Презентации как определить род несклоняемых существительных. Презентация по русскому языку "Род имён существительных". І. Объявление темы и цели урока

«Множественное число имён существительных» - Тип II: дистрибутивная множественность ситуаций. Заключительные замечания. Требование однородности обеспечивается сходством целей или последствий,единой номинацией. Гипотеза. Подтверждения предсказания. Тип III: разные проявления ситуации X. Правила и ограничения. Объект. Предсказание. Тип I: многократная множественность ситуаций.

«Правописание имён прилагательных» - На крыльцо избушки падала тень от огромной замшелой ели. Стили речи. Научный. Падеж, число, род, Качественные Относительные Притяжательные. Метафора – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова. Степени сравнения у качественных прилагательных. Непостоянные. Постоянные. Морфологические признаки.

«Склонение имён существительных» - 9. Найдите и исправьте ошибку в предложении. 2 склонение. 2. Заполните таблицу примерами (сокол, степь, имя). 3 склонение. Выполните задания. Три склонения имен существительных. 8. Поставьте существительные семя и стремя в Р.п. во мн.ч. 4. Употребите словосочетание железнодорожный путь в Р,Д, В, Т падежах ед.ч. и в И падеже мн.ч.

«Три склонения имён существительных» - Старая женщина П.п. ж.р. волновалась о сестре П.п. ж.р. и дочери. Страна, мышь, земля, дедушка, дядя, стол, озеро, поле, дочь. Найди и выдели окончание. Правила «этикета». Говори понятно. Поворачивайся к говорящему. Секретарь – записывает. Смотри на собеседника. Чтец – читает вслух. Говори при ответе «мы считаем».

«Падежные окончания имён существительных» - Будем знания добывать. Учебный центр. Безударное падежное окончание имени существительного – орфограмма. У сосны. В окне. От злост. Центр занятости населения «Тест». Классная р…бота. Фабрика слов. В озер. В стране. с Ильёй. 2 склонение. Аллея предложений. Нарисуй график. 1 способ. ул.Орфографическая.

«Склонение имён прилагательных» - Из приведенных ниже слов составь словосочетания «прилагательное + существительное» во множественном числе. Склонение имен прилагательных множественного числа, сочетающихся с неодушевленными существительными. Прочитайте предложения и объясните правописание пропущенных орфограмм. Я должен научиться: Склонять имена прилагательные множественного числа.

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Цель урока: формирование у обучающихся навыков определения рода несклоняемых имен существительных.

образовательные:

  • познакомить обучающихся со способами определения рода несклоняемых имен существительных;

развивающие:

  • развивать умение употреблять в речи несклоняемые имена существительные, согласовывать с ними прилагательные;
  • развивать творческое мышление и память;

воспитательные:

  • воспитывать любовь к слову,
  • обогащать словарный запас обучающихся.

Оборудование и материалы:

  • мультимедийный проектор,
  • презентация “Род несклоняемых имен существительных”,
  • УМК “ Русский язык” 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация знаний и умений: повторение изученного материала

Задание 1.

Лексический диктант

Вспомните, что такое лексическое значение слова?

Сейчас мы напишем лексический диктант. Вам надо будет по лексическому значению отгадать слово и записать его (1 ученик у доски) (Приложение 1. Подсказки на Слайдах 3, 4, 5, 6)

  1. Особого рода попугай с хохолком на голове. (Какаду) .
  2. Небольшая дальневосточная рыба семейства сельдевых. (Иваси )
  3. Мелкие (рост 80-140 см ) лошади, выведенные на островах: Британских (в т.ч. Шетлендских, Гебридских, Ирландии и др.), Исландия, Корсика, Сицилия, Готланд, Хоккайдо (Япония). (Пони )
  4. Напиток из семян кофейного дерева. (Кофе)
  5. Разновидность капусты с утолщенным шаровидным мясистым стеблем, идущим в пищу. (Кольраби )
  6. Южное растение семейства лилейных с толстыми мясистыми листьями, разводимое у нас в комнатных условиях как лекарственное или декоративное. (Алоэ )
  7. Спортивная борьба, отличающаяся большим разнообразием эффективных приемов [из сокращения словосочетания ""самозащита без оружия""]. (Самбо)
  8. Широкая улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями (в Англии, США и некоторых других странах). (Авеню )
  9. Легкая разборная конструкция летнего цирка с брезентовой крышей, поддерживаемой длинными мачтами. В центре находится манеж, вокруг манежа - места для зрителей. (Шапито)
  10. С шторы из параллельных пластинок (неподвижных или поворачивающихся). Применяются для защиты помещения от солнечных лучей, атмосферных осадков и пыли. (Жалюзи )

Что объединяет все эти существительные?(Обратите внимание на изменение их по падежам)

Как называют такие существительные? (Несклоняемые) Слайд 7, 8

Вспомните, какие существительные относят к несклоняемым?

4. Психологическая подготовка к изучению нового материала: создание проблемной ситуации

– Посмотрите на доску (Слайд 9 )

– Как правильно сказать?

Красивый пони?

Красивая пони?

Красовое пони?

Целебный алоэ?

Целебное алоэ?

Целебная алоэ?

(Затруднения.)

– Почему трудно выполнить задание? (Потому что нет окончания у существительного)

– Какие знания нам необходимы, чтобы выполнить задание? (Знать способ определения грамматического рода несклоняемых существительных.)

Запись темы урока.

5. Изучение нового материала

Работа в теоретических тетрадях.

Материал на слайдах 10-30.

6. Закрепление изученного материала

Формирование умений определять род несклоняемых имен существительных; употреблять в речи несклоняемые имена существительные, согласовывать с ними прилагательные, глаголы прошедшего времени.

Задание 2 (письменно).

Сейчас вы на слайдах увидите собственные имена существительные, которые обозначают разные географические названия. Подберите к данным существительным прилагательные, запишите полученные словосочетания в тетрадь, выделяя окончания у прилагательных. (Слайды 32-43)

Проверка 2 работ обучающихся.

Физкультминутка

Задание 3 (устно).

Определите род имен существительных

  1. Бурн… Арагви впадает в Куру.
  2. Древ … Тбилиси – столица Грузии.
  3. Полноводн… Конго течет среди тропических лесов.
  4. Великолепн… пенальти забил Кержаков.
  5. Розов… фламинго удивляет своей красотой.

Задание 4. Самостоятельная работа.

Найти четвёртое “лишнее”.

Портмоне, кольраби, киви, шапито;

Мосье, кенгуру, шимпанзе, мадам;

Лебедь, тополь, шампунь, тюль;

Пенальти, манго, кенгуру, какао

Самопроверка. (Кольраби, мадам, лебедь, какао).

7. Итоги урока

Как же правильно сказать? Слайд 47

– Что новое узнали на уроке? Чему научились?

Я узнал...

Я понял...

Выставляются и комментируются оценки.


Цель урока: формирование у обучающихся навыков определения рода несклоняемых имен существительных. Задачи: образовательная: познакомить обучающихся со способами определения рода несклоняемых имен существительных; развивающие: развивать умение употреблять в речи несклоняемые имена существительные, согласовывать с ними прилагательные; развивать творческое мышление и память; воспитательные: воспитывать любовь к слову, обогащать словарный запас обучающихся.







Какие имена существительные называют несклоняемыми? Несклоняемые существительные - это группа неизменяемых заимствованных слов. В неё входят как имена собственные (Дюма, Сочи, Тбилиси), так и нарицательные (фрау, маэстро, меню, какаду). Несклоняемые существительные не имеют формальных признаков рода - окончаний.






















А знаете ли вы? Рантье нескл., м., одуш. (фр. rentier










А знаете ли вы? Ида́льго - в средневековой Испании человек, происходящий из благородной семьи и получающий свой особый статус по наследству, передававшийся только по мужской линии. Обладатели этого статуса освобождались от многих налогов, не могли быть подвергнуты казням, считавшимся позорными, повешение, сожжение, четвертование, растерзание животными. Лишить идальго его статуса было невозможно. Уважаемый идальго


3) двуродовые: визави (ср.: мой визави оказался интересным собеседником – моя визави оказалась интересной собеседницей), протеже (ср.: наш протеже оправдал все надежды – наша протеже оправдала все надежды); инкогнито (ср.: таинственный инкогнито внезапно исчез – таинственная инкогнито внезапно исчезла); 4) среднегo рода: жюри


А знаете ли вы? Визави (франц. vis-a-vis) 1) танцующие друг против друга, 2) вообще, положение напротив, друг против друга. Протеже (фр.) – находящийся под покровительством, любимец Инкогнито (ит. incognito, от лат. incognitus - неизвестный) – скрывавшийся под чужим именем, желающий остаться неизвестным.














А знаете ли вы? Ара́гви (груз.) река в Восточной Грузии, левый приток Куры. Образуется слиянием Белой, Чёрной и Пшавской Арагви, стекающих с южных склонов Большого Кавказа, у посёлка Пасанаури. Длина реки 66 км, площадь бассейна 2740 км².груз.Куры Пасанаури


А знаете ли вы? Ко́нго (Заи́р, Луалаба) река в Центральной Африке, главным образом в Демократической Республике Конго (частично протекает по егоЦентральной АфрикеДемократической Республике Конго границам с Республикой Конго и Анголой), самаяРеспубликой КонгоАнголой полноводная и втораявторая по длине по длине река Африки,Африки вторая река по водности в мире после Амазонки.Амазонки


А знаете ли вы? Янцзы́ самая длинная и многоводная река Евразии, третья река в мире по полноводности и по длине. Протекает по территории Китая, имеет длину около 6300 км, площадь бассейна км².многоводнаярека Евразиипо полноводности по длинеКитая Многоводная Янцзы


А знаете ли вы? Замбе́зи четвёртая по протяжённости река в Африке. Площадь бассейна км², протяжённость км.Африкебассейна км Важнейшая достопримечательность Замбези – водопад Виктория, один из величайших водопадов мира. Верхняя Замбези


А знаете ли вы? Онта́рио (англ. Ontario) озеро в США и Канаде, самое нижнее и самое маленькое по площади в системе Великих озёр. Название озера происходит из языка индейского племени Гурон и обозначает «Озероангл.США КанадеВеликих озёрГурон сияющих вод». Живописное Онтарио


А знаете ли вы? Алаза́ни (груз.) река на востоке Грузии и западе Азербайджана, частично формирующая границу между двумя республиками.Длина Алазани 51 км,река ГрузиизападеАзербайджана площадь водосбора около км². Берёт начало на южных склонах Большого Кавказа.


А знаете ли вы? Парагвай (исп. Río Paraguay, порт. Rio Paraguai) река, правый приток Параны, одна из самых больших рек центральной и южной частей южноамериканского континента. Протекает через территории Бразилииисп.порт.Бразилии (рядом с боливийской границей) и Парагвая.
А знаете ли вы? Бату́ми (груз. [ба́ту́ми́], до 1936 года Батум) город и порт в Грузии, на побережье Чёрного моря, столица Аджарскойгруз.1936 годагородпортГрузии Автономной Республики, главный туристический центр современной Грузии. В основе названия предполагают сван. бат "камень". Современный Батуми










Использованная литература: 1.Толковый словарь С.И. Ожегова// Род несклоняемых существительных // collection.edu.ru 4. pedagogics/ _0.html 5. russian/6-klass Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. –Дрофа, 2006

Тема 6 класс

Артеева Татьяна Робертовна,

учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

г. Усинска Республики Коми


метру И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре . Кенгуру в кафу доминой С шимпанзой и какадой


Как-то рано поутру С другом сели мы в метро И поехали в метро Фильм смотреть о кенгуру . Кенгуру в кафе зашел, Занял там свободный стол И сидит за домино С шимпанзе и какаду


Тема урока «Род несклоняемых существительных»


А какую цель ставишь ты?

  • Повторить…
  • Изучить…
  • Овладеть способами определения…
  • Составить собственное представление о …






Материк

Евразия

спаге́тти



Материк

Евразия

кенгуру́

спаге́тти





Материк

Евразия

кенгуру́

спаге́тти

Колора́до




Материк

Евразия

кенгуру́

Лимпопо́

Калаха́ри

шимпанзе́

спаге́тти

Колора́до


ПУТЕШЕСТВИЕ

Мы с вами находимся на материке Евразия , самом большом из всех континентов. Отправимся в Европу, а именно в Париж - столицу Франции. Пройдемся неторопливо по широкой авеню. Отдохнем в парижском кафе и в путь. Нас ждет Италия, здесь жарко и пальто придется снять. На острове Капри нас угостят вкусным спагетти. Обед нам не помешает: впереди трудный и опасный путь в страну восходящего солнца - Японию. Мы остановимся на минутку, чтобы посмотреть на борцов сумо. Подкрепимся японским национальным блюдом суши. Остановимся на островах Океании, полакомимся спелым киви, фруктом, названным так по имени птицы киви, обитающей

в сырых лесах Новой Зеландии. Тело этой птицы покрыто волосовидными перьями и у нее нет крыльев.

Самый отдаленный и потому загадочный материк. Здесь обитают такие животные,

которых нет на других материках: кенгуру, прыжок которого длиною в 9-12 метров, симпатичный коала, очень похожий на медведя, не забудем и про какаду, большого попугая с хохолком на голове.

И вот мы в Америке . Обязательно заедем в Бразилию, родину кофейного дерева, из плодов которого готовят вкусный напиток - кофе. Полюбуемся на Колорадо, самую известную реку Америки. Остановимся у озера Онтарио.

Перед нами жаркая Вслед за доктором Айболитом проплывем по реке Лимпопо, побываем в пустыне Калахари.

Понаблюдаем за потешными ужимками шимпанзе. Преодолеем Ангольское плато и поспешим домой.


Задание

Распределите записанные вами существительные на три группы

1) существительные собственные (географические названия)

2) одушевленные существительные,

3) неодушевленные существительные


Ваши версии?

Как определить род этих существительных?

неодушевленные

киви

авеню

кафе

пальто

спагетти

сумо

суши

плато

кофе

одушевленные

собственные сущ.

Колора́до

Лимпопо́

Калаха́ри

шимпанзе


Род несклоняемых собственных имен существит.

Род несклоняемых имен существительных, обозначающих географические названия, определяется родом тех имен существительных,

которыми эти названия могут быть заменены.

Капри - остров, мужской род

Онтарио - озеро, средний род

Колорадо - река, женский род


Род несклоняемых одушевлённых

имен существительных

  • относятся к женскому роду , если обозначают лиц женского пола (мадам)
  • относятся к мужскому роду , если обозначают лиц мужского пола (конферансье)
  • относятся к мужскому роду , если обозначают животных (кенгуру́)

Род несклоняемых неодушевлённых

имен существительных

  • относятся преимущественно к среднему роду (вкусное эскимо).

кофе – м. р.


Задание

Раскройте скобки, согласуйте несклоняемые имена существительные с прилагательными.

Бразильск… кофе

огромн… шимпанзе

живописн… Капри

жарк… Гоби

разговорчив… какаду

полноводн… Миссисипи

гигантск… кенгуру


Бразильск ИЙ кофе

огромн ЫЙ шимпанзе

живописн ЫЙ Капри

жарк АЯ Гоби

разговорчив ЫЙ какаду

полноводн АЯ Миссисипи

гигантск ИЙ кенгуру


Задание

Раскройте скобки, согласуйте в роде глаголы прошедшего времени и несклоняемые имена существительные.

Перу заключил(?) договор с Чили.

Перед нами расстилал(?)сь Калахари. Торонто встречал(?) гостей из России. Капри восхищал(?) туристов красотой природы.


Итог урока

  • Каковы были ваши цели и насколько

их удалось реализовать?

  • У меня получилось…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Теперь я знаю…
  • Моё настроение при изучении темы…


Домашнее задание

Творческие задания по выбору

Задание для всех

  • Дополните путевые заметка словами из упражнений учебника к параграфу 40 (запись в тетрадь)
  • написать памятку «Как определить род несклоняемых существительных»;
  • составить кроссворд;
  • создать иллюстрации к путевым заметкам;
  • написать свои путевые заметки

Использованная литература:

1. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. [Электронный ресурс]. Версия 1.0 / М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2003

2. Хуторской А.В. Как организовать образовательную ситуацию на уроке . [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2003

3. http://21vu.ru/load/111-1-0-1349

4. http://www.gramota.ru

5. Д. Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. М. 1996

6. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. М.: Просвещение, 2009.

7. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р. И. Аванесова