Презентация История Крыма презентация к уроку по истории (8 класс) на тему. Презентация по истории на тему крымское ханство Последний слайд презентации: Крымское ханство: Общий вывод

Крымское
ханство
Крыы́мское хаы́нство - государство крымских татар, существовавшее
с 1441 по 1783 годы. Самоназвание - Крымский юрт.
В 1478 году после османской военной экспедиции в Крым ханство попало в
вассальную зависимость от Османской империи.
После русско-турецкой войны 1768-1774 годов по условиям КючукКайнарджийского мира 1774 года Крым стал независимым государством под
протекторатом Российской империи, при этом признавалась духовная
власть султана как главы мусульман (халифа) над крымскими татарами.

Столицы ханства
Главным городом
Крымского Юрта был город
Кырым, известный также
как Солхат
(современный Старый
Крым), ставший столицей
хана Оран-Тимура в 1266
году.
При образовании в Крыму
независимого от Орды
государства столица была
перенесена в укреплённую
горную крепость Кырк-Ер,
затем в расположенный в

История

Обретение
К началу XV
независимости
века Крымский Юрт уже
сильно обособился от
Золотой Орды и заметно
усилился.
В состав его входила,
помимо степного и
предгорного Крыма, часть
горной части полуострова и
обширные территории на
континенте.
После смерти Едигея в
1420 году Орда фактически
утратила контроль над

А так же:
- Вассалитет у Османской империи.
- Войны с Русским царством и Речью Посполитой в
ранний период.
- XVII - начало XVIII века (Ислам III Герай (1644-1654)
оказывал военную помощь украинскому гетману Богдану
Хмельницкому в Освободительной войне с Польшей.
- Попытка союза с Карлом XII и Мазепой.
- Русско-Турецкая война 1768-1774 годов и КючукКайнарджийский.
Русско-турецкая война 1735-1739 годов и полное
разорение Крыма.
- Последние ханы и завоевание Крыма Российской
империей.

Традиционная культура

Хозяйств
о
Традиционное
хозяйство крымских татар
было основано на кочевом
скотоводстве.

Жилищ
е
Изначально поселение
крымских кочевников
представляло собой

Пищ
а
Основу рациона у кочевников составляли мясные и молочные продукты. Кухня горно-прибрежных татар
отличалась большей изысканностью и включала в себя овощи и фрукты.
Татары употребляли разные виды мяса: изначально их основной пищей были конина и верблюжатина, но к
началу 20 века стали преобладать баранина и говядина.
В приготовлении пищи широко использовались молоко и молочные продукты.
Особым лакомством считался къаймакъ- сливки, которые долгое время нагревались на медленном огне.
Крымские татары употребляли рис,выпекали пшеничный хлеб (экмек), различные изделия из пресного теста,
обжаренного в жире.
Традиционными блюдами также были шашлык, баранина с рисом (плов), суп с мясом и овощами (шорба).
Охотники добывали дичь.
С развитием огородничества в рационе крымских татар появились разнообразные овощи и бахчевые
культуры.
Традиционные сладости региона: рахат-лукум, халва, щербет (сладкий фруктовый напиток).
Особую популярность у татар приобрел черный кофе по-турецки.
Мужчины и женщины ели отдельно.
В традиционном этикете важное место занимали обычаи гостеприимства: гостю подавали лучшие кушанья,
иногда в знак уважения ему предлагали баранью или лошадиную голову.

Праздник
и
Календарная обрядность крымских татар тесно связана с традиционным хозяйством,
поэтому характер и последовательность праздников продиктованы циклом
сельскохозяйственных работ. Обычаи и ритуалы вобрали в себя элементы мусульманских,
христианских и языческих традиций.
Праздник Нового года - Навруз, отмечался в день весеннего равноденствия и был связан с
подготовкой к началу полевых работ. В этот праздник хозяйки варили яйца - символ новой
жизни, пекли пироги, сжигали в костре старые вещи. Молодые люди прыгали через огонь,
вечером надевали маски, ходили по домам и пели песни, девушки проводили время за гаданием.
Также было принято в эти дни посещать могилы родственников.
6 мая крымские татары отмечали праздник двух святых Хыдырлез. К этому дню было
приурочено начало полевых работ. Было принято также прыгать через костер и катать с гор
специальные круглые хлебцы. Пастухи спускались с гор со стадами, в деревнях играли свадьбы.
Праздник отмечали всей общиной: после молитвы и ритуального жертвоприношения
устраивали качели, ярмарки, танцы. К празднику пекли пирог с куриным мясом и рисом,

Архитектура
Крымского ханства

Ливадийский дворец.
В 1834 г. территорию Ливадии (3 км к западу от Ялты)
упил граф Потоцкий, для которого выстроили дом и
азбили парк. В 1860 г. Ливадию приобрело удельное
едомство для царской семьи. К тому времени Романовы
же владели имением «Оренда» с дворцом и парком. Оба
имения соединила Царская (Горизонтальная) тропа,
родолжающаяся затем до Гаспры.
Большой Ливадийский дворец Белый дворец-бывшая
етняя резиденция императора Николая II - возведен в
910-11 гг. на месте разобранного старого дворца по проекту
кадемика Н,П.Краснова (1865-1939) в стиле итальянского
Возрождения. В дворцовый ансамбль входят также
витский корпус, дворец министра двора барона
Фредерикс, дворцовая церковь во имя Воздвижения

Ласточкино гнездо.
На Аврориной скале мыса Ай-Тодор между Ливадией и
Мисхором возвышается романтический замок «Ласточкино
гнездо», ставший своего рода «визитной карточкой»
Южного берега Крыма. Он был построен в 1912 г. по проекту
архитектора А. В. Шервуда для борона В. Штейгеля,
Бакинского нефтепромышленника. С началом первой
мировой войны он уехал в Германию, а замок продал купцу
Шелапутину, который устроил здесь ресторан. В 1927 г. во
время землетрясения обрушилась часть сколы, а вот здание
устояло, правда, долгие годы оно считалось аварийным и
было закрытым. Восстановлено в 1971 году. Сейчас в нем
работает дорогой ресторан «Верона». Вход на площадку
замка платный. Попасть к нему можно рейсовыми
теплоходами или на маршрутном такси из Ялты.

Бахчисарайский Ханский дворец.
Расположен в центре Старого города в долине речки ЧурукСу.
Основатель династии Хаджи Гирей (Герай) в середине 15
века перенёс столицу из города Крым (Старый Крым) в
Кырк-Ер (Чуфут-Кале), добиваясь независимости от
Золотой Орды. Начало строительству столицы положил
его сын Менгли Гир-ей 1(1467-1515). Дворец он задумал как
земное воплощение райских садов - отсюда лёгкость
построек и их гармония с деревьями и цветами.
Хан Кырым Герай (1717-1769), поклонник и знаток всего
французского, основал своеобразный стиль «крымское
рококо». Изучив архитектуру дворца, русские архитекторы
19 и 20 вв. развили этот стиль и применяли при
строительстве вилл и гостинец, а также мечетей и

Генуэзская крепость.
Это одна из наиболее сохранившихся
средневековых крепостей на территории Украины,
наглядно представляющая фортификационные и
инженерные решения, а потому собирающая на свои
фестивали исторического фехтования рекордное число
участников - западно-европейских рыцарей и
славянских витязей.
Город и порт Судак основан в 212 г. аланами. В XI в.
становится главной гаванью половцев, владевших
степями от Сибири до Венгрии. С XIII в. город на 150
лет становится центром венецианских владений, но
рядом - в Феодосии быстро укрепляются генуэзци. В
365 г. они добились от Золотой орды исключительных
прав на все морское побережье Крыма, вскоре они
захватывают Солдайю и перестраивают крепость

Джума-джами.
Пятничная мечеть, Джума-Джами (в пятницу, по
преданию, родился пророк Магомет) была заложена в
Гезлеве спустя год после коронации Девлет - Гирея I -в 1552
г. Строительство велось долго, более 10 лет, и завершилось,
в1564 г. По сводам нового храма оглашалось полученное в
Стамбуле право на Крымское ханство.
Композиция ханской мечети построена по принципу
нарастания объемов, силуэтом напоминая стамбульскую
Айя-Софию. Логика ее византийских в своей
выразительных монументальных конструкций четко
прослеживается во внешним облике храма.
Джума-Джами расположена в восточной части
современной евпаторийской набережной. Возвышаясь над
прилегающей застройкой, она хорошо просматривается с

А так же:
- Чуфут-Кале
Пещерный город.
- Сурб-хач
монастырь.
- Гезлев
комплекс средневековых памятников
Евпатории.

Крым – сегодня.

и одержимых кладоискателей «копателей».
И это не удивляет – потому, как Крым имеет интересную и древнюю историю. В
наши дни влечение к поиску кладов также сильно, как и в далекие древние
времена.
В музеях Украины, России и Крыма в частности, выставлены уникальные вещи из
золота и серебра, тончайшей работы, которые были найдены именно в Крыму.
В Крыму часто случались войны, разные народы постоянно сменяли друг друга.
Люди, оставляя обжитые места, в надежде на возвращение прятали самое
ценное. Поэтому в Крыму клады и сокровища встречаются, чаще, чем где бы то
ни было.
Современный человек хранит ценности и деньги зачастую в различных
банковских учреждениях, а в былые времена народы прятали их в земле, в стенах
или в подвалах своих домов.
Каждый клад имеет свою судьбу, связан с какой-либо личной трагедией: тот, кто
спрятал его по какой-либо причине не смог вернуться за нажитым и спрятанным
добром – то ли погиб в бою, или был взят в плен, или умер от лишений или
болезней.

Карты.

Участники:
Спирина Светлана – поиск текста.
Харачих Мавиле – презентация.
Завражная Марина – поиск фотографий.
Перерва Валентина – распечатка работы.

К началу XIII века население Крыма представляло собой коктейль из потомков десятков народов, в разное время появлявшихся на полуострове. Это были скифы, киммерийцы, готы, сарматы, греки, римляне, хазары и другие. Первые татарские отряды вторглись в Крым в январе 1223 года. Они разорили город Сугдею (Судак) и ушли в степи. Следующее вторжение татар в Крым относится к 1242 году. На сей раз татары обложили данью население северного и восточного Крыма.

Батый отдал Крым и степи между Доном и Днестром своему брату Мавалу. Столицей крымского улуса и резиденцией улусского эмира стал город Кырым, построенный татарами в долине реки Чурук-Су на юго-востоке полуострова. В XIV веке название города Кырым постепенно перешло на весь полуостров Таврида. Примерно в это же время на караванном пути из степного Крыма на южное побережье в восточной части полуострова был построен город Карасубазар («базар на реке Карасу», ныне город Белогорск), который быстро стал самым многолюдным и богатым городом улуса.

После захвата в 1204 году Константинополя крестоносцами на берегах Тавриды возникают итальянские города-колонии. Между итальянцами и татарами неоднократно возникали конфликты, но в целом улусские эмиры терпели существование колоний. Торговля с итальянцами приносила эмирам неплохие барыши. Основатель династии Гиреев - Хаджи-Девлет-Гирей родился в 20-ых годах XV века в литовском замке Троки, куда бежали его родственники в ходе ордынских усобиц. Хаджи-Гирей был прямым потомком золотоордынского хана Таш-Тимура - прямого потомка Тукой-Тимура - внука Чингисхана. Поэтому Гиреи, считаясь чингизидами, претендовали на власть над всеми государствами, возникшими на развалинах Золотой Орды.

В Крыму Хаджи Гирей впервые появился в 1433 г. По мирному договору от 13 июля 1434 г. генуэзцы признали Хаджи Гирея крымским ханом. Однако через несколько месяцев ногайский хан Сейид-Ахмет выбил Гирея из Крыма. Гирей был вынужден был бежать на «родину» в Литву, где в 1443 г. и был провозглашен крымским ханом. При военной и финансовой поддержке великого литовского князя Казимира IV Гирей двинулся в Крым. Вновь став крымским ханом, он сделал своей столицей город Крым-Солхат. Но вскоре Сейид Ахмет опять изгнал Хаджи Гирея из Крыма. Окончательно Хаджи Гирей стал крымским ханом лишь в 1449 г.

В Крыму Хаджи Гирей основал новый город Бахчисарай («Дворец в садах»), ставший при его сыне Менгли Гирее новой столицей государства. В советской исторической литературе до 1990 г. по истории Крымского ханства не было издано ни единой книги. Это было связано и с депортацией крымских татар в 1944 г., и с несоответствием истории ханства марксизму-ленинизму. Марксисты считали что в средние века существовало два класса - феодалы и крепостные крестьяне, причем первые жили за счет непосильного труда вторых. В Крымском же ханстве феодальный способ производства не приносил и половины валового продукта ханства. Основным способом производства был грабеж соседей. Такой способ производства не описан Марксом по той причине, что подобных государств Западной Европе в XIII – XIX веках не было.

Европейцы, ведя большие и малые войны, в ходе боевых действий также жгли и грабили деревни, насиловали женщин, убивали мирных жителей. Но это было побочным продуктом войны. Целью же войны было подписание выгодного мира (территориальные приобретения, льготы в торговле и т. п.). За несколькими годами войны следовали 50, а то и 100 лет мира.

Крымские же татары совершали набеги на соседей практически ежегодно. Их цель войны - награбить и благополучно увезти награбленное. Регулярных войск крымские ханы практически не имели. Войско в поход собирась из добровольцев. Как писал историк Д.И. Яворницкий: «Недостатка в таких охотниках между татарами никогда не было, что зависело главным образом от трех причин: бедности татар, отвращения ыих к тяжелому физическому труду и фанатической ненависти к христианам.»

Историк В. Коховский полагает, что крымский хан для походов поднимал треть всего мужского населения страны. В середине XVI века Девлет Гирей вел с собой на Русь и по 120 тысяч человек. Таким образом в разбоях участвовали не крымские феодалы, как утверждают советские историки, а, собственно, всё без исключения мужское население Крыма.

Татарские войска хорошо описаны французским военным инженером Г. де Бопланом, состоявшим на польской службе с 1630 по 1648 год. Татары шли в поход всегда налегке: они не везли с собой ни обозов, ни тяжелой артиллерии. Татарские лошади, число которых доходило до 200 тысяч голов, довольствовались степной травой, были приучены в зимнее время добывать себе корм, разрывая снег копытом. Огнестрельного оружия татары не употребляли, предпочитая меткие выстрелы из луков. Стрелами они могли на всем скаку попадать в неприятеля с 60 и даже со 100 шагов. Каждый татарин вел с собой в поход от 3 до 5 коней. Всадники имели возможность заменять усталых лошадей свежими, что увеличивало скорость передвижения войск. Часть лошадей шли татарам в пищу.

Татары очень легко одевались: рубаха из бумажной ткани, шаровары из нанки, сафьяновые сапоги, кожаная шапка, зимой - овчинный тулуп. Вооружение татарина - сабля, лук, колчан с 18 или 20 стрелами, нагайка (вместо шпор). К поясу привешивали нож, кресало для добывания огня, шило с веревочками, нитками и ремешками, 10-12 метров кожаной сыромятной веревки для связывания невольников. Кроме того каждый десяток татар брал с собой котел для варки мяса и небольшой барабанчик на луку седла. Каждый татарин имел свирель, чтобы при необходимости созывать товарищей. Знатные и богатые татары запасались кольчугами, очень ценными и редкими у татар.

Основной пищей татар в походе была конина. У каждого татарина было с собой некоторое количество ячменной или просяной муки и небольшой запас поджаренного на масле и подсушенного на огне в виде сухарей теста.В экипировке татарина была кожаная бадья, чтобы поить лошадей и пить самому. О лошадях они заботились больше, чем о себе. «Коня потеряешь - голову потеряешь», – говорили они. В то же время мало кормили своих лошадей в пути, считая что они без пищи лучше переносят усталость.

Татары сидели на своих лошадях, согнувшись спиной, потому-что слишком высоко подтягивали к седлу стремена, чтобы тверже, по их мнению, опираться и крепче сидеть в седле. Татарские лошади, называемые бакеманами, не подковывались. Только знатные вельможи подвязывали своим лошадям толстыми ремнями вместо подков коровьи рога. Бакеманы в основном были малорослы, поджары и неуклюжи. Зато бакеманы отличались необыкновенной выносливостью и быстротой. Они могли в один день без отдыха проскакать 90-130 км.

Сами всадники отличались легкостью, проворством, ловкостью. Несясь во весь опор на коне, татарин мизинцем левой руки держал уздечку, остальными пальцами той же руки держал лук, а правой рукой быстро пускал стрелы в любом направлении точно в цель.

Важным органом управления в Крымском ханстве являлся совет - диван. В диван, кроме хана, входили: калги-султан (заместитель и наставник), ханша валиде (старшая жена или мать), муфтий, главные беки и огланы. В 1455 г. Хаджи Гирею удается наголову разгромить войско хана Сейид-Ахмета. Годом ранее крымский хан, оказавшись в сложном положении, вступил в союз с турками, которые захватили Константинополь и стали хозяевами проливов. В июне 1456 г. была проведена первая совместная турецко-татарская операция против генуэзцев в Кафе. Эта акция закончилась подписанием мирного договора, по которому генуэзцы стали платить дань туркам и татарам.

В мае 1475 г. турки при поддержке татарских отрядов Менгли Гирея захватили Кафу. Турецкие войска разгромили и заняли княжество Феодоро и все города южного побережья Крыма. С генуэзским присутствием в Крыму было покончено.

Весной 1484 г. объединенные войска султана Баязида II и крымского хана Менгли Гирея напали на Польшу. 23 марта 1489 г. Польша подписала мирный договор, по которому Турция оставляла за собой захваченные земли в Северном Причерноморье. Крымское ханство на 300 лет стало вассалом Турции. Турция была единственным скупщиком захваченных татарами пленных и награбленного имущества. Исключение составляли лишь пленные, отпущенные за выкуп.

Крымское ханство постоянно воевало с Золотой Ордой, и Московия в этом стала союзником крымских Гиреев. При этом с самого начала великий князь Иван III занял подчиненное положение по отношению к хану Менгли Гирею. Иван III «бил челом» хану, Менгли Гирей Ивану «челом не бил», однако называл Ивана братом. С момента начала дипломатических отношений с Крымом Московия фактически начала платить дань Гиреям. Причем в Москве эти деньги, меха и прочие товары, отправляемые ежегодно в Крым, именовались подарками (поминками).

В 1485 г. золотоордынская рать вторглась в Крым. Лишь с помощью турок и ногайских татар Менгли Гирею удалось выгнать золотоордынцев из Крыма. С севера в это время на Золотую Орду напали московские войска.

В конце лета 1482 г. орда Менгли Гирея сожгла Киев и увела в рабство тысячи горожан и селян. В 1489 г. крымские татары несколько раз вторгались на Подолию. Подолия была опустошена ими и в 1494 г. Татарское войско вместе с турецким разгромили Галичину и Подолию в 1498 г., захватив в плен около 100 тысяч человек. В 1499 г. крымская орда вновь разграбила Подолию. Все это вполне устраивало Ивана III.

Весной 1491 г. золотоордынские войска двинулись к Перекопу. На выручку своего союзника Иван III двинул в степи 60-тысячное войско. Узнав о походе московской рати, золотоордынцы ушли от Перекопа. В ответ они в 1492 г. совершили набег на Алексин, а в 1499 г. – на Козельск.

Золотоордынский хан Шиг-Ахмет осенью 1500 г. пришел в южную Таврию и подошел к Перекопу. Прорваться в Крым ему не удалось Он отошел к Киеву. На следующий год Шиг-Ахмет снова объявился в степях, и снова неудачно. Затем он разрушил Новгород Северский и ряд малых городов, а затем начал кочевать между Черниговом и Киевом.

В мае 1502 г. хан Менгли Гирей собрал всех татар, кто мог сесть на коня, и двинулся на Шиг-Ахмета. Вблизи устья реки Сулы произошло сражение. Шиг-Ахмет был разбит и бежал.

«Так прекратилось существование знаменитой Золотой Орды, – писал историк С.М. Соловьев, – Крым избавил Московию окончательно от потомков Батыевых.»

Но, помогая крымцам добивать дряхлую Золотую Орду, московские князь и бояре не понимали, какого врага они растили себе на беду. Уже в 1507 году крымские татары напали на московское государство. Они разграбили Белевское, Одоевское и Козельское княжество. Так началась 270 – летняя война Московии-России с крымскими татарами, закончившаяся в XVIII веке поражением Крыма и присоединением его территории к Российской империи.

Материал взят с cайта www.perekop.info


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Крым глазами художников.Презентация по курсу «Крымоведение»6 класс Крым по природе и красоте своей во все времена притягивал к себе людей искусства. Это были и художники и поэты, режиссеры, актеры, музыканты. Все ехали в Крым на отдых и за вдохновением. Пейзажи полуострова восхищали их всех. Сегодняшний пост о художниках, чья живопись так или иначе связана с этим удивительным местом.Искусство полуострова формировалось под воздействием многих культур, но в тоже время автономно и немного замкнуто. Скифы, тавры, киммерийцы, генуэзцы, татары, армяне, славяне – все населявшие Крым народы приносили с собой лучшее и вплетали его в общий ковер декоративно-прикладного искусства, архитектуры, а позднее и искусства изобразительного Художественная лихорадка охватила Крым в конце XIX века и продолжилась в XX. Большая часть преподавателей Императорской Академии Художеств и Московского института Живописи, Ваяния и Зодчества работали в Крыму. В музея Москвы и Петербурга, а позднее и в Крымских музеях, собраны этюды, натюрморты, пейзажные и стаффажные картины, этнографические рисунки лучших представителей отечественного изобразительного искусства: Ф.Васильева, И.Крачковского, А.Мещерского, А.Боголюбова, И.Левитана, А.Куинджи, И.Шишкина, К.Коровина, В.Серова, В.Сурикова, В.Поленова, П.Кончаловского и других. Михаил Матвеевич Иванов (1748-1823)В конце XVIII века, первым проторил дорогу в Старый Крым русский художник Михаил Матвеевич Иванов. В январе 1780 года его, тогда уже академика живописи, командировали к наместнику южных губерний России, князю Потемкину, для изображения «городов и достопримечательностей вновь присоединенных земель», а также тех местностей, за которые Россия еще боролась. Иванов был зачислен в штаб Потемкина и даже получил чин премьер-майора. В 1783 году Иванов рисовал виды Старого Крыма. Десять акварелей этого художника, посвященные Старому Крыму и его окрестностям, хранятся ныне в Русском музее в Санкт-Петербурге. Иван Константинович Айвазовский (1817-1900).Еще мальчиком Иван Айвазовский влюбился в морские просторы крымского побережья. Его бурное, романтическое воображение рисовало ночные штормы, бескрайние водные просторы и борьбу людей с разбушевавшейся стихией. Эти яркие образы нашли отражение в творчестве всей его жизни. Айвазовский стал единственным художником русской школы, посвятившим весь свой неординарный талант маринистической живописи. За свою долгую жизнь Иван Константинович Айвазовский создал около 6 тысяч произведений. Карло Боссоли (1815-1884)Нужно ли удивляться, что романтическая Таврида оказалась столь привлекательной для художников, которые донесли до нас зрительные образы, созвучные, а подчас и более яркие, нежели литературные описания. Достойное место в блестящей плеяде прославленных имен занимает итальянец Карло Боссоли (1815-1884). Его творчество, пронизанное светом и праздничной атмосферой Юга, позволяет увидеть Крым глазами известных современников художника, ощутить себя первооткрывателем овеянной преданиями земли Тавриды. Богаевский Константин Фёдорович (1871-1943) - живописец и график, известен как мастер «фантастического пейзажа». Родился и почти всю жизнь прожил в Феодосии. Наотрез отказался заниматься у Айвазовского, т.к. его привлекали не морские виды, а история древней Киммерии. В 1891 году поступает в Академию художеств и занимается в мастерской пейзажиста Архипа Куинджи, которому тоже не подражает. Волошин (Кириенко-Волошин) Максимилиан Александрович (1877 - 1932), поэт, критик, эссеист, художник. Родился 16 мая (28 н.с.) в Киеве. Начинает учиться в московской гимназии, а заканчивает гимназический курс в Феодосии. В 1927 г. проходит выставка волошинских пейзажей, организованная Государственной Академией художественных наук (с печатным каталогом), которая стала последним выходом Волошина на общественную сцену. Куприн Александр Васильевич (1880-1960)Родился в Борисоглебске (Воронежская губерния) 10 (22) марта 1880 в семье преподавателя уездного училища. Учился в Воронежских вечерних классах рисования. Затем занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества (1906–1910). Тема крымского полуострова плотно засела в творчестве Куприна А.В. (1880-1960). Художник побывал во многих городах прибрежного Крыма, писал улочки Бахчисарая, горы, памятники истории. Первой его работой считается «Оленья гора». Василий Иванович Суриков(1848-1916).Родился 12 января 1848 года в Красноярске. Школьный учитель Н.В.Гребнев дал ему первые уроки живописи. Для получения полноценного художественного образования Суриков уезжает в Санкт-Петербург. Там в 1869 году он поступает в Академию художеств. Благословенный Крым стал для Василия Ивановича божественным открытием, неугасимым восторгом и... "лебединой песней". Её он запечатлел красками радости и оставил потомкам. Открыл он древнюю землю Тавриды в 1907 году. Константин Алексеевич Коровин (1861-1939).Родился Константин Алексеевич Коровин 23 ноября 1861 г. Четырнадцати лет он поступает на архитектурное отделение Московского училища живописи.Константин Коровин любил Крым, а в Крыму больше всего Гурзуф. Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927).Родился в 1844 году 1 июня в Санкт Петербурге. Это русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. В сентябре 1887 года В.Д.Поленов писал жене из Ялты: «Чем больше я хожу по окрестностям Ялты, тем все больше оцениваю наброски Левитана. Ни Айвазовский, ни Лагорио, ни Шишкин, ни Мясоедов не дали таких правдивых и характерных изображений Крыма, как Левитан».«Рыцарем красоты» называли Поленова В.Д. современники. Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Родился 30 августа 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты Ковенской губернии.Весной 1886 года Левитан отправился в Крым отдохнуть и поправить шаткое здоровье. Он побывал в Ялте, Массандре, Алупке, Симеизе, Бахчисарае. Знойная крымская природа поразила Левитана, он восторженно писал другу Антону Чехову из Ялты: «Как хорошо здесь! Представьте себе теперь яркую зелень, голубое небо, да ещё какое небо! Вот где вечная красота!» Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933) Аполлинарий Михайлович Васнецов - пейзажист, художник театра.Родился в селе Рябово Вятской губернии в семье священника. Живописи учился у В.М.Васнецова - старшего брата. В 1885-1886 годах Аполлинарий Михайлович предпринял путешествие по России. Он побывал на Украине и в Крыму. Серов Валентин Александрович (1865-1911)Родился в семье композитора и пианистки. Портретист. Учился у И.Е. Репина, затем поступил в Академию художеств.В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». Шадрин Александр Петрович.Шадрин Александр Петрович родился 19 апреля 1942 года в селе Караидель, Башкортостан, Россия.По окончании средней школы в Красноярске учился в художественной школе им. В. Сурикова, где получил первые серьезные навыки в рисунке и живописи.Служба во флоте в 1961-1965 годах привела его в Севастополь, с которым художник связал свою дальнейшую судьбу.

КРЫ`МСКОЕ ХА`НСТВО (1441/1443–1783 годы), средневековое государство в Крыму. Образовалось на территории Крымского улуса Золотой Орды в период её распада. Основатель Крымского ханство - Хаджи-Гирей (1441/1443–1466 годы). Границы Крымского ханства в период его могущества (середина XV века) включали территории Северного Причерноморья от устья Днестра на Западе и до правобережья Дона на Востоке, до реки Ворскла на Севере.

Административное деление Крымского ханства было традиционным для средневековых тюрко-татарских государств и состояло из четырёх крупных владений родов Аргын, Барын, Кипчак и Ширин. От Крымского ханства зависели кочевые владения Едисан, Буджак, Малые Ногаи. В период расцвета ханство делилось на бейлики, которые объединяли земли нескольких поселений и управлялись представителями различных татарских кланов.

Столица - город Бахчисарай - крупный религиозный, политический и торговый центр. Были и другие крупные города: Солхат (Иски-Крым), Кафа, Аккерман, Азак (Азов), Кырк-Ер (Чуфут-Кале), Гёзлёв, Судак. Все они являлись центрами бейликов и средоточием административной власти, ремёсел, торговли, религиозной жизни.

На землях Крымского ханства жили татары, греки, армяне, караимы, крымчаки; в портовых городах также - итальянские купцы.

Знать именовала себя татарами, иногда с добавлением «крымлы» (то есть крымские), а основное население чаще всего определяло себя по религиозному признаку - мусульмане.

Основным языком в Крымском ханстве был тюркский, на нём осуществлялись также делопроизводство, дипломатическая переписка и литературное творчество; с XVI века в него начали проникать многочисленные османизмы.

Хозяйственное занятия населения Крымского ханство были строго районированы: земледелие , садоводство и виноградарство культивировались в южной предгорной части, полукочевое скотоводство - в степной части Крыма и Северном Причерноморье. Выращивались пшеница, ячмень, просо, рис, чечевица. В садах разводили персики, груши, яблони, сливы, вишню, орехи. Население занималось пчеловодством, рыболовством и охотой. Города, особенно портовые, являлись центрами высокоразвитых ремёсел таких, как железоделательного, оружейного, ткацкого, кожевенного, деревообрабатывающего, гончарного, ювелирного, строительного. Были развиты торговые связи с Турцией, Россией, Польшей, со странами Закавказья. Основными предметами вывоза из Крымского ханство являлись пшеница, мёд, а также рабы; ввоза - оружие, ткани, пряности, предметы роскоши. Известные торговые ярмарки- в Кафе, Гёзлёве, Судаке и Ор-Капу (Перекопе).

Верховная власть в Крымском ханстве принадлежала ханам из рода Гиреев, потомков хана Джучи. Тамгой (гербом) Крымского ханство был знак в виде трезубого гребня, а тугрой - каллиграфически выписанная тамга, сохранившаяся в различных формах в дипломатической переписке крымских ханов. После установления в 1475 году вассальной зависимости Крымского ханство от Турецкой империи здесь образовалась другая система власти. Реальным правителем Крыма являлся турецкий султан, который имел право смещать и назначать ханов, контролировать все международные связи ханства, а также призывать крымские войска в поход. Формально ханы Крымского ханство являлись единовластными монархами, но в действительности их власть была ограничена турецкими султанами и правящими кланами. Ханы скрепляли своей печатью все законы страны и выполняли другие представительские функции. Основой богатства хана был его улус, располагавшийся в долинах рек Альма, Кача и Салгир. Резиденция ханов с конца XV века находилась в Бахчисарае. Вторым по значению представителем Гиреев являлся наследник престола - калга, обычно старший после хана представитель рода. Его резиденция и администрация располагались в Ак-Мечети. Владение калги - калгалык по наследству не передавалось, а являлось государственной собственностью. С 1578 года в Крымском ханстве появился ещё один наследник престола - нураддин, третий по значимости; его владения располагались в долине Альмы в Качи-Сарае. Фактически власть в Крымском ханстве принадлежала татарской знати, в которой выделялись 4 правящих рода: Ширин, Аргын, Барын и Кипчак (Яшлав). Позднее к ним присоединились ногайские кланы Мангыт (Мансур) и Сиджеут. В XVI–XVIII века происходила, вероятно, ротация кланов, когда Мангыты вытесняли кланы Аргын, Кипчак или Барын из властных структур. Формой влияния аристократии на государственные дела был совет при хане - диван . В его состав входили калга, нураддин, ширин-бей, муфтий, представители высший татарской знати во главе с карачибеками из четырёх правящих родов, правители - серакесиры трёх кочевых орд (Буджак, Едисан, Ногаи). Диван ведал всеми государственными делами, а также решал сложные судебные дела, не подлежавшие юрисдикции сословных и местных судов; занимался определением государственных расходов, в том числе на содержание хана и его двора.

Высшую административную и военную власть осуществлял улуг карачибек из рода Ширин, резиденция находилась в Солхате. Обеспечением внешний безопасности государства занимался ор-бек, резиденция в Перекопе. Финансовыми делами и налогами ведал хан-агасы (визирь), а также различные чиновники: казандар-баши, актачи-баши, дефтердар-баши, килларджи-баши. После установления зависимости от Турецкой империи важную роль в жизни Крыма стал играть представитель султана.

Социальная организация знати в Крымском ханстве имела иерархическую систему, связанную с правами на землевладение или взимания определенного налога, за что владельцы были обязаны служить своему сюзерену. Владение разделялось на условное - икта, суйургал и безусловное - тархан (освобождение от всех или части налогов и пошлин). Высший слой знати составляли потомки Гиреев - калга, нураддин, султаны, мурзы, беки и мелкая служилая знать - эмельдяши и сирдаши. Войско Крымского ханство состояло из гвардии хана (капы-кулу) и ополчений татарских кланов, а также войск кочевых племён общей численностью от 4 тысяч до 200 тысяч воинов. Основой армии являлась служилая знать, составлявшая кадры военачальников и профессиональных воинов, главным образом тяжеловооруженных кавалеристов, общая численность которых доходила до 8–10 тысяч человек. В начале XVI века при хане начала формироваться постоянная профессиональная армия по типу турецкой, состоявшая из отрядов пехотинцев, вооруженных мушкетами (джаниссры и тюфенкчи), а также полевой артиллерии (зарбузан). В полевых сражениях и при обороне укреплений применялась артиллерия. Для переправ и сражений на реках использовался боевой и транспортный флот. В XVI–XVIII века отряды крымского хана чаще всего действовали в составе турецких войск. В полевом бою применялись оперативные манёвры, фланговые охваты, ложные отступления. Во время боя татары стремились сохранять дистанцию, поражая противника стрелами.

Основная масса населения состояла из податного сословия, платившего государству или феодалу налоги, главный из которых был традиционный для татарских государств ясак. Существовали и другие налоги, сборы и повинности: поставки провианта войскам и властям (анбар-малы, улуфа-сусун), ямская повинность (илчи-кунак), налоги в пользу духовенства (гошер и закят). Крупные поступления в казну Крымского ханство обеспечивали плата за участие воинских контингентов крымских татар в походах турецких султанов, денежная контрибуция от Польши и России, выдаваемая для предотвращения набегов на свою территорию, а также военная добыча.

Государственной религией в Крымском ханстве был ислам . Главой духовенства являлся муфтий из рода сейидов. Муфтии и сейиды активно участвовали в политической жизни страны, занимались и судопроизводством. В ведении духовенства были также религиозные учебные заведения - мектебы и медресе . В них основная часть населения страны обучалась грамоте и основным канонам религии. Сохранились данные о существовании при медресе и дворе хана рукописных библиотек и переписчиков книг. О грамотности и культуре населения свидетельствуют сохранившиеся предметы с надписями, надгробия с эпитафическими надписями, документы по делопроизводству. Активно развивалась литература. Сохранилось собрание поэм и стихов «Роза и соловей» хана Гази-Гирея. Поэтами были также ханы Богадыр-Гирей и Селим-Гирей. В Крымском ханстве существовала официальная историография. В XVI–XVII веках появились «История хана Сахиб-Гирея» Реммал-ходжи, анонимная «История Дашт-и Кипчака», около 1638 год, «История хана Саид-Гирея» Хаджи Мехмеда Сенаи. Известный фундаментальный труд XVIII века «Семь планет» Сейида Мухаммада Ризы. Основной мотив этих произведений - стремление доказать самоценность татарской истории, определить роль и место крымских ханов в истории Турции.

На высоком уровне развития находились строительное дело и архитектура, например, белокаменный Бахчисарай славился мечетями - Тахталы-Джами (1704 год), Ешель-Джами (1764 год), Хиджи-Джами (1762–1769 года). В Евпатории была создана мечеть Джуми-Джами (XVI век). Строились также мавзолеи (дюрбе) крымских ханов и хан-бике - Турабек-ханум, Менгли-Гирея, Мухаммад-Гирея. Высокого уровня достигло искусство резьбы по камню, изготавливались надгробные камни с растительным орнаментом. Развивалась музыка, известными музыкантами были некоторые представители рода Гиреев, получившие образование в Турции: Сахиб-Гирей, Гази-Гирей.

Население Крымского ханство стало основой формирования современной крымско-татарской нации, заложив её основные политические, культурные и языковые традиции.

Крымское ханство проводило активную внешнюю политику. Укрепив внутреннее положение в государстве, Хаджи-Гирей и его ближайшие потомки воевали с ханами Большой Орды , часто вступали в союз с Русским государством. Однако в этот период резко усилилось влияние Оттоманской империи, которая распространила свою власть на всё побережье Чёрного моря. 1 июня 1475 года турецкий флот захватил Кафу и другие итальянские колонии и готские крепости. С этого времени крымский хан стал вассалом турецкого султана. В первой трети XVI века, по мере усиления Турции и начала экспансии России в Поволжье, обострялись русско-крымские противоречия. Они резко усилились после низложения в Казани русского ставленника Шах-Али и возведения на трон хана Сахиб-Гирея. Возведение на казанский трон Сахиб-Гирея, а затем его младшего брата Сафа-Гирея вызвало череду конфликтов и войн между Москвой и Крымским ханством. Русские военные походы участились после смерти Сафа-Гирея в 1546 году и завершились завоеванием Казани (1552 год). Начались войны Крымского ханство с Россией, в которых главным требованием крымского хана было возвращение в Казань ханов из рода Гиреев. В этих войнах Крымскому ханству оказала поддержку Турция, которая в стремлении расширить своё влияние на Северной Кавказ предприняла безуспешный поход на Астрахань (1569 год). В 1571 году хан Девлет-Гирей подошёл к Москве и сжёг её, но в 1572 году потерпел поражение в битве при Молодях, что заставило его подписать мир с Москвой. Все попытки освободить Казань от русского владычества оказались безуспешными. В XVII–XVIII веках Крымское ханство участвовало во всех военных предприятиях Турецкой империи: в войнах против Венгрии, Речи Посполитой, России, Австрии и Ирана. Неоднократным нападениям крымских войск подвергались территории России, Украины, Польши и Валахии.

В конце XVII века в ходе войны с Турцией Россией были предприняты крымские походы (1687 год, 1689 год), которые окончились безрезультатно. В 1711 году войска Крымского ханство участвовали в войне с Россией, завершившейся Прутским мирным договором, что обеспечило сохранение Крымского ханство. В конце XVIII века завоевательная политика Российской империи привела к череде русско-турецких войн. По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 году Крымское ханство перестало быть вассалом Турции и перешло в сферу влияния России. Политика хана Шагин-Гирея (1777–1783 годы) вызвала недовольство населения и аристократии и спровоцировала восстание. Под предлогом того, что новый хан не был утверждён Россией, в Крым были введены русские войска. В 1783 году Крымское ханство было присоединено к Российской империи. 8 апреля 1783 года императрица Екатерина II издала манифест, в соответствии с которым Крым, Тамань и Кубань становились русскими областями. За населением формально были сохранены прежние права, ему обеспечивались мирная жизнь и правосудие. Для Крыма началась новая эпоха - период русской колонизации и постепенного вытеснения татар.

  • Хаджи-Гирей (1443–1466 годы)
  • Нур-Девлет (1466–1469 годы, 1474–1477 годы)
  • Менгли-Гирей I (1469–1515 годы, с перерывом в 1474–1478 годы)
  • Джанибек-Гирей I (1477–1478 годы)
  • Мухаммад-Гирей I (1515–1523 годы)
  • Гази-Гирей I (1523–1524 годы)
  • Саадет-Гирей I (1524–1532 годы)
  • Ислам-Гирей I (1532 год)
  • Сахиб-Гирей I (1532–1551 годы)
  • Девлет-Гирей I (1551–1577 годы)
  • Мухаммад-Гирей II (1577–1584 годы)
  • Ислам-Гирей II (1584–1588 годы)
  • Гази-Гирей II (1588–1597, 1597–1608 годы)
  • Фатх-Гирей I (1597 год)
  • Селамет-Гирей I (1608–1610 годы)
  • Джанибек-Гирей II (1610–1622, 1627–1635 годы)
  • Мухаммад-ГирейIII (1622–1627 годы)
  • Инает-Гирей (1635–1638 годы)
  • Бахадур-Гирей (1638–1642 годы)
  • Мухаммад-Гирей IV (1642–1644, 1654–1665 годы)
  • Ислам-Гирей III (1644–1654 годы)
  • Адиль-Гирей (1665–1670 годы)
  • Селим-Гирей I (1670–1677, 1684–1691, 1692–1698, 1702–1604 годы)
  • Мурад-Гирей (1677–1683)
  • Хаджи-Гирей II (1683–84)
  • Саадет-Гирей II (1691)
  • Сафа-Гирей (1691–92)
  • Девлет-Гирей II (1698–1702, 1707–13)
  • Гази-Гирей III (1704–07)
  • Каплан-Гирей I (1707, 1713–16, 1730–36)
  • Кара-Девлет-Гирей (1716–17)
  • Саадет-Гирей III (1717–24)
  • Менгли-Гирей II (1724–30, 1737–39)
  • Фатх-ГирейII (1736–37)
  • Селим-Гирей II (1743–48)
  • Арслан-Гирей (1748–56, 1767)
  • Максуд-Гирей (1767–68)
  • Халим-Гирей (1756–58)
  • Крым-Гирей (1758–64, 1767–69)
  • Селим-Гирей III (1764–67, 1770–71)
  • Девлет-Гирей III (1769–70, 1775–77)
  • Каплан-Гирей II (1770)
  • Максуд-Гирей II (1771–72)
  • Сахиб-Гирей II (1772–75)
  • Шагин-Гирей (1777–83)

Слайд 1

Текст слайда:

Крымское ханство

Работу выполнили: Спирина Светлана,Харачих Мавиле
Марина Завражная,Перерва Валентина

Слайд 2


Текст слайда:

Крымское ханство

Кры́мское ха́нство - государство крымских татар, существовавшее с 1441 по 1783 годы. Самоназвание - Крымский юрт. В 1478 году после османской военной экспедиции в Крым ханство попало в вассальную зависимость от Османской империи. После русско-турецкой войны 1768-1774 годов по условиям Кючук-Кайнарджийского мира 1774 года Крым стал независимым государством под протекторатом Российской империи, при этом признавалась духовная власть султана как главы мусульман (халифа) над крымскими татарами.

Слайд 3


Текст слайда:

Столицы ханства

Главным городом Крымского Юрта был город Кырым, известный также как Солхат (современный Старый Крым), ставший столицей хана Оран-Тимура в 1266 году. При образовании в Крыму независимого от Орды государства столица была перенесена в укреплённую горную крепость Кырк-Ер, затем в расположенный в долине у подножия Кырк-Ера Салачик и, наконец, в 1532 году во вновь построенный город Бахчисарай.

Слайд 4


Текст слайда:

Слайд 5


Текст слайда:

Обретение независимости

К началу XV века Крымский Юрт уже сильно обособился от Золотой Орды и заметно усилился. В состав его входила, помимо степного и предгорного Крыма, часть горной части полуострова и обширные территории на континенте. После смерти Едигея в 1420 году Орда фактически утратила контроль над Крымом. После этого в Крыму началась ожесточённая борьба за власть, победителем из которой вышел первый хан независимого Крыма и основатель династии Гераев Хаджи I Гирей. В 1427 году он объявил себя властелином Крымского ханства. В 1441 году избран ханом и возведён на престол.
К середине XV века золото ордынский период в истории Крыма был окончательно завершён. Многолетнее стремление крымцев к независимости увенчалось успехом, а сотрясаемая смутами Золотая Орда не могла уже оказать серьёзного сопротивления. Вскоре после отпадения Крыма от неё отделился также Булгар (Казанское ханство), а затем один за другим стали независимыми Астраханское ханство и Ногайская Орда.

Слайд 6


Текст слайда:

А так же:

Вассалитет у Османской империи. - Войны с Русским царством и Речью Посполитой в ранний период. - XVII - начало XVIII века (Ислам III Герай (1644-1654) оказывал военную помощь украинскому гетману Богдану Хмельницкому в Освободительной войне с Польшей. - Попытка союза с Карлом XII и Мазепой. - Русско-Турецкая война 1768-1774 годов и Кючук-Кайнарджийский. Русско-турецкая война 1735-1739 годов и полное разорение Крыма. - Последние ханы и завоевание Крыма Российской империей.

Слайд 7


Текст слайда:

Слайд 8


Текст слайда:

Хозяйство

Традиционное хозяйство крымских татар было основано на кочевом скотоводстве. Татары разводили лошадей, коров, двугорбых верблюдов, овец. Собственники скота метили принадлежащих им животных особым клеймом (тамгой). С 18 века все большую роль стало играть земледелие, а также виноградарство и садоводство. В 19 веке степные татары также стали заниматься земледелием. Крымские татары обрабатывали землю с помощью плуга, в который запрягали волов, и сеяли пшеницу, просо, ячмень, рожь. На южных склонах гор возделывали сады, виноградники, ореховые и табачные плантации, используя системы искусственного орошения. Виноградарство возникло в Крыму в эпоху греческих колоний и получило распространение на южных предгорьях и южном берегу полуострова. В 19 веке татары начали заниматься виноделием. Согласно традиции, татары получали в собственность землю, которую обрабатывали на протяжении нескольких десятилетий. Жители крымских степей с 13 века занимались добычей соли из соляных озер (их в Крыму насчитывалось несколько сотен). Активно развивались ремесла (их центром стал Бахчисарай), такие как выделка кожи, производство войлока, оружейное дело, гончарное производство, деревообработка с использованием инкрустации, ювелирное дело, узорное ткачество и др. Современные крымские татары проживают в основном в городах. В сельской местности они занимаются садоводством и виноградарством.

Слайд 9


Текст слайда:

Жилище

Изначально поселение крымских кочевников представляло собой временную стоянку, состоящую из группы юрт. Основой юрты были решетки из прутьев, соединенные между собой кожаными петлями. На этот каркас накидывали войлочные полотнища, которые образовывали кровлю и стены юрты. В центре юрты разводили огонь, в потолке над ним находилось отверстие для выхода дыма. Большую юрту при необходимости иможно было быстро разобрать и перевезти на другую стоянку. Маленькие шатры (кибитки) перевозили целиком.
Зимой некоторые группы татар жили в хижинах с глинобитными стенами и крышей из камыша. После перехода к оседлому образу жизни у крымских татар стали появляться деревни - аулы, застроенные домами из земляного кирпича с земляным полом и двускатной крышей. В горном Крыму преобладал другой тип жилища: деревянный сруб из досок, стоящий на земле либо на каменном фундаменте. В горных деревнях в районе Бахчисарая дома также были деревянными, но уже в два этажа. Они располагались на террасах на склонах гор. Для южнобережных татар характерны дома с плоской крышей, расположенные вдоль склонов, очень близко друг к другу.

Слайд 10


Текст слайда:

Основу рациона у кочевников составляли мясные и молочные продукты. Кухня горно-прибрежных татар отличалась большей изысканностью и включала в себя овощи и фрукты. Татары употребляли разные виды мяса: изначально их основной пищей были конина и верблюжатина, но к началу 20 века стали преобладать баранина и говядина. В приготовлении пищи широко использовались молоко и молочные продукты. Особым лакомством считался къаймакъ- сливки, которые долгое время нагревались на медленном огне. Крымские татары употребляли рис,выпекали пшеничный хлеб (экмек), различные изделия из пресного теста, обжаренного в жире. Традиционными блюдами также были шашлык, баранина с рисом (плов), суп с мясом и овощами (шорба). Охотники добывали дичь. С развитием огородничества в рационе крымских татар появились разнообразные овощи и бахчевые культуры. Традиционные сладости региона: рахат-лукум, халва, щербет (сладкий фруктовый напиток). Особую популярность у татар приобрел черный кофе по-турецки. Мужчины и женщины ели отдельно. В традиционном этикете важное место занимали обычаи гостеприимства: гостю подавали лучшие кушанья, иногда в знак уважения ему предлагали баранью или лошадиную голову.

Слайд 11


Текст слайда:

Праздники

Календарная обрядность крымских татар тесно связана с традиционным хозяйством, поэтому характер и последовательность праздников продиктованы циклом сельскохозяйственных работ. Обычаи и ритуалы вобрали в себя элементы мусульманских, христианских и языческих традиций. Праздник Нового года - Навруз, отмечался в день весеннего равноденствия и был связан с подготовкой к началу полевых работ. В этот праздник хозяйки варили яйца - символ новой жизни, пекли пироги, сжигали в костре старые вещи. Молодые люди прыгали через огонь, вечером надевали маски, ходили по домам и пели песни, девушки проводили время за гаданием. Также было принято в эти дни посещать могилы родственников. 6 мая крымские татары отмечали праздник двух святых Хыдырлез. К этому дню было приурочено начало полевых работ. Было принято также прыгать через костер и катать с гор специальные круглые хлебцы. Пастухи спускались с гор со стадами, в деревнях играли свадьбы. Праздник отмечали всей общиной: после молитвы и ритуального жертвоприношения устраивали качели, ярмарки, танцы. К празднику пекли пирог с куриным мясом и рисом, готовили халву. Дети-ряженые ходили по соседям, выпрашивая угощение, девушки пели колядки. Крымские татары отмечали также мусульманские праздники: Ураза Байрам (после окончания поста в священный месяц Рамазан), Курбан Байрам, который сопровождался жертвоприношением животных и посещением могил, Ашир-Куню (день Ашура), в который гготовили специальное ритуальное блюдо из семи компонентов (кукуруза, пшеница, горох, фасоль, сухофрукты, орехи, патока) и др.

Слайд 12


Текст слайда:

Архитектура Крымского ханства

Слайд 13


Текст слайда:

Ливадийский дворец.

В 1834 г. территорию Ливадии (3 км к западу от Ялты) купил граф Потоцкий, для которого выстроили дом и разбили парк. В 1860 г. Ливадию приобрело удельное ведомство для царской семьи. К тому времени Романовы уже владели имением «Оренда» с дворцом и парком. Оба имения соединила Царская (Горизонтальная) тропа, продолжающаяся затем до Гаспры.
Большой Ливадийский дворец Белый дворец-бывшая летняя резиденция императора Николая II - возведен в 1910-11 гг. на месте разобранного старого дворца по проекту академика Н,П.Краснова (1865-1939) в стиле итальянского Возрождения. В дворцовый ансамбль входят также свитский корпус, дворец министра двора барона Фредерикс, дворцовая церковь во имя Воздвижения Честного Креста (построена в 1872 г.), и итальянский дворик.
Ливадийский парк сформировался на основе природного леса. Всего в парке сосредоточено более 180 видов форм деревьев, кустарников и лиан. 4-11 февраля 1945 г. в Большом (Белом) зале дворца проходила Крымская (ялтинская) конференция глав правительств СССР, США и Великобритании. Во время роботы конференции во дворце была резиденция президента Соединенных Штатов Америки Ф. Рузвельта.

Слайд 14


Текст слайда:

Ласточкино гнездо.

На Аврориной скале мыса Ай-Тодор между Ливадией и Мисхором возвышается романтический замок «Ласточкино гнездо», ставший своего рода «визитной карточкой» Южного берега Крыма. Он был построен в 1912 г. по проекту архитектора А. В. Шервуда для борона В. Штейгеля, Бакинского нефтепромышленника. С началом первой мировой войны он уехал в Германию, а замок продал купцу Шелапутину, который устроил здесь ресторан. В 1927 г. во время землетрясения обрушилась часть сколы, а вот здание устояло, правда, долгие годы оно считалось аварийным и было закрытым. Восстановлено в 1971 году. Сейчас в нем работает дорогой ресторан «Верона». Вход на площадку замка платный. Попасть к нему можно рейсовыми теплоходами или на маршрутном такси из Ялты.
С мыса открывается великолепный вид на Ялтинский залив. Живописен скалистый островок Парус, выдвинутый в море, а над ним на скале установлена скульптура орла.
У подножия Ласточкиного гнезда найдены аквалангистами в затопленных пещерах следы пребывания людей каменного века.

Слайд 15


Текст слайда:

Бахчисарайский Ханский дворец.

Расположен в центре Старого города в долине речки Чурук-Су.
Основатель династии Хаджи Гирей (Герай) в середине 15 века перенёс столицу из города Крым (Старый Крым) в Кырк-Ер (Чуфут-Кале), добиваясь независимости от Золотой Орды. Начало строительству столицы положил его сын Менгли Гир-ей 1(1467-1515). Дворец он задумал как земное воплощение райских садов - отсюда лёгкость построек и их гармония с деревьями и цветами.
Хан Кырым Герай (1717-1769), поклонник и знаток всего французского, основал своеобразный стиль «крымское рококо». Изучив архитектуру дворца, русские архитекторы 19 и 20 вв. развили этот стиль и применяли при строительстве вилл и гостинец, а также мечетей и общественных зданий всего Крыма.
Но дворец и его «Фонтан Слёз» стали всемирно известны лишь благодаря А.Пушкину, побывавшему в Крыму в 1820 году. Легенды о фонтане легли в основу и стихов А.Мицкеви-ча и Леси Украинки.
Сейчас это Историко-архитектурный музей-заповедник. Археологическая экспозиция знакомит со свидетельствами жизни в древнейшие эпохи, со времён оледенения Европы. Этнографическая коллекция посвящена культуре, быту, ремеслам и народному творчеству крымских татар.

Слайд 16


Текст слайда:

Генуэзская крепость.

Это одна из наиболее сохранившихся средневековых крепостей на территории Украины, наглядно представляющая фортификационные и инженерные решения, а потому собирающая на свои фестивали исторического фехтования рекордное число участников - западно-европейских рыцарей и славянских витязей.
Город и порт Судак основан в 212 г. аланами. В XI в. становится главной гаванью половцев, владевших степями от Сибири до Венгрии. С XIII в. город на 150 лет становится центром венецианских владений, но рядом - в Феодосии быстро укрепляются генуэзци. В 1365 г. они добились от Золотой орды исключительных прав на все морское побережье Крыма, вскоре они захватывают Солдайю и перестраивают крепость (первые постройки которой сделаны еще везантийцами).
В 1475 г. крепость взял штурмом десант, высадившийся с турецкой эскадры. Пробоины от мощных пушек до сих пор зияют в стенах крепости.
В Консульском замке в верхней части крепости можно видеть небольшую экспозицию. На самом верху находится знаменитая Девичья башня, откуда некая принцесса бросилась пучину. Но возможно это название связано с более древним использованием этого места как жертвенника в честь богини тавров Девы.

Слайд 17


Текст слайда:

Джума-джами.

Пятничная мечеть, Джума-Джами (в пятницу, по преданию, родился пророк Магомет) была заложена в Гезлеве спустя год после коронации Девлет - Гирея I -в 1552 г. Строительство велось долго, более 10 лет, и завершилось, в1564 г. По сводам нового храма оглашалось полученное в Стамбуле право на Крымское ханство.
Композиция ханской мечети построена по принципу нарастания объемов, силуэтом напоминая стамбульскую Айя-Софию. Логика ее византийских в своей выразительных монументальных конструкций четко прослеживается во внешним облике храма.
Джума-Джами расположена в восточной части современной евпаторийской набережной. Возвышаясь над прилегающей застройкой, она хорошо просматривается с моря и берега сквозь зелень Караевского сада и вместе с соседствующим неподалеку православным храмом св. Николая определяет лицо набережной, формирует облик морской панорамы старой части Евпатории.

Текст слайда:

Крым притягивает не только тех, кто желает отдохнуть или попутешествовать, но и одержимых кладоискателей «копателей». И это не удивляет – потому, как Крым имеет интересную и древнюю историю. В наши дни влечение к поиску кладов также сильно, как и в далекие древние времена. В музеях Украины, России и Крыма в частности, выставлены уникальные вещи из золота и серебра, тончайшей работы, которые были найдены именно в Крыму. В Крыму часто случались войны, разные народы постоянно сменяли друг друга. Люди, оставляя обжитые места, в надежде на возвращение прятали самое ценное. Поэтому в Крыму клады и сокровища встречаются, чаще, чем где бы то ни было. Современный человек хранит ценности и деньги зачастую в различных банковских учреждениях, а в былые времена народы прятали их в земле, в стенах или в подвалах своих домов. Каждый клад имеет свою судьбу, связан с какой-либо личной трагедией: тот, кто спрятал его по какой-либо причине не смог вернуться за нажитым и спрятанным добром – то ли погиб в бою, или был взят в плен, или умер от лишений или болезней.

Слайд 21


Текст слайда:

Слайд 22


Текст слайда:

Участники:

Спирина Светлана – поиск текста. Харачих Мавиле – презентация. Завражная Марина – поиск фотографий. Перерва Валентина – распечатка работы.

Слайд 23