Современные технологии обучения презентация. Презентация на тему "современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе". Фгос: что оценивается как результат образования

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

3 слайд

Описание слайда:

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель). Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

4 слайд

Описание слайда:

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Педагогические технологии: 1. Пед. технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса; 2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

5 слайд

Описание слайда:

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов. В данной технологии предлагается введение 2 стандартов: для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному выпускнику) и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый).

6 слайд

Описание слайда:

Разноуровневое обучение - это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого. Это означает, что учащийся А учит математику в среднем уровне вместе с учащимся Б, но на русский язык попадает в сильный уровень с учащимся В, а по иностранному языку занимается с учащимся Д в базовой группе. Переход учащегося из уровня в уровень возможен и на практике происходит безболезненно, так как содержание (тематика) едина для всех уровней. Технология разноуровневого обучения разработана и внедрена в | Московской Технологической школе в 1994 году.

7 слайд

Описание слайда:

Технологии компьютерного обучения. Компьютерные технологии используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала (источник учебной информации), при повторении (дидактические материалы); для контроля знаний (тесты), с целью организации досуговой среды.

8 слайд

Описание слайда:

Технология проектно-исследовательского обучения Цель данного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. « Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать» Л.Н.Толстой.

9 слайд

Описание слайда:

Технология лекционно-семинарской зачётной системы Использование лекционно-семинарской системы обучения в школе имеет ряд существенных преимуществ: 1. Осознанность школьниками процесса учения; 2. Возможность активного включения в него; 3. Планирование ими своей деятельности; 4.Возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности; 5. Возможность широко использовать нетрадиционные формы обучения.

10 слайд

Описание слайда:

Технология проблемного обучения Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Педагогич.проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

11 слайд

Описание слайда:

Игровые технологии Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:  дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;  учебная деятельность подчиняется правилам игры;  учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;  успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ Технология (от греч. - способ производства) - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом. Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели («Педагогическая энциклопедия»).

3 слайд

Описание слайда:

КРИТЕРИИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: Системность - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность и единство. Научность (концептуальность) – опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения целей. Это система взглядов на педагогический процесс, идей, принципов, на основе которых организуется деятельность. Структурированность – наличие определенной внутренней организации системы (цели, содержания), системообразующих связей элементов (концепция, методы), устойчивых взаимодействий (алгоритм),обеспечивающих устойчивость и надежность системы.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕТЕХНОЛОГИИ Здоровьесберегающиетехнологии Технологии интегрированного обучения Проектная деятельность Учебно-исследовательская деятельность Технологии сотрудничества Личностно-ориентированные технологии Обучение на основе учебных задач и ситуаций Информационно-коммуникационная (ИКТ) Технологии дифференцированного обучения Развивающее обучение Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) Технология « дебаты» Деловые игры Проблемное обучение Портфолиоучащихся Компьютерные технологии Интерактивные технологии Технологииразноуровнегообучения

6 слайд

Описание слайда:

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Технология педагогических мастерских Технология обучения как учебного исследования Технология коллективной мыследеятельности Технология эвристического обучения Метод проектов Вероятностное образование (А.Лобок) Развивающее обучение (Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин) «Школа диалога культур» (В.С.Библер) Гуманитарно-личностная технология (Ш.А.Амонашвили) Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н.Ильин) Дизайн-педагогика

7 слайд

Описание слайда:

ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Технология постановки цели Технология полного усвоения (М.В.Кларин) Технология педагогического процесса (С.Д.Шевченко) Технология концентрированного обучения Модульное обучение

8 слайд

Описание слайда:

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Технология проведения дискуссий Технология «Дебаты» Тренинговые технологии Интерактивные технологии – это вид информационного обмена учащихся с окружающей средой.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Технология «Портфолио» Безотметочное обучение Рейтинговые технологии

11 слайд

Описание слайда:

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ Мастерская - это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников. Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнёра, развития толерантности и взаимопомощи.

12 слайд

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. Деконструкция – разрушение, хаос. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, создаётся информационный запрос. Реконструкция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.

13 слайд

Описание слайда:

Социализация – это соотнесение учениками своей деятельности с деятельностью других учеников и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение). Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

14 слайд

Описание слайда:

МЕТОД ПРОЕКТОВ – способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся, предусматривающей определение потребностей людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценку качества, определение реального спроса на рынке товаров.

15 слайд

Описание слайда:

СУТЬ ТЕХНОЛОГИИ Стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, решению этих проблем, умение практически применять полученные знания. Дает возможность результативного проектирования учебного процесса.

16 слайд

Описание слайда:

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА: I этап. Мотивационный – настрой учащихся на интересную работу, чёткое и конкретное объяснение учителем задач проекта и его конечного результата. II этап. Планирование проекта: - создание рабочих групп; - подготовка методических, дидактических и материально-технических средств; - планирование работы групп. III этап. Выполнение проекта (исследовательская деятельность). - Поиск информации; - обработка полученной информации; - представление материала, наработанного в группах; - оценка процесса и текущих результатов проекта-урока; - коррекция проекта (дополнение, изменение, внесение новых предложений и.т.п.) - оформление презентации по проекту. - анализ по выполнению проекта. IV этап. Защита проекта.

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСКУССИЙ Цель: развитие критического мышления школьников, формирование их коммуникативной и дискуссионной Применение дискуссии рекомендуется, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний и формулировании проблем, в подборе аргументов, в предметной подготовке к тем дискуссии. Учебная дискуссия эффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.

19 слайд

Описание слайда:

ФОРМЫ ДИСКУССИЙ «Круглый стол» - беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа, во время которой происходит обмен мнениями. «Заседание экспертной группы» - обсуждается намеченная проблема, затем излагаются позиции всему классу, при этом каждый выступает с сообщением. «Форум» - обсуждение, группа вступает в обмен мнениями с аудиторией. «Симпозиум» - более формализованное обсуждение. Участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории. «Дебаты» - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух соперничающих команд – и опровержений.

20 слайд

Описание слайда:

«ТЕХНИКА АКВАРИУМА» Постановка проблемы (исходит от учителя). Учитель делит класс на подгруппы (обычно располагаются по кругу). Выбирается представитель позиции группы. Группа обсуждает проблему, определяется общая точка зрения. Представители высказывают и отстаивают собственную позицию (больше никто не имеет право высказываться, но разрешается передавать записки с указанием своему представителю). Можно взять тайм-аут для консультаций. Критический разбор всем классом.

21 слайд

Описание слайда:

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино, видео-). Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

22 слайд

Описание слайда:

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах: I - как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам отдельных дидактических задач). II - как основная, определяющая, наиболее значим из используемых в данной технологии частей. III - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).











































1 из 42

Презентация на тему: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Технология - от греческих слов technë (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология - совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов». Технология - от греческих слов technë (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология - совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов». Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма.

№ слайда 3

Описание слайда:

Первую научную педагогическую технологию создал Ян Амос Коменский (1592–1670). Первую научную педагогическую технологию создал Ян Амос Коменский (1592–1670). «Для дидактической машины, – писал он, – необходимо отыскать: 1) твердо установленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели». Описанный модуль «цель – средства – правила их использования – результат» составляет ядро любой технологии.

№ слайда 4

Описание слайда:

«Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО). «Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО).

№ слайда 5

Описание слайда:

«Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.Монахов). «Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.Монахов).

№ слайда 6

Описание слайда:

а) концептуальная основа; а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения; - цели обучения - общие и конкретные; - содержание учебного материала; в) процессуальная часть - технологический процесс; - организация учебного процесса; - методы и формы учебной деятельности школьников; - методы и формы работы учителя; - деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала - диагностика учебного процесса.

№ слайда 7

Описание слайда:

Концептуальностъ. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Концептуальностъ. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

№ слайда 8

Описание слайда:

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

№ слайда 9

Описание слайда:

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

Учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; - учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; - класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня; - основной единицей занятий является урок;

№ слайда 12

Описание слайда:

Урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; - урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; - работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс; - учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы. Учебный год, расписание уроков, каникулы, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы.

№ слайда 13

Описание слайда:

Педагогика, в рамках которой воспитание рассматривается не как воздействие на ребенка, а как диалог педагога и ученика. Педагогика, в рамках которой воспитание рассматривается не как воздействие на ребенка, а как диалог педагога и ученика. Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие, как Шалва Александрович Амонашвили, Виктор Федорович Шаталов, Софья Николаевна Лысенкова и др.отечественные лидеры образования 80-х годов прошлого столетия.

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

Цель: Цель: Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений Сущность: Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации Механизм: Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность

№ слайда 16

Описание слайда:

Цель: Цель: Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся. Сущность: Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания. Механизм: Поисковые методы; постановка познавательных задач.

№ слайда 17

Описание слайда:

Основывается на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов. Основывается на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов. При составлении программ четко формулируются цели, осуществляется логическая проработка содержания, выделяются основные понятия, идеи и ведущие логические связи. Весь материал подразделяется на небольшие, завершенные по смыслу отрезки, обеспечивается их проработка по заранее составленным рациональным алгоритмам, формирующим обобщенные подходы и стратегии деятельности, осуществляется пошаговый контроль, своевременная коррекция, исправление ошибок, если они допущены.

№ слайда 18

Описание слайда:

№ слайда 19

Описание слайда:

теория эвристического обучения, педагогическая разновидность эвристики - науки об открытии нового. теория эвристического обучения, педагогическая разновидность эвристики - науки об открытии нового. В эвристическом обучении ученик изначально конструирует знания в исследуемой области реальности. Для этого ему предлагается реальный значимый объект,но не готовые знания о нем. Полученный учеником продукт деятельности (гипотеза, сочинение и т. п.) затем с помощью учителя сопоставляется с культурно-историческими аналогами - известными достижениями в соответствующей области. В результате ученик переосмысливает, достраивает или драматизирует свой результат.

№ слайда 20

Описание слайда:

Компьютерные технологии на уроке могут рассматриваться: Компьютерные технологии на уроке могут рассматриваться: Не как цель, а как еще один инструмент исследования; Как источник дополнительной информации по предмету; Как способ самоорганизации труда и самообразования; Как возможность личностно-ориентированного подхода; Как способ расширения зоны индивидуальной активности человека.

№ слайда 21

Описание слайда:

№ слайда 22

Описание слайда:

Цель: Цель: Развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения). Сущность: Создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Механизм: Исследовательские методы, вовлечение учащихся в различные виды деятельности.

№ слайда 23

Описание слайда:

нем. Lernen durch Lehren - методика обучения, разработанная и впервые применённая на практике профессором Айхштеттского университета доктором Жан-Полем Мартаном. Суть её заключается в том, чтобы научить студентов и школьников учиться и передавать свои знания своим одноклассникам. нем. Lernen durch Lehren - методика обучения, разработанная и впервые применённая на практике профессором Айхштеттского университета доктором Жан-Полем Мартаном. Суть её заключается в том, чтобы научить студентов и школьников учиться и передавать свои знания своим одноклассникам. Педагог является в данном случае лишь режиссёром, который направляет деятельность учащихся.

№ слайда 24

Описание слайда:

Цель: Цель: Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса. Сущность: Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки. Механизм: Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся.

№ слайда 25

Описание слайда:

Цель: Цель: Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки. Сущность: Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой. Механизм: Проблемный подход, индивидуальный темп обучения.

№ слайда 26

Описание слайда:

Цель: Цель: Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс Сущность: Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения Механизм: Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.

№ слайда 27

Описание слайда:

Цель: Цель: Создание условий для проявления познавательной активности учеников. Сущность: Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика. Механизм: Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся.

Описание слайда:

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев) Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев) Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин) Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев) Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев) Комбинированная система организации процесса обучения химии (Н.П.Гузик)

№ слайда 30

Описание слайда:

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) Материал вводится крупными дозами. Поблочная компоновка материала. Оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов

№ слайда 31

Описание слайда:

Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили - гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания; - индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха; - мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики; - резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтологика, культ родителей; - учебная деятельность: приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

Описание слайда:

Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов) Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов) Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) -это: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационноуправленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

№ слайда 34

Описание слайда:

Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков) Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков) Индивидуализация обучения - это: организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

Описание слайда:

«Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов) «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов) Формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, монофилии культуры. Обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных, не сводимых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев) Укрупненная дидактическая единица - УДЕ - это локальная система понятий, объединенных на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации.

№ слайда 37

Описание слайда:

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович) Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович) Предоставить в распоряжение детей такие краткие схематические записи - конспекты материала и способов работы с ним, которые позволяют, ничего предварительно не заучивая, непосредственно после разъяснений учителя, приступить к самостоятельной работе с новыми заданиями. В результате ученик имеет возможность убедиться, что материал ему понятен, либо у него возникают вопросы, на которые учитель отвечает непосредственно в ходе объяснения.

№ слайда 38

Описание слайда:

Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Гармоническое сочетание интеллектуального, эстетического и практическитрудового аспектов образования. Широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.). Межпредметные связи. Обязательные предметы искусства: живопись, эвритмия (искусство вырази тельных движений) и изображение форм (сложные узоры, графики), музыка (игра на флейте). Большая роль отводится трудовому воспитанию.

№ слайда 39

Описание слайда:

Технология свободного труда (С.Френе) Технология свободного труда (С.Френе) Обучение - процесс природосообразный, проходит естественно, в соответствии с развитием; учитываются особенности возраста и разнообразие способностей детей. Отношения между детьми и ценностные ориентации в их сознании являются приоритетом учебно-воспитательного процесса. Общественно-полезный труд на всех этапах обучения. Большое внимание школьному самоуправлению. Целенаправленно побуждается эмоциональная и интеллектуальная активность детей. Используются новые материальные средства обучения и воспитания (типография, рукописные учебные пособия).

№ слайда 40

Описание слайда:

№ слайда 41

Описание слайда:

В качестве оснований для выбора инновационных технологий и направлений развития нужно учитывать следующее: В качестве оснований для выбора инновационных технологий и направлений развития нужно учитывать следующее: потребности страны, региона, города - социальный заказ школе; государственные документы о развитии школы - государственный заказ; успехи и достижения современной науки о человеке; передовой педагогический опыт; собственный профессиональный опыт, интуицию, творчество руководителей и учителей; анализ результатов и процесса функционирования школы.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе

  • Методический день
  • 15 апреля 2009
  • МОУ «СОШ № 13»
  • Без стремления к научной работе учитель попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается.
  • Адольф Дистервег
Цели:
  • Знакомство с инновационными технологиями
  • Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей.
План проведения методического дня
  • Открытые уроки:
  • 1.Баландина И.С. -7б кл.
  • 2.Кудрявцева Ю.В. – 6а кл.
  • 3.Молодецкая Д.А.- 8б кл.
  • Открытый классный час – 8классы
  • Педсовет – подведение итогов
Технология обучения (педагогическая технология) – новое (с 50-х годов) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.
  • Технология обучения (педагогическая технология) – новое (с 50-х годов) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.
  • Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
  • Педагогическая
  • технология
  • М.В. Кларин
  • «Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей»
  • Г.Ю. Ксенозова
  • «Такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер»
  • В.П. Беспалько
  • «Совокупность средств и методов воспроизведения процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели»
  • В.М. Монахов
  • «Продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающей в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя»
  • В.В. Гузеев
  • «Это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижения прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса»
  • ЮНЕСКО
  • «Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования»
  • Общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном учебном заведении, регионе. В этом случае педагогическая технология отражает комплексную педагогическую систему: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов управления, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
Три уровня педагогических технологий
  • На частнометодическом (предметном) уровне педагогическая технология охватывает отдельные направления, аспекты педагогической системы, соответствующие, например, частным методикам, то есть совокупности методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методики преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы руководителя, учителя, воспитателя).
Три уровня педагогических технологий
  • Локально-модульный уровень технологии относится к отдельным частям учебно-воспитательного процесса: технология отдельных видов деятельности, технология формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, отдельных мероприятий, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.
Педагогические технологии
  • Традиционные технологии
  • Технология уровневой дифференциации
  • Технология проблемного обучения
  • Технология проективного обучения
  • Технология модульного обучения
  • Игровая технология
  • Информационные технологии
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Тестовые технологии
  • Технология развивающего обучения («Школа 2100»)
Новая система в образовании предполагает:
  • Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
  • Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика ЧЕЛОВЕКА.
  • Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро – и макросоциума.
  • Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
  • от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное;
  • от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
  • от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
  • от внешней мотивации учения к внутренней нравственно – волевой регуляции.
Владение педагогическими технологиями учителями школы
  • 2009 год
  • Технология уровневой дифференциации
  • 1.Повышается уровень мотивации учения.
  • 2.Кажый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей
  • 3.Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые – получают возможность испытывать учебный успех
Владение педагогическими технологиями
  • Игровые технологии
  • Формирование у учащихся интереса к учебной деятельности, удовлетворение потребности личности в самовыражении, самоутверждении. Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, развитие общеучебных умений и навыков
Владение педагогическими технологиями
  • Научно – исследовательские технологии
Педагогическая технология:
  • Технология проекта:
  • Формирование навыков проектной деятельности(знание алгоритма составления проектов). Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению
Проектирование
  • создание субъектом модели предстоящей деятельности, включающей представление о стадиях, этапах целенаправленного изменения объекта от исходного состояния к желаемому.
Этапы процесса проектирования
  • Моделирование. Разработка целей (общей идеи) создания систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
  • Проектирование. Дальнейшая разработка модели и доведение ее до уровня практического использования.
  • Конструирование. Детализация созданного проекта для применения в конкретных условиях реальными участниками отношений и деятельности.
Структура проекта включает:
  • определение темы, цели, задач и актуальности проекта;
  • научно-методическое обоснование проекта;
  • ожидаемые результаты проекта;
  • механизмы выполнения проекта; исполнители, взаимодействия между ними;
  • программа выполнения работ по проекту (описание этапов, используемых методов и способов решения, планируемые сроки выполнения);
Выводы:
  • в работе учителей вызывают затруднения такие педагогические технологии : уровневой дифференциации, личностно-ориентированного обучения, модульного обучения, технология проектов, групповые технологии, научно-исследовательские, информационные технологии
  • Затруднения могут быть определены низкой осведомленностью учителей о существовании указанных технологий и их сущности. Кроме того, такие затруднения могут быть вызваны низким техническим обеспечением для проведения определенных технологий.
Информационные технологии
  • Формирование умений учащихся работать с информацией,
  • Развитие коммуникативных способностей,
  • Формирование умений принимать оптимальные решения.
  • Изменение и неограниченное обогащение содержания образования.
  • Использование интегрированных курсов, доступ в интернет
  • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • - ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И.П.ИВАНОВА -ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ -ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ -ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОВОСПИТАНИЯ -ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ -ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ -технология личностно-ориентированного воспитания
  • Коллективное творческое дело
  • Коллективное творческое дело
  • Воспитательная технология, основанная на проведении и подготовке любого мероприятия по принципам:
  • Коллективности (все решения принимаются и осуществляются совместно)
  • Активного личностного участия (каждый имеет попробовать себя в каждом деле)
  • Творческого подхода
  • Основная воспитательная задача – развитие личностных качеств.
Коллективное целеполагание
  • Структура КТД
  • Коллективное целеполагание
  • Коллективное планирование
  • Коллективная подготовка
  • Проведение дела
  • Коллективный анализ по итогам (рефлексия)
  • коррекция
Сравнительная таблица: « КТД классическое и КТД личностно-ориентированное»
  • КТД по модели
  • Иванова И.П.
  • КТД личностно-ориентированное
  • Коллективное целеполагание
  • Реализация общественно-значимых задач
  • при выборе дела
  • Дело как реализация задач личностного развития
  • Коллективное планирование
  • Акцент на групповое
  • авторство идей
  • Акцент на
  • индивидуальное авторство идей, умение представлять их в группе
  • Коллективная подготовка
  • Акцент на групповой работе
  • Акцент на принятие решений на добровольной основе и развитие творческих стратегий каждого
  • Коллективное проведение дела
  • Только командное участие
  • Согласованность индивидуальной деятельности с групповой
  • Коллективный анализ по итогам
  • Оценка группового участия в организации дела
  • Оценка личностного участия, оценка своего потенциала
Механизм разработки коллективного творческого дела
  • Определение цели. Мобилизация ресурсов.
  • Представление советом основной идеи дела. Коллективное обсуждение.
  • Разработка плана с указанием конкретных исполнителей и сроков.
  • Контроль за выполнением плана(руководитель совета дела).
  • Проведение дела.
  • Анализ КТД(сбор, анкетирование, стенгазеты, линейки и т.д.). Внесение изменений в чередующиеся творческие задания. Планирование нового КТД.
Метод «Мозгового штурма»(«мозговой атаки», коллективной генерации идей)
  • метод, позволяющий при минимальных затратах времени найти множество решений, выдвигаемых участниками спонтанно, для поставленной проблемы.
  • Разработан А. Осборном в 1953 г.
  • Правила проведения :
  • Существует запрет на критику идей;
  • Идеи оцениваются после штурма,
  • В первую очередь приветствуются идеи оригинальные, высказанные экспромтом;
  • Предпочтения отдаются комбинированным и усовершенствованным идеям;
  • Высказанные идеи не имеют авторов, так как идея могла ранее «мысленно принадлежать» любому из участников
Формы КТД
  • Спортивные КТД
  • Познавательные КТД
  • Общественные КТД
  • Эстетически-развлекательные КТД
Последовательность:
  • Механизм анализа КТД (акцент на рефлексию воспитанником собственной деятельности)
  • Последовательность:
  • Первым дает анализ и оценку дела участник КТД.
  • Затем – участники группы.
  • Завершают анализ педагоги.
  • Примерные вопросы анализа:
  • Что хорошего удалось?
  • Как это меня лично продвинуло?
  • Что получила творческая группа? Каковы основные результаты?
  • Что мне следует изменить?
  • Пожелания всем.
  • Что делать дальше?
Единство жизненно-практической и воспитательной направленности.
  • Основные условия воспитательной результативности КТД
  • Единство жизненно-практической и воспитательной направленности.
  • Творческий характер каждого дела: поиск лучших решений жизненно важной задачи на всех стадиях организации.
  • Единство отдельных стадий организации каждого дела: стадии предварительной работы, коллективного планирования, подготовки, проведения, подведения итогов и ближайшего последействия.
Выводы:
  • На основе представленных на педсовете материалов можно утверждать, что эффективность педагогического труда неразрывно связана с работой по созданию новой образовательной среды, основными принципами которой становятся субъект – субъектные отношения педагога и учащихся в учебном процессе. С целью успешного продолжения работы педсовет выносит решение::
Решение педсовета:
  • 1.Запланировать и провести семинар по теме «Здоровьесберегающие технологии»
  • 2.Организовать в рамках школы передового опыта систему открытых уроков по теме «Внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс»
  • 3.На ШМО изучить ресурсные возможности внедрения в практику работы инновационных технологий с целью совершенствования педагогической деятельности
  • 4. В учебной деятельности:
  • Сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников. Формировать у них практические навыки самообразования
  • Увеличить время на самостоятельную работу(проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность)
  • Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса
Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе
  • Спасибо за сотрудничество!

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Современные образовательные технологии Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, может и непременно должно стать обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности школьника. Четыре основания образования Учиться знать Учиться делать Учиться жить Учиться быть Современные образовательные технологии во-первых, позволяют организовать самостоятельную деятельность учащихся по освоению содержания образования во-вторых, включают учащихся в различные виды деятельности во-вторых, включают учащихся в различные виды деятельности (приоритет отдается исследовательской, творческой и проектной деятельности) в-третьих, это технологии работы с различными источниками информации, так как информация сегодня используется как средство организации деятельности, а не как цель обучения (информационные технологии, включая технологию дистанционного обучения, технологию проблемного обучения) в-четвертых, это технологии организации группового взаимодействия, поскольку отношения партнерства и сотрудничества пронизывают современный образовательный процесс, направленный на развитие толерантности и корпоративности в-четвертых, это технологии организации группового взаимодействия, поскольку отношения партнерства и сотрудничества пронизывают современный образовательный процесс, направленный на развитие толерантности и корпоративности в-пятых, это технологии метапознавательной деятельности учащихся, так как субъектная позиция ученика становится определяющим фактором образовательного процесса, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей. Зарубежные подходы к определению педагогических технологий

  • М. Кларк считает, что смысл педагогической технологии заключается в применении в сфере образования изобретений, промышленных изделий и процессов, которые являются частью технологии нашего времени.
  • Ф. Персиваль и Г. Эллингтон указывают на то, что термин «технология в образовании» включает любые возможные средства представления информации. Это оборудование, применяемое в образовании, такое как телевидение, различные средства проекции изображений и т.д. Другими словами технология в образовании – это аудиовизуальные средства.
  • Современный словарь терминов ЮНЕСКО предлагает два смысловых уровня данного понятия. И в первоначальном смысле педагогическая технология означает использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций, таких как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры и другие.
Российские подходы к определению педагогических технологий
  • В.П. Беспалько считает, что «…педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса».
  • это определение ориентировано на использование педагогической технологии только в процессе обучения. Что приводит к резкому сужению этого понятия как педагогической дефиниции и возможностей использования его в практической педагогической деятельности.

  • В.М. Монахов: педагогическая технология- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащегося и учителя.
  • М.В. Кларин рассматривает педагогическую технологию как системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Такое определение более ёмко, так как речь здесь уже об общих педагогических целях.
Технологический подход к обучению означает: 1. Постановку и формулировку диагностируемых учебных целей, ориентированных на достижение запланированного результата обучения. 2. Организацию всего хода обучения в соответствии с учебными целями. 3. Оценку текущих результатов и их коррекцию. 4. Заключительную оценку результатов. Признаки педагогической технологии
  • цели (во имя чего необходимо преподавателю ее применять);
  • наличие диагностических средств;
  • закономерности структурирования взаимодействия педагога и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс;
  • система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей;
  • средства анализа процесса и результатов деятельности преподавателя и учащихся.

В связи с этим неотъемлемыми свойствами педагогической технологии являются ее целостность, оптимальность, результативность, применимость в реальных условиях.

Примеры современных педагогических технологий по Г.К. Селевко: Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

  • Педагогика сотрудничества
  • Гуманно-личностная технология (Ш.А.Амонашвили)
  • Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
  • Игровые технологии
  • Проблемное обучение
  • Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
  • Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
  • Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
  • Технология С.НЛысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
  • Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков)
  • Технология программированного обучения
  • Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
  • Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
  • Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
  • «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)
  • «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)
  • Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)
  • Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)
Примеры современных педагогических технологий по Г.К. Селевко: Частнопредметные педагогические технологии
  • Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)
  • Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (В.Н. Зайцев)
  • Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)
  • Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)
  • Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)
  • Альтернативные технологии
  • Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
  • Технология свободного труда (С.Френе)
  • Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)
  • Природосообразные технологии
  • Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)
  • Технология саморазвития (М.Монтессори)
  • Технологии развивающего обучения
  • Система развивающего обучения Л.В. Занкова
  • Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
  • Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов)
  • Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская)
  • Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
  • Педагогические технологии авторских школ
  • Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский)
  • Школа-парк (М.А. Балабан)
  • Агрошкола А.А. Католикова
  • Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)
Обзор современных педагогических технологий
  • Информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии
  • Креативные технологии
  • Игровые технологии: имитационные; операционные; исполнение ролей; «деловой театр»; психодрама и социодрама
  • Технология модульного обучения
  • Тренинги
  • Коучинг
Например, Технология модульного Например, Технология модульного обучения создает надежную основу для групповой и индивидуальной самостоятельной работы учащихся и экономит время без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала. Кроме того, достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений учащихся, развивается их творческое и критическое мышление. Основной целью данного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Основной целью данного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Реализация данной цели позволит: повысить мотивацию изучения предмета; повысить качество знаний; повысить уровень образовательного процесса в целом. Технологии 1. Понятия проблемного обучения
  • Проблемное обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания (А.М. Матюшкин).
  • Проблемное обучение - это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В.Оконь).
Понятия проблемного обучения
  • Проблемное обучение - это тип развивающего обучения , содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (М.И. Махмутов).
  • Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий , которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко).

Проблемное обучение

Вербицкий А.А.

Концептуальные аспекты проблемного обучения

  • Ведущая идея концепции:
  • вовлечение учащихся в творческую деятельность посредством постановки проблемносформулированных вопросов и заданий;
  • активизация их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.
  • Основой для реализации концепции является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
Этапы продуктивной познавательной деятельности
  • Наукой установлена последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:
  • Преднамеренное создание проблемной ситуации является отправным моментом проблемного обучения, а возникшая при этом проблема и будет учебной проблемой.

Создание (возникновение)

проблемной

ситуации

Постановка

проблемы

Поиск способов решения

проблемы

Методы проблемного обучения 1. По способу решения проблемных задач выделяют четыре метода:

    • проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее);
    • совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися);
    • исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно);
    • творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение).
Методы проблемного обучения 2. По способу представления проблемных ситуаций и степени активности учащихся выделяют шесть методов (М.И.Махмутов):
    • метод монологического изложения;
    • рассуждающий метод;
    • диалогический метод;
    • эвристический метод;
    • исследовательский метод;
    • метод программированных действий.
Монологический метод
  • представляет собой незначительное изменение традиционного метода;
  • используется, как правило, с целью передать значительный объем информации и сам учебный материал при этом перестраивается несознательно;
  • педагогом осуществляется не создание, а номинальное обозначение проблемных ситуаций.
Рассуждающий метод
  • в монолог преподавателя вводятся элементы рассуждения, логика выхода из вытекающих в силу особенностей построения материала затруднений;
  • учитель, отмечает наличие проблемной ситуации, показывает, как выдвигались и сталкивались разные гипотезы;
  • метод требует уже большей перестройки учебного материала по сравнению с традиционным;
  • порядок следования сообщаемых фактов выбирается таким образом, чтобы объективные противоречия содержания были представлены особенно подчеркнуто и возбуждали познавательный интерес учащихся и желание их разрешить;
  • ведется не столько диалог, сколько монолог: вопросы могут и задаваться и преподавателем, но они не требуют ответа и используются только для того, чтобы привлечь учащихся.
Диалогический метод
  • структура учебного материала остается такой же, как в рассуждающем методе;
  • задаются информационные вопросы и к обсуждению широкого привлечения учащихся;
  • ученики активно участвуют в постановке проблемы, выдвигают предположения, пытаются самостоятельно их доказать;
  • учебный процесс при этом происходит под контролем учителя, им самостоятельно ставится учебная проблема и осуществляется не столько помощь учащимся по нахождению ответов, сколько самостоятельная их констатация;
  • характеризуется возможность учащихся реализовать свою поисковую активность.
Эвристический метод
  • учебный материал разбивается на отдельные элементы, в которых преподавателем дополнительно ставятся определенные познавательные задачи, разрешаемые непосредственно учащимися;
  • педагогом ставятся проблемы, которые предстоит решить, констатируется правильность тех или иных методов, которые уже в дальнейшем служат основой лишь для самостоятельной деятельности учащихся;
  • осуществляется имитация самостоятельного исследования учащимися, но в пределах руководства и помощи педагога.
Исследовательский метод
  • структура и последовательность подачи материала как в эвристическом методе;
  • постановка вопросов осуществляется не вначале того или иного элемента изучения проблемы, а уже по итогам ее самостоятельного рассмотрения учащимися;
  • деятельность учителя носит не направляющий характер, а оценочный, констатирующий;
  • деятельность учащихся приобретает самостоятельный характер, они дополнительно обучаются не только решать проблему, но и становятся способными ее выделить, осознать, сформулировать.
Метод программированных действий
  • педагогом осуществляется разработка целой системы программированных заданий, в которой каждое задание состоит из отдельных элементов (или «кадров»);
  • «кадры» содержат часть изучаемого материала или определенной направленности, в рамках которого учащимся предстоит самостоятельно ставить и решать соответственные подпроблемы, урегулировать проблемные ситуации;
  • после изучения одного элемента учащийся, сделав самостоятельно соответствующие выводы, переходит к следующему, причем доступность следующего этапа определяется правильностью выводов, сделанных на предыдущем.
Возникновение проблемной ситуации
  • Проблемная ситуация порождается:
  • логикой учебного предмета;
  • логикой учебного процесса;
  • учебной или практической ситуацией.
  • В первых двух случаях, как правило, они возникают объективно, т.е. независимо от желания учителя.
  • Проблемные ситуации учитель создает преднамеренно,если ему известны общие закономерности их возникновения.
Способы создания проблемных ситуаций
  • Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
  • Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике.
  • Поиск новых путей практического применения учащимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения.
  • Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них.
Правила создания проблемных ситуаций
  • Проблемные ситуации должны содержать посильное познавательное затруднение.
    • Решение задачи, не содержащей познавательной затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение.
    • С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных положительных последствий.
    • Проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью.
    • Такие положительные эмоции как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.
Способы создания проблемной ситуации Этапы поиска способов решения Этапы решения проблемы Прогнозируемый результат
  • умение мыслить логично, научно, диалектически, творчески;
  • способствование переходу знаний в убеждения;
  • пробуждение интеллектуальных чувств (удовлетворенности, уверенности в своих возможностях);
  • пробуждение интереса к научному знанию.

2. Личностно-ориентированное образование

это образование, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

  • (Якиманская И.С.)

Создание

благоприятных условий

Личностно-ориентированное обучение

"Субъектный" характер обучения в УМК « Гармония»

проявляется на всех его этапах:

  • получения и систематизации знаний;
  • контроля и самоконтроля;
  • оценки и самооценки;

Компоненты личностно-ориентированного обучения

  • создание положительного эмоционального настроя
  • на работу всех учеников в ходе урока;

  • использование проблемных творческих заданий;
  • стимулирование учеников к выбору и
  • самостоятельному использованию разных

    способов выполнения заданий;

  • применение заданий, позволяющих ученику
  • самому выбирать тип, вид и форму материала

    (словесную, графическую, условно-символическую);

  • рефлексия.

Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:

  • Разноуровневый
  • Дифференцированный
  • Индивидуальный
  • Субъктивно-личностный

Особенность личностно-ориентированного подхода.

Образовательный процесс должен быть направлен на

Интересы

Склонности

Уровень обученности

Способности

Усвоение знаний

Развитие

познавательных

Способы усвоения и

процессы мышления

Развитие

творческих

способностей

С этой целью:

      • разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;
      • организуются групповые занятия на основе
      • диалога и имитационно-ролевых игр;

      • учебный материал конструируется для
      • реализации метода исследовательских

        проектов, выполняемых самими учениками.

Принципы личностно-ориентированного обучения
  • Принцип природосообразности
  • Принцип культуросообразности
  • Принцип индивидуально-личностного подхода
  • Личностно-ориентированное обучение способствует развитию
  • Образного восприятия
  • Творческого мышления
  • Эмоционально-личностного отношения к учению

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода

  • Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.
  • Игровые технологии
  • Технологии развивающего обучения
  • Проблемное обучение
  • Технология уровневой дифференциацииВ.В.Фирсов

Отличия личностно- ориентированного урока от традиционного

просматриваются в четырёх аспектах:

  • -в организации самого урока и деятельности на нём;
  • -в иной позиции педагога по отношению к ученику и к учебному процессу, к роли учителя в нём;
  • -в иной позиции самого ученика как субъекта учебной деятельности (именно благодаря иной позиции педагога и выращивается субъектная позиция ученика);
  • -в ином характере взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе.

Функции педагога:

  • Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки);
  • Учитель как исследователь (исследовательская функция);
  • Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция);
  • Учитель как эксперт (экспертная, консультативная функция).

Главная задача учителя в личностно-ориентированном образовательном пространстве.

Главное, на что работает учитель в личностно ориентированном образовательном пространстве – организация «событийной общности» с учеником, помощь ему в освоении позиции субъекта собственной жизнедеятельности.

Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.

3. Групповые технологии или сотрудничество

К групповым технологиям можно отнести следующие виды коллективной учебно-познавательной деятельности:

групповую работу на принципах дифференциации и межгрупповую работу, когда каждая группа имеет свое задание в общей цели.

Сотрудничество - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.

У ученика есть выбор-

уровня задания,

формы работы,

состава группы.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся являются:

  • класс на уроке делится на группы для решения учебных задач;
  • каждая группа получает задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
  • состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные
  • возможности каждого члена

    группы.

4. Игровые технологии Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических методов, способов приёмов обучения, воспитательных средств.
  • -Игра - форма психогенного поведения,
  • (Д.Н.Узнадзе)

    2. -Игра- пространство «внутренней социализации» ребенка, средство

    усвоения социальных установок (Л.С. Выготский)

    3. -Игра- свобода личности в воображении, иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н.Леонтьев)

Технология развивающих игр- Б.П. Никитин.

Формы групповой работы: Формы групповой работы:
  • групповая диагностика
  • развивающие и коррекционно-развивающие занятия
  • тренинги
  • психологические игры
  • мастер-классы для взрослых.
  • Методы групповой работы:
  • Игротерапия
  • Сказкотерапия
  • Музыкотерапия
  • Цветотерапия
  • Приемы групповой работы:
  • игровые упражнения,
  • ролевые и настольные игры,
  • мозговой штурм,
  • моделирование, дискуссия, диалог и т.д.
Игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально - координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Функции игры

Познавательный интерес,

активизация деятельности

Развитие ВМ,

логического мышления,

творческих

способностей

Коммуникативная

Социализация,

толерантность

Межнациональная

коммуникация

Повышение

самооценки

Направление игры

  • дидактическая цель в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность школьника подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве средства игры
  • успешность выполнения связана с игровым заданием;
  • вводится элемент соревновательности.
Типология педагогических игр по характеру игровой методике
  • предметные,
  • сюжетные,
  • ролевые,
  • деловые,
  • имитационные
  • игры-драматизации
  • специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различны-ми средствами передвижения.
Возможности использования игровых технологий: 1) Ролевые игры на уроке (инсценирование); 2) Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование , урок - конкурс, урок - путешествие , урок - КВН ); 3) Игровая организация учебного процесса с использованием заданий , которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.); 4) Использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); 5) Различные виды внеклассной работы (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
  • Под информационной компьютерной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

5.Информационные компьютерные технологии

И.В.Роберт

И.В.Роберт под средствами современных ИКТ понимает программные, программно-аппаратные и технические средства.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке.

  • Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке.
  • Большой вклад в решение проблемы информационной компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, О.И.Агапова, С.Пейперт, Б.Хантер и др.
Преимущество использования информационных компьютерных технологий
  • огромный интерес детей и подростков заниматься всем, что связано с компьютерами;
  • широкие мультимедийные возможности;
  • возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка;
  • интерактивность компьютерных программ;
  • экономия временных ресурсов.
Компьютерные ресурсы, используемые в работе школьного учителя готовый продукт:
  • Компьютерные тренажеры;
  • батареи компьютерных тестов;
  • приключенческие квесты и обучающие игры;
  • книги, учебники и энциклопедии;
  • электронные рассылки;
  • самостоятельно-разработанный инструментарий:
  • игры и программы-презентации, составленные с помощью программы Microsoft Power Point;
  • веб-страницы и веб-сайт;
  • подборки компьютерных тестов, набранных в креаторе тестов;
  • цифровые видеоролики и др.
Использование информационных компьютерных технологий предлагает следующий список преимуществ
  • Доступ к разнообразным источникам информации благодаря Интернет;
  • Возможность опосредованного консультирования и просвещения;
  • Точность и быстрота обработки диагностического материала;
  • Большой интерес учащихся к современным информационным технологиям (это можно использовать для повышения учебной мотивации);
  • Наличие компьютерных развивающих тренажеров;
  • Высокое качество и наглядность стимульного материала
ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Инновация (от лат. in - в, novus - новый) означает нововведение, новшество.
  • Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.
инновации в системе образования связаны с внесением изменений:
  • в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
  • в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
  • в систему контроля и оценки уровня образования;
  • в учебно-методическое обеспечение;
  • в систему воспитательной работы;
  • в учебный план и учебные программы;
  • в деятельность учащегося и преподавателя.