«Армату» вооружат разведывательным дроном. «Армату» вооружат разведывательным дроном Беспилотный аппарат разведки и целеуказания птеродактиль

Боевые машины семейства «Армата» оснастят разведывательными беспилотниками, которые будут сканировать поле боя на десятки километров вокруг, помогая выяснять обстановку и наводить орудия и ракеты на цель. При этом дрон, разработанный Московским авиационным институтом (МАИ), способен находиться в воздухе неограниченное время, так как не имеет бортовых аккумуляторов и получает электроэнергию по гибкому кабелю от боевой машины.

«Птеродактиль» - это легкий беспилотник с обшивкой из композитных материалов, который будет подсоединяться к боевой машине с помощью гибкого кабеля. БПЛА сможет кружить в радиусе 50–100 м вокруг боевой машины и подниматься на высоту нескольких десятков метров. Машина будет комплектоваться радаром и тепловизором.

В настоящее время идут опытно-конструкторские работы, но уже через год мы передадим изделие для испытаний Минобороны, - рассказал «Известиям» старший научный сотрудник кафедры «Авиационные роботехнические системы» МАИ Виталий Полянский. - В данный момент мы работаем над облегчением беспилотника и увеличением его грузоподъемности, однако ключевой элемент - привязная схема уже прошла испытания в нашей лаборатории и полностью подтвердила все заданные характеристики.

По сравнению с беспилотниками, управляемыми по радиоканалу, «Птеродактиль» сможет находиться в воздухе значительно дольше и брать на борт больше оборудования, поскольку ему не приходится нести на себе аккумуляторы. Еще одним достоинством привязной системы управления является полная защищенность от перехвата информации.

Другая особенность «Птеродактиля» заключается в том, что он сделан по схеме конвертоплана - летательного аппарата, воздушные винты которого могут поворачиваться вместе с крыльями. Подобная схема позволяет сочетать в одной машине достоинства самолета и вертолета. За счет этого дрон может развивать в воздухе достаточно высокую скорость, чтобы двигаться вместе с танком на полном ходу, при этом он способен подниматься в воздух с небольшой площадки, в том числе и непосредственно с корпуса танка.

Идея разведывательного беспилотного аппарата, управляемого по гибкому кабелю, не нова - впервые такое решение было реализовано в конце в 1960-х годов на западногерманском беспилотном экспериментальном вертолете Dornier Do-32K. Он управлялся по кабелю и по нему же получал топливо, - рассказывает «Известиям» военный эксперт Олег Желтоножко. - В настоящее время кабельный интерфейс используется на израильском коптере Hovermast, но он не применяется в составе боевой машины.

Как рассказывает Олег Желтоножко, систем, когда разведывательный дрон становится непосредственно частью боевой машины, пока не существует.

Использование легкого БПЛА, оснащенного тепловизором и радиолокационной системой в качестве внешней системы наблюдения, видится логичным решением именно для перспективной бронетехники, дальнобойность которой превосходит дальность видимости бортовых средств обнаружения, - говорит эксперт. - К примеру, основное орудие «Арматы» способно поражать цель на расстоянии 8 км, а дальность распознавания вражеского танка через визирный канал ограничивается 5 км. Кроме того, благодаря наличию «Птеродактиля» танк сможет вскрыть обстановку на поле боя, оставаясь в укрытии или спрятавшись за постройками или неровностями местности.

По мнению Желтоножко, оснащение бронетехники внешними системами наблюдения, способными обозревать местность хотя бы на расстоянии 10 км, обеспечит «Армате» неоспоримое преимущество перед любым из существующих противников.

Сколько уже скептических и критических обсуждений было этой новой платформы, но "караван идет" дальше. Несколько сотен образцов уже обкатываются в действующих частях и идет подготовка к серийному выпуску 2000 штук. Однако какую интересную новость я вчера увидел. Дело даже не в том когда это будет, а в том, что это просто интересная, необычная, и как мне кажется свежая идея. Странно, что она так мало применяется в мире. Вот смотрите...

Новейший российский танк «Армата» будет оснащен разведывательными беспилотниками, которые смогут сканировать поле боя на несколько километров вокруг себя.

По данным издания, дрон разработан Московским авиационным институтом. Он будет соединен с танком гибким кабелем, сможет находиться в воздухе неограниченное время и наводить пушку и ракеты «Арматы» на цели. Беспилотник получил название «Птеродактиль» – это легкий аппарат с обшивкой из композиционных материалов. Радиус действия беспилотника – 50–100 метров, максимальная высота – несколько десятков метров. «Птеродактиль» получит радар и тепловизор.

«Через год мы передадим изделие Министерству обороны», – рассказал «Известиям» Виталий Полянский.

Это конечно же не "Птеродактиль", это российский беспилотник-конвертоплан RHV-35 представленный концерном «Вертолеты России». Его вес составляет 35 кг, он может подниматься на высоту до двух километров и нести полезную нагрузку до 6 кг. Дальность полёта беспилотника в автоматическом режиме составляет около 450 км. В движение дрон приводит гибридная силовая установка, позволяя разгоняться до 140 км/ч.

Сейчас в МАИ работают над снижением массы беспилотника и увеличением его грузоподъемности, но самое главное, схема аппарата уже утверждена и прошла испытания в лаборатории. «Птеродактиль» сможет находиться в воздухе значительно дольше, чем другие беспилотники, и нести большее количество аппаратуры за счет того, что не будет брать на борт аккумуляторы.

Еще одним достоинством привязной системы управления является полная защищенность от перехвата информации.

Другая особенность «Птеродактиля» заключается в том, что он сделан по схеме конвертоплана - летательного аппарата, воздушные винты которого могут поворачиваться вместе с крыльями. Подобная схема позволяет сочетать в одной машине достоинства самолета и вертолета. За счет этого дрон может развивать в воздухе достаточно высокую скорость, чтобы двигаться вместе с танком на полном ходу, при этом он способен подниматься в воздух с небольшой площадки, в том числе и непосредственно с корпуса танка.

Идея разведывательного беспилотного аппарата, управляемого по гибкому кабелю, не нова - впервые такое решение было реализовано в конце в 1960-х годов на западногерманском беспилотном экспериментальном вертолете Dornier Do-32K. Он управлялся по кабелю и по нему же получал топливо, - рассказывает «Известиям» военный эксперт Олег Желтоножко. - В настоящее время кабельный интерфейс используется на израильском коптере Hovermast, но он не применяется в составе боевой машины.

Как рассказывает Олег Желтоножко, систем, когда разведывательный дрон становится непосредственно частью боевой машины, пока не существует.

Использование легкого БПЛА, оснащенного тепловизором и радиолокационной системой в качестве внешней системы наблюдения, видится логичным решением именно для перспективной бронетехники, дальнобойность которой превосходит дальность видимости бортовых средств обнаружения, - говорит эксперт. - К примеру, основное орудие «Арматы» способно поражать цель на расстоянии 8 км, а дальность распознавания вражеского танка через визирный канал ограничивается 5 км. Кроме того, благодаря наличию «Птеродактиля» танк сможет вскрыть обстановку на поле боя, оставаясь в укрытии или спрятавшись за постройками или неровностями местности.

По мнению Желтоножко, оснащение бронетехники внешними системами наблюдения, способными обозревать местность хотя бы на расстоянии 10 км, обеспечит «Армате» неоспоримое преимущество перед любым из существующих противников.

Как идея вообще? Есть в ней потенциал? Почему не развивается в мире?

Характерной проблемой танков, до сих пор не решенной в полной мере, является сравнительно плохой обзор окружающей местности. Ранее подобные задачи решались при помощи набора оптических приборов, устанавливаемых на различных частях боевой машины, в том числе в составе командирской башенки. К настоящему времени появились и получили развитие оптико-электронные системы. Тем не менее, в силу разных причин обзор с рабочих мест экипажа бронетанковой техники может оставлять желать лучшего. Не так давно появилось новое предложение, касающееся улучшения обзора. В качестве дополнительного средства изучения обстановки предлагается использовать специальный беспилотный летательный аппарат, входящий в состав бортового оборудования бронемашины.

О новом отечественном проекте, подразумевающим комплектование перспективных танков беспилотником, стало известно несколько дней назад. 18 ноября издание «Известия» опубликовало статью «Армату» вооружат разведывательным дроном», в которой рассказывалось об одной из оригинальных разработок отечественных специалистов. Необычный элемент бортового оборудования танка разрабатывается специалистами Московского авиационного института. Предполагается, что оригинальный беспилотный аппарат позволит улучшить ситуационную осведомленность перспективных танков Т-14, построенных на базе платформы «Армата».

По сообщениям прессы, проект БПЛА под названием «Птеродактиль» был разработан кафедрой «Авиационные робототехнические системы» МАИ. В настоящее время авторы проекта занимаются опытно-конструкторской работой. Уже был сформирован общий облик аппарата и методы его использования. Кроме того, были отработаны и проверены в ходе испытаний некоторые оригинальные идеи. Продолжаются работы по совершенствованию уже созданной конструкции, целью которых является облегчение летательного аппарата и увеличение массы полезной нагрузки. Завершить текущие работы планируется в течение года. После этого опытные образцы «Птеродактиля» и прочего оборудования, необходимого для их использования, будут переданы министерству обороны.

Танк Т-14 - возможный носитель БПЛА "Птеродактиль". Фото Wikimedia Commons

В статье издания «Известия» раскрыты некоторые технические подробности проекта, представляющие большой интерес. БПЛА «Птеродактиль» предлагается строить по схеме конвертоплана. Он должен оснащаться поворотными винтомоторными группами, благодаря чему получит уникальные летные данные. В зависимости от положения воздушных винтов беспилотник сможет зависать на месте или совершать маневры, свойственные вертолетам. Кроме того, будет обеспечен горизонтальный полет «по-самолетному». В зависимости от поставленных задач и особенностей имеющейся обстановки, оператор беспилотного комплекса сможет выбирать наиболее подходящий режим работы летательного аппарата.

С точки зрения практического применения аппарат-конвертоплан представляет интерес благодаря возможности попеременного использования основных режимов полета. Так, вертикальный взлет будет полезным для запуска техники с подвижной платформы в виде танка. Возможность скоростного полета, в свою очередь, позволит сопровождать бронемашину вне зависимости от особенностей ее перемещений. Таким образом, в теории экипаж танка сможет в любое время запустить разведывательный БПЛА, который будет сопровождать сухопутную машину в течение требуемого времени.

В рамках проекта «Птеродактиль» было предложено облегчить конструкцию аппарата и повысить некоторые эксплуатационные характеристики за счет отказа от собственных систем энергоснабжения. В соответствии с задумкой конструкторов из МАИ, на борту беспилотника не будет крупных и тяжелых аккумуляторных батарей. Вместо этого для энергоснабжения электрических моторов будет использоваться кабель, соединяющий БПЛА и танк-носитель. Благодаря этому все системы генерации и передачи электроэнергии будут располагаться на борту сухопутной машины, не имеющей строгих ограничений по массе.

Управлять перспективным беспилотником так же предлагается при помощи кабельной линии связи. Команды с операторского пульта будут поступать на борт аппарата при помощи проводов, соединенных с кабелями питания. Аналогичным образом следует передавать «на землю» видеосигнал и информацию от различных бортовых систем. Проводное управление летательным аппаратом позволяет сократить его полетную массу за счет отсутствия приемника и оборудования обработки радиосигналов. Кроме того, в отличие от традиционного для БПЛА радиоканала, проводная система связи не может быть обнаружена средствами радиотехнической разведки и подавлена при помощи систем радиоэлектронной борьбы.

Согласно последним данным, БПЛА «Птеродактиль» будет нести оптико-электронное оборудование, в том числе тепловизор. Также предлагается использование малогабаритной радиолокационной станции. Утверждается, что аппарат нового типа сможет подниматься на высоту до нескольких десятков метров и удаляться на расстояние до 50-100 м от машины-носителя. Используя оптические приборы и РЛС, беспилотник сможет следить за окружающей местностью и выполнять обнаружение различных целей. Время непрерывной работы в воздухе будет максимально возможным за счет использования подачи электроэнергии с носителя.

Штатные стандартные средства наблюдения современных и перспективных танков располагаются на высоте не более нескольких метров над землей. Это позволяет обходиться без чрезмерно сложных конструктивных решений, однако заметным образом ограничивает дальность наблюдения. Вынесение блока оптико-электронного оборудования и радиолокационной станции на беспилотник, способный подниматься на высоту нескольких десятков метров, соответствующим образом увеличит размеры зоны наблюдения. Особо следует отметить, что новым проектом Московского авиационного института предлагается использование не только средств оптической разведки, но и радиолокационной аппаратуры.

Управление аппаратом «Птеродактиль» должно будет осуществляться с пульта, установленного в обитаемом отсеке базовой бронемашины. Таким образом, управлять беспилотником будет наводчик или командир танка, одной из задач которых является слежение за обстановкой и поиск целей. Экран, выводящий видеосигнал или данные с малогабаритной РЛС беспилотного аппарата, может быть хорошим дополнением к штатным средствам наблюдения.

Представители организации-разработчика утверждают, что к настоящему времени были проведены некоторые испытания отдельных элементов и идей, используемых в перспективном проекте. В частности, в лабораторных условиях была проверена т.н. привязная схема, подразумевающая соединение бронемашины-носителя и беспилотного аппарата гибким кабелем с отдельными проводниками для подачи электроэнергии, команд и сигналов от средств наблюдения. Теперь авторы проекта работают над сокращением массы конструкции и повышением грузоподъемности. Такие доработки позволят повысить определенные характеристики технического и эксплуатационного характера.

На завершение требуемых работ авторам проекта «Птеродактиль» понадобится определенное время. В течение следующего года планируется завершить опытно-конструкторские работы, подготовить необходимую документацию, а также построить и испытать опытную технику. После этого прототипы перспективного БПЛА планируется передать министерству обороны для проведения необходимых испытаний.

Новым проектом, создаваемым в Московском авиационном институте, предлагается практическое применение нескольких оригинальных идей, способных заметно повысить определенные характеристики существующей или перспективной бронетехники. В частности, в качестве основного носителя БПЛА «Птеродактиль» и соответствующего оборудования называется новейший основной танк Т-14. При этом, однако, есть основания полагать, что подобная техника может использоваться и при модернизации уже существующих серийных бронемашин того или иного типа.

Характерные возможности, приобретаемые танками при использовании нового комплекса с беспилотным летательным аппаратом, в теории способны значительно изменить потенциал бронемашин. Работая на открытой местности, танки с «Птеродактилями» смогут вести наблюдение в пределах крупной зоны, вовремя производя обнаружение потенциально опасных объектов. Современные системы связи и управления также позволят танкам обмениваться информацией об обстановке на поле боя, повышая общую эффективность боевой работы соединения.

Также дополнительные средства наблюдения могут быть полезными при ведении боев в условиях городской застройки. При наличии массы зданий и сооружений, ограничивающих свободные пространства, существующие недостатки танков в виде ограниченного обзора проявляются особенно ярко. Дополнение имеющихся оптических и оптико-электронных приборов беспилотным летательным аппаратом в значительной мере улучшит потенциал бронемашины с точки зрения обнаружения целей.

Тем не менее, как и многие другие разработки, новый проект не лишен недостатков. Некоторые из них можно выявить уже на стадии рассмотрения предложенной концепции. Некоторые особенности «привязного» беспилотника могут считаться недостатками, другие же способны стать предметом споров. Тем не менее, все эти особенности проекта являются неотъемлемыми его чертами, а ликвидация подобных недостатков может повлечь за собой серьезную переработку основных идей и решений.

Главным поводом для претензий уже на уровне самой концепции нового проекта может считаться применение проводной связи между носителем и беспилотным летательным аппаратом. При всех своих плюсах, гибкий кабель никак не защищен от пуль и осколков, из-за чего может быть поврежден в любой момент боя. Повреждение одного или нескольких проводников из состава такого кабеля приведет к тому, что беспилотник может потерять возможность дальнейшего использования бортовой аппаратуры либо попросту упасть, оставшись без электроэнергии для основных моторов. Следует отметить, что гибкий кабель, предлагаемый в проекте «Птеродактиль», по определению не может быть защищен от существующих угроз, что приводит к необходимости поиска иных решений.

Повреждение тех или иных проводов должно приводить к остановке двигателей или потере управления. Без тяги и управления БПЛА не сможет решать возложенные задачи или попросту упадет на землю. Защитой от этого может быть резервирование систем управления за счет дополнительных устройств передачи команд по радиоканалу и дополнения силовой установки резервными аккумуляторами. Тем не менее, в случае такой доработки летательный аппарат теряет одно из главных своих преимуществ – сравнительную простоту конструкции.


Робототехнический комплекс "Вихрь", над башней виден разведывательный беспилотник. Фото Defence.ru

С точки зрения живучести в боевой обстановки определенные сомнения вызывает специфическое сочетание предлагаемой конструкции аппарата и методики его применения. Не имея возможности удалиться от танка-носителя на расстояние более нескольких десятков метров и находясь на сравнительно малой высоте, БПЛА оригинального облика может быть удобной мишенью для противника. Отсутствие каких-либо средств защиты позволит вражеским стрелкам обстреливать его с высокой вероятностью уничтожения. Также беспилотник может стать жертвой случайной пули или осколка.

Проблема низкой живучести легкого беспилотного летательного аппарата вряд ли может быть решена путем оснащения техники средствами баллистической защиты. Таким образом, единственным реальным способом сохранения возможности наблюдения за обстановкой при высоких рисках потери техники может быть введение в состав комплекса нескольких беспилотников. В случае потери одного экипаж танка-носителя сможет поднять в воздух другой.

Следует отметить, что проект «Птеродактиль» не является первой отечественной разработкой своего класса. В ходе международного военно-технического форума «Армия-2016», прошедшего в сентябре этого года, Главный научно-исследовательский испытательный центр робототехники министерства обороны впервые показал свою новую разработку, в которой используются схожие идеи. Новый робототехнический комплекс «Вихрь» основывается на боевой машине пехоты БМП-3, однако отличается наличием массы новых устройств и агрегатов.

Для решения некоторых задач операторы комплекса «Вихрь» могут использовать несколько беспилотных аппаратов с разными характеристиками. Так, для разведки предлагается использовать беспилотник с шестью несущими винтами, связанный с машиной-носителем при помощи гибкого кабеля. Заявлена возможность подъема на высоту до 30 м, что в значительной мере повышает возможности наблюдения за местностью. Утверждалось, что к началу выставки «Армия-2016» комплекс «Вихрь» прошел предварительные испытания и хорошо показал себя.

Таким образом, на данный момент известно уже о двух отечественных проектах оснащения бронетехники «привязным» беспилотником, необходимым для ведения наблюдения. В обоих случаях, по имеющимся данным, оригинальная концепция подтвердила свои возможности в рамках тех или иных испытаний. Благодаря этому развитие интересных идей может продолжаться вплоть до завершения опытно-конструкторских работ и освоения новой техники войсками.

Боевой робототехнический комплекс «Вихрь» уже вышел на полноценные испытания, в ходе которых, по-видимому, показал все возможности БПЛА, соединенного с носителем при помощи кабеля. В обозримом будущем на испытания должна будет выйти еще одна похожая разработка. В проекте МАИ под названием «Птеродактиль» предлагается использование ряда интересных идей, которые могут положительным образом сказаться на характеристиках и боевых возможностях как отдельных боевых машин, так и целых подразделений. Справится ли новый проект «Птеродактиль» с поставленными задачами и оправдает ли возлагаемые на него надежды – покажет время. Авторы этой разработки утверждают, что опытная техника будет передана министерству обороны примерно через год.

По материалам сайтов:
http://izvestia.ru/
https://ria.ru/
http://tass.ru/
https://regnum.ru/
https://defence.ru/
https://mai.ru/

Боевые машины из семейства "Армата" планируется оснастить , которые будут подниматься в небо и сканировать местность на расстоянии в десятки километров вокруг танка, помогая его экипажу обнаруживать врага и наводить на него свои собственные боевые средства. Такой дрон, сконструированный в Московском авиационном институте (МАИ), будет способен держаться в воздухе практически неограниченное время, так как у него нет бортовых источников тока, а питание он должен получать по гибкому кабелю непосредственно из танка.


Главные тайны танка "Армата"

"Птеродактиль" — такое название получил этот новый легкий БПЛА — имеет обшивку из композитных материалов, поэтому он прочен и легок, ну, а питаться электроэнергией от танка он будет по кабелю. При этом он сможет совершать облет машины в радиусе 50-100 метров и забираться в небо на высоту в несколько десятков метров. "Глазами" БПЛА станет портативный радар и тепловизор — прибор ночного видения.

На сегодня самая важная часть системы — привязная кабельная схема уже прошла испытания в лаборатории института и все заданные характеристики подтвердила полностью. Понятно, что иметь питание от кабеля очень выгодно. Во-первых, это неограниченный ресурс нахождения в воздухе, во-вторых, нет аккумуляторов — значит БПЛА имеет меньший вес, что позволяет навесить на него больше всякого полезного оборудования. Наконец, такая система питания и управления полностью защищена от воздействия со стороны противника.

Другой особенностью "Птеродактиля" является то, что он сконструирован по схеме конвертоплана — летательного аппарата, у которого воздушные винты поворачиваются вместе с крыльями, что позволяет сочетать в одной машине достоинства как самолета, так и вертолета. Благодаря этой особенности , что вполне может двигаться вместе с танком, движущимся на полном ходу. К тому же он способен подниматься с очень небольшой площадки, то есть — и это самое важное, — прямо с корпуса танка.

Впрочем, тут и обычный квадрокоптер можно было бы применить. Позади башни установить бокс с распахивающимися крышками и в нем два портативных квадрокоптера и две лебедки для тонкого и легкого (последнее очень важно) кабеля электропитания и управления. В любом случае для танка такие "летающие глаза" никогда лишними не будут.

Как это часто бывает, впервые подобное техническое решение удалось реализовать еще в конце 1960-х годов на западногерманском опытном беспилотном вертолете Dornier Do-32K, который по кабелю получал горючее для двигателя и одновременно по нему же и управлялся. Кабельная система питания применяется на современном израильском коптере Hovermast, однако он не работает в тандеме с боевой машиной. То есть российским конструкторам и тут удалось придумать нечто такое, в чем они обогнали других.

Тут стоит заметить, что автор данного материала писал о танке с подъемными боевыми модулями в своей книге "Танки уникальные и парадоксальные", изданной еще в 2007 году. Там, правда, предлагался двухвинтовой (с соосными винтами) аппарат, который был не только разведчиком, но и мог нести на себе вооружение — две пусковые установки для противотанковых ракет. Блок приборов находился у него в бронированном шаре над винтами, а сами винты в целях безопасности имели кольцевое ограждение.

Создатели "Птеродактиля" считают, что совмещение БПЛА с танком, как об этом говорилось и в вышеназванном издании, особенно подходит для перспективных образцов бронетехники, где дальность действия вооружения меньше дальности действия бортовых средств обнаружения. Например, пушка "Арматы" способна поражать цель на дистанции восемь километров, но дальность распознавания такого объекта, как танк противника, через визирный канал всего пять километров. То есть танк получает возможность выстрелить по нему снарядом, управляемым на расстоянии, вне зоны прямой видимости. Например, это может быть снаряд с наведением по лучу лазера, а подсвечивать цель этим лучом как раз и можно будет с БПЛА. Так что , оснащенные такими вот беспилотниками, смогут обозревать местность на расстоянии как минимум в 10 километров, что позволит обеспечить неоспоримое превосходство над любым из образцов существующей бронетехники, у которых таких БПЛА нет.

Кстати говоря, в прошлом тоже было немало любопытных, а порой и совершенно фантастических проектов объединения самолета и танка. Первый и самый известный конечно, это проект летающего танка У. Кристи, который имел воздушный винт с приводом от двигателя танка, и бипланную коробку крыльев с таким же двойным хвостом. Конструктор предполагал, что его танк-самолет сможет взлетать с обыкновенного аэродрома, добираться по воздуху до территории противника, там садиться на гусеницы, сбрасывать крылья и идти в бой! Причем предлагалось все это в 1931 году, то есть по сути на заре бронетанковой техники, которая только-только стала отходить от неуклюжих английских "ромбов".

В годы войны у нас в СССР испытывалась практически такая же сбрасываемая коробка из двух крыльев и двухкилевого оперения, крепившаяся на танк Т-60. Воздушного винта на нем не было и танк с крыльями должен был взлетать на буксире. Система получила название "Крылья танка". Она была испытана в 1942 году, но на вооружение не поступила, так как не было достаточно мощных и хороших самолетов-буксировщиков.

Разрабатывались проекты танков-аэродромов, представлявших собой короткую металлическую взлетную площадку, закрепленную на корпусах нескольких танков. На площадке сверху крепился самолет, который с нее же и стартовал, проводил разведку местности или даже атаковал неприятеля, а затем приземлялся на эту же площадку, словно на палубу авианосца. Понятно, что такой "военный цирк" остался в итоге на бумаге.

Предполагались танки-автожиры со складывающимися лопастями. А в уже упомянутой книге "Танки уникальные и парадоксальные" был предложен проект танка-вертолета, то есть вертолетного шасси, под которым крепился легкий, высокомобильный танк. Будучи скрепленными в одно целое, этот вертолет-танк мог применять оружие этого танка, а затем приземлиться и "отпустить его на волю", после чего улететь за горючим и боеприпасами. Насколько эта идея "безумна" для того, чтобы быть принятой на вооружение, — покажет время.

В послевоенное время много разговоров было о боевых машинах с подъемными боевыми частями. По сути дела, гусеничное или колесное шасси оборудовалось чем-то вроде раскладывающейся крановой стрелы, на конце которой устанавливались средства наблюдения и поражения. Например, контейнеры с реактивными снарядами. Такая машина могла спрятаться в овраге, за забором, за деревьями и вести огонь оттуда. Но серийно такие машины не выпускались, так как вести огонь могли только с места. На подъем стрелы и ее уборку расходовалось много драгоценного времени.

Новый виток в развитии комбинированных боевых машин связан с появлением и распространением БПЛА. Причем оснащаться ими в принципе могут любые танки. Так, это могут быть очень дешевые и примитивно устроенные БПЛА стартующие непосредственно с корпуса танка или боевой машины пехоты вертикально. Крылья у таких аппаратов раскрываются после их запуска, причем сами они одноразовые. Будучи запущен, такой БПЛА набирает высоту, передает по телевизионному каналу на танк изображение местности, после чего экипаж танка направляет его на выбранную цель, поскольку он имеет кумулятивную боевую часть.

Такие аппараты могут быть очень дешевы, однако их главный недостаток заключается в том, что управляются они не по защищенному кабелю, а по радио, то есть канал их связи с танком может быть "забит" помехами противника.

В принципе возможно создание и применение даже специальных машин — БПЛАносцев, имеющих на борту до десятка и более летательных аппаратов различного предназначения, в том числе и управляемых по проводам.

05:35 — REGNUM Боевые машины на платформе «Армата» будут оснащены разведывательными беспилотниками (БПЛА), с машиной их соединят гибким кабелем, пишет газета «Известия».

По словам старшего научного сотрудника кафедры «Авиационные роботехнические системы» Московского авиационного института, где был разработан БПЛА «Птеродактиль», Виталия Полянского, легкий беспилотник с обшивкой из композитных материалов сможет сканировать поле боя на десятки километров вокруг машины.

С помощью БПЛА экипаж боевой машины сможет выяснить обстановку и навести орудия и ракеты на цель. «Птеродактиль» сможет кружить вокруг боевой машины в радиусе 50−100 метров и подниматься на высоту нескольких десятков метров.

В воздухе «Птеродактиль» сможет находится без ограничений по времени — его энергоснабжение будет осуществляться по гибкому кабелю. Из-за того, что на нем не будет аккумуляторов, БПЛА сможет взять на борт больше оборудования. Также благодаря привязной системе управления он полностью защищен от перехвата информации.

Полянский уточнил, что в настоящее время идут опытно-конструкторские работы, беспилотник облегчают и увеличивают его грузоподъемность. Для испытаний в Минобороны РФ изделие будет передано, но уже через год.

Т-14 на базе тяжелой гусеничной платформы «Армата» — наиболее современный российский танк. На данном этапе уже начато небольшое серийное производство машины (партия около 100 единиц). В настоящее время это единственный танк четвертого поколения в мире. Также на платформе «Армата» можно производить тяжелые боевые машины пехоты, инженерные машины, тяжелые БТР, машины поддержки танков, разведки и управления.

От конкурентов «Армату» отличает оригинальное компоновочное решение — экипаж машины располагается в изолированной бронированной капсуле в нижней части танка, при этом башня, в отличие от любого другого танка, необитаема. В ней располагается автомат заряжания и боекомплект, полностью отделенный от экипажа.

Такой подход позволяет максимально повысить шансы на выживание, даже если броня танка будет пробита и произойдет детонация боекомплекта. В других танках такая ситуация гарантированно приводила к гибели всего экипажа. Управление вооружением и движением боевой машины полностью роботизировано — иначе реализовать такую концепцию невозможно.

Также стоит отметить наличие на Т-14 серийного комплекса активной защиты (КАЗ) «Афганит». Радиолокатор и ультрафиолетовые пеленгаторы, располагающиеся на танке, обнаруживают боеприпасы, летящие к танку, после чего в нужный момент в их направлении выстреливается облако шрапнели, разрушающее угрозу. Помимо этого, КАЗ автоматически ставит непроницаемые дымовые завесы, «обманывающие» ракеты ПТРК противника.

История вопроса

ВПК - совокупность организация и предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ. Специфика ВПК проявляется в в монополии заказчика, особенных требованиях к качеству и техническим характеристикам продукции, ее высокой наукоёмкости и технологичности; в необходимости поддержания мобилизационных мощностей, запасов стратегического сырья и материалов; в сложностях выхода предприятий военно-промышленного комплекса на внешние рынки вооружений и так далее.

Рывок в развитии российского ВПК состоялся в 2011 году с развитием трех основных направлений: выполнение гособоронзаказа, (ГОЗ) модернизацию оборонной отрасли, создание необходимой законодательной базы.

Роль ВПК во внешнеэкономической политике государства весьма значительна. На долю оборонные предприятий приходится до трети экспорта машин и оборудования, предприятий.