Депутат госдумы артур чилингаров. Артур Николаевич Чилингаров. Биографическая справка. Арктический шельф и антарктический айсберг

специальный представитель Президента Российской Федерации по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, член Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президент МОО «Ассоциация полярников», Первый Вице-президент Русского географического общества, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации, Лауреат Государственной премии СССР

Родился в 1939 году в Ленинграде.

В 1963 году окончил Ленинградское высшее инженерно-морское училище (ныне Государственная морская академия имени адмирала С. О. Макарова) по специальности океанология.

Трудовой путь начал слесарем-монтажником Балтийского судоремонтного завода.

В 1963 год - работа в Арктической научно-исследовательской обсерватории в посёлке Тикси в качестве инженера-гидролога; изучал Северный Ледовитый океан и океаническую атмосферу.

В 1965 год - избрание первым секретарём Булунского РК ВЛКСМ Якутской АССР. За всю историю ВЛКСМ он был единственным беспартийным секретарём райкома.

В 1969-1971 - возглавлял высокоширотную научную экспедицию «Север-21». Полученные результаты позволили обосновать возможность круглогодичного использования трассы Северного морского пути на всём её протяжении. Являлся начальником дрейфующих станций «СП-19», «СП-22».

В C 1971 года - начальник антарктической станции Беллинсгаузен 17-й советской антарктической экспедиции.

В 1974-1979 годы - начальник Амдерминского территориального управления по гидрометеорологии и контролю природной среды.

В 1979-1986 годы - начальник Управления кадров и учебных заведений, член коллегии Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды.

В 1982 год - при помощи председателя Союза обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами космонавта Валентины Владимировны Терешковой Артур Николаевич был утверждён президентом общества «СССР - Канада».

В 1986-1992 годы - заместитель Председателя Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, начальник Главного управления по делам Арктики, Антарктики и Мирового океана. Руководитель научной экспедиции на атомоходе «Сибирь» к Северному полюсу и трансконтинентального перелёта «Ил-76» в Антарктиду.

В 1993-1996 годы - Депутат Государственной Думы первого созыва

В 1996-2000 годы - Депутат Государственной Думы второго созыва

В 2000-2003 годы - Депутат Государственной Думы третьего созыва

В 2003 - 2007 годы - Депутат Государственной Думы четвёртого созыва

В 2007-2011 годы - Депутат Государственной Думы пятого созыва, Первый заместитель Руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

В августе 2012 года – назначен специальным представителем Президента Российской Федерации по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике.

Артур Чилингаров родился в Ленинграде в 1939 году. После окончания десяти классов средней школы поступил в Ленинградское высшее морское инженерное училище им. адмирала Макарова, которое с успехом окончил в 1963 году по специальности океанолог.

Трудовой путь великий путешественник начал слесарем на Балтийском судоремонтном заводе. После окончания училища в 1963 году он был принят на работу в Арктическую научно-исследовательскую обсерваторию в поселке Тикси на должность инженера-гидролога. Здесь он занимался изучением Северно-Ледовитого океана и океанической атмосферы. Склонность к организаторской работе, инициативность и умение ладить с коллективом были замечены, и Чилингаров в 1965 году был приглашен на должность первого секретаря Булунского РК ВЛКСМ Якутии.

В 1969 году Чилингаров возглавил станцию «Северный полюс-19», созданную на дрейфующих льдах, с 1971 года работал в должности начальника станции «Беллинсгаузен», а с 1973 года – начальником станции «Северный полюс-22». В период с 1970-1980 гг. Артур Чилингаров занимал высокие должностные посты в системе органов Государственного комитета СССР по гидрометеорологии. Стал лауреатом Государственной премии СССР за активное участие в научных обоснованиях экспериментальных плаваний по Северно-морскому пути в зимне-весенний период.

Опыт антарктических и арктических исследований был успешно применен им в 1985 году, когда проводилась спасательная операция по выводу из ледовой ловушки экспедиционного судна под названием «Михаил Сомов». Чтобы выручить из ледового плена судно Чилингаров привел к нему ледокол «Владивосток». За проявленные в этой опасной и сложнейшей операции героизм и мужество Чилингарову в 1986 году было присвоено высшее звание Героя Советского Союза. Многие СМИ писали, что этой наградой были отмечены все прошлые заслуги знаменитого исследователя.

С 1986 по 1992 годы Чилингаров занимал пост Председателя Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, начальника Главного управления по делам Арктики, Антарктики и Мирового океана. В 1987 году возглавил руководство над командой атомного ледокола «Сибирь», который в свободном плавании достиг географического Северного полюса. Это было историческое событие. Такой успех в 1977 году достался ледоколу «Арктика». Однако последний шел летом, в августе, когда ледовые условия относительно благоприятные. Ледокол «Сибирь» шел в мае, который в Арктике считается почти зимним месяцев. Так получилось, что экспедиция к Северному полюсу в 1987 году стала последним крупным походом Чилингарова. В стране началась перестройка, которая повлекла за собой свертывание на длительный срок программы исследования полярных районов. На всех советских полярников, на их дела и цель их жизни обрушился жесточайший удар. И Чилингаров принял решение уйти в большую политику, так как, по его словам, только через властные структуры можно было что-то сделать.

В конце 1993 года Артур Чилингаров стал депутатом Государственной Думы. На своем посту он сделал много для Арктики. С его подачи проходили многие законы, улучшающие положение полярников и северян. Не без его участия были созданы специальные комитеты и комиссии по Северу в Госдуме, разработаны национальные программы помощи Северу, сформирован кредитный Полярный фонд и многие другие начинания. Чилингаров не один раз выступал в Думе за то, чтобы Россия приняла участие в международных проектах транспортировки в Европу и Азию антарктических айсбергов с целью получения пресной воды, которая с каждым годом становится все более дефицитным природным ресурсом.

Стараниями Артура Чилингарова были организованы несколько экспедиций в Арктику, которые стали заметными шагами в исследовании северных районов. В 2003 году он стал инициатором открытия долговременной дрейфующей научной станции «Северный полюс-32», которая оказалась первой после станции «Северный полюс-31», закрытой в 1991 году.

В январе 2002 года великий исследователь на одномоторном самолете Ан-ЗТ достиг Южного полюса, тем самым доказав возможность эксплуатации легкой авиации в Антарктиде. Это событие стало заметным достижением на фоне свертывания присутствия российских полярников в Антарктике.

Летом 2007 года Артур Чилингаров возглавил арктическую экспедицию на судне «Академик Федоров». Целью экспедиции был сбор доказательств того, то шельф Северного океана имеет структуру, идентичную структуре береговой части северной России, и является продолжением Сибирской материковой платформы. На дно океана были погружены аппараты «Мир-1» и «Мир-2», на борту одного из которых находился сам Чилингаров. Сообщалось, что во время экспедиции на дне океана был установлен титановый флаг РФ и оставлена капсула с посланием будущему поколению. Этот шаг был подвержен критике со стороны США. По возвращению в Москву, с успешным окончанием экспедиции Чилингарова поздравил президент Владимир Путин, а 10 января 2008 года за проявленные мужество и героизм в особых условиях великому исследователю было присвоено звание Героя России.

Чилингаров проявил себя не только как великий исследователь, но и как ученый. Он является соавтором более пяти десятков научных работ, среди которых один атлас по проблемам Арктики и Антарктики и четыре монографии. Он внес незаменимый вклад в исследование полярных районов Земли: в его трудах выполнен комплексный социально-географический и экономико-географический анализ Арктики, даны оценки воздействия различных факторов на развитие региона.

Имя великого исследователя попало в Книгу рекордов Гиннесса, как имя человека, сумевшего в течение шести месяцев побывать на обоих полюсах Земли – Южном и Северном. В мае 2010 года Артуру Чилингарову, как неоднократному герою страны, в Петербурге был установлен памятник – бюст из бронзы скульптура Фридриха Согоняна.

Сегодня Артур Чилингаров живет и работает в Москве.

Русское географическое общество

Русское географическое общество (РГО) было основано по высочайшему повелению императора Николая I в 1845 году. Идея о создании Общества принадлежала адмиралу Ф.П. Литке, воспитателю будущего первого Председателя РГО Великого князя Константина Николаевича. Задачей новой организации было: «собрать и направить лучшие молодые силы России на всестороннее изучение родной земли».

Среди учредителей Русского географического общества были знаменитые мореплаватели: адмиралы Ф.П. Литке, И.Ф. Крузенштерн, Ф.П. Врангель, П.И. Рикорд; члены Петербургской Академии наук: естествоиспытатель К.М. Бэр, астроном В.Я. Струве, геолог Г.П. Гельмерсен, статистик П.И. Кеппен; видные военные деятели (бывшие и действующие офицеры Генерального штаба): генерал-квартирмейстер Ф.Ф. Берг, картограф М.П. Вронченко и М.Н. Муравьев; представители русской интеллигенции: лингвист В.И. Даль и князь В.Ф. Одоевский.

Вот как охарактеризовал сущность Русского географического общества знаменитый географ, путешественник и государственный деятель П.П. Семенов (Тян-Шанский): «Свободная и открытая для всех, кто проникнут любовью к родной земле и глубокой, несокрушимой верой в будущность Русского государства и русского народа, корпорация».

С момента основания Русское географическое общество не прекращало своей деятельности, однако название организации неоднократно изменялось: свое современное имя оно носило в 1845–1850, 1917–1926 г.г. и с 1992 г. по настоящее время. Именовалось Императорским с 1850 по 1917 г. В советское время назвалось Государственное географическое общество (1926–1938) и Географическое общество Союза ССР (или Всесоюзное географическое общество) (1938–1992).

В разные годы Русским географическим обществом руководили представители Российского Императорского дома, знаменитые путешественники, исследователи и государственные деятели. Русское географическое общество внесло крупнейший вклад в изучение Европейской России, Урала, Сибири, Дальнего Востока, Средней и Центральной Азии, Кавказа, Ирана, Индии, Новой Гвинеи, полярных стран и других территорий. Эти исследования связаны с именами известных путешественников Н.А. Северцова, И.В. Мушкетова, Н.М. Пржевальского, Г.Н. Потанина, М.В. Певцова, Г.Е. и М.Е. Грумм-Гржимайло, П.П. Семёнова-Тян-Шанского, В.А. Обручева, П.К. Козлова, Н.Н. Миклухо-Маклая, А.И. Воейкова, Л.С. Берга и мн. др.

Другой важной традицией РГО была связь с русским флотом и морскими экспедициями. В числе действительных членов Общества были знаменитые морские исследователи: П.Ф. Анжу, В.С. Завойко, Л.А. Загоскин, П.Ю. Лисянский, Ф.Ф. Матюшкин, Г.И. Невельской, К.Н. Посьет, С.О. Макаров.

В императорский период почетными членами Общества избирались члены иностранных королевских фамилий (например личный друг П.П. Семенова-Тян-Шанского бельгийский король Леопольд Второй, Турецкий султан Абдул Гамид, британский принц Альберт), известные иностранные исследователи и географы (барон Фердинанд Рихтгофен, Роальд Амудсен, Фритьоф Нансен и др.).

В 1851 г. открылись два первых региональных отдела Русского географического общества: Кавказский в Тифлисе и Сибирский в Иркутске, затем создаются отделы: Оренбургский, Северо-Западный в Вильно, Юго-Западный в Киеве, Западно-Сибирский в Омске, Приамурский в Хабаровске, Туркестанский в Ташкенте. Они проводили обширные исследования своих регионов. К 1917 г. ИРГО насчитывало 11 отделов (включая штаб-квартиру в Санкт-Петербурге), 2 подотдела и 4 отделения.

В советское время работа Общества изменилась, РГО сосредоточилось на относительно небольших, но глубоких и всесторонних региональных исследованиях, а также крупных теоретических обобщениях. Значительно расширилась география региональных отделений: по состоянию на 1989–1992 гг. в ГО СССР работало Центральное отделение (в Ленинграде) и 14 республиканских отделений. В РСФСР насчитывалось 18 филиалов, 2 бюро и 78 отделов.

Русским географическим обществом были заложены и основы отечественного заповедного дела, идеи первых российских ООПТ рождались в рамках Постоянной природоохранительной комиссии ИРГО, создателем которой был академик И.П. Бородин.

Важнейшим событием стало создание постоянной комиссии Императорского Русского географического общества (ИРГО) по изучению Арктики. Итогом ее работы стали всемирно известные Чукотская, Якутская и Кольская экспедиции. Отчет об одной из арктических экспедиций общества заинтересовал великого ученого Д.И. Менделеева, разработавшего несколько проектов освоения и исследования Арктики. Русское географическое общество стало одним из организаторов и участников Первого Международного полярного года, в ходе которого были созданы автономные полярные станции в устье Лены и на Новой Земле.

При содействии Русского географического общества в 1918 г. было создано первое в мире высшее учебное заведение географического профиля – Географический институт. А в 1919 г. одним из наиболее известных членов Общества В.П. Семеновым-Тян-Шанским был основан первый в России географический музей, в период расцвета его коллекции занимали третье место в России после Эрмитажа и Русского музея.

В советский период Общество активно развивало новые направления деятельности, связанные с пропагандой географических знаний: учреждена комиссия соответствующей направленности, открыто Консультативное бюро под руководством Л.С. Берга, начал свою работу знаменитый лекторий им. Ю.М. Шокальского.

Сегодня в Русском географическом обществе насчитывается около 13 000 членов в России и за рубежом. Региональные отделения имеются во всех 85 регионах Российской Федерации.

Основными направлениями деятельности Русского географического общества являются экспедиции и исследования, образование и просвещение, охрана природы, издание книг, работа с молодежью.



Ч илингаров Артур Николаевич – известный исследователь Арктики и Антарктики, крупный учёный-океанолог, государственный и политический деятель, доктор географических наук, профессор; начальник спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток»; руководитель Высокоширотной арктической глубоководной экспедиции «Арктика-2007»; один из четырёх человек, удостоенных одновременно званий Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации.

Родился 25 сентября 1939 года в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург) в семье служащего. Армянин. Окончил 10 классов. Работал слесарем-монтажником на Балтийском заводе имени Серго Орджоникидзе. В 1963 году окончил Ленинградское высшее инженерно-морское училище имени адмирала С.О.Макарова по специальности «океанология».

Вся его деятельность непосредственно связана с исследованиями Арктики и Антарктики. Начав в 1963 году работу в Арктической научно-исследовательской обсерватории в посёлке Тикси в качестве инженера-гидролога, он изучал Северный Ледовитый океан и океаническую атмосферу. В 1965 году был избран первым секретарём Булунского РК ВЛКСМ Якутской АССР. В 1969-1971 годах возглавлял высокоширотную научную экспедицию «Север-21», являлся начальником дрейфующих станции «Северный полюс-19» и «Северный полюс-22».

В 1971 году был назначен начальником станции «Беллинсгаузен» 17-й Советской антарктической экспедиции. В 1974-1979 годах начальник Амдерминского территориального управления по гидрометеорологии и контролю природной среды. В 1979-1986 годах начальник Управления кадров и учебных заведений, член коллегии Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды. В 1981 году за разработку методики погрузо-разгрузочных работ на ледовый припай Ямала он был удостоен Государственной премии СССР.

В середине февраля 1985 года научно-исследовательское судно «Михаил Сомов» прибыло в район станции «Русская», расположенной в тихоокеанском секторе Антарктики. Ему предстояло сменить состав зимовщиков, доставить топливо и продукты. Внезапно начался шторм. Скорость ветра достигала 50 м/с. Судно блокировали тяжёлые льдины, и оно вынуждено было дрейфовать со скоростью 6-8 км в сутки. Толщина льда в этом районе достигала 3-4 м. Расстояние от судна до ледовой кромки – около 800 км. «Михаил Сомов» оказался прочно пленённым в море Росса Южного океана. По команде из Москвы часть экипажа и исследователей сняли вертолёты и переправили на другие суда. На «Михаиле Сомове» оставались 53 человека во главе с капитаном В.Ф.Родченко.

Чтобы выручить из дрейфующей ловушки судно, по просьбе Госкомгидромета СССР Министерство морского флота СССР выделило ледокол «Владивосток» Дальневосточного морского пароходства, а Министерство гражданской авиации СССР – вертолёты палубного базирования под командованием Б.В.Лялина. Их прибытие к морю Росса требовало значительного времени.

Ударными темпами стали загружать ледокол «Владивосток» дополнительным горючим, продовольствием, комплектами тёплой одежды (на случай длительной зимовки, а то и высадки людей на лёд), тройным запасом буксировочных тросов, запасными частями для буксировочных лебёдок. Ни на «Михаиле Сомове», ни на «Владивостоке», ни в министерствах не могли предположить, как будет складываться ситуация. Море Росса было мало исследовано и таило массу загадок. А в это время судно «Михаил Сомов» было лишено подвижности. Руль и винт были заклинены льдом. Видимость ограничена сумерками южно-полярной ночи. Температура воздуха – минус 20-25 градусов. Корабль дрейфовал в центре устойчивых многолетних льдов.

Капитан В.Ф.Родченко мобилизовал всё для жизнеобеспечения «пленника». Вёл наблюдение за массивными подвижками льдов, за торосами, находящимися в опасной близости. Три раза в сутки выходил на связь со станцией «Молодёжная», которую в буквальном смысле, «раздирали» редакции газет, радио, телевидения множества стран мира, требуя информации: «Как там «Михаил Сомов»?». Из-за магнитных бурь сам экипаж утратил слышимость Москвы и Ленинграда.

К концу июня «Михаил Сомов» пережил сотый день дрейфа. Вблизи корабля поднялись торосы. Их высота достигла верхней палубы. Пришлось сократить расход электроэнергии, пара, пресной воды. Отказались от обогрева ряда служебных помещений, балластных танков. Санитарный день (стирку, душ, баню и так далее) теперь устраивали только два раза в месяц. Принятые меры позволили экономить ежедневно до 2,5 тонн горючего. Капитан В.Ф.Родченко жёстко поставил задачу: продержаться до подхода «Владивостока».

Выйдя 10 июня 1985 года из Владивостокского порта, ледокол «Владивосток», выжимая всю мощь из машин, устремился в южные широты. В Новой Зеландии на его борт поднялся назначенный Советом Министров СССР начальник специальной экспедиции по оказанию помощи «Михаилу Сомову» А.Н.Чилингаров. На известного полярника возлагалась ответственность за координацию действий всех технических средств и личного состава в спасении «Михаила Сомова» из ледового плена.

На 36-й день не без риска и огромных трудностей «Владивосток» (не созданный для сильных штормовых условий открытого океана) преодолел «ревущие» 40-е и «неистовые» 50-е широты. Часто оба его борта полностью уходили под воду. Однако размещённый в укрытиях палубный груз удалось сохранить. Ледокол установил радиотелефонную связь с «Михаилом Сомовым» и «Павлом Корчагиным» (последний подстраховывал «пленника» у кромки льда). Обменявшись данными обстановки, пожелали друг другу скорой встречи.

Вскоре стали попадаться айсберги. На ходовом мостике усилили вахту. 18 июля 1985 года встретились с «Павлом Корчагиным». Взяли у него вертолёт и пожелали счастливого возвращения в Архангельск. На всех парах «Владивосток» пошёл таранить молодые льды. До «Михаила Сомова» оставалось 600 миль. Весть о прибытии «Владивостока» обрадовала экипаж «Михаила Сомова». Несмотря на отчаянные штормы и беспросветную круглосуточную ночь, они с удесятерённой энергией готовились к встрече: перебрали главные двигатели, проверили гребную установку, освободили ото льда винт и руль. Дабы не дать последним вмерзнуть вновь, главные двигатели «гоняли» круглосуточно. Сэкономленные запасы топлива позволяли делать это.

26 июля 1985 года «Владивосток» уже галсами «колесил» вокруг «Михаила Сомова», обкалывая льды. Ненастная погода не благоприятствовала действиям экипажей. Дули страшные юго-западные ветры. Температура воздуха была минус 34 градуса. Антарктика грозила схватить, сковать намертво, привязать к себе оба ледокола. В.Ф.Родченко понимал, что ухудшающаяся погода на раздумья, а тем более на «жаркую» встречу экипажей двух судов времени не отпускала. Поэтому, как только «Михаил Сомов» был оторван ото льдов, «Владивосток» сразу же двинулся по пробитому им же каналу в обратный путь. Побыстрее от злополучного места «Михаил Сомов» уверенно последовал за своим освободителем. Два островка огней в южно-полярной ночи двигались вперёд, к чистой воде, к далекой Родине.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1986 года за образцовое выполнение задания по высвобождению научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов» изо льдов Антарктики, умелое руководство судами при спасательных операциях и в период дрейфа и проявленные при этом мужество и героизм, начальнику спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток» присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1986-1992 годах заместитель председателя Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, начальник Главного управления по делам Арктики, Антарктики и Мирового океана. В 1990 году был избран президентом Ассоциации советских полярников (ныне – Ассоциация полярников России).

В 2002 году А.Н.Чилингаров возглавил полёт одномоторного самолёта Ан-3Т на Южный полюс. Была показана эффективность использования лёгкой авиационной техники на ледовом щите Антарктиды: заметное достижение на фоне свёртывания присутствия России в Антарктике. Однако транспортный Ил-76, доставивший из России в экспедицию маленький Ан-3Т, не смог затем оторваться от ледника и возвратиться домой. Выручили американцы: отправили участников экспедиции на своих самолётах. А.Н.Чилингаров много сделал для развития арктического (в официальной терминологии экстремального) туризма, организовывая воздушные экскурсии на Северный полюс с высадкой на лёд сотен людей, зачастую с детьми. В 2003 году его стараниями была открыта долговременная дрейфующая станция «Северный полюс-32», первая после свёртывания программы исследования Арктики в 1991 году.

Летом 2007 года А.Н.Чилингаров, являвшийся специальным представителем Президента РФ по вопросам международного полярного года (каковым был объявлен 2007 год), возглавлял российскую Высокоширотную арктическую глубоководную экспедицию «Арктика-2007» на Северный полюс. В задачу данной экспедиции входило более детальное изучение строения дна в приполюсном районе самого северного на земле океана, а также проведение ряда уникальных научных исследований. Экспедиция под руководством А.Н.Чилингарова была призвана стать важным этапом в объединении усилий как российских, так и международных научных центров в изучении процессов, происходящих в современных условиях в Арктике и влияющих на климат всего северного полушария.

7 августа 2007 года уникальная экспедиция была успешно завершена. На дне Северного ледовитого океана 2 августа 2007 года с помощью глубоководного аппарата «Мир-2», с находившимися на его борту акванавтами: пилот Евгений Черняев, австралиец Майкл Макдауэл и председатель правления Международного центра «Ферринг» Фредерик Паулсен, на глубине в 4261 м (с координатами 0 градусов 0,097 минут N; 0 градусов 0,018 минут E), был установлен флаг России и капсула с посланием к потомкам. А.Н.Чилингаров в судовом журнале MVK экспедиции «Арктика-2007» сделал запись: «Погружение и всплытие без комментариев. Хорошо, что снова видим Арктику. Поздравляю всех россиян с покорением Северного полюса Земли!».

У казом Президента Российской Федерации № 4 от 9 января 2008 года за мужество и героизм, проявленные в экстремальных условиях, и успешное проведение Высокоширотной арктической глубоководной экспедиции Чилингарову Артуру Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

В декабре 2008 года он был назначен специальным представителем Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике. Тогда же он был освобождён от должности специального представителя Президента РФ по вопросам Международного полярного года.

Депутат Государственной Думы РФ 1-го (1993-1995), 2-й (1995-1999), 3-го (1999-2003), 4-го (2003-2007) и 5-го (2007-2011) созывов. Член депутатской группы «Новая региональная политика – Дума-96» (1993-1995), сопредседатель депутатской группы «Российские регионы» (1995-2003), член фракции «Единая Россия» (2003-2011). В 1993-2007 годах заместитель председателя Государственной Думы РФ. В 2003-2011 годах член Комитета Государственной Думы РФ по обороне. Член Высшего совета Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Член Совета Федерации РФ (с 2011). Представитель от исполнительного органа государственной власти Тульской области. С 2011 года член Комитета Совета Федерации РФ по международным делам.

А.Н.Чилингаров – известный полярный исследователь, крупный российский учёный-океанолог, автор и соавтор более 50 научных работ, среди которых 4 монографии и 1 атлас, по проблемам освоения Арктики и Антарктики. Он внёс большой вклад в исследование полярных регионов Земли: в его работах выполнен комплексный географо-экономический и социально-географический анализ современного состояния Арктики и Субарктики, даны оценки роли различных факторов в развитии региона. Инициировано новое направление исследований – географическая информатика Арктики и Субарктики.

Он пользуется широкой международной известностью как видный деятель экологического движения, активный участник заключения Договора об Антарктике. Президент Ассоциации полярников России, член Морской коллегии при Правительстве РФ, член Русского географического общества, член Королевского географического общества Великобритании, член Клуба исследователей США, сопредседатель Фонда международной гуманитарной помощи и сотрудничества.

Его имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса как первого человека, который в течение шести месяцев сумел побывать на обоих полюсах планеты – Северном и Южном.

Живёт и работает в городе-герое Москве.

Награждён советскими орденами Ленина (14.02.1986), Трудового Красного Знамени (8.04.1981), «Знак Почёта» (17.03.1976), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 3-й (12.06.2007) и 4-й (21.07.2014) степени, «За морские заслуги» (27.01.2003), медалями, иностранными наградами, в том числе орденом Бернардо О’Хиггинса (2006, Чили), орденом Почётного легиона (2007, Франция), орденом Святого Месропа Маштоца (17.09.2008, Армения), орденом Дружбы (19.06.2009, Южная Осетия).

Почётная грамота Президента Российской Федерации (25.09.2009). Заслуженный метеоролог РФ (11.02.2005). Доктор географических наук (2001), профессор, член-корреспондент РАН (с 2008) и РАЕН (с 1994), почётный профессор Государственной морской академии имени адмирала С.О.Макарова, профессор Академии военных наук, профессор по Международной кафедре ЮНЕСКО.

Лауреат Государственной премии СССР (1981), премии «Человек года» Русского биографического института (2002), Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (2008). Награждён медалью «Символ Науки» (2007).

В 2010 году бронзовый бюст А.Н.Чилингарова был установлен на Аллее Героев в Московском парке Победы в Санкт-Петербурге.

Сочинения:
Под ногами остров ледяной: [О дрейфующей станции "Северный полюс-19"] / в соавторстве с М.Евсеевым, Э.Саруханяном; [Предисловие А.Ф.Трешникова]. 2-е изд., перераб. и доп. - Л.: Гидрометеоиздат, 1986;
Образование в области охраны окружающей среды: Методическое пособие / в соавторстве с В.А.Гороховым; Гос. ком. СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Научно-методический совет по высшему гидрометеорологическому образованию Минвуза СССР, Методический совет по среднему гидрометеорологическому образованию. - Л.: Гидрометеоиздат, 1987;
Роль советских ученых в изучении Арктики и Антарктики. - М: Гос. ком. СССР по науке и технике, 1989;
Размышления о российском Севере / в соавторстве с Е.М.Кокоревым. - М.: Янус-К, 1997;
Глубина 4261 метр: Высокоширотная, арктическая, глубоководная экспедиция 2007 г. (в соавторстве с Паулсеном Ф., МакДауэлом М.). - М., 2007, 152 стр.

Артур Чилингаров - советский и российский исследователь Арктики и Антарктики, крупный российский учёный-океанолог, государственный и политический деятель, Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации, доктор географических наук, член-корреспондент РАН, президент Государственной полярной академии.

Окончив школу, поступил в Ленинградское высшее морское инженерное училище им. адмирала Макарова на факультет Арктики. После окончания получил специальность океанолог.

Долгое время работал научным сотрудником Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, инженером-гидрологом лаборатории в Тикси.

Он женат, имеет двое детей - сына и дочь.

В 1965 году Чилингаров был избран первым секретарем Булунского райкома ВЛКСМ.

В 1969 году возглавил дрейфующую станцию "Северный полюс-19", а в 1971 году принял на себя руководство коллективом станции "Беллинсгаузен" 17-ой Советской антарктической экспедиции.

В 1973 году на ледоколе "Владивосток" организовал дрейфующую станцию "Северный полюс-22".

В 1979 году Чилингаров начал работать в системе Государственного комитета СССР по гидрометеорологии. За разработку методики операций по использованию припая для погрузочно-разгрузочных работ (участие в научном обосновании первых экспериментальных плаваний в зимне-весенний период по Северному морскому пути) был удостоен Государственной премии СССР.

СМИ не раз говорили о мужестве. Он лично участвовал в спасении научно-исследовательского корабля "Михаил Сомов". В1985 году Чилингаров привел к нему спасательную экспедицию на ледоколе "Владивосток". За проявленную самоотверженность был удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1986 году Чилингаров участвовал в ликвидации последствий аварии, произошедшей на Чернобыльской АЭС.

В 1987 году возглавил поход атомного ледокола "Сибирь", достигшего в свободном плавании Северного полюса.

В 1993 году Чилингаров стал кандидатом в депутаты Государственной Думы РФ.

"Всю свою жизнь я посвятил Северу и вдруг понял, что дело всей моей жизни рушится у меня на глазах… Сделать что-то можно было только через властные структуры", - так объяснил Чилингаров свой приход в парламент.

В декабре 1995 года Чилингаров повторно был избран в Госдуму. Выдвигался от "Блока Ивана Рыбкина".

В 1998 году Чилингаров вошел в состав политсовета созданной мэром Москвы Юрием Лужковым движения "Отечество".

В 1999 году — руководил сверхдальним перелётом многоцелевого вертолёта Ми-26, показавшим возможности эксплуатации винтокрылых машин в центральных районах Северного Ледовитого океана.

Осенью 2000 года Чилингаров объявил о своем намерении баллотироваться в губернаторы Ненецкого АО, однако регистрационных документов в окружной избирком так и не представил.

В мае 2001 года Чилингаров получил докторскую степень в Санкт-Петербургском государственном университете. А в декабре этого же года был избран членом Высшего совета партии "Единая Россия".

В 2003 году стал депутатом Госдумы в четвертый раз и вновь занял пост вице-спикера.

В 2007 году совершил две заметные полярные экспедиции. Вместе с главой ФСБ Николаем Патрушевым совершил полёт на Южный полюс на вертолёте. В августе 2007 на батискафе Мир вместе с семью другими исследователями опустился на дно Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса.

В 2008 году на общем собрании РАН был избран членом-корреспондентом РАН.

10 января 2008 года за мужество и героизм в экстремальных условиях и успешное проведение арктической экспедиции на судне "Академик Федоров" Чилингарову было присвоено звание Героя России. Он стал четвертым человеком, получившим звания Героя как в СССР, так и в России.

В апреле 2011 возглавил экспедицию на дальневосточное побережье Российской Федерации с целью изучения влияния аварии на АЭС "Фукусиме-1" на флору и фауну региона.

Чилингаров лично руководил погружениями глубоководных аппаратов "Мир-1" и "Мир-2" на дно океана в точке Северного полюса. Сообщалось, что "Мир-1" (на его борту находился Чилингаров и депутат единоросс Владимир Груздев) установил на дне титановый флаг России и "капсулу с посланием будущим поколениям". Представителями Соединенных Штатов Америки этот шаг был расценен как пропагандистский и подвергся критике - с научной и юридической точки зрения.

Он выдвинул ряд национальных программ помощи Северу, обеспечил формирование кредитного Полярного фонда, и стал практически единственным госдеятелем, который действительно пытался обратить внимание правительства на проблемы Севера.

СМИ отмечали, что Чилингаров увлекается белыми медведями - собирает их фигурки из разных материалов, а также все, что связано с этими животными. По некоторым данным, Чилингаров - азартный игрок, заядлый посетитель казино.

По материалам - ru.wikipedia.org, "Лента.Ру".

Исследователь Антарктики и Арктики, советский учёный, специалист в области океанологии Артур Чилингаров стал первым вице-президентом географического общества и президентом Государственной полярной академии. Также он является доктором наук и профессором, членом-корреспондентом РАН с 2006 года, а Героем Советского Союза - с 1986-го. Россия тоже отметила исследователя званием Героя Российской Федерации в 2008 году. Государственную премию СССР Артур Чилингаров получил в 1981 году за экспедиции на полюс. Также он является заслуженным метеорологом страны. Политическая деятельность тоже не обошла Артура Чилингарова стороной. Он работал в Государственной думе почти десять лет, начиная с 1993 года, состоял в Совете Федерации с 2011 по 2014 год. Сейчас работает в бюро Высшего совета "Единой России". Вряд ли есть в стране человек, который не знает, кто такой Артур Чилингаров.

Биография

Перед самой войной родился будущий исследователь Арктики и Антарктики - в 1939-м. В городе, который прошёл неимоверные трудности и стал городом-героем, - Ленинграде. Артур Чилингаров в двухлетнем возрасте оказался вместе с остальными ленинградцами в блокаде. Маленькому мальчику одному из немногих удалось эти страшные девятьсот дней пережить. Мама мальчика - русская, а отец - армянин. Так началась его биография. Артур Чилингаров по национальности, следовательно, наполовину армянин, и его, видимо, тянул на Кавказ зов крови, как и его отца, поэтому вся семья некоторое время проживала в Орджоникидзе (теперь Владикавказ). Северная Осетия осталась в памяти на всю жизнь, но по-настоящему нашего героя всегда интересовали путешествия, особенно на Север. Поэтому после окончания школы наступил период студенчества, и биография Артура Чилингарова пополнилась сведениями об учёбе в Ленинградском высшем инженерно-морском училище (теперь - Морская академия имени адмирала Макарова). Он решил стать океанологом. И стал, окончив это славное учебное заведение в 1963 году.

Потом пошла работа. Может быть, давала о себе знать национальность - биография Артура Чилингарова не показывала карьерного роста долгие годы, должности были всё время рядовые. Но зато какие интересные! Видимо, сам учёный не хотел расставаться с этой работой. Он был научным сотрудником НИИ Арктики и Антарктики, работал в лаборатории инженером-гидрологом в Тикси, исследовал устье реки Лены, океаническую атмосферу и сам океан - Северный Ледовитый. Однако его инициативность, большие организаторские способности и умение дружить с людьми были замечены, отмечены и взяты на карандаш. В самом начале семидесятых карьера пошла в рост. Система Госкомитета страны по гидрометеорологии провела его по всем ступеням служебной лестницы: от должности маленького начальника в Амдерме до работы заместителем председателя комитета. В коммунистическую партию Артур Чилингаров в молодости не вступал, однако в 1965 году был первым и единственным за всё время существования комсомола беспартийным секретарём райкома ВЛКСМ в Якутии.

Полюс за полюсом

В 1969 году состоялась двухгодичная научная экспедиция на высоких широтах "Север-21", и возглавил её Артур Николаевич Чилингаров. Фото его северных походов многочисленны и красноречивы. С течением времени в этих сказочных местах побывали и его дети - и сын, и дочь. В красоту полярных широт влюбилась практически вся семья. Биография Артура Чилингарова национальность указывает армянскую, и дети получили в подарок от отца эту горячую кровь, которой север не страшен.

Его жена Татьяна Александровна похожа на Белоснежку - натуральная блондинка, белокожая, светлоглазая. Дети тоже красивые, но все в отца - смуглые и темпераментные. Но дети появятся значительно позже, когда оба полюса уже будут покорены. До 1972 года длилась экспедиция, по результатам которой обоснована возможность использования круглогодично и на всём его протяжении. Затем последовало путешествие в Антарктику, где предстояла работа на станции "Беллинсгаузен" в качестве начальника семнадцатой советской экспедиции в Антарктиду.

Дети

В 1974-м появился у сын - Николай Артурович Чилингаров, и надо было его воспитывать. А потому до 1979 года молодой отец служил начальником Амдерминского управления и занимался гидрометеорологией и контролем природной среды. Далее карьера быстро пошла на взлёт: управление кадров, учебных заведений в коллегии госкомитета СССР именно по этой специальности, которая и принесёт ему со временем звание "Заслуженный метеоролог Российской Федерации". В 1982 году родилась дочь Артура которая видела отца в раннем детстве значительно реже, чем сын.

Потому что снова начались экспедиции, одна другой замечательнее, одна другой нужнее, в том числе и руководителем на атомоходе "Сибирь" к самому Северному полюсу, а потом был трансконтинентальный перелёт в Антарктиду. Какой радостью для девочки были приезды отца с рассказами то о белых медведях, то о забавных пингвинах! Знаменитого исследователя Арктики и Антарктики Артура Чилингарова дочь Ксения была поистине счастлива. Так и выросла под могучей сенью отцовской славы. Окончила школу не отличницей, но в МГИМО всё-таки поступила. Сказался характер.

Государственная работа

В 1999 году состоялся сверхдальний перелёт на вертолёте Ми-26 в центральные районы Ледовитого океана, там Чилингаровым были проведены многие исследования, а заодно винтокрылые машины показали свои настоящие возможности. В 2001 году он был куратором на международной конференции, посвящённой проблемам Арктики, в Брюсселе. Участвовали в ней Европейский союз, Россия, США, Канада. И представлял там интересы страны именно Артур Чилингаров. Фото демонстрирует мощного закалённого мужчину с окладистой и густой (и наверняка тёплой в районах Северного и Южного полюсов) бородой, который в 2002-м должен был возглавить полёт лёгкого одномоторного самолёта Ан-3Т к полюсу. Но эта затея удачи не обрела. Самолёт привезли в Антарктиду разобранным, доставляли по частям на большом самолёте Ил-76. Хотели показать, что можно использовать лёгкую технику во льдах Антарктиды, но не тут-то было.

Россия в этот момент заметно свёртывала своё присутствие на этом материке, и повернуть этот процесс вспять не получилось. Ан-3Т собрали, но мотор не завёлся: воздух разрежен и слишком холодно. Так и осталась на несколько лет эта машина на Южном полюсе. Потом её отремонтировали, она завелась и своим ходом ушла к побережью. Но экспедиция всё-таки состоялась: американцы выручили. Семья Артура Николаевича Чилингарова снова стала видеть главу семейства чрезвычайно редко. Он организовывал экскурсии на Северный полюс, пытался заинтересовать общественность изучением и освоением этих территорий. Экстремальным туризмом интересовались многие и абсолютно разные люди, некоторые высаживались на ледник прямо с детьми.

Влияние

Именно Чилингаров повлиял на события, результатом которых стало открытие долговременной дрейфующей станции "Сп-32". Нужно вспомнить при этом, что ещё в 1991 году все программы изучения Арктики были свёрнуты. В 2007-м состоялись две самые яркие экспедиции на Северный полюс. С Артуром Чилингаровым полетел на вертолёте глава ФСБ На месте они высадились и в августе опустились с группой исследователей на океанское дно. Вышли за пределы подводного аппарата "Мир" и водрузили российский флаг в районе Северного полюса прямо на дне. Это был настоящий подвиг - и опасный, и красивый. А в 2008 году новые исследования позволили Чилингарову быть избранным на общем собрании в члены-корреспонденты Российской академии наук.

В тревожном апреле 2011 года именно Артур Чилингаров возглавил опаснейшую экспедицию на Дальний Восток, чтобы изучать влияние катастрофы на атомной электростанции "Фукусима-1" на фауну и флору этого региона. Учёный был очень возмущён экстремистами "Гринпис", которые пытались проникнуть на нашу нефтяную платформу со своим баннером. И действительно, вон сколько в мире важных вещей, лучше пусть изучают Гольфстрим, почти умерший в результате действий американцев и протестуют против такой варварской нефтедобычи. А в 2013-м на Северном полюсе засиял Олимпийский огонь - вот куда привела его эстафета зимних сочинских игр. Это был, наверное, один из самых важных рекордов Олимпиады, поскольку показательно то, что Россия теперь может попасть в любое время в любую точку сурового океана.

Политика и общественная работа

Как уже было сказано, депутатской деятельностью Артур Николаевич занимался почти десять лет, работая в Федеральном собрании с 1993 по 2011 годы. Избирался он по просьбе своих любимых друзей-северян от Ненецкого избирательного округа. Был заместителем председателя Госдумы. И теперь он охотно вступал в партию, даже не в одну. Сначала РОПП (промышленная партия), затем "Единая Россия". И ещё его выбрали президентом Российской ассоциации полярников. Артур Чилингаров в сентябре-октябре 2017 года дал несколько весьма значительных интервью, где подчеркнул, что Россия никому не уступит лидерства в освоении богатейшего региона мира - Арктики. Вся страна с восхищением узнала, что будет становиться всё шире и глубже, с привлечением самых значимых в научном мире имён. В эти важные для страны моменты выступал не от своего громкого исследовательского имени Артур Николаевич Чилингаров. Специальный представитель президента Российской Федерации по Антарктике и Арктике, по международному сотрудничеству в освоении этих территорий и не мог иначе сказать.

Более всего он подчёркивал в своих интервью важнейшее намерение продолжать научные арктические исследования, чтобы решить практические задачи, такие как аварийные разливы и ледовая проводка и, конечно, глубочайший анализ процессов изменения Арктики в будущем с оценкой этих изменений и поисками путей к адаптации. Практически об этом же он говорил и в докладе на Восьмой международной встрече государств, состоящих в Арктическом совете, а также стран-наблюдателей и научной общественности. Международное сотрудничество в науке всегда было в приоритете. Также Чилингаров подписал соглашение, касающееся укрепления международного научного сотрудничества в Арктике, что позволило начать реализацию полярной инициативы, которая разрабатывалась много лет.

Планы

В ноябре 2017-го планируется организация дрейфующей научно-исследовательской станции "Сп-41". Для этой цели в лёд будет вморожен целый ледокол, чтобы у полярников были наилучшие условия для работы и самая безопасная база. Также учёный пригласил иностранных специалистов принять участие в этих исследованиях. Артур Чилингаров - непререкаемый авторитет в полярных исследованиях, у него более пятидесяти научных публикаций. Его даже в Книгу рекордов Гиннесса занесли, потому что он является единственным человеком в мире, который в течение полугода сумел побывать и на Южном полюсе, и на Северном. Настоящее и будущее Арктики потребует открытого диалога общественности, власти и бизнеса, поскольку интересы здесь по большей части находятся на стыках разных отраслей. Главное - соблюсти национальные интересы нашей страны.

Основы государственной политики России в Арктике вплоть до 2020 года уже утверждены президентом, также намечена и более дальняя перспектива. Есть нерешённые базовые вопросы: улучшение транспортной доступности, реализация проектов энергетики. И параллельно уже возникают следующие: опорные зоны, их развитие, моногорода, промышленная кооперация, современные системы связи, сохранение экологии (а она в Арктике так хрупка!), развитие экологического туризма. Качество жизни в высоких широтах тоже оставляет желать лучшего. Однако самое главное - арктическая наука, образование, внедрение технологий и сотрудничество разных стран.

Разнообразие интересов

Арктическая повестка требует участия всех ключевых игроков. Чилингаров всегда с превеликим вниманием выслушивает инициативы и предложения, которые могут поспособствовать освоению северных регионов. С ассоциацией полярников всегда охотно работают самые разные люди и организации. Это ПАО "ВТБ", ГМК "Норильский никель", "Газпром-нефть" и многие, многие другие. Президент "АСПОЛ" - человек всеми уважаемый, которым гордится страна. Но он охотно и сам помогает энтузиастам и советом, и делом. Например, в данный момент Фёдор Конюхов, известный путешественник, вместе с Артуром Чилингаровым пытается найти предприятие, которое способно построить глубоководный батискаф для спуска в Марианскую впадину - глубочайшую точку океанского дна.

Проект непрост. Аппарат замыслили трёхместным. Ездят теперь по научно-исследовательским институтам, разговаривают, смотрят, на что способны золотые руки местных мастеров. Сроки проведения этого погружения точно пока не установлены. Русское географическое общество уже этот проект взяло под свою эгиду. Нужен не просто рекорд - нужны исследования, научные опыты, забор проб грунта с двух разных тектонических плит - Тихоокеанской и Филиппинской, а потому на дне экипаж должен оставаться долго, минимум сорок восемь часов. Возможно, в следующем году экспедиция состоится, крайний срок - 2019 год. Кроме проведения научных исследований дайверы на дне Марианской впадины установят каменный крест.

Арктический шельф и антарктический айсберг

Арктический шельф пока российским не признан, но Чилингаров надеется до 2020 года предъявить такие доказательства, которые убедят мир в нашей правоте. Комиссия по морскому праву из ООН пока рассматривает две поданные Российской Федерацией заявки. Готовится и третья. Дело рассмотрения их - не быстрое, тем более на кону стоит миллион и ещё двести тысяч квадратных километров Арктики, на которые мы претендуем. Десять лет назад команда полярных исследователей во главе с Артуром Чилингаровым уже покорила "истинный полюс", найдя заветную точку пересечения меридианов с помощью погружения в батискафах на дно. Но главной целью этой экспедиции было изучение арктического шельфа, хребта Ломоносова и установление принадлежности этих территорий.

Отколовшимся от материка Антарктиды айсбергом обеспокоен весь мир, а российскому учёному-океанологу нужно не просто беспокоиться, а установить наблюдение за этой махиной. Событие действительно планетарного масштаба. Куда двинется от ледника Ларсена этот триллион тонн? Не помешает ли айсберг рыбакам или судоходству? Каково будет влияние (а оно будет обязательно!) на окружающую среду? Это сильно зависит от траектории его движения. - такая же большая любовь Артура Чилингарова, как и изучение Арктики.

Семья сегодня

О семье уже немного было сказано: о красоте Татьяны Александровны Чилингаровой, о том, что и сын Николай, родившийся в 1974 году, и дочь Ксения, родившаяся в 1982-м, очень похожи на отца. Ксения Артуровна Чилингарова, дочь Артура Николаевича Чилингарова, - человек публичный, она много рассказывает о семье, о детстве, о своём отношении к родителям. Редко появляющегося в доме бородатого мужчину с подарками она воспринимала в детском возрасте как Деда Мороза. И всегда, с самых первых лет жизни понимала, что дело он делает какое-то огромное, на весь мир. А воспитывались дети в строгости. Армянская кровь никогда не преодолеет консервативных взглядов. И сына, и дочь нацеливали на получение профессии - это прежде всего. А ещё на семейную жизнь. Первое - получилось. После поездки с отцом на Северный полюс Ксения решила создать собственную линейку зимней одежды.

Сын Артура Чилингарова Николай окончил институт иностранных языков им. Мориса Тореза в Москве. Умеет переводить синхронно, но работает в отделе проектного финансирования "Внешпромбанка" начальником. Кроме того, является вице-президентом Ассоциации полярников. Путешествовал тоже очень много - и с отцом, и без него. Владеет почти двадцатью процентами акций "Внешнепромбанка", а у этого банка активы немаленькие. Однообразие Николаю претит, а потому он воспринимает каждое путешествие как праздник. Для разнообразия некоторое время позанимался торговлей мехами, но почему-то не пошло. В банке ему нравится больше. А за экспедицию на Южный полюс Николай был награждён орденом Дружбы.