«Ушла. Но гиацинты ждали», анализ стихотворения Блока. Онлайн чтение книги Сборник стихов «Ушла. Но гиацинты ждали… Блок ушла но гиацинты

«Ты помнишь? В нашей бухте сонной…» «Сижу за ширмой. У меня…» «Твое лицо мне так знакомо…» «Многое замолкло. Многие ушли…» Демон «Всю жизнь ждала. Устала ждать…» «Ушла. Но гиацинты ждали…» «Ночью в саду у меня…» «Ты, может быть, не хочешь угадать…» Пляски осенние «Милая дева, зачем тебе знать, что жизнь нам готовит…» Авиатор «Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь…» «Ветр налетит, завоет снег…» «Жизнь – без начала и конца…» «Зачем в моей усталой груди…» «Город покинув…» «И нам недолго любоваться…» «Вот Он – Христос – в цепях и розах…» «Всюду ясность Божия…» «Он занесeн – сей жезл железный…» «Распушилась, раскачнулась…» Вдвоем Ветхая избушка Ворона И опять снега Бледные сказанья «Поэт в изгнаньи и в сомненьи…» «Я вижу блеск, забытый мной…» «Пусть светит месяц – ночь темна…» «Одной тебе, тебе одной…» «Ты много жил, я больше пел…» «Пора забыться полным счастья сном…» «Пусть рассвет глядит нам в очи…» «Муза в уборе весны постучалась к поэту…» «Полный месяц встал над лугом…» «Ловя мгновенья сумрачной печали…» «Она молода и прекрасна была…» «Я ношусь во мраке, в ледяной пустыне…» «В ночи, когда уснет тревога…» Servus – reginae Сольвейг Ангел-хранитель «Я был смущенный и веселый…» «О, весна без конца и без краю…» «Когда вы стоите на моем пути…» «Я помню длительные муки…» «О доблестях, о подвигах, о славе…» На поле Куликовом «Как тяжело ходить среди людей…» «Когда ты загнан и забит…» «Приближается звук. И, покорна щемящему звуку…» «Земное сердце стынет вновь…» «Была ты всех ярче, верней и прелестней…» Соловьиный сад Скифы «Его встречали повсюду…» Незнакомка «Ночь, улица, фонарь, аптека…» В углу дивана «Барка жизни встала…» «Ветер принес издалёка…» Гамаюн, птица вещая «Своими горькими слезами…» В ресторане «Я стремлюсь к роскошной воле…» «Сумерки, сумерки вешние…» «Погружался я в море клевера…» «Скрипка стонет под горой…» Рассвет «Бегут неверные дневные тени…» «Мне снились веселые думы…» «Вхожу я в темные храмы…» «Просыпаюсь я – и в поле туманно…» «Ты из шопота слов родилась…» Шаги Командора «Не легли еще тени вечерние…» «Я – Гамлет. Холодеет кровь…» «Как день, светла, но непонятна…» «Девушка пела в церковном хоре…» «Превратила всё в шутку сначала…» «По улицам метель метет…» «И вновь – порывы юных лет…» «Я вам поведал неземное…» «Принявший мир, как звонкий дар…» В дюнах На островах «Гармоника, гармоника!..» Фабрика «Она пришла с мороза…» Балаганчик Перед судом «О, я хочу безумно жить…» Россия «Рожденные в года глухие…» Поэты «Встану я в утро туманное…» «Петербургские сумерки снежные…» «Плачет ребенок. Под лунным серпом…» Голос в тучах «Идут часы, и дни, и годы…» «Мы живeм в старинной келье…» «Верю в Солнце Завета…» «Пойми же, я спутал, я спутал…» «Мы были вместе, помню я…» «За краткий сон, что нынче снится…» «На небе зарево. Глухая ночь мертва…» «Одинокий, к тебе прихожу…» «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» «Мы встречались с тобой на закате…» Две надписи на сборнике Пушкинскому дому Седое утро Коршун Из газет «Ветер хрипит на мосту меж столбами…» «Поднимались из тьмы погребов…» «Я шел к блаженству. Путь блестел…» «Дышит утро в окошко твое…» Неведомому Богу Моей матери. («Спустилась мгла, туманами чревата…») «Ярким солнцем, синей далью…» «Лениво и тяжко плывут облака…» «Поэт в изгнаньи и в сомненьи…» «Хоть все по-прежнему певец…» «Ищу спасенья…» «Входите все. Во внутренних покоях…» «Я, отрок, зажигаю свечи…» «Целый год не дрожало окно…» «У забытых могил пробивалась трава…» «Не доверяй своих дорог…» «Увижу я, как будет погибать…» «То отголосок юных дней…» «Отрекись от любимых творений…» «Измучен бурей вдохновенья…» «Медленно, тяжко и верно…» 31 декабря 1900 года «Отдых напрасен. Дорога крута…» «Я вышел. Медленно сходили…» Моей матери. («Чем больней душе мятежной…») «В день холодный, в день осенний…» «Белой ночью месяц красный…» «Я жду призыва, ищу ответа…» «Ты горишь над высокой горою…» «Медленно в двери церковные…» «Будет день – и свершится великое…» «Я долго ждал – ты вышла поздно…» «Ночью вьюга снежная…» Ночь на Новый Год «Сны раздумий небывалых…» «На весенний праздник света…» «Не поймут бесскорбные люди…» «Ты – божий день. Мои мечты…» «Гадай и жди. Среди полночи…» «Я медленно сходил с ума…» «Весна в реке ломает льдины…» «Странных и новых ищу на страницах…» «Днем вершу я дела суеты…» «Люблю высокие соборы…» «Брожу в стенах монастыря…» «Я и молод, и свеж, и влюблен…» «Свет в окошке шатался…» «Золотистою долиной…» «Я вышел в ночь – узнать, понять…» Экклесиаст «Явился он на стройном бале…» «Свобода смотрит в синеву…» «Разгораются тайные знаки…» «Я их хранил в приделе Иоанна…» «Стою у власти, душой одинок…» «Запевающий сон, зацветающий цвет…» «Я к людям не выйду навстречу…» «Потемнели, поблекли залы…» «Всё ли спокойно в народе?..» «Отворяются двери – там мерцанья…» «Я вырезал посох из дуба…» «Ей было пятнадцать лет. Но по стуку…» «Светлый сон, ты не обманешь…» «Темная, бледно-зеленая…» «Мой любимый, мой князь, мой жених…» «Сольвейг! О, Сольвейг! О, Солнечный Путь!..» «В густой траве пропадешь с головой…» Девушка из Spoleto «Дух пряный марта был в лунном круге…» На железной дороге Унижение «Есть в дикой роще, у оврага…» Моей матери. («Друг, посмотри, как в равнине небесной…») «Усталый от дневных блужданий…» «Мне снилась смерть любимого созданья…» «Луна проснулась. Город шумный…» «Мне снилась снова ты, в цветах…» «Окрай небес – звезда омега…» «Милый друг! Ты юною душою…» Песня Офелии «Когда толпа вокруг кумирам рукоплещет…» «Помнишь ли город тревожный…» «Сама судьба мне завещала…» «Я стар душой. Какой-то жребий черный…» «Не проливай горючих слез…» «Зачем, зачем во мрак небытия…» «Город спит, окутан мглою…» «Пока спокойною стопою…» Dolor ante lucem «Медлительной чредой нисходит день осенний…» «Восходишь ты, что строгий день…» «Шли мы стезею лазурною…» «Разверзлось утреннее око…» «Я шел во тьме дождливой ночи…» «Сегодня в ночь одной тропою…» «Май жестокий с белыми ночами!..» Равенна Осенний день Художник Двенадцать «Я помню нежность ваших плеч…» «Ну, что же? Устало заломлены слабые руки…» Голос из хора Последнее напутствие «Смычок запел. И облак душный…» Королевна «Ты жил один! Друзей ты не искал…» Осенняя воля Русь Митинг «Я ухо приложил к земле…» «В голодной и больной неволе…» З. Гиппиус. (При получении «Последних стихов») «Сердитый взор бесцветных глаз…» «Как океан меняет цвет…» «Бушует снежная весна…» «О да, любовь вольна, как птица…» «На улице – дождик и слякоть…» «Похоронят, зароют глубоко…» «Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух…» «Свирель запела на мосту…»

Любовная лирика поэта Александра Блока больше знакома по циклу «Стихи о Прекрасной Даме». Стихотворения этого цикла создавались под влиянием символизма, особенно идей русского философа Владимира Соловьева о Вечной Женственности. Источником вдохновения все же была вполне реальная женщина - невеста Блока, дочь великого химика Менделеева Любовь Дмитриевна. Их отношения складывались непросто: поэт видел в ней исключительно Прекрасную Даму и не хотел разрушать духовную близость телесной.

Став семейными, их отношения периодически переходили «в дрейф», по выражению самой Менделеевой. Например, в 1907 году Блок был страстно увлечен актрисой Натальей Волховой. Ей он посвятил циклы стихотворений «Фаина» и «Снежная маска», созданные буквально за две недели. Позже появилось еще несколько стихов, в том числе и «Ушла. Но гиацинты ждали...»

Блока с детства тянуло к миру театра. Возможно, поэтому в числе любимых им женщин так много актрис. Волхова же осталась для него недоступной - действительно «снежной», холодной. Это вызывало в душе поэта любовь и ненависть одновременно. Стихотворение насквозь проникнуто этим чувством: герой ощущает безвольность перед околдовавшей его женщиной.

Для него она таинственная и близкая одновременно, знакомая до боли, но не нашедшая себя в реальности, таящая в себе стихийные разрушительные силы, но при этом «земная из земных».

Героиня может «пленять и опьянять» , но при этом оставаться неверной. Недаром же в «рыжем сумраке» ее глаз таится «змеиная неверность» . Ее черные косы тоже напоминают змею: герой призывает «вползти к нему змеей ползучей» и задушить его своей черной косой. И если в этом стихотворении образ змеи вызывает больше ассоциацию со змеем-искусителем, только в образе женщины, то в другом стихотворении, посвященном Н.Н. Волховой, Блок прямо написал:

Ты поселила в сердце страх
Своей улыбкою невинной
В тяжелозмейных волосах...

Когда-то лирический герой цикла о Прекрасной Даме боялся, что она изменит облик. Теперь этот страх звучит в каждой строчке стихотворения «Ушла. Но гиацинты ждали». Это страх безответной любви, тревога, вызванная ощущением, что возлюбленная ушла и больше не вернется.

Первым словом «ушла», которое одновременно является и целым предложением, обозначен конфликт всего стихотворения. Этот конфликт разворачивается в душе лирического героя и представляет собой размышления, эмоциональные всплески, полузаклинания-полумолитвы. Поэтому произведение до предела наполнено драматизмом.

Пространство же стихотворения представляет мир, одновременно пустой и полный. Он наполнен надеждами, ожиданием, воспоминаниями о той, которая «ушла». А реальная пустота мира, в котором теперь нет ее, подчеркивается только одной деталью - окном. В окно смотрят, когда с нетерпением ждут кого-то. Для героя оно осталось темным, потому что «день не разбудил окна» , потому что без нее все вокруг меркнет и гаснет.

Герой, обреченный на любовь, заклинает любимую вернуться, пусть и не по своей воле. Он призывает с помощью глаголов в повелительном наклонений, которые выстраиваются в градацию: «войди - взгляни - полосни - вползи - оглуши - замучай - задуши». Лирический герой готов умереть в объятьях любимой, лишь бы только она вернулась.

Мотив свободы-несвободы звучит своеобразно: влюбленный юноша понимает, что она «миру дольнему подвластна» , но не знает, «каким причастна раденьям» и «какою верой крещена» . Поэтому он допускает мысль, что она приходит к нему не по своей воле, и хотя он знает и слабость ее рук, и «истому стройной талии» , и «матовость покатых плеч» , но темный взор острой боли может полоснуть живое сердце. Герой оставляет за возлюбленной право «пленять и опьянять» и, даже добившись близости, не претендует на сближение их душ.

Увлечение Н. Волховой длилось недолго - около двух лет. Однажды Любовь Дмитриевна, жена поэта, устав от двусмысленного положения, встретилась с Н. Волховой и задала ей только один вопрос: сможет ли актриса остаться с Блоком навсегда. Наталья Николаевна ответила отказом.

В 1908 году произошел окончательный разрыв: актриса тяготилась чувствами поэта, в порыве отчаяния даже высказала ему, что он не такой, какого она могла бы полюбить. За год до смерти Александра Блока они встретились в Московском драматическом театре. Блок, склонившись, поцеловал руку актрисе, но после ушел со спектакля, сильно обидев ее.

В 1961 году восьмидесятитрехлетняя актриса написала воспоминания, посвященные Александру Блоку. Она призналась, что не раз представляла себя героинями «Незнакомки» , «Кармен», «Снежной маски». Но ни о каких «поцелуях на запрокинутом лице» речи не было - это лишь «одна литература». В любом случае почитатели таланта Александра Блока должны быть благодарны Волховой за то, что могут наслаждаться замечательными лирическими произведениями поэта, в числе которых и данное стихотворение.