К ф рылеев дума смерть ермака урок. Каким показан исторический герой в думе К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака. Анализ: «Смерть Ермака», Рылеев

Приступим сразу к нашей теме и начнем анализ. «Смерть Ермака» Рылеева была во многом обусловлена жизнью самого писателя. Поэтому немного окунемся в события, которые предшествовали написанию, и кратко ознакомимся с биографией автора - Кондратия Рылеева. Это нужно в первую очередь для того, чтобы лучше понять, какие мысли в эти минуты были у автора в голове и что натолкнуло его на написание этой думы.

Стихотворение «Смерть Ермака» Рылеева входит в своеобразный цикл философско-патриотичных поэм, к которым также относятся: «Димитрий Донской», «Богдан Хмельницкий», «Волынский», «Вещий Олег», «Державин» и др. Что касается оценки творчества Рылеева Пушкиным, то он писал, что в его думах нет ничего русского и национального, кроме имен.

Краткая биография

Кондратий Рылеев был русским поэтом и общественным деятелем, который появился на свет 18 сентября 1795 года в селе Батово Санкт-Петербургской губернии в семье мелкопоместного дворянина. С 1801 по 1814 Кондратий учился в первом Петербургском кадетском корпусе. Он участвовал в в период с 1813 по 1814 гг.

Но, к сожалению, жизнь Рылеева трагически оборвалась 13 июля 1826 года. Ему было всего 30 лет, он был одним из руководителей декабристского восстания и находился в числе пятерых офицеров, казненных на эшафоте.

Творчество

И вот теперь подходим вплотную к его творчеству, в 1820 году он создал свою знаменитую сатирическую оду «К временщику». В 1821 году он вошел в состав Вольного общества любителей российской словесности и числился на службе заседателя Петербургской уголовной палаты, а в 1824-м году возглавил управленческий отдел Российско-американского предприятия. С 1823 по 1825 год вместе с Александром Бестужевым Кондратий Рылеев работал над выпуском альманаха «Полярная звезда» и входил в масонскую ложу «К пламенеющей звезде».

Рылеев, «Смерть Ермака»: идея

В 1822 году Рылеев также пишет думу, посвященную атаману Ермаку, которую частично положили на музыку, и она стала песней.

Дума «Смерть Ермака», содержание которой будет представлено дальше, основана на реальных исторических событиях. Главный герой - известный исторический персонаж - казачий атаман по имени Ермак Тимофеевич, сыгравший главную роль в присоединении Сибири к государству Российскому во второй половине XVI века при правлении царя Иоанна Грозного. Ермак со своим войском постоянно воевал с ханом Кучумом, который не хотел подчиняться русскому царю и платить дань Москве. Кучум желал сам править и никому не подчинялся, а потом и вовсе совершил переворот и убил своих мусульманских собратьев, которые согласились принять российское подданство и платить мзду победителям.

Хан Кучум

Дума «Смерть Ермака» дальше описывает, как в очередном сражении Кучума с Ермаком много народу полегло. Кучум бежал в степи, а Ермак с оставшимися воинами, которых насчитывалось всего 50 человек, проходя путь по Иртышу, остановился заночевать в устье реки Вагай. Ночью Кучум внезапно напал на спящих казаков и убил почти всех. Спаслось лишь несколько человек. Атаман Ермак, обремененный двумя кольчугами, одна из которых была подарена царем, и оружием, которое он носил, кинулся в реку, чтобы добраться до стругов, но утонул в Иртыше. Однако по татарским преданиям он был ранен в горло копьем богатыря Кутугая.

Тело Ермака вытянул на сушу рыбак-татарин, на тело атамана со всей округи съехались посмотреть много мурз и даже сам Кучум. Несколько дней татары расстреливали из лука тело отважного русского воина и весело пировали, но потом его останки бросили, и, по словам очевидцев, они лежали целый месяц на воздухе и не портились. Тогда татары, сняв с него все снаряжение и одежды, разделив их между собой, похоронили его в почетном месте за в деревне Баишево (Вагайский р-на Тюменской обл.).

Анализ: «Смерть Ермака», Рылеев

Рылеев, вдохновленный подвигами русских воинов, решил посвятить им свои думы. Так появилась и дума «Смерть Ермака». Поэт хорошо изучил древние предания о Ермаке и знал, что в день смерти героя была сильная гроза со штормом, и Ермак погиб в волнах бушующей реки. Рылеев начинает думу с описания той страшной бурной ночи, когда сама природа зловеще волнуется, ревет буря, шумит дождь, молнии летают во мраке ночном, беспрерывно гремит гром, и ветры бушуют.

Дума «Смерть Ермака» описывает, как на береге Иртыша сидит глубоко задумчивый Ермак, который, словно предчувствуя свою скорую погибель, размышляет о жизни, о друзьях и о том, правильно ли они прожили жизнь свою. Ведь многие казаки были в прошлом отчаянными преступниками и головорезами, перешедшими на службу к царю. Ермак ни в коем случае не осуждает их, а даже напротив - восхищается их мужеством и отвагой. Он считает, что все свои «преступления буйной жизни» они смыли кровью врагов и теперь не щадят своей жизни за Русь святую и царя.

Смелому и отважному атаману Ермаку в думе противопоставлен главарь вражеского лагеря хан Кучум - коварный и подлый человек, который, страшась напрямую вступить в бой с дружиной Ермака, тайно подкрался к ним со своими людьми и всех их уничтожил, воины пали, «не обнажив мечей».

Смерть

Ермак бросается в реку, напрягаясь изо всех сил под хлесткими волнами бушующей реки, одетый в «тяжелый панцирь-дар царя», он тонет. Рылеев считает, что именно тяжелое снаряжение богатыря стало причиной его смерти. Река почти сразу поглотила отважного воина. Герой погиб, он променял свою свободу и стал верно служить самодержавию. Во всяком случае об этом говорит думы анализ. «Смерть Ермака» Рылеев опять же заканчивает описанием бушующих ветров и громов.

Для Рылеева очень важна проблема личной свободы, служить России и служить царю - для него не одно и то же. Он восхищается мужественным героизмом Ермака и его службой во благо России, но не согласен с тем, что он принял дорогой подарок от царя, который и стал причиной его погибели. На этом можно и закончить рассмотрение известной думы. О многом рассказал нам анализ. «Смерть Ермака» Рылеева показывает, что у автора было свое негативное отношение к самодержавию, за что он и поплатился своей собственной головой.

Тип урока - традиционный. Данный план -конспект обобщает и систематизирует пройденный материал о К.Ф. Рылееве. Благодаря данному уроку учащиеся смогут познакомиться с личностью К. Ф. Рылеева. Вводится понятие о том, что такое дума, описаны отличительные особенности этого жанра. Уделено достаточно много внимания думе Рылеева «Смерть Ермака». Составлены вопросы для учащихся по ее сюжету.
Цели урока:

- показать, как события истории (покорение Сибири) отразились в памяти народа и в литературе;
- дать понятие о жанре думы;

- пробудить интерес к произведениям К.Ф. Рылеева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака и её связь с русской историей».

Цели урока:

Обобщить и систематизировать пройденный материал;

Показать, как события истории (покорение Сибири) отразились в памяти народа и в литературе;
- дать понятие о жанре думы;

Развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.

Методические приёмы: рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя.

Оборудование: портрет К.Ф. Рылеева, высказывания современников о Рылееве, презентация.

Ход урока

I Вступительное слово учителя.

II Проверка домашнего задания.

1) Рассказ о К.Ф. Рылееве.

2) Чтение наизусть учащимися:

- «К временщику» (отрывок)

- «Гражданин»

Отрывок из думы «Иван Сусанин».

III Изучение нового материала.

1. Слово учителя о жанре думы.

2. Чтение думы «Смерть Ермака» учителем.

3. Сообщение ученика на тему: «Из истории присоединения Сибири в XVI веке».

IV Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам.

О чём думает Ермак в ночь перед боем? Как вы понимаете слова героя: «И мы- не праздно в мире жили»?

Как погибла дружина Ермака Тимофеевича? В чём видит автор причину гибели и кого осуждает за это?

Как вы понимаете слова и сроки из произведения?

А) «тать презренный» - (вор, заслуживающий презрения);

Б) «И ветры в дебрях бушевали»

(Дебри – места, заросшие непроходимыми лесами);

В) «С вождём покой в объятьях сна

Дружина храбрая вкушала»

(Вкушать – ощутить, испытать).

Какова тема этого произведения? (Тема расширения русских земель).

Какой эпизод из думы изобразил художник Дехтерёв? Чтение эпизода.

Кто нарисовал картину «Покорение Сибири Ермаком»? Подтвердите цитатами из думы.

Какое произведение устного народного творчества близко к думе Рылеева?

V Заключительное слово учителя.

VI Итог урока. Выставление оценок.

VII Задание на дом.


Конспект урока литературы по теме: «К.Ф.Рылеев.

Тип урока

Задачи:

образовательные :

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме: «К.Ф.Рылеев. Историческая тема думы «Смерть Ермака».»

Новик Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока литературы по теме: « К.Ф.Рылеев. Историческая тема думы «Смерть Ермака».

Тип урока : урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений.

Задачи:

образовательные :

    познакомить с личностью поэта; вспомнить события исторической эпохи начала 19 века;

    дать понятие жанра «думы», признаки жанра; своеобразие жанра думы в творчестве К.Ф.Рылеева;

    уметь анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей;

    формирование навыка работы с текстом, иллюстрациями;

    совершенствовать навык осознанного чтения;

развивающие :

    развивать речь учащихся, навыки монологической речи;

    закреплять и ввести термины: дума ;

    активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;

    формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала;

    раскрывать творческий потенциал учащихся.

    развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус;

воспитательные :

    воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;

    формирование и воспитание духовно развитой личности;

    воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;

    воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны.

Наглядность и оборудование: иллюстрации, портрет К.Ф. Рылеева, высказывания современников о Рылееве, презентация, компьютер, мультимедиапроектор, экран,

карточки со словами, толковые словари, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009г

Ход урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Психологический настрой (включение в учебную деятельность)

Добрый день!

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

Опрос домашнего задания.

Что было задано на дом?

Жизнь К.Ф.Рылеева была короткой, но насыщенной. Дома вы познакомились с фактами биографии и творчества поэта. Сейчас вам предстоит ответить на ряд вопросов по содержанию статьи учебника. И выполнить цифровой диктант. Если представленное мной утверждение верно, вы ставите цифру «1», если утверждение ошибочно, то ставите «0».

А сейчас несколько вопросов к тем, кто готовился дома по дополнительным источникам.

Кем служил Рылеев? Связана ли его профессиональная деятельность с литературой?

Каково жизненное кредо К.Ф.Рылеева? В каком произведении оно сформулировано? Как вы его понимаете?

Чем обернулось для поэта участие в восстании на Сенатской площади?

Нам уже известно, что Кондратий Фёдорович интенсивно работал над думами и публиковал их. Каковы же особенности этого жанра? В чём своеобразие дум Рылеева?

(индивидуальное сообщение)

Мы прочитали статью учебника о жизни и литературной деятельности Кондратия Фёдоровича Рылеева (стр.88-89)

1.Цифровой диктант

2.Рылеев окончил кадетский корпус.

3.Поэт не служил в действующей армии.

4.Рылеев был членом Северного тайного общества.

5.Он мечтал о неограниченной монархии в России.

6.Поэт стал одним из организаторов восстания на Сенатской площади.

7.Ранние поэтические опыты Рылеева относятся к 1813-1814 годам.

8.Рылеев никогда не писал оды.

9.Популярность поэту снискала сатира «К временщику».

10.Думы – любимый жанр поэта.

11.В 1822 году в печати появляется 15 дум.

12.Публикации дум в журналах привлекли к себе внимание литературной общественности.

(Взаимопроверка работ).

В 1821 - 1824 Рылеев служил заседателем уголовной палаты, в 1824 поступил в Российско-американскую компанию правителем канцелярии.

"Я не поэт, а гражданин", поэма «Войнаровский».

Рылеев участвовал в выступлении на Сенатской площади и на следующую ночь был арестован и заключен в каземат Алексеевского равелина.

Казнён 13 (25) июля 1826 в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания вместе с П. И. Пестелем , С. И. Муравьёвым-Апостолом , М. П. Бестужевым-Рюминым , П. Г. Каховским .

Своеобразие рылеевских дум:

1. При написании используется исторический материал;

2. Дума как жанр сочетает в себе признаки оды, элегии, поэмы, баллады и, может быть, исторической повести в стихах.

3.В творческой установке Рылеева при создании дум преобладало воспитательное, поучительное стремление.

4.Задача дум пробудить интерес и сочувствие к мужественным людям, совершавшим подвиги во имя Родины и народа.

Сообщение темы урока

Определение темы и цели урока.

1.Вступительное слово учителя.

- Общенародной известностью пользовалась дума "Смерть Ермака".

Что такое дума?

Прочитайте тему урока.

Исходя из темы урока, сформулируйте цели урока.

- Перед тем как перейти к теме урока, давайте познакомимся со статьёй учебника «Из истории присоединения Сибири в XVI веке».

(или сообщения учащихся)

(Термин записываем в тетрадь.)

& Словарная работа:

Дума - это украинская народная песня об историческом событии и народных героях . Тематика дум по преимуществу историческая.

Определение цели урока самими обучающимися.

Мы познакомимся с …

Мы узнаем, о чём говорится в..

Работа над темой урока: Дума « Смерть Ермака ».

1. Выразительное чтение учителемдумы«Смерть Ермака» стр.90-93

    Понравилась вам дума «Смерть Ермака»?

Какова тема этого произведения?

Какому событию она посвящена?

Историческая справка о Ермаке (сообщения учащихся).

2.Чтение думы учащимися

Как вы понимаете слова и строки из произведения?

2.Анализ текста думы «Смерть Ермака» 1)Выразительное чтение по частям фрагмента думы «Смерть Ермака».

2) Беседа по вопросам.

1.Из предложенного списка выберите словосочетания, которые автор использует для создания картины природы в думе.
В чём своеобразие этой картины?

Что общего между заглавием и первым предложением?

Не читая текста в полном его объёме, сможете ли вы сформировать о нём дальнейшее представление?

О чём думает Ермак в ночь перед боем? Как вы понимаете слова героя: «И мы- не праздно в мире жили»?

Как погибла дружина Ермака Тимофеевича? В чём видит автор причину гибели и кого осуждает за это?

3) Составление цитатного плана думы.

Выделите в тексте думы микротемы и озаглавьте их словами из думы (работа в группах).

4) Работа с иллюстрациями к думе «Смерть Ермака»

Какой эпизод из думы изобразил художник Дехтерёв? Чтение эпизода.

Кто нарисовал картину «Покорение Сибири Ермаком»? Подтвердите цитатами из думы.

5) Работа над выразительным чтением думы

Высказывания учащихся.

Тема расширения русских земель.

Тёмной ночью Кучум нападает на войско казаков. Не имея средства к спасению, кроме бегства, Ермак бросился в Иртыш, в намерении переплыть на другую сторону, и погиб в волнах.

Работа с толковыми словарями.

& Словарная работа:

А) «тать презренный» - (вор, заслуживающий презрения);

Б) «И ветры в дебрях бушевали»

(Дебри – места, заросшие непроходимыми лесами);

В) «С вождём покой в объятьях сна

Дружина храбрая вкушала»

(Вкушать – ощутить, испытать).

(Термины записываем в тетрадь.)

Сияло солнце, во мраке молнии летали , от ветра листья трепетали, гром гремел , чуть колыхалася волна, дождь шумел, ревела буря , звенели капли дождевые, ветры в дебрях бушевали .

О чём-то трагичном, мрачном.

 Работа в группах Самостоятельная исследовательская работа .

Учащиеся заполняют таблицу, затем зачитывают.

В ходе обсуждения возникла в тетрадях и на доске запись:

5 микротем:

1 – буйство стихии

(Буря; мрак; страна суровая, угрюмая; берег дикий; «ко славе страстию дыша»…)

2 – мысли героя

(«товарищи его трудов»; «нам смерть не может быть страшна»; «и мы – не праздно в этом мире жили»…)

3 – подлость врага

(«роковой удел»; жертва; Кучум=буря; «как вор презренный»; «пала грозная дружина»…)

4 – гибель Ермака

(«душа отвагою полна»; «сила року уступила»; «тяжёлый панцирь – дар царя стал гибели его виною»…)

5 – затишье

(Луна; «носились тучи»; «молнии ЕЩЁ сверкали»; «гром… ЕЩЁ гремел»…).

Работа в группах

Учащиеся готовят выразительное чтение думы

Физкультминутка

(проводится в середине урока)

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение думы «Смерть Ермака».

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Так в чём же заключается жизненный подвиг К.Ф.Рылеева?

Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги нашей работы.

    Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны?

1. Мне было трудно понять…».

2.Урок понравился, потому….».

3. «Я усвоил….»

Поставьте смайлики напротив утверждений:

Формулировка выводов, запись их в тетради.

В дни перед восстанием декабристов К.Ф.Рылеев проявил исключительную энергию, став душой предстоящего переворота , настаивал на необходимости решительных действий . К.Ф. Рылеев пожертвовал собственной жизнью, всего лишь попытавшись изменить уклад жизни простого народа. И его смерть тоже ненапрасна!

 Заполняют бланк самооценки.

Хорошо усвоил

Отлично усвоил и могу применить на практике

Усвоил хорошо, но есть вопросы

Многое непонятно.

Думы, которые создавались на реальных жизненных событиях, наиболее интересны для читателей. Из таких творческих работ мы узнаем про настоящие исторические события, которыми наполнены былые времена. Одной из таких дум является великая работа «Смерть Ермака». Ее создателем становится К.Ф. Рылеев. Именно главный герой – казак Ермак Тимофеевич сыграл очень важную роль в тяжком процессе объединения Сибирского края и России.

Эти исторические действия происходили во времена правления Ивана Грозного. Казак Ермак смог уничтожить войско хана Кучума, хотя сам хан бежал. А ночью, хан устроил внезапный набег на поселение казаков, и последним пришлось отступать.

Переходя через реку, казак Ермак погиб в бурной и смертельной реке. Именно ночь отступления казаков автор изображает со всеми грозными стихиями природы – сверкали молнии, беспрерывно шумел дождь, буря витала над землей.

Многие казаки в своей былой жизни были преступниками, но теперь они верны службе царю. Ермак размышляет над тем, что все эти казаки уже давно смыли свои провины кровью врагов. Ведь теперь, они стоят на смерть и отдают свою жизнь за святую Русь.

В это время он еще не знает, что впереди их ждет тяжелая битва. Ведь ночью, хан Кучум, тайно нападает на лагерь казаков и те, падают в бою, даже не сразившись.

Такой подлый и низкий персонаж, как хан Кучум, противопоставлен сильному и могучему казаку Ермаку. Во время отступления, славный герой не смог перейти реку и осилить бурный гнев водной стихии. Он тонет. А виной всему тяжелый панцирь, который был даром царя.

Казак погибает, защищая родную землю и служа России. Именно ей, а не царю. Это очень важная деталь, которую подчеркивает автор в своей думе.

Пятеро подготовленных к казни через повешение в колпаках стоят на эшафоте. Рылеев среди них. Гнилые веревки оборвались. Рылеев поднялся и отчеканил: «Мы погибаем в мучениях, в страданиях». Ему шел всего тридцать первый год.

Мойры сплели ему грозную судьбу, не мягкую, не пушистую, а всю в узлах, об которые он всю жизнь будет обдираться в кровь. Они определили неизбежное, и бесчувственно отрезали нить жизни, когда сочли нужным.

Все началось в детстве

У отца Кондратия Рылеева был грозный отец. Чуть что - порка. Мать не могла на это спокойно смотреть и определила пятилетнего мальчика в кадетский корпус. Но ему не повезло. Сменился директор, и гуманность, предшествовавшая появлению Кондратия, исчезла. Розги и здесь были надежной основой воспитания. Рылеев был пылкий и предприимчивый сорванец. Его наказывали беспрестанно. Часто чужую вину он брал на себя. За это к нему питали и уважение, и доверие. Так прошлое «освещает» будущее. Каковы тема и идея думы Рылеева, которая придет к нему много позже? Конечно - тема свободы.

После учебы

Рылеева определили в корпус, стоящий в Дрездене. Лишь недавно окончилась Бывал он и в походах в Баварии, Саксонии, Пруссии, Швейцарии и в Париже. Там он побывал у гадалки Ленорман. Она предсказала ему печальную участь, но какую именно, уточнять не стала. И предчувствие гибели, жертвенности своего пути всегда сопровождало Рылеева.

Поэт и политический деятель

Годам к двадцати двум Рылеев сформировался и как поэт, и как политический деятель. Уже в 1821 году он познакомился с «Русской Историей» Карамзина. И написал свою первую, как он выразился «безделку». Чуть позже появились и другие, в том числе и «Смерть Ермака». Наконец, он дает название своим миниатюрам - дума. А импульсом помимо Российской истории стал жанр думы польского поэта и писателя Немцевича. Так с легкой руки Рылеева думы вошли в русскую поэзию. Но польский поэт воспользовался народным творчеством, где думы на темы истории в эпическим и лирическом жанре были явлением музыкального творчества и где воспевалась, прежде всего, свобода. Так и у российского революционера, если спросить, каковы тема и идея думы Рылеева,ответом будет независимость и воля. Ведь недаром он состоял в литературном обществе, которое являлось ответвлением Союза Благоденствия. А позже Рылеев сблизится с Пущиным, который введёт его в тайное Северное общество. И выяснится, что в него вступил не рядовой член, а человек с чрезвычайным революционным темпераментом, для которого свобода - главнейшая цель жизни. Так что, каковы тема и идея думы Рылеевани были бы, но они полностью перекликаются с его деятельностью. Конечно, пожив в Европе, с ее ликующей свободой, с бурлением политической мысли, очень трудно смириться с Российской действительностью: мрачной, дикой, темной и где хочется, прежде всего, свободы. Каковы тема и идея думы Рылеева? Это сплав жизни и истории Карамзина.

Историческая справка

Ермак Тимофеевич известен как покоритель Сибири. Но помимо России на нее имели виды и другие народы. Прежде всего, татары, которые обитали на Иртыше, впадавшем в огромную Обь. На более дальние земли вплоть до Тихого Океана они не претендовали. Татарское царство зависело от Московского и было обязано платить дань. Но они нападали на пустынные русские пермские земли, которые должны были заселить Строгановы. Для предупреждения татарских грабежей помещики обратились к вольным казакам, предводителем которых был Ермак. Их было немного. Всего около восьмисот человек. Но казакам удалось с боем взять столицу татарского царства и даже пленить племянника царя. А сверженный царь Кучум бежал и три года лелеял планы истребления казаков. Этот финальный эпизод раскрывает дума. Каковы тема и идея думы Рылеева «Смерть Ермака»?

Поэтическое произведение

Дума начинается с полного грозной романтики рефрена, который потом повторится и в ее центральной части, показывающей как противится природа тому, что произойдет и завершится этим же мрачным четверостишием. Тут описана буря с бушующем ветром и сверкающими молниями в полной тьме.

Гиперболические силы природы выписаны с полным блеском. В таком суровом и угрюмом и диком месте на берегу сидит один Ермак.

Он не спит, охраняя сон товарищей. Он глубоко задумался о славе родины и о жизнях товарищей. К чему приведет бой утром? К славе или к смерти? Эта тема волновала не только Ермака, но и самого автора. Задавая вопрос: «Каковы тема и идея думы Рылеева «Смерть Ермака?», прежде всего, надо помнить, какая ответственность лежала на Кондратии Федоровиче по сохранению конспирации и ответственности за жизнь и семьи его соратников. Поэтому, когда Ермак желает отдыха друзьям, нельзя не думать о Рылееве, желающем до времени покоя заговорщикам.

Перед боем

Ермак Тимофеевич продолжает размышлять, что всем нужен сон, который даже среди бушующей природы принесет успокоение и силы, во снах должны прийти мысли и укрепиться уверенность: в славе сражаться или погибнуть за святую Русь - вот каковы тема и идея думы Рылеева. Какие чувствавозникают при таких мыслях у читателя? Гордость за горстку героев, которым предстоит смертельный бой и которые кровью смоют былые преступленья и отроют для России безмерную Сибирь.

О чем еще думает Ермак

Да, кровь соратников смоет все и за то будет получено благословение Родины. Главное будет сделано - мятеж будет подавлен, и Сибирь с ее огромными богатствами и необъятными просторами присоединится к России. Но Ермак не знает еще, что судьба непреклонна. И уже над маленьким отрядом навис рок.

Вот каковы тема и идея думы Рылеева. Какие чувства стремится передать автор - неизбежность, неотвратимость гибели. С сожалением всезнающая роковая судьба следит за спящими, за теми, кто вскоре станут жертвами. Все это оттеняется мрачной черной громыхающей бурей.

Бой

Кучум тайно подкрался к спящим и быстро, так, что казаки даже не успели достать мечи, всех уничтожил. Один Ермак успел стряхнуть дрему и бросился в бушующие воды Иртыша, стремясь спастись. И сил у него много, но с судьбой, в которой все предопределено, не поспоришь. Река стала полна водоворотов, и кипящие волны поглотили Ермака.

Герой погиб, но природа продолжала в гневе бушевать, как будто она протестовала против такой гибели верного сына Родины. Такой трагический сюжет не случайно привлек внимание Рылеева, который всегда помнил о своей предстоящей драматической кончине. Какой? Он еще не знал.