Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Событийная педагогика в условиях детского образовательно-оздоровительного центра. Сообщение на гмо

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Новые педагогические технологии Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Павловская средняя общеобразовательная школа №2 Павловского района Воронежской области Учитель истории и обществознания Черешнева О.Е.

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Технология - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода. Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

4 слайд

Описание слайда:

Критерии, составляющие сущность педагогической технологии: однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего); отбор и структура содержания (что); оптимальная организация учебного процесса (как); методы, приемы и средства обучения (с помощью чего); учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто); объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

5 слайд

Описание слайда:

Образовательная технология: легко вписывается в учебный процесс; позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету; обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода; обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность; обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу; отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности; четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

6 слайд

Описание слайда:

Современные педагогические технологии (ПТ) подразделяются на 9 основных видов: ________________________________________ ПТ на основе активизации и интенсификации деятельности уч-ся ПТ на основе эффективности управления и организации учебного процесса ПТ на основе личностной ориентации пед.процесса ПТ на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала Частнопредметные ПТ Альтернативные ПТ Природосообразные ПТ Технологии развивающего обучения ПТ авторских школ

7 слайд

Описание слайда:

Приоритетные технологии развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективная система обучения (КСО); технология решения изобретательских задач (ТРИЗ); исследовательские методы обучения; проектные методы обучения; технология « дебаты»; технологию модульного и блочно- модульного обучения; лекционно – семинарско - зачетная система обучения; технология развития «критического мышления»; технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно – коммуникационные технологии (ИКТ); здоровьесберегающие технологии; систему инновационной оценки « портфолио»; технологию дистанционного обучения; технология мастерских; групповое обучение и др.

8 слайд

Описание слайда:

Современные педагогические технологии Здоровьесберегающие технологии Технологии интегрированного обучения Проектная деятельность (индивидуальная, групповая, коллективная) Учебно-исследовательская деятельность Технологии сотрудничества Личностно-ориентированные технологии Обучение на основе учебных задач и ситуаций Информационнокоммуникационная (ИКТ) Технологии дифференцированного обучения Деловые игры Проблемное обучение Портфолио учащихся компьютерные технологии интерактивные технологии Технологии разноуровнего обучения

9 слайд

Описание слайда:

Большое распространение получили следующие образовательные технологии: Информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии Проективые и деятельностные технологии Креативные технологии Игровые технологии: имитационные; операционные; исполнение ролей; «деловой театр»; психодрама и социодрама Технологии личностно-ориентированного образования Этнопедагогические технологии Коллективные и групповые способы обучения Тренинги Коучинг (индивидуальное обучение, тренировка) Сетевые технологии

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Технология событийности Авторы: Троицкий Ю.Л., Тюпа В.И. и др. Суть технологии: развитие культуры предметного мышления, обогащение личного опыта и ценностных отношений обучающихся Для того чтобы урок стал событийным, содержание должно быть представлено в виде текстовой событийности, совокупности документальных произведений, предполагающих многозначность понимания

12 слайд

Описание слайда:

Этапы организации образовательных событий 1 этап – определение тематики образовательных событий. 2 этап – определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки. В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому педагог сам определяет цели и задачи образовательного события. Если в данном мероприятии участвуют несколько педагогов, тогда они организуют данную деятельность совместно. 3 этап – подготовка к образовательному событию. В процессе подготовки к образовательному событию воспитанники получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного события. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов. 4 этап – проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия. Сам сценарий образовательного события разрабатывается педагогом. 5 этап – рефлексия, эффект от участия в образовательном событии. По итогам образовательного события проводится обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого.

13 слайд

Описание слайда:

Формы организации событий на уроке: «Корзина грецких орехов» К фразеологическому сочетанию «крепкий орешек» обращаются, когда говорят о том, сущность чего не познать с первого взгляда и проблема чего не может быть легко разрешена без огромных усилий или помощи других людей. Какие-то жизненные вопросы решаются без затруднений, как семечки, а иные вопросы сопровождают человека всю жизнь, оставаясь часто так и не разрешенными. «Грецкий орех» - зрительный образ трудного вопроса жизни, стоящего перед школьником. Иногда он надеется на помощь чью-либо, часто уверен, что сам справится со своими духовными препятствиями. Однако момент обозначения проблемы, ее формулировки, выдвижения в качестве главного вопроса жизни – уже начало разрешения. «Корзина грецких орехов» - это разговор о том, что заботит школьника, перед чем он останавливается в раздумье, с чем не может пока справиться, - вопросы, крепкие, как грецкий орех, который не расколешь без инструмента и без особых усилий.

14 слайд

Описание слайда:

«Дискуссионные качели» Суть этой занимательной формы - в имитации раскачивающихся качелей: два партнера поочередным толчками на доску раскачивают «качели»; чем сильнее толчок, тем выше взлет «качелей». Партнерами становятся две группы детей, расположившиеся друг против друга. После тога как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывают суждения па предложенному вопросу - «качели» начинаю свае движение. Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания детей, педагог поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы детей исчерпаны. Он останавливает «качели». «Долга качаться нельзя - голова закружится!» - подводит итог дискуссии. Ведущий задает ритм разговору, поддерживает игровой элемент формы, иногда комментирует ход дискуссии, поддерживая участников в их усилиях. Он же содействует сохранению возвышенного уровня, следя, чтобы «качели» не «ползли па земле», а возносились в осмыслении сути явлений жизни.

15 слайд

Описание слайда:

«Театр-экспромт» Методика организации театра-экспромта предельно проста. Составляется текст для «Голоса за кадром», обычно – сказочный, фантастический, детективный, так, чтобы на сцене развертывались занимательные события. Потом – фиксируются все персонажи представления, обозначаются на карточках. Эти карточки распределяются среди пришедших на спектакль детей, и они тут же приглашаются за кулисы. По ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актеры появляются из-за кулис и исполняют все, о чем сообщает «Голос за кадром». Надо, чтобы в пьесе было много действий, сменяющих одно другим, чтобы разворот событий был неожиданным и, в итоге, веселым и чуть смешным. Действующими лицами являются и люди, и звери, и растения, и вещи, и природные явления, такие, как ветер, светила, облака.

16 слайд

Описание слайда:

В заключении обязательна рефлексия, эффект от участия в образовательном событии. По итогам образовательного события проводится обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс. Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.

17 слайд

Описание слайда:

Преимущества этого метода очевидны и, поэтому, отвечая на вопрос, нужны ли образовательные события в нашей школе и будем ли мы продолжать работу в этом направлении, мы говорим однозначно «да», потому что есть гарантия в получении новых знаний, не предусмотренных программой; приобретается опыт совместной деятельности учащихся и педагогов; это прекрасный способ мотивации для развития познавательного интереса; ребенок получает навыки осознанного выбора, партнерских отношений, межличностных коммуникаций; ребенок учится самовыражению, самоопределению, самореализации и рефлексии; каждый ребенок включён в деятельность, которая имеет культурологическое содержание и которая ему по душе. И, наконец, образовательные события способствуют воспитанию уважительного отношения к истории страны и культурным традициям. Таким образом, образовательное событие – прекрасный способ, интересно организовать школьную интеллектуальную жизнь.

Елена Евлампиева
Событийный подход в ДОУ

Дошкольники – первая ступень в образовании. ФГОС ориентирован не только на поддержку «разнообразия детства» , но и вариативности развивающих форм этой поддержки.

Событийный подход рассматривается нами как продуктивная педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни дошкольного коллектива и отдельной личности, используя которую, мы можем обеспечить достижение целевых ориентиров, определенных в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.

Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события , вызывающие позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов.

Построение образовательного процесса на основе комплексно-тематического принципа, приближенного к так называемому «событийному » принципу, позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным.

Главными принципами взаимодействия воспитателя с детьми в событийном

подходе выступает принцип эмпатии, подразумевающий создание положительных, доверительных, открытых отношений с ребенком, учет его состояний, сопереживание и поддержку, а также опора на детскую деятельность (игра, рисование, конструирование и пр., позволяющая реализовывать содержательное общение на доступном ребенку уровне понимании.

Событийность для детей…

1. У детей раскрываются способности, активизируется стремление к самостоятельности, развивается творческое отношение к собственной деятельности и желание участвовать в коллективной деятельности, доводить начатое дело до конца.

2. Все дети самостоятельно ищут пути для решения ими же самими поставленных целей, выбирают средства, проверяют правильность решения.

3. Постановка детской цели и планирование деятельности детьми помогает им сконцентрировать внимание при выполнении последующих действий.

Событийность для педагогов…

Событийность способствует повышению мотивации к саморазвитию и самообразованию. Ведь детские вопросы порой такие, что обращаешься к разным источникам-энциклопедиям, методической литературе, ищешь пути для решения поставленного вопроса.

Воспитатель является равноправным участником деятельности наравне с

В основу реализации комплексно-тематического планирования положены следующие подходы :

Яркое событие в природе , социальной жизни общества или праздник;

Яркие события , специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, необычных интересных предметов;

события , формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества, День Победы) ;

Явления нравственной жизни (Дни «спасибо» , доброты, друзей) ;

Явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных) ;

Мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра) ;

Традиционные праздничные события семьи , общества и государства (Новый год, День 8 марта, Праздник весны и труда, День матери) ;

Наиболее важные профессии (дни воспитателя, врача, день работников пищевой промышленности, день строителя) .

В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие » , что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка.

В чём же состоит сущность понятия «образовательное событие » ?

Сущность образовательного события заключается в том , что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.

При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель : у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.

По Б. Д. Эльконину, «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание».

Обоснование интегративных возможностей образовательных событий :

1. В ходе реализации образовательных событий используются современные образовательные технологии : проектного обучения, проблемного обучения.

2. Образовательные события способствуют интеграции учебно-воспитательного процесса.

3. Образовательные события формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности.

4. Образовательные события позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.

5. Образовательные события способствуют повышению мотивации воспитателя к педагогической деятельности а ребенка к обучению.

6. Образовательные события развивают творческое отношение к собственной деятельности, дают возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения.

7. Образовательные события способствуют успешной социализации личности.

Деятельность педагога по реализации событийности может быть организована на различных уровнях : в процессе непрерывной образовательной деятельности, индивидуальной и групповых форм и т. д.

Особенностью деятельности педагога является то, что она носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события , интерпретировать полученные результаты.

Этапы организации образовательных событий в ДОУ :

– определение тематики образовательных событий . Мероприятия фиксируются в комплексно- тематическом планировании, годовом плане работы учреждения, планах воспитательной работы,

– определение целей и задач предстоящего образовательного события , планирование этапов подготовки.

В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому педагог сам определяет цели и задачи образовательного события . Если в данном мероприятии участвуют несколько педагогов, тогда они организуют данную деятельность совместно.

Идет определение целей организованной образовательной деятельности разной по содержанию и форме, традиционной и нетрадиционной. Педагог определяет какие дополнительные ресурсы ему необходимы для проведение образовательного события (совместная деятельность с другими педагогами, родителями и др., также планируется их совместная деятельность, разрабатывается модель достижения поставленной цели, определяются средства, необходимые для ее достижения, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию .

– подготовка к образовательному событию .

В процессе подготовки к образовательному событию воспитанники получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного события . Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов.

– проведение образовательного события , самый замечательный и долгожданный момент действия.

Сам сценарий образовательного события разрабатывается педагогом.

Яркая наглядность (оформление выставки из детских работ, оформление места проведения события согласно тематике , творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность – обязательные критерии подготовки образовательного события .

– рефлексия, эффект от участия в образовательном событии .

По итогам образовательного события проводится обмен мнениями об участии в событии , участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события , с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс.

Ценность образовательного события в том , что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.

По Фуряевой

выделяют два формата в образовании: учебный и событийный . В образовании усиливается проектно-событийный компонент. Обратимся к более подробному рассмотрению понятия «образовательное событие». Образовательно событие – это такая форма организации образовательной деятельности, которая выстроена как интенсивная встреча реальной и идеальной форм (Миркес, Муха)

Событие – это обучение в действии. Оно предполагает включение в инициативные формы порождения и оформления знания. В событии имеют место разные формы коммуникации, интерес к созданию и презентации конкретного продукта. К событийным форматам относятся: деловые игры, погружения, олимпиады, образовательный туризм, тренинги, образователь-ные проекты, программы. В реальном процессе образования важно согла-сование учебных и событийных режимов. Специфика событийного формата в отличие от обычного учебного заключается в следующих семи характерис-тиках, касающихся задач, участников, процесса организации, характера де-ятельности, внутренних эффектах. В событийной форме организации учебного процесса артикулированы особые задачи, которые ориентированы на деятельность на решение актуальных проблем, на фиксации ключевых противоречий, разрывов и др.. В образовании обязательно включены специалисты-профессионалы. Особое внимание уделяется воспроизведению уклада организационной культуры, активной безоценочной коммуникации.

Весь образовательный процесс представляет собой активную деятельность, ориентированную на продукт и предсматривающую осуществление различного рода проб. В этом смысле образовательное событие это пространство компетентных проб. В нем не может быть полной заданности задач и режима действий. Здесь есть неопределенность, присутствует высокая интенсивность общения, эмоциональных переживаний, смысловая насыщенность и открытость. По сути дела происходящее имеет огромный энергетический потенциал, который дает эффект растянутой пружины, напряжение всех участников, включенных на пределе своих возможностей.

В событийно организованном образовании необходимо специальное сопровождение, которое предполагает:

Специально выстроенное пространство рефлексии (обнаружение дефицитов и успехов);

Формулирование задачи на собственное продвижение (дневники, рассказы, газета, журнал и др.)

Важной характеристикой образования, организуемого в событийном формате, является образовательный результат. Он фиксирует личностный и деятельностный прирост, появление новообразований в области опыта субъектности, приобретение рефлексивного опыта самоопределения и управления ресурсами. Рефлексия нового типа направлена на выявление собственных дефицитов, определение способа эффективного действия в ситуации неопределенности. В целом, воспитание и образование имеют смысл, если они наполнены настоящими событиями.Как известно, главный признак события для человека – это наличие смысла, обусловленного памятью и опытом прошлого, а также целями, мечтами, планами и на-деждами на будущее. Лишенное событийности физическое время- это время распада, разложения. Оно не удерживается человеческой памятью, которая событийна, а не хронографична. И тогда эта пустота заполняется либо скукой, либо суетой. Вместо событий жизнь заполняется либо бесцельными поисками развлечений и удовольствий (убивается время), либо ничем не заполняется (тянется, волынится). События – это не мероприятия, цели в которых не проживаются. Цели мероприятия определены и заданы взрослыми, поэтому мероприятия не становятся событиями для детей.

Этот подход следует рассматривать также как один из аспектов деятельностного подхода. Его суть в превращении какого-либо планируемого мероприятия в интересное для всех дело, способное оставить незабываемые впечатления.

В событийном подходе единицей проектирования выступает образовательное событие. В литературе есть разные определения данного феномена. «Образовательное событие - специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания» (Б. Д. Эльконин).

Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события.

Принцип событийности предполагает, что процесс и содержание профессионального развития обладают такими характеристиками, определенными в исследованиях Е.М. Сафроновой, как:

a) личностная значимость какого-либо явления, дела, чьего-то поступка,

поведения, действия для человека;

б) воздействие какого-то факта, явления на эмоциональную сферу личности,

способность «задеть за живое», «оставить след» в памяти, возможно, даже в

биографии;

в) внутренняя диалогичность факта, явления, поступка, затронувшая

ценностно-смысловую, нравственную сферу личности, повлекшая за собой

необходимость принять решение, сделать выбор на основе моральных принципов, причем не слепо следуя известным истинам, а лишь осознав,

пережив и приняв их самостоятельно в свой внутренний мир как своеобразный нравственный ориентир;

г) утверждение в деятельности (интеллектуально-познавательной, смыслопоисковой, художественно-творческой, рефлексивно-аналитической и

др.) достоинства личности, ее самоценности;

д) своеобразный «духовнонравственныйкатарсис», произошедший благодаря контакту с эстетическим предметом, либо объектом, представляющим собой нравственную ценность; достижение воспитанником значимого для него результата, успеха в какой-либо области деятельности (участие или победа в конкурсе рисунков; впервые самостоятельно выполненная работа творческого характера), то есть все то, где человек добился успеха самостоятельно или при помощи и поддержке сверстника, учителя, родителей.

Исходя из этого, носителем «события» может стать :

а) совместная творческая деятельность, превратившаяся в со-бытие, то есть в

совместное проживание действительности;

б) кинофильм, спектакль, книга, статья, которые помогут неожиданно найти

ответ на важный для личностного роста вопрос при выражении собственного

отношения к миру через продукт творческой деятельности;

в) «встреча» со значимым человеком, которая может оставить заметный след

в жизни. Все названные уровни событий могут иметь место и при

организации процесса формирования опыта деятельности.

В прошлом году наша школа приступила к реализации программы опытно-экспериментальной работы по теме «Проектирование моделей школ ступеней на основе продуктивных технологий обучения, воспитания и управления». В рамках данного семинара мы представляем опыт организации учебного и внеучебного пространства моделей школ ступеней, где в качестве продуктивной технологии выступает событийный подход.

Одна из идей построения новой модели школы связана с организацией процесса обучения и воспитания в школе ступеней на основе событийности. Проблема обеспечения событийности в образовательной и педагогической деятельности становится все более актуальной, т.к. напрямую связана с созданием необходимых культурных условий для преодоления отчуждения школьника от образования. В выступлении И.Реморенко мы находим этому подтверждение: «Событийность школьного уклада – есть принцип открытой педагогики, лежащий в основе модели «нашей новой школы»

Событийный подход рассматривается нами как продуктивная технология организации и осуществления значимых событий в жизни школьного коллектива и отдельной личности и находит свое воплощение в сфере практических действий, где на основе осуществляемых событий оказывается воздействие на человека, изменяются его представления, ценности и смыслы.

В событийном подходе единицей проектирования выступает образовательное событие. В литературе есть разные определения данного феномена. В ОЭР нашей школы за основу взято два определения: «образовательное событие-способ инициирования образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и внеурочной деятельности(А.Воронцов) и «Образовательное событие-специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания (Б.Д.Эльконин)

Необходимо отметить, что организация и реализация СОБЫТИЙ рассматривается нами как относительно самостоятельная цель обучения и воспитания, которая заключается в насыщении жизни яркими, запоминающимися событиями, вызывающими позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов.

Деятельность педагога по реализации событийности может быть организована на различных уровнях: в процессе преподавания отдельных предметов, проведения внеклассной работы, индивидуальной и групповых форм и т.д.

Идею событийный подхода мы заимствовали из педагогической системы А.С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события: «Биографические изменения в структуре личности воспитанников возникают вследствие не эволюционного, а революционного развития. В эволюционном порядке собираются, подготавливаются какие-то предрасположения, намечаются изменения в духовной структуре, но все равно для реализации их нужны какие-то более острые моменты, взрывы, потрясения»

Наш небольшой опыт показывает, что развитие личности через организацию и свершения определенных событий в жизни коллектива и отдельной личности возможно через организацию деятельности, ситуаций, насыщенных событиями, влияющих на ценностно-смысловую сферу школьников. Эмоциогенный характер воздействия усиливается, если событие осуществляется в жизни коллектива, членом которого является ученик, и связано с групповым переживанием. Действенность воздействия осуществляется на основе факта свершения события, так как увиденное и лично пережитое оказывает иногда более сильное воздействие, нежели услышанная информация. Событие само является вариантом сообщения информации, а также может предоставить богатый эмпирический материал, который может быть использован в дальнейшем для обсуждения и интерпретации, стать основой для совместной деятельности педагога и учащегося.

Если детям в жизни не хватает событийности, то они обычно стремятся к «сильным» переживаниям, не всегда нормативным и тогда события могут носить критический характер. Поэтому педагогу в работе со школьниками необходимо владеть технологией организации и осуществления жизненных событий.

Важнейшей особенностью деятельности педагогов является отсутствие жесткой методической и содержательной регламентации. Работа педагога носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации Она требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты.

На подготовительном (диагностическом этапе) исследуется социальная ситуация, выявляется влияние факторов среды, определяющих развитие личности и группы.

На этом этапе целесообразно определить события, которые находятся в «зоне ближайшего развития» детей определенного возраста: личности и группы.

На этапе прогнозирования осуществляется разработка сценария организации и проведения события, намечаются пути развития личности и группы в зависимости от влияния различных факторов и переменных среды, функционирование которых приводится в действие событием.

На этапе планирования разрабатывается модель достижения поставленной цели, определяются средства, необходимые для ее достижения, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию.

Определяющим в воспитании на основе жизненных событий является организационный аспект, включающий разработку сценария организации и осуществления жизненного события, когда необходимо не только учитывать объективные характеристики события, его важнейшие параметры, но и индивидуальные особенности их субъективного восприятия, оценки и интерпретации.

В процессе планирования следует учитывать тот факт, что отношение к событию обусловлено системой ожиданий, мерой включенности школьников в деятельность. Также определяются возможные варианты взаимодействия с разными участниками воспитательного воздействия, институтами, группами в целях оптимизации воспитательного воздействия.

На этапе свершения осуществляется непосредственная реализация пика события согласно разработанному сценарию.
Событие связывает всех субъектов в единое целое. Воспитательное взаимодействие осуществляется не только непосредственными отношениями, а также контекстом, который задается ситуацией или событием. С этой точки зрения наша задача заключается в организации именно тех событий, которые оказывают позитивное влияние на личность, определяют ее развитие в просоциальном направлении.

Роль педагога заключается в управлении событийностью как инструментом воздействия.

На этапе оценки (рефлексивный этап) анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс.

Таким образом, событийный подход как технология организации и управления событиями занимает важное место в системе новых форм и методов воспитания в новой модели школи ступеней. Он позволяет установить тесные связи между реальной жизнью и учебным содержанием, жизненными процессами, происходящими в человеке или группе, и их педагогическим значением. Для учащихся – это возможный способ (условие) порождение разнообразного личного опыта: опыта переживаний, впечатлений, сенсорного опыта.

СОБЫТИЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА

Жизнь человека наполнена событиями. Разными. Механизмы памяти устроены таким образом, что человек помнит именно события – значительные явления, факты личной и общественной жизни. У каждого есть свой жизненный опыт, который сложен из событий. Первый день в школе, первая любовь, поступление в университет, окончание, первое место работы, рождение ребенка, первая спортивная победа, первые литературные публикации, первые... Заметьте, когда мы говорим о событиях, очень часто определение «первый, первая» являются базисными. Получается, что событие – это во многом то, что было впервые? Конечно же, все намного сложнее.

Особенно в юном возрасте жизнь человека представляет собой последовательность различных событий, которые имеют различную эмоциональную тональность и характер воздействия. Все многообразие событий, происходящих в жизни человека, можно классифицировать по различным основаниям. Например, по характеру эмоционального отклика можно выделить события положительные, которые вызывают радостные эмоции, и отрицательные, которые связаны с неприятностями, неудачами.

Событие - это то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни. Проблема событийности в образовательной среде становится все более актуальной, т. к. напрямую связана с созданием необходимых культурных условий. Реморенко по этому поводу сообщает, что событийность школьного уклада – есть принцип открытой педагогики, лежащий в основе модели «нашей новой школы».


В большинстве случаев человек стремится к событиям, создающим положительный резонанс в жизни, и к избеганию отрицательных событий, которые могут принести вред. Однако существуют как отдельные индивиды, так и целые возрастные группы (например, подростки), для которых определяющим является событие, которое способно вызвать сильные эмоциональные переживания. Они обычно стремятся к «сильным» переживаниям, если им не хватает событийности. Поэтому принимается событийность с любым знаком. Подростки хотят не только быть свидетелями происходящих событий, но и стать его активными участниками. Для них представляется важным рассказать о событии, создать в сознании сверстников свой образ «событийной личности» .

Психолог считает, что события, вызывающие существенные изменения в жизни человека, называются критическими. Ученый выделяет нормативные и ненормативные критические, жизненные события. К нормативным относятся события, происходящие обычно в определенном возрасте и имеющие определенное содержание. К ненормативным относятся события, которые являются нетипичными для большинства людей. Они ведут к основательной потере контроля, к дезорганизации , подавленности, заниженной оценке своих возможностей. Они непредсказуемы, и к ним невозможно подготовиться .

Представляется интересным исследования ученого, который понятие «событие» определяет через призму такого сложного, контекстного понятия, как «общность» - совокупность людей, организованная или неорганизованная, малая или большая группы. Содержанием другого значения этого понятия является включение людей в постоянные или временные формы совместной деятельности, в зависимости от наличия общих ценностей и смыслов. Некоторые современные исследователи придерживаются еще более узкого понимания общности. С этой точки зрения, общность есть объединение людей на основе общих ценностей и смыслов: нравственных, профессиональных, мировоззренческих, религиозных и т. п. Общность здесь, прежде всего, внутреннее духовное единство людей, характеризующееся взаимным приятием, взаимопониманием , внутренней расположенностью каждого друг к другу .

полагает, что общности, в которых правят не статусы, а позиции, являются пространством развития. Он называет такую общность «со-бытием» или «со-бытийной общностью» . Этимологически «со-бытие» означает совместное бытие , совместное проживание, но с точки зрения семантики, сохраняется основное значение слова - нечто значительное и важное в жизни человека.

Для событийной общности характерна полнота связей и отношений. Как отмечает, основная функция со-бытия – развивающая. «… со-бытие есть то, что развивается и развивает. Соответственно сам ход развития состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм совместности, единства, со-бытия другими формами – более сложными и более высокого уровня развития … » .

Исходя из этого, можно предположить, что именно внутри конкретной событийной общности впервые образуются (возникают) собственно человеческие способности, позволяющие ребенку, во-первых, входить в различные другие общности и приобщаться к определенным формам культуры, а, во-вторых, выходить из данной общности, индивидуализироваться в ней и самому творить новые формы, то есть быть самобытным.

Подобного рода размышления, выводы и практические рекомендации эффективным образом экстраполируются на воспитательную систему детских оздоровительных лагерей, на организацию педагогического процесса в образовательно-оздоровительных центрах. Действительно, общность взрослых, которая годами разработала особый стиль поведения, отношения к ребенку, к творчеству является со-бытием для детей, которые, пусть и на короткий промежуток времени, в эту общность попадают, проникаются ее традициями, правилами, установками. Значит, в этой общности, временно-пространственной, но духовной и профессиональной, первостепенную роль должны играть некие эффекты, позитивные явления, которые мы называем событиями.


Организация событий – важная задача педагога. Событийный метод, как часть средового метода, необходимо рассматривать в контексте педагогического процесса. Педагогический процесс – целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью его субъектов, сотрудничеством и сотворчеством, способствующий развитию и самореализации как ученика, так и воспитателя. Педагогический процесс наполнен событиями или, по крайней мере, должен быть наполнен. Снижение событийной насыщенности жизни могут стать причиной низкой реализации внутренних возможностей, редукции достижений, а также отклоняющегося поведения молодежи. Профилактика девиантного поведения школьников возможна через организацию деятельности, ситуаций, насыщенных событиями, влияющих на ценностно-смысловую сферу личности. Это одна из причин, по которой педагогу в работе со школьниками необходимо владеть технологией организации и осуществления жизненных событий.

Что же такое событийный метод и как его механизм воздействия применим в условиях детского оздоровительного лагеря (центра)? Событийный подход - это технология организации и осуществления значимых событий в жизни коллектива и отдельной личности. Он оказывает воздействие на ментальную и эмоциональную сферу воспитанников, а значит, ему присущ целостный, системный характер. Увиденное, пережитое, организованное лично оказывают сильное воздействие на ребенка, причем это воздействие на личность или группу обеспечивается на основе организации в педагогической деятельности событий, вызывающих сильные эмоциональные переживания. Событийный подход нашел отражение в педагогической деятельности, который отмечал, что «большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события». .

Жизнь детского коллектива должна быть наполнена творчеством, интересной деятельностью, трудовым напряжением и это является базисом для создания ярких и успешных событий. В чем же специфика событийного подхода в условиях НДЦ «Зубренок»?

Выше мы упомянули о том, что событие во многом характеризуется первостью , т. е. незабываемый след оставляет то, что было впервые. Ребенок, который приехал в «Зубренок» на ту или иную смену, должен в хорошем смысле столкнуться с новыми

событиями, явлениями, впечатлениями. Причем это новое обладает свойством территориальности, т. е. подобная новизна возможна в конкретном контексте, «здесь и теперь».

Основной формой данной новизны должны выступать праздники - коллективно-творческие, комбинированные формы, предполагающие широкий спектр как демонстрационных, так и интерактивных методов. Чтобы их организовать, необходимо включить детей в подготовку и организацию праздника. Праздник является вехой в жизни коллектива, отделяющей один период от другого. Биографический эффект праздника достигается при помощи различных средств: приподнятая, торжественная атмосфера, яркие переживания, специально организованные дела, интересные гости, выполнение принципа открытости, причастности и т. д. Возможности центра, его инфраструктура, опыт творческой новизны, профессионализм педагогов позволяют организовывать события-праздники качественно, профессионально, компетентно.

Определяющим в воспитании на основе жизненных событий является организационный аспект, включающий воспитанников в разработку сценария, подготовку и осуществления жизненного события. В процессе планирования следует учитывать тот факт, что отношение к событию обусловлено системой ожиданий, мерой включенности школьников в деятельность. Также определяются возможные варианты взаимодействия с разными участниками воспитательного воздействия, институтами, группами в целях оптимизации воспитательного воздействия. На этапе свершения осуществляется непосредственная реализация события в конкретных жизненных условиях. Реализация события осуществляется согласно разработанному и утвержденному годовому плану.

Важной моментом и спецификой организации педагогического процесса с точки зрения событийного подхода является т. н. «зона ближнего воздействия». Общение со сверстниками, рефлексия вечернего огонька, посещение кружков, победы в индивидуальных конкурсах, организация исследовательской деятельности – все может стать событием для ребенка.

Роль педагога заключается в управлении событийностью как инструментом воздействия. Событие связывает воспитателя, воспитанника и ситуацию в единое целое. Воспитательное воздействие осуществляется не только непосредственными отношениями, а также контекстом, который задается ситуацией или событием. С этой точки зрения задача воспитателя содержит в себе организацию именно тех событий, которые оказывают позитивное влияние на личность.

Ученый считает, что в целях реализации событийного подхода в воспитательном процессе целесообразна организация альтернативных видов деятельности , в рамках которых могут быть реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, провоцирующих сильные эмоциональные состояния школьников. Достаточно вспомнить самые популярные игры летних проектов в НДЦ «Зубренок» - детективная игра «Секретные материалы», вечерняя игра «Спрут», экстрим-проекты и пр., которые на практике подтверждают вышеприведенный тезис.

Событийный подход как технология организации и управления событиями занимает важное место в системе форм и методов воспитания. Он позволяет установить тесные связи между реальной жизнью и учебным, воспитательным содержанием, жизненными процессами, происходящими в человеке или группе, и их педагогическим значением. Эффективность воспитательного воздействия педагога на основе событийного подхода обусловлена уровнем владения соответствующими методами и профессионализмом.

Подводя итоги, отметим, что событийная общность есть пространство для развития ребенка . В процессе взаимоотношений , общения со взрослыми происходит «обретение ребенком его души» . Это происходит потому, что посредством внешней стимуляции, непосредственных связей со взрослыми у ребенка формируется самосознание.

Литература:

Аникеева, климат в коллективе: Методический

материал / . - М.:Просвещение, 1989. - 223 с.

Вачков, И. В., Дерябо, мир тренинга. Методологические

основы субъектного подхода в групповой работе. , С. Д.

Дерябо. - СПб., 2004.

Карандашев, развития. Часть первая. Введение. . Минск, 1997.

Мануйлов, подход в воспитании. . – М.: Педагогика, 2000. №7.

Макаренко, педагогические сочинения: в 2 т. . - М., 1977. Т.1.

Немов, . Учебн. для студентов высш. пед. учебн.

заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.

Розин, такое событие? (Анализ условий философского

Подготовил, методист