Приемы изучения приставки пре и при. Конспект урока на тему «Правописание приставок при- и пре. Диктант-игра "Четвертый лишний"

Урок русского языка в 6 а классе по теме: "Правописание приставок -пре- и -при-", проведенного учителем русского языка Юркевич И.В.

Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.
Задачи урока:
Образовательные:

  1. Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
  2. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;
  3. Повторить морфемный разбор слов;
  4. Развить умение формулировать определение понятий;
  5. Обогащать словарный запас учащихся;
  6. Совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:

  1. Осуществление системно-деятельностного подхода;
  2. Развитие внимания;
  3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

  1. Воспитание интереса и уважения к родному языку;
  2. Воспитание ценностного отношения к слову;
  3. Развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. Уважительное отношение к родному языку;
  2. Стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. Пополнение словарного запаса;
  4. Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные:
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.


Предметные:
1. Развитие творческой самостоятельности;
2.Владение разными видами речевой деятельности;
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
5. Проведение морфемного анализа слов.

Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма
Тип урока: "открытие" новых знаний
Технология: естественного обучения

Ход урока:

1.Организационный момент. Определение темы. Постановка цели и задач урока.

Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя обучать. А я буду помогать, если потребуется. Попробуем разобраться что вы будете изучать и как.

На доске (и на маленьких распечатках на столе) записана сказка. Прочитайте её.

1) ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.

2) Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.

Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы е-и в приставках).

Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре и при).

А смогли бы вставить пропущенные буквы правильно? Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)

Вы правы. Так какова цель нашего урока? (научиться правильно писать слова с такими приставками).

Вот когда вы научитесь пользоваться правилом написания данных приставок, то с легкостью вставите все пропущенные буквы в сказке, поэтому эта сказка будет вашим домашним заданием. Тем учащимся, кому понравилась идея, предлагаю дома продолжить сказку.

Специальная карточка с алгоритмом работы поможет вам, достаньте. Все сразу читать не надо. Читаете поэтапно. Прочитали – выполнили.

Алгоритм работы

1.Получив карточку № 1, прочтите задание. Приступайте к выполнению. Все записи вести на карточке. На выполнение первой карточки отводится не более 5 минут.

2.Закончив работу с карточкой №1, решите, подойдете ли вы на собеседование к учителю или обсудите с соседом по парте.

3.Если возникли спорные вопросы по правильности выполнения задания, то можно взять у учителя готовые ответы и сверить со своей работой.

4.Возьмите карточку № 2. Все задания выполняются совместно с другими учащимися сидящими рядом (группы по 4 человека). Все записи ведутся на карточке. На выполнение заданий отводится не более 15 минут. В случае затруднения воспользуйтесь карточкой с готовыми ответами.

5.После проработки и проверки всех заданий дайте сигнал учителю, что вы готовы приступить к выполнению следующей карточки № 3.

6.Переходите к индивидуальной карточке № 3. Выберете посильное для себя задание.

Вы можете совещаться с теми, кто выполняет такую же карточку. Пользуйтесь теоретическим материалом. В случае затруднения воспользуйтесь карточкой с готовыми ответами. На выполнение заданий отводится не более 15 минут.

7.После выполнения всех карточек переходите к заполнению оценочного листа. Внимательно прочитайте.

8.Возьмите лист с домашним заданием. Внимательно прочитайте его. Задайте вопросы учителю, если есть такая необходимость.

2.Самостоятельная работа с карточками

Карточка № 1. Знакомство с орфограммой "Гласные в приставках пре- и при-".

Прочитайте стихотворение.

Повнимательней смотри.
Мы приставки пре- и при-.
Научись нас различать,
Друг от друга отличать.
Запомни сначала четыре значенья:
Неполное действие и приближенье ,
Близость чего-то к чему-нибудь,
Присоединенье ещё не забудь.
Наши руки всё сумеют,
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят,
Всё ПРИделают как нужно
Быстро, весело и дружно.
Заяц ПРИскакал к соседу,
Закричал: «Я к вам ПРИеду!
На ПРИшкольном огороде
Есть уже морковка вроде».
ПРИоткрой скорей окошко –
В дом попасть не может кошка.
Ах, котлеты ПРИгорели!
Не беда, уже их съели.
ПРЕ – отличная приставка.
Ей во всём нужна добавка.
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем
Или ПЕРЕ- заменяем.

Заполни таблицу. Информацию ищи в стихотворении.

Проверь свою работу: посоветуйся с соседом (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке)

ПРИ-

ПРЕ-

Значение приставки

Примеры

Значение приставки

примеры

ПРИближение

ПРИбежать

Очень

ПРЕлестный

ПРИсоединение

ПРИклеить

Пере

ПРЕрвать

Близость

ПРИморский

Неполное действие

ПРИгореть

Карточка № 2. Учимся применять правило.

1. Найди "Четвертое лишнее" и подчеркни зеленым цветом. Устно объясни соседу почему.

  • превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;
  • приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;
  • приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;
  • преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.

Ответы:

  • превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;
  • приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать ;
  • приниженный, приплюснутый, беспрекословный , привязчивый;
  • преодолеть, прицелиться , прекратить, пренебречь.

2. Распределители словосочетания в нужную графу.

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приклеить на картон, приехать на автомобиле, пришкольный участок, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, пришить пуговицу, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия.

Проверь себя.

Ответы:

при

пре

приближение

присоединение

близость

неполнота действия

очень

пере-

приехать на автомобиле

пришить пуговицу

привокзальная гостиница

придерживаться за край стола

преинтересный рассказ

неожиданная преграда

примчаться сломя голову

приклеить на картон

пришкольный участок

приподнять тяжелый шкаф

премиленький ребенок

преодолевать препятствия

3. Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и запиши её значение.

  1. Расположенный у берега.
  2. Участок около школы.
  3. Гнаться за кем-нибудь.
  4. Слегка задеть что-либо.
  5. Вызывающий восхищение, красивый.
  6. Немного открыть окно.
  7. Расположенный у дороги
  8. Спуститься с неба на землю.
  9. Очень длинный.

Ответы:

  1. Расположенный у берега. (Прибрежный ).
  2. Задуматься на некоторое время. (Призадуматься ).
  3. Участок около школы. (Пришкольный ).
  4. Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать ).
  5. Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться ).
  6. Вызывающий восхищение, красивый. (Прекрасный ).
  7. Немного открыть окно. (Приоткрыть ).
  8. Расположенный у дороги (Придорожный).
  9. Спуститься с неба на землю. (Приземлиться ).
  10. Очень длинный. (Предлинный ).

Проверь себя. Посоветуйся с соседями (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке).

Карточка № 3. Проверяем свои знания

Творческий диктант. Задание дифференцированное.

Выбери одну карточку для работы.

Карточка с красным заголовком – трудная.

Карточка с зелёным заголовком – средней трудности.

Карточка с синим заголовком – простая.

1 группа (сложные, карточки красного цвета)

1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.

2 группа (средние, карточки зелёного цвета)

1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)

3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.

3 группа (простые, карточки синего цвета)

1. Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.

3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

Окончательный вариант.

В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.

3.Рефлексия

Оценочный лист

Оцени по 5-ти бальной шкале уровень трудности заданий (1 – очень лёгкое, 3 – среднее, 5 – очень трудное)

№ задания

баллы

Пользовались ли вы подсказкой (поставьте + или -)

примечания

Карточка №1

Продолжи фразу:

1.правило

Сегодня на уроке я понял(а) ……..

Карточка №2

2. если ее можно заменить приставкой пере-

пре красный – очень красивый

пре большой – очень большой

пре рвать – пере рвать,

пре ломить – пере ломить

Приставка при- употребляется в значении:

1. приближения

2. присоединения

3. близости чему-либо

4. неполноты действия

при близиться, при бытие, при ехавший

при клеенный, при давить, при соединение

при школьный, при морье, при брежный

при сесть, при подняться

Дополнительный материал

При-: причина, пример, привет, прилежный, приключение, природа, привилегия (исключительное право), приоритет (первенство), примитивный (простой, несложный), примадонна (актриса на первых ролях), привередливый (человек слишком разборчивый, с прихотями и капризами), принуждение.

Пре-: президиум, президент, премьера, препарат, претензия, претендент, превалировать (преобладать), презентовать (подарить), престиж (авторитет), предание, камень преткновения (помеха).

Вспомните значения приставок, сравните столбики А и Б.

А. Значение приставки пре-

Б. Значение приставки при-

1. Высшая степень качества или действия, «очень»: предобрый, преискусный, прекрасный, преуспевать .

2. Значение, близкое к значению приставки пере-: прекращение, преступление, пресечь, преодолеть, превращение.

3. Что-либо новое, получившееся в результате изменения, преобразования

1. Присоединение, прибавление: пришить; приобщение; причастный .

2. Приближение: приехать, придвигать.

3. Близость к чему-либо: пригород, прибрежный .

4. Неполнота качества или действия: приоткрыть, приостановить, припрятать, причудливый, привередливый.

5. Доведение действия до конца: приготовить, придумать .

6. Сопутствующее действие: присвистывать, притоптывать .

7. Приспособление к чему-либо: притворство, пристрастие, привычка, приноровиться, притерпеться


Тема урока : « Приставки пре - и при»

Класс : 5

Предмет : русский язык

УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока : открытие нового знания

Цели урока : - формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;

Изучить правописание приставок при- и пре-;

Научить видеть в тексте слова с приставками пре- и при-;

Усвоить зависимость написания гласных в приставках пре и при от их значения;

Создание ситуации для развития внимания, памяти;

Развивать орфографическую зоркость;

Формирование чувства уверенности в своих силах;

Воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

В разнообразии приставок – разнообразие смысла

К. Чуковский.

I . Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II . Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1.Повторение пройденного.

Что такое приставка?

Почему приставка значимая часть слова?

Обратите внимание на эпиграф. Прочитаем.

Согласны ли вы с мнением К.Чуковского, который сказал, что « в разнообразии приставок – разнообразие смысла»? А чтобы доказать это, проведём такую работу.

Прочитайте слово ЛЕТЕЛ. А теперь образуйте однокоренные слова, используя следующие приставки: ЗА-, ВЫ-, С-, В-, ПРО-, ДО-, ПЕРЕ-, ВЗ-. Какой смысл вносят данные приставки?

На какие группы можно разделить все приставки?

Давайте вспомним, когда на конце приставок нужно писать букву З, а когда С?

ЗАДАНИЕ: из данного текста назовите слова с приставками и разделите их на 2 столбика:

    Неизменяемые приставки

    Приставки, заканчивающиеся на З и С

2.Работа с текстом.

Слайд № 5.

Солнце выглянуло ещё раз, осветило мрачную сторону горизонта и пропало. Всё изменяется и приобретает мрачный вид. Задрожала роща. Стрижи и ласточки пролетают низко над землёй. Вспыхивает молния. Над головой раздаётся гул.

Какое слово не вошло ни в 1-ый столбик ни во 2-ой?

Скажите, а можем ли мы сейчас определить, почему в приставке пишется И?

Написание приставок зависит от их значения.

3. Целеполагание. Определение темы и целей урока.

Как думаете, какова тема урока?

Какова главная цель урока?

Какова задача урока?

Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

приставки вносят различные смысловые значения

Читают эпиграф.

Слайд 3-4.

ЗАЛЕТЕЛ, ВЫЛЕТЕЛ, СЛЕТЕЛ, ВЛЕТЕЛ, ПРОЛЕТЕЛ, ДОЛЕТЕЛ, ПЕРЕЛЕТЕЛ, ВЗЛЕТЕЛ.

    Неизменяемые приставки ( За-, на-, об-, по- и др.)

    Приставки, написание которых определяется правилами.

Отвечают на вопросы.

1 учащийся у доски.

1 столбик - выглянуло, осветило, пропало, задрожала, пролетают.

2 столбик – изменяется, вспыхивает, раздаётся.

ПРИОБРЕТАЕТ.

нет

Рефлексия, вывод.

Формулируют тему урока (Приставки пре- и при-.)

Формулируют цель.

Изучить правило написания приставок пре- и при-.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III . Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков.

1.Организация наблюдения.

Сегодня на уроке мы познакомимся с вами, при каком условии надо писать пре-. а когда при-.

Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого ученика. Хочу обратить внимание, что в толковом словаре С.И. Ожегова на слова с приставками «пре» и «при» отведено 8 страниц, а это значит, что такие слова довольно часто встречаются в нашей речи.

Итак, давайте сначала определим, когда же пишется приставка ПРЕ?

Проведём небольшое исследование.

А для этого прослушаем лингвистическую сказку.

3.Лингвистическая сказка.

Жили были две приставки. Одна пре-, другая при-. Приставка Пре- была очень добрая, очень гордая, очень серьёзная. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень гордая – прегордая, очень мудрая – премудрая.

Итак, при каком же условии пишется приставка ПРЕ - ?

Заполняем таблицу. В одну колонку примеры, в другую – значение.

- Слушаем сказку дальше.

Пристака пре- была дочкой приставки пере-, она была очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву Е. Благодаря этому сходству, она могла заменять приставку пере- в глаголах: перервать – прервать, переступить – преступить.

Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?

Давайте сделаем вывод: в каком случае ещё пишется приставка ПРЕ-?

Снова заполняем таблицу.

А теперь давайте посмотрим, при каком условии пишется приставка ПРИ?

Слушаем продолжение сказки.

Приставка ПРИ была хорошо воспитанной и стеснительной барышней, не позволяла себе ничего лишнего. Не ляжет, а приляжет, не сядет, а присядет.

Какие слова с приставкой при- встретились в данном отрывке?

Какое же значение имеет приставка ПРИ в данном случае?

Сказка на этом заканчивается, но мы рассмотрели не все случаи правописания приставки ПРИ. У нас осталось незаполненными ещё три строчки. Посмотрите на слайд № 7. Ваша задача прочитать отрывки из работ ваших сверстников, найти слова с приставками При - и также сделать вывод, в каких случаях ещё пишется данная приставка.

3. Работа с текстами.

Слайд № 8-10.

1 текст.

Если человек идёт пешком и к чему-нибудь приближается, то говорят «пришёл», конь – прискакал, черепаха – приползла, а колобок вообще прикатился.

Какие слова с приставкой при вы нашли?

2 текст.

Мне кажется, самый нужный предмет в школе – это технология. Девочек там учат пуговицы пришивать, бантики привязывать, а мальчишек – гвозди прибивать, шурупы прикручивать.

Какие слова с приставкой при- вы нашли?

Итак, какое значение имеет приставка в этом случае?

3 текст.

Привокзальная площадь очень большая, пришкольная территория – не такая огромная, а приусадебный участок у нашей бабушки совсем маленький.

Какие слова с приставкой ПРИ- нашли в 3 тексте?

Итак, какое значение имеет приставка в этом случае?

Итак, мы с вами заполнили таблицу. Давайте ещё раз сделаем вывод, когда пишется приставка ПРЕ, а когда ПРИ?

4.Чтение стихотворения.

Слайд № 11- 14.

Правило ты повтори.

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри

Сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход

Космонавт прилетел из Вселенной –

Обо всех, кто придёт, прилетит, приплывёт

Пишется ПРИ несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело.

Помни, что пишется ПРИ. – Обо всём,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригрело – не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем,

Пишут с приставкой ПРИ.

Около что-то или вблизи

И непременно в приставках пиши.

Предлинный достанет с крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой и очень сякой

ПРЕ мы напишем при этом.

Дожди непрерывно льют в октябре,

Но грамотным дождь не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ и ПРЕ,

Там только пре ставить надо.

- А теперь откроем учебник и познакомимся с параграфом № 9 (ученики читают только правило).

Для тех, кто ещё не совсем запомнил правило, у нас висит таблица, которую вы можете использовать как подсказку.

Слушают учителя.

Учащиеся перечерчивают таблицу себе в словарик.

Слайд №6.

ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -»

Слайд № 6.

ПРЕДОБРАЯ, ПРЕГОРДАЯ, ПРЕМУДРАЯ.

Когда приставку можно заменить словом «очень»

Заполняют таблицу.

Ученики называют, а учитель записывает на доске: ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ

когда приставка Пре- = Пере-

Ученики называют, а учитель записывает на доске: ПРИЛЯЖЕТ, ПРИСЯДЕТ.

Всё делается «Чуть-чуть, не до конца – неполнота действия»

ПРИШЁЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ, ПРИБЛИЖАЕТСЯ.

Приближение

ПРИШИВАТЬ, ПРИВЯЗЫВАТЬ, ПРИБИВАТЬ, ПРИКРУЧИВАТЬ.

Присоединение.

ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ПРИШКОЛЬНАЯ, ПРИУСАДЕБНЫЙ.

Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».

Ребята делают вывод по таблице.

Получают отпечатанное стихотворение для запоминания и занесения в словарик.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV . Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

1.Тренировочные упражнения.

Упр. 73(устно)

Физкультминутка.

Цель: сменить вид деятельности.

2.Обращение к рубрике « Пишем правильно». (на стр. 48- 49).

Упр. 76(устно), 77(устно), 81(письменно).

3.Работа с текстом.

Слайд № 15.

ТЕКСТ

Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр..снился сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали по полям. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кощей Василису найти и к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча пр…грады.

На центральной доске. Исправь ошибки в тексте. Выделите в словах приставки ПРЕ- и ПРИ-

Слайд № 16.

Прикатился клубок, преостановился. Пресмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие приграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел Иванушка на предорожный камень и призадумался.

Задание (если останется время): Замените выражение одним словом с приставкой пре- или при- Приставки графически выделить.

Слайд № 17.

Лечь ненадолго – прилечь

Очень добрый – предобрый

Сесть на краешек – присесть

Очень скверный – прескверный

Заболеть, но не сильно – приболеть

Очень хорошенький – прехорошенький.

Нарушитель закона – преступник.

Чуть-чуть открыть окно – приоткрыть

Канава при дороге – придорожная

Кем является Дмитрий Анатольевич Медведев – президент

Обратите внимание на последнее слово. Можем ли мы проверить написание Пре- или при-?

Зачитывают слова из упражнения, называют значение приставок.

Выполняют задание поочерёдно.

ПРЕ

прекрасным премудрой Презабавные Прехорошенький Преогромная Презлой Преграды

ПРИ

Приснился

прилетел

приземлился

призадумался

приказал

присел

Правильный вариант

Прикатился клубок, приостановился. Присмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот преспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие преграды. Хотел прилечь, только прикоснулся к траве, а трава в росе. Присел Иванушка на придорожный камень и призадумался.

нет.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V .Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

А сейчас давайте подведём итог. Что мы узнали сегодня на уроке?

Где можно применить новые знания?

А закончить наш урок я хочу стихотворением.

Слайд № 18.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре –

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи – Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова,

Выучи русский язык!

- Домашнее задание. § 9 упр. 79,82, подготовиться к словарному диктанту.

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

ФГОС урок русского языка в 6 классе: "Приставки ПРЕ и ПРИ" Задачи: Образовательные: ­ сформировать представление о правописании приставок при­ и пре. ­ показать условия правильного выбора букв е ­ и в приставках при­, пре­. Развивающие: Обеспечить развитие у обучающихся умений классифицировать факты, делать обобщающие вывод; ­ содействовать развитию орфографической зоркости, умению творчески подходить к решению учебных задач; ­ развивать умения применять знания в новой учебной ситуации; ­ отрабатывать навыки самостоятельной работы; ­ совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.; ­ создавать условия развития у обучающихся умения работать со временем; ­ развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия. Воспитательные: ­ формировать положительное отношение к знаниям. ­ воспитывать чувство уважения к богатству родного русского языка. Планируемые результаты Личностные: ­ формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей; ­ воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову; ­ создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; ­ взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважения друг к другу. Предметные: осуществляют выбор приставки пре­(при­) в зависимости от значения, научатся объяснять написание гласных в приставках. Метапредметные: Познавательные: структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова. Регулятивные: осознают самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей. Коммуникативные: организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами по обмену информацией, обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать. Методы и формы обучения: ­ частично­поисковый; ­ наглядно­словесный; ­ методы самостоятельной работы; ­ индивидуальная; ­ парная; ­ групповая. Технологии: педагогика сотрудничества, коллективной проектной деятельности обучающихся. дифференцированного здоровьесбережения, обучении, и исследовательской индивидуальной подхода в деятельности,

Урок­путешествие в сказочную страну. Тема. Правописание приставок при­, пре­. Ход урока. I Организационный момент (1 мин.). 8.00­8.01 II Цели и задачи урока. Слайд: ­ Здравствуйте, ребята, проверьте свою готовность к уроку. ­ Давайте поздороваемся друг с другом и с нашими гостями. Садитесь. ­ Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в сказочную страну, нам предстоит побывать в одном из её городов. Слайд: Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке, помогали друг другу, Слайд: чтобы решали возникающие у вас проблемы вместе, Слайд: чтобы открыли для себя что­то новое и интересное, Слайд: и самое главное, чтобы хорошее настроение не покидало вас. Итак, устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям. Слайд: Запишем в тетрадях дату отправления в путешествие (Тридцатое ноября) и место отправления (Классная работа). листах запишите ­ В оценочных Ф.И. III Актуализация полученных ранее знаний учащихся (5 мин): 8.01­8.06 Слайд: 1. Лингвистическая разминка. ­ Сначала проверим, как вы готовы к путешествию. ­А для этого нам нужно разгадать лингвистическую загадку. Приставляемся всегда Мы к началу слова И меняем без труда Смысл его на новый. В речи очень много нас! ЗА, У, ДО, НЕ, БЕЗ, ПО, РАС! И другие тоже есть, Всех нас трудно перечесть! Твердо помните, друзья, ­ В языке без нас нельзя!!! ­ О какой морфеме идет речь? (Речь идет о приставке) ПРИСТАВКА (на доску) ­ А что такое приставка? Дайте определение (Часть слова). ­ Итак, ПРИСТАВКА ­ ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПЕРЕД КОРНЕМ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ (на доску). А к каким группам можно отнести приставки, встретившиеся в стихотворении?

1. 2. Неизменяемые приставки Приставки на З (С). ­ Перед нами ворота в сказочную страну. Чтобы открыть их, нужно выполнить задание. ­ В стихотворении только часть приставок, а остальные рассыпались и перепутались. 2. Работа с таблицей Слайд: – Распределите все приставки на 2 группы­ неизменяемые приставки и приставки на з (с). Ответы записываем в тетрадь в два столбика. Слайд:­ Обменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте правильность выполнения заданий по образцу. балл оценочный лист впишите ­ В за первое задание, поставленный вам одноклассником. 3. Формулирование проблемы урока. А какие приставки не вошли ни в 1­ый ни во 2­ой столбик? Пре­ и при­ – Можете вы сказать, почему в одних приставках пишется буква и, а в других - е? Нет, так как это правило мы еще не изучали. ­ У нас возникла проблема. Какая? (КОГДА ПИСАТЬ ПРИ­, А КОГДА – ПРЕ­? – на доску) III. Изучение нового материала (10 мин). 8.06­8.10 1. Определение темы и целей урока. – Попробуйте сформулировать тему урока – (ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРИ­, ПРЕ­) – на доску – Запишите тему в рабочие тетради. – Попробуйте сформулировать цель урока, используя опорные слова: – ПОЗНАКОМИТЬСЯ С… ПРАВОПИСАНИЕМ ПРИСТАВОК ПРИ­ И ПРЕ­. – УЧИТЬСЯ …… ПРИМЕНЯТЬ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ ПРИ­ И ПРЕ­ НА ПИСЬМЕ (на доску) Приставки – Ангелина + Аня Город Приставок встретить вас рад. Здесь вас встречает приставок парад. Дамы Приставки здесь, посмотри, Пишутся слитно с корнем они. Корень, как истинный гражданин Дамам дорогу уступит своим. Встанут Приставки все впереди, С корнем сольются – им по пути!

Именно в городе «Приставок при­ и пре­» мы сегодня с вами и окажемся. Пре: Здравствуйте, ребята! При: Приветствуем вас всех! Пре: Мы узнали, что вы как раз сегодня собираетесь поговорить о правописании приставок Пре­ и При­ При: Поэтому поспешили к вам, чтобы помочь. Ведь кому понравится, если его не просто не знают, да еще и неправильно пишут. Пре: Поэтому мы решили познакомиться с вами лично. При: ПРЕ­ парень преспокойный и презабавный ПРЕ, Пре: А ПРИ­ приятель скромный, придворный паж, поэт. При: Коль на пути преграда, не унывает ПРЕ, преодолевает сразу. Где Пре – всегда успех. Пре: А ПРИ спешить не будет, и, глазки чуть прикрыв, Прицелится, присядет, приставит стул и прыг… При: Пре чуть преувеличить. Пре: ПРИ приуменьшить рад. При: ПРЕ прерывает песню. Пре: ПРИ припевает в лад. Учитель: Такие вот ребята различные они, приятели, два друга: Приставки ПРЕ­ и ПРИ­. ­ Ну вот, можно считать, что первое знакомство состоялось. Вы заметили, ребята, какие разные наши гости? И у каждого своя задача. ­ Прежде всего научимся узнавать их в лицо. ­ Предлагаю разбиться на 3 группы. 2. Исследовательская работа. 8.10­8.16 Вторая остановка ­ переулок Новых Знаний. ­ Я предлагаю вам самостоятельно провести небольшое исследование и узнать, при каком условии мы будем писать при­, а при каком ­пре­. Вам нужно заполнить таблицу в маршрутном листе, который станет вашим входным билетом в сказочный город. Слайд: Но прежде откройте учебник на страницах 128 и 130, прочтите теоретический материал, который поможет вам в выполнении данного задания. А также информация о правописании приставок содержится в строчках стихотворений. Повнимательней смотри. Мы приставки пре­ и при­. Научись нас различать, Друг от друга отличать. Запомни сначала четыре значенья: Неполное действие и приближенье, Близость чего­то к чему­нибудь, Присоединенье ещё не забудь. При­ Приближение Прибыл ли поезд, приплыл пароход, Космонавт прилетел из Вселенной­ Обо всех, приплывёт, Пишется при­, несомненно. придёт, кто прилетит, Присоединение Винт привинтил, прикрутил колесо. Приклеил, пришил умело­ Помни, что при­ говорят обо всём, Что добрые руки приделали… Нахождение вблизи чего­нибудь На пригорке придорожном, Пре­ ПРЕ – отличная приставка. Ей во всём нужна добавка. Словом, «ОЧЕНЬ» проверяем Или ПЕРЕ­ заменяем. В значении «очень» Предлинный достанет до крыши рукой, Прежадный не даст вам конфету. Кто очень такой и очень сякой­ Пре­ мы напишем при этом. Сходна с приставкой пере­ Дожди непрерывные льют в октябре, Но грамотным дождь ­ не преграда. Где очень похожи пере­ и пре­,

В пригороде приморском, На пришкольном участке пригожем Даже привередливому – приволье. Неполнота действия Язык прикусил ­ не совсем откусил. Пригорело ­ не значит горит. Помни, что сделано, но не совсем, Пишут с приставкой при­. Там только пре­ ставить надо… (Э. Успенский) ­ Итак, знакомство с приставками ПРЕ­ и ПРИ­ состоялось. ­ Подведем итог нашей исследовательской работы. Слайд: ­ Проверьте, правильно ли вы заполнили таблицу, внимание на экран. Оцените свою работу. ­ Давайте ещё раз сделаем вывод, когда пишется приставка ПРИ­, а когда ПРЕ­? (на доску) прокомментируй Матвей Древаль (по слайду). Вывод: Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква И (это приставка ПРИ­) Вывод: Если приставка близка по значению к слову ОЧЕНЬ или к приставке ПЕРЕ, то в ней пишется буква Е (это приставка ПРЕ­) От чего же зависит выбор гласной в приставках ПРИ­ и ПРЕ­? Вывод: Выбор гласной в приставках ПРИ­ и ПРЕ­ зависит от значения приставки Слайд: Рассмотрим алгоритм. Как действовать по правилу? Кто прокомментирует? Рома, пожалуйста к доске. Слайд: Потому, что есть, ребята, еще такие слова, которые нужно запомнить. О таких словах мы поговорим на следующем уроке. ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРИ­ и ПРЕ ­» Значение приставки 1.Неполнота действия, можно приравнять к слову «чуть­ чуть», «немного», ненадолго» 2.Приближение 3.Присоединение. 4.Близость к чему­либо, можно приравнять к слову «около», «близ» ПРИ­ Примеры прикусил, пригорело прибыл, приплыл, прилетел, придёт, прилетит, приплывёт привинтил, прикрутил, приклеил, пришил, приделали на пригорке придорожном, в пригороде приморском, на пришкольном, пригожем, приволье ПРЕ­ Значение приставки Сходное со значением слова «очень» Сходное со значение приставки пере­ Примеры предлинный, прежадный непрерывные, не преграда IV. Первичное закрепление нового материала (10 мин). 8.16­8.26 ­ Итак, мы разгадали тайну города Приставок. ­ Теперь на практике проверить можно точно, кто теорию усвоил прочно.

­ Следующая остановка­ «Бульвар Грамотеев». 1. Засиделись: предлагаю размяться. Нужно распределить словосочетания в группы на доске. Словосочетания у вас на столе. Каждый должен выйти и определить их местонахождение. Кто готов? Ответы: приближение присоединение близость при неполнота действия пре очень пере­ приехать на автомобиле пришить пуговицу приклеить на картон примчаться первым прибежать первым привокзаль ная гостиница пришкольн ый участок придерживаться правила преинтересный рассказ приподняться на носочках приколоть булавку премиленький ребенок предобрый человек неожидан ная преграда прервать разговор Оцените свою работу. За верный ответ ­ 5 баллов. ­ Молодцы! Мы продолжаем наше путешествие. 2. Улица «Соображайка» Найдите упр. 329. Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ­. Называем по цепочке и записываем слова. 5 баллов ставят себе те, кто правильно назвал слово. V. Контроль первичного понимания учебного материала (4 мин). 8.26­ 8.30 1. Площадь «Проверяйка». Слайд: Подпиши приставку прИ­ или прЕ­, выдели ее и соедини слово с близким значением. _клеить присоединение _уменьшить приближение _неприятный близость _быть (приблизиться) неполное действие _озерный пере­ _рвать «очень» Слайд: Проверьте по эталону. Оцените свою работу. приклеить приуменьшить пренеприятный прибыть приозерный прервать присоединение (соединить с клеем) неполное действие «очень» приближение (приехать, прийти к кому­то) приблизиться близость (около, рядом) пере­ (перервать)

2. Остановка «Закрепляйка». 8.30­8.35 Выбери одну карточку для работы ­ посильное для себя задание. Вы можете совещаться с теми, кто выполняет такую же карточку. Пользуйтесь теоретическим материалом. Карточка красного цвета – трудная (кто с нею справится получит 5 баллов). Карточка зелёного цвета – средней трудности (кто с нею справится получит 4 баллов). Карточка синего цвета – простая (кто с нею справится получит 3 балла). 1 группа (сильные, карточки красного цвета) 1. Вставить слова с приставками ПРЕ­ и ПРИ­ по смыслу. Весь день шел Иванушка, и () его тропинка к высокой стене. () он на () камень и задумался. Как проблему эту решить? И () он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! () ко мне, дружок! 2 группа (средние, карточки зелёного цвета) 1. Вставьте слова вместо скобок, учитывая значение приставок, данные в скобках. Весь день шел Иванушка, и () (приближение) его тропинка к высокой стене. () (неполнота) он на () (близость) камень и задумался. Как проблему эту решить? И () (неполнота) он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! () (приближение) ко мне, дружок!» 3 группа (слабые, карточки синего цвета) 1. Вставить слова приставками ПРЕ­ и ПРИ­, пользуясь словами для справок. Слова для справок: привела, присел, придорожный, призвал, прибегай. Весь день шел Иванушка, и () его тропинка к высокой стене. () он на () камень и задумался. Как проблему эту решить? И () он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! () ко мне, дружок!» Слайд: Проверьте по эталону и оцените свою работу. Окончательный вариант. Весь день шел Иванушка, и привела (приближение) его тропинка к высокой стене. Присел (неполнота) он на придорожный (близость) камень и задумался. Как проблему эту решить? И призвал (неполнота) он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Прибегай (приближение) ко мне, дружок!» VI. Подведение итогов. (4 мин). Рефлексия. 8.35­8.39 ­ Наше путешествие подошло к концу, но с приставками при­ и пре­ мы не прощаемся. Мы встретимся с ними на следующем уроке. Но чтобы знания были впрок, повторим сейчас урок. ­ Я хочу вернуться в начало нашего урока. Вспомните, какие цели урока мы ставили? Достигли? ­ Что нового узнали мы в сказочной стране? Узнали еще об одной группе приставок у которой 6 различных значений. Разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на 3 группы. ­ Чему учились? (учились применять правила правописания при­ и пре­ на письме­). Преодолеть преграду, Не преступить закон, В прекрасную погоду С приставкой При­ приблизим, Приклеим и пришьем. Чуть выше приподнимем

Прервать прескверный сон, Предобро улыбнуться, Путь преградить тебе, Здесь мы везде напишем Приставку… Все вместе: Пре­. И что­то привнесем. Немного приуменьшим, Совсем чуть­чуть приврем, Расставим по порядку И сядем отдохнем. 1. Улица «Итоговая». Выставление оценок. В листе самооценки сложите все баллы и по шкале поставьте себе оценку. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами. Вы новые знания. Преодолели трудности. Призадумались над ошибками. Я получила преогромное удовольствие от общения с вами. Русский язык для вас не преграда. поработали. прекрасно Приобрели Слайд: Закончите фразу: Я узнал … Теперь я могу … Было интересно … Знания, полученные на уроке, пригодятся …. Напротив темы сделайте для меня пометку. +­усвоил(а) тему, ? ­ есть нюансы, требующие пояснения, ­ ­ ничего не понял(а). VII. Домашняя работа (1 мин). 8.39­8.40 На выбор: Найти в художественном тексте и выписать 5 предложений, в которых есть слова с приставками пре­ и при­. Или Придумать связный текст на тему «Приключения приставок пре­ и при­». Выполняя д/з, перечитайте параграф 31. ­ Играем «Комплимент». ­ Урок окончен. Спасибо за урок. Если останется время

А теперь обратите внимание на высказывания. Как приятно знать, что ты что­то узнал. (Мольер) Я знаю, что я ничего не знаю. (Сократ) Познание начинается с удивления (Аристотель) Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и тогда я постигну. Конфуций ­Какая фраза лучше всего отражает вашу деятельность на уроке? Что больше подходит к вам, как вы работали.

Тема урока: «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Урок-практикум».

Цель урока: отработка навыков правописания приставок третьей группы

Задачи:

  • Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения
  • Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации
  • Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку.

Ученики должны:

Знать: о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их лексического значения, о правописании слов с неясным значением приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Уметь: определять лексическое значение приставки ПРИ-: «приближения, прибавления», «присоединения», «неполноты действия», «территориальной близости» и значение приставки ПРЕ-, близком к слову «очень» и приставке «пере-»; различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-; находить в тексте, подбирать слова по смыслу, употреблять в речевой ситуации.

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний

Методы: коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, продуктивные, практические.

Оборудование урока: таблица третьей группы приставок, карточки с текстом для творческого диктанта, учебный материал на электронном носителе.
ТСО: компьютер, экран (интерактивная доска).

ХОД УРОКА

I этап. Актуализация знаний

1. Разминка. Мини-тест

Задание: назвать приставки.

  • Эта приставка имеет значение «очень».
  • Эта приставка пишется в словах «приблизиться», «пришить».
  • Эта приставка имеет значение неполноты действия.
  • Эта приставка имеет значение «пере-».
  • Эта приставка пишется в словах «прекрасная», «премудрая».

2. Беседа по вопросам:

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О приставках ПРЕ- и ПРИ-.)
– Сколько групп приставок существует в русском языке? (3 группы)
– Какие это группы приставок? (1 группа приставок – неизменяемые, 2 группа – приставки, оканчивающиеся на -з(-с) и третья группа – приставки ПРЕ- и ПРИ-)

II этап. Целеполагание

Запись темы урока.

III этап. Повторение теоретического материала

1. Работа с опорой на таблицу «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».

ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.

Устный рассказ по таблице: каждое положение таблицы сопровождается практическим выполнением заданий, предложенных учителем.

Приставка ПРИ-.

1) Значение «приближения»
Запишите слова, обозначающие приближение: человека, птицы, рыбы, змеи, автомобиля.
2) Значение «присоединения»
Присоедините с помощью верёвки, молотка и гвоздей, иголки с ниткой.
3) Значение «территориальной близости»
Как называют край при море, канаву при дороге, огород при усадьбе, участок при школе.
4) Значение неполноты действия
Устная работа: немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка дотронулся, ненадолго лёг.

Приставка ПРЕ-.

Задание: выписать слова с приставкой ПРЕ- из данного стихотворения:

В прекрасном замке на горе
Жила-была приставка ПРЕ-.
Особа преотважная,
Важная-преважная,
Гордая-прегордая,
Добрая-предобрая.
Её считали очень мудрой
И называли все Премудрой.
Был у неё прелестный пудель.
Прекрасный пёс по кличке Дудель.
Он преспокойно спал у двери,
Когда вошла приставка ПЕРЕ-.
Она сказала: «На заре
Я уезжаю, друг мой ПРЕ-,
Меня не будет два-три дня,
Ты поработай за меня.
Позаменяй меня, прошу.
Спокойной ночи, я спешу».

– О каком значении приставки ПРЕ- говорится в стихотворении?
– Итак, мы повторили все значения приставок третьей группы.

2. Речевая ситуация: один из ваших товарищей болен. Как бы вы могли рассказать ему о том, что было на уроке? Составьте устное монологическое высказывание.

3. Трудные случаи написания.

– Скажите, пожалуйста, все ли слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- можно объяснить?
– В чём сложность написания слов с ПРЕ- И ПРИ-?
– Назовите такие слова.

IV этап. Закрепление материала

1. Работа с учебником (номера упражнений даны по учебнику русского языка под редакцией М.М.Разумовской, 2006 г.): упр. № 282 (устно)

Определите, какие значения имеют приставки ПРЕ- и ПРИ- в данных словах.

2. Словарный диктант по картинкам

Один ученик у доски.
Задание: записать слова в составе словосочетаний.

1) Какой глагол: ПРЕБЫВАТЬ или ПРИБЫВАТЬ – можно использовать для описания рисунка? (прибывать)

2) Этому мальчику одна книга очень нравится, другую он читает без интереса. Подберите к рисункам прилагательные-антонимы с приставкой ПРЕ- (преинтересная книга, прескучная)

3) Какие глаголы с приставкой ПРИ- можно использовать для описания поезда? (прибывает, приезжает)

4) Вспомните глаголы с приставками, обозначающими неполноту действия, которыми можно воспользоваться для описания рисунков (присесть, приоткрыть, приподнять)

5) Подберите слово, близкое по значению к глаголу здороваться (приветствовать)

3. Работа в рабочей тетради

Задание: Вставьте в слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- пропущенные буквы.

1) Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался.

2) Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой…

3) Кто-то терем пр…бирал да хозяев поджидал.

4) Пирожок лишь разломила да кусочек пр…кусила.

5) Вмиг тогда мой петушок
Пр… подымет гребешок…

6) Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех пр…ветствует Дадон…

7) «Здравствуй, князь ты мой пр…красный!
Что ты тих, как день ненастный?»

8) …А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море пр…летел.

Взаимопроверка.

– Проверьте, правильно ли вы вставили буквы?

Оценивание (без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3»).

– Из каких произведений взяты эти строки? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»)
– Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин.)

4. Словарная работа

– В двух предыдущих заданиях было использовано слово «приветствовать». Сейчас мы с вами поработаем с этимологией данного слова.
– Что такое этимология? (Этимология (с греч.) – раздел языкознания, в котором изучается происхождение и история слов.)
– Какой словарь нам необходимо открыть? (Этимологический словарь.)
– Открыли этимологический словарь в справочнике.
Презентация. Слайд 9
Записываем: приветствовать (общеславянское) – образовано от слова vetiti «говорить».
Познакомимся с этимологией ещё одного слова.
Презентация. Слайд 10
Пресмыкаться (заим. из старославянского языка) – производное от смыкатися «ползать». В древнерусском языке смокъ – змей.
– Кого называют пресмыкающимися?
– Составьте предложения с данными словами. Запишите.

5. Работа с текстом.

Творческий диктант

Задание дифференцированное: вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- и выполнить задания к тексту.

1 группа (сильные, карточки красного цвета)

1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.

2 группа (средние, карточки зелёного цвета)

1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)

В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.

3 группа (слабые, карточки синего цвета)

1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

Окончательный вариант.

В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.

Задание для всех:

1. Определите значение приставок ПРЕ- и ПРИ- в использованных нами в данном тексте словах.
2. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

V этап. Тест

I вариант

1) ПРИшить – «присоединение»
2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»
3) ПРИморский – «близость к чему-либо»
4) ПРЕуспевать – «неполнота действия»

1) пр…образовать, пр…волжский, пр..близить
2) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит
3) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить
4) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель

3. В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…ладить, пр…влечь,пр…забавный
2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный
3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный
4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить

4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.

1) пр…следовать, пр…льщать, пр…крутил
2) пр…делать, пр…образиться, пр…грады
3) пр…храмывал, пр…вести, пр…расти
4) пр…подняться, пр…ключение, пр…лететь

1) пр…красная, пр…рвать, пр…бежать
2) пр…зрение, знаки пр…пинания, пр…пятствие
3) пр…милый, пр…добрый, пр…восходить
4) пр…глушить, пр…задуматься, пр…сложная

II вариант

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

1) ПРИпаять – «присоединение»
2) ПРИсесть – «приближение»
3) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»
4) ПРЕувеличить – равно значению «очень»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1) пр…гнать, пр…хорошенький, пр…топывать
2) пр…винтить, пр…ехать, пр…строить
3) пр…одолеть, пр…седать, пр…пухнуть
4) пр…мирить, пр…мёрзнуть, пр…огромный

3. . В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…выкать, пр…вратить, пр…клеить
2) пр…неприятный, пр…интересный, пр…рвать
3) пр…нарядить, пр…усадебный, пр…терпевать
4) пр…града, пр…дорожный, пр…тронуться

4.Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.

1) пр… крываешься, пр…зирать, пр…личный
2) пр…баутка, пр…вивка, пр…рода
3) пр…открыть, пр…давить, пр…ползти
4) пр…метный, пр…вратить, пр…чудливый

5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.

1) пр…стиж, пр…зидент, пр…мьера
2) пр…противный, пр…злой, пр…отличный
3) пр…уральский, пр…возносить, пр…возмочь
4) пр…весёлый, пр…теснять, пр…надлежать

Ответы:

I вариант : 1. 4), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 3)
II вариант : 1. 2), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 2)

VI этап. Домашнее задание

Творческая работа: написать сказку о приставках ПРЕ- и ПРИ-.

VII этап. Итог урока

– О чём мы говорили на уроке?
– Что нового узнали?

Оценка деятельности учеников. Выставление отметок.