Презентация на тему "«Страшный мир» в поэзии А.А. Блока". Презентация на тему ««Страшный мир» в поэзии А.Блока II. Изучение нового материала


Задание по группам: 1гр.- «Фабрика», «С мирным счастьем покончены счеты…». 1гр.- «Фабрика», «С мирным счастьем покончены счеты…». 2 гр.- «Сытые», «Как тяжело ходить среди людей…». 2 гр.- «Сытые», «Как тяжело ходить среди людей…». 3 гр.- «Петр», « Город в красные пределы…». 3 гр.- «Петр», « Город в красные пределы…». 4 гр.- «Ночь, улица, фонарь, аптека…», « Миры летят, года летят…». 4 гр.- «Ночь, улица, фонарь, аптека…», « Миры летят, года летят…». Прочитай стихотворения, составь реестр цитат, сделай аналитический комментарий. Прочитай стихотворения, составь реестр цитат, сделай аналитический комментарий.









« Великие художники русские - Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой – погружались во мрак, но они же имели силы пребывать и таиться в этом мраке: ибо они верили в свет. Они знали свет. Каждый из них, как весь народ, выносивший их под сердцем, скрежетал зубами во мраке, отчаянье, часто злобе. Но они знали, что рано или поздно все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна». « Великие художники русские - Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой – погружались во мрак, но они же имели силы пребывать и таиться в этом мраке: ибо они верили в свет. Они знали свет. Каждый из них, как весь народ, выносивший их под сердцем, скрежетал зубами во мраке, отчаянье, часто злобе. Но они знали, что рано или поздно все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна». А. Блок





Домашнее задание: 1) Перечитать стихотворения Блока о «страшном мире», одно из них выучить наизусть. 1) Перечитать стихотворения Блока о «страшном мире», одно из них выучить наизусть. 2) Написать развернутый ответ на вопрос: «Как жить, чтобы 21 век не был страшным?» 2) Написать развернутый ответ на вопрос: «Как жить, чтобы 21 век не был страшным?» 3) Сделать устный обзор цикла «Родина». 3) Сделать устный обзор цикла «Родина».

Подобные документы

    Идейные искания А. Блока. Блок и французская литература Средних веков. Рецепция средневековой французской литературы в драматургии А. Блока. Классификация символики в лирике А. Блока. Сюжетные связи лирики со средневековой французской литературой.

    дипломная работа, добавлен 30.07.2016

    Детство и юношеские годы Александра Блока. Атмосфера стародавних культурных традиций бекетовского дома как обстановка, в которой рос будущий литератор. Духовные интересы Блока в юности, становление как поэта. Отношение к революционным событиям в России.

    реферат, добавлен 30.07.2010

    Краткие биографические сведения из жизни А. Блока, семья поэта. Начало творческого пути Блока, описание его романтических отношений. Написание сборника "Стихи о Прекрасной Даме". Смерть поэта, творческий вклад А. Блока в развитие российской литературы.

    презентация, добавлен 28.09.2016

    Формирование взглядов А. Блока на сущность культуры. Символистское миропонимание и дуализм поэта. Народ и интеллигенция XIX века как ключевая тема творчества Блока. Тема эсхатологии России и основные проблемы русской культуры в блоковской концепции.

    реферат, добавлен 21.02.2011

    Краткий обзор биографии и творчества выдающегося русского поэта Александра Блока. Первая пора творчества. Период накопления опыта и поэтического самоопределения. Увлечение Блока Символом Вечной Женственности, Прекрасной Дамы, идеями преображения мира.

    реферат, добавлен 29.09.2012

    Особенности историко-культурной эпохи, сформировавшей А. Блока поэта и человека. Сущность религиозно-мифологического восприятия и отражение его в поэзии символизма. Характеристика романтического двоемирия Блока, формирование творческой личности поэта.

    дипломная работа, добавлен 27.08.2016

    Характеристика творчества А. Блока, особенности раскрытия им темы любви к Родине и народу. Отражение русского характера, противоречивости эмоций и чувств в лирике поэта. Аспекты эволюции образа России, ее душа и историческая судьба в его стихотворениях.

    реферат, добавлен 24.04.2009

    Жизнь великого поэта Александра Блока. Детские и отроческие годы, первые литературные пробы. Этапы поэтического самоопределения и увлечение философией. Образ Прекрасной Дамы в ранней лирике поэта. Октябрьская революция и кризис веры, последняя пьеса.

    доклад, добавлен 05.12.2014

    Художественные приемы звукописи в поэтическом творчестве. Явление аллитерации в поэзии А. Блока. Эмоционально-экспрессивная функция согласных звуков, их роль в создании звукоподражания. Участие ассонанса и гласных звуков в смысловом наполнении лирики.

    дипломная работа, добавлен 01.08.2016

    Изучение цикла А. Блока "Осенняя любовь" в контексте обращения поэта к облику Иисуса Христа. Выявление глубин общекультурного знаменателя, связанного с православно-христианской антропологией, в постижении своеобразия творческой индивидуальности поэта.

30.03.2013 27952 0

Урок 30
Тема «страшного мира»
в лирике Александра Блока

Цели : продолжить знакомство с особенностями поэтического мира Александра Блока; проследить, как раскрывается тема «страшного мира» в лирике поэта»; продолжить развитие понятия образ-символ.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. (Задания см. в предыдущем уроке.)

1. В чем особенности раннего творчества Блока и стихов цикла «Стихи о Прекрасной Даме»?

2. В чем проявляется в «Стихах о Прекрасной Даме» отражение реальной жизни, родной природы, отголосков мировых событий? (Индивидуальное сообщение.)

Вывод : лирика 1905–1908 годов отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Общественный подъем, охвативший в это время самые широкие слои российского народа, решающим образом воздействовал и на Блока. Он отходит от мистицизма Вл. Соловьева, чьей философии всегда следовал в своем творчестве, от идеала мировой гармонии, но не потому, что идеал этот стал несостоятельным для поэта. Философия Соловьева для Блока была слишком категорична, устойчива и крепка. Но исторические катастрофы, которые представлялись Соловьеву только в пророческих очертаниях, теперь были пережиты Блоком. По словам Александра Слонимского, «ветер из «открытого в будущее окна» для Блока превратился в ураган». В сознание поэта властно вторгаются события окружающей жизни, требующие своего осмысления. Он воспринимает их как динамичное начало, «стихию», вступающую в конфликт с «несмутимой» Душой Мира, и погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы, в «страшный мир ». «Как человек, стоящий на рубеже двух эпох, Блок был полон постоянной, напряженной тревоги », – писал о нем А. Слонимский.

II. Работа над новым материалом.

1. Слово учителя .

Тема «страшного мира» – сквозная в творчестве Блока. К сожалению, ее часто трактуют лишь как тему обличения «буржуазной действительности». На самом же деле это только внешняя, легко видимая сторона «страшного мира». Но есть и другая, глубинная его суть: человек, живущий в «страшном мире», испытывает его тлетворное влияние. При этом страдают и нравственные ценности, губительные страсти овладевают человеком. Под воздействие этих темных сил попадает и сам лирический герой: душа его трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости.

Трагическое мироощущение приобретает космические масштабы:

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, – который раз?

Здесь отсутствуют естественные, здоровые человеческие чувства.

Любовь «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», бунт «черной крови» (стихотворения «Унижение», «На островах», «Черная кровь».) Послушайте стихотворение «В ресторане», в котором тоже отражена проблема неспособности человека любить.

Среди людей, окружающих лирического героя этого стихотворения, нет любви: грубо звучат строки «...монисто бренчало, цыганка плясала и визжала заре о любви». Но девушку, смутившую героя «взором надменным» и словами «И этот влюблен», становится жаль.

Мы понимаем, что такое ее поведение только показное: разговаривает она «намеренно резко», заметно «дрожанье руки», и уходит она «движеньем испуганной птицы». Желание любить и быть любимой спрятано где-то в глубине ее души:

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала

И, бросая, кричала: «Лови!..»

В этом мире потеряны лучшие душевные качества. Герой, утративший душу, предстает перед нами в разных обличьях . То он лермонтовско-врубелевский демон, страдающий сам и несущий гибель другим (два стихотворения с одинаковым названием «Демон»), то «стареющий юноша» – двойник лирического героя («Двойник»). Прием «двойничества» лег в основу и трагически-сатирического цикла «Жизнь моего приятеля». Это история человека, который «в сумасшествии тихом» бессмысленных и безрадостных буден растратил сокровища своей души: «Пробудился: тридцать лет. // Хвать-похвать, – а сердца нет». Печальный итог его жизни подводит сама смерть («говорит смерть»):

Я отворю. Пускай немного

Еще помучается он.

2. Работа с текстом .

– Рассмотрим еще одно стихотворение данной тематики, известное восьмистишие (раздаточный материал ) «Ночь, улица, фонарь, аптека...»

– Какова основная мысль стихотворения? (Это мысль о роковом круговороте жизни, о ее безысходности.)

– Какие поэтические приемы использует автор для выражения основной мысли? (Этому способствует кольцевая композиция произведения, точные и емкие эпитеты («бессмысленный и тусклый свет», «ледяная рябь канала») и необычная гипербола («Умрешь – начнешь опять сначала»)

3. Углубление понятия образа-символа .

Прямым образом с проблематикой «страшного мира» связано и стихотворение «На железной дороге».

Подготовленный ученик читает наизусть.

Это стихотворение интересно тем, что в нем сочетается реальное и символическое.

– Найдите в тексте приметы реальности. («Ров некошеный», «платформа», «сад с кустами блеклыми».)

Обратите внимание на знаменитую строфу:

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

Она будто бы тоже совершенно реальна. Но как раз здесь мы видим не просто реальные приметы идущего поезда (желтые, синие, зеленые – вагоны 2, 1 и 3-го классов), а символы по-разному сложившихся человеческих судеб.

– Каким представляете образ героини? (Это молодая женщина, испытавшая крушение надежд на возможное счастье… «Так мчалась юность бесполезная, // В пустых мечтах изнемогая...». И вот «она раздавлена». А чем – «любовью, грязью иль колесами» – не суть важно: «все больно».)

Но давайте перечитаем первую строфу стихотворения:

Под насыпью, во рву некошеном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Невольно думается: не сама ли это поруганная, «раздавленная» Россия. Ведь у Блока она нередко предстает в облике женщины в цветастом или узорном платке. Глубокий символический смысл стихотворения не исключает и такого его прочтения. Значит, и это произведение Блока наполнено образами-символами. Что для вас значит это понятие?

Тему «страшного мира» продолжают два небольших цикла – «Возмездие» и «Ямбы». Возмездие, по Блоку, это осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Расплата – душевная опустошенность, усталость от жизни. Поэма «Возмездие» созвучна «городской» лирике Блока: в ней звучит тема «машинной цивилизации», «неустанный рев машины, кующей гибель день и ночь», предостережения против нее.

Город для Блока – обвинительный акт, предъявленный общественному устройству:

На непроглядный ужас жизни

Открой скорей, открой глаза,

Пока великая гроза

Все не смела в твоей отчизне... –

читаем в стихотворении «Да. Так диктует вдохновенье...» (1911).

В цикле «Ямбы» возмездие уже грозит не отдельному человеку, а всему «страшному миру».

Таким образом поэт утверждает торжество человеческого:

О, я хочу безумно жить:

Все сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

О стихах данной тематики сам Блок говорил: «Очень неприятные стихи... Лучше бы было этим словам остаться несказанными. Но я должен был их сказать. Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день».

В «ясный день» для России продолжает верить поэт и посвящает лучшие стихи своей Родине. О произведениях этой темы мы будем говорить на следующем уроке.

2. Задание 6, с. 210: Проследите сквозные образы-символы в стихах Блока (море, ветер, метель). Учащиеся выбирают один из образов, по которому будут готовить ответ.

3. Индивидуальное сообщение на тему «Стихотворение Блока "Россия". Восприятие, истолкование, оценка».

Разделы: Литература

Урок № 1. А.А. Блок. Личность и творчество.

Цели урока:

  1. Познакомить учеников с атмосферой, в которой вырос Блок.
  2. Показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока.

Оборудование урока:

  • портрет А. А. Блока, фотографии разных лет;
  • просмотр одного из учебных фильмов о биографии поэта.

Методические приемы:

  • лекция с элементами беседы;
  • выразительное чтение стихотворений.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя о Блоке – великом поэте 20 века, который глубоко и полно выразил эпоху 3-х революций в России, который не примыкал ни к одной политической партии, не разбирался в их программах.

Блок интересен нам не только как представитель эпохи, но и как художник, который нам оставил эстетические ценности.

Всё, что волновало поэта: стремление к чистоте и гармонии человеческих отношений, вопрос о роли искусства, проблема подчинения личности народному волеизъявлению – всё это волнует и современного человека.

А. Блок – одно из ключевых имён русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего 19 века и открыл поэзию 20 века, соединив русскую классику и новое искусство.

2. Учащимся предлагается просмотр фильма о жизни и творчестве А. Блока. По ходу просмотра фильма учащиеся делают записи, выделяя самое важное, на их взгляд. Это могут быть слова, словосочетания или предложения, которые помогли бы понять творчество А. Блока

В тетрадях учащихся появляются записи:

«Что такое поэт? Это человек, который пишет стихи?» - нет. Это носитель ритма. (А. Блок)

  • тревожная музыка,
  • я – гений,
  • каждый год моей сознательной жизни окрашен в определённый цвет,
  • ощущение трагизма своей эпохи,
  • лиловый цвет – цвет трагедии и отчаяния,
  • уюта нет, покоя нет,
  • мы, дети страшных лет России,
  • испепелённые годы,
  • дни войны,
  • кровавый отблеск,
  • страшный мир,
  • пишу страшно и мутно,
  • дышать нечем,
  • жизнь потеряла смысл.

После просмотра фильма учащиеся делятся впечатлениями о фильме и говорят о том, что в личности А. Блока их наиболее поразило.

Домашнее задание. На основе статьи учебника по творчеству Блока составить таблицу. Учащиеся легко справляются с этим заданием, так как важнейшие особенности этапов творчества А. Блока подробно и доступно рассмотрены в учебнике.

Урок № 2-3 (творческая мастерская). Тема страшного мира в лирике блока. Мир стихий в лирике Блока.

Цели уроков:

  1. Показать особенности поэтики первой книги – «Стихов о Прекрасной Даме».
  2. Показать, как меняется настроение и тональность блоковской лирики во второй книге стихов.
  3. Дать анализ стихотворений Блока.

Проблема организации домашних заданий в системе уроков, посвященных творчеству Блока, приобщает особое значение. Познакомив учащихся на первом уроке со своеобразием идейно-художественного мира поэзии Блока, мы должны затем, согласно требованиям программы, в течение четырёх учебных часов прочитать и проанализировать несколько стихотворений поэта и поэму. Это станет возможным только в том случае, если каждый ученик будет участвовать в подготовке уроков, выполняя посильную для него часть коллективной работы. Помимо индивидуальных заданий по всей теме, учащиеся получают общие или групповые задания к каждому уроку. Задания распределяются заранее, чтобы учащиеся получили возможность проконсультироваться с педагогом, составить опорный конспект или схему к стихотворению (что является обязательной и неотъемлемой часть подготовки домашнего задания). С этим заданием дети справляются на удивление быстро и легко, оно необходимо для детального понимания стихотворений. Учащимся заранее выдаются карточки с вопросами

Если после первого урока у учащихся сложились представления об образной системе поэзии Блока (в этом и заключалась цель лекции учителя), то, выполняя одно из заданий ко второму уроку, каждый ученик не только найдет свое место в общей работе над темой, но и сможет показать, как полученные сведения о характерных особенностях блоковской поэзии помогли ему прочесть произведение поэта.

В системе уроков, посвящённых творчеству писателя, каждый урок должен быть продолжением и развитием того, что звучало на предыдущем уроке. Поэтому вступление учителя послужит как бы мостиком между тем, что уже постигнуто, и тем, что предстоит постичь.

Ход урока

Мы уже говорили о том, что А. Блок мучительно ощущал отсутствие гармонии в «страшном мире», его катастрофическую хаотичность. Не чувствовал он гармонии и в своей душе, а гармония была желанна, необходима, без неё было не возможно жить. Ее принесла поэту Любовь.

Любовь была призвана «заклясть хаос» не только в душе поэта, но и в окружающем его мире. Блок обожествлял Любовь, потому что она открывала ему сверхличный, высокий смысл жизни.

Нам стихи Блока о любви дороги чистотой и тонкостью поэтического чувства. Многие из них он посвятил своей жене Любови Дмитриевне. Их семейная жизнь была трудной и не ладилась отчасти потому, что Блок настойчиво приподнимал Любовь Дмитриевну над жизнью и обожествлял ее, тогда как она, по выражению А. Горелова, была «человек трезвой психики и вполне земных страстей», «склонна была рассматривать непонятную ей духовную деятельность поэта лишь как нервическую лихорадку его неуравновешенной натуры».

А. Блок воспринимал собственную жизнь только как часть «вселенской мистерии». И «вне понимания этой особенности Блока (...) нет путей к миру его поэзии.

Чтение и анализ стихотворений Блока, посвященных теме любви, строится по типу семинарских занятий.

Возможны различные варианты опроса.

Вариант первый. Учитель опрашивает одного учащегося из каждой группы, остальные получают возможность дополнять его ответ и выступать с возражениями.

Вариант второй. Учащимся предоставляется право, посовещавшись до урока, выдвинуть от каждой группы одного отвечающего. Его ответ рассматривается как коллективная работа, а меру участия остальных в этой работе определяют сами члены группы.

Вариант третий. Одни из учащихся каждой группы отвечает устно, остальные сдают учителю результаты своих наблюдений над текстом стихотворения в письменном виде.

«Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья» «Вхожу я в темные храмы...».

Карточка.
    Какова эмоциональная атмосфера стихотворения? Какими средствами она создается? Каковы предметный ряд стихотворения, его цветовая гамма? Каким предстает лирический герой стихотворения? Прорисован, ли внешний облик Прекрасной Дамы? Какими средствами создается ее образ? Какие важнейшие мотивы участвуют в его создании?

Описание о/к.

Таинственная, волшебная, загадочная атмосфера стихотворения создается с помощью контрастной цветовой гаммы («темные» – «красные»). Эту атмосферу подчеркивает и психологическое состояние лирического героя, переданное выразительными глаголами жду, дрожу. Герой почти неподвижен, но это неподвижность напряженного ожидания, ожидания Прекрасной Дамы. Героиня стихотворения лишена внешних черт, ее облик возникает лишь в воображении героя, («Только образ, лишь сон о ней», «Мне не слышны ни вздохи, ни речи»). Но сама обстановка храма, глубокие цвета, величественные имена, которыми наделяет поэт возлюбленную, яркие, благозвучные эпитеты и эмоциональное состояние героя – все это создает образ возвышенный, божественный, неземной. Героиня прекрасна в своей невоплощенности, поэтому столь значимы в стихотворении мотивы, создающие ощущение непроясненности, невидимости, – мотивы тени и сна.

«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...». Карточка.

Описание о/к.

Мотив ожидания, становящегося все более напряженным по мере приближения встречи («Предчувствую тебя...»), соединяется с мотивом страха («Но страшно мне...»), что придает лирическому сюжету особый драматизм, который подчеркивается образом-символом «весь горизонт в огне», эпитетами нестерпимо, горестно, низко, контрастирующими со словами ясен, лучезарность. Страстно жаждущий вочеловечения идеала, лирический герой боится разочароваться, обмануться, ибо, обретя земное воплощение, Прекрасная Дама может оказаться несхожей с его представлениями о ней, утратит свою «идеальность», свою божественность (употребление местоимения Ты с заглавной буквы подчеркивает, что она для героя – божество). Так, рядом с желанием встречи возникают глубокие сомнения в ее осуществимости, в достижимости воссоединения земного и небесного.

«Мне страшно с Тобой встречаться...». Карточка.
    Какой поэтический прием создает ощущение острого драматизма стихотворения? Какой мотив, только намечавшийся в рассмотренных ранее стихах, становится здесь основным? Какие образы (звуковые и цветовые) создают атмосферу стихотворения? Как они соотносятся с образным строем рассмотренных ранее стихов? Как вы понимаете финальные строки стихотворения? Какие образы в стихотворении усложняют повторяющийся лирический сюжет?

Описание о/к.

Стихотворение начинается с резкой антитезы: «Мне страшно с Тобой встречаться // Страшней Тебя не встречать», – и с первой же строчки в нем начинает главенствовать мотив страха. Образный строй этого стихотворения, одного из завершающих цикл, контрастно противопоставлен образному строю стихотворений «Вхожу я в темные храмы», «Я отрок, зажигаю свечи». Изменяются цвет («хмурое небо»), звук (звуки похорон), и хотя сохраняется предметный ряд, связанный с образом храма, он получает дополнительную психологическую окраску: вместо «сияния красных лампад» – «хмурое небо низко накрыло и самый храм». Строка «Ты здесь. Ты близко» выражает уверенность героя в существовании идеала, но в финальной строке («Тебя здесь нет. Ты – там») звучит отчаяние, ощущение невозможности земного воплощения Вечной Женственности. Краткие фразы и возникающие между ними паузы передают предельное волнение лирического героя. Лирический сюжет осложняется появлением «теней» («По улицам ходят тени»). В других стихотворениях цикла взгляд героя был устремлен в неземное пространство, к высшей реальности. Здесь впервые возникают еще неясные очертания реальности земной, которая мешает желанной встрече. Взор поэта все настойчивее обращается к окружающему миру; как следствие, нарастают сомнения в возможности скорого вочеловечения романтического идеала.

Герой оказывается перед выбором: остаться в мире идеальных иллюзий или окунуться в мир земных стихий. С этим моментом выбора связан завершающий 1-й том цикл с выразительным названием «Распутья».

«Фабрика». Карточка.
    На что направлен взгляд поэта в этом стихотворении? Найдите в тексте предметные детали. Какова цветовая гамма стихотворения? Какие ассоциации вызывает эпитет «жолты»? В чем своеобразие его написания? Какие образы в стихотворении связаны с миром зла? Можно ли дать логическое истолкование этим образам? Как названы в стихотворении фабричные рабочие? Почему Блок не использует в тексте слово «рабочие»? Можно ли назвать это стихотворение реалистическим?

Описание о/к.

Если в «Стихах о Прекрасной Даме» взгляд поэта был устремлен ввысь, к церковному своду, к небу, то в этом стихотворении он смотрит вокруг себя («В соседнем доме...») и даже как будто сверху вниз, вглядываясь в черты земной реальности («Я слышу все с моей вершины»). Это определило изменение предметного ряда (болты, ворота, кули) и цветовой гаммы («жолты», «черный кто-то»). Эпитет «жолтый», обрамляющий стихотворение, привносит в создаваемую картину ассоциации болезненности, нездоровой лихорадочности (именно в таком значении этот цвет нередко встречался в произведениях русской классики, особенно значима символика «желтого» у Достоевского), а благодаря необычному написанию эпитет приобретает значение символа некой зловещей силы. С миром зла связан и другой символический образ – «недвижный кто-то, черный кто-то». Этот символ не стоит трактовать буквально. Конечно, можно представить себе страшное здание фабрики, «проглатывающее» приходящих рабочих, но эта картина не исчерпает всего содержания образа. Скорее, это символ некоего мирового, мистического зла. Называя жертв этого зла людьми, народом, нищими, Блок не использует слово рабочие. Вообще, обращаясь в конце первого тома к социальной действительности, поэт не дает ее явлениям социальных, реалистических мотивировок. Стихотворение «Фабрика» можно рассматривать как символическое изображение столкновения страдающего, обманутого человека с силой зла, воцарившейся в мире. Цикл «Распутья» знаменует поворот Блока от идеального мира Прекрасной Дамы к миру земных стихий.

Незнакомка (полный анализ дан в учебнике).

Из цикла «Страшный мир». «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Карточка.
    В чём своеобразие композиции стихотворения? Какое представление поэта о жизни она символизирует? Как конструкция предложений, обрамляющих стихотворение, передает состояние окружающего мира? Можно ли считать детали городского пейзажа образами-символами? Какую роль играет симметричность построения произведения? Как выражено в стихотворении новое блоковское понимание сущности жизни и смерти?

Описание о/к.

Стихотворение имеет инверсированную кольцевую композицию, что создает ощущение замкнутости, повторяемости, бесперспективности всякого движения, приводящего в конечном итоге к возвращению в исходную точку. Номинативные предложения, обрамляющие стихотворение, состоят из существительных, лишенных определений и логически не связанных между собой, что еще больше подчеркивает неподвижность, мертвенность, бескрасочность окружающего мира, утрату органической связи между его частями. Причем все образы, перечисленные в стихотворении, приобретают характер символов. Ночь здесь лишена таинственности, это мрак, хаос, пустота, в которую уходит городская улица. Аптека (деталь почти прозаическая) становится в данном контексте символом перехода из жизни в

смерть. И даже фонарь не разрушает этой бесконечной тьмы, излучая «бессмысленный и тусклый свет». Конструкция стихотворения отличается удивительной симметричностью: первая строфа зеркально отражается во второй, как городской пейзаж в «ледяной ряби канала». Кажется, что человек, вглядываясь в лицо этого мертвого, страшного мира, убеждается в бессмысленности жизни («Живи еще хоть четверть века...») и обращает свой взор к каналу в поисках спасительного гибельного выхода, но и в нем видит лишь отражение все той же беспредельной скуки и приходит к парадоксальной идее бессмысленности смерти («Умрешь – начнешь опять сначала...»).

Россия в лирике Блока. «На железной дороге». Карточка.
    В чем своеобразие композиции стихотворения? Как изображена, погибшая девушка? Как конструкция предложений раскрывает авторское отношение к ней? В каких образах предстает мир, окружающий героиню? С какой целью использована метонимия? Какие эпитеты раскрывают отношение мира к героине? Как система контрастов выражает парадоксальность устройства мира? Как чувствует себя в этом мире живая душа? Почему к слову «тоска» Блок подбирает эпитеты «дорожная, железная»? С какой целью в стихотворении дважды повторено слово «скользнул»? Почему юность героини названа «бесполезной»? Какие литературные ассоциации вызывает у вас сюжет и образный строй стихотворения? Найдите переклички образов и мотивов этого стихотворения с «Тройкой» Н. А. Некрасова. В чем отличие композиции стихотворений? Какой смысл приобретает слово «больно» в последней строке? Почему это стихотворение Блок включил в цикл «Родина»? Как оно связано с другими стихами цикла?

Описание о/к.

В центре внимания поэта – судьба погибшей девушки. Однако о том, что она мертва, сообщается лишь в обрамляющих стихотворение строфах, центральная часть произведения посвящена ее жизни. Многочисленные портретные детали подчеркивают красоту и одухотворенность героини («красивая и молодая», «нежней румянец, круче локон»). Даже о погибшей говорится – «как живая». Автор рассказывает о своей героине, используя определенно-личные предложения, не называя ее имени, не употребляя местоимения она. Отсутствие подлежащего сокращает дистанцию между поэтом и его героиней, создает ощущение, что она предельно близка и дорога ему. Иначе изображен окружающий героиню мир: это мир без людей, мир без лиц. Бездушие мира подчеркнуто метонимией «Вагоны шли привычной линией... Молчали желтые и синие» и пропуском подлежащего, который в этом случае играет совершенно иную роль («В зеленых плакали и пели. Вставали сонные за стеклами...»).

Поэма «Двенадцать».

Последней поэме А. Блока уделено немало места и в учебнике, и в методической литературе. В практике сложились в основном два пути изучения этого произведения: либо комментированное чтение с последующим обобщением важнейших аспектов его содержания и художественного своеобразия, либо комплексный анализ поэмы, которому предшествует ее самостоятельное чтение. Я предпочитаю второй вариант изучения поэмы. При этом следует помнить, что поэма «Двенадцать» – одно из самых неоднозначных произведений Блока, поэтому необходимо предоставить ученикам свободу ее прочтения, интерпретации отдельных образов и мотивов, даже если их точка зрения не совпадает с позицией авторов учебника.

Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности.

Оборудование урока:

  • иллюстрации к поэме;
  • различные издания «Двенадцати».

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Блок восторженно принял революцию «Он ходил молодой, весёлый, бодрый, с сияющими глазами» - вспоминали близко знавшие его люди.

3 марта 1918 года в газете «Знамя труда» на грубой, почти оберточной бумаге, на левой внутренней полосе, была напечатана поэма «Двенадцать». Это была первая поэма о революции.

Газет не хватало, и их расклеивали на улицах, а прохожие останавливались и читали.

Поэма Блока стала злобой дня. Контрреволюционно настроенные литераторы искали в ней издевку, скрытую иронию. Но вслед за «Двенадцатью» Блок опубликовал стихотворение «Скифы», в котором приветствовал революцию.

На Блока обрушился шквал бешеной ругани, грязной клеветы, прямых угроз. Его вчерашние почитатели, соратники,.«друзья» стали злобно травить его. В черновом варианте поэмы «Анна Снегина» С. Есенин вспоминает:

Возмездье достигло рока.
Рассыпались звенья кольца.
Тогда Мережковские Блока
Считали за подлеца.
«Двенадцать» вовсю гремело,
И разве забудет страна,
Как ненавистью вскипела
Российская наша шпана?

Блок стойко пережил нападки, держался мужественно и непоколебимо. «Всем телом, всем сердцем, всем дознанием – слушайте Революцию»,– призывал он в статье «Интеллигенция и революция».

Через неделю после публикации поэмы «Двенадцать» Блок получил письмо от двух начинающих поэтесс, бывших его восторженных поклонниц, курсисток:

«Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

И Вам не стыдно? Пощадите свои первые три книжки, «Розу и крест» и «Соловьиный сад»!

И, спускаясь по камням ограды,
Я нарушил цветов забытье,
Их шипы, точно руки из сада,
Уцепились за платье мое,

Как бесконечно жаль, что Вы не остались за оградой, высокой и длинной... Так оплевать себя».

На этом письме Блок сделал пометку: «Что за глупости?» Курсистки были неумные, сбитые с толку обывательницы. Но многие известные писатели (Вл. Пяст, Вячеслав Иванов, Г. Чулков) вели себя не умнее. Они не подавали Блоку руки. Не поняли и потому не приняли поэму И. Бунин, пушкинист П. Е. Щеголев, литературовед Ф. Ф. Зелинский. Зато рабочие восторженно приветствовали ее. Любовь Дмитриевна несколько раз выступала с чтением поэмы в переполненных аудиториях. Отдельные стихи из поэмы появились на плакатах.

В день первой годовщины Октября Блок видел на кумачовых полотнищах:

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем!

Безоговорочно высокой была оценка «Правды».

Поэма была напечатана за рубежом и произвела большое впечатление на интеллигенцию Запада.

Изучение поэмы «Двенадцать» путем эвристической беседы, подготовленной домашним заданием.

В сильном классе можно обойтись без комментированного чтения. Учащиеся получают задание прочитать поэму самостоятельно и ответить на вопросы (задания выполняются в группах):

  1. Как из конкретных образов в поэме вырастает Символическая картина революции?
  2. Чьи голоса звучат в поэме?
  3. Как изображен старый мир в этом произведении?
  4. Однородна ли красногвардейская масса в Представлении Блока?
  5. Как противопоставлены друг другу Ванька и Петруха в их отношении к товарищам, к Катьке и К революции?
  6. Какое место в поэме занимает душевная драма Петрухи?
  7. Почему к концу поэмы дорога, по которой идут двенадцать, становится все более трудной, а их шаг – все более мощным и единым?
  8. Как Блок изобразил в поэме цели и характер Октябрьской революции?

Ответы могут оказаться разноречивыми. Оживленные споры вызывают, как правило, четвертый, пятый и шестой вопросы.

После выступления каждой группы, выбирается ряд таблиц и схем, составленных учащимися, которые наиболее точно передают авторский замысел поэмы (см.