Геологический кружок «Юный Геолог. Программа работы геологического кружка. Экспериментальная работа Требования к уровню подготовки учащихся

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1"

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

(дополнительное образование)

Аввакумова Г.М.

«Минералогия и петрография»

Кол-во часов по программе: 34

Кол-во часов по учебному плану: 34

Учитель географии: Аввакумова Гузель Мазгаровна

Высокая Гора, 2015

Пояснительная записка

В настоящее время детско-юношеское геологическое движение является важнейшей составной частью патриотического и экологического воспитания молодежи, первым шагом в длительном и многотрудном процессе подготовки кадров для геологической отрасли. Перед ним ставятся задачи обеспечения преемственности поколений в области профессиональной геологической деятельности, повышения образовательного уровня личности и высоких нравственных ориентиров участников данного процесса. И где, как не в школе, можно привить интерес к данному направлению.

Так как на сегодняшнее время имеющиеся в школе программно – методические материалы изучения геологии не устраивают меня по причине большой загруженности теорией и малой долей часов практического характера, я составила свою программу.

Программа геологического кружка построена на основе Программы факультативного курса геологии (автор В.П.Голов), книги А.П. Сучковой и Т.П.Питолиной «Первые шаги в геологию» - 2005 г., Программа кружка «Юные геологи» Антонюк Н.П. – 2005 г. и собственных наработок тем.

Цели курса:

    Расширение кругозора учащихся.

    Углубленное изучение тем, связанных с геологией.

    Формирование устойчивого интереса к наукам Земли.

Занятия в кружке должны вырабатывать следующие умения и навыки:

1. Различать горные породы, минералы, полезные ископаемые своего края.

2. Самостоятельно зарисовывать, описывать обнажение горных пород, составлять коллекции.

4. Работать с научной-популярной литературой, справочниками.

5. Вести пропаганду геологических знании в школе.

6. Оформлять геологические выставки.

Задачи курса:

    изучение основ геологической науки;

    формирование умения работы с различными источниками геологических знаний и геологическими приборами;

    закрепление и развитие у учащихся мотивации к изучению предмета «Геология» или ее дисциплин;

    создание на занятиях ситуации успеха для каждого учащегося;

    выявление способностей и задатков, которые возможно помогут в профессиональном самоопределении ученика;

    воспитание патриотические чувства к своей Родине, бережного отношения к ее природным богатствам.

Данный курс носит познавательный, научно – исследовательский характер. Спланированы теоретические занятия и практикумы. Он носит межпредметный и внутрипредметный характер, так как в процессе комплексного геологического описания территории предусматривается изучение различных областей геологии, расширение и углубление знаний физической географии, экологии, биологии, исторического краеведения.

Материальные ресурсы : коллекции минералов и горных пород, геологический молоток, литература по изучаемому курсу.

Общее число часов – 34 .

Требования к уровню подготовки учащихся

После прохождения курса учащиеся должны:

    знать процессы зарождения, развития и устройства планеты, строение земной коры, наиболее распространенные минералы, горные породы, полезные ископаемые и их характеристики;

    знать геологическую историю и современность республики Татарстан и Высокогорского района;

    уметь работать с геологическими приборами, образцами горных пород и минералов;

    уметь анализировать геологическую информацию, прогнозировать геологические процессы, которые будут происходить на Земле в будущем;

    осознавать важность и уникальность геологических объектов и необходимости их охраны, вести пропагандистскую работу по данному направлению.

    при отборе учебного материала использовать дифференцированный подход, соответственно уровню подготовки учащихся;

    уделять большое внимание процессу целеполагания и рефлексии;

    доступность материала сочетать с научностью, современными реалиями;

    обеспечить условия для овладения способами самостоятельной деятельности (поиск необходимой информации, наличие необходимых приборов и оборудования, выполнение исследовательских работ, создание проектов);

    применять различные формы обучения - индивидуальные, парные, групповые;

    подкреплять полученные знания практическими работами;

    разнообразить формы занятий (семинары, практикумы, лекции, экскурсии, экспедиционную работу), использовать технологии проектного обучения и проблемного обучения;

    организация разнообразного контроля (самооценка, взаимооценка, устные ответы в виде рассказа, тесты, зачеты, отчеты с полевых практик и экспедиций);

    обязательное подведение результатов курса в форме рефератов, проектов, исследовательских работ.

Тематическое планирование

Наименование темы

Общее количество часов

теория

практика

всего часов

Примеч

Тема 1. Земля – частица Вселенной - 3 ч.

Образование Вселенной

Образование Солнечной системы

Планеты солнечной системы.

Тема 2. Планета Земля, ее строение, состав и история развития - 3 ч.

Образование, строение и состав Земли.

Земная кора и ее состав.

Периодизация истории Земли

Тема 3. Минералы - 8ч.

Царство минералов. Минералы и их главные свойства. Главнейшие породообразующие минералы.

Морфологические типы минералов, кристаллы, агрегаты.

Физические свойства минералов. Цвет. Цвет черты. Блеск.

Физические свойства минералов. Твердость. Спайность. Излом. Плотность.

Физические свойства минералов. Ковкость и хрупкость. Гибкость. Магнитность. Вкус. Горючесть.

Где и как образуются минералы. Метаморфические процессы минералообразования.

Экзогенное минералообразование.

Классификация минералов.

Тема 4. Горные породы - 5 ч.

Горные породы. Структура и текстура горных пород.

Классификация горных пород. Формы залегания.

Магматические горные породы

Осадочные горные породы. Происхождение. Состав. Классификация. Осадочные горные породы республики Татарстан и Высокогорского района.

Метаморфические горные породы.

5. Геологические процессы – 14 ч.

Геологические процессы.

Разрывные нарушения горных пород.

Землетрясения.

Магматизм.

Эффузивный магматизм – вулканизм

Метаморфизм.

Экзогенные геологические процессы.

Геологическая деятельность ветра.

Геологическая деятельность поверхностных текучих вод

Геологическая деятельность речных потоков.

Геологическая деятельность подземных вод.

Карстовые процессы.

    Сокровища земных недр – 3 ч.

Полезные ископаемые.

Полезные ископаемые России

Полезные ископаемые республики Татарстан и Высокогорского района.

Итого:

1. Земля – частица Вселенной – 2 часа

1.1. Образование Вселенной.

Теории зарождения Вселенной. Представление о Вселенной, Галактиках.

1.2. Образование Солнечной системы. Солнечная система, ее строение.

1.3. Планеты Солнечной системы. Планеты. Спутники планет. Кометы. Метеориты. Астероиды. Значение изучения планет для познания истории развития Земли.

2. Планета Земля, ее строение, состав и история развития - 3 часа

2.1. Образование, строение и состав Земли. Теории происхождения Земли. Размеры Земли. Земные оболочки.

2.2. Земная кора и ее состав. Внутреннее строение Земли.

2.3. Периодизация истории Земли. Геологическое летоисчисление. Геохронологическая шкала.

Практическая работа 1. Изучение коллекции древних органических остатков.

3. Минералы – 8 часов.

3.1.Царство минералов. Минералы и их главные свойства. Главнейшие породообразующие минералы.

3.2.Морфологические типы минералов, кристаллы, агрегаты.

Практическая работа 2.

3.3. Физические свойства минералов . Цвет. Цвет черты. Блеск.

Практическая работа 3.

3.4. Физические свойства минералов . Твердость. Спайность. Излом. Плотность.

Практическая работа 4. Работа с коллекциями минералов по определению их свойств.

3.5. Физические свойства минералов . Ковкость и хрупкость. Гибкость. Магнитность. Вкус. Горючесть.

Практическая работа 5. Работа с коллекциями минералов по определению их свойств.

3.6. Где и как образуются минералы. Метаморфические процессы минералообразования.

3.7. Экзогенное минералообразование .

3.8. Классификация минералов.

Практическая работа 6. Работа с коллекциями минералов.

4. Горные породы – 5 часов.

4.1.Горные породы . Структура и текстура горных пород.

Практическая работа 7. Работа с коллекциями горных пород по определению их структуры и текстуры.

4.2 .Классификация горных пород . Формы залегания.

Практическая работа 8. Экскурсия на геологическое обнажение. Приемы работы с горным компасом.

    1. Магматические горные породы . Происхождение. Состав. Классификация.

Практическая работа 9. Работа с коллекцией магматических горных пород.

    1. Осадочные горные породы . Происхождение. Состав. Классификация.

Осадочные горные породы республики Татарстан и Высокогорского района.

Практическая работа 10. Изучение осадочных горных пород.

    1. Метаморфические горные породы .

Практическая работа 11. Работа с коллекцией метаморфических горных пород.

5. Геологические процессы – 12 часов.

5.1. Геологические процессы. Эндогенные геологические процессы. Колебательные движения земной коры. Классификация. Примеры современных поднятий и опусканий. Методы изучения современных и новейших тектонических движений: исторический, геодезический, геоморфологический, геологический.

5.2. Разрывные нарушения горных пород. Классификация: сбросы, сдвиги, надвиги, взбросы, покровы, шарьяжи. Понятие о глубинных разломах и их роли в развитии земной коры. Связь полезных ископаемых с разрывными тектоническими движениями.

5.3. Землетрясения . Землетрясения как отражение интенсивных тектонических движений земной коры и разрядки напряжений. Географическое распространение. Гипоцентр., эпицентр, очаг землетрясений. Классификация. Методы изучения: сейсмические станции, сейсмографы, сейсмограммы, акселерографы. Проблема прогноза землетрясений.

5.4. Магматизм . Две формы магматизма. Понятие о магме. Интрузивный магматизм. Типы интрузий, их формы, размер, состав и взаимодействие с вмещающими породами (батолиты, лакколиты, лополиты, штоки, дайки, жилы, пластовые интрузии – силы).

    1. Эффузивный магматизм – вулканизм . География современного вулканизма. Продукты их извержения. Типы вулканов по строению и характеру извержения. Поствулканические явления: фумаролы, сольфатары, мофетты, гейзеры, термальные источники. Значение магматизма в формировании земной коры.

      Метаморфизм. Понятие о данном процессе. Основные факторы метаморфизма: температура, давление, химические активные вещества. Основные типы метаморфизма.

5.7. Экзогенные геологические процессы. Общее представление о процессах выветривания.

5.8. Геологическая деятельность ветра. Эоловые процессы: дефляция(выдувание и развеивание), корразия, перенос и аккумуляция. Формы песчаного рельефа пустынь. Лесс, его происхождение. Типы пустынь. Современные процессы опустынивания.

Практическая работа 12. Экскурсия на геологическое обнажение по изучению геологической деятельности ветра.

5.9. Геологическая деятельность поверхностных текучих вод . Эрозия и площадный смыв. Перенос обломочного материала. Сели, их образование и борьба с ними.

Практическая работа 13. Экскурсия на геологическое обнажение по изучению геологической деятельности поверхностных текучих вод.

5.10. Геологическая деятельность речных потоков. Типы рек по питанию Режим рек: межень, паводок, половодье. Эрозия донная и боковая. Меандры и их происхождение. Аккумулятивная деятельность реки. Строение поймы. Устье: дельты, эстуарии, лиманы. Значение и охрана рек.

Практическая работа 14. Экскурсия на реку Казанку.

5.11. Геологическая деятельность подземных вод. Происхождение подземных вод. Верховодка, почвенные, грунтовые, межпластовые, безнапорные и напорные (артезианские подземные воды. Их классификация по химическому составу, температуре воды, происхождению.

5.12. Карстовые процессы. Возникновение карста и развитие. Карстующиеся горные породы. Формы карста: кары, поноры, воронки, котловины, полья, пещеры. Значение карста.

    Сокровища земных недр – 3 часа.

6.1. Полезные ископаемые. Понятие о полезных ископаемых. Классификация. История горнорудного промысла.

6.2. Полезные ископаемые России. Классификация. География полезных ископемых России.

Практическая работа 15. Анализ карты «Минеральные ресурсы России».

6.3. Полезные ископаемые республики Татарстан и Высокогорского района.

Практическая работа 16. Составление докладов на основе работы с литературой и картами по данной теме.

    Барская В.Ф., Рычагов Г.И. Практические работы по общей геологии. Уч. пособие для студентов пед. ин-тов. М., Просвещение, 1970-158с.

    Брансден Д., Дорнкелеп Д. Неспокойный ландшафт. М.: Мир, 1981-188с.

    Вулканы. Детская энциклопедия «Махаон». М.:»Махаон», 2006-123с.

    Гаврилов В.П. Путешествие в прошлое Земли. М., «Недра», 1976-144с.

    География России. Кн. 1: Природа и население. 8кл. учебник для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений /под ред. Алексеева А.И.. М.:Дрофа, 2005-319с.

    Гвоздецкий Н.А., Голубчиков Ю.Н. Горы. -М.: Мысль, 1987-399с.

    Голов В.П. Геология в средней школе. М.: «Просвещение», 1972-96с.

    Добровольский В.В. Минералогия с элементами петрографии. М.: «Просвещение», 1971-126с.

    Ефремова С.В. Магматические линии и кольца Земли. - М.: Недра, 1986-85с.

    Кантор Б.З. Мир минералов. Роснедра, РосГео, М.: Ассоциация «Экост», 2005-128с.

    Карцев А. А., Вагин С.Б. Невидимый океан. М., «Недра»,1978-109с.

    Корулин Д.М. Геология в школьной географии. Мн., «Народная асвета», 1973-72с.

    Муранов А. Необыкновенное и грозное в природе. изд. «Детская литература», Ленинград, 1971-334с.

    Новиков Э.А. Клады Земли. М., «Просвещение», 1971-144с.

    Сафронов В.С. Происхождение Земли - М.:Знание,1987- 48с.

    Сергеев М.Б., Сергеева Т.В. Планета Земля. М.,2000-144с.

    Сучкова А.П., Питолина Т.П. Первые шаги в геологию: изд. Роснедра, РосГео, Экост, Москва, 2005-166с.

Кружок «Юный геолог» Проводит набор школьников 1-9 классов

  • Обучение проходит в виде лекционных и практических занятий по геологии,минералогии и палеонтологии.
  • Организуются открытые уроки с узкими специалистами и научными сотрудниками.
  • Ребята посещают геологические музее, выставки а также интересные объекты Подмосковья.
  • Организуются поездки юных геологов в разные уголки нашей страны(во время каникул) Мы побывали в Адыгее, на о. Байкал, в Казани, Железногорске, Тюмени и др.
  • Учащиеся кружка принимают участие в геологических конкурсах, соревнованиях,олимпиадах(в том числе в МГУ)
  • Раз в два года, в летний период команда нашего кружка участвует в слете «Юных Геологов» Центральных Регионов России. Ребята соревнуются в различных геологических дисциплинах, живут в палатках и активно проводят свой досуг.
  • Ежегодно в летний и зимний период организуются детские тематические лагеря.

Приглашаем всех желающих присоединиться к нашему дружному коллективу!!!

Занимаясь в нашем кружке ребята получат:

  • Знания в таких науках как геология, минералогия, палеонтология.
  • Возможность найти интересные образцы минералов и остатков древних животных, сформировать свою коллекцию.
  • Посетят интересные геологические объекты(шахты, карьеры, пещеры) и различные уголки России.
  • Найдут новых друзей и получат удовольствие от настоящей походной жизни.

Занятия в кружке бесплатные!!!

Геология — наука о вещественном составе и истории земной коры. Геология учит нас понимать все геологические явления во взаимосвязи и развитии. Возникает необходимость вооружения школьников знаниями, раскрывающими история развития Земли. Этому способствует геологический кружок «ЮНЫЙ ГЕОЛОГ». Кружок осуществляет свою деятельность уже более трех лет.

Занятия проходят на территории учебно — развлекательного центра ГЕОПАРК. В выходные дни и во время школьных каникул организуются геологические маршруты и походы по Подмосковью и другим Регионам (Карелия, Кавказ, Санкт- Петербург, Казань, Алтай и многое другое). В течение учебного года ребята участвуют в олимпиадах, слетах, привлекаются к участию в конкурсах и выставках, посещают музеи, пишут исследовательские работы и делают доклады. Кружок осуществляет профориентацию и подготовку детей к поступлению в ВУЗы для обучения по специальностям связанными с геологией, недроиспользованием, охраной окружающей среды, строительством и т.п.














Геология изучает строение Земли, закономерности ее развития и состав. Она является главной в ряду многих «дочерних» наук — о земной коре, о современных геологических процессах и т.д. Много веков назад геологию ставили в противовес созвучной теологии — науке сугубо духовной.

В ряду естественных наук геология занимает особое, достойное место. Она не включена в школьную программу, однако вызывает определенный интерес у подрастающего поколения. Ребята в кружках, клубах и других объединениях нашего города могут получить не только теоретические сведения, связанные с геологией, но и массу практических навыков — от первой медицинской помощи в полевых условиях до гидро- и радиометрии. Регулярно проводятся геологические слеты, конференции, на которых юные исследователи могут представить результаты своей научно-практической деятельности и защитить их.

Направление «Геология» достаточно популярно в университетах нашей страны. Перед молодыми учеными открывается широкое поле деятельности — в прямом и переносном смысле. Природные особенности нашей страны дают богатую почву для изучения многим исследователям — от самых юных до признанных, профессоров и академиков.

Как одеться юному геологу

Перед отправлением в горы каждому путешественнику нужно подумать о снаряжении и экипировке. Начнем снизу: для похода подойдет легкая, прочная, удобная обувь на резиновой подошве (а еще лучше - на микропористой). Если подошва - кожаная, то она должна иметь шипы, как футбольные бутсы. Перед выходом на маршрут обувь нужно разносить и не одевать на босу ногу. Конечно, никаких высоких каблуков! Одежда тоже должна отличаться легкостью, прочностью и удобством. Наилучший вариант - хлопчатобумажный костюм наподобие лыжного. Головным убором же может послужить соломенная шляпа с резинкой, которая удерживает ее при сильном ветре.

Какие качества нужны геологу?


В известной советской песне пелось: «Держись, геолог! Крепись, геолог. Ты ветру и солнцу брат». И действительно: работа геолога непростая. Романтика путешествий и больших открытий - это лишь внешняя сторона профессии для тех, кто не имеет отношения к изысканиям. В глубоких недрах земли геологи ищут полезные ископаемые: уголь, нефть, драгоценные камни, соль, а также воду и другие природные ресурсы. Им приходится преодолевать немало трудностей, прежде чем сделать открытие того или иного месторождения. Геолог должен быть человеком неприхотливым, готовым к бытовым неудобствам. Участники геологических экспедиций часто живут в палатках, готовят пищу на костре. Представителям этой профессии приходится покорять горные вершины, спускаться в глубокие пещеры, преодолевать сотни километров. Поэтому, выбирая профессию геолога, нужно позаботиться о своей физической форме. Геолог должен быть человеком крепким, физически сильным и закаленным. В арсенале ученых разная техника и инструменты. Ориентируются на местности геологи с помощью карты и компаса. Ценятся и такие качества геолога, как честность, смелость, верность долгу и готовность прийти на помощь коллегам.

Как оформить домашнюю коллекцию камней и минералов и следить за ней?


Коллекционирование всегда считалось благородным делом, которое свидетельствовало о вкусе собирателя и владельца. Как же правильно хранить камни и минералы? В первую очередь, для каждого образца нужно выбрать свой «дом» - коробку с ячейками или пакетик. Иначе предметы коллекции могут повредить друг друга, соприкасаясь. При этом лучше пользоваться zip-пакетами с застежками - так камни и минералы не испытают действие пыли и влаги. С каждым образцом нужно положить этикетку с его данными. Лучше, чтобы каждый пакет был пронумерован, а на отдельном листе и в компьютере рекомендуется создать опись предметов, в которую можно добавлять найденные или купленные минералы или камни.

В настоящее время детско-юношеское геологическое движение является важнейшей составной частью патриотического и экологического воспитания молодежи, первым шагом в длительном и многотрудном процессе подготовки кадров для геологической отрасли. Перед ним ставятся задачи обеспечения преемственности поколений в области профессиональной геологической деятельности, повышения образовательного уровня личности и высоких нравственных ориентиров участников данного процесса. И где, как не в школе, можно привить интерес к данному направлению.

Так как на сегодняшнее время имеющиеся в школе программно – методические материалы изучения геологии не устраивают меня по причине большой загруженности теорией и малой долей часов практического характера, я составила свою программу.

Программа геологического кружка построена на основе Программы факультативного курса геологии (автор В.П.Голов), книги А.П. Сучковой и Т.П.Питолиной «Первые шаги в геологию» - 2005 г., Программа кружка «Юные геологи» Антонюк Н.П. – 2005 г. и собственных наработок тем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1"

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

(дополнительное образование)

Аввакумова Г.М.

«Минералогия и петрография»

Кол-во часов по программе: 34

Кол-во часов по учебному плану: 34

Учитель географии: Аввакумова Гузель Мазгаровна

Высокая Гора, 2016-2017

Пояснительная записка

В настоящее время детско-юношеское геологическое движение является важнейшей составной частью патриотического и экологического воспитания молодежи, первым шагом в длительном и многотрудном процессе подготовки кадров для геологической отрасли. Перед ним ставятся задачи обеспечения преемственности поколений в области профессиональной геологической деятельности, повышения образовательного уровня личности и высоких нравственных ориентиров участников данного процесса. И где, как не в школе, можно привить интерес к данному направлению.

Так как на сегодняшнее время имеющиеся в школе программно – методические материалы изучения геологии не устраивают меня по причине большой загруженности теорией и малой долей часов практического характера, я составила свою программу.

Программа геологического кружка построена на основе Программы факультативного курса геологии (автор В.П.Голов), книги А.П. Сучковой и Т.П.Питолиной «Первые шаги в геологию» - 2005 г., Программа кружка «Юные геологи» Антонюк Н.П. – 2005 г. и собственных наработок тем.

Цели курса:

  • Расширение кругозора учащихся.
  • Углубленное изучение тем, связанных с геологией.
  • Формирование устойчивого интереса к наукам Земли.

Занятия в кружке должны вырабатывать следующие умения и навыки:

1. Различать горные породы, минералы, полезные ископаемые своего края.

2. Самостоятельно зарисовывать, описывать обнажение горных пород, составлять коллекции.

4. Работать с научной-популярной литературой, справочниками.

5. Вести пропаганду геологических знании в школе.

6. Оформлять геологические выставки.

Задачи курса:

  • изучение основ геологической науки;
  • формирование умения работы с различными источниками геологических знаний и геологическими приборами;
  • закрепление и развитие у учащихся мотивации к изучению предмета «Геология» или ее дисциплин;
  • создание на занятиях ситуации успеха для каждого учащегося;
  • выявление способностей и задатков, которые возможно помогут в профессиональном самоопределении ученика;
  • воспитание патриотические чувства к своей Родине, бережного отношения к ее природным богатствам.

Данный курс носит познавательный, научно – исследовательский характер. Спланированы теоретические занятия и практикумы. Он носит межпредметный и внутрипредметный характер, так как в процессе комплексного геологического описания территории предусматривается изучение различных областей геологии, расширение и углубление знаний физической географии, экологии, биологии, исторического краеведения.

Материальные ресурсы : коллекции минералов и горных пород, геологический молоток, литература по изучаемому курсу.

Общее число часов – 34 .

Требования к уровню подготовки учащихся

После прохождения курса учащиеся должны:

  • знать процессы зарождения, развития и устройства планеты, строение земной коры, наиболее распространенные минералы, горные породы, полезные ископаемые и их характеристики;
  • знать геологическую историю и современность республики Татарстан и Высокогорского района;
  • уметь работать с геологическими приборами, образцами горных пород и минералов;
  • уметь читать геологические карты и работать с геологической литературой;
  • уметь анализировать геологическую информацию, прогнозировать геологические процессы, которые будут происходить на Земле в будущем;
  • осознавать важность и уникальность геологических объектов и необходимости их охраны, вести пропагандистскую работу по данному направлению.
  • при отборе учебного материала использовать дифференцированный подход, соответственно уровню подготовки учащихся;
  • уделять большое внимание процессу целеполагания и рефлексии;
  • доступность материала сочетать с научностью, современными реалиями;
  • обеспечить условия для овладения способами самостоятельной деятельности (поиск необходимой информации, наличие необходимых приборов и оборудования, выполнение исследовательских работ, создание проектов);
  • применять различные формы обучения - индивидуальные, парные, групповые;
  • подкреплять полученные знания практическими работами;
  • разнообразить формы занятий (семинары, практикумы, лекции, экскурсии, экспедиционную работу), использовать технологии проектного обучения и проблемного обучения;
  • организация разнообразного контроля (самооценка, взаимооценка, устные ответы в виде рассказа, тесты, зачеты, отчеты с полевых практик и экспедиций);
  • обязательное подведение результатов курса в форме рефератов, проектов, исследовательских работ.

Тематическое планирование

п/п

Наименование темы

Общее количество часов

теория

практика

всего часов

Примеч

Тема 1. Земля – частица Вселенной - 3 ч.

Образование Вселенной

Образование Солнечной системы

Планеты солнечной системы.

Тема 2. Планета Земля, ее строение, состав и история развития - 3 ч.

4 (1)

Образование, строение и состав Земли.

5(2)

Земная кора и ее состав.

6(5)

Периодизация истории Земли

Тема 3. Минералы - 8ч.

7(1)

Царство минералов. Минералы и их главные свойства. Главнейшие породообразующие минералы.

8(2)

Морфологические типы минералов, кристаллы, агрегаты.

9(3)

Физические свойства минералов. Цвет. Цвет черты. Блеск.

10(4)

Физические свойства минералов. Твердость. Спайность. Излом. Плотность.

11(5)

Физические свойства минералов. Ковкость и хрупкость. Гибкость. Магнитность. Вкус. Горючесть.

12(6)

Где и как образуются минералы. Метаморфические процессы минералообразования.

13(7)

Экзогенное минералообразование.

14(8)

Классификация минералов.

Тема 4. Горные породы - 5 ч.

15(1)

Горные породы. Структура и текстура горных пород.

16(2)

Классификация горных пород. Формы залегания.

17(3)

Магматические горные породы

18(4)

Осадочные горные породы. Происхождение. Состав. Классификация. Осадочные горные породы республики Татарстан и Высокогорского района.

19(5)

Метаморфические горные породы.

5. Геологические процессы – 14 ч.

20(1)

Геологические процессы.

21(2)

Разрывные нарушения горных пород.

22(3)

Землетрясения .

23(4)

Магматизм.

24(5)

25(6)

Метаморфизм.

26(7)

Экзогенные геологические процессы.

27(8)

Геологическая деятельность ветра.

28(9)

Геологическая деятельность поверхностных текучих вод

29(10)

Геологическая деятельность речных потоков.

30(11)

Геологическая деятельность подземных вод.

31(12)

Карстовые процессы.

  1. Сокровища земных недр – 3 ч.

32(1)

Полезные ископаемые.

33(2)

Полезные ископаемые России

34(3)

Полезные ископаемые республики Татарстан и Высокогорского района.

Итого:

1. Земля – частица Вселенной – 2 часа

1.1. Образование Вселенной.

Теории зарождения Вселенной. Представление о Вселенной, Галактиках.

1.2. Образование Солнечной системы. Солнечная система, ее строение.

1.3. Планеты Солнечной системы. Планеты. Спутники планет. Кометы. Метеориты. Астероиды. Значение изучения планет для познания истории развития Земли.

2. Планета Земля, ее строение, состав и история развития - 3 часа

2.1. Образование, строение и состав Земли. Теории происхождения Земли. Размеры Земли. Земные оболочки.

2.2. Земная кора и ее состав. Внутреннее строение Земли.

2.3. Периодизация истории Земли. Геологическое летоисчисление. Геохронологическая шкала.

Практическая работа 1. Изучение коллекции древних органических остатков.

3. Минералы – 8 часов.

3.1.Царство минералов. Минералы и их главные свойства. Главнейшие породообразующие минералы.

3.2.Морфологические типы минералов, кристаллы, агрегаты.

Практическая работа 2.

3.3. Физические свойства минералов . Цвет. Цвет черты. Блеск.

Практическая работа 3.

3.4. Физические свойства минералов . Твердость. Спайность. Излом. Плотность.

Практическая работа 4. Работа с коллекциями минералов по определению их свойств.

3.5. Физические свойства минералов . Ковкость и хрупкость. Гибкость. Магнитность. Вкус. Горючесть.

Практическая работа 5. Работа с коллекциями минералов по определению их свойств.

3.6. Где и как образуются минералы. Метаморфические процессы минералообразования.

3.7. Экзогенное минералообразование .

3.8. Классификация минералов.

Практическая работа 6. Работа с коллекциями минералов.

4. Горные породы – 5 часов.

4.1.Горные породы . Структура и текстура горных пород.

Практическая работа 7. Работа с коллекциями горных пород по определению их структуры и текстуры.

4.2 . Классификация горных пород . Формы залегания.

Практическая работа 8. Экскурсия на геологическое обнажение. Приемы работы с горным компасом.

  1. Магматические горные породы . Происхождение. Состав. Классификация.

Практическая работа 9. Работа с коллекцией магматических горных пород.

  1. Осадочные горные породы . Происхождение. Состав. Классификация.

Осадочные горные породы республики Татарстан и Высокогорского района.

Практическая работа 10. Изучение осадочных горных пород.

  1. Метаморфические горные породы .

Практическая работа 11. Работа с коллекцией метаморфических горных пород.

5. Геологические процессы – 12 часов.

5.1. Геологические процессы. Эндогенные геологические процессы. Колебательные движения земной коры. Классификация. Примеры современных поднятий и опусканий. Методы изучения современных и новейших тектонических движений: исторический, геодезический, геоморфологический, геологический.

5.2. Разрывные нарушения горных пород. Классификация: сбросы, сдвиги, надвиги, взбросы, покровы, шарьяжи. Понятие о глубинных разломах и их роли в развитии земной коры. Связь полезных ископаемых с разрывными тектоническими движениями.

5.3. Землетрясения . Землетрясения как отражение интенсивных тектонических движений земной коры и разрядки напряжений. Географическое распространение. Гипоцентр., эпицентр, очаг землетрясений. Классификация. Методы изучения: сейсмические станции, сейсмографы, сейсмограммы, акселерографы. Проблема прогноза землетрясений.

5.4. Магматизм . Две формы магматизма. Понятие о магме. Интрузивный магматизм. Типы интрузий, их формы, размер, состав и взаимодействие с вмещающими породами (батолиты, лакколиты, лополиты, штоки, дайки, жилы, пластовые интрузии – силы).

  1. Эффузивный магматизм – вулканизм . География современного вулканизма. Продукты их извержения. Типы вулканов по строению и характеру извержения. Поствулканические явления: фумаролы, сольфатары, мофетты, гейзеры, термальные источники. Значение магматизма в формировании земной коры.
  2. Метаморфизм. Понятие о данном процессе. Основные факторы метаморфизма: температура, давление, химические активные вещества. Основные типы метаморфизма.

5.7. Экзогенные геологические процессы. Общее представление о процессах выветривания.

5.8. Геологическая деятельность ветра. Эоловые процессы: дефляция(выдувание и развеивание), корразия, перенос и аккумуляция. Формы песчаного рельефа пустынь. Лесс, его происхождение. Типы пустынь. Современные процессы опустынивания.

Практическая работа 12. Экскурсия на геологическое обнажение по изучению геологической деятельности ветра.

5.9. Геологическая деятельность поверхностных текучих вод . Эрозия и площадный смыв. Перенос обломочного материала. Сели, их образование и борьба с ними.

Практическая работа 13. Экскурсия на геологическое обнажение по изучению геологической деятельности поверхностных текучих вод.

5.10. Геологическая деятельность речных потоков. Типы рек по питанию Режим рек: межень, паводок, половодье. Эрозия донная и боковая. Меандры и их происхождение. Аккумулятивная деятельность реки. Строение поймы. Устье: дельты, эстуарии, лиманы. Значение и охрана рек.

Практическая работа 14. Экскурсия на реку Казанку.

5.11. Геологическая деятельность подземных вод. Происхождение подземных вод. Верховодка, почвенные, грунтовые, межпластовые, безнапорные и напорные (артезианские подземные воды. Их классификация по химическому составу, температуре воды, происхождению.

5.12. Карстовые процессы. Возникновение карста и развитие. Карстующиеся горные породы. Формы карста: кары, поноры, воронки, котловины, полья, пещеры. Значение карста.

  1. Сокровища земных недр – 3 часа.

6.1. Полезные ископаемые. Понятие о полезных ископаемых. Классификация. История горнорудного промысла.

6.2. Полезные ископаемые России. Классификация. География полезных ископемых России.

Практическая работа 15. Анализ карты «Минеральные ресурсы России».

6.3. Полезные ископаемые республики Татарстан и Высокогорского района.

Практическая работа 16. Составление докладов на основе работы с литературой и картами по данной теме.

  1. Барская В.Ф., Рычагов Г.И. Практические работы по общей геологии. Уч. пособие для студентов пед. ин-тов. М., Просвещение, 1970-158с.
  2. Брансден Д., Дорнкелеп Д. Неспокойный ландшафт. М.: Мир, 1981-188с.
  3. Вулканы. Детская энциклопедия «Махаон». М.:»Махаон», 2006-123с.
  4. Гаврилов В.П. Путешествие в прошлое Земли. М., «Недра», 1976-144с.
  5. География России. Кн. 1: Природа и население. 8кл. учебник для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений /под ред. Алексеева А.И.. М.:Дрофа, 2005-319с.
  6. Гвоздецкий Н.А., Голубчиков Ю.Н. Горы. -М.: Мысль, 1987-399с.
  7. Голов В.П. Геология в средней школе. М.: «Просвещение», 1972-96с.
  8. Добровольский В.В. Минералогия с элементами петрографии. М.: «Просвещение», 1971-126с.
  9. Ефремова С.В. Магматические линии и кольца Земли. - М.: Недра, 1986-85с.
  10. Кантор Б.З. Мир минералов. Роснедра, РосГео, М.: Ассоциация «Экост», 2005-128с.
  11. Карцев А. А., Вагин С.Б. Невидимый океан. М., «Недра»,1978-109с.
  12. Корулин Д.М. Геология в школьной географии. Мн., «Народная асвета», 1973-72с.
  13. Муранов А. Необыкновенное и грозное в природе. изд. «Детская литература», Ленинград, 1971-334с.
  14. Новиков Э.А. Клады Земли. М., «Просвещение», 1971-144с.
  15. Сафронов В.С. Происхождение Земли - М.:Знание,1987- 48с.
  16. Сергеев М.Б., Сергеева Т.В. Планета Земля. М.,2000-144с.
  17. Сучкова А.П., Питолина Т.П. Первые шаги в геологию: изд. Роснедра, РосГео, Экост, Москва, 2005-166с.