Конспект урока по самопознанию на тему: " Школа наш общий дом" (2 класс). Школа- наш второй родной дом, Хорошо нам будет в нём. «Чему учат в школе»

Шадрина Елена Владимировна

КГУ« СШ им. Лермонтова»

учитель самопознания.

План урока по самопознанию.

Школа : КГУ«СШ им. Лермонтова» дата______________ г. № 7 -1.

Тема: « Школа - наш общий дом».

Ценность: понимание, ответственность.

Качества: дружелюбие, доброта.

Педагог : Шадрина Е.В.

Класс: 2, кол-во учащихся:12

Цель: обобщить представления учащихся о школе, о ценности школьной дружбы. Задачи: раскрыть значение понятий «школьный дом»; развивать стремление к получению знаний, быть любознательным, больше познавать; воспитывать бережное и уважительное, отношение к школе, уважительное отношение к учителям, к одноклассникам.

Ресурсы

Музыка для релаксации «Бабочки», аудиозапись песни «Чему учат в школе» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского),

« Блокнот мудрости», видеоролик «Учат в школе», стихотворение В.Лейкина «Размышление по дороге в школу», цветные кружки, листы с вопросами, карточки с наименованиями школьных предметов.

Ход урока

Организационный момент. Психологический настрой.

Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь.

«Путешествие на облаке»

Закройте глаза. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги и спина удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овивает ваши лица. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы.

Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное (пауза 30 сек.)

Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас в нашу школу. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало... Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе... Откройте глаза... Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными. Для достижения гармонии и душевного покоя необходимо очищать и успокаивать ум.

1.Что вы почувствовали, путешествуя на облаке?

2.В какие места привело вас облако?

3.Получилось ли у вас побыть счастливыми?

Музыка для релаксации

«Бабочки»

2.Проверка домашнего задания.

Шкатулка мудрости.

Детям предварительно дается домашнее задание в тетради. Необходимо прочитать стихотворение В.Бильмана «Школа чудесный дом» и написать добрые пожелания и слова благодарности своей школе.

Опрос учащихся.

Тетрадь

3. Позитивное высказывание (цитата)

«Красна птица перьями, а человек ученьем».

(Русская народная пословица)

Чтение цитаты учителем;

Повторное чтение цитаты 1-2 учащимися;

Хоровое чтение цитаты.

1.Как вы понимаете смысл этой пословицы?

2.Какая взаимосвязь с птичьими перьями и учением человека?

Учащиеся записывают цитату в «Блокнот мудрости»

Русская народная пословица

« Блокнот мудрости»

4.Рассказывания истории (беседа).

Сегодня на урок я принесла видеоролик «Учат в школе», давайте его посмотрим.

Беседа по видеоролику:

Чему учат в школе?

Для чего мы ходим в школу?

Мы можем сказать,что школа - наш второй дом?

Учитель предлагает послушать стихотворение Вячеслава Лейкина

«Размышления по дороге в школу».

Я всем завидую. Коту, - Он бродит там, где хочет, И обожает темноту, И с воем когти точит.

И псу завидую. У пса Приятели повсюду, И каждый день по два часа Не моет пес посуду.

Цветку завидую. А что? - Цвети себе да пахни. А тут, чуть свет, влезай в пальто И на уроках чахни.

Синички прыгают на пнях, Не думая о школе… А вот и школа, вся в огнях. Опаздываю, что ли?

А там, на третьем этаже, Друзья и запах мела… И мне завидовать уже Почти что надоело.

О чем это стихотворение? - Кому завидовал мальчик? - А стоило ли завидовать? Почему? - Может кто-то из вас узнал себя в этом стихотворении?

Видеоролик «Учат в школе»

Стихотворение

В. Лейкина «Размышление по дороге в школу»

5. Творческая деятельность

Учащимся предлагается создать проект «Чудо-школы» и презентовать его.

Учащиеся делятся на 3 группы.

Наш милый школьный дом. Особенный, непохожий ни на какой другой. Давайте мысленно пройдемся по коридорам нашей школы, заглянем в каждый класс. -А что вам особенно нравится в нашей школе? -А хотелось бы вам что-нибудь изменить здесь? -Я предлагаю вам выполнить творческий проект «Чудо-школа».

Класс делится на 3 группы с помощью цветных кружков (синих, зеленых, красных). Каждая группа получает задание. 1-я группа - «Директор и учителя Чудо-школы.»

Задание: составить режим работы Чудо-школы. На листе записать ответы на вопросы:

Какие учебные предметы будут в Чудо-школе? - Сколько минут будет длиться урок? - А перемена? - Сколько должно быть уроков в день? - Какие надо давать домашние задания? - Какие должны ставить оценки? - Сохранятся ли каникулы?

2-я группа - «Ученики Чудо-школы.» Задание: На листе записать ответы на вопросы:

Какая будет школьная форма у учеников? - Сколько раз в неделю будет проводиться урок по физической культуре? - Нужна ли в нашей школе столовая? Что вкусного вы предлагаете в ней готовить поварам? - Что нового вы бы хотели иметь в школе для учеников?

3-я группа - «Строители Чудо-школы»

Задание: нарисуйте рисунок «Чудо-школа». Как будет выглядеть школа?

Защита работ учащихся.

Игра «Волшебный мешочек»
Учитель предлагает детям игру «Волшебный мешочек». В небольшой мешочек складываются карточки со словами-названиями школьных предметов: математика, русский язык, литературное чтение, музыка, познание мира, самопознание, физическая культура, казахский язык, английский язык, изобразительное искусство, трудовое обучение. Дети по очереди вынимают из мешочка карточки со словами и рассказывают, для чего нужен тот или иной предмет.

Вывод: Наша школа - большой, красивый, светлый дом. Чудо-школа! Здесь вы познаете много нового, интересного, сами становитесь лучше и добрее. Всегда рядом с вами любящие вас учителя, ваши друзья, одноклассники. Вместе - мы одна большая, дружная семья. Школа - это дом, где всегда вас ждут.

Листы с вопросами

Карточки

6. Групповое пение.

«Чему учат в школе».

Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.

К четырём прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.

Находить Восток и Юг,
Рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.

Про глагол и про тире
И про дождик на дворе
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.

Песня «Чему учат в школе»

Слова:

Пляцковского М. Музыка:

Шаинского В.

7. Домашнее задание.

Задание в тетрадях стр.18, задание.1 Подумать и написать на кирпичиках, что вы цените в своей школе.

Тетрадь

8. Заключительная минута тишины.

Закройте глаза. Вспомните все, что было хорошего на уроке и мысленно передайте всем людям на Земле. Спасибо за урок.

Музыка для релаксации.

« Вода»

Список использованной литературы:

1.Интернет ресурсы.

2.Самопознание. Методическое пособие, Токовенко О.М., Ким В.Н., Керимбаева С.Р.- Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2010г.

3.Учебник Самопознание для 2 класса, Кежегалиева Ж.Б., Ким В.Н., Керимбаева С.Р.- Алматы: ННПООЦ «Бобек» , 2010г.

Приложение

Задание для 1 группы.

Какие учебные предметы будут в Чудо-школе?______________________

Сколько минут будет длиться урок? _________________________________ - А перемена? ____________________________________________________ - Сколько должно быть уроков в день? ________________________________ - Какие надо давать домашние задания? ______________________________ - Какие должны ставить оценки? ____________________________________ - Сохранятся ли каникулы? _________________________________________

Задание для 2 группы

Какая будет школьная форма у учеников?__________________________ - Сколько раз в неделю будет проводиться урок по физической культуре?_______________________________________________________ - Нужна ли в нашей школе столовая?_________________________________ Что вкусного вы предлагаете в ней готовить поварам? _________________ - Какими должны быть учителя в школе? _____________________________ - Что нового вы бы хотели иметь в школе для учеников?_________________

Карточки с наименованиями школьных предметов:

математика, русский язык, литературное чтение, музыка, познание мира, самопознание, физическая культура, казахский язык, английский язык, изобразительное искусство, трудовое обучение.

"Наша школа - наш второй дом"

Цели:

    Оживить в памяти интересные моменты школьной жизни.

    Помочь осознать индивидуальные и коллективные достижения классного сообщества.

    Определить роль школы и класса в жизни выпускников, вклад каждого из них в жизнедеятельность и развитие школьного коллектива.

    Ход

    Учитель: Добрый день …………… Сегодня мы проводим наш последний классный час под названием "Наша школа - наш второй дом". На этом классном часемы решили поговорить о насс вами, о том, чего мы достигли, как хорошо мы знаем друг друга, какие воспоминания останутся у вас о школе, и что вам дала школа.

    Школьные годы летят быстро, и мы с вами ужеоказались на финишной прямой. Впереди у нас всего два месяца учебы в школе и выпускные экзамены, позади – целая школьная жизнь

    Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу и начнем наш классный час.

    Ученик:

    Кем бы в жизни вы ни стали,

    Лишь бы только не устали

    Открывать и удивляться,

    Покорять, не покоряться.

    Верить чуду, верить людям

    И, конечно, улыбаться!

    Учитель: Давайте откроем наш семейный альбом и первая страниц нашего альбома – Визитная карточка класса.

    Идет показ слайдов – фото класса, классного руководителя, староста, достижения, отдых. Играет музыка.

    Ученик:

    Казалось бы, одно и то же

    Который день, который год,

    Но вновь, как в детстве, нас тревожит

    Очередного дня приход.

    Любой урок, любая встреча

    Всех вкладов на земле ценней.

    Ведь каждый школьный миг отмечен

Неповторимостью своей.

Учитель:

Школьная жизнь - как будто лесенка знаний. Вы поднимаетесь всё выше и выше - от одной ступеньки к другой, более трудной. Все трудности мы преодолели вместе. Учились наукам, и учились дружить. Ведь главное - чтоб каждый из вас стал хорошим, добрым человекам.

А сейчас я п риглашаем вас в путешествие по нашей школьной стране, в нашу родную школу. Она уникальна, она имеет богатую историю, в которой тесно переплелись интереснейшие страницы истории. Свою уникальность школа сохраняет и сейчас. Обратимся к истории.

Главные достижения школы

Наша школа является:

Победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы – в 2007 году;

Участником Национального реестра «Ведущие образовательные учреждения России - 2010»;

Победителем в эстафете «Равнение на Победу», благодаря школьному музею «Славы»;

Победителем в национальном проекте «Образование» - «Лучшие школы России».

Наша школа - единственная в республике школа, имеющая музей «Славы», ставший Петром патриотического воспитания с краеведческо - поисковым отрядом «Патриот».

Каждый день в нашу школу приходят учителя и ученики. У них одна общая задача – надо сделать так, чтобы все мальчики и все девочки стали настоящими людьми: умными, образованными, трудолюбивыми, счастливыми и полезными членами общества. Задачу эту они решают вместе, но по-разному: одни учат, другие учатся.

Наша школа – наш второй дом, потому что мы в нём проводим большую часть времени, здесь мы учимся дружить, здесь мы получаем знания. Мы хотим, чтобы наша школа сталасветлой от желания множить свои знания и умения, теплой от доброго отношения друг к другу!

Ученик: Есть у каждого детства свой адрес.
С ним расставшись, мы станем взрослей.
И бродить наше детство останется
В стенах маленькой школы своей.

Ученик: Уведёт нас всё дальше дорога
Школьных лет не вернуть, не забыть.
И хотим мы сегодня немного
О былом с вами вместе взгрустнуть.


Ученик: 11 лет назад мы пришли в школу с широко открытыми глазами, ожидая чуда. Мы были подобны чистым белым страницам, на которых вы, наши родители и учителя, писали свой текст, создавали человека.

Ученик: Наш путь не был усыпан розами, потому что для них там не оставалось места. Это место было занято: исканиями Печорина и страданиями Татьяны, синтаксисом и пунктуацией, биквадратными уравнениями и треугольниками имени Пифагора.

Ученик: Таблицей Менделеева и тем счастливым яблоком, что упало на голову мыслящему Ньютону. А также материками и океанами, битвами и сражениями, кроссами и забегами.

Ученик: Нашей основной задачей все эти годы было вкусить от древа познания. Мы вкусили, и у некоторых появилось несварение желудка.

Ученик: Мы старались разрушить гранитное основание науки и в результате совместными усилиями прогрызли в нем огромную дыру. Откуда на нас постоянно сквозило пассатами, поэтому у многих из нас хронический насморк.

Ученик: И несмотря на все это, мы по-прежнему такие же бодрые и веселые, как и 11 лет назад. В эти 11 лет уместилась целая жизнь.

Ученик: Эта жизнь была бы скучна и безрадостна, если бы нас не сопровождали наши родители и учителя – надежные товарищи, отличные советчики.

Ученик: Которые были руководящей и направляющей силой нашего взросления. Они постарались вложить в нас свои души без остатка.

Учитель: Первым помощником в достижении успеха на сегодняшний день является учитель в школе , который помогает вам приобрести знания в той или иной области, готовит вас к самостоятельной жизни, даёт советы в трудную для вас минуту .

Общаясь с первой учительницей каждый день, вы постигали, помимо школьной программы, простые истины…

Что утром совсем неплохо было бы вовремя приходить на урок…

Что писать следует не на парте и не на руках, а только в тетради…

Что старшим грубить нельзя, а малышей защищать нужно обязательно…

И ещё многие другие премудрости, которые должен знать образованный человек.

А кто у вас была ваша первая учительница? Что вы о ней можете рассказать?

Ученики: Рассказ о первой учительнице

Ученик: Сначала первая учительница была для нас самым главным человеком в школе.

Ученик: И даже в стране! Даже главнее президента!

Ученик: Потом мы узнали, что в школе есть директор.

Ученик: И от него тоже кое-что зависит.

Ученик: Да не кое-что, а практически - все!

Ученик: Окна, двери, парты...

Плакаты, доски, карты...

Лампочки электрические.
И обеды ученические.
Ученик: Методика преподавания

И санитарное состояние.

И учеба, и поведение.

И наше хорошее настроение –

Все вместе: Все зависит от директора!

Ученик: Угадайте, что было самое страшное в школе?
Ученик: Ну, конечно, попасть на ковер к завучу!

Ученик: Когда мы разбивали окно или когда мы сбегали с контрольной по алгебре.
Ученик: Или когда проводили несанкционированные опыты по химии.
Ученик: Все это заканчивалось в кабинете завуча!

Ученик: Завуч создаёт погоду в школе, от неё зависит школьный климат!

Ученик: И мы благодарныза то, что климат в нашей школе был благоприятным для нас.

Ученик: И что погода в течение 11 наших школьных лет была теплая и солнечная!

Учитель: Вы взрослели с каждым годом, становились всё умнее и умнее, поэтому сейчас мы проверим какие знания вы получили за 11 лет.

Общая тематика

    За что ученика выгоняют из класса? (За дверь.)

    Без чего человеку жить нельзя? (Без имени.)

    Какая ветка не растет на дереве? (Железнодо рожная.)

    Чего не устанешь всю жизнь делать? (Дышать.)

    «Школа – дом родной»

    Сколько окон в коридоре на первом этаже?

    Сколько фотографий расположено на стенде «Наша гордость»?

    Сколько всего дверей в нашей школе?

    Какой кабинет самый большой по площади?

    Сколько столов в кабинете истории?

    Из скольких ступенек состоит лестница на второй этаж

    Чьи портреты украшают стены кабинета химии и биологии?

    Сколько ступенек у лестницы перед входом в школу?

    Наши учителя

    1.Когда день рождения вашей первой учительницы?

    2.Сколько лет директору нашей школы?

    3.Назовите ваших классных руководителей?

    4. Какого цвета глаза у учителя математики?

    5. Какое хобби у учителя физики?

    6. У кого из учителей, на ваш взгляд, самый красивый голос?

    Ученик: Пожелания учителям от учеников

    Учитель: Молодцы! Можно сказать, что школа и правда вам стала родным домом.

Кроме первой учительницы, директора и завучей, в нашей школе есть и другие педагоги, которые очень много лет и сил отдали воспитанию подрастающего поколения, в том числе и вам.

Ученик: Что можно взять у наших учителей в дорогу во взрослую жизнь? Что лучшее у наших учителей?

Возьмем целеустремленность._____________________

Строгость_____________________________________

Добавим ума____________________________________

А еще доброты______________________________________

А –--------такая вся, такая. Ее красоту добавим.

Серьезность возьмем у _________________________________

И юмор, юмор не забудьте. Его возьмем у _____________________________

А легкость у _____________________________________________________

Подсыплем туда перца___________________________________________

И подтянутость ___________________________________________________

А как же без умения программировать?

Это захватим у_____________________________________________________

Решительность _______________________________________добавим.

Еще легкости подкинем, от _______________________________________

Оригинальность _________________________________________________

Умение говорить по- английски от ____________________________________

И, наконец, ответственность от _____________________________________.

ну, вроде все.

Итак, наш класс теперь самый–

уникальный

Интеллектуальный,

Дружный,

Добрый,

Трудолюбивый,

Скромный,

Весёлый,

Организованный,

Достойный всяких похвал,

Замечательный класс.

Учитель: На протяжении ваших 11 лет, с рождения и дальше милыми помощниками, любящими вас были… родители, которые переживали за все неудачи, радовались успехом и сейчас готовы во всем помочь…

Уважаемые родители! Я говорю вам свое учительское "спасибо" за ваших детей. Они умеют себя вести, они воспитаны, а самое главное, они - добрые и открытые. В этом ваша заслуга. Я вам очень благодарна, что мы всегда с вами были единомышленниками. Наверное, поэтому и с вашими детьми не было проблем. Спасибо.

А теперь давайте послушаем одну притчу.

Сосуд жизни.

И еще запомните пять простых правил:
1. Освободите свое сердце от ненависти - простите всех, на кого вы были обижены
2. Освободите свое сердце от волнений -большинство из них бесполезны.
3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
4. Отдавайте больше.
5. Ожидайте меньше.

У меня в руках вы видите конверт, на котором начертаны слова "Мои мечты - мои надежды" 2016-2021 г напишите свои мечты и вложите в этот конверт. Встретимся через пять лет и увидим, что же у вас сложилось в жизни.

Я желаю вам добра, желаю, чтобы вы выбрали свою дорогу в жизни, чтобы ваша жизнь приносила людям радость. Проживите ее честно и с достоинством. И еще – никогда не забывайте школу, которая объединила вас.

Грустны минуты расставанья,
Но мы сейчас не будем плакать.
Всё позади: волненье, ожиданье,
И хочется сказать на память:
«Весь путь – тот, что прошли мы вместе,
Идя ступеньками крутыми,
Запомню я надолго, честно!
На Век вы стали мне родными.
Все годы вами наслаждалась,
Вам душу всю я отдавала,
Как мать - детьми, я любовалась,
К вам чувства нежные питала.
Спасибо вам за вашу честность,
За вашу искренность. Терпенье.
За те глаза, что на меня смотрели,
Всё понимая, без сомненья.
У каждого из вас своя дорога,
Какой бы путь ни выбрали вы свой.
Я жду вас всех у школьного порога
С открытой, чистою душой».

Ученики: Дорогие наши учителя!

Наш путь по жизни только-только начат,
Спасибо Вам - он начат так, как нужно.
Желаем Вам здоровья и удачи,
Учеников - хороших и послушных!

Спасибо вам, учителя родные,
За доброту и за терпенье,
За то, что позабыв покой,
Отдали душу, без сомненья,

Предмет «Самопознание» класс 2 № 7 Дата __________

Тема: Школа –наш общий дом

Ценность: праведное поведение Качества: уважение ко всем

Цель: - показать значимость ценности любви как основного принципа взаимодействия человека.Задачи: -способствовать осознанию детьми ценности знаний;- развивать стремление к обретению знаний;- воспитывать ответственное отношение к учебе, уверенность в себе, своих способностях.

Ход урока:

1.Орг.момент. 2. Позитивный настрой «Путешествие на дно моря.»

Чтение текста по тихую и спокойную музыку.

Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов, расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.

Представьте, что вы идёте вдоль берега моря. Прислушайтесь к всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите чёрную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой в подводное путешествие. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, сколько причудливых водорослей покачивается вокруг. А теперь взгляните вон туда… этот огромный осьминог. До чего забавный и удивительный мир под водой. Заметили ли вы, какая здесь глубокая, полная тишина? Побудьте в этом состоянии покоя.(пауза) А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Посмотрите вокруг, рассмотрите ещё раз все удивительные цвета, прислушайтесь к тишине. Дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас с собой в такое интересное путешествие. Возвратитесь в класс, на своё место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но сохраните в себе ощущение покоя и тишины.Анализ состояния: Какие чувства вы испытали, опускаясь на морское дно? Что интересного и необычного увидели? Удалось ли ощутить тишину и покой?
Нарисуйте то, что вы увидели после позитивного настроя.

5.Творческая деятельность, групповая работа. Игра- разминка:

Детям предлагается встать.На заданный вопрос они отвечают: «Это я, это я, это все мои друзья», сопровождается жестами, указывают на себя, а затем разводя руки перед собой – на своих друзей).А если не про них, то машут отрицательно головами, топают ногами и произносят: «Это не я и не мои друзья!»* Кто сегодня в нашем классе Блеск навел и красоту?Кто всегда за дружбу, ласку, Честность, верность, доброту? Кто в поход всегда шагает Весело и дружно? Кто в беде всегда поможет, Если будет нужно? Кто сегодня на уроке Болтал как сорока? Кто зевал, ответ не знал Ждал, чтоб кто-то подсказал? Кто всегда готов к ответу? Выучил урок на пять? Чистота в его тетрадке, Все всегда у него в порядке! Кто за косу дернул Дану?Кто обидел друга Ваню?Кто дразнил вчера собаку? Кто затеял с Жаном драку?А кому из вас я смелоПоручу любое дело?

6.Групповое пение. Чему учат в школе Слова М. Пляцковского

Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь

Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
К четырем прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Находить Восток и Юг,
Рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Про глагол и про тире
И про дождик на дворе
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

1) развитие воображения, фантазии, творчества, образности мышления учащихся;
2) формирование у учеников представления о разнообразии природы Земли;
3) закрепление навыков коллективного труда;
4) воспитание правильного понимания экологических проблем, бережного отношения к природе;
5) привитие интереса к учёбе, любви к школе;
6) показать учащимся, как из частей складывается единое целое.

Оборудование: лего-конструктор.

1. Объявление темы и целей классного часа.

Ребята, сегодня мы проводим классный час в виде конкурса. Во время конкурсов всегда бывают победители. В нашем конкурсе победителями могут стать все участники, если вы объедините свои старания и сумеете построить школу будущего.

2. Вступительная беседа.

Наша школа – наш второй дом, потому что мы в нём проводим большую часть времени, здесь мы учимся дружить, здесь мы получаем знания. Мы хотим, чтобы наша школа стала центром экологического образования. Сейчас наша цель – представить проект нашей школы в будущем, где будет необыкновенная лаборатория по изучению и исследованию флоры и фауны нашей планеты.

Мы все – единая команда. Название команды: “Мур-мяу”, что означает: “Мы – умелые ребята, мы – ясные умы”.

Учитель: – Вы были заранее ознакомлены с темой и задачами классного часа и каждая группа получила задания. А теперь, объединившись, мы построим вместе школу будущего.

Команда была разделена на три группы: “Океанарий”, “Плоскогорье” и “Высокогорье”.

3. Представление групп.

“Океанарий”:

– Меньше слов, больше дела,
Чтоб в руках всё кипело.
Помни – рядом команда,
Не бойся заданий.
Вместе можно построить
Много Лего-зданий.
Главное, чтобы каждому было интересно.
Важно, чтобы трудности преодолели вместе.

“Плоскогорье”:

– Мы хотим радостно жить,
Мы хотим вместе играть,
Мы хотим крепко дружить,
Мы хотим учиться на 4 и 5!
Мы умеем задачи решать,
Мы умеем без ошибок писать,
Мы можем на помощь прийти
И силы приложим, чтоб счастье найти.
Мы любим трудиться на благо людей,
Мы любим слушать, как поёт соловей,
Мы любим читать и в компьютер играть,
Мы любим в конкурсах побеждать!

“Высокогорье”: (Звучит фонограмма “Школьный вальс”, муз. И.Дунаевского)

– Кругом новостройки, а нам - 50!
В школе учились сотни ребят.
Каждый из них благодарен за это судьбе.
За то, что обучен, воспитан был здесь,
Смело по жизни шагают они,
Трудом и творчеством наполняют дни.
А мы занимаемся Логомирами,
А мы своё будущее сочиняем,

В этом – помощница.
А мы занимаемся Логомирами,
А мы своё будущее сочиняем,
А мы фантазируем – и Легоигра
Нам нужна!

Учитель: – Каждая группа должна построить свой этаж и рассказать о своей лаборатории.

4. Работа с Лего-конструктором.

Группы собирают из Лего-конструктора свою “лабораторию”, а затем выстраивают три этажа: “океанарий”, “плоскогорье” и “высокогорье”.

5. Представление своего проекта каждой группой.

Учитель: – Вы построили прекрасное здание.

Расскажите, чем занимаются здесь ученики.

1-я группа (“океанарий”).

Приглашаем всех пройти в наш школьный океанарий. Навстречу нам выплывает дельфин Флиппер – он наш помощник, а сегодня он дежурный по океанарию. Подойдём к переговорному устройству. Дешифратор поможет нам понять речь дельфина.

Привет, Флиппер! Как тебе живётся в школьном океанарии?

Отлично!

Ты привык выполнять наши поручения?

Мне это очень нравится.

Чем ты сейчас занимаешься?

Я собрал для вас коллекцию морских раковин и моллюсков, ведь у вас завтра

А какая обстановка сейчас на глубине?

Всё нормально. Флора и фауна океанария находятся в естественных условиях.

Где сейчас твой друг Лидинг?

Он поплыл к коралловым рифам. У него есть “маячок” и вы можете выйти с ним на связь.

Включаем экран монитора. Давайте посмотрим, какое задание выполняет дельфин Лидинг. Вот мы видим обтекаемое тело дельфина, а на его плавнике – термометр. Значит, Лидинг производит замер температуры воды в районе коралловых рифов.

2-я группа (“плоскогорье”).

Давайте перейдём на плоскогорье. Завтра у ребят 4-х классов по окружающему миру будет тема “Лесная зона”.

Наблюдаем за волком. Обратите внимание на его серьёзный вид, на то, как медленно и важно он идёт. Наверное, он обдумывает какое-то задание.

Включим переговорное устройство.

Акела, приветствуем тебя! Ты не знаешь, кто сегодня дежурный по “Красной книге”? Мы хотели узнать, нет ли в лесу истребления редких растений?

Только что мимо меня пролетела рассерженная пчела. Наверное, где-то сорваны медоносные растения.

Акела, а ты что сейчас делаешь?

Я, как санитар леса, обследую свой участок – нет ли загрязнённости.

Ну и как?

Всё в порядке! Мой участок экологически чистый.

Спасибо тебе, Акела. До встречи!

3-я группа (“высокогорье”).

А теперь давайте поднимемся в горы. Включаем установку ионизации воздуха и, таким образом, мы оказались высоко в горах, на высоте 1000 метров над уровнем моря. Над нами парит осторожный и величественный орёл. Он снижается, и мы видим его мощные крылья и слышим его гортанный клёкот. Что он хочет нам сказать? Включаем переговорное устройство.

Орёл-зоркий глаз, какие прогнозы на ближайшее время?

Ребята, будьте осторожны! Начинается таяние снегов и возможны лавины.

Спасибо за предупреждение, Орёл-зоркий глаз.

Учитель: – Молодцы, ребята! Вы сумели сделать прекрасный проект школы будущего.

6. Итог.

Да, наша школа – это наш второй дом, потому что, самое главное – здесь мы учимся сохранять и строить наш общий большой дом, в котором всем нам предстоит жить в 21 веке. И помогает нам в этом Лего.

В заключении звучит песня В. Дубравина “Огромный дом построила природа”.

Тема. Школа - наш второй дом.
Права и обязанности школьников.
Цель: дать целостное восприятие понятию «школа» и всего, что с ней
связано, рассмотреть правила поведения учащихся в школе,
выявить основные права и обязанности школьников.
Ход урока
Организация класса.
Сообщение темы и задач урока.
Слово учителя.
- Послушайте загадку. О чем в ней говориться?
Стоит дом.
Кто в него войдет -
Тот ум приобретет.
Что это? (школа)
- Как вы думаете, почему школу называют вторым домом?
2. Игра» Ассоциация»
Дети называют ассоциацию со словом «школа». (Ученики, учитель, первоклассник, знания, учиться, писать, читать, решать. дружить, одноклассники, уроки).
Рассказы детей о своей школе.
Беседа.
- Ребята, а знаете ли вы правила, которые существуют в школе?
- Давайте вспомним основные правила поведения в школе.
(Дети называют правила, учитель дополняет)
Правила поведения в школе
1). Когда входишь в класс, поздоровайся с учителем и товарищами.
2). Если опоздал на урок, извинись и попроси разрешения пройти на
место.
3). На уроке слушай внимательно, отвечай, выполняй все задания.
4). Не отвлекай соседей своими разговорами.
5). В столовой нужно вести себя тихо, не прыгать, соблюдать правила
этикета за едой.
6). На переменах не толкать одноклассников, не драться.
III. Сюжетно-ролевая игра.
Класс делится на маленькие группы. Каждой группе дается задание. Через 5 минут каждая группа по очереди выходит к доске, проигрывает и ситуацию и доказывает свою точку зрения.
Ситуация 1. Мальчик и девочка опоздали на урок, поприветствовали
поприветствовали своего учителя и пошли на свои места.
Ситуация 2. Учитель вызвал ученика к доске. Он шумно встал, вразвалку
пошел к доске, задевая по пути тетради и учебники.
Ситуация 3. Две учительницы разговаривают. Мимо проходит ученик и
говорит: «Здравствуйте, Марина Петровна!»
Ситуация 4. Девочке понадобилась на уроке линейка. Она громко
спросила подругу, есть ли у нее линейка, а потом встала,
пошла по классу, взяла линейку и затем села на место.
Ситуация 5. Учитель объясняет тему урока, в этот момент ученик
поднимает руку и задает вопрос.
Ситуация 6. Две учительницы ведут беседу во время перемены. К ним
подходит ученица и жалуется, что ее обижает одноклассник.
IV. Физкультминутка.
V. Работа над стихотворением.
- Послушайте стихотворение А. Барто «Муха».
Алеша рад: пришла весна,
В саду тепло и сухо.
И в классе около окна
Жужжит сегодня муха.
Он стал за мухой наблюдать:
В окно она влетела.
Она то сядет на тетрадь,
То на кусочек мела.
Она под самым потолком
Летает в ярком свете,
А вниз спускается пешком
По стенной газете.
По клеенке поползла,
Забралась на счеты.
У не свои дела и свои заботы.
Умчалась муха налегке,
А он теперь не в духе -
Замечанье в дневнике
Из-за этой мухи.
А разве Леша виноват?
Муха виновата!
Она теперь умчалась в сад,
Унеслась куда-то.
Когда вину свою признать
Не хватает духа
Можно муху обвинять:
«Виновата муха!»
- О чем это стихотворение?
- Что вы можете сказать о поведении Леши?
- Справедливо ли учитель поставил Леше замечание в дневнике?
VI. Отгадывание загадок. (На столе учителя - «волшебный» сундучок со школьными загадками. Дети по очереди подходят к столу, достают из сундука загадку, читают и отгадывают их).
Стоит дом. Кто в него войдет, тот ум приобретет. (школа).
По черному белым пишут то и дело.
Потрут тряпицей – чистая страница. (школьная доска).
Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко
И в работе круглый год
Он сердечко отдает.
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом. (карандаш)
Стоит чудесная скамья,
На ней уселись ты да я.
Скамья ведет обоих нас
Из года в год, из класса в класс. (парта)
То в клетку, то в линейку
Написать по мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? … (тетрадь)
В тетради я бываю
Косая и прямая.
В другом своем значении
Я - планка для черчения
И, наконец, порою
В шеренгу всех построю. (линейка)
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки.
Что угодно для души. (пенал)
Отгадай, что за вещица:
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет - сеет семена
Не на поле, не на грядке -
На листах твоей тетрадки. (ручка)
VII. Упражнение «Собери пословицу».
- Из отдельных частей соберите пословицу.
1. В книге ищут не буквы, а мысли.
2. Знанье - не водица - в рот само не станет литься.
3. Золото добывают из земли, а знания - из книг.
4. красна птица перьями, а человек - ученьем.
5. Мало уметь читать, надо уметь думать.
6. Мир освещается солнцем, а человек - знанием.
7. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
8. Ученье - свет, а не ученье - тьма.
9. Чтение - лучшее учение.
10. От ученья человек с пути не сбивается.
VIII. Рассматривание плаката «Права и обязанности школьников»
- Какие права имеют все дети?
* Право на жизнь.
* Право на имя при рождении
* Право на медицинскую помощь
* Право на образование
* Право на отдых и досуг
* Право на заботу и воспитание родителями
* Право на всестороннее развитие
* Право иметь жилье и имущество.
- Каждый ребенок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав у каждого человека есть и обязанности.
- Что такое обязанности?
(Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).
- Какие обязанности имеют школьники?
* Прилежно учиться.
* Иметь аккуратный вид.
* Беречь школьное имущество.
* Выполнять правила поведения.
* Слушаться родителей и помогать им
* Добросовестно выполнять домашние задания.
* Уважать старших.
* Любить свою Родину
* Охранять природу
IX. Итог урока.
-Что нужно, чтобы ученье стало для вас радостным?
Школа - ваш второй дом. В ней вы проводите большую половину дня. Школа не только дает вам ценные знания, но также учит строить свои отношения с людьми, уважительно относиться к взрослым, общаться с товарищами, дружить. И от того, как вы проявите себя в школе, во многом зависит ваша дальнейшая жизнь.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 107 города Донецка»
«Школа - наш второй дом.
Права и обязанности
школьников».
(Уроки гражданственности Донбасса 2 класс) Подготовила учитель начальных классов
Гарматюк Л.В.
г. Донецк