Корень бир бер правило примеры. Примеры слов с корнем -бер-, -бир-? Корни с чередованием

§27 . Правописание безударных гласных в корнях с чередованием е /и

(Передача безударного гласного [и э, ь] в отдельных корнях)

Правила и формулы

Правила

1. П р а в и л о. В безударных корнях с чередованием бер /бир , дер /дир , мер /мир , пер /пир , тир /тер , блеск (с , ст , щ )/блист , жег /жиг , стел /стил , стер /стир, чет (чес )/чит пишется и в слове с суффиксом -а - , в остальных случаях пишется е , напр.: собирать - соберу, раздирать - раздеру, умирать - умертвить, подпирать - перила, растирать - растереть, блистать - блестеть, выжигать - выжечь, расстилать - расстелить, простираться - простереться, вычитать - вычесть.

И с к л ю ч е н и я: сочетать, сочетание, сочетательный, бракосочетание, а также: побирушка, избирком, обироха, побироха, выдирки, отжиг, выжиг, выжига, обжиг, обжиговый, розжиг, выстилка, постирушка, затируха, втируша, простирнуть, вычитка, вычитчик .

П р и м е ч а н и е 1. Под ударением в корнях блест /блист, жег /жиг, мер /мир, пер /пир, тер /тир может быть только е, ё (блещет, блёстки, обжечь, смерть, припёр, простёр ), в дер /дир только и (обдирка, придира ), в стел /стил, чет /чит может быть е , ё, и (стелет, чёт, почёт, подстилка, почитывать ); корень бер /бир всегда безударный.

мер /мир есть омонимичные корни: мер- со значением «мера, мерка» (примерять ) и мир- со значением «мир» (усмирять, примирять ).

П р и м е ч а н и е 3. Полные варианты корней: бер /бир /бор /бр, дер /дир /дёр /др, мер /мир /мор /мр, пер /пир /пор /пр, тер /тир /тёр /тр, блеск (с, ст, щ )/блист /блёст, жег (ч )/жиг /жог /жёг /жг, стел /стил /стл, стер /стир /стёр, чет (чес )/чит /чт /чёт.

П р и м е ч а н и е 4. Корень жир /жр /жор не имеет ступени чередования жер , однако выбор варианта жир - подчиняется тому же правилу: пишется перед суфф. -а -.

П р и м е р ы.

Слова с корнем бер/бир : бер -: в личных формах: беру (сь ), вберу, взберусь, выберу (сь ), доберу (сь ), заберу (сь ), изберу (сь ), наберу (сь ), оберу (сь ), отберу (сь ), переберу (сь ), уберу (сь ); бир -: вбирать, взбираться, выбирать (ся ), добирать (ся ), забирать (ся ), избирать (ся ), набирать (ся ), обирать, отбирать (ся ), перебирать (ся ), побираться, пробирать (ся ), разбирать (ся ), собирать (ся ), убирать (ся ) и производные с суфф. -а- : собирательный, избирательный, избирание .

Слова с корнем блеск (с, ст, щ )/блист : блес -: блеснуть (и с приставками: вз-, про- ), блесна ; блеск -: проблеск ; блест -: блестеть (и с приставками: за-, от-, по- ), блестящий ; блист -: блистать (и с приставками: за-, от-, по-, про- ), блистание, блистательный, блистательность .

Слова с корнем дер/дир : дер -: в личных формах: выдеру, выдерешь (и с другими приставками: за-, из-, об-, от-, пере-, по-, про-, раз-, с-, у- ), придерусь, подерусь, продерусь ; дир -: выдирать (ся ) (и с другими приставками: за-, об-, от-, про-, раз-,с- ), выдирание, задираться 2 , надирать (ся ), обдирала, обдираловка, обдирание, передирать, раздирательный, раздирающий, удирать .

Слова с корнем жег (ч )/жиг : жег -: выжегший ; жеч -: выжечь ; жиг -: возжигать (и с другими приставками: вы-, до-, за-, об-, пере-, под-, при-, про-, раз-, с- ), выжигание (и с другими приставками: до-, за-, об-, пере-, под-, при-, про-, раз-, с- ), зажигалка, зажигательный, зажигательность, поджигатель, поджигательство, разжигатель .

Слова с корнем мер/мир : мер -: мереть (и с приставками: вы-, за-, об-, от-, по-, пере-, у- ), мертветь (и с приставками: о-, по- ), мертвить, умертвить, мертвец, мертвецкий, мертвo, мертвятина, замертво, намертво, насмерть, омертвелый, омертвелость, помертвелый, смертельный, умерщвление ; мир -: вымирать (и с другими приставками: за-, об-, от-, по-, у- ), вымирание (и с другими приставками: за-, об-, у- );

Слова с корнем пер/пир : пер -: переть (и с приставками: в-, вы-, до-, за-, на-, о-, от-, по-, под-, при-, про-, рас-, с-, у- ), вперить, перила, перильца, взаперти ; пир -: впирать (и с другими приставками: вы-, за-, на-, о-, от-, по-, под-, при-, про-, рас-, с-, у- ), запираться (и с другими приставками: о-, от-, пре-, у- ), запирательство (и с другими приставками: от-, пре-, у- ), попирание .

Слова с корнем стел/стил : стел -: стелить (и с приставками: вы-, до, за-, на-, пере-, по-, под-, про-, рас-, у- ); стил -: выстилать (и с другими приставками: за-, на-, пере-, по-, под-, про-, рас-, у- ), выстилка ;

Слова с корнем стер/стир : стер -: простереть (ся ), распростереть (ся ), с тир -: простирать (ся ), распростирать (ся ).

Слова с корнем тер/тир : тер -: тереть (ся ) (и с приставками: в-, вы-, до-, за-, ис-, на-, об-, о-, от-, пере-, по-, под-, при-, про-, рас-, с-, у- ); тир -: вытирать (и с другими приставками: до-, за-, за-с-, ис-, на-, с-, об-, об-с, от-, пере-, по-, про-, рас-, у- ), втирать (ся ), простирать (ся ), втируша, очковтирательство, постирушки, простирнуть .

Слова с корнем чес/чет/чит : чес -: вычесть ; чет -: чета, четья, вычет, нечет ; -чит 1 - : читать (ся ) (и с приставками: вы-, до-, за-, на-, от-, по-, пере-, про- ), читалка, читательский, читаный, вчитаться, вычитка, причитать, запричитать ; чит 2 -: вычитать (ся ), вычитаемое, вычитание ; чит 3 -: считать (ся ) (и с приставками: до-, за-, на-, от-, пере-, по-, под-, пред-по-, про-, рас-, со- ), считалка ; чит 4 -: считать (ся ), почитать, предпочитать, почитание, почитатель, почитательница .

Формулы

корень бир /бер : безударное бир перед суфф. а (выбирать ) § 27 п. 1

корень бир /бер : безударное бер не перед суфф. а (выбрать, выберу ) § 27 п. 1

корень бир /бер : исключение - безударное бир не перед суфф. а (побирушка ) § 27 п. 1 искл.

корень блес (т,к )/блещ /блист : безударное блист перед суфф. а (блистать ) § 27 п. 1

корень блес (т,к )/блещ /блист : безударное блест не перед суфф. а (блестеть ) § 27 п. 1

корень блес (т,к )/блещ /блист : безударное блес не перед суфф. а (блесна ) § 27 п. 1

корень блес (т,к )/блещ /блист : безударное блеск не перед суфф. а (отблеск ) § 27 п. 1

корень блес (т,к )/блещ /блист : безударное блещ (блещу ) § 27 п. 1

корень дир /дер : безударное дир перед суфф. а (выдирать ) § 27 п. 1

корень дир /дер : безударное дер не перед суфф. а (выдеру ) § 27 п. 1

корень дир /дер : исключение - безударное дир не перед суфф. а (выдирки ) § 27 п. 1 искл.

корень жиг /жег (ч ): безударное жиг перед суфф. а (выжигать )§ 27 п. 1

корень жиг /жег (ч ): безударное жеч не перед суфф. а (выжечь ) § 27 п. 1

корень жиг /жег (ч ): исключение - жиг не перед суфф. а (обжиг )§ 27 п. 1 искл.

корень мир /мер : безударное мир перед суфф. а (умирать ) § 27 п. 1

корень мир /мер : безударное мер не перед суфф. а (умереть ) § 27 п. 1

корень пир /пер : безударное пир перед суфф. а (выпирать ) § 27 п. 1

корень пир /пер : безударное пер не перед суфф. а (выпереть ) § 27 п. 1

корень стел /стил : безударное стил перед суфф. а (выстилать )§ 27 п. 1

корень стел /стил : безударное стел не перед суфф. а (выстелить )§ 27 п. 1

корень стел /стил : исключение - безударное стил не перед суфф. а (выстилка ) § 27 п. 1 искл.

корень стер /стир : безударное стир перед суфф. а (простирать, распростирать ) § 27 п. 1

корень стер /стир : безударное стер не перед суфф. а (простереться, рапростереть ) § 27 п. 1

корень тир /тер : безударное тир перед суфф. а (вытирать ) § 27 п. 1

корень тир /тер : безударное тер не перед суфф. а (вытереть ) § 27 п. 1

корень тир /тер : исключение - тир не перед суфф. а (постирушка ) § 27 п. 1 искл.

корень чит /чет (чес ): безударное чит перед суфф. а (вычитать ) § 27 п. 1

корень чит /чет (чес ): безударное чет не перед суфф. а (вычет ) § 27 п. 1

корень чит /чет (чес ): безударное чес не перед суфф. а (вычесть ) § 27 п. 1

корень чит /чет (чес ): исключение - безударное чет перед суфф. а (бракосочетание ) § 27 п. 1 искл.

корень жир /жр /жор : безударное жир перед суфф. а (обжираться ) § 27 п. 1 прим. 4

2. П р а в и л о. В корне вес /вис без ударения пишется и в словах с суффиксом -а -, в остальных случаях пишется е , напр.: свисать, зависать, на весу, занавес.

И с к л ю ч е н и я: висеть (и с приставками: повисеть, отвисеться, провисеть ), висок , висмя, висюлька, висячий, висло... (вислоухий, вислозадый, вислоплечий, вислоусый ), навись.

П р и м е ч а н и е. Под ударением может быть и и , и е : вис, повиснуть, зависнуть, повесить, развесистый, вешать, свесить.

вис - : зависать, нависать, обвисать, повисать, провисать, свисать . Слова с корнем вес - : весы, вывесить, вывеска, занавес, навесной, подвесной, развесной, на весу.

Формулы

3. П р а в и л о. В корне зер /зир без ударения пишется и в словах с суффиксом -а - , в остальных случаях - е , напр. : взирать, надзирать, надзиратель, озирать (ся ), презирать, призирать ; зерцало, зеркальный, созерцать, созерцатель, созерцательный (слова с суфф. -ка-, -ца- ).

П р и м е ч а н и е 1. Под ударением только е : зеркало.

П р и м е ч а н и е 2. Полный корень зер /зир /зор /зр выступает также в словах взор, обзор, беспризорник, зрение, обозрение, подозрение, подозревать, презрение, зрак, призрак, прозрачный, невзрачный, зоркий и др.

Формулы

4. П р а в и л о. В корнях би /бе /бо , бри /бре , ви /ве /во , ли /ле , пи /пе /по , ши /ше(в) без ударения после парной мягкой и шипящей пишется и , после парной твердой - о , напр.: избиение, выбоина; выбривать ; прививать ; наливать ; выпивать, поить ; вышивать.

И с к л ю ч е н и е: пошевни.

и , и е , и о : бить, битва, бивень - бей, бой ; брить, бритва - брадобрей, бреющий ; вить, завивка - вейся ; лить - лейка, лей, водолей ; пить - пей, водопой ; шить - шей.

П р и м е р ы. Слова с корнем би -: избиение, битком, биток, вбивать (и с другими приставками: выбивать, забивать, избивать, набивать, надбивать, обивать, отбивать, перебивать, побивать, посбивать, сбивать, пробивать, прибивать, убивать ) и производные. Слова с корнем бри -: выбривать, забривать. Слова с корнем ви -: завивать (ся ), прививать, извивать, навивать. Слова с корнем ли -: возлияние, изливать, излияния, вливать (и с другими приставками: выливать, доливать, заливать, наливать, обливать, отливать, переливать, подливать, поливать, проливать, сливать ). Слова с корнем пи -: питьё, питейный, питух, испитой, спитой, пиявка, выпивоха, запивать, выпивать, пропивать, спиваться. Слова с корнем ши(в) - : зашивать (ся ), пришивать, вышить, вышивать, сшивать, ушивать, шитьё, шитво, вшивной, пришивной.

Формулы

корень ли /ле (й ): без ударения и (литой, вылитый, возлияние, слияние ) § 27 п. 4

корень би /бе (й )/бо (й ): без ударения и после мягкого согласного (забивать ) § 27 п. 4

корень би /бе (й )/бо (й ): без ударения о после твердого согласного (выбоина ) § 27 п. 4

корень ви /ве (й ): без ударения и (завивать ) § 27 п. 4

корень пи /пе (й ): без ударения и (запивать ) § 27 п. 4

корень ши /ше (й,в ): без ударения и (зашивать ) § 27 п. 4

корень ши /ше (й,в ): исключение - е без ударения (пошевни ) § 27 п. 4 искл.

5. П р а в и л о. В корне леп /лип без ударения пишется и в словах с суффиксом -а - (не -я - ), в остальных случаях пишется е , напр.: лепить, слипаться.

И с к л ю ч е н и е: липучий, липучка.

П р и м е ч а н и е. Под ударением может быть и и , и е : липкий, лепка, лепит.

П р и м е р ы. Слова с корнем лип - : влипать (и с другими приставками: налипать, облипать, отлипать ), подлипала, слипаться . Слова с корнем леп - : лепить (ся ) (и с приставками: вылепить, залепить, налепить, отлепить, перелепить, прилепить, слепить ), влеплять (и с другими приставками: налеплять, облеплять, отлеплять, прилеплять, разлеплять, слеплять ), лепешка, лепной, лепнина, облепиха.

Формулы

6. П р а в и л о. В корне рек (ре ч )/риц без ударения пишется е перед к или ч , пишется и перед ц , напр.: нарекать, нарицательный .

П р и м е ч а н и е 1. Под ударением может быть только е : наречь, изречь.

П р и м е ч а н и е 2. Полный корень имеет вид рек (ч )/риц /рок , напр.: нарекать, наречение, прорицатель, пророк .

П р и м е р ы. Слова с корнем рек -: зарекаться, изрекать, нарекать, нарекание, непререкаемый, обрекать, отрекаться, пререкаться, предрекать. Слова с корнем реч - : речевой, речение, речистый, изречение, наречение, нареченный, обречение, отречение. Слова с корнем риц -: нарицать, нарицательный, отрицание, отрицать, отрицательный, порицать, порицание, прорицать, прорицание, прорицатель.

Формулы

7. П р а в и л о. В корне сед (се с )/сид (си ж ) без ударения пишется е перед твердым д , пишется и перед мягким д , напр.: седок, сидеть .

И с к л ю ч е н и я: е перед мягким: седельник, седельце, чересседельник, седельный ; и перед твердым: сидушка, высидка, высидной, высидочный .

П р и м е ч а н и е 1. Под ударением может быть и и , и е : сидя, сесть, присед.

П р и м е ч а н и е 2. У корня сед- есть омоним: сед-ой.

П р и м е ч а н и е 3. Полный корень сед (сес )/сид (сиж )/сяд (сад ), вариант сяд - выступает только под ударением: сяду, присядка.

П р и м е р ы. Слова с корнем сид [д’] -: сидеть (и с приставками: высидеть, досидеть (ся ), засидеть (ся ), насидеть (ся ), обсидеть, отсидеть (ся ), пересидеть, посидеть, подсидеть, просидеть, рассидеться ) и производные (сиделец, сиделка, сиденье, сидмя, сидячий, посиделки и т. п.). Слова с корнем сед -: восседать (и с другими приставками: заседать, наседать, оседать, приседать, проседать ), седлать (и с приставками: переседлать, расседлать ), дозаседаться, седалище, седалищный, седок, седло, заседатель, председатель.

Формулы

8. П р а в и л о. В корне дет /дит без ударения пишется е , напр.: детвора, детеныш, детина, детинушка, детишки.

И с к л ю ч е н и я: дитё, дитя, дитячий.

П р и м е ч а н и е. Под ударением может быть и е , и и : дети, детство, дитятко, девочка.

Формулы

9. П р а в и л о. В корне щеп /щип пишется е в слове со значением «отделять кусок от дерева» (отщепить, нащепать щепок ), в остальных случаях написание корня следует запомнить (отщепенец, щипковый ).

П р и м е р ы.

Слова с корнем щеп 1 - «отделять кусок от дерева»: щепка, щепа, щепяной, щепать («отделять щепки»), нащепать («наделать щепок»), расщепать («ударом превратить в щепу»), защепить 1 , защеплять (о дереве: «строгая, сделать защепы, занозы»), отщепить 1 (о дереве: «отделить лучину»), расщепить (ся ) 1 (о дереве: «щепля, разделить на части»).

Слова с корнем щеп 2 -: прищепка 2 , защепить 2 («застегнуть, соединить», то же, что защипнуть, защипать, защипывать в контексте защепить края лепёшки ), отщепить (ся ) 2 («отсоединить»: кислород отщепился ), отщепенец, отщепенка, отщепление, прищепить («защемляя прикрепить»: прищепить листы ), расщепить (ся ) 2 , расщеплять (ся ) («разделить(ся) на части»: расщепить атом ), расщепление, расщепленный .

Слова с корнем щеп 3 -: щепоть, щепотка (от щипать 1).

Слова с корнем щеп 4 /щип : прищепить 4 , прищеплять («привить, вставить черенок в расщепленный сучок»), прищепок, прищипка («прививка») и прищепка 4 (то же).

Слова с корнем щип 1 -: щипаный, щипчики, прищипка, щипать 1 (гусь щиплет травку, щипать кого-то ), выщипать 1 , дощипать 1 , нащипать 1 , исщипать 1 , ощипать 1 (птицу ), общипать 1 , перещипать 1 , сощипать 1 , щипец, щипковый (инструмент ), щипнуть, щипцы, щипцовый, ущипнуть, щипок, ощипывать... и др. приставочные с суфф. -ыва -; защипать 1 , защипнуть (защипывать ) («соединить края»).

Слова с корнем щип 2 -: щипать 2 («вызывать ощущение болезненного жжения»).

Формулы

10. П р а в и л о. В корне зе(в,й )/зи /зяв без ударения перед в пишется е , не перед в пишется и , напр.: зевать, разевать, зевок, раззеваться, зиять, зияние.

П р и м е ч а н и е. Под ударением может быть е, ё, и, я : зев, позёвывать, разинуть, ротозей, раззява.

Формулы

11. Правило. В корне зме (й )/зми (й ) без ударения пишется е , напр.: змея, змеёныш, змеевик.

Примечание. Под ударением может быть и е , и и : змейка, змий.

Формулы

В разбираемых ниже словах есть столь разошедшиеся по значению корни, столь слившиеся с приставками, что корректнее считать их только частью корня, поэтому предлагаем такую формулировку, как и для корней с чередованием а (я )/им (ин ).

Корень можно разделить на несколько омонимичных со значениями: «бить», «тащить», «бежать», «ссориться».

В слове висок , обозначавшим изначально «волосы, свисающие по бокам», корень вис выделяют лишь исторически.

Иногда в словообразовании говорят о корне бр -.

Примеры слов с корнем -бер-, -бир-?

    Не всегда безударный гласный в корне слова можно проверить ударением. Это невозможно тогда, когда в корне слов происходит чередование, как, например, в словах с корнем бер-/бир- .

    Если за корнем следует суффикс -а-, то в нем пишется буква -и-, то есть корень приобретает вид - бир-. В остальных случаях в однокоренных словах пишется корень бер-.

    Примеры слов с корнем бир- :

    избиратель, избирательный, избирать, избираться, избираемость, избирательность, избирательский, перебирать, перебираться, выбирать, выбирание, отбирать, отбираться, собирать грибы, собираться в поход, собирательный образ, собирательство, собирание, собиратель, собирательница, убирать вещи, забирать с собой, забираться в кладовку, прибирать дом, прибираться в кухне, побираться.

    Примеры слов с корнем бер- :

    соберу ягоды, соберусь с силами, собери посуду со стола, отберет игрушку, выберут депутата, заберем с собой, изберте председателя, переберем картофель, уберут двор, приберу комнату.

    Чтобы объяснить принцип подбора слов с указанными корнями, следует уточнить, что на самом деле, этот корень принимает не только вид БИР-БЕР, но и БОР и БР. Ведь это исторический корень глагола Брать, который оказывается родоначальником огромного количества родственных слов.

    В самом глаголе Брать видим корень БР, в существительном Выбор видим корень БОР, и это не единичные случаи, просто не про эти варианты написания корня задан вопрос.

    Что касается написания корней БИР-БЕР, то тут используется простое правило - если после корня сохраняется или идет глагольный суффикс А, то пишется в слове гласная И, а если этот суффикс не используется, то пишем гласную Е. Как правило с гласное Е идут личные формы спряжения глаголов.

    Пример слов с корнем БИР: Набирать-Обирать-Избиратель-Разбирать-Собирание.

    Пример слов с корнем БЕР: Беру-Выбери-Отбери-Неразбериха.

    Корни -бер- и -бир- - это корни с чередующейся гласной. Гласную в таких корнях проверять путем подбора однокоренных слов с ударением на данной букве нельзя. Действовать тут можно только по правилу.

    Правило: при правописании корней -бер- и -бир- нужно смотреть есть ли суффикс а после корня. Если после корня есть суффикс А, то в корне пишется буква И. Если суффикса а нет, то пишется корень -бер-.

    А теперь примеры слов с корнями -бер- и -бир-: прибирать, забирать, отбирать, выбирать, добирать, забирающий, отбирающий, недобирать, оббирать, убирать, беру, берущий, уберу, заберу, приберу, выберу, доберт, выберет.**

    Основываясь на правило русского языка известно, что корни бер - бир , с чередующимися гласными е, и пишутся следующим образом. Если в слове с таким чередованием гласных присутствует суффикс а, то писать в корне следует букву и. Если отсутствует суффикс - писать нужно е.

    Примеры слов - собирать, соберет, убирать, уберет, выберу.

    Корни -бер- и -бир- относятся к заданиям второго класса. Соответственно слова в примерах тоже нужны для возраста детей вторых классов.

    Корень -бер-, -бир-

    БЕРу, заБИРаю, БРать, уБИРаю, соБИРаю, БЕРем, БРали, муха-БЕРуха, поБЕРушка.

    Все слова с корнем -бер- или -бир- имеют смысловую нагрузку от одного слова брать, при добавлении приставок и изменении окончаний изменяется слово, но не по смыслу, а по склонению его относительно множественного или единственного числа.

    Примеры словосочетаний:

    забираю санки, убираю в комнате, собираю бумажки в классе, выбираю корень слова, отбираю сумку у собаки, берегу природу.

    По правилам русского языка в корне слова бер-/бир- пишется гласная и , если после корня стоит буква а , в остальных случаях пишется гласная е .

    Примеры: избирать - изберу, отбирать - отберу, прибирать - приберу, собирать - соберу, перебирать - переберу, убирать - уберу, выбирать - выберу, набирать - наберу.

    Есть такая категория слов в русском языке, в корнях которых чередуется гласная буква. Причем чередуется она в соответствии с правилами. К ним же и относятся корни -бер-/-бир-. Если после корня идет гласная а, пишем в корне и, в остальных случаях е.

    Примеры с корнем -бир-: собиратель, перебирать, отбирать, убирать, избирательное (право), собирательный (образ), прибирать и другие.

    Примеры с корнем -бер-: соберу (урожай), переберешь, выберет.

    А вот слово побирушка вероятно является исключением.

В корнях с чередующимися гласными е - и (бер/бир, пер/пир, мер/мир, дер/дир, тер/тир, блест/блист, жег/жиг, стел/стил, чет/чит) буква и пишется тогда, когда после корня идет суффикс -а-. Например: собе рут - соби рают, заме реть - зами рать, отпе реть - отпи рать, подсте лить - подсти лать, бле стеть - бли стать, выже чь - выжи гать .

Исключения: сочетать, сочетание, чета .

II. Корни с чередованием а , я - им , ин

Правописание корней, в которых а, я чередуются с -им- , -ин- основано на том же принципе, что и чередование е - и . Сочетания -им- , -ин- пишутся тогда, когда после них идет суффикс -а- , например пожа ть - пожим ать , замя ть - замин ать , нача ть - начин ать.

III. Корни с чередованием о - а

  1. В корнях лож - лаг , кос - кас пишется буква а, если за корнем следует суффикс -а- , например: поло жить - пола гать, ко снуться - ка саться.
  2. В корнях клон - клан , твар - твор , под ударением может быть и а , и о . (кла няться - покло н, тва рь - тво рчество) , в безударном положении только о , например: скло нение, накло нить, тво рец . Исключение: утва рь .
    Буква о пишется в положении без ударения и в корне гар - гор , например: заго реть, заго рать, заго релый (под ударением - а : га рь, зага р ). Исключение: выга рки .
  3. В корне зор - зар в безударном положении пишется буква а , например: зо ри - за ря, оза рять, оза рение . Исключение: зо рянка (птица).
  4. В корне плав - плов пишется буква а (пла вать, пла вучий, попла вок ); исключения составляют слова пло вец, пло вчиха , а также плы вуны .
  5. В корне раст, ращ - рос а пишется только перед согласными ст и щ , в остальных случаях пишется буква о , например: возра ст (но выро с, выро сла ), нара стание (но наро сли ), нара щение . Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав и производные от них слова, например: отраслевой, ростовский .
  6. В корне скак - скоч в безударном положении буква а обычно пишется перед к , а буква о - перед ч , например: ска кать - вско чить , подска кать - подско чить, выско чка . Исключения: ска чок, ска чу (1 л. ед. ч.), ска чи (повелительное наклонение).
  7. Написание а и о в корнях мак - мок , равн - ровн основано на различении смысла слов.
    Корень мак пишется в словах, имеющих значение «погружать, опускать в жидкость», например: ма кать (руку в воду), обма кнуть ; корень мок пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость», например: сапоги промо кают , непромо каемый плащ .
    Корень равн преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «равный, одинаковый, сходный», например: ра вносторонний треугольник , сра внить, все ра вно, ра вняться . Корень ровн преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный, гладкий, прямой», например: ро внять (дорожки), подро внять (клумбы), а также в словах уро вень, ро вня, ро весник, поро вну .

(5 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Всех правил великого русского языка запомнить невозможно, точно также будет сложно выучить все грамматические правила любого другого языка, хотя, конечно, нельзя списывать со счетов одаренных людей, обладающих особо развитым чувством грамотности - абсолютной грамматической чуткостью и не делающих ошибках в словах, не допускающих пунктуационных недочетов. Из этой статьи вы узнаете так полезный каждому русскоговорящему человеку закон чередования гласных в корнях слов и познакомитесь с группой корней -бер-/-бир-. Правило это включает еще десяток других корней, но на них также распространяется это грамматическое правило, поэтому вам не составит труда запомнить всю группу.

Чередование гласных в корне слова

Для начала каждому из нас будет полезно разобраться, что же такое корень слова? Корнем называется морфема - часть слова, по которой объединяются в одну группу однокоренные слова. То есть, если изменять слово, склонять его, добавлять приставки, суффиксы, то корень не изменится и будет иметь одинаковое написание во всех однотипных словах. Например, слово "род" - все это слово и является корнем, а если попытаться подобрать однокоренные слова, получится целая группа схожих по смыслу слов: роды, родной, родственники, родовой, родство, родители, родня, природа, зародыш - во всех словах один корень - "род". Однако не всегда корни в однокоренных словах пишутся одинаково, в некоторых из них вы встретите чередование согласных, например: рука (корень -рук-) и однокоренное слово ручной (корень -руч-). Встречается в русском языке и чередование гласных, например, уже известный вам корень -бер-/-бир-. Правило чередования гласных в этих корнях вовсе несложное, вы убедитесь в этом на примерах.

Правило чередования в корнях -бер-/-бир-

Одному правилу подчиняются 9+1 корней:

Можно заметить, что все эти девять гласных "и" и "е", но, кроме корней -бер-/-бир-, правило включает в себя еще один корень, десятый с чередованием гласных "о" и "а" - -кос-/-кас-.

-Бер-/-бир-: правило, примеры

Чтобы определить, какая буква должна стоять в данных корнях, нужно обратить внимание на суффикс. Если после корня есть суффикс "а", то писать в корне нужно букву "и", для корня -кос-/-кас - букву "а", если суффикса "а" нет, нужно писать в корне букву "е" или "о" (для корня -кос-/-кас-). Примеры:

прикосновение - прикасаться

В таблице представлен корень -бир-/-бер. Правило, которое объясняет написание в этом корне и в группе схожих корней не так сложно выучить. Достаточно запомнить комбинацию -бер-/-бир-, а остальные корни будут изменяться по шаблону. Однако -бер-/-бир- - правило, в котором есть свои исключения. В словах "бракосочетание", "словосочетание", "сочетание" и "чета" всегда пишется буква "Е". Гораздо проще запомнить исключение из правила, если связать несколько этих слов в небольшой рассказ. К примеру: "Словосочетание "сочетание четы" расскажет вам об их бракосочетании".

В напи­са­нии слов с кор­нем бер-/бир- при­ме­ним орфо­гра­фи­че­ское пра­ви­ло о чере­ду­ю­щих­ся глас­ных е/и .

В неко­то­рых сло­вах рус­ско­го язы­ка не все­гда без­удар­ный глас­ный мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. Существует мно­же­ство слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми е/и в корне.

В корне бер-/бир- пишет­ся бук­ва и , если за кор­нем сле­ду­ет суф­фикс -а- , а если его нет, то пишет­ся бук­ва е . Сравним:

изб и р а ть, изб и р а тель, изб и р а тель­ный - изб е ру, изб е рёшь, изб е рут;

заб и р а ть - заб е ру, заб е рёшь, заб е рём, заб е рет;

отб и р а ть - отб е ру, отб е рёшь, отб е рём, отб е рут;

приб и р а ть, приб и р а ние - приб е ру, приб е рёте, приб е рём;

соб и р а ть, соб и р а тель, соб и р а тель­ный - соб е ру, соб е рёшь, соб е рут.

Это пра­ви­ло при­ме­ним в напи­са­нии слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми е/и в кор­нях блест-/блист-, дер-/дир-, жег-/жиг-, мер-/мир-, пер-/пир-, тер-/тир-, стел-/стил-, чет-/чит-. Например:

бл и ст а ть, бл и ст а тель­ный - бл е стеть, бл е стя­ще;

сд и р а ть, сд и р а ние - сд е ру, сд е рёшь;

обж и г а ть, заж и г а тель­ный, приж и г а ние - выж е г, выж е гший;

зам и р а ть - зам е реть, зам е рший;

запир а ть, запир а тель­ное (устрой­ство) - зап е реть, зап е ртый;

ст и р а ть, обт и р а ть - ст е реть, обт е реть;

расст и л а ть, расст и л а ние - ст е лить, перест е лить;

выч и т а ть, выч и т а ние - выч е т.

Правописание и – е
в корнях с чередованием

1) обучающая: дать понятие об условии выбора орфограммы, составить опорный конспект, запомнить корни с чередованием, отработать навыки правописания на практике, закрепить изученную орфограмму при выполнении коллективных, индивидуальных и самостоятельных заданий;

2) развивающая: развивать наблюдательность и внимание к слову, любознательность, смекалку, умение аналитически мыслить и быстро ориентироваться при выборе правильного ответа;

3) воспитательная: воспитывать трудолюбие, внимание друг к другу, доброжелательность, самодисциплину и способность к самоанализу.

Оборудование: учебник, доска, мел, тетрадь по теории, рабочая тетрадь, тесты, раздаточный материал, карточки № 1 и 2, призы.

2. Проверка домашнего задания (упр. 457) (взаимопроверка + устная проверка сильным учащимся) + запись встретившихся орфограмм в домашнем упражнении (слабым учащимся).

3. Мини-тест (дифференцированный) на проверку теоретических знаний (первые пять вопросов базового уровня (на 3), следующие пять – повышенного уровня (4, 5).

Выделите кружочком правильный ответ:

1. Глагол отвечает на вопросы:

а) кто? что?; б) каков? чей?; в) что делать? что сделать?.

2. Глагол изменяется:

а) по временам; б) по родам; в) по числам; г) по лицам; д) по падежам.

3. Чаще всего глагол в предложении является:

а) сказуемым; б) подлежащим; в) определением.

4. Какой глагол пишется с не слитно?

а) (Не)было; б) (не)волит; в) (не)хватает.

5. Какой глагол совершенного вида?

а) Ненавидеть; б) переделывать; в) решить.

6. Морфологические признаки глагола определяются:

а) по корню; б) по окончанию; в) по приставке.

7. Можно ли составить словосочетание

8. С помощью чего можно изменить вид глагола насыпать?

а) Приставки; б) суффикса; в) ударения.

9. Сколько морфем в глаголе беречь?

10. Какой глагол соответствует характеристике: сов. вид, изъявит. наклон., пр. вр., возвратн.?

а) Смыться; б) улыбнулся бы; в) занялся; г) прислушиваюсь.

Ключ к тесту: 1 – в; 2 – а, б (в пр. вр.), в, г; 3 – а; 4 – б; 5 – в; 6 – б; 7– б; 8 – в; 9 – а; 10 – в.

4. Объяснение нового материала.

Для начала расслабимся и вспомним: как говорит ослик? И-а . Ослик нам сегодня поможет выучить правило правописания и – е в корнях с чередованием. Каким образом? А вот смотрите: в слове соби ра л в корне -бир- пишется и потому, что далее идет суффикс -а-, а в слове собе ре шь пишется е, потому что суффикса -а- нет. Получается, что если есть и – а, то пишем в корне безударную и, а если ослик молчит (нет и – а ), то пишем е. То же самое происходит и с другими словами с подобными корнями. Я вам сейчас спою веселую песенку ослика, а вы выпишите в столбик пары слов, подобных нашему примеру. Итак, слушаем:

Ослик говорит: «И-а!»
Так и ты пиши в словах:
Соберу, но собирал,
Замереть, но замирал,
Затереть, но затирал,
Запереть, но запирал,
Расстелить, но расстилал,
Разжечь, но разжигал,
Заблестеть, но заблистал,
Выдеру, но выдирал.
На приставку не гляди,
Крики ослика ищи.

Составление опорного конспекта:

Работа с учебником:

А как об этом говорится в учебнике? Давайте сверим. Какое правило вам больше нравится?

1. В ряде слов еще «спряталось» имя девочки. Найдете его? (Это имя – Ира. )

2. А еще этому правилу подчиняются слова подня ть – подним ать, памя ть – запомин ать, сжа ть – сжим ать, нача ть начин ать и т.п. Как вы думаете, какими морфемами являются -им- и -ин- ?

3. И есть еще одна особенность у этих слов с чередованием. Может, кто-то сумел догадаться?

Ответ. Глаголы с и в корне и суффиксом а – это глаголы несовершенного вида, а глаголы с е в корне – глаголы совершенного вида.

Давайте в тетрадь по теории запишем такую схему:

5. Тренировочные упражнения (работа у доски).

Учитель диктует слово, ученик составляет с ним словосочетание, записывает на доске, объясняя устно и графически условие выбора орфограммы.

Например, взб_раться – взбираться в гору.

Нап_рать, расст_лить, расст_лать, бл_стеть, прод_раешься, пост_ лешь, соб_решься, проб_рает, заж_гает, забл_стел, бл_стать, зам_реть, заст_лать, выт_реть, ум_раешь, нат_реть.

6. Упражнение из учебника на закрепление – 462 (комментирование, по цепочке – устное объяснение, запись после объяснения).

7. Игра «Верю – не верю» (устная отработка правила).

На середину класса выходят двое (трое) учеников, которые на слух должны определить правильность утверждения и сказать «Верю» или «Не верю», если утверждение неверно. При правильном ответе ученики делают шаг вперед. Кто дойдет до черты первым, тот выиграл и получает приз.

1. В слове бирка пишется и, потому что далее идет суффикс -а-. (Нет, —а – это окончание.)

2. Слово зажигалка не подчиняется «ослиному правилу», потому что это существительное. (Нет, подчиняется.)

3. В слове блестящий надо писать и, потому что я обозначает звук [а] и мягкость предыдущего согласного. (Нет.)

4. Слово примирение надо писать с и, потому что гласная в этом корне проверяемая. (Да, мир. )

5. Слово собиратель надо писать с и, потому что здесь действует «ослиное правило». (Да.)

8. Групповая работа с дидактическим материалом (каждой группе – цветную карточку с заданием: руководит группой сильный ученик, записывают все, проверяет руководитель группы).

9. Магический квадрат.

Учитель диктует по одному слову, ученики анализируют его и в клеточку вписывают только чередующуюся корневую гласную букву. Затем соединяют все буквы и и получают одну большую букву И. У кого она получится, тот сегодня молодец.

Слова для магического квадрата

Выдирать, приберу, отпереть, вытер, натирать.

Расстилает, блестящий, зажечь, зажигательный, отмирают.

Блистательный, заблестеть, выжигать, взберешься, взбираться.

Продираешься, отпираешь, расстелю, выжег, стираем.

Отдирает, натереть, разберешься, уберет, выпирает.

10. Самостоятельная работа.

На 3:
Карточка № 1

Вставьте пропущенные буквы:

На 4 и 5:
Карточка № 2

Распределите слова в две колонки: в одну – с чередующимися гласными в корнях, в другую – с проверяемыми гласными корня.

Слова для выбора

Соб_ру ко_екцию, сп_шу на работу, зап_-вать водой, пост_лить простыню, раст_реть в порош_к, бл_стеть на со_нце, выб_раю ка_ету, выт_реть п_тно, изб_рательная к_мпания, бл_стящий ответ, ум_рать от нет_рпения, прим_рять к_стюм, прим_рить поссорившихся друзей, соб_ратель марок, зап_вать песню, сп_шу задачу, ч_стота пульса, ч_стота комнаты, посв_тить фонарем, посв_тить стихи маме, разв_вать память, разв_ваться на ветру, быть ст_рожилом, ст_рожить дачу, ув_дал Петю, ув_дал цветок, ст_ранные дж_нсы, зап_-реть в кл_довке, зап_вать л_карство, зап_рать на ключ, зам_реть от ужаса, соб_рать грибы, бл_снуть умом, мета_ическая заж_галка, ож_г руку, расст_лать постель, ож_г руки, ст_лить ц_новку, выт_райте ноги, поп_рчить суп, п_ровать на свежем воздухе, вып_рает лопатка, какая-то неразб_риха, скр_петь зубами, скр_пить подписью, выж_чь знак, выж_гание по дереву.

11. Подведение итогов урока.

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Как ассоциативное мышление поможет вам запомнить это правило?

3. С какими трудностями вы столкнулись в процессе выполнения заданий?

4. Какие приемы на уроке вам показались интересными, какие нет?

5. Какую вы себе оценку ставите за урок?

12. Домашнее задание. Выучите правило, выполните упр. 471.

Задание для любознательных

Ира и Кира – неразлучные друзья. Но вчера они поссорились. Ира сказала, что есть такое слово – собирание и нет слова собрание, а Кира утверждала, что есть слово собрание, но нет слова собирание. Кто из них прав? Разрешите спор двух девочек.

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.

Нужна помощь. Скажите слова с чередующимися гласными И-Е в корнях слов.

В корнях с чередующимися гласными е-и (бер- — бир-, пер- — пир-, мер- — мир-, стел- -стил, дер- -дир и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -а-, например: выбирать – выберут, запирать – запереть, умирать – умереть, расстилать — расстелить, раздирать – раздерут, блистать – блестеть. На этом же правиле основано правописание корней, в которых -а- (-я-) чередуется с -им- или -ин-, например: сажать – сжимать, примять – приминать, начать – начинать, снять – снимать; -им- или -ин- пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс -а-. Но сочетать, сочетание.

В конях лаг- лож- и кас- — кос- буква а пишется, если за корнем следует суффикс -а-; полагать – положить (исключение: полг), касаться – коснуться. В корнях плав- — плов- буква а пишется во всех случаях кроме слов пловец, пловчиха, например: плавник, плавучий. Слово плывуны пишется с буквой ы. Корень мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко); обмакнуть (перо в чернильницу); корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться влажным»: сапоги промокают, непромокаемый плащ, промокательная бумага. В корнях клан- — клон-, твар- -твор- под ударением может быть и а, и о, без ударения только о, например: кланяться, поклон, наклонение, тварь, творчество, творение. Исключение: утварь. В корне гар- — гор- в безударном положении также обычно бывает о (под ударением – а), например: загореть – загорать, загорелый, загар. Исключение: выгарки. В корне зар- — зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о), например: заря, зарница, озаренный, но зори, зарево. В корне сказ- — скоч- в безударном положении буква а обычно пишется перед к, а буква о – перед ч, например: сказать –вскочить, подсказать – подскочить, выскочка. Но: скачок, скачу, скачи. Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»), например: равномерный, равнозначный, сравнить, все равно, также в словах равнение, равняться, равняйсь, поравняться, равнина; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять (дорожки), заровнять (яму), подровнять (клумбы), уровень, ровня. В корне раст- — рост- гласная а без ударения пишется лишь перед согласными ст и щ, перед с без последующего т пишется о, например: возраст, наращение, но росла.

примеры с чередованием гласных в корне слова
Мария Соболевская Ученик (95), Вопрос решён 3 года назад
29 Нравится
ЛУЧШИЙ ОТВЕТ
Sweet Heart Мастер (1551) 4 года назад
Буквы А — О в корнях -ЛАГ -/-ЛОЖ, -КАС-/-КОС-

Предложить, предложение, положение, изложение, предположение, предположить, возложить, приложение.

Предлагать, излагать, прилагательное, располагать, слагаемые, полагаю.

Коснуться, прикосновение. Касаться, прикасаться, касательная линия, соприкасаться, касался.

Растение, растительность, вырастить, возраст, нарастать, нарастание, наращение, наращивать, выращенный, ращение, возрастающий шум, приращение скорости, растет дерево.

Выросший, росли цветы, водоросли, выросли деревья, молодая поросль, недоросль, отросли волосы.

Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

З`арево, з`орька, з`ори.
Зарн`ица, зар`я, озарённый, озар`ить, озар`ять.
Исключение: зарев`ать.

Кл`аняться, накл`он, покл`он.
Наклон`иться, поклон`иться, уклон`иться.

Тварь, тв`орчество, затв`ор.
Твор`ить, вытвор`ять, претвор`ять, затвор`ить, натвор`ить, притвор`ить.
Исключение: `утварь.

Заг`ар, уг`ар, наг`ар.
Загор`ать, загор`еть, загор`елый, сгор`ание, гор`еть, загор`еться, нагор`ать.
Исключения: пр`игарь, `изгарь.

Забирать — заберу, замирать -замереть, запирать — запереть, задирать — деру, стирать — стереть.

Блестеть — блистать, поджечь — поджигать, прочесть- прочитать, стелить — постилать.
Исключения: сочетание, чета.

Соберу, собирать, избирательный, прибирать, избирать, изберу, подбирать, раздеру, раздирать, выдирать, выдеру, умереть, обмереть, умирать, умер, вымирать, повымирать, напирать, поднапереть, подпирать, припереть, попирать, спереть, распирать, отпирать, выпереть, затираю, растирать, вытереть, вытирать, растереть, натирать, блестит, расстелю, расстилать, вычесть, вычитать, причитать, почитать, сочетать (искл.) , зажечь, зажигать, обжигать, разжигать, прижигать, сжигать, выжигать.

135 Нравится Пожаловаться
18 ОТВЕТОВ
Пёс и Кот Ученик (197) 4 года назад
забираю-заберёт
6 Нравится Пожаловаться
Не твоя Ученик (123) 4 года назад
Блистает, блестеть
3 Нравится Пожаловаться
Naumenko Высший разум (571711) 4 года назад
хороший справочный сайт по русскому языку.
банер слева — перечень всех тем.

[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
5 Нравится Пожаловаться
Наталия Яворская Просветленный (21137) 4 года назад
Соберу-собирал
вытер-вытирай
загорел-загар
зорька-заря
растет-выросли
прилагательное-положи
блестеть-блистать
замирала-замерли
17 Нравится Пожаловаться
Александра Евдокимова Ученик (109) 4 года назад
Соберу-собирал
вытер-вытирай
загорел-загар
зорька-заря
растет-выросли
прилагательное-положи
блестеть-блистать
замирала-замерли