял на командном мостике. Когда «Казахстан» атаковала подводная лодка, это он, Калитаев, мастерски сманеврировал и снова избежал торпед.

Транспорт начали жестоко бомбить. Калитаев быстро поднялся на верхний мостик к сигнальщикам и к командиру размещенных на судне зенитных автоматов. Там в это время был самый опасный и самый важный для транспорта командный пункт.

Бомба убила командира-зенитчика, сигнальщиков, всех, кто был на верхнем мостике. Калитаева воздушной волной сбросило вниз. Он потерял сознание. «...Я почувствовал грохот и треск ломающегося потолка и рубки, больше ничего не помню, - рассказывал потом Калитаев следователю. - Пришел на какое-то время в себя, не знаю, через какой промежуток времени, я лежал на правой стороне мостика головой к трапу, ведущему на верхний мостик... Почувствовал, что вся голова и шея мокрые, провел рукой по затылку... вся в крови. Никаких ранений я после у себя не обнаружил... Пришел в сознание я уже в воде, мимо меня проходила корма судна, и заметил, что винт еле-еле вращался... Кругом меня в воде было много народа, и метрах в 60–80 позади полузатопленная судовая шлюпка, вокруг которой барахтались человек 10–15. Я скинул с себя пиджак и ботинки и держался на воде, пояса у меня не было, да я его в рейсе и не надевал, чтобы не создавать панику... С полчаса я держался на воде.

А затем вместе с матросом 2-го класса Ермаковым и третьим механиком Котовым был подобран на подводную лодку «Щ-322» - вместе с другими плавающими». Лодкой «Щ-322» в то время командовал капитан-лейтенант Ермилов. Калитаев не мог вернуться к своему судну. Лодка доставила его в Кронштадт. Доставила раньше, чем туда пришел «Казахстан».

Так сложились жизненные обстоятельства: капитан оказался на Большой земле раньше, чем его героический транспорт.

Время в Кронштадте было такое, когда каждый час люди воскресали из мертвых, сиротели или рождались вновь. Быстро распространялись и слава, и худая молва. Кто-то постарался изобразить дело так, будто капитан бросил свой транспорт в беде.

Каждый случай гибели корабля или судна должен быть расследован, особенно если капитан или командир остались в живых. В этом деле возникла путаница, но никто, кажется, не сомневался в безупречности такого человека, как Калитаев. Даже если обстоятельства складывались против него. Обстоятельство, впрочем, единственное: прибыл в порт раньше, чем туда прибыло судно. В характеристике, составленной уже после случившегося - 11 сентября 1941 года и подписанной начальником пароходства Н. А. Хабаловым и начальником политотдела З. А. Россинским, о Калитаеве говорилось, что он волевой, дисциплинированный и мужественный человек, сохранивший судно в опасных условиях зимовки во льдах на линии фронта. Две судебно-медицинские экспертные комиссии признали капитана «невменяемым» в момент случившегося. Все семеро выживших членов экипажа без оговорок защищали капитана - это и теперь подтверждено архивными данными. Из семерых только четверо дожили до победы, они плавали на других судах и на других морях. Трое погибли на фронте, защищая Ленинград.

Есть в моем дневнике запись про августовскую ночь сорок третьего года в Кронштадте, проведенную в комнате начальника клуба артиллерийского дивизиона. Начальник клуба Левченко служил когда-то на миноносце «Карл Маркс», потом - в Таллинне, он был пассажиром «Казахстана». Он плакал, вспоминая о капитане, которого засудили зря.

Следствие закончилось благоприятно для Калитаева. Эксперты-медики подкрепили выводы следователя. Но где-то шел, продвигался из инстанции в инстанцию обширный доклад о героическом «Казахстане», основанный и на фактах, и на слухах, не выверенный, не очищенный от случайных домыслов, от страшной лжи. Когда пришел приказ № 303, следствие повернуло на предопределенный путь. Калитаев был расстрелян. А корреспондентам, писавшим о «Казахстане», было сказано: «Это имя надо вычеркнуть».

V. Заключение.

Вот так трагически оборвалась жизнь героя, посвятившего свою жизнь морю, вложившего душу в свое судно и отдавшего все силы на его защиту. Имя В.С.Калитаева не так часто всплывает в рассказах о легендарном «Казахстане», но не упоминать его нельзя. Нельзя, чтобы героизм и всепобеждающее мужество этого великого капитана затерялись в тени.

Имя его должно упоминаться в одном ряду со всеми именами храбрых защитников судна «Казахстан».

Теперь смело можно сказать, что легенда о транспорте «Казахстан» сформирована полностью с максимальным количеством подробностей и нюансов. Герои, в воспоминания которых мы сейчас погрузились, не растворились в бурном потоке истории и времени, память о них будет жить до тех пор, пока мы будем помнить о подвиге во имя жизни, на который поднялся весь советский народ, пока мы не забудем, что за страшное слово «война»

Использованная литература

  1. Бешанов В.В. «Ленинградская оборона», Минск, Харвест, 2006
  2. Зонин С.А., Воронцов А.П., «В центре циклона», Лениздат, 1987г.
  3. Крестьянинов В.Я., Кронштадт. Крепость. Город. Порт, Изд. «Остров», СПб, 2002, стр. 111-124.
  4. Кривошеев Г.Ф., Андроников В.Н, Буриков П.Д., Гуркин В.В. «Великая Отечественная война без грифа секретности». Книга потерь, Москва, Вече, стр.49-59, 257-258
  5. Михайловский Н.Г. Таллиннский дневник (БВМФ в Великой Отечественной. войне 1941-1945 гг.) Москва, Современная Россия, 1985г., стр. 120-210
  6. Поляновский Э., «Венок раскаянья», Москва, «Известия», 1991г., стр. 122-177
  7. Суриков В.Л., книга–альбом, «Кронштадт. Война. Блокада», СПб, 2005
  8. Тихомиров Р.В., «Летопись подвига». 60-летию Великой Победы посвящается»,Книга-дайджест публикациям газеты «Рабочий Кронштадт» за 1941-1945 годы и газеты «Кронштадтский вестник» с 1998года по март 2005г., Кронштадт, 2005, стр. 94-97, стр. 151-160
  9. Шлендова М.А., «Они родились в Кронштадте», СПб, Изд. «МКС», 2004, стр. 88-89


Герои Великой Отечественной войны


Александр Матросов

Стрелок-автоматчик 2-го отдельного батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени Сталина.

Саша Матросов родителей не знал. Он воспитывался в детском доме и трудовой колонии. Когда началась война, ему не было и 20. Матросова призвали в армию в сентябре 1942-го и отправили в пехотное училище, а затем на фронт.

В феврале 1943 года его батальон атаковал опорный пункт фашистов, но угодил в ловушку, попав под плотный огонь, отрезавший путь к окопам. Стреляли из трех дзотов. Два вскоре замолчали, однако третий продолжал расстреливать красноармейцев, залегших в снегу.

Видя, что единственный шанс выйти из-под огня, это подавить огонь соперника, Матросов с однополчанином дополз до дзота и бросил в его сторону два гранаты. Пулемет замолчал. Красноармейцы пошли в атаку, но смертельное оружие застрекотало опять. Напарника Александра убило, и Матросов остался перед дзотом один. Нужно было что-то делать.

На принятие решения у него не было и нескольких секунд. Не желая подводить боевых товарищей, Александр своим телом закрыл амбразуру дзота. Атака увенчалась успехом. А Матросов посмертно получил звание Героя Советского Союза.

Военный летчик, командир 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка, капитан.

Работал слесарем, затем в 1932 году был призван на службу в Красную Армию. Попал в авиаполк, где стал летчиком. Николай Гастелло участвовал в трех войнах. За год до Великой Отечественной он получил звание капитана.

26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Гастелло вылетел для удара по немецкой механизированной колонне. Дело было на дороге между белорусскими городами Молодечно и Радошковичи. Но колонна хорошо охранялась вражеской артиллерией. Завязался бой. Самолет Гастелло был подбит из зенитки. Снаряд повредил топливный бак, машина загорелась. Летчик мог катапультироваться, но он решил исполнить воинский долг до конца. Николай Гастелло направил горящую машину прямо на колонну врага. Это был первый огненный таран в Великой Отечественной войне.

Фамилия храброго летчика стала нарицательной. До конца войны всех асов, решившихся пойти на таран, называли гастелловцы. Если следовать официальной статистике, то за всю войну было совершено почти шестьсот таранов соперника.

Бригадный разведчик 67-го отряда 4-й ленинградской партизанской бригады.

Лене было 15 лет, когда началась война. Он уже работал на заводе, окончив семилетку. Когда фашисты захватили его родную Новгородскую область, Леня пошел в партизаны.

Он был храбр и решителен, командование его ценило. За несколько лет, проведенных в партизанском отряде, он участвовал в 27 операциях. На его счету несколько разрушенных мостов в тылу врага, 78 уничтоженных немцев, 10 составов с боеприпасами.

Именно он летом 1942 года недалеко от деревни Варницы подорвал машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Голиков сумел добыть важные документы о наступлении немцев. Атака противника была сорвана, а молодой герой за этот подвиг был представлен к званию Героя Советского Союза.

Зимой 1943 года значительно превосходящий отряд противника неожиданно атаковал партизан у села Острая Лука. Леня Голиков погиб как настоящий герой - в бою.

Пионер. Разведчица партизанского отряда имени Ворошилова на оккупированной фашистами территории.

Зина родилась и ходила в школу в Ленинграде. Однако война застала ее на территории Белоруссии, куда она приехала на каникулы.

В 1942 году 16-летняя Зина вступила в подпольную организацию «Юные мстители». Она распространяла на оккупированных территориях антифашистские листовки. Затем под прикрытием устроилась работать в столовую для немецких офицеров, где совершила несколько диверсий и лишь чудом не была схвачена врагом. Ее мужеству удивлялись многие опытные военные.

В 1943 году Зина Портнова ушла в партизаны и продолжила заниматься диверсиями в тылу врага. Из-за усилий перебежчиков, сдавших Зину фашистам, попала в плен. В застенках ее допрашивали и пытали. Но Зина молчала, не выдавая своих. На одном из таких допросов она схватила со стола пистолет и застрелила троих гитлеровцев. После этого ее расстреляли в тюрьме.

Подпольная антифашистская организация, действовавшая в районе современной Луганской области. Насчитывала более ста человек. Младшему участнику было 14 лет.

Эта молодежная подпольная организация была образована сразу после оккупации Луганской области. В нее вошли как кадровые военные, оказавшиеся отрезанными от основных частей, так и местная молодежь. Среди самых известных участников: Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Василий Левашов, Сергей Тюленин и многие другие молодые люди.

«Молодая гвардия» выпускала листовки и совершала диверсии против фашистов. Однажды им удалось вывести из строя целую мастерскую по ремонту танков, сжечь биржу, откуда фашисты угоняли людей на принудительные работы в Германию. Члены организации планировали устроить восстание, но были раскрыты из-за предателей. Фашисты поймали, пытали и расстреляли более семидесяти человек. Их подвиг увековечен в одной из самых известных военных книг Александра Фадеева и одноименной экранизации.

28 человек из личного состава 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка.

В ноябре 1941 года началось контрнаступление на Москву. Враг не останавливался ни перед чем, совершая решающий марш-бросок перед наступлением суровой зимы.

В это время бойцы под командованием Ивана Панфилова заняли позицию на шоссе в семи километрах от Волоколамска - небольшого города под Москвой. Там они дали бой наступающим танковым частям. Сражение длилось четыре часа. За это время они уничтожили 18 бронированных машин, задержав атаку соперника и сорвав его планы. Все 28 человек (или почти все, здесь мнения историков расходятся) погибли.

По легенде, политрук роты Василий Клочков перед решающей стадией боя обратился к бойцам с фразой, ставшей известной на всю страну: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!»

Контрнаступление фашистов в итоге провалилось. Битва за Москву, которой отводили важнейшую роль в ходе войны, была проиграна оккупантами.

В детстве будущий герой переболел ревматизмом, и доктора сомневались в том, что Маресьев сможет летать. Однако он упрямо подавал документы в летное училище, пока наконец не был зачислен. В армию Маресьева призвали в 1937 году.

Великую Отечественную войну он встретил в летном училище, но вскоре попал на фронт. Во время боевого вылета его самолет был подбит, а сам Маресьев смог катапультироваться. Восемнадцать суток, тяжело раненный в обе ноги, он выбирался из окружения. Однако он все-таки сумел преодолеть линию фронта и попал в больницу. Но уже началась гангрена, и врачи ампутировали ему обе ноги.

Для многих это означало бы конец службы, но летчик не сдался и вернулся в авиацию. До конца войны он летал с протезами. За эти годы он совершил 86 боевых вылетов и сбил 11 самолетов противника. Причем 7 - уже после ампутации. В 1944 году Алексей Маресьев перешел на работу инспектором и дожил до 84 лет.

Его судьба вдохновила писателя Бориса Полевого написать «Повесть о настоящем человеке».

Заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка ПВО.

Виктор Талалихин начал воевать уже в советско-финляндскую войну. На биплане сбил 4 вражеских самолета. Затем служил в авиационном училище.

В августе 1941 года одним из первых советских летчиков совершил таран, сбив в ночном воздушном бою немецкий бомбардировщик. Причем раненый летчик смог выбраться из кабины и спуститься на парашюте в тыл к своим.

Затем Талалихин сбил еще пять немецких самолетов. Погиб во время очередного воздушного боя около Подольска в октябре 1941-го.

Спустя 73 года, в 2014-м, поисковики нашли самолет Талалихина, оставшийся в подмосковных болотах.

Артиллерист 3-го контрбатарейного артиллерийского корпуса Ленинградского фронта.

Солдат Андрей Корзун был призван в армию в самом начале Великой Отечественной войны. Он служил на Ленинградском фронте, где шли ожесточенные и кровопролитные бои.

5 ноября 1943 года, во время очередного сражения, его батарея попала под ожесточенный огонь противника. Корзун был серьезно ранен. Несмотря на жуткую боль, он увидел, что подожжены пороховые заряды и склад с боеприпасами может взлететь на воздух. Собрав последние силы, Андрей дополз до полыхавшего огня. Но снять шинель, чтобы накрыть огонь, уже не мог. Теряя сознание, он сделал последнее усилие и накрыл огонь своим телом. Взрыва удалось избежать ценой жизни храброго артиллериста.

Командир 3-й Ленинградской партизанской бригады.

Уроженец Петрограда, Александр Герман, по некоторым данным, был выходцем из Германии. В армии служил с 1933 года. Когда началась война, пошел в разведчики. Работал в тылу врага, командовал партизанским отрядом, который наводил ужас на солдат противника. Его бригада уничтожила несколько тысяч фашистских солдат и офицеров, пустила под откос сотни железнодорожных составов и подорвала сотни автомашин.

Фашисты устроили за Германом настоящую охоту. В 1943 году его партизанский отряд попал в окружение в Псковской области. Пробиваясь к своим, храбрый командир погиб от вражеской пули.

Командир 30-й отдельной гвардейской танковой бригады Ленинградского фронта

Владислав Хрустицкий был призван в ряды Красной Армии еще в 20-е годы. В конце 30-х окончил бронетанковые курсы. С осени 1942-го командовал 61-й отдельной легкой танковой бригадой.

Он отличился при операции «Искра», положившей начало к поражению немцев на Ленинградском фронте.

Погиб в бою под Волосово. В 1944 году враг отступал от Ленинграда, но время от времени предпринимал попытки контратаковать. Во время одной из таких контратак танковая бригада Хрустицкого угодила в ловушку.

Несмотря на шквальный огонь, командир приказал продолжить наступление. Он обратился по радио к своим экипажам со словами: «Стоять насмерть!» - и первым пошел вперед. К сожалению, в этом бою храбрый танкист погиб. И все же поселок Волосово был освобожден от врага.

Командир партизанского отряда и бригады.

Перед войной работал на железной дороге. В октябре 1941 года, когда немцы уже стояли под Москвой, сам вызвался на сложную операцию, в которой был необходим его железнодорожный опыт. Был заброшен в тыл противника. Там придумал так называемые «угольные мины» (на самом деле это просто мины, замаскированные под каменный уголь). С помощью этого простого, но эффективного оружия за три месяца была подорвана сотня вражеских составов.

Заслонов активно агитировал местное население переходить на сторону партизан. Фашисты, прознав это, переодели своих солдат в советскую форму. Заслонов принял их за перебежчиков и приказал пропустить в партизанский отряд. Путь коварному врагу был открыт. Завязался бой, в ходе которого Заслонов погиб. За живого или мертвого Заслонова была объявлена награда, но крестьяне спрятали его тело, и оно не досталось немцам.

Командир небольшого партизанского отряда.

Ефим Осипенко воевал еще в Гражданскую войну. Поэтому, когда враг захватил его землю, недолго думая, ушел в партизаны. Вместе с еще пятью товарищами он организовал небольшой партизанский отряд, который совершал диверсии против фашистов.

Во время одной из операций было решено подорвать вражеский состав. Но боеприпасов в отряде было мало. Бомбу сделали из обычной гранаты. Взрывчатку должен был устанавливать сам Осипенко. Он подполз к железнодорожному мосту и, увидев приближение поезда, кинул ее перед составом. Взрыва не последовало. Тогда партизан сам ударил по гранате шестом от железнодорожного знака. Сработало! Под откос пошел длинный состав с продовольствием и танками. Командир отряда выжил, но полностью потерял зрение.

За этот подвиг его первым в стране награждили медалью «Партизану Отечественной войны».

Крестьянин Матвей Кузьмин появился на свет за три года до отмены крепостного права. А погиб, став самым пожилым обладателем звания Героя Советского Союза.

Его история содержит немало отсылок к истории другого известного крестьянина - Ивана Сусанина. Матвей тоже должен был вести захватчиков через лес и топи. И, как и легендарный герой, решил ценой своей жизни остановить врага. Он отправил вперед своего внука, чтобы тот предупредил отряд партизан, остановившийся неподалеку. Фашисты угодили в засаду. Завязался бой. Матвей Кузьмин погиб от руки немецкого офицера. Но свое дело сделал. Ему шел 84-й год.

Партизанка, входившая в диверсионно-разведывательную группу штаба Западного фронта.

Учась в школе, Зоя Космодемьянская хотела поступить в литературный институт. Но этим планам не суждено было сбыться - помешала война. В октябре 1941-го Зоя как доброволец пришла на призывной пункт и после короткого обучения в школе для диверсантов была переброшена под Волоколамск. Там 18-летний боец партизанской части наравне со взрослыми мужчинами выполняла опасные задания: минировала дороги и разрушала узлы связи.

Во время одной из диверсионных операций Космодемьянскую поймали немцы. Ее пытали, заставляя выдать своих. Зоя героически вынесла все испытания, не сказав врагам ни слова. Видя, что добиться от юной партизанки ничего невозможно, ее решили повесить.

Космодемьянская стойко приняла испытания. За мгновение до смерти она крикнула собравшимся местным жителям: «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен!» Мужество девушки так потрясло крестьян, что позже они пересказали эту историю фронтовым корреспондентам. И после публикации в газете «Правда» о подвиге Космодемьянской узнала все страна. Она стала первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны.

История Великой Отечественной войны состоит из миллионов подвигов, совершенных бесстрашными советскими людьми. Они на протяжении 4 лет круглосуточно ковали Победу, находясь на передовой и в тылу. Им не была свойственна в моменты, когда нужно было защищать Родину, идеалы, дом. В списке, содержащем имена героев ВОВ, находятся и данные о двух девушках из Казахстана - Маншук Маметовой и Алие Молдагуловой.

Некоторые факты из жизни Алии Молдагуловой

Чтобы полностью понять, насколько характерным для нее самой был подвиг Алии Молдагуловой, кратко нужно упомянуть ее биографию. Родиной девушки является аул Булак, находящийся в Хобдинском районе Актюбинской области. Именно здесь 15 июля 1925 года родилась девочка. Когда ей было 8 лет, умерла ее мать, и отец остался один с двумя детьми на руках. Те времена были чрезвычайно тяжелыми, и он был вынужден отдать дочку на воспитание бабушке. Таким образом, Алия оказалась в семье дяди, где и проходило ее детство вместе с ровесницей Сапурой.

В 1935 году семья Молдагуловых переезжает в Москву, а несколько позже, за некоторое время до начала войны, - в Санкт-Петербург. В связи с семейными обстоятельствами дядя устраивает девочку в городской детский дом №46. Во времена блокады Ленинграда вместе с подругами ходила в госпитали и Алия Молдагулова. Подвиг, совершенный ею, берет свои корни именно в те далекие годы.

Военная карьера Алии

1 октября 1942 года девушка становится студенткой Рыбинского авиатехникума. Она хотела как можно быстрее начать летать, но для этого нужно было слишком долго учиться. Поэтому нетерпеливость взяла верх, и Алия подала заявление в военкомат. В нем была просьба о приеме в Красную армию.

21 декабря 1942 года Алия стала ученицей снайперской школы, где 23 февраля 1943 года она приняла воинскую присягу. После окончания обучения было принято решение оставить девушку в школе для того, чтобы она обучала курсантов. Но она все-таки добилась своего и поехала на фронт.

14 января 1944 года Алия Молдагулова, подвиг которой остался в памяти миллионов, была убита во время обороны Насва. Несколько позже ее удостоили звания Героя Советского Союза.

Начало последнего боя девушки

В то время велись наступательные бои на территории, расположенной немного севернее Новосокольников. Алия Молдагулова, подвиг которой помнит весь мир, служила в 4-м особом стрелковом батальоне 54-й стрелковой бригады. Именно ему был отдан приказ о взятии деревни Казачки. Таким образом, солдаты должны были перерезать линию железной дороги, ведущую из Новосокольников в Дно.

Но, несмотря на приложенные огромные усилия, батальон так и не сумел полностью овладеть деревней. Его встретил ураганный огонь противника, заставивший советских бойцов отойти. Когда же батальон снова начал атаковать, девушка в числе первых бросилась вперед и увлекла за собой других союзников в немецкие траншеи.

Это сражение длилось два дня, на протяжении которых уничтожены приблизительно 20 гитлеровских солдат.

Алия в ночной разведке

С наступлением ночи отважной Алией было изъявлено желание пойти в разведку. Несмотря на очень усталый внешний вид девушки, командир не смог ей отказать. Упорство и настойчивость в очередной раз победили, и она вместе с несколькими бойцами направилась во вражеское расположение.

Во время этого броска разведки Алия заметила вражеский миномет, который обстреливал наши боевые порядки. Девушка ловко с помощью гранат ликвидировала расчет. Она также привела пленника - уцелевшего немецкого офицера.

Последний день отважной комсомолки

Утром, после удачного разведывательного похода, начался новый бой. Ротой были отражены девять атак противника. Алия беспрерывно вела обстрел врага, уничтожив при этом приблизительно 30 фашистских солдат. Не бросила она свое оружие и в тот момент, когда её рука была ранена осколком вражеской мины. винтовки был разрушен, но девушка продолжала.

Она самостоятельно сделала перевязку раны, заменила винтовку автоматом и продолжала стрелять по врагам. Поступил приказ о штурмовом захвате опорного пункта немцев. И под громкий голос молодой казашки, звавшей солдат вперед, бойцы вошли в опорный пункт. Алия находилась впереди всех и продолжала стремительно продвигаться вперед. Еще 8 гитлеровцев убил автомат, находящийся в ее руках.

Смерть все же догнала…

Но вдруг произошла фатальная неожиданность - вражеский офицер схватил ее за рукав фуфайки. Девушка успела только вырваться и направить в его грудь оружие. Но вражеская пуля оказалась в этот раз быстрее. Несмотря на смертельное ранение, она все же смогла выстрелить в своего последнего уничтоженного гитлеровца.

Раненая девушка была вынесена с поля боя своими сослуживцами и доставлена в сарай, где размещали больных солдат. Но она не сумела уйти от смерти в этот раз - бомба, которая попала в крышу этого сооружения, убила Алию.

Глазами очевидцев

Сослуживцы девушки-солдата писали казахским трудящимся о том, что в их роте не было ни одного солдата, который не помнил бы, как и где совершила подвиг Алия Молдагулова. Все они до последнего мстили за ее смерть. Перед их глазами постоянно стоял ее облик: серьезный, нежный, бесстрашный в бою и заботливый в повседневном быту солдат.

Алия очень любила казахский народ и мечтала о его большом будущем. Главной ее целью было посвятить свою жизнь процветанию родного и любимого края. В своих письмах солдаты просили рассказать всем жителям Казахстана о том, какой была эта замечательная девушка, верная дочь своего народа, которая отдала свою жизнь за его счастье. Они хотели, чтобы люди знали все: как Алия Молдагулова родилась, училась, подвиг совершила, жила и умерла…

Бывший командир бригады гвардии полковник в отставке Н. Уральский, который был очевидцем всего происходящего, рассказывает, что точно указать число уничтоженных бойцом Молдагуловой врагов невозможно. Несмотря на то что в большинстве документов присутствует цифра 78, реальное их количество гораздо больше. Оно достигает приблизительно двухсот. Именно в последнем бою проявила невиданную храбрость Алия Молдагулова. Подвиг стал последним шагом к ее смерти.

Память об Алие Молдагуловой

На том месте в Новосокольниках, где погибла девушка, состоялось возведение Стелла в честь героев-артековцев, размещенная на территории международного детского лагеря «Артек», также содержит высеченное имя Алии.

Ей посвящен балет, имеющий аналогичное название, поэмы и множество разных песен. После смерти девушки, в 1944 году, поэт Яков Хелемский опубликовал сборник стихов, рассказывающих о том, какой подвиг совершила Алия Молдагулова.

Розой Рымбаевой была исполнена песня «Алия», которая довольно быстро стала очень популярной. Это очень редко происходило с музыкальными произведениями, написанными не на русском языке. Подвиг Алии Молдагуловой на русском языке был воссоздан в документальном фильме «Алия» и художественном фильме «Снайперы».

Подвиг казахских военных в Великой Отечественной войне

С самого начала боевых действий казахскими военными были проявлены патриотизм и мужество. Значительное их количество приняло на себя первые удары Второй мировой войны, которые пришлись на Брестскую крепость. Она держалась на протяжении месяца. У ее стен похоронено приблизительно 1500 фашистских солдат.

Навеки останется в памяти подвиг, который совершила генерала И.В. Панфилова. Ее формирование происходило на территории Казахстана и Киргизии. 16 ноября 1941 года 28 солдат на протяжении 4 часов отражали наступление 50 вражеских танков, не допустив их прорыва на территорию Москвы. Они все погибли и названы Героями Советского Союза посмертно.

Но имена двух славных представительниц казахского народа стали золотой летописью Великой Отечественной войны. Алия Молдагулова - первая девушка-казашка, ставшая Героем Советского Союза после смерти. Маншук Маметовая совершила свой подвиг в двадцать один год. Оставшись на поле бое наедине с тремя пулеметами, она на протяжении нескольких часов смогла сдерживать яростные атаки немецких солдат. Звание Героя она также получила посмертно. Подвиг Алии Молдагуловой и Маншук Маметовой - это то, что никогда не сотрется из памяти народа Казахстана, бесконечно благодарного своим защитникам за спасение мира от фашизма.

Полету Ю. А. Гагарина в космос предшествовала напряженнейшая работа всего советского народа после разгрома гитлеровской Германии по сохранению независимости страны перед лицом нового противника — США. Известно, что после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки (где погибло около 200 тысяч мирных жителей) США, рассчитывая на свою монополию в области ядерного оружия, хотели поставить СССР на колени и рассматривали вопрос о бомбёжке 10-20-ю атомными бомбами СССР, оценивая наши людские потери в 2 млн. человек.

Благодаря научно-техническим успехам физиков во главе с И. В. Курчатовым, создавших более мощное ядерное оружие, благодаря созданию мощной атомной промышленности, планы США потерпели фиаско. Стало ясно, что доставка ядерного оружия для бомбёжки важнейших объектов авиацией неэффективна.

В начале 1946 года И. В. Сталин проводит заседание Совета Министров по вопросу создания ракетного вооружения в СССР. На нем он задает вопрос министру авиационной промышленности П. В. Дементьеву, не готово ли министерство взять на себя эту задачу. Тот ответил, что если этот вопрос Сталина — не прямое указание, он хотел бы сосредоточиться на развитии авиационной промышленности, а не развивать новое направление. На вопрос Сталина, кто из министров готов взять на себя эту задачу, сразу дал согласие Дмитрий Федорович Устинов (назначенный министром вооружения в 33-летнем возрасте, за 2 недели до начала Великой Отечественной войны, а до того 3 года проработавший директором Ленинградского завода «Большевик», на котором за эти годы производство военной продукции увеличилось в 2,3 раза).

Уже в мае 1946 года выходит постановление правительства, инициирующее создание ракетной промышленности в СССР. В подмосковном Калининграде формируется Головной институт по ракетной технике, в котором, наряду с научно-исследовательскими отделами баллистики, прочности, аэродинамики, материаловедения, создаются конструкторские бюро С. П. Королева (которому было 40 лет) и А. М. Исаева.

Следует отметить заботливое отношение советского государства к науке и образованию. Несмотря на тяжёлое послевоенное время студенты имели стипендии, позволявшие не только полностью посвятить себя учёбе, но и посещать кино, театры (галёрку), стадионы. Один пример: если кто-то из студентов МГУ им. М. В. Ломоносова, который я заканчивал, заходил в столовую без денег, он мог бесплатно взять хлеб, квашенную и свежую капусту, морковь, свеклу, чай с сахаром. Молодые инженеры ежегодно, в течение 3 лет, проходили аттестации, на которых давалась оценка их работы, часто с предложениями о повышении зарплаты и направлении в резерв на более высокую должность. Многие из них до конца трехлетнего периода становились старшими инженерами, начальниками групп, стендов, бригад.

Конечно, необходимо отметить выдающуюся роль Сергея Павловича Королева и как организатора коллективной работы Главных конструкторов (через Совет Главных конструкторов, который он возглавлял), и как Главного конструктора первых баллистических ракет (в том числе межконтинентальной) и космических аппаратов. Предложенный им переход на схему так называемого «поперечного» разделения ступеней (до этого использовалась схема «продольного», поочередного отделения ступеней), когда все боковые блоки ракеты отделялись сразу после использования топлива, повысил надежность системы разделения и, главное, значительно «укоротил» ракету, сделав ее гораздо жестче. Во многом благодаря этой идее в 1957 году в газете «Правда» было сообщено о запуске первой межконтинентальной баллистической ракеты в СССР.

С. П. Королев поддержал предложение специалистов-баллистиков (по-моему, во главе с М. К. Тихонравовым), вывести на орбиту искусственный спутник Земли, передававший на весь мир сигналы, говорящие о достижениях СССР в космосе. Решающую роль для полета человека в космос сыграло предложение Королева использовать в качестве формы первого спускаемого аппарата «Восток» — сферу. При использовании такой формы аппарат совершал так называемый баллистический спуск в атмосфере. Перегрузки на космонавта при прохождении плотных слоев атмосферы (порядка 5 минут), превышали 10g. Если бы тело космонавта было расположено вдоль траектории, подобные перегрузки привели бы к отрыву внутренних органов.

Сотрудники С. П. Королева предложили расположить космонавта поперек действия таких перегрузок, чтобы органы защищали ребра. За счет использования сферической формы отпадала надобность в разработке сложной системы управления аппаратом, в многолетней аэродинамической и прочностной отработках (возникавших для спускаемых аппаратов с аэродинамическим качеством, какими позднее были аппараты «Меркурий» и «Союз»).

Невозможно передать словами всеобщую радость нашего народа от сообщения о полете и успешном приземлении аппарата «Восток» с Ю. А. Гагариным, всеобщую радость москвичей от встречи с ним. Утром, в день прилета Гагарина в Москву, я неожиданно был приглашен директором НИИ-88 Георгием Александровичем Тюлиным (заместителем которого по специальности — начальником аэрогазодинамиского комплекса стал в 1960 году в 29-летнем возрасте), который вручил мне билеты на трибуны Красной площади и на прием в Кремль (на фото). Наши места были за столами в Грановитой палате (где было много сотрудников организаций С. П. Королева и А. М. Исаева). Более высокие гости (члены правительства, Верховного Совета, ЦК КПСС, известные ученые и деятели искусств) находились в Георгиевском зале. Был фуршет, все приглашенные, кроме членов Политбюро ЦК КПСС и семьи Ю. А. Гагарина, стояли.

После основных приветственных тостов, когда члены Политбюро начали покидать прием, открылись двери Георгиевского зала, и в нашем помещении появился С. П. Королев с женой. Неожиданно он взял со стола салфетку и предложил жене игру в жмурки, постоянно натыкаясь при этом на многочисленные колонны Грановитой палаты. По-видимому, он таким способом пытался сбросить с себя груз ответственности и напряжение, лежавшие на нём много лет. А уже через пару часов, уходя с приема, я увидел С. П. Королева с М. В. Келдышем, сидящих на скамейке около гардероба и обсуждающих какие-то новые проблемы…

Выход человека в открытый Космос, орбитальные станции на земной орбите, знакомство с Луной, Марсом, Венерой, дальними планетами Солнечной системы и других галактик — неполный перечень разделов увлекательной летописи под названием «Освоение космического пространства», создаваемой человечеством, которая началась с главы «Первый полет человека в Космос».

Управление по СМИ
и связям с общественностью,
Интернет Центр

Тема Великой Отечественной войны - необычная тема... Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и душу болью сердца. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино.

Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Эта трагедия началась двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а закончилась через четыре года, через четыре тяжелых года - девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года.

Эта война осталась в нашей памяти, как величайшая война в истории. Война… Как много значит это слово. Война - страдание матерей, сотни тысяч погибших солдат, тысячи сирот и семей без отцов… Мы - дети мирного времени, и нам трудно представить, как на войне могли воевать наши сверстники. Но они воевали, умея смотреть в глаза смертельной опасности. Они отдавали жизни за судьбу Родины, за свои семьи. Война - это страшное слово, потому что война - это кровь, боль, горечь утрат.

Люди, которые прошли войну, запомнили ее глаза, полные слез, горя и смерти. Война страшна не только тем, что уносит миллионы людей. Она калечит выживших, ломает их психику. Как залечить искалеченную душу, облегчить сердце, до краев наполненное ужасом, кровью, пропитанное чужой и своей нестерпимой болью? О Великой Отечественной войне много написано, много рассказано.

Мы, к счастью, о войне знаем только понаслышке: из фильмов, книг, воспоминаний ветеранов, которых с каждым годом становится все меньше и меньше. Наши ветераны - это удивительное поколение. Они стояли насмерть и побеждали в жестоких боях даже тогда, когда горела земля, крошились камни, плавилось железо. И несмотря ни на что, они сохранили в себе умение сочувствовать чужой боли, сострадать, быть и оставаться человеком в любых, самых нечеловеческих условиях.

Ветераны - необычные люди. Они являются для нас примером мужества и стойкости, выносливости и взаимопомощи, настойчивости и оптимизма. Они показали, какой должна быть настоящая дружба и товарищество. И нам даже трудно представить, что пожилые воины были такими же, как и мы: любили и хотели быть любимыми, смеялись, радовались, верили в счастливое будущее. Много пришлось пережить людям, прошедшим Великую Отечественную войну, но их, фронтовиков, нельзя считать поколением со сломанной душой. Их остались лишь единицы: тех, кто видел своими глазами, тех, кто ощутил на себе порох, кровь и страх, тех, кто выжил в Великой Отечественной Войне.

Об одном из таких людей, нашем земляке, я хочу написать.

Губарев Александр Тимофеевич - ветеран войны, проживавший в селе Беляевка. В селе все его любили и уважали, он всегда был добрым человеком. Александр Тимофеевич появился на свет 18 мая 1922 года. Родом из крепкой крестьянской семьи, в которой было пятеро детей. Отец Александра родом из Тамбовской области работал конюхом в с.Беляевка, но прокормить семью было очень трудно. В колхозе денег не платили, и он перевелся в совхоз «Студеновский», где платили зарплату. Когда он обменял колоду масла для смазки колес на хомут для лошади, Тимофея забрали НКВД и отправили этапом во Владивосток, где он и пропал без вести. Семья потеряла кормильца, наступили трудные дни. Младшую сестру Марию в девятилетнем возрасте пришлось отдать в няньки в р.п. Турки. Александру было одиннадцать лет. Он начал работать в колхозе, полноправно бороновал на быках.

Первым пошел защищать Родину брат Николай. Летом 1940-го пришла очередь и второго брата. Из Балашова, с берегов родного Хопра Александра Губарева в составе 47-го запасного полка отправили в Воронежскую область. Перед станцией Лиски эшелон разбомбили самолеты. Кто остался в живых сгруппировали, и пешим порядком направили в Сталинград. В основном шли ночью, так как нападение вражеских самолетов происходило днем. В Сталинграде Александр встретился со своим земляком Ивановом Е. Спали в окопах на снегу, приходилось спать даже на голой земле, проснувшись утром, замечали, что примерзла шинель. Александр на фронте был всегда сытым, так как свои фронтовые сто грамм он менял на сухари, а махорку на сахар. Однажды пришлось наблюдать такую картину: наш танк Т-34 по ложбине выезжал ближе к расположению немцев, вел разведку к бою, выйдя с лощины, обстрелял позиции и удалялся опять в лощину. В одном из таких маневров танк заглох ближе к позиции немцев. Немцы, прекратив обстрел, направили свой танк к нашему. Вражеский танк зацепил Т-34 и поволок на свои позиции. Наши бойцы с ужасом наблюдали эту картину. Водитель-механик нашего танка не растерялся и включил передачу, танк завелся с буксира, затем переключив скорость вперед, Т-34 поволок вражеский танк к себе на позиции под всеобщее ликование наших бойцов и великому сожалени ю немцев. Вражеский танк оказался у нас в плену.

Воинская профессия Александра Тимофеевича - сапер, прикомандированный к разведроте 79-го батальона 220-й стрелковой дивизии. При форсировании Днепра в 1943-м на одном из островов, на которых раньше жили запорожские казаки, получил тяжелое ранение. Долгое время лечился во фронтовых госпиталях. Демобилизовался из Румынии 27 декабря 1945 года, где охранял от нападений бандеровцев перевалочную железнодорожную станцию в городе Сегет. Имел боевые награды: медаль «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией».

В 1941 году был тяжело ранен брат Николай и бессознательном состоянии, умер в плену у немцев. Младшего брата Сергея во время войны забрали в ФЗО, он сбежал домой, трудился на благо своего села. Тимофеевич вернулся с фронта осенью 1946 года.

После фронта начались суровые колхозные будни. Из-за ранения Александра поставили на «легкий труд». Плотничал на ферме, работал объездчиком на полях, возил молоко, а заодно почту. В 1950-м году построил свой дом и нашел свою вторую половину. В 1954 году А.Т. Губарев раз и навсегда выбрал свою главную трудовую стезю - почтальон Рязанского отделения почтовой связи. Под его началом было три населенных пункта: Беляевка, Красные Солонцы и Пановка (двух последних уже давным-давно нет на карте Турковского района). Почты было много. Письма, газеты, посылки почти в каждый дом. Народ много выписывал. Почтовый стаж Александра Тимофеевича 28 лет. Имел трудовые награды: «Знак Почета», «Победитель соцсоревнований», «Ветеран труда». Ушел на заслуженный отдых в середине 80-х годов. Был человеком очень деятельным. Активно работал в своем огородике, плел корзинке, заготавливал дрова. Умер на …. году жизни.

С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью до¬быта победа над сильным врагом. Нет границ величию его подвига во имя Родины.
Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидят больше, ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей. Я считаю, что наше поколение никогда не смогло повторить подвиг наших предков.
Хотя если подумать, ведь не так давно это было, и страшно то, что многие уже забывают это. А жаль...

Люди! Вы должны помнить тех, кто совершил этот подвиг во имя нашей Родины.