Составить рассказ об изменении жизни рыб весной. Животные весной. Э. Шим. Соловей и воронёнок

Сезоны — это времена года, отличающиеся погодой и температурой. Они меняются в зависимости от годового цикла. Растения и животные прекрасно приспосабливаются к этим сезонным изменениям.

Времена года на Земле

В тропиках никогда не бывает очень холодно или очень жарко, там только два сезона: один — влажный и дождливый, другой — сухой. У экватора (на средней воображаемой линии) жарко и влажно в течение всего года.

В умеренных зонах (за пределами линий тропиков) бывает весна, лето, осень и зима. Обычно чем ближе к Северному или Южному полюсу, тем прохладнее лето и холоднее зима.

Сезонные изменения у растений

Чтобы образовывать питательные вещества и расти, зеленые растения нуждаются в солнечном свете и воде. Больше всего они растут весной и летом или во влажный период. Они по-разному переносят зиму или сухое время года. У многих растений есть так называемый период отдыха. Многие растения накапливают питательные вещества в утолщенных частях, находящихся под землей. Их надземная часть умирает, растение отдыхает до весны. Морковь, лук и картофель — такого типа растения, накапливающие питательные вещества, которые используют люди.

Такие, как дуб и бук, сбрасывают листву осенью, потому что в это время недостаточно солнечного света для образования в листьях питательных веществ. Зимой они отдыхают, а весной на них появляются новые листочки.

Вечнозеленые деревья всегда покрыты листвой, которая никогда не опадает. Чтобы узнать больше о вечнозеленых и сбрасывающих листья деревьях.

У некоторых вечнозеленых деревьев, таких, как сосна и ель, листья длинные и тонкие, называемые иголками. Многие из вечнозеленых деревьев растут далеко на севере, где лето короткое и прохладное, а зима суровая. Сохраняя свою листву, они могут начать расти, как только придет весна.

В пустынях обычно очень сухо, иногда там вообще ие бывает дождя, а иногда случаются очень короткие сезоны дождей. Семена прорастают и дают новые всходы только в дождливый период. Растения цветут и очень быстро дают семена. В них накапливаются питательные вещества

Сезонные изменения у животных

Некоторые животные, такие, как рептилии , чтобы выжить в холодный или сухой сезон, уменьшают свою активность и засыпают. Когда становится теплее, они возвращаются к активному образу жизни. Другие животные ведут себя иначе, у них есть свои способы выживания в суровые периоды.

Некоторые животные, такие, как соня, спят всю зиму. Это явление называется спячкой. Все лето они едят, накапливая жир, чтобы зимой можно было спать, не принимая пищи.

Большинство млекопитающих и птиц выводят детенышей весной, когда везде много пищи, так что они успевают подрасти и окрепнуть к зиме.

Многие животные и птицы каждый год предпринимают длинные путешествия, называемые миграциями, в места, где больше пищи. Например, ласточки вьют гнезда в Европе весной, а осенью улетают в Африку. Весной, когда в Африке становится очень сухо, они возвращаются.

Карибу (называемые северными оленями в Европе и Азии) тоже мигрируют, проводя лето за Полярным кругом. Огромные стада поедают траву и другие мелкие растения там, где тает лед. Осенью они переходят к югу, в район вечнозеленых лесов, и поедают такие растения, как мох и лишайник, находящиеся под снегом.

На нашей планете происходят регулярные погодные изменения в течение всего года. Такие перемены принято называть сезонами. Все сезонные изменения в природе имеют свое отдельное название. Это зима, весна, лето и осень. Перемена погоды и изменения в поведении животного мира в эти периоды зависят от количества солнечного излучения, распространяемого на различные области земного шара. Большое значение имеет также угол падения солнечного луча на поверхность Земли. Чем больше стремится угол наклона к прямому, тем жарче становится в конкретном месте падения этого луча. Также на сезонные изменения влияет и долгота дня.

Зависимость сезонных изменений от территориального расположения

В Северном и Южном полушариях сезонные изменения в совершенно противоположны. Это зависит от расположения Земли по отношению к Солнцу. Мнимой красной линией на глобусе два полушария разделяются ровно посередине. Эта линия называется экватором. В течение всего года солнечные лучи падают на эту территорию почти под прямым углом. И поэтому в странах, расположенных на линии экватора, постоянно стоит жаркая и сухая погода. Традиционно принято считать зимний период началом года.

Зима - холод и красота

Находится в зимнее время дальше всего от Солнца. Все сезонные изменения в природе в этот период замирают в ожидании потепления. Время низких температур, снегопадов, ветров и обильного образования льда. Многие животные впадают в спячку для экономии жизненной энергии. После зимнего равноденствия Солнце начинает подниматься выше над линией горизонта, и продолжительность дня медленно увеличивается.

Зимнее время для природы - это период борьбы и красоты. Растения прекращают свой рост, некоторые животные и птицы перемещаются в теплые страны, а люди спасаются от холода в защищенных помещениях. Можно увидеть брошенные гнездовья птиц, голые ветви деревьев и большие объемы выпавшего снега.

Перемены в зимней погоде

Зимняя погода переменчива и непредсказуема. Одну неделю могут быть суровые морозы, а в следующую - неожиданно нагрянуть оттепель. В холода слышно, как потрескивают на морозе деревья, замерзает вода в реках, озерах и прудах. Ледяные кристаллы образуют на поверхности водоемов твердый верхний слой воды, который надежно защищает глубинных обитателей от проникновения холода. В труднодоступных горных районах снежные метели заносят дороги, и людям приходится заранее делать запас провианта.

При оттепелях сезонные изменения в природе могут проявляться неожиданными дождями, которые при возврате морозов создают на дорогах и растениях ледяную корку. Льдом покрываются деревья, дома, машины и дороги. Такое явление природы очень опасно для животных и людей. Скопление льда ломает деревья, портит линии электропередач и делает непригодными для эксплуатации мосты и дороги.

Животный и растительный мир зимой

Большинство находится в состоянии покоя. Среди белоснежных снеговых завалов зеленеют лишь некоторые виды вечнозеленых деревьев, таких как ель, кедр, сосна или пихта. В конце зимы при потеплении начинается движение соков, и на деревьях появляются первые почки.

Множество птиц улетает в более теплые регионы, но более 30 видов остаются в Северном полушарии даже во время самых сильных морозов. Это, как правило, птицы, питающиеся семенами некоторых растений. На зимовку остаются также птицы - мусорщики типа ворон, чаек и голубей и охотники вроде ястреба или совы.

Зима - это время длительного сна для многих животных, и сезонные изменения в живой природе везде происходят по-разному. Лягушки переходят в спящий режим и закапываются в грязь, а мелкие зверьки вроде полевок и сурков прячутся в заранее отрытые норки. Также ведут себя и дождевые черви, гусеницы и шмели. Укладываются в теплые берлоги и медведи. Во время спячки животные находятся в состоянии анабиоза. Стойко переносят сезонные изменения в природе и многие другие млекопитающие. Это выдры, ондатры, олени, зайцы и многие другие виды обитателей лесов.

Весна - пора цветения

С 20 марта продолжительность дня значительно увеличивается, повышается среднесуточная температура, начинают расцветать первые цветы. Зимовавшие в холодах животные начинают линять, а впадавшие в спячку - возвращаться к прежнему образу жизни. Птицы строят гнезда и начинают обзаводиться птенцами. Рождается многочисленное потомство и у Появляются различные насекомые.

В Северном полушарии весна приходит в день весеннего равноденствия. Долгота дня сравнивается с длиной ночи. Весной начинаются обильные дожди и таяние снегов. Водные бассейны переполняются и начинаются весенние паводки. Расцветают первые цветы, и начинается активное их опыление появившимися насекомыми. Первыми из цветов появляются подснежники, ирисы и лилии. На деревьях появляются листья.

Пробуждение живой природы

Постепенно воздух наполняется пением вернувшихся из жарких стран перелетных птиц. Жабы и лягушки просыпаются после зимней спячки и начинают петь свои брачные песни. Многие млекопитающие осваивают новые территории.

Весенние сезонные изменения в живой природе начинаются с появления различных насекомых. Очень рано можно увидеть комаров и мух. За ними в начале весны просыпаются и другие насекомые. Различные шмели, осы и им подобные надежно защищены от весенних заморозков пушистой полосатой шубкой.

Лето - созревающий урожай

После 21 июня в Северном полушарии начинается уже настоящее лето. Бурно идет развитие всех растений, и для травоядных животных наступает время усиленного питания. Хищники, в свою очередь, активно охотятся на любителей зеленого корма. Все сезонные изменения в природе летом происходят очень быстро. Отличная погода позволяет людям вырастить за летние месяцы столько овощей и фруктов, что их запасов может хватить на очень длительное время. Многолетние растения также набирают основную мощь именно в летние месяцы.

В конце лета начинается сбор созревшего урожая. На многих кустарниках, деревьях и других растениях поспевают плоды. Но летнее производство овощей и фруктов иногда резко сокращается из-за обезвоживания почвы и невозможности предоставить растениям достаточное количество воды.

Летом многие птицы обучают своих птенцов и готовят их к длительному осеннему перелету. Лето и сезонные изменения в природе летом - это замечательная тема для изучения поведения не только птиц, но и многих насекомых, и других представителей животного мира. Обучающая экскурсия "Сезонные изменения в природе" будет очень интересной для детей.

Осень - сбор плодов

С 22 сентября на всей территории Северного полушария происходят новые сезонные изменения в довольно скоро начинается похолодание. Происходит падение температуры, и полуденное солнце уже не греет очень сильно. Дни становятся короче, и жизненный цикл многих растений заканчивается. Животный мир готовится к миграции на юг или сооружает теплые укрытия для длительной зимней спячки. Некоторые животные и птицы меняют летние наряды на более теплые зимние. Среди многих пород животных начинается брачный период. Трава жухнет, а листья на деревьях меняют свой цвет и опадают. Солнце над Севером не поднимается вовсе, и последующие шесть месяцев Арктика будет находиться в полной темноте. Осень заканчивается в день зимнего солнцестояния.

Проследить самые интересные сезонные изменения в природе осенью можно во время кратковременного бабьего лета. Возвращение теплой погоды на несколько осенних дней дает возможность животным и растениям закончить приготовление к сильным холодам. Садоводы и огородники внимательно следят за предвестниками морозов, чтобы успеть закончить сбор обильного урожая овощей и фруктов.

Животный мир осенью

Многие животные и птицы начинают передвигаться в сторону юга в поисках более мягкой температуры и надежного продовольственного обеспечения. Некоторые виды животных впадают в спячку. Медведи уходят в глубокий зимний сон. В позднюю осень гибнет большое количество насекомых. Некоторые насекомые зарываются поглубже в землю или зимуют, находясь в состоянии личинок или куколок.

Разнообразные сезонные изменения в природе осенью для дошкольников будут понятны, если объяснить детям происходящее и дополнить рассказ об осени показательными примерами. Это демонстрация красивых кленовых листочков оранжевого и красного цвета, различные поделки из осенних листьев и веточек, наблюдения за животным миром. Интересны могут быть детям и осенние сезонные изменения в уголке природы, который, как правило, создается в любом дошкольном учреждении.

Календарь природы

Для закрепления знаний о смене сезонов и лучшего знакомства с природой вместе с дошкольниками можно составлять календари природы. Это могут быть детские тематические рисунки или аппликации с использованием летнего или осеннего природного материала. Явления природы могут быть представлены в виде схематического изображения или при помощи разнообразных наклеек тематического содержания.

Различные сюжетные картинки размещаются в календаре в соответствии с проходящим сезоном.

В зимнее время это могут быть изображения спящих медведей или животных с белым меховым покровом. Весну можно иллюстрировать изображениями и прилетом перелетных птиц. Для визуальной передачи летнего сезона существует множество доступных способов. Это демонстрация созревших плодов и различных Осенний сезон также демонстрируется наглядно при помощи опавшей листвы деревьев.

В целом рассказ о природных изменениях во время разных сезонов и создание календаря наблюдений за существенными переменами в окружающей природе способствует развитию детей и воспитанию в них любви к родному краю.

ПРОГУЛКА ТРЕТЬЯ

ПРИРОДА ВЕСНОЙ

Встреча 44. КАК МЕНЯЕТСЯ ЖИЗНЬ РЫБ ВЕСНОЙ?

Ты узнаешь, что весной у рыб происходит нерест - период размножения.

Вспомни! Как зимуют рыбы?

О важных событиях в весеннем жизни рыб рассказывает наш друг - Карасик Золотенко:

Только на водоемах растает лед, прогреется вода, рыбы поднимаются со дна водоемов ближе к поверхности. Скоро начнется период размножения - нерест. Рыбы ищут укромные места для откладывания икры. Любят чешуйчатые выбирать тихие заводи под берегами, или заросли густой водной растительности. То есть места, где нет бурного течения, которое могло бы смыть икру. Сазаны, речной окунь, сом лучших мест для нереста не выискивают: размножаются там, где живут.

Сазан Речной окунь Сом

У многих рыб во время нереста значительно изменяется внешний вид. У самцов наших обычных речных рыб - лещей, ярче окраска, меняется даже форма тела!

Первыми идут на нерест щуки, сразу как закончится ледоход. Потом наступает время нереста у леща, плотвы, окуня. Когда хорошо прогреются водоемы, пойдут на нерест

карпы, караси и лини.

Щука Лещ Карась

В основном после нереста рыбы не заботятся о своих будущих потомков, роняя икру на произвол судьбы. Но это не касается сома. Сом на дне водоема выкапывает небольшую ямку для икринок. А потом самец и самочка охраняют ее. Мальки речных рыб держатся стайками и в основном обходятся без опеки взрослых. Мальков бывает очень много, но взрослеют не все. В течение «детства» на мальков отовсюду ждет опасность: пересыхание и загрязнение водоемов, охота на них хищных рыб и зверей.

Памятка друга природы

Период размножения - нерест - особенно важный для жизни рыб. От того, как он пройдет, зависит численность рыбы в наших водоемах! Во время нереста вылов рыбы запрещен!

Фотозагадка. Узнай рыбу.

Задание для друга природы.

Подготовь вопросы и ответы для телеигры «самый Умный» о жизни рыб весной.

Как известно, сильно сказывается на поведении рыбы, особенно когда оно резко падает: рыба в таких случаях чувствует себя плохо, кормится меньше или совсем перестает. Правда, она может несколько улучшить свое самочувствие, поднимаясь к поверхности воды или опускаясь на дно.

Этим частично объясняется тем, что один и тот же вид рыбы мы в разное время ловим в разных слоях воды. Однако если атмосферное давление нормальное, то это вовсе не значит, что будет обеспечен улов, так как на поведение рыбы влияют и другие факторы. Колебания атмосферного давления рыба испытывает зимой , подо льдом. Более того, зимой давление сказывается даже сильнее, чем летом - ведь в это время рыба ослаблена недостатком кислорода в воде и оскудением кормовой базы. Поэтому зимой клев менее устойчив, чем летом.

Следует учесть, что давление в 760 мм ртутного столба, которое многие рыболовы принимают за оптимальное, для рыб благоприятно только на море или на уровне моря - там такое давление нормально. В других случаях оптимальным атмосферным давлением считается 760 мм минус высота местности над уровнем моря: на каждые 10 м подъема приходится 1 мм падения ртутного столба. Так, если вы собираетесь ловить в местности, которая на 100 м выше уровня моря, то расчет должен быть такой: 760-100/10=750.

И еще одно замечание: если давление долго скакало: было то выше нормального, то ниже - нельзя ждать, что клев станет хорошим сразу же после установления нормального - необходимо, чтобы оно стало устойчивым.

Температура воды летом

Изменяется медленно, значительно отстает от изменений температуры воздуха. Поэтому к таким колебаниям рыба успевает привыкнуть и они обычно на поведение не влияют.

Кроме того, изменение температуры воды на разные виды рыб действует неодинаково. Так, если она понижается, то карасю, сазану, карпу, линю это не нравится, активность же налима, форели и хариуса возрастает. Работники рыболовных хозяйств давно заметили: в холодное лето они со своих голубых нив снимают урожай меньше обычного.

Это объясняется тем, что с понижением средней температуры воды снижается интенсивность обмена веществ у рыб. Ухудшается и клев. И наоборот, повышение температуры воды в определенных пределах ведет к улучшению обмена веществ, а значит, и к улучшению клева.

Температура воды зимой

Не изменяется, поэтому споры удильщиков, скажем, о том, хорошо или плохо лещ клюет в сильные морозы, беспредметны. Дело в том, что подо льдом колебания температуры воздуха не заметны. Удильщик должен знать, что около нижней плоскости льда температура воды всегда одинакова, примерно 0 градусов.

Если она хотя бы на несколько десятых долей градуса будет ниже 0, то толщина льда увеличивается, он нарастает. Если же стоит оттепель, толщина льда обычно не увеличивается. Верхний слой волы всегда имеет положительную температуру, притом чем ближе ко дну, тем она выше, однако более 4 градусов не бывает. Таким образом, изменения температуры воздуха зимой на температуру воды не влияют, значит, не влияют они и на поведение рыбы.

Активность большинства рыб зимой снижается, но не одинаково. Вот что показали, например, опыты, проведенные в дельте Волги. Жерех зимой все время кормится, держится на тех же местах, что и летом - там, где течение быстрое. У судака активность значительно снижена, питается он нерегулярно, иногда залегает в ямы.

Неплохой уловчик!

Еще больше изменений происходит в образе жизни леща: зимой он испытывает угнетение жизненных процессов, однако в глубокое оцепенение не впадает. У сазана зимой угнетены основные жизненные процессы, в это время он малоподвижен, плотными скоплениями почти полного оцепенения. Сом, видимо, бывает близок к анабиозу. Порой ему начинает угрожать удушье из-за недостатка кислорода, но и тогда он не делает попыток уйти в другой район водоема и часто гибнет.

Ветер

Некоторые рыболовы считают ветер причиной своих неудач. Среди них часто идут разговоры, что ветер такого-то направления благоприятствует ловле, а при другом клева не будет. Например, многие считают, что при северном ветре наступает бесклевье. Однако летом, в сильную жару такой ветер благоприятствует ловле: он охлаждает воздух, воздух - воду, и рыба начинает вести себя активнее. Таких противоречий набирается много, и напрашивается вывод: ветер не влияет на поведение рыб .

Ученые тоже так считают, и вот почему. Как известно, ветер - это перемещение воздуха из-за неравномерного распределения атмосферного давления по земной поверхности. Массы воздуха передвигаются в направлении от высокого давления к низкому. Чем больше разность давления в том или ином районе, тем быстрее движется воздух и, стало быть, сильнее ветер. Для рыбы имеет значение не направление ветра и его скорость, а другое: он изменяет атмосферное давление - ведет к повышению его или, наоборот, к понижению

Поэтому можно сказать, что ветер - не причина плохого клева, а примета, которая в определенной местности и в определенное время года может помочь рыболову.

Щука на крючке

Но ветер все же влияет на поведение рыбы, хотя совсем не так, как об этом думают некоторые удильщики: не прямо, а косвенно. Он может привести к волнению воды, а волны оказывают на рыбу прямое механическое воздействие. Например, во время сильных волнений морская рыба в большинстве случаев опускается в более глубокие слои воды, где тихо. На речную и озерную рыбу сильно влияет волнение воды в прибрежных участках.

Многие удильщики, наверное, замечали, что если летом на берег подует сильный ветер, клев ухудшается и может совсем прекратиться. Объясняется это тем, что стоящая вблизи берега рыба отходит в глубину. В такое время хороший клев может быть у противоположного берега, где тихо и рыба чувствует себя спокойно. Здесь собирается много верховой рыбы - она приходит, чтобы полакомиться насекомыми, которых ветер может сдуть на воду. Однако если он, хотя и дует к берегу, но не очень сильный, а дно илистое, к берегу тоже подойдет рыба и ловля здесь может стать успешной. Объясняется это тем, что волна вымывает из донного грунта корм.

По различным причинам в некоторых водоемах летом не хватает кислорода, и рыбу это угнетает, что особенно сказывается в тихую погоду. В Азовском море, например, в штиль могут даже возникнуть летние заморы, приводящие к гибели донной рыбы. Если же подует ветер, безразлично какого направления, начинается перемещение воды, вода получит достаточное количество кислорода - и рыба начнет вести себя активно, начнет клевать.

Атмосферные осадки

Могут влиять на поведение рыбы, но совсем не так, как об этом пишут некоторые авторы. Например, утверждения о том, что, якобы, если пошел снег, то станет активно клевать плотва, а если начал накрапывать дождь, то жди хорошего улова окуня, не имеют под собой никакой почвы.

Эти сообщения объясняются тем, что снегопад и дождь обычно бывают связаны изменением атмосферного давления, а оно-то и оказывает влияние на поведение рыбы. Снег может повлиять, видимо, лишь в одном случае - если он покроет первый, прозрачный лед: рыба перестанет пугаться удильщика и начнет клевать более уверенно.

Правда, дождь может вызвать помутнение воды, а это влияет по-разному. Если помутнение значительное, жабры у рыбы засоряются и она чувствует угнетение. Если же помутнение небольшое, рыба может подойти к берегу в поисках корма, который смывают с берега рожденные дождем ручьи. Какого-то другого влияния атмосферные осадки на рыбу обычно не оказывают. Так что их, как ветер, можно отнести к приметам, а не к причинам.

Слух

Иные удильщики, чтобы не спугнуть рыбу, на берегу или в лодке разговаривают шёпотом, а другие не придают значения даже ударам веслом по борту лодки, удилищем по воде, поленом по берегу. Можно с уверенностью сказать, что у них неправильное представление о том, как рыба слышит, как в воде распространяется звук.

Углы слуха рыбы

Конечно, разговор удильщиков, сидящих в лодке или на берегу, рыба слышит очень плохо. Это объясняется тем, что звук почти полностью отражается от поверхности воды, так как плотность ее очень отличается от плотности воздуха и граница между ними для звука почти непреодолима. Но если звук исходит от предмета, который соприкасается с водой, рыба слышит его хорошо. По этой причине звук удара пугает рыбу. Хорошо слышит она и раздающиеся в воздухе резкие звуки, например выстрел, пронзительный свист.

Зрение

Зрение у рыб развито слабее, чем у наземных позвоночных: большинство видов различает предметы только в пределах 1-1,5 м, а максимально, видимо, не более 15 метров. Однако поле зрения у рыб очень широкое, они способны охватывать большую часть окружающей среды.

Обоняние

У рыб развито исключительно сильно, но различные виды рыб различные вещества воспринимают по-разному. Удильщикам известны многие вещества, положительно действующие на рыб, и потому добавление их в растительные насадки увеличивает количество поклевок. Таковы применяемые в ничтожно малых дозах конопляное, льняное, подсолнечное, укропное, анисовое и другие масла, настойки валерианы, ваниль и т.д. Но если применить большую дозу, скажем, масла, то можно и насадку испортить, и отпугнуть рыбу.

На месте ловли нельзя бросать в воду помятую или раненую рыбу, потому что она, как установили ученые, выделяет особое вещество, которое отпугивает рыб, служит как бы сигналом опасности. Такие же вещества выделяет и жертва в момент захвата ее хищником.

При ловле эти вещества могут попасть на руки, с них на леску или насадку, что тоже может распугать стаю. Поэтому на рыбалке надо аккуратно обращаться с добычей, чаще мыть руки.

Вкус

У рыб тоже хорошо развит, что подтверждено многими научными опытами советских и зарубежных ихтиологов. У большинства животных органы вкуса расположены в пасти. Не такова рыба. Некоторые виды могут определять вкус, например, поверхностью кожи, притом любым ее участком. Другие используют для такой цели усы, удлиненные лучи плавников. Это объясняется тем, что рыба живет в воде и вкусовые вещества имеют для нее значение не только тогда, когда попадают в рот - они помогают, скажем, ориентироваться в водоеме.

Свет

Различно влияет на рыбу. Давно замечено, что налим подходит к берегу, на котором ночью разведен костер, что лещ любит держаться в той части акватории, которая освещена лунным светом. Есть рыбы, которые отрицательно реагируют на свет, например, сазан. Промысловики этим воспользовались: с помощью света они выгоняют его из неудобных для лова мест - закоряженных участков пруда.

В различное время года, в различном возрасте один и тот же вид рыбы по-разному относится к свету. Например, молодой гольян прячется от света под камни - это помогает ему спасаться от врагов. Во взрослом же состоянии ему этого не требуется. Несомненно, что рыба во всех случаях реагирует на свет приспособительно: и тогда, когда она избегает его, чтобы не быть замеченной хищником, и в тех случаях, когда идет на свет в поисках корма.

Ловля сазана в ночное время

Несколько особняком стоит вопрос о влиянии лунного света. Нельзя сказать, что Луна не оказывает никакого влияния на рыбу. Ведь чем лучше освещенность водоема, тем выше активность рыб, ориентирующихся на пищу при помощи зрения. Если Луна на ущербе, то до Земли доходит мало света, а в полнолуние - больше. Сказывается и место нахождения Луны: если она у горизонта, то свет на Землю падает под очень острым углом - и освещенность слабая. Если же Луна в зените (свет падает прямо), то освещенность водоема повышается. При хорошей же освещенности рыба легче находит корм. Хищникам это помогает в поисках добычи, а про верховку известно, что при снижении освещенности она потребляет корма меньше.

Сильно сказывается влияние Луны на поведении морской рыбы. Это и понятно: здесь играет роль не только освещенность, а и вызванные Луной приливы и отливы, которых во внутренних водоемах почти не бывает. Хорошо известно, что в приливы рыба подходит к берегу в поисках корма и что некоторые рыбы нерестятся именно в это время.

Условные рефлексы

У рыбы вырабатываются так же, как и у других позвоночных животных. Необходимые в этом случае раздражители могут быть самыми разными.

Сколько раз удильщики замечали, что на редко посещаемых озерах, на речках протекающих где-либо в глухих местах, рыба клюет уверенно. На тех же водоемах, на которые часто приезжают удильщики, наученная рыба ведет себя очень осторожно. Поэтому здесь стараются вести себя особенно тихо, лески привязывают потоньше, а способы ловли применяют те, при которых рыбе труднее заметить подвох.

Интересны опыты, проведенные голландским ученым Ж. Ж. Бейкамом. Запустив карпов в пруд, он затем несколько дней непрерывно вылавливал их удочкой. Каждого пойманного карпа ихтиолог метил и сразу же отпускал. При подведении результатов эксперимента выяснилось, что самым удачным днем был первый, на второй и третий день дела шли хуже, а на седьмой и восьмой день карпы вообще перестали клевать.

Карп в воде

Значит, у них выработались условные рефлексы, они стали умнее. Продолжая эксперимент, голландец пустил в пруд карпов, которые еще не побывали на крючке. Через год меченные карпы попадались в три-четыре раза реже, чем необученные. Значит, даже спустя год условные рефлексы еще действовали.

Нерест

Очень важное событие в жизни рыб. У каждого вида он происходит лишь при определенных условиях,в присущее ему время. Так, сазану, карпу, лещу необходима спокойная вода и свежая растительность. Для других же рыб, например лососевых, нужны быстрые течения и плотный грунт.

Обязательным условием нереста всех рыб является определенная температура воды. Однако она устанавливается не каждый год в одно и то же время. Потому и нерест порой происходит то несколько раньше обычного, то несколько позже. Похолодание может задержать нерест, а ранняя весна, наоборот, ускорить. Большая часть видов рыб нерестится весной или в начале лета, и только некоторые - осенью, а налим даже зимой.

Опытный рыболов обращает внимание не столько на шкалу термометра, сколько на то, что он наблюдает в природе. Ведь все явления, которые в ней происходят, теснейшим образом связаны друг с другом. Приметы, проверенные временем, не подводят. Так, давно известно, что язь начинает нереститься, когда у березы набухают почки, а окунь и плотва - когда листья березы пожелтеют. Среднего размера лещ нереститься, когда зацветает черемуха, а крупный - когда заколосится рожь. Если зацветает бузина и груша, значит, начинает нереститься марена (усач). Сом нереститься во время цветения шиповника, а сазан - одновременно с цветением ириса.

Перед нерестом рыба набирает сил и активно кормится. Так бывает всегда почти у всех видов. После нереста она восстанавливает силы и тоже активно кормится, но начинается это не сразу, а некоторое время спустя. Продолжительность посленерестового отдыха не одинакова у всех видов. Некоторые кормятся даже во время нереста, в особенности, если он затянулся.

Суточный и годичный ритм питания

Особенность жизни рыб, которую удильщикам необходимо знать: это обеспечивает успех. Вот к каким выводам пришли ихтиологи, например, в результате летних наблюдений на Цимлянском водохранилище, где они изучали суточный ритм питания леща. Оказалось, что в десять часов вечера он не кормился, а лишь переваривал корм, в два часа ночи его кишечник был пустым. Кормиться лещ начал только около четырех часов утра.

Состав корма менялся в зависимости от освещенности: чем она выше, тем больше в кишечнике обнаруживали мотылей. С ухудшением освещенности в корме преобладали моллюски - они менее подвижны и крупнее, поэтому их легче обнаружить в темноте. Напрашивается вывод: на глубоком месте, где утром освещенность наступает позже, а вечером заканчивается раньше, чем на мелководье, лещ и клевать начинает позже, а оканчивает раньше.

Конечно, это относится не только к лещу, но и к другим рыбам, а в первую очередь к тем, которые ищут корм главным образом при помощи зрения. У тех же видов, которые ориентируются на пищу преимущественно по запаху, освещенность водоема имеет меньшее значение. Можно сделать и другой вывод: в том водоеме, где вода прозрачная, клев наступает раньше, чем там, где она темная или мутная. Конечно, и у других видов рыб суточный ритм питания очень тесно связан с поведением кормовых организмов. Вернее, от их поведения в значительной степени зависит не только ритм питания, но и состав корма.

Ритмика в питании есть как у хищных рыб, так и у мирных. Разница в их ритмике объясняется видом корма. Скажем, вобла кормится примерно каждые 4 часа, а у хищников перерывы могут быть очень продолжительными: дело в том, что хищнику необходимо, чтобы желудочный сок растворил чешую жертвы, а на это уходит много времени.

Имеет значение и температура воды: чем она ниже, тем дольше длится процесс пищеварения. Значит, зимой переваривание пищи длится дольше, чем летом, а потому и клевать хищник будет хуже, чем летом.

Количество потребленного за день корма, как и годовой рацион, зависит от его качества: чем он калорийнее, тем в меньшем количестве требуется. Значит, если корм питательный, рыба быстро утоляет голод, а если наоборот,то кормежка растягивается. Сказывается и количество корма в водоеме: в бедных рыба кормится более продолжительное время, чем в водоемах с богатой кормовой базой. Интенсивность потребления корма находится и в тесной связи с состоянием рыбы: упитанная потребляет корма меньше, чем худая. Суточный ритм питания рыбы в одном году может быть совсем иным, чем в следующем или предыдущем.

Логопед. Скажите, ребята, а рыбы умеют говорить? Как вы думаете, что бы они могли нам рассказать, если бы вдруг могли заговорить?

Давайте попробуем придумать небольшие рассказы из жизни рыб. У каждой команды есть картинки с изобра­жениями рыб. Вам нужно посоветоваться и выбратъ одну крупную хищную рыбу и одну маленькую. После этого нужно выставить изображения этих рыб на доску, и от имени каждой рыбки участники команды должны соста­вить рассказ об их жизни. Чтобы вам было легче, давайте придерживаться картинного плана.

В зависимости от количественного состава группы каждый ребенок составляет предложения по одному-двум пунктам плана.

Логопед. Не забывайте о том, что за каждый составлен­ный рассказ вы получите по два жетона. Но всегда за пол­ное «красивое предложение», сравнение или речевой оборот каждый из вас может получить призовые жетоны. Посмот­рим, какая команда сегодня будет победительницей.

Пример составленного рассказа:

- Здравствуйте, меня зовут Окунь.

- Здравствуйте, а я - хищная рыба Щука.

- Я живу в чистой просторной реке, люблю заплывать на глубину.

- А я люблю плавать у самого берега и прячусь за водо­рослями и корягами.

- Я редко вырастаю до больших размеров. У меня есть небольшая короткая голова и туловище с красными плав­ничками. Оно покрыто серебристой чешуей, похожей на монетки. Еще у меня есть хвост.

- А я могу вырасти и стать очень крупной. У меня вы­тянутая голова, с острыми, как бритва, зубами и длинное туловище с серовато-красными плавниками и мощным, хвостом. Мое тело покрыто мелкой зеленоватой чешуей, делающей меня незаметной для других рыб.

- Я люблю кушать разных жучков, речных рачков, во­доросли.

- А я с удовольствием охочусь за мелкими рыбками, да и окуньков очень люблю...

- Окуни откладывают икру на водоросли. Из нее по­том выводятся мальки, которые постепенно растут и превращаются во взрослых окуней.

- А мои щурята тоже выводятся из икры. Сначала они очень тоненькие, как карандашики.. А затем набира­ют вес и превращаются в красавиц-щук.

- У окуней много врагов. На нас охотятся хищные рыбы, нас ловит удочками и сетями человек...

- А щуки - сами хищные рыбы. Но и мы попадаемся человеку в сети и на удочку.

Таким образом, дети составляют три коллективных рассказа от име­ни шести рыб.

Логопед. Пришла пора возвращаться из подводного царства рыб домой.

Логопед благодарит всех детей за составленные расска­зы. Подсчитывает фишки вместе с игроками каждой ко­манды, определяет победителей. Все поздравляют удачли­вых рассказчиков, аплодируют им.

Занятие 26. «На лесной полянке»

Цель: Составление рассказов-описаний насекомых по пред­метным картинкам и опорному плану.

Задачи:

Активизировать словарь по теме;

Уточнить названия, внешние признаки, строение на­секомых;

Упражнять детей в подборе слов-определений к каж­дому насекомому;

Учить детей угадывать насекомых по совершаемым ими действиям;

Развивать произвольное внимание и словесно-логи­ческое мышление детей;

Воспитывать любовь и бережное отношение к краси­вым местам родной природы и их обитателям.

Оборудование: магнитно-маркерная доска с нарисован­ной на ней лесной полянкой; демонстрационные и раздаточные картинки с изображением насеко­мых (бабочка, пчела, муха, стрекоза, божья ко­ровка, муравей и др.); опорный картинный план 6 (иллюстрация 6); мягкая игрушка Кот ученый, тексты загадок о насекомых.

Ход занятия -

I. Интеллектуальная разминка

Логопед (загадывает детям загадку).

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает -

Когда это бывает? (Весной.)

Логопед. Какие приметы весны вы знаете?(Тает снег и лед, день становится длиннее, прилетают перелетные птицы, зимовавшие в теплых краях.)

С началом весны возвращаются перелетные птицы. По­чему они возвращаются? (Корма стало достаточно: поя­вились насекомые.)

В загадке есть слова: «ожил лужок», а что это значит, как он «ожил»? (Дети говорят о прорастающей травке, появившихся насекомых.)

II. Основная часть занятия

Вводная часть.

Логопед. Сегодня мы с вами совершим путешествие на лесную полянку, чтобы рассмотреть насекомых, которые там обитают.

Садитесь на свои места и представьте, что мы едем в ав­тобусе, а чтобы было нескучно, я расскажу вам о насеко­мых, за которыми мы едем наблюдать.

Насекомые.

На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда на­звание «насекомые» - от слова «насекать». Насекомые быва­ют большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день. У насекомых шесть ног. Их тела покрыты твердой обо­лочкой, которая называется наружным скелетом. Тело каждого насекомого можно разделить на три части: голо­ва, грудь и брюшко. Обычно у них две пары крыльев, хотя у мух, например, только одна.

Насекомые появляются на поверхности земли только тогда, когда тепло - весной или летом.

Яркая окраска многих насекомых предупреждает дру­гих животных о том, что они несъедобны. Многие насеко­мые пользуются цветом, чтобы скрываться от врагов (ба­бочки, кузнечики).

Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеют­ся вредители - переносчики болезней человека и живот­ных; есть и полезные - опыляют растения, дают продук­ты и сырье (мед, воск, шелк). Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека можно сказать: «трудолюбивый, как пчела», «назойливый, как муха».

Отгадывание загадок.

Логопед. Вот и лесная полянка!

Логопед открывает магнитно-маркерную доску с нарисованным на ней изображением полянки.

Логопед. Но почему-то на полянке никого нет! Посмотри­те-ка, ребята, к нам на встречу вышел Кот ученый. Сейчас у него мы все и узнаем.

Логопед показывает детям игрушку и берет у нее конверт с зада­ниями.

Логопед. Кот решил задать вам вопросы и загадать за­гадки. Если вы сможете справиться с его заданиями, на­секомые перестанут прятаться и вернутся на лесную по­лянку.

Вопросы Кота ученого:

Какие насекомые появляются весной первыми? (Те, которые зимуют во взрослом состоянии: некоторые бабочки, мухи.)

Когда появляются первые весенние цветы, насеко­мых становится больше. Почему? (Есть корм - нек­тар цветов. Насекомые начинают размножаться.)

Какие стадии развития насекомых вы знаете? (Яйцо, личинка или гусеница, куколка, взрослое насекомое.)

Но не у всех насекомых бывают куколки. У кого их нет? (У кузнечиков.)

Какую роль в природе играют насекомые? (Они опыляют растения, служат пищей для различных птиц, зверей.)

Почему насекомые откладывают много яиц? (Боль­шая их часть погибает, их клюют птицы, уносят муравьи.)

Логопед. А теперь Кот загадает вам загадки. Кто отгада­ет загадку и ответит на вопросы Кота, тот получит картин­ку с изображением этого насекомого.

По ходу отгадывания детьми загадок логопед параллельно выстав­ляет демонстрационные картинки с изображениями насекомых, до­полняет ответы детей рассказами об особенностях этих насекомых. Логопед может выдать детям вырезанные по контуру картинки-отгадки, к обратной стороне которых приклеен кусочек магнитной ленты. Эти картинки дети потом крепят на «лесную полянку».

1. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Вопрос Кота ученого . Как питается бабочка? (Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.)

Комментарий логопеда. Крылья бабочки очень кра­сивы. Они покрыты маленькими тонкими чешуйками, которые бабочке помогают летать. Если хотя бы часть че­шуек сотрется, насекомое потеряет способность к полету и погибнет. Поэтому не стоит ловить этих красавиц, лучше любоваться ими издали.

2.Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком. (Пчела)

Вопрос Кота ученого. Почему это насекомое так за­метно окрашено? (Пчела как бы предупреждает всех: не троньте меня, а то ужалю!)

Комментарий логопеда. Пчела собирает сладкий сок- нектар с цветков. Так что пчелы и растения - большие друзья. Пчелы- насекомые, которых смог приручить человек. От пчел человек научился получать ценный про­дукт-мед.

3.Летом целый день летает,

Вам надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

Вопрос Кота ученого. Почему муха считается вредным насекомым?(Она переносит на лапках грязь и вредные микробы.)

Комментарий логопеда. Муха - это очень вредное насе­комое. На своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закры­вать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки. Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью.

4.Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

Это - девчонка,

В поясе - тонка,

Огромные очи.

Летит - стрекочет. (Стрекоза)

Вопрос Кота ученого . Сколько крыльев и сколько ла­пок у стрекозы? (У нее четыре крыла, шесть лапок.)

Комментарий логопеда. Однажды ученые проделали такой опыт: пойманную стрекозу вволю кормили муха­ми. За один присест она съела сорок мух! Стрекозы мо­гут летать с огромной скоростью, мгновенно менять на­правление, неподвижно висеть в воздухе. А глаза стрекоз состоят из огромного количества расположенных близ­ко друг к другу маленьких глазок. Стрекозы замечают все- и то, что делается впереди, и то, что происходит по сторонам и позади.

5.Лесная «коровка»,

Черная головка,

Крылья - красные,

на крыльях точки-пятнышки.

(Божья коровка)

Вопрос Кота ученого. Почему божья коровка так назы­вается? (Она выделяет для защиты особое молочко оран­жевого цвета. Яркая окраска напоминает птицам, что божьи коровкине очень приятны на вкус.)

Комментарий логопеда. Божьи коровки - хищники, причем очень прожорливые. На обед и на ужин они с удо­вольствием поедают тлей, которые живут на садовых дере­вьях. Поэтому люди давно считают божьих коровок свои­ми помощниками.

6.На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион.

Они - лесные жители,

Дружные строители. (Муравьи)

Вопрос Кота ученого. Почему муравьев называют «са­нитарами леса»? (Муравьи - полезные насекомые. Они уничтожают большое количество вредных насекомых.)

Комментарий логопеда. Муравей - очень сильное насе­комое. Он способен поднять груз, в 100 раз превышающий его вес. Лес считается здоровым, если в нем много муравейников.

Логопед. Давайте заселим нашу лесную полянку насеко­мыми. . .

Дети, отгадавшие загадки, выставляют на «Лесную полянку» выре­занные по контуру картинки с изображениями насекомых,

Физкультминутка. Игра на внимание «Муравей - куз­нечик - бабочка». По команде логопеда «Муравей» дети приседают, по команде «Кузнечик» прыгают, по команде «Бабочка» - «летают».

3. Составление рассказов-описаний насекомых по пунк­там картинного плана.

Логопед. Кот ученый просит вас выполнить его послед­нее задание - составить рассказы-описания о запомнив­шихся вам насекомых. Ведь все насекомые такие разные! Составьте рассказ о любом насекомом по картинкам наше­го плана.

Выставляется картинный план. Желающие составляют рассказы- описания насекомых. За каждый рассказ логопед награждает ре­бенка специальными и призовыми фишками.

Логопед. Кот ученый благодарит вас за рассказы, ему они очень понравились! Все насекомые вернулись на лес­ную полянку. А теперь нам с вами пора возвращаться домой...

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия, благодарит детей за старание, отмечает наиболее удачные рассказы детей. Под­считывает фишки детей, определяет победителей. Логопед и дети аплодируют им.

Занятие 27. «Путешествие к далеким планетам»

Цель: Составление творческих рассказов о неизученных планетах и их жителях с опорой на картинный план.

Задачи:

Уточнить и активизировать словарь детей по теме «Освоение космоса человеком»; словарь антонимов;

Учить детей составлять рассказы о неизученных пла­нетах и их жителях по опорному картинному плану;

Упражнять детей в подборе слов-определений к каж­дой планете;

Развивать внимание, память детей;

Развивать произвольное внимание, логическое мыш­ление и фантазию детей.

Оборудование: картинки с изображениями планет Солнеч­ной системы (иллюстрация 30), звездного неба, ви­дов из космоса, портрет Ю.А. Гагарина, три конвер­та с лежащими в них изображениями неизведанных планет (иллюстрации 64-66), опорный картинный план 7 (иллюстрация 7); «космическая музыка» (на выбор логопеда), магнитофон, мяч, магнитно-мар­керная доска.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед. Мы с вами совершим космическое путешест­вие. Но сначала давайте подготовимся к нему.

Игра с мячом «Назови планеты». Дети стоят полукру­гом перед логопедом. Логопед называет первый слог назва­ния планеты, а ребенок, которому передали мяч, - полное название планеты. Например: «Неп...» - «Нептун»

Игра с мячом «Скажи наоборот». Дети стоят полукру­гом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, назы­вает словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Близкая планета. - Далекая планета.

II. Основная часть занятия

Вводная беседа.

Логопед. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о не­обычном празднике - Дне космонавтики.

Для нас уже кажется привычным то, что с Земли стар­туют космические корабли, а космонавты месяцами жи­вут на космических станциях, выходят в открытый космос и даже осуществляют стыковки космических аппаратов... Но совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике.

Сначала в космос на космических аппаратах запускали животных. А 12 апреля 1961 г. впервые в мире на косми­ческом корабле «Восток» совершил полет первый космо­навт планеты. Им стал Юрий Алексеевич Гагарин. Его по­лет длился 108 минут. Первыми словами Юрия Гагарина с орбиты были: «Красота-то какая! Как прекрасна наша планета!»

В мире существует более 40 тысяч различных профес­сий. Но профессия космонавта считается одной из самых трудных и опасных. Как вы думаете, почему? (Дети дают ответы.)

А какими качествами должны обладать космонавты? (Они должны быть умными, смелыми, выносливыми, тру­долюбивыми, сообразительными...)

Космонавты ежедневно занимаются физической под­готовкой и закаливанием, тренируются на специальных аппаратах и тренажерах. Еще они посещают занятия по астрономии, ракетной технике, устройству космического корабля и его различных систем.

В космосе все предметы находятся в состоянии неве­сомости. Человек не чувствует веса своего тела, парит в воздухе, как пушинка, и может свободно перемещаться по ракете. Вокруг него летают незакрепленные предметы. А пролившиеся капли жидкости принимают форму ша­риков. Чтобы космонавты не испытывали трудностей при приеме пищи, для них даже изобрели специальное пита­ние. Все блюда - от судов до чая, - для космонавтов рас­фасовывают в специальные тюбики, похожие на тюбики с зубной пастой...

Космонавты проводят различные исследования в кос­мосе, изучают звезды и планеты.

2. Составление фантастических рассказов о неизученных планетах.

Логопед. Многие ученые верят в то, что и на других пла­нетах есть жизнь, есть наши братья по разуму. Им даже придумали название- инопланетяне. Давайте предста­вим себе, что вы стали космонавтами и обнаружили жизнь на других планетах.

Для этого сначала вам нужно разделиться на три ко­манды - три космических экипажа. Каждый экипаж по­лучит задание в центре управления полетами - ЦУПе.

Дети делятся на три команды, подходят к логопеду за заданием.

Логопед. Возьмите конверты с заданиями. Ваши косми­ческие экипажи должны будут полететь на своих ракетах к далеким неизученным планетам и подружиться сих обитателями. Рассмотрите планеты, дайте им названия и отправляйтесь на космодром.

Физкультминутка. Развитие мимических и пантоми­мических движений, релаксация.

Дети, согласно своим «экипажам», образуют три круга, держатся за руки, приседают перед стартом. Логопед включает «космическую музыку».

Логопед.Закройте глаза и представьте, что три ваши ра­кеты на старте. Все системы включены. Идет отсчет вре­мени: «Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один. Старт!»

Поднимитесь на ноги, поднимите руки вверх... и вот вы уже летите в открытый космос. Представьте, что вы ока­зались в невесомости и можете свободно перемещаться по ракете.

Логопед. Что вы видите вокруг себя? Саша, что ты уви­дел? Света, а ты? (Вокруг нас парят различные неприкреп­ленные предметы...)Что вы слышите? Что ощущаете?

И вдруг экипаж каждого корабля видит в иллюминато­ры незнакомую планету. Представьте, как она выглядит. Каждая ракета начинает спуск к незнакомой планете...

Логопед выключает музыкальное сопровождение.

Логопед. Откройте глаза. По изображениям планет, ле­жащих в каждом конверте, и опорному картинному плану вам нужно составить рассказы о планетах и их обитате­лях. Посовещайтесь друг с другом и решите, кто будет на­чинать рассказ, кто -.продолжать, а кто - заканчивать.

Не забывайте, что за каждый рассказ вы получите кос­мические фишки, а за каждое полное и «красивое» пред­ложение или сравнение, речевой оборот вы сможете полу­чить призовые фишки.

Дети каждой команды составляют рассказы по пунктам плана.

Заключительное слово логопеда о планете Земля.

Логопед.Нам пора в обратный путь. Вернитесь на кос­мические корабли. Отправляемся на нашу родную Землю.

Дети снова образуют на ковре три круга, согласно экипажам, бе­рутся за руки, приседают перед стартом. Логопед включает «кос­мическую музыку».

Логопед. Закройте глаза. Ракеты на старте. Все системы включены. Идет отсчет времени; «Десять,; девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один, Старт!» Подни­митесь на ноги. Мы уже летим в космосе и приближаемся к Земле... Внимание, начинаем снижение!

Логопед выключает музыку.

Логопед. Откройте глаза. Вот мы и дома.

Земля - планета, на которой мы живем. Часто ее на­зывают «Голубая планета». Поверхность земли затянута облаками и грозовыми тучами облаками. Эта планета - единственная, из пока известных нам, обладающая ат­мосферой. На ней можно дышать. Большая часть планеты покрыта водой. Юрий Алексеевич Гагарин сказал такие слова: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приум­ножать эту красоту, а не разрушать ее!» Давайте всегда помнить его слова и беречь нашу чудесную планету.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание. Подсчитывает фишки, заработанные каждым экипажем. Определяет космонавтов, успешнее других вы­полнивших задание. Все аплодируют им.

Занятие 28. «Скворцы прилетели»

Цель: Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Задачи:

Развивать долговременную память, словесно-логи­ческое мышление и произвольное внимание;

Учить детей составлять рассказ по ССК с опорой на план и с помощью слова-подсказки логопеда;

Учить детей обогащать повествование рассказа выра­зительными средствами русского языка (однородны­ми членами предложения, эпитетами, синонимами);

Стимулировать положительные эмоции детей;

Воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование: серия сюжетных картин «Скворцы приле­тели» (1-4), рисунки-пиктограммы.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед предлагает детям рассмотреть ССК и расставить в логической последовательности картины серии на доске. Нужно придумать название рассказу, рассмотреть рисунки- пиктограммы и составить с их помощью план рассказа.

II. Основная часть занятия

Коллективное составление вариантов предложений к каждому пункту плана (части рассказа, картине).

Логопед. Рассмотрите внимательно картины и продол­жите мои предложения.

Упражнение выполняется по подсказке логопеда - одному данно­му слову.

Картина 1: Дети... Учитель... Ребята... На столе...

Картина 2: Мальчики... Девочки... Получились...

Картина 3: Дети... К стволам... Мальчики... Девочки... Учитель...

Картина 4: Учитель... В скворечнике... Скворцы... Ребя­та...

В процессе составления предложений проводится обсуждение ва­риантов и выбор наиболее удачных.

Физкультминутка.

2. Введение в предложения однородных членов, синони­мов, эпитетов.

Речевое упражнение «Скажи иначе» (на подбор синони­мов). Дети по очереди называют слова, близкие по значе­нию (синонимы), к каждой картине.

Картина1: Ребята решили скворечники построить (сконструировать, сделать, смастерить)... Учителя слу­шали заинтересованно (внимательно, сосредоточенно)... Инструменты на столе лежали (находились, располага­лись, размещались)...

Картина 2: Работа началась (закипела, пошла)... Ребята трудились (делали скворечники, мастерили)...

Картина 3: День погожий (светлый, теплый, ясный)... Скворечники вешали (прикрепляли, закрепляли)...

Картина 4: Скворцы прилетели (прибыли, поселились, обживают новый скворечник)... Дети радовались (весели­лись, были счастливы)...

3. Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа в соответствии с повествова­тельным планом и картинами серии.

Составление детьми рассказа по ССК по цепочке (прини­мают участие все дети).

Логопед дает детям установку на внимание: необходи­мо следить за рассказом товарища и быть готовым продол­жить.

III. Подведение итогов занятия

Логопед. Ответьте на мои вопросы. Чем вы занимались на занятии? Чему научились? Какие новые слова запомни­ли? Как в рассказе дети отнеслись к птицам? Как должны люди относиться к птицам и животным, природе? И т.д.

Логопед благодарит детей за старание, отмечает наиболее актив­ных рассказчиков.

  • Анализ изложения элементов комбинаторики, теории вероятностей, статистики в различных УМК
  • Антитромботическая терапия при различных подходах к реперфузионному лечению ИМпST
  • Биофармация - это наука, изучающая зависимость терапевтического действия лекарственных препаратов на организм от различных факторов (фармацевтических, биологических и др.).