Как капитан I ранга Медведев потопил китайскую подводную лодку. Анализ потерь атомных подлодок вмф ссср и вмс сша Инцидент столкновения с «Костромой »

Порт приписки Батон-Руж , Луизиана Спуск на воду 26 апреля Выведен из состава флота 13 января Современный статус утилизирован Основные характеристики Тип корабля SSN Обозначение проекта «Лос-Анджелес» Главный конструктор Newport News Кодификация НАТО Los Angeles I Скорость (надводная) 15 узлов Скорость (подводная) 33 узлов Рабочая глубина погружения 290 м (950 футов) Экипаж 110 Размеры Водоизмещение надводное 5723 т Водоизмещение подводное 6927 т Длина наибольшая (по КВЛ) 110,3 м (361 футов 11 дюймов) Ширина корпуса наиб. 10 м (32 фута 10 дюймов) Высота 9,4 м (30 футов 10 дюймов) Средняя осадка (по КВЛ) 9,4 м (30 футов 10 дюймов) Силовая установка Атомная установка SG6, 2 турбины 35000 л.с. (26 МВт),
1 вспомогательный двигатель 325 л.с. (242 кВт), 1 вал Вооружение Торпедно-
минное вооружение 4 x 533-мм торпедных аппарата Ракетное вооружение Mark-48
Гарпун
Томагавк Категория на Викискладе USS Baton Rouge (SSN-689) USS Baton Rouge (SSN-689)

Строительство подлодки было начато 18 ноября 1972 года , на воду была спущена в городе Батон-Руж, 26 апреля 1975 года . Она стала второй подводной лодкой в своем классе. Введена в эксплуатацию с 25 июня 1977 года . В 1995 году она была списана после инцидента у берегов России в 1992 году. Эта подлодка была единственным кораблем военно-морского флота Соединенных Штатов, названная в честь Батон-Ружа.

Строительство и ввод в эксплуатацию

Контракт на строительство был подписан Newport News в городе Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния, 8 января 1971 года и её киль был заложен 18 ноября 1972 года. Первый спуск прошел 26 апреля 1975 года в присутствии спонсора, госпожи Феликс Эдуард Эбер, а в эксплуатацию поступил уже с 25 июня 1977 года года. Капитаном был назначен Томас К. Мэлони. За первый год подлодка побывала в Норфолке, Нью-Лондоне и в Новой Англии. С сентября 1977 по август 1978 года она участвовала в многочисленных испытаниях, проводившихся на Багамских островах, во Флориде.

Инцидент столкновения с «Костромой »

11 февраля 1992 года, в 20:16 по местному времени, во время патрулирования у острова Кильдин вблизи Североморска, Батон-Руж под командованием Гордона Кремера столкнулся с российской подводной лодкой К-276 «Кострома». ВМС США заявили, что столкновение произошло на расстоянии более 12 миль (22 км) от берега, в международных водах. Первоначально ВМС США отрицали любые убытки, понесенные Батон-Руж, но позднее стало известно, что лодка получила два разреза, вмятины и царапины. Кострома была полностью отремонтирована на 29 июня 1992 года .

Вооружение Батон-Ружа

Напишите отзыв о статье "USS Baton Rouge (SSN-689)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий USS Baton Rouge (SSN-689)

Он привстал, желая обойти, но тетушка подала табакерку прямо через Элен, позади ее. Элен нагнулась вперед, чтобы дать место, и, улыбаясь, оглянулась. Она была, как и всегда на вечерах, в весьма открытом по тогдашней моде спереди и сзади платье. Ее бюст, казавшийся всегда мраморным Пьеру, находился в таком близком расстоянии от его глаз, что он своими близорукими глазами невольно различал живую прелесть ее плеч и шеи, и так близко от его губ, что ему стоило немного нагнуться, чтобы прикоснуться до нее. Он слышал тепло ее тела, запах духов и скрып ее корсета при движении. Он видел не ее мраморную красоту, составлявшую одно целое с ее платьем, он видел и чувствовал всю прелесть ее тела, которое было закрыто только одеждой. И, раз увидав это, он не мог видеть иначе, как мы не можем возвратиться к раз объясненному обману.
«Так вы до сих пор не замечали, как я прекрасна? – как будто сказала Элен. – Вы не замечали, что я женщина? Да, я женщина, которая может принадлежать всякому и вам тоже», сказал ее взгляд. И в ту же минуту Пьер почувствовал, что Элен не только могла, но должна была быть его женою, что это не может быть иначе.
Он знал это в эту минуту так же верно, как бы он знал это, стоя под венцом с нею. Как это будет? и когда? он не знал; не знал даже, хорошо ли это будет (ему даже чувствовалось, что это нехорошо почему то), но он знал, что это будет.
Пьер опустил глаза, опять поднял их и снова хотел увидеть ее такою дальнею, чужою для себя красавицею, какою он видал ее каждый день прежде; но он не мог уже этого сделать. Не мог, как не может человек, прежде смотревший в тумане на былинку бурьяна и видевший в ней дерево, увидав былинку, снова увидеть в ней дерево. Она была страшно близка ему. Она имела уже власть над ним. И между ним и ею не было уже никаких преград, кроме преград его собственной воли.
– Bon, je vous laisse dans votre petit coin. Je vois, que vous y etes tres bien, [Хорошо, я вас оставлю в вашем уголке. Я вижу, вам там хорошо,] – сказал голос Анны Павловны.
И Пьер, со страхом вспоминая, не сделал ли он чего нибудь предосудительного, краснея, оглянулся вокруг себя. Ему казалось, что все знают, так же как и он, про то, что с ним случилось.
Через несколько времени, когда он подошел к большому кружку, Анна Павловна сказала ему:
– On dit que vous embellissez votre maison de Petersbourg. [Говорят, вы отделываете свой петербургский дом.]
(Это была правда: архитектор сказал, что это нужно ему, и Пьер, сам не зная, зачем, отделывал свой огромный дом в Петербурге.)
– C"est bien, mais ne demenagez pas de chez le prince Ваsile. Il est bon d"avoir un ami comme le prince, – сказала она, улыбаясь князю Василию. – J"en sais quelque chose. N"est ce pas? [Это хорошо, но не переезжайте от князя Василия. Хорошо иметь такого друга. Я кое что об этом знаю. Не правда ли?] А вы еще так молоды. Вам нужны советы. Вы не сердитесь на меня, что я пользуюсь правами старух. – Она замолчала, как молчат всегда женщины, чего то ожидая после того, как скажут про свои года. – Если вы женитесь, то другое дело. – И она соединила их в один взгляд. Пьер не смотрел на Элен, и она на него. Но она была всё так же страшно близка ему. Он промычал что то и покраснел.
Вернувшись домой, Пьер долго не мог заснуть, думая о том, что с ним случилось. Что же случилось с ним? Ничего. Он только понял, что женщина, которую он знал ребенком, про которую он рассеянно говорил: «да, хороша», когда ему говорили, что Элен красавица, он понял, что эта женщина может принадлежать ему.
«Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он. – Что то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что то запрещенное. Мне говорили, что ее брат Анатоль был влюблен в нее, и она влюблена в него, что была целая история, и что от этого услали Анатоля. Брат ее – Ипполит… Отец ее – князь Василий… Это нехорошо», думал он; и в то же время как он рассуждал так (еще рассуждения эти оставались неоконченными), он заставал себя улыбающимся и сознавал, что другой ряд рассуждений всплывал из за первых, что он в одно и то же время думал о ее ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой, как она может полюбить его, как она может быть совсем другою, и как всё то, что он об ней думал и слышал, может быть неправдою. И он опять видел ее не какою то дочерью князя Василья, а видел всё ее тело, только прикрытое серым платьем. «Но нет, отчего же прежде не приходила мне в голову эта мысль?» И опять он говорил себе, что это невозможно; что что то гадкое, противоестественное, как ему казалось, нечестное было бы в этом браке. Он вспоминал ее прежние слова, взгляды, и слова и взгляды тех, кто их видал вместе. Он вспомнил слова и взгляды Анны Павловны, когда она говорила ему о доме, вспомнил тысячи таких намеков со стороны князя Василья и других, и на него нашел ужас, не связал ли он уж себя чем нибудь в исполнении такого дела, которое, очевидно, нехорошо и которое он не должен делать. Но в то же время, как он сам себе выражал это решение, с другой стороны души всплывал ее образ со всею своею женственной красотою.

Еще до того как началось обвальное разрушение армии и флота, военной контрразведки, произошли события, наглядно продемонстрировавшие полную нашу неспособность защитить Отечество…

Американская подводная разведывательная лодка «Батон-Руж» на 30-метровой глубине столкнулась с нашей атомной подлодкой… И где? В российских водах Кольского залива! Говоря языком военных моряков, «Батон-Руж» вела слежку за нашей ракетной лодкой «непрерывно, имея перед собой опознанную, обнаруженную цель, которую в случае получения приказа или военных действий обязана уничтожить»!

Сколько времени она охотилась – сказать трудно: может несколько дней, неделю, месяц. В случаях, когда схвачен с поличным, хотя бы извиняются и оправдываются: вот-де, находясь в нейтральных водах, из-за неисправности приборов отклонился от маршрута и нечаянно на несколько метров залез на чужую акваторию…

Конечно, это сказочка для маленьких ребят, а не взрослых дядей. Посудите: где Потомак, а где Кольский? На расстоянии многих тысяч миль…

Но американская сторона и не думала извиняться. Назревал скандал.

По всем мировым канонам в любой стране подобный инцидент рассматривается как шпионаж. Раскрутить его следовало по-крупному, на весь мир. Заставить американцев сполна расквитаться за этот неприятный для них политический ляп. Однако наш Президент и правительство не только не потребовали сатисфакции, а тут же (не дай бог, если янки опередят и принесут свои извинения!) стали вещать по всем каналам, что эпизод с подлодкой США не повлияет на российско-американские отношения.

В который раз… утерлись.

Правда, в 1960 годы уже был подобный инцидент с американской подводной лодкой «Скорпион», но тогда…

Командовал ею молодой и наглый командир, который заходил в наши базы на Севере как к себе домой на Потомаке и работал там под перископом. Советские станции перехвата не могли его поймать…

Потом лодка пропала, и американцы долго не могли ее найти. Только недели через две после исчезновения один из советских моряков-операторов глобального слежения за подводными установками вдруг вспомнил странный щелчок…

При переходе из Средиземного моря в районе Азорских островов на глубине порядка 4600 метров, он слышал щелчок, напоминающий взорвавшийся балончик электролампочки.

Пленки с записями шумов дали американцам. Они их прокрутили и нашли этот щелчок. Заложили в компьютер, который и выдал им местонахождение лодки. И подняли со дна морского обломки «Скорпиона».

Сейчас «Батон-Руж» решал те же задачи разведки, что и «Скорпион» (Осенью 2000 года в этом же районе Баренцева моря во время учений погибла самая современная атомная подводная лодка (атомный крейсер, флагман флота России) «Курск». Одна из версий гибели – столкновение с подводной лодкой-тараном США во время испытания последней… – Примеч. авт.)

Если раньше можно было все валить на ядерное противостояние с СССР и необходимость разведки в чужих водах, то теперь действия «Батон-Руж» против дружеской России можно расценивать как наглость, хулиганство, демонстрацию своей безнаказанности и силы. Контрразведка еще сохраняла свои позиции, но наша дипломатия уже не служила России.

…Успешно осуществив разведку в Кольском заливе и оставшись безнаказанным, в сентябре того же 1991 года американский Президент Буш, он же бывший директор ЦРУ, известный больше как «кормилец» голодной России (это он уничтожил в одночасье мощную государственную сеть птицефабрик от Крыма до Полярного круга и от Бреста до Камчатки, дающую в изобилии свежую, безвредную и дешевую отечественную куриную продукцию, завалив российский рынок своими заморскими одноименными ляжками), вдруг предложил новую «наперсточную игру», – «американскую мирную инициативу разоружения»:

– Я прекращаю дальнейшую разработку боеголовок к «Трайденту-2»!

Это заявление последовало сразу же за разведывательной миссией «Батон-Руж» в Кольском заливе. Снова демократические чепчики летели в воздух: зачем нам такая обременительная армия, зачем нам столько ракет, когда дружественная Америка прекращает производство мощных боеголовок «W-88», «МХ». Кричали, даже когда специалисты Генштаба раскрыли подноготную «благих намерений» США. Их доводы мало кого интересовали, не польстилась даже «демократическая» пресса.

На самом деле заявление о прекращении разработки боеголовок к «Трайденту-2» было вынужденной для администрации Буша мерой. Уже с 1989 года стояла перед американцами проблема технологической чистоты процесса производства этих боеголовок в городе Боулдер, штат Колорадо: только в 1989 году завод сбросил в окружающую среду 100 тонн (!) радиоактивной воды. Восстали «зеленые». Общественность США потребовала закрыть объект. Завод закрыли для модернизации и технологического обновления, а нам подсунули «мирную инициативу» и приглашение к дальнейшему разоружению. Красиво, экономно, по-американски.

Для убедительности Буш заявляет и об отказе дальнейшего производства ракет «МХ». Правильно. А зачем они США? Ведь 50 ракет уже развернуто! И еще сохранено достаточное количество ракет «Минитмен-3». Если не будет этих мощных боеголовок по 0,5 мегатонн, то в США уже произведено свыше 3600 боеголовок «W-76» для «Трайдент-1». Мощность в 3–5 раз меньше, чем у «Трайдент-2», а точность в 4 раза выше!

Вывод: ракеты, оснащенные боеголовками «Трайдент-1», имеют боевой эффект в 18 раз выше! Чисто американская арифметика!

Буш заявил и о намерении ликвидировать тактические ядерные ракеты наземного базирования. Правильно, к чему они сейчас, после развала Варшавского договора. Американцы снимают тактическое ядерное оружие с кораблей, складируют или частично уничтожают. Оно им не нужно, ибо все атомные подводные лодки, как известная нам «Батон-Руж», сохраняются.

Зато американцы не трогают тактическое ядерное оружие на самолетах тактической и стратегической авиации, поскольку их все еще вдохновляет опыт войны в Персидском заливе.

Все, что предложил Буш, выдавая за мирную инициативу и благие намерения – вынужденная мера для США! Опять же за наш счет…

А бомбардировщики США? Они имеют неограниченный радиус действия с дозаправками, несут крылатые ракеты с точностью 10–35 метров. Точность изумительная! Боеготовность дежурных самолетов 5-15 минут!

К 1992 году США имели 1905 носителей, на которых размещено 13 042 ядерных заряда!

Сравните: у англичан 384 заряда, у французов – 434, у китайцев – 217.

Вот почему, когда советское правительство пыталось неоднократно втянуть в процесс сокращения и ограничения ядерных вооружений Великобританию, Францию и Китай, они почти хором отвечали:

– Когда Америка с Россией подойдут к нашему «мизерному» уровню, тогда мы добровольно лишим себя статуса ядерных держав и вольемся в переговоры. А пока у нас сотни, у вас десятки тысяч – нам с вами не о чем разговаривать.

Таких слов не нашлось у России в разговоре с Америкой.

Да что они могли сказать, эти президенты – Президент СССР Горбачев, и Президент России Ельцин, если оба молча бросили на произвол судьбы и предали такого боевого друга как Президент Афганистана Наджибулла, который, оставшись без поддержки, 16 апреля 1992 года был свергнут.

Более того, 3 января 1993 года Ельцин с президентом США Бушем подпишет второй Договор о сокращении стратегических вооружений, в соответствии с которым США и Россия возьмут на себя обязательства сократить на две трети (!) число имеющихся ядерных боеголовок!

Эх, знать бы где упасть – мы б соломки подстелили…

В начале февраля 1992 года USS Baton Rouge, атомная подводная лодка из Лос-Анджелеса столкнулась с российской субмариной «Кострома» неподалеку от Мурманска. Baton Rouge наверняка не использовала активные гидролокаторы, чтобы оставаться незамеченной. Она также не обнаружила активные гидролокаторы «Костромы». Таким образом, ни одно из судов не использовало активные гидролокаторы, в то же время их пассивные гидролокаторы, вероятно, были недостаточно сильными, чтобы обнаружить другую лодку на мелководье.

Об этом пишет The National Interest, передает ZN.UA.

Считается, что гидролокатор — это радар, который работает под водой. Тем не менее, вода является гораздо менее совместимой средой, чем воздух, даже для самых современных датчиков. И условия ветра, температурные колебания и звуки, отскакивающие от дна океана, могут резко ухудшить его производительность. При попытке обнаружить современные чрезвычайно тихие подводные лодки, даже несколько неблагоприятных факторов могут свести на нет и без того сложную задачу.

Поэтому подводная лодка, занимающаяся шпионажем поблизости порта приписки противника, может не заметить другую подводную лодку, идущую навстречу аж до самого столкновения. Такие последствия могут быть хуже, чем маленькая неприятность.

11 февраля 1992 года американская подводная атомная подводная лодка «Батон-Руж» из Лос-Анджелеса, скрывалась на глубине 20 метров у острова Кильдин, в 22 км от российского порта Мурманск. Советский Союз распался всего двумя месяцами ранее, однако флот США все еще старался внимательно следить за тем, что происходило с мощным военно-морским флотом России.

Точный характер шпионской деятельности подлодки «Батон-Руж» до сих пор не известен. Возможно, таковыми были записи звуков российских подводных лодок для последующего определения или тестирование разведывательных устройств. В 8:16, 110-метровая американская атомная подводная лодка «Батон-Руж» получила массивный удар снизу. В первую очередь был поцарапан корпус и пробиты балластные цистерны. Тем не менее, корпус американской подводной лодки не был поврежден.

Оказалось, что это «Кострома» B-276, российская ядерная быстроходная подводная лодка высшего класса, попыталась всплыть и попала под американскую субмарину. На скорости 13 километров в час корма русской лодки ударилась в брюхо американского корабля. Двухкорпусный титановый парус «Костромы» был частично разрушен под воздействием «Батон-Руж», и куски гидролокатора американской подводной лодки были позже обнаружены на ее поверхности.

Обе подводные лодки были предназначены для запуска крылатых ракет из торпедного аппарата, некоторые ракеты теоретически могли быть снабжены ядерными боеголовками. Однако Россия и Соединенные Штаты недавно согласились отказаться от таких боеголовок в соответствии с договором о сокращении стратегических наступательных вооружений. Поэтому, вполне вероятно, что на «Батон-Руж» таких боеголовок больше не было. Тем не менее, более серьезное столкновение могло нарушить реактор на судне и облучить подводные лодки и окружающие воды.

К счастью, подобного не произошло. «Батон-Руж» кружила вокруг и связывалась с другой подводной лодкой, чтобы убедиться, что она не нуждается в помощи, а затем оба судна вернулись в порт для ремонта.

Авария привела к одному из первых дипломатических инцидентов США с новым российским правительством, а государственный секретарь США Джеймс Бейкер встретился с Ельциным лично и заверил того, что Соединенные Штаты уменьшат количество разведывательных операций в российских водах. Однако уже в следующем году появилось сообщение о другом столкновении подводных лодок, на этот раз на Кольском полуострове.

Этот инцидент также выявил различия в определении понятия «международных вод». Соединенные Штаты следуют стандарту измерения двенадцати миль от ближайшего сухопутного массива. «Батон-Руж» была в соответствии с этим принципом. Однако Москва определила эти стандарты как протяженность двенадцати миль от линии, образованной двумя сторонами залива. Согласно такому определению, «Батон-Руж» нарушала территориальные воды России.

Субмарине «Батон-Руж» было всего семнадцать лет. Однако стоимость ремонта судна длиной 110 метров в сочетании с уже запланированными расходами на ядерную заправку была оценена как чрезмерная и лодка была выведена из эксплуатации в январе 1995 года. Однако «Кострома» была отремонтирована и возвращена в море в 1997 году и ходит по сей день. Русские моряки нарисовали на своей корме «победную» маркировку, чтобы отметить «поражение» «Батон-Руж».

Как такое вообще стало возможным? Некоторые статьи в прессе охарактеризовали случившиеся, как зашедшуюю слишком далеко игру в «кошки-мышки» между подводными лодками. Действительно, такие опасные игры были распространены между суднами противоборствующих стран и уже приводили к столкновениям в прошлом. Однако эта версия маловероятна, ведь подводная лодка может играть в «кошки-мышки», если она способна обнаружить другой корабль. А на мелководье поблизости от острова Кильдин вряд ли такое было возможно.

Это связано с тем, что на мелководье ударными волнами создается, по меньшей мере, в десять раз больше фоновых помех для гидролокаторов, что сильно затрудняет распознавание почти бесшумного винта подводной лодки. Кроме того, даже обнаруженные сигналы будут отражаться от поверхности океана и прибоя, так что будет трудно их выявить среди фоновых помех.

Аналитик Евгений Мясников в 1993 году подсчитал, что диапазон обнаружения медленно движущейся подводной лодки высшего класса в такой шумной среде с использованием пассивных гидролокаторов, вероятно, составлял бы от ста до двухсот метров, или меньше, при условии ветреной погоды. Однако диапазон обнаружения, возможно и вовсе мог упасть до нуля, в случае приближения российской подлодки под дугой в шестьдесят градусов позади «Батон-Руж», у которой не было технической возможности заметить противника в таких условиях.

У российской подводной лодки также было бы мало шансов обнаружить более тихую американскую субмарину. Более мощные противолодочные датчики могли бы быть эффективными в подобных условиях только на расстоянии от трех до пяти километров, чего недостаточно, чтобы заметить «Батон-Руж». Подводные лодки могут также разворачивать буксируемые гидролокаторы, чтобы увеличить зону их действия, однако их трудно контролировать на мелководье и поэтому они не использовались во время инцидента.

На подводной лодке или на надводном корабле можно было также использовать гидролокаторы для запуска звуковых волн, которые способны отражаться от корпуса другого подводного корабля. На мелководье это может увеличить дальность обнаружения до нескольких километров. Однако при этом, платформа, где используется активный гидролокатор будет видна на поверхности.

«Батон-Руж» наверняка не использовала активные гидролокаторы, чтобы оставаться незамеченной. Использование активных гидролокаторов «Костромой» также не было зафиксировано. Таким образом, оба судна не использовали активные гидролокаторы, а их пассивные гидролокаторы, вероятно, были недостаточно сильными, чтобы обнаружить другого на мелководье. Это объясняет, почему подводные лодки длиной больше футбольного поля, могли столкнуться, не заметив присутствия друг друга.

Как свидетельствует тревожное столкновение в 2009 году французской подлодки «Триумфан», вооруженной ядерными ракетами с британской субмариной «Авангард», риски подводных столкновений между атомными подводными лодками и сегодня остаются вполне реальными.

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram , страницу «Хвилі» в

Столкновение АПЛ «К-276» с американской АПЛ «Батон Руж».

11 февраля 1992 г. столкнулась наша АПЛ «К-276», названная потом «Костромой» под командованием капитана 2 ранга Игоря Локтя с американской АПЛ «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес».

В 1992 г., когда как будто уже окончилась холодная война, прекратилось геополитическое и идеологическое противостояние России и США (во всяком случае, с нашей стороны), мы отвели свои лодки от американских берегов, а планы операций подводных сил ВМС США практически не изменились. Американская атомная лодка «Батон Руж» водоизмещением 6000 тонн, вооружённая ракетами «Томагавк», занималась сбором разведывательной информации о военно-морской активности советского ВМФ в районе Кольского полуострова.

Американская лодка после обнаружения советской лодки пристроилась за нейв её кормовом секторе, в зоне акустической тени, и на параллельном
курсе пересекла вместе с нашей лодкой границу территориальных вод России.

Через некоторое время акустики «К-276» обнаружили какие-то неясные шумы. Командир капитан 2 ранга Локоть подвернул, чтоб
дать возможность акустикам более точно определить источник шума. Этот маневр пропустили на американской лодке, контакт у них был потерян.
Командир американской лодки коммандер Гордон Кремер стал метаться, началвсплытие, в надежде осмотреть чистоту горизонта, а может и обнаружить
там подводную лодку под перископом. Для уточнения обстановки он бездумновсплыл на перископную глубину, чем окончательно потерял возможность
обнаружения К-276 гидроакустическими средствами, и сам оказался в мертвой зоне ее средств наблюдения (почти над ней).

Так как наступило время очередного сеанса радиосвязи с командным пунктом флота, Игорь Локоть вынужден был начать всплытие на перископную глубину без дополнительного уточнения обстановки на поверхности. В это время, в 20.16 и произошло столкновение. При подходе к перископной глубине «К-276» ударила американскую АПЛ передней частью ограждения боевой рубкив прочный корпус, от чего в нем образовалось несколько относительно небольших пробоин, позволивших «Батон Руж» самостоятельно дойти до своейВМБ. Но ее корпус получил внутренние напряжения, сделавшие ремонт лодки нецелесообразным, и она была списана из боевого состава ВМС США, а ее командир снят с должности, что у них случается крайне редко. По неофициальным данным тот таран обошёлся американским подводникам в пять жизней. Наша участница этого инцидента через год уже несла боевую службу в океане. Если бы «К-276» начала всплытие на 7-10 секунд раньше, то она ударила бы американскую субмарину своей носовой частью, имеющей мощный набор корпуса, и проломила бы ее борт, что привело бы к затоплению АПЛ ВМС США. В другом случае могли бы сдетонировать боевые торпеды в торпедных аппаратах «К-276», и тогда погибли бы обе атомные лодки на входе в Кольский залив в 10 милях от берега, в районе, через который проходят все корабли и суда, идущие в Мурманск, Североморск и из них.

«Кострома» входит сейчас в состав той же 7-й дивизии, что и «Курск». На боевой рубке этой лодки нарисована красная пятиконечная звезда с цифрой «1» в центре. Так в годы Великой Отечественной войны наши подводники вели счётсвоим победам. Традиции у подводников живы. Командир «Костромы» Владимир Соколов так ответил на вопрос а не ругается ли начальство на такую символику: «Вначале, конечно, морщились, мол, американцы нам теперь друзья, затем вроде как попривыкли, ну а после «Курска» кто и что может мне сказать на этот счёт? Разве только то, что цифра уж очень не велика!»

Как ни странно, но при том подводном инциденте об опасности экологической катастрофы, угрожающей радиоактивным заражением не только северным берегам России, но и всей Скандинавии, не проронили ни слова ни экологи Норвегии, ни международный «Гринпис».

Президент России Борис Ельцин обвинил тогда США в продолжении развёртывания своихподводных сил в непосредственной близости от российских берегов. Чтобы уладить скандал, тогдашний президент Америки Джордж Буш-старший (его сын, Буш-младший, ныне также американский президент) прилетал в Москву, и, пообещав большой кредит, сумел кое-как уладить дело. Но этот факт столкновения своей лодки американцы упорно скрывали от мировой общественности в течение нескольких лет.

Валерий Алексин, разбирался с этим столкновением, пришёл к выводу, что оба командира и в мыслях не имели желания столкнуться, оно не было преднамеренным. Но американский командир совершил ряд нарушений, таких, как вход в территориальные воды РФ, направил корабль в зону полигона боевой подготовки, координаты которой доведены до сведения всех государств, как зоны чрезвычайно высокой степени риска. А после того, как потерял контакт с нашей лодкой, он должен был, как этого требует хорошая морская
практика управления кораблём, во избежание столкновения не совершать лихорадочные маневры, а застопорить ход и осмотреться, более детально
прослушать горизонт, оценить обстановку.

Может сложиться впечатление, что всегда американские подводники выступали в роли кошек, гоняющих беспомощных советских котят. В апреле 1980 г. при проверке чистоты района перед тактическим учением в районе Камчатки командир АПЛ К-314 Валерий Хоровенков, обнаружив американскую АПЛ, в течение 11 часов преследовал ее на скорости 30 узлов и дистанции 12-15 кабельтовых (2-3 км) с использованием активных трактов гидроакустического комплекса, пока не загнал под лед Охотского моря. Преследование было прекращено только по приказанию командного пункта ТОФ. Надо только, чтобы все себе четко представляли, что такие гонки без правил подводных объектов водоизмещением по 5000 тонн каждый на скорости 55 км/час добром не кончаются. При любом неверно понятом маневре оба гиганта разобьют друг друга всмятку вместе с 250 человеками их экипажей, ядерными реакторами и почти сотней ракет и торпед. Отваги и воли к победе командирам наших атомоходов не занимать. Только не надо испытывать их терпение.

После столкновения лодок в 1992 году бывший подводник из первого экипажа первой атомной лодки Советского Союза контр-адмирал в отставке Н.Мормуль написал статью, которая была опубликована в «Комсомольской правде» под названием «Не валяй дурака, Америка!» с вопросом в подзаголовке: «Почему бы нам не подать в суд на ВМС США?» В статье он описал это столкновение, заключил, что «…авторство неуклюжего маневра принадлежит командиру субмарины США. Почему бы американской стороне, в таком случае, не оплатить стоимость ремонта нашей повреждённой лодки?» И далее высказал идею, «что Военно-морскому флоту СНГ следует обратиться с иском в Международный суд и её восстановление произвести за счёт ВМС США». «Восстановление нашей лодки потребует серьёзных материальных затрат. Дружба дружбой, а виноват – плати…. Если мы сегодня промолчим, если не будем действовать по принятым в цивилизованном обществе законам, нас просто не поймут – в первую очередь за рубежом».

Н.Мормуль обратился тогда с письмом к Главнокомандующему ВМФ России адмиралу флота В.Чернавину. Получил ответ. Это был доклад начальника Главного штаба ВМФ адмирала К.Макарова с резолюцией Главкома – «Согласен». Вот этот доклад Главкому, его приводит в своей книге «Катастрофы под водой» Н. Мормуль.

«Командующему ВМФ адмиралу флота В.Н.Чернавину. Докладываю: обращение в Ваш адрес контр-адмирала запаса Мормуля Н.Г. о компенсации ущерба за счёт ВМС США через Международный суд за столкновение нашей ПЛ с ПЛ «Батон Руж» в феврале 1992 года рассмотрено.
Установлено следующее.

1. Международных правил предупреждения столкновений субмарин в подводном положении не существует. МППСС-72 обеспечивает безопасность плавания кораблей и судов, находящихся только в надводном положении, на визуальной или радиолокационной видимости друг удруга.

2. Учитывая, что вопрос предупреждения столкновений подводных лодок международным правом не урегулирован, оснований для обращения в международный суд нет.

3. В столкновении этих подводных лодок, равно как и любых других судов, виноваты оба командира.
Степень вины каждого из них установить в данном случае не представляется возможным.

4 .По случаю данного столкновения от имени правительства России вручена нота правительству США. Основной причиной столкновения стало нарушение подводной лодкой ВМС США границы территориальных вод России. Американской стороной факт нарушения наших тервод отрицается. Вопрос о данном инциденте обсуждён на 6 съезде народных депутатов РФ.

5. Российская и американская стороны признали существование проблемы предотвращения инцидентов с подводными лодками. В мае 1992 года В Москве состоялась первая рабочая встреча представителей ВМФ России и ВМС США по данному вопросу, в ходе которой нами были предложены конкретные меры предупреждения столкновений ПЛ наших стран в полигонах боевой подготовки ВМФ.

Стороны условились продолжить диалог по данному вопросу.

Относительноустановления взаимопризнанных границ территориальных вод в ближайшее время будут начаты переговоры экспертов двух стран по линии МИД РФ.

Адмирал флота К. Макаров».

В 1992 году, после столкновения АПЛ «К-276» «Кострома» и «Батон Руж», Главным штабом ВМФ был подготовлен проект «Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Соединенных Штатов Америки о предотвращении инцидентов с подводными лодками в подводном положении за пределами территориальных вод». Оно включало в себя организационные, технические, навигационные и международно-правовые мероприятия. С осени 1992 года велись переговоры между штабами ВМФ РФ и ВМС США. По свидетельству очевидцев, в 1995 году в Вашингтоне министру обороны РФ Павлу Грачеву и первому заместителю главкома ВМФ адмиралу Игорю Касатонову сказали: «Пусть это останется между нами. Подписывать никаких соглашений мы не будем. У вас больше никогда не будет вопросов кнам по этой проблеме». Однако вскоре после этого тогдашний начальник штаба ВМС США адмирал Бурда застрелился, а АПЛ НАТО продолжают ходить в Баренцево море, как в свой огород, подвергая опасности подводные лодки ВМФ России, жизнь их экипажей и угрожая экологическими катастрофами всей Северной Европе. Так этот договор и не был подписан, а вопросов по этой проблеме с гибелью «Курска» только прибавилось.

Титан – элемент периодической системы химических элементов Д.Э. Менделеева, с атомным номером 22. Легкий металл серебристого оттенка с меньшей в два раза, чем у железа, плотностью и температурой плавления +1660°С. Титан применяется для изготовления прочных и качественных вещей – арматуры реакторов, элементов конструкций авиационной и космической техники, бронежилетов и корпусов дорогих наручных часов, зубных имплантантов и специнструмента.
А Советский Союз был настолько крут и богат, что «лепил» целиком из титана корпуса подводных лодок!

Уникальная субмарина К-162 (проект 661 «Анчар») – рекорд, о котором не сообщало ТАСС. Подводный атомный ракетный крейсер К-162 мог разогнаться на глубине до 44,85 узлов (≈83 км/ч). Специальные возможности потребовали специальных технических решений – корпус К-162 впервые истории мирового кораблестроения был полностью выполнен из титана.

Брусок кристаллического титана


Серия из подлодок с титановыми корпусами проекта 705К (шифр «Лира») – семь скоростных подводных киллеров, способных развивать под водой 41-узловый ход. «Лиры» могли преследовать любого морского противника и так же легко уходить от преследования. На разгон до полного хода им требовалось около 1 минуты, а циркуляция с разворотом на 180° выполнялась всего за 42 секунды! Выдающиеся скоростные и маневренные характеристики, позволяли лодкам проекта 705К уклоняться от выпущенных вражеских торпед и атаковать противника с неожиданного направления.

«Подводные истребители» проекта 705К часто становились объектом критики за свою чрезмерную сложность и неудачный выбор энергетической установки – реактор с жидким металлическим теплоносителем, несмотря на высокую удельную мощность, ежесекундно представлял смертельную угрозу для экипажа лодки. Даже в базе реактору с ЖМТ постоянно требовался внешний подвод тепла – малейшая авария на теплотрассе могла привести к катастрофе. Тем не менее, «Лиры», назло всем «вероятным противникам», честно отслужили в ВМФ СССР. Несмотря на ряд серьезных аварий, не была потеряна ни одна из «Лир». И ни один человек не погиб в борьбе за их живучесть.

Еще один рекордсмен – «Неуловимый Майк». Именно так называли американские моряки советскую экспериментальную подлодку К-278 «Комсомолец» (проект 685 «Плавник») с максимальной глубиной погружения более 1 километра. Легкий и прочный титановый корпус выдерживал чудовищное давление воды – в августе 1985 года «Комсомолец» установил абсолютный мировой рекорд глубины погружения для подводных лодок – 1027 метров! Опускаясь в холодную, непроницаемую мглу, К-278 становилась абсолютно необнаружима для противолодочных средств противника. При этом, уже на глубине 800 метров, все еще оставаясь необнаружимым и неуязвимым, «Комсомолец» мог применять свое торпедное оружие

Маленькие беспощадные киллеры проекта 705К (шифр "Лира")


Титановые сплавы использовались при изготовлении прочных корпусов исполинских «Акул» (РПКСН проекта 941). Примерно в это же время, промышленность Советского Союза начала серийное строительство многоцелевых атомных подлодок третьего поколения с титановыми корпусами по проекту 945 (шифр «Барракуда») и, чуть позже, по усовершенствованному проекту 945А (шифр «Кондор»).
Уникальные атомарины до сих представляют немалую ценность и именно с их существованием связана очередная интрига 2013 года.

Согласно опубликованному в начале марта заявлению, Минобороны России и ОАО «Центр Судоремонта «Звездочка» подписали контракт на восстановление технической готовности посредством ремонта с модернизацией двух атомных подлодок с титановыми корпусами Б-239 «Карп» и Б-276 «Кострома» (бывш. К-276 «Краб») проекта 945. В будущем, подобную модернизацию пройдут Б-336 «Псков» и Б-534 «Нижний Новгород» - подводные атомоходы проекта 945А.

Модернизация титановых подлодок должна поднять их боевые возможности на новый уровень. Лодки будут оснащены новой модификацией реактора ОК-650 (унифицированная силовая установка всех российских атомоходов 3-го и 4-го поколений), замене подвергнется гидроакустический комплекс субмарин, в арсенале появятся ракеты семейства «Калибр». Кардинально обновится радиоэлектроника, появятся активные гасители шума, вместо привычного перископа возможна установка многоцелевой мачты с видеокамерами и лазерными дальномерами – ситуацию на поверхности смогут наблюдать на мониторе все присутствующие в центральном посту, а не только офицер у окуляра перископа.

Новые технологии в прочном титановом корпусе «советской закалки» должны превратить модернизированные «Кондоры» и «Барракуды» в грозу морей; по своим совокупности характеристик старые атомоходы не будут уступать подлодкам нового, четвертого поколения.

«Данное решение Главкомата ВМФ, поддержанное руководством Минобороны, представляется обоснованным, поскольку ремонтировать и модернизировать имеющиеся подлодки, включая титановые, примерно в два раза быстрее, чем строить новые. Это потребует меньших финансовых затрат»
- источник Министерства обороны

Представитель Минобороны подчеркнул, что решение о возвращении в состав сил постоянной готовности ВМФ титановых подлодок было принято еще в январе, а первый этап работ по модернизации атомной подлодки Б-239 «Карп» начнется уже летом 2013 года. Было отмечено, что Минобороны России вернулось к идее восстановления четырех титановых субмарин в связи с проблемами насыщения ВМФ новыми кораблями. В первую очередь это касается задержек при строительстве многоцелевых АПЛ четвертого поколения проекта 885 «Ясень».

"Карп" в наши дни. Лодка была выведена из состава Северного флота в 1998 году

Многоцелевая атомная подводная лодка Б-239 «Карп» (бывш. К-239) проекта 945 «Барракуда» (Sierra-I по классификации НАТО)

Закладка - 1979 год, спуск на воду – 1981 год, ввод в строй – 1984 год;

Экипаж: 60 человек;

Водоизмещение надводное/подводное – 6000/9600 тонн;

Длина по конструктивной ватерлинии (КВЛ) – 107,16 м;

Силовая установка: 1 реактор ОК-650А тепловой мощность 180 МВт, 4 парогенератора, 2 турбогенератора, 2 группы АКБ, 2 дизель-генератора ДГ-300 по 750 л.с. с запасом топлива на 10 суток, 1 главный винт, 2 двигателя малого хода по 370 кВт, два винта малого хода.

Рабочая глубина погружения – 480 метров;

Предельная глубина погружения – 550 метров;

Вооружение:

2 торпедных аппарата калибра 650 мм, боекомплект 12 «длинных» торпед и ПЛУР;
- 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект 28 торпед, ПЛУР «Водопад» и скоростных ракетоторпед «Шквал»;
- ПЗРК для самообороны.

«Барракуда» и «Кондор» корабли непростые – титановый корпус открывал перед советскими подводниками совершенно удивительные перспективы. В первую очередь, высокая прочность и малая плотность титана позволяла при обычном соотношении статей нагрузки (масса корпуса – около 40% от стандартного водоизмещения субмарины) добиться едва ли не в два раза большей прочности. В результате «Барракуда» имела в 1,5-2 раза большую рабочую глубину погружения, чем любая из советских лодок предыдущего поколения и перспективных зарубежных аналогов –она могла погружаться в пучину на глубину до полукилометра, при этом сохранялась возможность применения торпедного оружия во всем диапазоне рабочих глубин и скоростей! «Кондор» погружался еще глубже – до 600 метров.

Для сравнения, их ровесники, многоцелевые американская подлодка типа «Лос-Анджелес» редко работали на глубинах свыше 250 метров. Предельная глубина для американской субмарины называется в пределах 450 метров.
Конечно, боевые возможности современных лодок определяются не только скоростью хода и глубиной погружения, но великолепная совокупность больших рабочих глубин и высоких скоростей подводного хода советских «Кондоров» и «Барракуд» достойна всяческих похвал.

Отдельно стоит сказать о надежности и долговечности – титан не подвержен коррозии, титановые корпуса 30-летних «Барракуд» по-прежнему сохраняют свой первозданный «блеск» под слоем сгнившего звукопоглощающего резинового покрытия.
Наконец, еще одно важное преимущество титанового корпуса – радикальное снижение магнитного поля лодки.

Недостаток всего один – высокая цена и сложность изготовления корпуса из титана … но, к счастью, перед нами уже не стоит такая проблема. Изготовлением титановых корпусов занималась советская промышленность, суперлодки были построены много лет назад – а значит нужно лишь сменить «начинку» и поблагодарить СССР за его великое наследие.

О прочности этих АПЛ лучше всего повествует инцидент у острова Кильдин, произошедший в феврале 1992 года: российская подлодка К-276 «Кострома» (тот самый, «титановый» проект 945) случайно столкнулась с патрулировавшей в Баренцевом море американской подлодкой «Батон Руж» (USS Baton Rouge SSN-689). В тот момент, когда «Батон Руж» находилась на перископной глубине, она внезапно попала под таранный удар всплывающей советской субмарины – «Кострома» ударила своей рубкой прямо в центр корпуса американского шпиона.

Повреждения "Костромы"


От неожиданности обе субмарины выскочили на поверхность, у американских моряков выступил холодный пот – пройди «Кострома» на метр выше, она бы ударила «американца» своей носовой оконечностью. По всем раскладам, российская лодка должна была проломить своим титановым корпусом хлипкий борт «Батон Руж», утопив «вероятного противника» прямо у входа в Кольский залив.
Впрочем, российских моряков-подводников совсем не прельщали подобные перспективы – сильнейший удар в носовую часть лодки мог привести к детонации боевых частей торпед, уничтожив при этом обоих противников.

Финал трагикомедии очевиден: «Кострома» залечила свои рваные раны и вновь вернулась к выполнению поставленных задач на океанских просторах. «Батон Руж» самостоятельно добралась до родной базы, но полученные повреждения (в первую очередь – возникшие в корпусе микротрещины и внутренние напряжения) сделали ремонт лодки нецелесообразным. «Батон Руж» простояла в резерве пару лет, пока не была окончательно списана в 1995 году. Злые языки утверждают, что в момент столкновения на борту «Батон Руж» возник пожар, возможно, имелись человеческие жертвы.

Международный конфликт урегулировали быстро: американцы заявили, что в момент столкновения «Батон Руж» находилась в нейтральных водах за пределами 12-мильной зоны территориальных вод Российской Федерации. На этом и согласились. А на рубке атомохода «Кострома» появилась пятиконечная звезда с вписанной в неё цифрой «1» - так в годы Великой Отечественной моряки-подводники вели счет своим победам.

Б-336 "Псков" в Ара-Губе (Кольский полуостров), 2004 год

На правом борту заметны последствия пожара в доке СРЗ-82

Многоцелевая атомная подводная лодка Б-336 «Псков» (бывш. К-336 «Окунь») проекта 945А «Кондор» (Sierra-II по классификации НАТО)
Предназначена для поиска и слежения за подводными лодками и надводными кораблями потенциального противника, нанесению ударов по морским целям.

Закладка - 1989 год, спуск на воду – 1992 год, ввод в строй – 1993 год.

Экипаж: 60 человек;

Водоизмещение надводное/подводное – 6500/10400 тонн;

Длина по конструктивной ватерлинии (КВЛ) – 110,5 м;

Двухкорпусная конструкция, прочный корпус выполнен из титана, состоит из 6 отсеков;

Силовая установка: 1 реактор ОК-650Б тепловой мощность 190 МВт, 4 парогенератора, 2 турбогенератора, 2 группы АКБ, 2 дизель-генератора ДГ-300 по 750 л.с. с запасом топлива на 10 суток, 1 главный винт, 2 двигателя малого хода по 370 кВт, два винта малого хода.

Максимальная скорость в подводном положении – 35 узлов;

Рабочая глубина погружения – 520 метров;

Предельная глубина погружения – 600 метров;

Вооружение:

2 торпедных аппарата калибра 650 мм, боекомплект 8 «длинных» торпед и ПЛУР;
- 4 торпедных аппарата калибра 533 мм, боекомплект 32 торпеды, ПЛУР «Водопад» и скоростные ракетоторпеды «Шквал»;
- ПЗРК для самообороны.

* все приведенные данные справедливы для не прошедшей модернизацию подлодки

На передней части рубки горит звезда с цифрой "1". Счет открыт.