Что о ж д. Будущим железнодорожникам: вопросы викторины детям, школьникам о железной дороге, железнодорожных профессиях. Выбор профессии. Профориентация в детском саду, школе. Внеклассная работа. От самолетов-камикадзе до высокоскоростных поездов


Интересный факт №1

Ежегодно в России железнодорожным транспортом пользуются 1 300 000 000 пассажиров. То есть, каждый житель России в году 9 раз пользуется поездом. Однако эта цифра далеко не предел. В СССР на каждого человека приходилось 15 поездок на поезде.

Интересный факт №2

Самой длинной железной дорогой считается транссибирская магистраль, которая имеет протяженность около 9300 километров.

Интересный факт №3

Срединная станция Транссиба называется “Половина”. От нее до Москвы и до Владивостока одинаковое расстояние.

Интересный факт №4

Первая железная дорога была открыта между Петербургом и Москвой, причем первые трое суток перевозки осуществлялись бесплатно. Попросту никто не хотел кататься на такой неизведанной штуке, как поезд.

Интересный факт №5

Хотите работать в РЖД поступайте в железнодорожный институт в красноярске.

Интересный факт №6

Во Франции запрещено целоваться на вокзалах, так как это часто становилось причиной задержки поездов. Закон действует уже 100 лет, и его до сих пор никто не отменяет.

Интересный факт №7

Железная дорогаИзвестно, что у путевых обходчиков, которые проверяют исправность колес поезда, чуткий музыкальный слух. Ведь им приходится выявлять дефекты колес по изменению тона стука.

Интересный факт №8

В одном из поездов, который ездит в западной части Перу, проводники предоставляют кислородные подушки своим пассажирам. Дело в том, что поезд ездит по самой высокой железной дороге в мире, которая находится на высоте около трех километров.

Интересный факт №9

Как-то раз, в США, в штате Огайо, поезд столкнулся с пароходом. Озеро Огайо в тот момент вышло из берегов, и железная дорога погрузилась в метровую толщу воды. Машинист, однако, все равно решил проехать через реку, ну его путь преградил пароход.

Интересный факт №10

В Баварии в 1910 году был издан приказ от лица местного начальства, который запрещал распитие пива машинистам и кочегарам во время остановок.

Интересный факт №11

В Аргентине есть возможность проехаться на знаменитом поезде “Патагония – Экспресс”, пережившем в свое время ограбление века. Туристы, решившие прокатиться на этом поезде, не только смогут насладиться пейзажами за окном, но и невольно принять участие в запланированном представлении, имитирующей настоящее ограбление поезда.

Интересный факт №12

В Аргентине сейчас можно совершить экскурсию на легендарном поезде «Патагония-Экспресс», который восстановили специально для туристов. Кроме впечатлений от окрестных пейзажей, пассажиры могут без своего согласия стать участниками тщательно спланированной акции «Ограбление поезда».

Интересный факт №13

На протяжении нескольких лет существовал железнодорожный маршрут “Париж-Венеция”, где курсировал особый “Поезд любви”. В купе такого поезда было организовано особое обслуживание. В распоряжении пассажиров был телевизор, душевая кабинка, и специальная спальная полка на двух персон.

Интересный факт №14

Однажды в Швейцарии организовали турне на поезде, где находился весь высший свет швейцарского общества: чиновники, почетные граждане, политики и.т.д. По этому случаю, весь поезд был составлен из ресторанных вагонов. Однако организаторы сего празднества не учли того, что в вагонах-ресторанах в Швейцарии нет туалета. В результате, когда поезд дошел до пункта назначения, пассажиры попрыгивали из вагонов, удивляя всех граждан, собравшихся встречать почетных гостей.

На сегодняшний день на территории ведущих стран мира проложено почти миллион километров железнодорожных путей. Придумано множество разработок по усовершенствованию железнодорожного транспорта: от поездов, двигающихся от электричества, до составов, которые двигаются на магнитной подушке, не касаясь рельсов.

Одни изобретения прочно вошли в нашу жизнь, другие же так и остались на уровне планов. Например, разработка локомотивов, которые двигались бы на атомной энергии, но из-за высокой опасности для экологии и больших финансовых затрат их так и не построили.

Сейчас разрабатывается первая в мире железная дорога для гравитационного поезда, который будет двигаться за счет своей инерции и

У железнодорожного транспорта большой потенциал. Изобретаются все новые и новые способы передвижения по железной дороге, несмотря на то, что, кажется, в этой области все уже давно изобретено.

Зарождение железнодорожного транспорта

Самые первые железные дороги стали появляться в середине 16 века по всей Европе. Это нельзя было назвать железнодорожным транспортом в полной мере. По путям ездили вагонетки, которые тянули лошади.

В основном такие дороги использовались на разработках камня, в рудниках и шахтах. Сделаны они были из дерева, и лошади могли перевезти по ним груз весом намного больше, чем по обычной дороге.

Но у таких рельсовых путей был существенный недостаток: они быстро изнашивались, и повозки сходили с путей. Для того чтобы уменьшить износ дерева, стали применять чугунные или железные полосы для укрепления.

Первые железные дороги, рельсы которых сделаны полностью из чугуна, стали использовать только в 18 веке.

Первая железная дорога общественного пользования

Первая в мире железная дорога для перевозок пассажиров была построена в Англии 27 октября 1825 года. Она соединяла города Стоктон и Дарлингтон, и изначально предполагалось, что по ней будут перевозить уголь из шахт в порт Стокона.

Проектом железной дороги занимался инженер Джорж Стефенсон, который уже имел опыт эксплуатации и управления железными дорогами в Килингуорете. Чтобы начать строительство дороги, пришлось ждать одобрения парламента целых четыре года. У нововведения было много противников. Владельцы лошадей не хотели лишаться своего дохода.

Самый первый состав, который перевозил пассажиров, был переоборудован из вагонеток для угля. А в 1833 году для быстрой перевозки угля дорогу достроили до Мидлсбро.

В 1863 году дорога вошла в состав Северо-Восточной железной дороги, которая и по сей день находится в эксплуатации.

Железная дорога под землей

Первая в мире железная дорога, которая проходила под землей, стала прорывом в сфере общественного транспорта. Первыми построили ее англичане. Необходимость в подземке появилась в тот момент, когда жители Лондона в полной мере познакомились с пробками на дороге.

В первой половине 19 века на центральных улицах города возникали скопления различных повозок. Поэтому решили «разгрузить» транспортные потоки за счет создания тоннеля под землей.

Проект лондонского подземного туннеля был изобретен французом Марком Изамбаром Брюнелем, который проживал в Великобритании.

Строительство тоннеля завершилось в 1843 году. Сначала он использовался лишь как но позже родилась идея метрополитена. И 10 января 1893 года состоялось торжественное открытие первой подземной железной дороги.

На ней использовалась паровозная тяга, и длина путей составляла всего лишь 3,6 километров. Среднее количество перевозимых пассажиров составляло 26 тысяч человек.

В 1890 году произошла модификация составов, и они стали двигаться не на паровой тяге, а на электричестве.

Магнитная железная дорога

Первая в мире железная дорога, по которой поезда двигались на была запатентована в 1902 году немцем Альфредом Зейденом. Попытки возведения были предприняты во многих странах, но первая была представлена на Международной выставке транспорта в Берлине в 1979 году. Проработала она всего лишь три месяца.

Поезда по магнитной железной дороге передвигаются, не касаясь рельсов, и единственная тормозящая сила для состава - это сила аэродинамического сопротивления.

На сегодняшний день не могут конкурировать с железной дорогой и метрополитеном, потому что, несмотря на высокую скорость передвижения и бесшумность (некоторые поезда могут развивать скорость до 500 км/ч), имеют ряд существенных недостатков.

Во-первых, потребуются большие финансовые вливания для создания и обслуживания магнитных дорог. Во-вторых, поезда на магнитной подушке. В-третьих, наносит большой вред окружающей среде. И, в-четвертых, у магнитной железной дороги очень сложная путевая инфраструктура.

Во многих странах, в том числе и в Советском Союзе, планировали создание таких дорог, но позже отказывались от этой идеи.

Железные дороги в России

Впервые в России предшественницы полноценных железных дорог были применены на Алтае в 1755 году - это были деревянные рельсы на рудниках.

В 1788 году в Петрозаводске построили первую железную дорогу для заводских нужд. А для пассажирских перевозок в 1837 году появилась железная дорога Санкт-Петербург - Царское Село. По ней ходили составы на паровой тяге.

Позже, в 1909 году, Царскосельская железная дорога вошла в состав Императорской ветки, которая соединила Царское Село со всеми линиями Санкт-Петербургской железной дороги.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ВИКТОРИНА

Как в старину называли железную дорогу?
а) Жестянка;

б) Чугунка;

в) Серебрянка;

г) Стекляшка.

(Чугунка, железянка.)

Как в давние времена называли паровоз?
а) Пароход;
б) Самоход;
в) Дымоход;
г) Пролётка.
(Именно так в «Попутной песне» на слова Н.В. Кукольника и музыку М.И. Глинки называется паровоз.)


Назовите первого царя, начавшего строить железные дороги в России.

а) Иван VI ;

б) Пётр I ;

в) Николай I ;

г) Александр II .

(В ноябре 1851 года была открыта Петербургско-Московская дорога, построенная за 9 лет русскими инженерами. Заступивший на престол в 1855 году Александр II присвоил дороге название Николаевской – по имени своего отца Николая I, первого царя, начавшего строить железные дороги в России.)

В каком году в России был учреждён профессиональный праздник День железнодорожника?

а) В 1896 году;

б) В 1917 году;

в) В 1936 году;

г) В 1985 году.

(День железнодорожника был приурочен ко дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог. В период его правления были построены первая прогулочная железная дорога в Царское село, первая всероссийская магистраль от Санкт-Петербурга до Москвы. Этот праздник в те годы, вплоть до 1917 года, праздновался 25 июня. Праздничная традиция возродилась в СССР лишь через 20 лет забвения – в 1936 году.)

Какие поезда были раньше?
а) Бухгалтерские;

б) Докторские;

в) Курьерские;

г) Банкирские.
(Так раньше называли поезда-экспрессы.)

Как в позапрошлом веке называли железнодорожников?

а) Ямщиками;

б) Возницами;
в) Путейцами;

г) Подорожниками.

Какая из этих профессий существует?
а) Облётчик магистралей;

б) Обходчик путей;
в) Надзиратель дорог;

г) Контролёр перронов.
(Это железнодорожник, регулярно обходящий с целью наблюдения и охраны отведённый ему участок железнодорожного пути.)

Профессиональный переносчик чемоданов на железнодорожном вокзале – это… Кто?
а) Носитель;

б) Несун;
в) Носильщик;

г) Передвижник.

Какая должность есть в штатном расписании железнодорожной станции?
а) Составитель рельсов;

б) Составитель протоколов;
в) Составитель поездов;

г) Составитель чемоданов.



Как именуется главный проводник пассажирского поезда?
а) Старшина;

б) Прораб;
в) Бригадир;

г) Сверхпроводник.

Что служит для прикрепления рельсов к деревянным шпалам или брусьям?

а) Трость;

б) Костыль;

в) Гриф;

г) Копьё.

(Путевой костыль.)

Какое сечение имеет путевой костыль?

а) Круглое;

б) Треугольное;

в) Овальное;

г) Квадратное.

(Путевой костыль – это стальной стержень квадратного сечения с овальной головкой и со скошенным с двух сторон концом, повсеместно заменяются шурупами.)

Чем железнодорожники стопорят вагоны?
а) Башмаками;

б) Сапогами;
в) Пятками;

г) Каблуками.
(Башмак – это приспособление, накладываемое на рельс для остановки колёс. Отсюда название железнодорожной профессии – башмачник.)

У железнодорожных вагонов есть тормозные... Что?

а) Рукава;

б) Карманы;

в) Пояса;

г) Лампасы.

(Соединительные тормозные рукава, образующие тормозную магистраль систему воздухопровода, находящегося под днищем вагона или поезда, в которую подаётся воздух из компрессора локомотива и способствует торможению поезда.)

Что есть на крыше электровоза и электрички?

а) Пантограф;

б) Кардиограф;

в) Полиграф;

г) Автограф.

(Это токоприёмник с подъемным механизмом в виде шарнирного многозвенника. Служит для обеспечения надёжного электрического соединения с контактным проводом контактной сети электрического подвижного состава железных дорог. Название пантографа произошло от похожего на него по форме устройства для копирования чертежей, отсюда в слове корень -граф.)

Какое устройство позволяет подвижному составу (поездам) переходить с главного пути на примыкающие?
а) Стрелка;
б) Шлагбаум;
в) Семафор;
г) Башмак.
(Стрелочный перевод.)

Какого из этих понятий НЕ существует?
а) Железнодорожный узел;
б) Железнодорожная ветка;
в) Железнодорожное полотно;
г) Железнодорожные спицы.

Как называется конец железнодорожного пути?

а) Узел;

б) Разъезд;

в) Перегон;

г) Тупик.

Как называют часть железнодорожной линии между смежными станциями?

а) Прогон;

б) Перегон;

в) Прокат;

г) Пробег.

Как называется единица подвижного состава, специально предназначенная для тяги поездов и не приспособленная сама по себе для перевозки пассажиров или грузов?
а) Динамо;
б) Локомотив;
в) Дизель;
г) Мотриса.

Какого вида локомотивов НЕ существует на российских железных дорогах ?
а) Пассажирский;
б) Грузовой;
в) Маневровый;
г) Спортивный.

Как называется добровольное спортивное общество железнодорожников, основанное в СССР в 1936 году?
а) «Локомотив»;
б) «Гудок»;
в) «Семафор»;
г) «Экспресс».
(Ныне Российское физкультурно-спортивное общество «Локомотив»РФСО «Локомотив».)

Как называется специалист, управляющий локомотивом?
а) Машинист;

б) Моторист;

в) Диспетчер;

г) Тренер.

Как называется предприятие, осуществляющее техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог?
а) Ангар;
б) Гараж;
в) Депо;
г) Стойло.

Какие грузовые вагоны предназначены для перевозки жидких грузов?

а) Хопперы;

б) Думпкары;

в) Цистерны;

г) Полувагоны.

(Хопперы - для массовых сыпучих грузов, думпкары - для транспортировки и автоматизированной разгрузки горнорудных и земляных пород, полувагоны - для навалочных, штабельных и штучных грузов, не требующих защиты от атмосферных воздействий.)

Какие вагоны по числу колёсных пар (осей) составляют большинство вагонного парка?

а) Двухосные;

б) Четырёхосные;

в) Шестиосные;

в) Восьмиосные.

Как называется центральная газета железнодорожников, основанная в 1917 году?
а) «Гудок»;

б) «Сирена»;
в) «Свисток»;

г) «Гонг».

Какие железные дороги существуют?

а) Монорельсовые;

б) Стереорельсовые;

в) Мультирельсовые;

г) Безрельсовые.

(Ранее называлась однорельсовой железной дорогой.)

Какой из этих фразеологизмов рождён НЕ в железнодорожной среде?
а) Переводить стрелки (на кого-либо);
б) Запрыгнуть в последний вагон;
в) Бежать впереди паровоза;
г) Ковать железо, пока горячо.

(«Переводить стрелки» – сваливать свою вину, ответственность на другого. «Запрыгнуть в последний вагон» – не опоздать, успеть, решиться на что-либо. «Бежать впереди паровоза» – опережать события, нарушать нормальный ход развития ситуации. «Ковать железо, пока горячо» – не терять времени, используя благоприятные обстоятельства.)

Какая железная дорога есть в составе ОАО «РЖД»?
а) Декабрьская;
б) Майская;
в) Октябрьская;
г) Ноябрьская.
(Управление находится в Санкт-Петербурге.)

Сколько железных дорог в России (филиалов ОАО «РЖД»)?
а) 5;

б) 13;

в) 16;

г) 21.

(Восточно-Сибирская, Горьковская, Дальневосточная, Забайкальская, Западно-Сибирская, Калининградская, Красноярская, Куйбышевская, Московская, Октябрьская, Приволжская, Свердловская, Северная, Северо-Кавказская, Юго-Восточная, Южно-Уральская.)

В каком городе находится Витебский вокзал – самый первый вокзал в России?
а) В Москве;
б) В Санкт-Петербурге;
в) В Екатеринбурге;
г) В Краснодаре.
(Первое одноэтажное деревянное здание Витебского вокзала было возведено в 1837 году для первой в России Царскосельской железной дороги, связавшей Санкт-Петербург и Царское село. Первоначальное название – Царскосельский, затем – Детскосельский.)

Сколько основных железнодорожных вокзалов в Москве?
а) 3;

б) 5;

в) 7;

г) 9.

(Белорусский, Казанский, Киевский, Курский, Ленинградский, Павелецкий, Рижский, Савёловский, Ярославский.)

Как неофициально называют Комсомольскую площадь в Москве?

а) Площадь двух вокзалов;

б) Площадь трёх вокзалов;

в) Площадь пяти вокзалов;

г) Площадь семи вокзалов.

Какого вокзала нет на Комсомольской площади (площади трёх вокзалов) Москвы?

а) Ленинградского;

б) Киевского;

в) Ярославского;

г) Казанского.

Железнодорожный вокзал какого российского города является самым высоким зданием вокзала в Европе и крупнейшим вокзалом в России?
а) Челябинск;
б) Екатеринбург;
в) Самара;
г) Ростов-на-Дону.
(Высота Самарского вокзала со шпилем составляет 100 метров.)

Назовите самый железнодорожный город России, в котором каждый четвёртый житель является железнодорожником.

а) Тамбов;

б) Липецк;

в) Лиски;

г) Балашов.

(Город в Воронежской области, являющийся крупным железнодорожным узлом. На гербе города изображено крылатое колесо символ решающей роли железных дорог в развитии города.)

Назовите маршрут главного поезда страны с именем «Россия»?
а) Москва – Санкт-Петербург;
б) Москва – Нижний Новгород;
в) Москва – Владивосток;
г) Москва – Челябинск.
(Поезд «Россия» является самым протяжённым железнодорожным пассажирским маршрутом на планете, проходящим по территории одной страны. Длина маршрута 9259 км. Поезд пересекает по суше почти всю Евразию, проходит через 14 областей, 90 городов, 8 часовых поясов. Находится в пути 6 суток.)

Какое название получил поезд № 1, курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом?
а) «Красная стрела»;

б) «Белые ночи»;

в) «Лотос»;

г) «Янтарь».

(Поезд «Белые ночи» курсирует по маршруту Сантк-Петербург – Вологда, «Лотос» – по маршруту Астрахань – Москва, «Янтарь» – по маршруту Калиниград – Москва.)

Какую из перечисленных рек НЕ пересекает пассажирский поезд «Красная стрела»?
а) Волга;

б) Волхов;
в) Мста;

г) Дон.

Какое птичье имя получил высокоскоростной электропоезд Москва Санкт-Петербург?

а) «Ястреб»;

б) «Стриж»;

в) «Сапсан»;

г) «Сокол».

Где находится Центральный музей железнодорожного транспорта России?

а) В Москве;

б) В Санкт-Петербурге;

в) В Самаре;

г) В Новосибирске.

Какие железные дороги есть в системе ОАО «РЖД»?

а) Игрушечные;

б) Детские;

в) Юниорские;

г) Студенческие.

(Детские железные дороги – это учреждения дополнительного образования детей, в которых дети 8-15 лет изучают железнодорожные специальности. Основной частью ДЖД является узкоколейная железнодорожная линия, на которой проходят практические занятия юных железнодорожников.)

Сколько детских железных дорог на сегодняшний день функционируют в системе ОАО «РЖД»?
а) 5;
б) 10;
в) 20;
г) 25.

Какая ДЖД (детская железная дорога) является самой длинной в России?
а) Свободненская ДЖД;
б) Красноярская ДЖД;
в) Казанская;
г) Челябинская.
(В городе Свободный, что в Амурской области РФ. Входит в состав Забайкальской железной дороги. Её длина составляет 11,4 км. Красноярская ДЖД – первая в России «малая» дорога. Её длина является самой маленькой – 1300 м.)

Какой из этих русских писателей был инженером-путейцем, работал на строительстве крупнейших российских железных дорог?

а) Мамин-Сибиряк;

б) Гарин-Михайловский;

в) Чехов;

г) Куприн.

(Четвёртая повесть тетралогии Н.Г. Гарина-Михайловского, первые три части которой имеют название «Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты», так и называется «Инженеры». В честь писателя названа площадь у железнодорожного вокзала Новосибирска и станция новосибирского метрополитена.)

В Воронеже к столетию со дня рождения этого писателя, много лет отдавшего службе на Юго-Восточной железной дороге, на здании железнодорожного вокзала открыта мемориальная доска со следующим текстом: Воронеж – родина писателя... – автора многих произведений о железнодорожниках? Назовите его имя.
а) Андрей Платонов;

б) Иван Никитин;

в) Александр Куприн;

г) Алексей Кольцов.

Как заканчивается название повести А.С. Пушкина «Станционный...»?
а) Наблюдатель;

б) Смотритель;
в) Обозреватель;

г) Надсмотрщик.

Как называется историческая станция Октябрьской железной дороги?

а) Берег;

б) Омут;

в) Дно;

г) Мель.

(На этой станции произошло знаменитое отречение от престола. Всем она известна с детства, потому что именно здесь была обнаружена пропажа некой собачки у дамы, сдавшей багаж.)

Такая привычная для нас вещь — железная дорога! Один из самых надежных и доступных и любимых многими видов транспорта. Купил билет на поезд, пришел на вокзал. Сейчас уже никто не вспоминает, что при открытии железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой проезд в первые трое суток сделали бесплатным именно потому, что все боялись этой «страшной штуки».

В среднем, каждый из нас 9 раз в год становится пассажиром железной дороги. Среднее число пассажиров ОАО «РЖД» в год — 1 миллиард 300 миллионов.

Самой примечательной железной дорогой считается Транссибирская магистраль. Она самая длинная в мире. От Москвы до Находки — 9438 км и 97 крупных станций. Ходит по этому маршруту фирменный поезд «Россия», который находится в пути 8 дней 4 часа и 25 минут.

Самая середина Транссиба так и называется: станция Половина. От нее одинаковое расстояние и до Москвы и до Владивостока.

Самый холодный участок Транссиба находится между станциями Могоча и Сковородино. Температура здесь достигает -62 градусов. Хотя географически это не самая северная точка магистрали.

А самая высокая точка, где проложены рельсы Транссиба, лежит на высоте 1040 м, между станциями Тургутуй и Яблоновая. Это 6110 км, Яблоновый перевал.

Самый длинный грузовой поезд был длиной 6,5 км, состоял из 440 вагонов и регулярно перевозил 42 000 тонн угля из Экибастуза на Урал еще во времена СССР. На другом краю света, в ЮАР, в 1989 году зафиксировали другой рекорд: поезд длиной 7,3 км, состоящий из 660 вагонов. Правда, больше эксперимент не повторяли. Колея не выдержала.

Первая железная дорога в России была грузовой, длиной 2 км. Построили ее на Урале, на Колывановском заводе и работала она на конной тяге.Первой пассажирской дорогой была известная всем Царскосельская.

Скорость первых пассажирских поездов в XIX веке была 33 км/час. А железнодорожники в то время были своего рода элитой: к ним относились, как, например, в начале 20 века к авиаторам, или в 60-х годах — к космонавтам. Современные поезда могут развивать до 580 км/ч.

Требования при приеме на работу путевых обходчиков за это время не поменялись: они должны обладать хорошим музыкальным слухом, т. к. определяют неисправность колеса по изменению тона, когда его простукивают.

По статистике, железная дорога в 45 раз безопаснее автомобиля. Тем, кто все равно беспокоится, специалисты советуют выбирать вагоны в середине состава, а в сидячих вагонах — купить жд билет на места против движения.

Любителей же острых ощущений приглашают в Аргентину. Там курсирует специально восстановленный для туристов легендарный поезд «Патагония экспресс». Кроме ярких впечатлений от местных пейзажей, можно неожиданно оказаться участником действия под названием «Ограбление поезда»:)

В Южной Америке много неожиданностей. Например, немецкие инженеры, обследовавшие Панамский перешеек для постройки Трансамериканской жд магистрали, сказали, что рельсы делать из местного железа невыгодно. Золото здесь более доступный металл...