Александр Трифонович Твардовский. Поэт народной жизни Твардовский никогда не жаловался на судьбу и даже писал в одном из своих стихотворений: Твардовский. Презентация на тему "твардовский александр трифонович" Страницы жизни поэта


Детство писателя А. Т. Твардовский родился 8 июня 1910 года на хуторе Загорье Смоленской области в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского. Мать же Твардовского, Мария Митрофановна, действительно происходила из однодворцев. Трифон Гордеевич был человеком начитанным и по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова.


Стихи Александр начал сочинять рано, ещё будучи неграмотным, и не будучи в состоянии их записать. В 14 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты, а затем, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского. В 1931 была опубликована его первая поэма «Путь к социализму»


Первые поэтические опыты Уже живя в родном хуторе Загорье на Смоленщине, Твардовский становится селькором. С 1924 года начинает посылать заметки в редакции смоленских газет. Он писал в них о комсомольских делах, о разных злоупотреблениях., которые допускали местные власти, что создавало ему в глазах местных жителей ореол защитника. В газете «Смоленская деревня» публикуются первые его стихотворения. «Отрываясь от книг и учебы, «Отрываясь от книг и учебы, вспоминает Твардовский, я ездил в колхозы в качестве корреспондента областных газет, писал статьи, вел всякие записи. За каждой поездкой отмечая для себя то новое, что открылось мне в сложном и величественном процессе колхозной жизни».


Предвоенное творчество " Именно этим годам я обязан своим поэтическим рождением", сказал впоследствии Твардовский. В это время он поступил в педагогический институт, но с третьего курса ушел и доучивался уже в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ), куда поступил осенью Произведения Твардовского печатались в, но сам он считал, что только с поэмы о коллективизации "Страна Муравия" (1936) он начался как литератор. Поэма имела успех у читателей и критики. Выход этой книги изменил жизнь поэта:, он переехал в Москву, в 1939 окончил МИФЛИ, выпустил книгу стихов "Сельская хроника". Автограф стихотворения «Кружились белые березки», 1936 г.


Первое стихотворение было напечатано в воскресном номере газеты «Смоленская деревня» 19 июля 1925 года. Новая изба. Пахнет свежей сосновой смолою. Желтоватые стены блестят. Хорошо заживем мы семьею Здесь на новый советский лад! А в углу мы «богов» не повесим, И не будет лампадка тлеть. Вместо этой дедовской плесени Из угла будет Ленин глядеть. Александр Твардовский


Военные тропы 1939г. – началась советско-финская война, в которой А.Т.Твардовский принимал участие как военный корреспондент газеты «На страже Родины». В газете велся коллективный еженедельник фельетонов со стихами и картинками. Так родился литературный герой – боец Вася Теркин. То была печаль большая, Как брели мы на восток. Шли худые, шли босые В неизвестные края, Что там, где она, Россия, По какой рубеж своя?


Гг. – поэма «Василий Теркин», «книга про бойца без начала и конца» - самое известное произведение Твардовского. Поэма стала одним из атрибутов фронтовой жизни в результате чего Твардовский сделался культовым автором военного поколения. Помимо прочего, «Василий Теркин» выделяется среди других произведений того времени полным отсутствием идеологической пропаганды, упоминаний о Сталине и партии. Обложка книги


Послевоенная лирика Твардовского Война закончилась, но тем не менее военная лирика Твардовского нашла своё продолжение и в послевоенное время. Человек, прошедший войну и вышедший из неё живым, неизбежно чувствует вину перед павшими. Об этом стихотворение «Жестокая память». Память – невозможность забыть и избыть ту огромную боль, которую принесла война людям. И даже в поздней лирике поэта тема войны звучит так же остро, как и раньше. Война закончилась, но тем не менее военная лирика Твардовского нашла своё продолжение и в послевоенное время. Человек, прошедший войну и вышедший из неё живым, неизбежно чувствует вину перед павшими. Об этом стихотворение «Жестокая память». Память – невозможность забыть и избыть ту огромную боль, которую принесла война людям. И даже в поздней лирике поэта тема войны звучит так же остро, как и раньше. Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» вновь затрагивает тему вины перед теми, кто не вернулся с поля боя, но с ещё большим драматизмом. Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» вновь затрагивает тему вины перед теми, кто не вернулся с поля боя, но с ещё большим драматизмом. Я убит подо Ржевом стихотворение, написанное от первого лица. Это самое яркое из стихотворений, настоящий шедевр творчества поэта. Необычная форма произведения – монолог погибшего солдата. В его словах чувствуется трагедия, стремление жить и увидеть мирное время: Я убит подо Ржевом стихотворение, написанное от первого лица. Это самое яркое из стихотворений, настоящий шедевр творчества поэта. Необычная форма произведения – монолог погибшего солдата. В его словах чувствуется трагедия, стремление жить и увидеть мирное время: Я – где корни слепые Ищут корма во тьме. Я – где с облачком пыли Ходит рожь на холме.


«Новый мир» и гг. главный редактор журнала «Новый мир». Своей организационно-редакторской деятельностью, примером собственного творчества Твардовский достойно продолжал лучшие традиции русской советской литературы. Его помощь и поддержка ощутимо сказались в творчестве многих писателей. 1971г. – лауреат Государственной премии.


Твардовский и власть В этот период начинается работа над поэмой за «Далью даль», которая была закончена спустя 10 лет. В 1954 году его увольняют с поста главного редактора «Нового мира» за «демократические тенденции», появившиеся в журнале сразу после смерти Сталина. Однако на этом связь с «Новым миром» не разрывается. В 1958 году Твардовский возвращается в «Новый мир» на ту же должность. Он собирает коллектив своих единомышленников. В 1961 году им удается даже опубликовать в журнале повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». После этого Твардовский становится «неофициальным оппозиционером».


Твардовский и власть 1967 – 1969 годах идет работа над поэмой «По праву памяти», в которой поэт описывает ужасы коллективизации на примере, в том числе, собственного отца. При жизни автора произведение не будет издано. Так же, как и поэма «Теркин на том свете» (написана в 1963 году) – слишком сильно «тот свет» в изображении Твардовского напоминает советскую действительность. В 1970 году правительство снова лишает поэта должности в «Новом мире».


Произведения о войне В 1945 году была завершена работа над «Теркиным». Книга тут же издается и пользуется небывалой популярностью. В следующем году Твардовский получил Государственную премию за«Василия Теркина». В этом же году написана поэма «Дом у дороги» – тоже о войне, но с трагической точки зрения. Как писал Самуил Маршак, «поэма могла родиться только в годы великого народного бедствия, обнажившего жизнь до самого основания». За эту поэму в 1947 году Твардовский так же получил Государственную премию Иллюстрация к поэме «Дом у дороги»


Поэма «За далью даль»(1960г.) Крупнейшим послевоенным произведением советского поэта Александра Твардовского является поэма За далью - даль. Эпический замысел поэта был продиктован необходимостью осмыслить итоги Великой Отечественной войны. В поэме тема исторических судеб народа, Родины предстает в широком, эпохальном освещении. Здесь изображаются не только современность, но и историческое прошлое. Поэма является исповедью современника, прошедшего вместе с народом путь испытаний и побед Иллюстрация к поэме «За далью -даль».


Твардовский прожил жизнь согласно принятому им принципу: С тропы своей ни за что не ступая Не отступая - быть самим собой Вскоре после разгрома его журнала Твардовский заболел раком лёгких. Умер писатель 18 декабря 1971 года в дачном посёлке Красная Пахра Московской области. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В Смоленске, Воронеже, Новосибирске и Москве его именем названы улицы.


Музей-усадьба "А.Т.Твардовский на хуторе Загорье" В 1988 году открыт для посетителей возрожденный хутор Загорье, место, где родился и жил до восемнадцатилетнего возраста А. Т. Твардовский – выдающийся советский поэт. По макету брата поэта Ивана Трифоновича были заново возведены: дом, сарай, баня, кузница и другие надворные постройки, разбит сад и огород. Представленная в интерьере дома мебель тоже выполнена руками брата поэта - мастера – краснодеревщика. Большую помощь в оформлении дома, хозяйственных помещений, кузницы оказали жители деревень, передавшие музею предметы - быта, характерные для того времени. Неброская русская природа и обстановка, окружавшая мальчика, позволяют проникнуться атмосферой, в которой зарождался талант будущего поэта. Ежегодно, в день рождения поэта, на хуторе Загорье проводятся литературные праздники. Хутор Загорье, музей А.Т.Твардовского


Заслуги перед государством Боевые награды: три ордена Ленина орден Трудового Красного Знамени орден Отечественной войны I степени орден Отечественной войны II степени орден Красной Звезды Сталинская премия второй степени (1941); за поэму «Страна Муравия» (1936) Сталинская премия первой степени (1946); за поэму «Василий Тёркин» () Сталинская премия второй степени (1947); за поэму «Дом у дороги» (1946) Ленинская премия (1961); за поэму «За далью даль» () Государственная премия СССР (1971); за сборник «Из лирики этих лет » (1967)

Александр Трифонович Твардовский о Великой Отечественной войне

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем…

1910 – 1971 г.г.


Твардовский о себе

«Родился я в Смоленщине, в 1910 году, на «хуторе пустоши Столпово». В жизни нашей семьи бывали изредка просветы относительно достатка, но вообще жилось скудно и трудно. Стихи писать я начал до овладения первоначальной грамотой. Хорошо помню, что первое мое стихотворение, обличающее моих сверстников, разорителей птичьих гнезд, я пытался записать, еще не зная всех букв алфавита…»


Родители Твардовского

Отец был человеком грамотным и даже начитанным по-деревенски. Книга не являлась редкостью в нашем домашнем обиходе. Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги.

Мать моя, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительна и чутка.


Призыв в Армию

Осенью 1939 года я был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освободительном походе наших войск в Западную Белоруссию. По окончании похода я был уволен в запас, но вскоре вновь призван и, уже в офицерском звании, но в той же должности спецкорреспондента военной газеты, участвовал в войне с Финляндией.

Александр Твардовский. 1939 г.


«Я в свою ходил атаку…»

«Война с Германией. Еду в Москву» , - эта короткая запись, сделанная 22 июня 1941 года Александром Твардовским, положила начало его военным дневникам и рабочим тетрадям, которые поэт будет вести изо дня в день все четыре года войны.

Фронтовой корреспондент Александр Твардовский прошел трудными дорогами войны с первого дня до последнего. Его ежедневные записи – бесценная летопись военных лет.


А.Твардовский – военный корреспондент

Поэт пишет стихи, очерки, фельетоны во фронтовых газетах:«Красная Армия»,«Красноармейская правда».

На войне, под кровлей шаткой,

По дорогам, где пришлось,

В дождь, укрывшись плащ - палаткой,

На ветру, в лютой мороз,

Заносил в свою тетрадку

Строки, жившие вразброс…


Письма Твардовского

6.VII.1942 г. А.Т. - М.И. Киев-Москва

...Мы все время в движении.

Из трудностей жизни самая главная - "недосып", то есть почти без сна. Но переношу все это довольно легко.

Очень радует одно: наши не боятся немца, презирают его. Не унывай, раздумывая о нашем отходе. Он будет, может быть, даже большим, чем ты представляешь, но это путь к победе.

Родине нашей случалось и без Москвы оставаться на время, а не то что...

29.VIII.1943 г. А.Т. - М.И. Москва - Чистополь

...Я тебе скажу по секрету: наши дела на фронте улучшаются. Я сам читал найденный у пленного офицера приказ Гитлера, в котором он пишет, что потеря Ржева - равносильна потере Берлина...

27.VI. 1944 г. А.Т. - М.И. Москва - Чистополь

Пыль дорог, грохот с неба и с земли - все как три года назад. Но только - мы идем на запад и занимаем города. И мы долбим противника с неба и с земли, и окружаем, и пленим, и обгоняем - бьем - мы.


«Фронтовая хроника»

Лирика Твардовского 1941 – 1945 годов – это своеобразная летопись войны. Стихи проникнуты «правдой сущей» в её суровой неприкрашенности. Отсюда и название, объединившее весь цикл стихов, - «Фронтовая хроника».


Поэма «Василий Тёркин»

«Товарищ Твардовский, нельзя ли в Вашей поэме заменить Василий на Виктор, так как Василий – мой отец, я его сын Виктор Васильевич Тёркин…»

Из письма читателя

С этого первого письма началась «почта Тёркина», которая продолжилась без малого 30 лет, до смерти поэта. Писали люди разных национальностей, возрастов, профессий, писали со всех концов страны и из-за рубежа.



Отзывы о Тёркине

Снова слушал «Тёркина» по радио и снова потрясён. Я думаю, что поэма является отличным сценарием для того, чтобы показать в кино, каким должен быть и был русский солдат в боевой обстановке.

Из писем читателей

Художники

С.Илимов

и Б.Чупрыгин

Ю.Непринцев «Отдых после боя»



Поэма «Дом у дороги»

Первые главы поэмы «Дом у дороги» появились в декабре 1943 г.

«Тема её – война, но с иной стороны, чем в «Тёркине», - со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших войну».

А. Твардовский с матерью, дочерей Валей и сестрой Марией в 1936 году


«Родина и чужбина»

«Всегда наряду со стихами я писал прозу. В 1947 г. Я опубликовал книгу о минувшей войне «Родина и чужбина». Родина – сквозная и главная тема книги. И чужбина в ней – не просто чужие земли, а то, что противоположно родине.

А. Твардовский и И. Эренбург


книги «Тёркин на том свете»

Обложка


«Я убит подо Ржевом»

Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, стали ее самой трагической страницей. Все стихотворение - это страстный монолог мертвого, его обращение к живым.

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой Отчизне

И беречь её свято,

Братья, счастье своё –

В память воина – брата,

Что погиб за неё.


Память о погибших на войне

Лирический герой его поздней поэзии - это прежде всего мудрый человек, размышляющий о жизни, о времени. Тема исторической памяти - главная, самая больная для поэта тема:

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны. В том, что они, кто старше, кто моложе - Остались там и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь - Речь не о том, но все же, все же, все же...


В день освобождения Загорья, 1943 г

А. Твардовский с земляками

А. Твардовский со смоленскими писателями, 1945 г


Твардовский в сердцах людей

Твардовский - человек умер, Твардовский - поэт – жив, он навсегда останется с народом, с нами.

Я жил, я был –

за всё на свете

Я отвечаю головой.


Работу выполнили

ученицы 8 класса

МОУ «Ромашковская СОШ»

Майкош Эльвира,

АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ ПОЭМА “ВАСИЛИЙ ТЁРКИН” Презентация подготовлена ученицей 7 -А класса Севастопольской общеобразовательной школы № 29 Мельник Яной

Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в семье простого крестьянина. В 1939 году писатель призван в красную армию. Он работал военным корреспондентом. Здесь начинает складываться образ Васи Теркина – образ бывалого солдата, веселого, легкого человека. Но в 1942 году у Александра Трифоновича меняются взгляды на своего героя. Писателя уже не удовлетворяет веселый образ Васи Теркина. И в 1942 году появляется Василий Теркин. Первые главы были встречены восторженно.

Очень интересна композиция произведения. В первой же главе автор сам рассказывает об особенностях своего творения: Словом, книга про бойца Без начала, без конца. Почему так – без начала? Потому, что сроку мало Начинать её сначала. Почему же без конца? Просто жалко молодца. Таким образом, каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много лирических отступлений. Целых четыре главы посвящены этому. В написании этого произведения автор проявил полную свободу. В выборе жанра тоже свобода. Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его «книга про бойца» . Темой данного произведения является война. Автор показывает её от начала до конца.

Центральным образом является Василий Теркин. Автор постепенно создает портрет Василия. Теркин – обыкновенный солдат: Просто парень сам собой Он обыкновенный. . . . . Красотою наделен Не был он отменной. Не высок, не то чтоб мал, Но герой-героем. Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой проявляет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа» . Теркин переплыл в воде, которая «даже рыбам холодна» . Но все-таки У заберегов корку Ледяную обломав, Он, как он, Василий Теркин, Встал живой, - добрался вплавь.

В этой главе мы видим, что Теркин очень веселый, и даже в трагические моменты юмор не покидает его: И с улыбкою неробкой Говорит тогда боец: -А еще нельзя ли стопку Потому как молодец? В главе «Теркин ранен» мы видим дерзкую браваду перед вражеским снарядом. Ухарской выходкой он поднимает боевой дух солдат: Сам стоит с воронкой рядом И у хлопцев на виду, Обратясь к тому снаряду, Справил малую нужду. . . В немецком дзоте его подстерегают опасности, но и здесь он шутит: -Нет, ребята, я не гордый, Не заглядывая вдаль, Так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль.

В главе «Два солдата» показан Теркинтруженик. Описана встреча двух солдат. Один старый, солдат первой мировой войны, а другой – молодой. В каждом деле Теркин мастер: он может починить часы, наладить пилу, играть на гармони. Василий уверен в победе: И сказал: -Побьем, отец. . . В главе «Поединок» автор применяет прием противопоставления. Василий Теркин противопоставляется немцу: Немец был силен и ловок, Ладно скроен, крепко сшит, . . . . Сытый, бритый, береженый, Дармовым добром кормленный, . . . Наш же Василий намного слабей немца: Теркин знал, что в этой схватке Он слабей: не те харчи. Но все-таки Теркин не уклоняется от ударов и вступает в поединок с немцем. Василий его люто ненавидит. Осознание того, что вся страна за ним стоит, помогло нашему бойцу победить.

В главе «Кто стрелял? » автор говорит о мужестве Теркина. Василий «не спрятался в окопчик, поминая всех родных» , а встал и начал стрелять «с колена из винтовки в самолет» . И в этом неравном поединке Теркин выходит победителем. Даже орден ему дали: -Вот что значит парню счастье, Глядь – и орден, как с куста! В главе «Смерть и воин» описан совсем необычный поединок. Здесь перед Теркиным предстает сама Смерть. Но у нашего бойца такая любовь к жизни, что перед ней отступил и очень страшный противник. Поединок со Смертью – символ бессмертия русского солдата. Образ главного героя дополняется речевой характеристикой. Василий Теркин простой солдат. А значит и речь у него тоже простая, солдатская, самобытная и остроумная. Много в ней грубых просторечных слов, пословиц, поговорок, солдатских слов: «припечет» , «пособите» , «каюк» , «хоть глаз коли» , «еле-еле душа в теле» , «это присказка покуда, сказка будет впереди» .

Отчетливы в поэме образы большой и малой родины. Теркин и Твардовский являются земляками. Несколько раз автор вспоминает свою родину. В главе «О награде» он мечтает о светлом будущем, но в конце вспоминает, что край смоленский уже занял враг: А не носит писем почта В край родной смоленский твой. А в главе «О себе» боец вспоминает свое прошлое, грустит о прошедших годах. В поэме возникает образ большой родины, которую автор называет «матьземля моя родная» . В этих главах выражена огромная любовь и гордость за Россию. Во многих главах «книги про бойца» вырисовываются суровые будни войны. Автор применяет прием антитезы. Он противопоставляет ужасный рокот самолета мирному жужжанию майского жука. Этот звук у солдат в перепонках. Чтобы передать военный рев и рокот, автор использует прием аллитерации. Он повторяет буквы «р» и «н» .

За скупыми строками возникает образ автора. Мы узнаем о нем из лирических отступлений и понимаем, что он очень любит своего героя. Он тоже очень любит свою родную Смоленщину. Автор использует разнообразные художественные средства выразительности. Здесь мы можем увидеть и эпитеты, и метафоры, и антитезу, и гиперболы, и олицетворение, и аллитерацию. Высокий идейный смысл, близость к народному поэтическому языку, простота – все это делает поэму подлинно народным произведением. Не только бойцам на войне стало тепло от этого шедевра, но и сейчас оно излучает неиссякаемую теплоту человечности. Главным героем этой поэмы является Василий Теркин - простой солдат русской армии, воевавший во времена Великой Отечественной войны. Александр Трифонович подчеркивает различными литературными приемами характер и внешность Теркина: «И чтоб знали, чем силен, Скажем откровенно: Красотою наделен Не был он отменной. Не высок, не то, чтоб мал, Но герой – героем. »

Теркину присуще такие качества, как храбрость, мужество, чувство юмора, откровенность. Например, в главе «Кто стрелял? » солдат, проявив мужество, сбил вражеский самолет из автомата, хотя он даже сам не верил в успех. В главе «Переправа» Василий приносит добрую весточку с противоположного берега реки, переплыв ледяную реку зимой. Ни чуть не меньше героизма он проявляет и в «бою в болоте» . Он всегда может подбодрить своих товарищей хорошей шуткой, поговоркой или репликой. В то же время, совершив множество «подвигов» , он не претендует на высокую награду в главе «О награде»: «-Нет, ребята, я не гордый. Не заглядывая вдаль, Так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль. » В главе «Гармонь» Василий Теркин, доказав свое мастерство, получает в подарок гармонь убитого командира. Я считаю, что это не напрасный подарок. С помощью этой гармони Василий поднимает дух своим товарищам песнями «с родной Смоленской стороны» .

Каждая глава поэмы является новой историей из воинских будней, но моей любимой главой стала глава «Два солдата» . Она характеризует Теркина как «мастера на все руки»: он починил старые часы и заточил пилу. Большое значение в этой главе имеет то, как Теркин ест яичницу: «Ел он много, но не жадно, Отдавал закуске честь, Так-то ладно, так-то складно, Поглядишь – захочешь есть. » Интересным мне показался и разговор двух солдатов: Теркина и старого хозяина. Из этого разговора хозяин делает вывод, что нынешние солдаты все так же крепки духом, как и их предшественники. В своих мечтах солдат хочет дождаться окончания войны и вернуться на Родину, в Смоленщину. Там Теркин он мечтает похвастаться перед товарищами своей медалью, рассказать о войне.

Василий Теркин – это истинный русский характер, хороший работник, храбрый воин, славный товарищ, человек, не унывающий в любых обстоятельствах, способный поспорить с самой смертью. Теркин – патриот, который ради жизни на земле готов вынести непомерные тяготы воинских будней. Мне кажется, что именно поэтому ему поставили памятник в нашем городе. Далеко не каждому литературному герою ставят памятники, что подчеркивает индивидуальность солдата. На этом памятнике изображен Василий Теркин с гармонью в руках, который разговаривает с Твардовским. Памятник отлит из бронзы. Я думаю, что в реальной жизни, во времена Великой Отечественной войны были солдаты, похожие по своему характеру на Василия Теркина. Василий Теркин нам особенно близок тем, что он родился на Смоленщине. Александр Трифонович Твардовский писал эту поэму во времена войны и сам был солдатом, что помогло ему очень реалистично описать все чувства и действия своего героя. Автор посвящает свою поэму всем воинам, прошедшим дорогами войны и с победой вернувшимся в сорок пятом году домой, и светлой памяти тех, кто погиб, не дожил до дня Победы.

Конкурс презентаций «Великие люди России» Сообщество взаимопомощи учителей сайт Шумило Надежда Леонидовна учитель русского языка и литературы Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Электросталь Александр Трифонович Твардовский

Слайд 2

Детство Александр Твардовский родился 21 июня 1910 года в хуторе Загорье Смоленской губернии в семье деревенского кузнеца. Отец будущего поэта, Трифон Гордеевич, приобрел участок земли через Поземельный крестьянский банк с выплатой в рассрочку и с самого малого возраста внушал детям любовь и уважение к этой кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но нашей земле - нашему «имению», как он в шутку и не в шутку называл свой хутор... Местность эта была довольно дикая, в стороне от дорог, и отец, замечательный мастер кузнечного дела, вскоре закрыл кузницу, решив жить с земли.

Слайд 3

Твардовский рассказывал о себе, что он родился в поле.В перелеске под ёлкой. Мать поэта как раз вязала «копнушки» И не были эти в обиду мне слухи, Что я из-под ёлки. Ну что ж, из-под ёлки. Зато, как тогда утверждали старухи, Таких, из-под ёлки, не трогают волки.

Слайд 4

с7 л я н и ч о с й и к с дов р а в Т р д н а с к е Стихи Ал ние, е р о в т о х и т с ё о лет. «Первое м орителей гнёзд, я пытался аз р е е щ ю а ч и л б кв о у б х е с в я а н з не записать, еще алфавита». В коноп л ходил в яных лаптях школу к в село аждый день п Ляхово о 9 км. . В 12 лет хотел стать священником, а уже в 13 был убежденным атеистом.

Слайд 5

Первые публикации С 1924 года Твардовский начал посылать небольшие заметки в редакции смоленских газет. «Писал о неисправных мостах, о комсомольских субботниках, о злоупотреблениях местных властей и т.п. Иногда заметки печатались». 19 июля газета «Смоленская деревня» напечатала его первое стихотворение «Новая изба». Пахнет свежей сосновой смолою, Желтоватые стены блестят. Хорошо заживем мы с весною Здесь на новый, советский лад… Художник И.Фомичев нарисовал карандашный портрет «селькора Александра Твардовского», который был напечатан на газетной странице с его стихами. «ЭТО БЫЛ СТРОЙНЫЙ ЮНОША С ОЧЕНЬ ГОЛУБЫМИ ГЛАЗАМИ И СВЕТЛО-РУСЫМИ ВОЛОСАМИ»

Слайд 6

В 1928 году Твардовский переезжает в Смоленск, сотрудничает в газете «Рабочий путь», много ездит с корреспондентскими заданиями по районам. Расширяется круг его знакомств, в том числе и литературных. Твардовский посылает свои стихи в Москву в журнал «Октябрь», где они были опубликованы и встретили одобрение Михаила Светлова.

Слайд 7

Вскоре Твардовский переехал в столицу. Но получилось примерно то же самое, что и со Смоленском: «Меня изредка печатали, - вспоминал Твардовский, - кто-то одобрял мои опыты, поддерживая ребяческие надежды, но зарабатывал я ненамного больше, чем в Смоленске, и жил по углам, койкам, слонялся по редакциям, и меня всё заметнее относило куда-то в сторону от прямого и трудного пути настоящей учебы, настоящей жизни. Зимой тридцатого года я вернулся в Смоленск».

Слайд 8

Коллективизация В 1931 году родителей Твардовского как кулаков вышлют на Урал Поэт пытался защитить их, добился приёма у секретаря обкома партии. Тот скажет: «В жизни бывают моменты, когда нужно выбирать «между папой и мамой и – революцией». Для поэта это было – как душу перерубить.

Слайд 9

Годы учебы В 1932 году Александр Твардовский поступил в Смоленский педагогический институт. «Отрываясь от книг и учебы, я ездил в колхозы в качестве корреспондента областных газет, вникал со страстью во все, что составляло собою новый, впервые складывающийся строй сельской жизни…».

Слайд 10

В 1936 году Твардовский приехал в Москву, поступил на филологический факультет Московского института истории, философии и литературы и в 1939 году окончил его с отличием.

Слайд 11

«Страна Муравия» Широкую известность принесла поэту «Страна Муравия»написанная в середине 1930-х годов поэма о судьбе крестьянинаединоличника, о его нелёгком пути в колхоз. В произведении, выдержанном в сказочно фольклорном поэтическом ключе, Твардовский сумел передать драматичность судьбы героя, сложность его исканий.

Слайд 12

Военный корреспондент Твардовский заканчивает институт истории, философии и литературы, а через четыре месяца началась война с Финляндией, и он становится фронтовым корреспондентом. Прибывает, согласно предписанию, в Ленинградский военный округ. Красную Армию, по его собственному признанию, Твардовский полюбил так, как любил только деревню, колхозы. Ему казалось, что Армия будет второй его темой на всю жизнь.

Слайд 13

Война потрясла Твардовского. «Чувство абсолютной скованности, вымороженности… Все были потрясены ходом событий. Сначала томительное ожидание, потом многократные попытки прорваться вперёд. Похоже на колдовство: при значительном перевесе войск и техники столько потерь и минимум результатов. Помню: вышли на поляну, большую, открытую, и здесь увидели первых убитых. Лежали они, видно, уже дня два. Налево, головой к лесу, лежал молоденький розовощёкий офицермальчик. Сапоги с ног были сняты, розовые байковые портяночки раскрутились. Направо лежал перееханный танком, сплющенный труп. Потом - ещё и ещё. Свои и финны. У всех очень маленькие казались руки (окоченевшие). Сжималось сердце при виде своих убитых. Причём особенно это грустно и больно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, на снегу. Где-то ещё идут ему письма по полевой почте, а он лежит. Далеко уже ушла его часть, а он лежит. Есть уже другие герои, другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нём уже реже вспоминают. Впоследствии я убеждался, что в такой суровой войне необыкновенно легко забывается отдельный человек. Убит, и всё. Всё, всё подчинено главной задаче - успеху, продвижению вперёд. А если остановиться, вдуматься, ужаснуться, то сил для дальнейшей борьбы не

Слайд 14

В июне 1941 года, в первые дни войны Твардовский был направлен в штаб Юго-Западного фронта, где ему предстояло работать во фронтовой газете «Красная Армия». «В 1941 году под Киевом... едва вышел из окружения. Редакция газеты Юго-Западного фронта, в которой я работал, размещалась в Киеве. Приказано было не покидать город до последнего часа... Армейские части уже отошли за Днепр, а редакция все еще работала... Спасся чудом: меня взял к себе в машину полковой комиссар, и мы едва выскочили из смыкавшегося кольца немецкого окружения».

Слайд 15

Его родная Смоленщина более двух лет была оккупирована. «Там жили родители и сестры, - и чего только я за это время о них не передумал. Смоленскую область в 1943 году освобождали войска Западного фронта, и я в первые дни после освобождения от оккупантов смог увидеть свои родные места. Родное Загорье. Только немногим жителям здесь удалось избежать расстрела или сожжения. Местность так одичала и так непривычно выглядит, что я не узнал даже пепелище отцовского дома»

Слайд 16

Поэма «Василий Тёркин»

Слайд 17

"Вася Теркин" был бойца» известен читателю «Книга про еще с 1939-1940 года с периода финской кампании. «Весной 1942 года я приехал в Москву и, заглянув в свои тетрадки,вдруг решил оживить "Василия Теркина". Сразу было написано вступление о воде, еде, шутке и правде. Быстро дописались главы "На привале","Переправа", "Теркин ранен", "О награде", лежавшие в черновых набросках."Гармонь" осталась в основном в том же виде, как была в свое время напечатана.»

Слайд 18

Первая публикация «Василия Тёркина»состоялась в газете «Красноармейская правда» 4 сентября 1942 года. В «Книге про бойца» война изображена как она есть- в буднях и героике, переплетении обыденного с возвышенным и трагедийным. Прежде всего поэма сильна правдой о войне как о суровом и трагическом- на пределе возможностейиспытании жизненных сил народа, страны, каждого человека.

Слайд 19

Образ Василия Тёркина вобрал в себя то, что характерно для многих, однако в нем эти черты и свойства воплотились ярче, острее, самобытнее. Народная мудрость, оптимизм, выносливость, житейская смекалка,мастеровитость, неиссякаемый юмор- всё сплавляется в живой и целостный человеческий характер. Теркин- кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный.

Слайд 20

«Дом у дороги» Поэма создавалась с 1942 по 1946 год. «Тема ее – война, но с иной стороны, чем в «Тёркине»,- со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших войну»,- отмечал Твардовский. Через трудную судьбу семьи Сивцовых, которую разметала война: отец ушел на фронт, мать с ребятишками была угнана гитлеровцами в плен, в Германию,- поэт раскрывает тяготы военных испытаний, утверждает свою веру в жизнестойкость народа.

Слайд 21

После войны «Позднейшая лирика А. Твардовского – в основном лирика памяти. Наиболее интенсивно, постоянно и многообразно тема памяти связывается у него с войной. Твардовский никогда не «реконструирует» военного прошлого…Память о войне просто живет в его стихах, даже если об этом прямо не говорится…» (А.И. Павловский)

Слайд 22

В 1950-60-х годы Твардовским была написана поэма «За далью – даль». В 1947 году он опубликовал книгу о минувшей войне под общим заголовком «Родина и чужбина». Твардовский активно работал над завершением поэтической истории о Василии Теркине. Заключительная ее часть называлась «Теркин на том свете».

Слайд 23

Поэт очень переживал смерть матери. «Мать моя, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительна и чутка, даже не без сентиментальности, ко многому, что находилось вне практических, житейских интересов крестьянского двора, хлопот и забот хозяйки в большой многодетной семье. Ее до слёз трогал звук пастушьей трубы где-нибудь вдалеке за нашими хуторскими кустами и болотцами или отголосок песни с далёких деревенских полей, или, например, запах первого молодого сена, вид какого-нибудь одинокого деревца В 1965 году он проводил её в последний путь. Виэтом т. п.» - таксоздан ещё при жизни матери же году им был цикл «Памяти матери», писал о ней Александр Трифонович в состоявший из четырёх стихотворений. «Автобиографии».

Слайд 24

В одном из стихотворений цикла- «В краю, куда их вывезли гуртом..»- воспроизводятся подлинные факты, связанные с насильственным переселением семьи Твардовских в годы коллективизации. В стихотворении изображается северный, таежный край с его угрюмым погостом и неприютными бараками. Но непременно вспоминала мать, Чуть речь зайдет про всё про то, что минуло, Как не хотелось там ей помирать,Уж очень было кладбище немилое. И ей, бывало, виделись во сне Не столько дом и двор со всеми справами, А взгорок тот в родимой стороне С крестами под березами кудрявыми. Такая то краса и благодать, Вдали большак, дымит пыльца дорожная. -Проснусь, проснусь,- рассказывала мать,А за стеною - кладбище таёжное…

Слайд 25

«Новый мир» Твардовский многие годы был главным редактором журнала «Новый мир», мужественно отстаивая право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию. Многие крупнейшие писатели 1960-х годов публиковались в журнале, многих журнал открыл читателю. Это - Ф.Абрамов, В.Быков, Ч.Айтматов, С.Залыгин, Г.Троепольский, Б.Можаев и А.Солженицын.

Слайд 26

В течение нескольких лет продолжалась острая литературная (и фактически идеологическая) полемика журналов «Новый мир» и «Октябрь» во главе с редактором В.Кочетовым. Стойкое идейное неприятие журнала выражали и патриоты-«державники». После снятия Хрущёва с высших постов в журнале «Огонёк» и газете «Социалистическая индустрия» была проведена кампания против «Нового мира». Ожесточённую борьбу с журналом вёл Главлит, систематически не допускавший к печати самые важные материалы. В феврале 1970 года Твардовский был вынужден сложить редакторские полномочия, и часть коллектива журнала последовала его примеру. Редакция была, по сути, разгромлена.

Слайд 27

Вскоре после разгрома «Нового мира» у Твардовского обнаружился рак лёгких. В этот период жизни рядом с поэтом были его самые близкие люди – жена Мария Илларионовна и дочери Валентина и Ольга. Со своей женой Марией Илларионовной Александр Твардовский прожил более 40 лет. Она стала для него не только женой, но и истинным другом и соратником, посвятившим ему всю свою жизнь. Мария Илларионовна по много раз перепечатывала его произведения, ходила по редакциям, поддерживала в минуты отчаяния и депрессий. «Ты моя единственная надежда и опора» писал ей Александр Трифонович с фронта. В творчестве Твардовского было мало стихов о любви. Мария Илларионовна Твардовская в своих воспоминаниях о муже писала: «То, что казалось ему только личным, что составляло глубинную часть души, не часто выносилось наружу. Это закон народной жизни. Он соблюдал его до конца».

Слайд 31

Источники текстовой информации 1. Гришунин А.Л. «Василий Тёркин» Александра Твардовского. М., 1987. 2. Македонов А.В. Творческий путь Твардовского: Дома и дороги.М.,1981. 3. История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена. Учебное пособие для филологических факультетов университетов./Отв.ред. С.И.Кормилов. М.,1998. 4.Русская литература XX века. 11 класс.:Практикум для общеобраз. Учреждений/ Под ред. Ю.И. Лыссого.-М.,Мнемозина, 1998. 5. Об огнях-пожарищах: Сборник стихов и песен.- М.,2000. 6. Час мужества: Стихи о войне/ Сост. В.А.Костров, Г.Н.Красников- М., Олимп, 2005. 7. Перемышлев Е. Зима под небом необжитым… А. Твардовский на Финской войне.- «Литература. Первое Сентября» № 12/2000 8. Интернет ресурсы: 1) Forum-history.ru – Исторический форум. История и современность России и мира; 2)chtoby-pomnili.com Чтобы помнили

Александр Трифонович Твардовский (1910-1971) Презентацию выполнила ученица 7 «Б» класса Ишутина Анна Детство Твардовского А. Т. Твардовский родился 8 (21) июня 1910 года на хуторе Загорье рядом с деревней Сельцо (ныне в Смоленской области) в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского. Этот хутор был разобран после раскулачивания семьи Твардовских. Земля эта - десять с небольшим десятин - вся в мелких болотцах и вся заросшая лозняком, ельником, берёзкой, была во всех смыслах незавидна. Но для отца, который был единственным сыном безземельного солдата и многолетним тяжким трудом кузнеца заработал сумму, необходимую для первого взноса в банк, земля эта была дорога до святости. Нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, скупой, но нашей земле - нашему «имению», как в шутку и не в шутку называл он свой хутор. Дед поэта, Гордей Твардовский, был бомбардиром (солдатом-артиллеристом), служившим в Польше, откуда привёз прозвище «пан Твардовский», перешедшее к его сыну. Это прозвище (в реальности не связанное с дворянским происхождением) заставляло Трифона Гордеевича воспринимать себя скорее как однодворца, нежели крестьянина. Между прочим, он ходил в шляпе, что в нашей местности было странностью и даже некоторым вызовом, и нам, детям, не позволял носить лаптей, хотя из-за этого случалось бегать босиком до глубокой осени. Вообще многое в нашем быту было «не как у людей». Мать же Твардовского, Мария Митрофановна, действительно происходила из однодворцев. Трифон Гордеевич был человеком начитанным - и по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, А. К. Толстого, Никитина, Ершова. Стихи Александр начал сочинять рано, ещё будучи неграмотным, и не будучи в состоянии их записать. Первое стихотворение было гневным обличением мальчишек, разорителей птичьих гнёзд. В 14 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты, а затем, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского. В 1931 была опубликована его первая поэма «Путь к социализму». «Василий Тёркин» В 1941-1942 годах работал в Воронеже в редакции газеты ЮгоЗападного фронта «Красная Армия». Поэма «Василий Тёркин» (1941- 1945), «книга про бойца без начала и конца» - самое известное произведение Твардовского; это цепь эпизодов из Великой Отечественной войны. Поэма отличается простым и точным слогом, энергичным развитием действия. Эпизоды связаны друг с другом только главным героем - автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть. По мере написания главы печатались в газете Западного фронта «Красноармейская правда» - и были невероятно популярны на передовой. Поэма стала одним из атрибутов фронтовой жизни - в результате чего Твардовский сделался культовым автором военного поколения. Помимо прочего, «Василий Теркин» выделяется среди других произведений того времени полным отсутствием идеологической пропаганды, упоминаний о Сталине и партии. Послевоенные поэмы В 1946 году написана поэма «Дом у дороги», где упоминаются первые трагические месяцы Великой Отечественной войны. В дни смерти и похорон Сталина А. Т. Твардовский написал следующие строки: В этот час величайшей печали Я тех слов не найду, Чтоб они до конца выражали Всенародную нашу беду… В поэме «За далью - даль», написанной на пике хрущёвской «оттепели», писатель осуждает Сталина и, как и в книге «Из лирики этих лет. 1959-1967» (1967), размышляет о движении времени, долге художника, о жизни и смерти. В этой поэме наиболее ярко выразилась такая мировоззренческая сторона жизни и творчества Твардовского как «державность». Но в отличие от державников-сталинистов и неосталинистов культ сильного государства, державы у Твардовского не связан с культом какого-либо государственного деятеля и вообще конкретной формы государства. Такая позиция помогала Твардовскому быть своим и среди русофилов - поклонников Российской Империи. Награды и премии Сталинская премия второй степени (1941) - за поэму «Страна Муравия» (1936) Сталинская премия первой степени (1946) - за поэму «Василий Тёркин» (1941-1945) Сталинская премия второй степени (1947) - за поэму «Дом у дороги» (1946) Ленинская премия (1961) - за поэму «За далью - даль» (1953- 1960) Государственная премия СССР (1971) - за сборник «Из лирики этих лет. 1959-1967» (1967) три ордена Ленина орден Трудового Красного Знамени (1970) орден Отечественной войны I степени орден Отечественной войны II степени орден Красной Звезды «Новый мир» Во второй период редакторства Твардовского в «Новом мире», особенно после XXII съезда КПСС журнал становится прибежищем антисталинских сил в литературе, символом «шестидесятничества», органом легальной оппозиции советской власти. В 1960-е годы Твардовский в поэмах «По праву памяти» (опубликована в 1987 году) и «Тёркин на том свете» пересматривает свое отношение к Сталину и сталинизму. В это же время (начало 1960-х) Твардовский получает разрешение Хрущёва на публикацию рассказа «Один день Ивана Денисовича» Солженицына. Новая направленность журнала (либерализм в искусстве, идеологии и экономике, прикрывающийся словами о социализме «с человеческим лицом») вызвала недовольство не столько хрущевско-брежневской партийной верхушки и чиновников идеологических отделов, сколько так называемых «неосталинистов-державников» в советской литературе. В течение нескольких лет велась острая литературная (и фактически идеологическая) полемика журналов «Новый мир» и «Октябрь» (главный редактор В. А. Кочетов, автор романа «Чего же ты хочешь?», направленного прежде всего против Твардовского). Стойкое идейное неприятие журнала выражали и патриоты-«державники». После снятия Хрущёва с высших постов в прессе (журнал «Огонёк», газета «Социалистическая индустрия») была проведена кампания против «Нового мира». Ожесточённую борьбу с журналом вёл Главлит, систематически не допускавший к печати самые важные материалы. Поскольку формально уволить Твардовского руководство Союза писателей не решалось, последней мерой давления на журнал было снятие заместителей Твардовского и назначение на эти должности враждебных ему людей. В феврале 1970 года Твардовский был вынужден сложить редакторские полномочия, часть коллектива журнала последовала его примеру. Редакция была, по сути, разгромлена. В «Новом мире» идеологический либерализм сочетался с эстетическим традиционализмом. Твардовский холодно относился к модернистской прозе и поэзии, отдавая предпочтение литературе, развивающейся в классических формах реализма. Многие крупнейшие писатели 1960-х годов публиковались в журнале, многих журнал открыл читателю. Вскоре после разгрома его журнала у Твардовского обнаружился рак лёгких. Умер писатель 18 декабря 1971 года в дачном посёлке Красная Пахра Московской области. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7). В Смоленске, Воронеже, Новосибирске и Москве его именем названы улицы. Фотографии писателя 1968 год. Поэт со скульптором Сергеем Коненковым С отцом на пепелище родного дома, 1944 г. Фотография Музей-квартира А.Т.Твардовского. Конец