Почему надо быть милосердным. Что такое милосердие и как развить в себе это качество. Сергей Павлович, писатель, бывший энергетик

В евангельском описании Страшного суда (см.: Мф. 25: 31–46) содержится очень важная истина: оправдание или осуждение совершается по принципу нашего отношения к людям, а именно: были ли мы милостивы к другим. Проявив участие или, напротив, безучастность к страждущему человеку – а каждый страждущий несет в себе образ Божий, – мы тем самым выстраиваем свое внутреннее отношение к Богу: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40).

Евангелие, таким образом, однозначно свидетельствует: кто видит нуждающихся и не делает всего зависящего от него для оказания помощи, тот сам лишает себя надежды на благодатное общение со Христом. «Кто пропускает случай сделать добро, – поясняет преподобный Никодим Святогорец, – тот не только лишается плода от добра, но и оскорбляет Бога. Бог посылает к нему нуждающегося, а он говорит: “Приходи после”. Хотя он говорит человеку, но это все равно что Богу, пославшему его. Бог найдет другого доброго человека, а отказавший ответит за себя».

– это самое простое, в чем мы можем стать подобными Богу. «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36). Не все способны стяжать продолжительную внимательную молитву, выдерживать полностью по Уставу посты, обрести глубочайшее смирение или кротость, иметь рассудительное отношение к жизни или уж тем более взойти к вершинам обо жения. А милосердие к ближним доступно всем.

Вместе с тем, когда мы говорим о милосердии, важно помнить, что слово «милость» означает не просто поступок, а особое душевное расположение. Милость – это сопереживание и сострадание, сердечная жажда помочь нуждающемуся. Для милостивого каждый страдающий – родной и близкий. Более того, при подлинном милосердии человек отдает свое другому и радуется.

В Прологе повествуется, как в одном монастыре с древних лет был соблюдаем следующий благочестивый обычай. Каждый год в Великий четверг из всех окрестных мест в обитель приходили убогие, вдовицы, сироты и брали из общего имущества иноков по установленной мере пшеницы, небольшое количество вина и меда и по пяти медных монет. Так что светлое Христово Воскресение они проводили без нужды и в радости.

Однажды сделался неурожай, и цена на хлеб чрезвычайно возвысилась. Хотя братия имели съестных припасов довольно, они подумали, что подаяния жертвователей на время неурожая прекратятся, и предложили настоятелю в этого года нарушить благочестивый обычай и не давать нуждающимся пшеницы. Долго добродетельный настоятель не соглашался на просьбу братии. «Грех нарушать уставы, данные нам святым основателем обители, – говорил он, – грех не надеяться, что Господь пропитает нас». Но так как братия решительно заявили, что не хотят в ущерб себе кормить других, то он с душевным прискорбием отвечал: «Поступайте, как хотите». И бедные, которые пришли в обитель с надеждой, возвратились оттуда с отчаянием.

Но вот в Великую субботу монастырский ключарь пошел в житницу, чтобы на выдать для хлебов чистой муки. Едва он отворил двери, как почувствовал дурной запах: вся пшеница настолько изгнила, что оставалось только выбросить ее в реку. Братия удивлялись, жалели о своем поступке и не знали, что делать; а благочестивый настоятель, спокойно посмотрев на испортившийся хлеб, сказал: «Кто преступает заповедь святого отца, основателя обители, не надеется на Промысл Божий и не милосердствует о бедных, тот непременно должен быть наказан за непослушание. Вы пожалели пятьсот мер и погубили пять тысяч… Впредь знайте, на Бога ли уповать должно или на свои житницы».

Напрасно думать, что можно быть счастливым, не помогая другим. Никогда не будет в твоем сердце радости, если ты отворачиваешься от своих ближних, отказываешься им помочь и думаешь лишь о себе. Наша душа жаждет добра и любви не только со стороны кого-либо, у нее есть потребность открываться навстречу людям, нести им свет и тепло. Поэтому когда ты творишь добро, то и сам становишься счастлив. Человек, не любящий ближних, не желающий другим людям добра, – это ущербный человек. И еще: это человек глубоко несчастный.

Но и если мы помогаем страждущему только лишь потому, что видим в нем жалкое существо, то наше милосердие – языческое. Мы и зверьку кидаем кусок хлеба, когда видим, что он голоден. А вот святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Знай, что твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим». Христианское милосердие видит в нуждающемся образ Божий, пусть и попираемый земными превратностями. Значит, мы не имеем права не помогать.

Здесь важно понять, что каждый терпящий скорбь – это Божий избранник, которому дано нести свой жизненный крест, на который, может быть, мы не способны. Помогая такому человеку, мы разделяем с ним его скорбь, но в итоге становимся и соучастниками уделенного ему избрания Божия.

Увы, в жизни постоянно приходится наблюдать противоположную ситуацию. Мы не хотим быть добрее и милостивее друг к другу. Всегда недовольны, раздражены, по отношению к ближним точны в формальностях: нельзя, не положено, не разрешается. Причем, проявляя жестокосердие к другим, мы часто хотим и ищем, чтобы к нам относились снисходительно и по-доброму. Нам неохота и в малом пойти навстречу ближним, а в личной жизни мы стремимся занять такое положение, при котором другие нам были бы обязаны помогать.

Знакомый проректор духовной семинарии рассказывал, как, вступив на административную должность, столкнулся с необходимостью руководить другими. Собственно, административная работа предполагает постоянный контроль, требования, организацию других на работу. Вся жизнь административного лица превращается в непрестанные указания другим, что и как делать, во взыскания: почему ты не сделал или сделал не так? Это накладывает отпечаток на личность. Но вот в один день, когда он оформлял страховой случай в связи с повреждением автомобиля, ему сообщили по мобильному телефону, что студент договорился поставить у ректора подпись на документе, через три часа ему с документами садиться на поезд, а ректор неожиданно из семинарии уехал. Единственный, кто еще может поставить подпись, это проректор. Но он сидит в отделе страховых случаев и думает, как правильно оформить повреждения, которые полиция почему-то не все записала в протокол. Расстояние между ними такое, что студент все равно опоздает, если поедет сначала к нему. Правильное решение родилось не сразу. Хотя время было вечернее и с проректором был ребенок, которому еще предстояло готовить уроки, он решил ехать на вокзал, чтобы встретиться со студентом у поезда.

Семинарист же явно запаздывал, и, стоя на перроне, мой знакомый начал усиленно о том, чтобы Господь помог. До отправления оставались считанные минуты. Он купил авторучку, которой, как всегда в такие моменты, в портфеле не оказалось, чтобы сразу же подписать документ. Чуда не произошло – поезд уехал. Студент прибежал лишь через три минуты, но за это время проректор успел продумать, как поступить, чтобы у студента не было шока. Тут же повел его сдавать билет. Тут же выяснил, что через два часа есть еще один поезд в том же направлении. Удивительно, но всего одно место было свободно. Пришлось добавить и денег на покупку билета. Но в итоге всё разрешилось благополучно. Значит, Господь помогает нам в бытовых ситуациях, но особенно помогает тогда, когда мы сами стремимся участвовать в жизни ближних.

Автор этих строк знает многих священников, которые безвозмездно помогают другим. И всегда эти священники испытывают радость, как будто не отдают, а приобретают сами. Милость всегда приносит с собой в душу широту и простор, милостивый выходит из узких рамок внутренней самозамкнутости, обретает свободу и радость сердца в совершаемом для других добре, тогда как эгоизм всегда обедняет жизнь.

Эгоист, словно вор, прячется от других, чтобы урвать только себе, – он несчастен и жалок в своекорыстии и, подобно кроту, роет норы в земном, подальше от света, как бы заранее стараясь обустроить накоплениями собственную могилу.

Но ведь человек – существо с такими глубокими духовными потребностями, которые не насытить своекорыстием. Никогда и никому не даст счастья обладание земными сокровищами, если они не разделяются с ближними. Эту истину так выражает преподобный Максим Исповедник: «Мое есть то, что я отдаю другим». Потому что сердце радуется, лишь раскрываясь навстречу ближним, а не замыкаясь в себе. Известный наш баснописец Иван Андреевич Крылов представил это образно в басне «Лань и Дервиш», заключая:

Так, истинная благость
Без всякой мзды добро творит:
Кто добр, тому избытки в тягость,
Коль он их с ближним не делит.

Душа не может быть счастлива без милосердия. Сердце каждого из нас жаждет добра и хочет делать добро, пусть мы не всегда понимаем это своим грешным умом. Уже в самом делании добра человек отчасти вкушает райское . Человек с милостивым сердцем становится духовно богат, и потому он более полно и ярко воспринимает жизнь.

Есть люди, которые, по слову Писания, «не заснут, если не сделают зла» (Притч. 4: 16). Но есть и такие люди, которые не могут заснуть, если не сделали кому-то добра. Среди святых, прославившихся особой заботой о бедных, наибольшим почитанием пользуется Александрийский патриарх Иоанн, прозванный Милостивым. Все свои средства он тратил на помощь несчастным, оставаясь сам в крайней бедности. Как-то один знатный житель Александрии подарил ему дорогое одеяло, прося непременно воспользоваться этим даром. Действительно, святой Иоанн покрылся ночью одеялом, но мысль, что можно было бы помочь несчастным на средства с дорогой вещи, не давала ему покоя. Утром Иоанн послал продать одеяло, а вырученные деньги раздал нищим. Подаривший увидел свое одеяло на рынке, купил его и вновь принес святому Иоанну. Но угодник Божий поступил тем же образом еще до вечера, чтобы уснуть спокойно. Когда же подаривший принес одеяло в третий раз, святой Иоанн сказал: «Я всегда буду продавать эту ненужную мне вещь; увидим, кто первый из нас перестанет делать свое».

Антон Павлович Чехов как-то верно сказал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – , бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Кто же будет напоминать за дверью души каждого человека своим стуком о необходимости творить милость? Таковой должна быть, прежде всего, наша совесть. Самая суть человека и определяется тем, каков он наедине со своей совестью.

А вот как предостерегает нас святой праведный : «Будьте внимательны к себе, когда бедный человек, нуждающийся в помощи, будет просить вас об ней: враг постарается в это время обдать сердце ваше холодом, равнодушием и даже пренебрежением к нуждающемуся; преодолейте в себе эти нехристианские и нечеловеческие расположения, возбудите в сердце своем сострадательную любовь к подобному вам во всем человеку, и о чем попросит вас нуждающийся, по силе исполните его просьбу».

Уже в школьные годы не мог пройти мимо нищего, чтобы не подать ему. Если же нечего было дать, он всегда говорил: «Извините». Однажды Гоголь даже остался в долгу у одной нищенки. На ее слова: «Подайте ради Христа» – он ответил: «Сочтите за мной». И в следующий раз, когда та обратилась к нему с той же просьбой, он подал ей вдвойне, объяснив: «Тут и долг мой».

В Священном Писании отказ в милостыне рассматривается однозначно как грех (см.: Втор. 15: 7–9). А о самой милостыне говорится так: при подаянии ее «не должно скорбеть сердце твое» (Втор. 15: 10). «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). И хотя есть такие просящие, которые нищету превратили в ремесло, однако не наше дело всякий раз разбирать, куда и для чего пойдет наша милостыня. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7), – говорит Спаситель, не рассуждая о каких-то условностях.

Для того чтобы научиться христианскому милосердию, можно предложить несколько правил:

1. Подавайте хотя и немного, но с . Не требуется отдавать всё, что у вас есть. Подайте хотя бы чуть-чуть, ущемите себя в малом, но только без раздражения к человеку: не отмахиваясь от бедного, как от назойливой мухи, а желая ему добра.

2. Обязательно помогайте тем людям, скудость жизни которых вам достоверно известна, – родственникам, сотрудникам, знакомым.

3. Не осуждайте нищих, которые просят на пропитание, но, как вам кажется, способны были бы сами работать или якобы употребят вашу милостыню не на добро. Каждый сам за себя ответит.

4. Наконец, не подавайте милостыню из желания похвалы, ради видимого престижа, рейтинга или даже просто отчета. Такие люди «уже получают награду свою» на земле, оставаясь без награды Отца Небесного (см.: Мф. 6: 1–2).

По словам святого Иоанна Златоуста, милосердие имеет различные образы. Есть дела телесной милости: напитать алчущего, напоить жаждущего, одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой одежде, посетить больного, принять странника в дом и т. д. А есть духовные дела милости, которые настолько выше, насколько душа выше тела. Дела духовной милости, например, таковы: обратить грешника от заблуждения, научить неверующего истине и добру, подать ближнему добрый совет в затруднении или не замечаемой им опасности, утешить печального, не воздавать за зло злом, от сердца прощать обиды.

Помочь можно и теплой молитвой о нем. Деньги у нас не всегда бывают с собой, а молитва, как говорят святые отцы, всегда при нас. Более того, напрасно думать, что, оказав только материальную помощь другому, ты исполнил свой христианский долг, как бы откупился от требований Евангелия. Спаситель призывает нас возводить всех к единению с Богом: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17: 21). Путь к этому прокладывает молитва.

Молитва объединяет, благодатно связывает воедино всех, о ком мы произносим пред Господом наши молитвы. Поэтому молитва – это возможность всегда и везде делать людям добро.

В молитве нет разделения на далеких и близких, на врагов и друзей, потому что в молитвенных просьбах христианина все поставляются пред Всевидящим Богом, все и призываются к вечному Его Царству.

Но молитва только тогда молитва, когда находит отклик в сердце молящегося, когда душа пламенеет желанием подарить другим вечность, испросить у Господа этот бесценный дар для других, и потому молитва от сердца – всегда торжество любви и добра, она – начало победы над враждебными чувствами, злобой и ненавистью.

Молитва – испрашивание милости у Господа. Молиться от сердца о ком-либо – значит чувствовать чужую боль и протягивать руку нуждающемуся, как бы взять его ношу, чтобы ему самому стало легче.

Итак, много средств к милосердию предложено нам, и, хотя конкретный выбор остается за нами, несомненно одно: каждый шаг навстречу другому, каждое доброе дело, милостыня, бескорыстная помощь и молитва о ближних найдут свое оправдание, украсят душу милостивого человека и сделают его жизнь более радостной и счастливой.

Милосердие. Нужно ли оно в наше время? Что это такое? Должны ли мы помогать другим?
На эти вопросы каждый может ответить лишь сам, и точка зрения каждого человека, конечно будет отлична от мнения других. Поэтому здесь я изложу лишь свою точку зрения по данному вопросу. Честно говоря все эти годы я смотрю на окружающее меня общество и ужасаюсь насколько бОльшая часть его цинична,бездушна и безразлична ко всему происходящему.И тем не менее поступки важнее слова.
Как вам такая ситуация:
На остановке бегает перепуганная кошка. К ост. подъезжает автобус ЛИАЗ, она под него заскакивает и садится под задним правым колесом. Естественно водитель ничего про неё не знает и собирается вот-вот отъезжать, и понятно, на 99% задавил бы её. Полная остановка народа -всем глубоко наплевать. Короче в момент закрывания дверей, с риском для жизни, я бросаюсь под колесо и выдёргиваю кошку. Только успеваю это сделать -автобус отъезжает.
Очень обидно, что порой люди в погоне за славой, каким-то своими ценностями, забывают о ценностях душевных:: о милосердии, верности и любви. Многие люди просто не понимают, что если бы сейчас не было меня, моего благотворительного проекта, окружающих меня людей, с такими же жизненными ценностями, добродушием и старанием помочь миру, то этот самый мир бы очень быстро загнулся. Но пока у нас есть силы -мы будем как угасающие искры костра: светить в надвигающееся тьме, пока не придут те, кто сможет разжечь этот костёр вновь.
Иногда я просто не понимаю: ОТКУДА столько жестокости в окружающих меня людях, моих сверстниках. Впрочем иностранная политика: фильмы и книги тоже сделали своё дело. Новое поколение не воспитано на фильмах: «Они сражались за родину» и не слушало «Севастопольский вальс».Более того современное общество в большинстве своём лишилось лица, словно растворилось, в одной большой оболочке, с хищным оскалом, готовым сожрать всё живое, в угоду своим интересам. Так можно ли быть милосердным по отношению к такому обществу? Перед тем, как что-то сделать-я задаю себе вопрос: "Что это изменит?"
если уже ничего не сделать, то как это не прискорбно, лучше сражаться там, где будущее ещё возможно., ибо милосердие тоже бывает разным.
Однажды из окна 10 этажа выпал кот. Он ударился о мостовую, переломал все кости и бился в мучительной агонии. Проходящая мимо женщина убила его. Как ни прискорбно, но в данном случае- это милосердие.
Здесь я позволю себе привести несколько цитат:
"Для нас на Земле, ужас-бытие и повседневность. Как растение, как солнце -его не в тиснуть ни в какие рамки."
С. Селмон
Из глубины веков шептало время-
Ты будь собой и грим не одевай
Всё человечество давно играет роли,
А ты попробуй сам себя сыграй.
Д.Балашова.
Так вот нам сейчас важно проявить милосердие к старшему поколению, заново научить этому будущее поколение, но некоторые личности из современного общества, те кто ради смеха убивают собак и кошек, избивают ветеранов-не заслуживают ни милосердия ни прощения. Никогда.
И все разговоры об окружении, давлении- полная чушь. Они сами выбрали этот путь, судьба вопрос выбора и никто не может тебя заставить пойти по определённому пути.
Жизнь не в том, чтобы жить, а в том чтобы чувствовать, что живешь. И пусть все эти события, чувства- лишь элемент. Элемент времени и жизни.
У меня есть роман «Две фигуры у фонтана».Он о счастье, о любви и о том, как найдя драгоценный талисман можно всё это перечеркнуть, о том как люди становятся бездушными и безразличными ради богатства. И о том, насколько быстро такой мир может разрушиться.
Подводя этому итог, можно сказать, что милосердие не просто нужно, а необходимо в этом мире, пусть даже в незначительный его проявлениях. Но к сожалению, сейчас мы имеем проблему гораздо более трудную, чем потери милосердия и сострадания, как жизненного качества. Мы имеем разрушающиеся общество и бесчувственных людей, для которых любовь уже ничего не значит. Запуская благотворительные проекты «Пересекая Россию» и «Две фигуры у фонтана» - я отчётливо понимаю, что мы последние -кто может спасти этот умирающий мир. И пусть над этим сейчас многие смеются. Всех кто сейчас это читает, кто ещё имеет свою личною позицию, а не растворился в общем облаке тьмы, я призываю присоединиться к нам. И вместе мы победим.
Раньше мы и представить не могли, что общество одной национальности, одной расы, а иногда даже и более родственных людей, сможет разделиться на два враждующих лагеря: свет, где правит милосердие и любовь, и тьму -где бесчувствие, безразличие и ненависть к другим -главный проводник.
Меня часто спрашивают почему я пророчу духовную войну? Потому, что уже слишком поздно. Тьма набирает силу и её не изменить.И это легко проверить: верно понять эту статью смогут лишь те, кто ещё не утратил способность чувствовать, интерес к жизни, а значит к помощи других, а безвозмездная помощь другим -это милосердие.
Я всего за 16 лет прошёл через многое в жизни: через 5 операций, 4 похорон, и нам никто и никогда не помог, поэтому я знаю о чём пишу.
Знакомый с нашего проекта сломал руку у вокзала и попросил таксиста довезти до ближайшего травм-пункта через остановку, и тот заломил цену в 500 р.И это печально.
Разберу ещё один пример, как сейчас молодёжь продаёт ордены своих дедов и прадедов, которые заработали их кровью, чтобы купить в лучшем случае крутой айфон, в худшем -наркотики. Но я знаю историю, как один парень продал орден прадеда, чтобы найти деньги на операцию умирающей матери своей девушки. А значит мы ещё есть -те, кто не убежит трусливо, кто уступит место старику и поблагодарит ветерана, за то, что сейчас живёт, не оставит на улице замерзать котёнка.
Вот оно-милосердие.

Что такое милосердие, в каких людских поступках оно проявляется – актуальный вопрос. Современный мир имеет развивающуюся большими темпами технологическую революцию, упростившую повседневную жизнь каждого из нас. В гонке за личными благами, незаметно мелькают чужие проблемы, но кто захочет остановиться, подать руку помощи нуждающемуся в поддержке, ведь у каждого свои заботы.

Милосердие - что это?

Доброта сердца, перенимающая чужие страдание и проблемы, желание протянуть руку помощи, невзирая на вину или невиновность человека – вот что значит милосердие. Основа любви к ближнему, наличие которой помогает спасать жизни и решать чужие проблемы, проявлять понимание, оказывать помочь другому – избавлять ближнего от трудных обстоятельств. Тесно связанные с милосердием черты характера:

  • сострадание;
  • сочувствие;
  • доброжелательность;
  • забота;
  • бескорыстность;
  • понимание;
  • снисхождение;
  • гуманность.

Что такое милосердие - нравственное , в котором человек проявляет безвозмездную опеку к ближнему, потратив собственный ресурс – время, деньги, здоровье. Проявляя милосердие человек, может получить незаслуженный упрек (моральное оскорбление) в глазах окружающих, которые принимают милосердие за проявление незаслуженного уважения или элементарной глупостью.


Милосердие в христианстве

В религии милосердие – важная добродетель, указывающая, что проявление заботы к ближнему - это проявление любви к Господу и что каждый человек «создан по подобию Божьему». Всепрощающая любовь, выражается в христианской милости проявить ее можно по отношению к душе и телу нуждающегося. Добрые христианские дела, проявление которых спасают человеческую душу:

  • навернуть грешника от заблуждений;
  • не просвещенному подать урок доброты и истинны;
  • дать мудрый совет находящемуся в трудных обстоятельствах или опасности;
  • дать утешение пребывающему в печали;
  • не отвечать злом на злой поступок;
  • прощать обидчиков;
  • молиться за ближних.

Дела телесной милости к ближнему:

  • накормить голодного;
  • напоить жаждущего;
  • одеть нагого;
  • посетить больного;
  • посетить узника в темнице;
  • приютить странника;
  • похоронить умершего.

Для чего нужно милосердие?

Стремление жить в мире, наполненном радостью и приятными взаимоотношениями, заложено в человеке. Милосердие и доброта – фундамент гармоничных отношений во многих религиях и древних культурах, им посвящены работы философов. Строить отношения в социуме по принципу справедливости легко анализируя ошибки другого человека, но такая позиция лишает возможности получить снисхождение в трудную минуту.

Получать помощь не требуя взамен отплаты – развиваться духовно, вкладывать свою лепту для изменений в лучшую сторону, привносить в мир добро, дарить радость. Никто не знает, в какую трудную минуту возникнет его нужда в помощи, кто окажется рядом – сделает милосердный поступок, невзирая на социальный статус или прошлые ошибки. Отрывать от сердца частичку доброты и заботы всегда приятно.


Что значит - быть милосердным?

Быть милосердным значит, что направленное другому человеку благо отдано безвозмездно – не для всеобщей похвалы, публичного признания или последующего благодарения. Милосердие успокаивает совесть – подаренный шанс протянуть руку помощи человек не отверг, а в силу своей возможности облегчил жизненные обстоятельства находящегося в худом положении дел. Милосердие погашает гнев, подавляет эгоизм, а это возможность накопить духовные богатства:

  • мудрость;
  • радость;
  • простоту в общении;
  • искренность;
  • человеколюбие.

Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

Милосердие и сострадание, сделанное анонимно, считается высшей степенью добродетели. Проявление таких качеств не простая задача – отнять собственные средства и силы для помощи чужому человеку, великодушный поступок, достойный уважения. Основные принципы милосердного отношения основываются на любви к ближнему, проявленной заботе и оказанной помощи. Быть милосердным значит:

  • забыть о личной выгоде;
  • идти на уступки забывая причиненные обиды;
  • уметь выслушать;
  • подавить страх (приходя в больницу не думать о том, что можно заразиться болезнью);
  • жертвовать деньги нуждающимся (доступную долю средств, незначительную для подающего человека);
  • находить час для чужих проблем (навещать родственников и знакомых – престарелых, инвалидов, сирот);
  • помогать в простых повседневных вопросах (показать адрес, предостеречь об опасности, дать подсказку для решения вопроса, помочь человеку с ограниченными физическими способностями).

Почему человек должен быть милосердным?

Проблема милосердия и нехватки любви к окружающим влечет страдания в окружающем мире и людских сердцах. Принцип личной выгоды – создавать себе комфортные условия, невзирая на проблемы других людей - тешит самолюбие и множит эгоизм. Быть милосердным - значит принимать активное участие в решении чужих проблем, умножать доброту, дарить любовь, изменять мир в лучшую сторону. Вспоминая фразу китайского мудреца Лао Цзы о милосердии, можно сказать его словами: «Кто берет – наполняет ладони, кто дарит – наполняет сердце».

Милосердие в современном мире

Любовь и милосердие понятия связанные между собой в религии. Дела, совершенные для облегчения страданий другого, выраженные без любви - являются чувством жалости, иногда подкрепленные упреками и холодным расчетом. Милосердие в нашей жизни, проявленное с любовью подкрепляет духовно, дарит надежду на изменения в лучшую сторону, спасает в трудную минуту жизнь, дарить душевное спокойствие, учит, что добрый поступок непременно выше, чем злой.

Нужно ли милосердие в наше время?

Милосердие в наше время – зеркало, показывающее нравственный облик личности. Современный мир наполнен контрастами, социальный статус, разделяющий людей, показывает, что бедному и простому легче разделить страдания нуждающегося, ибо они ему знакомы. Богатому и знатному нет дела к элементарным заботам и проблемам других людей, даже если он в состоянии оказать помощь и устранить проблемы для тысяч людей.

К аждый из нас обладает рядом качеств, которые характеризуют нас, как человека. Кто-то более добрый, искренний, справедливый. Кто-то напротив, полон желчи, злобы и гнева. Но все мы люди. Правда, есть два понимания слова человек. Можно понимать слово «человек», как биологический вид, представитель отряда млекопитающих. Но так рассуждают учёные, которые видят род людской, как вид. На самом же деле, человек, если смотреть с позиции менее рациональной, и более чувственной, это существо, обладающее волей, разумом и высшими чувствами. Именно наши чувства делают нас людьми, создают наш моральный облик, характеризует нас как личность. И что бы соответствовать высокому званию «ЧЕЛОВЕК», нам надо иметь в себе такие качества, как милосердие и сострадание.

Именно милосердие и сострадание к другому существу делает нас человечнее, в понимании морали. В этом уверены все учёные, писатели, поэты, духовенство и общественность. Но что такое милосердие, и как проявлять сострадание, об этом мало сказано. Давайте постараемся вместе разобраться, что же на самом деле делает нас человечнее и какова роль в этом милосердия и сострадания. Милосердие напрямую связанно с понятием сострадание.

Милосердие – это готовность человека оказать помощь кому-либо из сострадания, проявлять доброту, заботу, высшие эмоции (даже любовь) к какому-либо существу, не обязательно даже человеческому и при этом, не просить ничего взамен. Сострадание же, в свою очередь, это сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого существа. Сострадание сродни гуманности, жалости. Согласитесь, действительно хорошие качества личности, которые должны быть у представителей человечества.

Быть человечнее, значит быть милосердным, проявлять сострадание, видеть боль другого существа, и помочь ему, а не стоять на месте. Быть человечнее, значит быть неравнодушным, иметь душу и сердце. Быть человечнее, значит оказывать помощь нуждающимся, и при этом не просить ничего взамен. Вот что значит быть человечнее.

Согласитесь, в современном мире, эти качества, были бы весьма нужны, ведь в мире очень много нуждающихся, и каждый из нас, если бы хоть немного помог другому человеку, или даже маленькому котёнку, который и в дождь, и в снег, ищет себе пропитание, мир был бы намного человечнее, добрее, лучше. Но в наши дни, всё меньше и меньше людей проявляют милосердие и сострадание – оно почти исчезло.

В современном мире, всё больше и больше людей, живут по принципам эгоистического существования, делают те вещи, которые им выгодно, которые только им пойдут на пользу, про других, окружающих их существ (не говорю уже про людей, а про маленьких, беззащитных и немощных животных), человек не думает, не заботиться. Происходит это по той причине, что каждый из таких людей знает, что за них никто же не позаботиться. Вот они сами о себе и заботятся, ведь никто другой это не сделает. И так думает почти каждый, но правильно ли это?

Конечно, весь мир нам не изменить, и всё так же будет существовать эгоизм, самолюбие и бесчеловечие. Но мы можем изменить себя, под силу это сделать каждому. Станьте более милосердным, проявляйте сострадание, и не просите ничего взамен, будьте людьми, не только с биологической точки зрения, но и с моральной, и Вы увидите, как мир измениться. Сначала, конечно, Вам покажется, что Ваши усилия зря, и за Ваше милосердие, Вы получаете лишь «ножи в спину». Но, поверьте, такова участь всех людей. Милосердие и сострадание, просто делает Вас лучше, человечнее. А это, на самом деле, дорогого стоит.

И как стать милосердным человеком.

В погоне за деньгами, властью и признанием люди часто забывают о таких общечеловеческих ценностях как любовь к ближнему, уважение и принятие. Детей с детства учат быть смелыми, целеустремленными и настойчивыми. Мы растем с осознанием того, что жизнь это вечная борьба, в которой выживает лишь сильнейший.

Доброта, честность и милосердие при этом отходят на второй план. Все вокруг только и говорят, что думать нужно только о личном благополучии. Если человек добр, честен и отзывчив, то его воспринимают как мягкохарактерную и слабую личность. На самом деле все обстоит в точности наоборот. Милосердный человек намного сильнее духом. Только немногие из нас способны прощать и воспринимать окружающих такими, какими они есть.

Что такое милосердие?

Милосердие – это способность человека к всепрощению и бескорыстной помощи. Прощение здесь имеется в виду не на словах, а в истинном, духовном значении. Прощая, человек чувствует облегчение, внутреннюю свободу и любовь к ближнему. Здесь нет места корыстным побуждениям. Милосердный человек не думает о том, что благодаря его действиям он заработает себе лишний плюс к карме, или потом сможет использовать ситуацию в своих целях. В противном случае это уже не милосердие, а притворство и лицемерие.

Милосердие тесно переплетается с такими понятиями как доброта, забота, сострадание и любовь к Милосердный человек не просто поступает исходя из благих намерений, он чувствует любовь и беспокойство за благополучие человека.

Милосердие в религии

Понятие милосердия встречается еще в добиблейской греческой литературе. С течением времени оно практически не изменило своего значения. Тогда его трактовали как чувство, возникающее у человека при виде чужих страданий.

С точки зрения религии, милосердие является одной из главных добродетелей. Она направлена на совершение духовных и телесных дел для окружающих людей. В каждой из мировых религий, будь то христианство, ислам или буддизм, милосердие выступает как необходимое качество для человека. Только будучи открытым, добрым и искренним, человек сможет познать Бога и раскрыть в себе духовный свет.

Христианская суть милосердия заключается в безграничной любви к Богу. Частичка образа Господнего есть в каждом человеке. Уверовав во Всевышнего, человек автоматически верит в святость и значимость каждой человеческой жизни на Земле.

Религия у мусульман неразрывно связана с общественно-политической жизнью. У них даже существует специальный годовой налог в помощь бедным и нуждающимся.

С буддийской точки зрения милосердие – это сострадание и любовь ко всем живым существам. Буддист молится за каждую душу, растение и животное. Таким образом, он достигает гармонии со всем миром.

Как видим, люди разных вероисповеданий практически одинаково воспринимают понятие «милосердие». Не важно, какому Богу вы молитесь, важно чтобы вы помнили о тех заповедях, которые учат быть добрее и терпимее к окружающим нас людям.

Варя Ивлева — Верните в моду доброту

Современная притча о милосердии

На одной паралимпиаде принимали участие 9 атлетов. Спортсмены стояли на старте и ждали сигнала. У каждого из них была инвалидность. Участники услышали команду: «Марш!». Все сорвались с места и побежали. Один паренек, не успел пробежать и несколько метров, как споткнулся и упал. От боли и обиды он горько зарыдал.

Услышав плачь, участники сбавили ход. Они остановились и ВСЕ вместе возвратились на старт. Одна девушка подошла к всхлипывающему юноше, помогла ему встать и спросила о самочувствии. После этого спортсмены стали плечом к плечу и дружно пересекли финишную линию. Зрители были в восторге! Все дружно встали с мест и начали аплодировать атлетам. В этот момент все осознали, что бывают моменты, когда важнее поддержать другого человека, чем победить самому. Не всегда нужно двигаться только вперед, иногда необходимо остановиться и обернуться назад.

Противоречия, мешающие людям быть милосердными

В последнее время мы все чаще слышим о таких понятиях как толерантность, свобода выбора, человеческое достоинство и личные права. Нас призывают быть терпимыми и открытыми людьми. Вместе с тем возникает ряд конфликтов:

  1. Оказывая помощь и проявляя милосердие, не унижаем ли мы личное достоинство нуждающегося, не порождаем ли таким образом неравенство, ведущее в дальнейшем к дискриминации?
  2. Помогая ближнему, правильно ли мы понимаем его желания? Возможно, его понятия о благе в корне отличаются от наших представлений. Не навязываем ли мы личные ценности и идеалы?
  3. В широком смысле милосердие предполагает деятельное участие в жизни другого человека. По сути, это вечное служение окружающим людям. Постает вопрос, нужно ли им это служение? Иногда дабы обрести себя, человек должен проявить терпение, упорство и силу воли.

Все эти, и другие противоречия, могут поставить в тупик. Для кого-то эти высказывания перерастают в зерно сомнения. Люди начинают верить, что милосердие вредит и подавляет силу воли человека. Возможно, люди не до конца понимают всю суть милосердия или воспринимают ее в исковерканном виде. Как бы там ни было, каждый человек сам выбирает, каким ему быть. Если мы любим, чувствуем в сердце добро, искренне сочувствуем и переживаем за окружающих людей, то мы никогда не поверим, что это неправильно и плохо.

Слушайте свое сердце, откройте его для окружающих людей. Будьте добры, отзывчивы и милосердны и тогда вы познаете, что такое истинное счастье и гармония.

Как стать милосердным человеком?

Возможно, для некоторых этот вопрос покажется несколько наивным. Как можно обрести качество, которое должно формироваться в человеке еще с младенчества? Естественно, невозможно стать милосердным по одному щелчку пальцев. Уговоры и рассказы о том, что нужно любить окружающих людей, быть отзывчивым и внимательным будут безрезультатными, пока мы сами это не осознаем. На самом деле все в ваших руках. Если вы чувствуете, что хотите стать добрее и терпимее, тогда непременно начните работу над собой.

  1. Анализируйте чувства окружающих людей. Ставьте себе вопрос: «Чтобы я сейчас ощущал, будь я на его месте?». Это поможет вам развить сострадание и лучше понимать людей.
  2. Будьте отзывчивыми. Если вы видите, что можете помочь человеку, не пытайтесь найти отговорки. Отсутствие времени, неподходящий момент – все это пустые слова. Предложите свою поддержку! Возможно, ваше участие сделает человека счастливее!
  3. Благодарите людей. Не имеет значения, насколько значим их поступок. Цените то, что люди делают для вас. Проходя по чисто убранному тротуару, скажите дворнику «Спасибо». Для вас это сущая мелочь, а человек почувствует себя нужным и ценным.
  4. Предоставляйте возможность собеседнику выговориться. Милосердные люди переживают и заботятся о состоянии окружающих людей. Приложите усилия и услышьте, что пытается донести вам человек. В его рассказе может быть тайный призыв о помощи.
  5. Принимайте людей такими какими они есть. Поставьте себе за правило, не осуждать и не унижать окружающих.

Милосердие это высшее проявление человеческой доброты. Люди не рождаются чуткими и сердобольными. Многое зависит от воспитания, окружения и ряда других факторов. Тем не менее люди меняются, и в какую сторону меняться решать только вам.