Сущность урока как основного элемента классно-урочной системы. Характеристика классно-урочной системы. Сущность урока как основного элемента классно-урочной системы Положительные стороны классно урочной системы

Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм , а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский .

Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:

– постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

– каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

– учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

– каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

– постоянное чередование уроков (расписание);

– руководящая роль учителя (педагогическое управление);

– применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной:

– при массовом охвате детей школьного возраста учебными занятиями данная система обеспечивает организационную четкость и непрерывность работы учащихся и стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика;

– предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной работы школьников;

– обеспечивает возможность сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы;

– создает благоприятные предпосылки дня взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся;

– экономична, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся.

Вместе с тем данная форма не лишена недостатков , снижающих ее эффективность, главный среди которых – опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.

Классно-урочная форма организации обучения включает в себя наряду с уроком целый комплекс форм организации учебного процесса. К ним относятся: лекции, семинарские занятия, экскурсии, занятия в учебных мастерских, практикумы, формы трудового и производственного обучения, собеседования, консультации, экзамены, зачеты, формы внеклассной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы) и др. В рамках этих форм обучения может быть организована коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.

Важнейшей особенностью перечисленных выше форм организации обучения является то, что на любой из них учащийся учится работать: слушать, обсуждать вопросы при коллективной работе, сосредоточиваться и организовывать свою работу, высказывать свои суждения, выслушивать других, аргументировать свои доказательства, составлять конспекты, компоновать тексты докладов, работать с источниками знаний, планировать свои действия, организовывать свое рабочее место и т. д.

При групповой работе школьники усваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, подчиненного, формируют опыт вступать в контакты с окружающей средой взрослых.

Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном по рядке и режиме. В истории образования известны такие формы организации обучения: индивидуальное обучение, индивидуально-групповое, лекционно-семинарское, классно-урочная система, Белл-ланкастерская система взаимного обучения, маннгеймская система, «Дальтон-план», бригадно-лабораторная система, метод проектов. Из всех этих форм самыми пригодными для массового обучения оказались возникшая в XII-XIII вв. в средневековых западных университетах лекционно-семинарская система и появившаяся в XVI-XVII вв. классно-урочная система, теоретически обоснованная и четко структурированная Я.А. Коменским. Наибольшее распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII веке и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И.Штурм, разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я. А Коменский.

Классно-урочную форму организации обучения отличают особенности:

Постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения); учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

каждый урок посвящается только одному предмету

(монизм);

постоянное чередование уроков (расписание);

руководящая роль учителя (педагогическое управление);

применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой; экономная, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся. Вместе с тем данная форма не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых - опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися. Ключевым компонентом классно-урочной системы обучения является урок – законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса.



Билет

Виды образовательных учреждений и вариативность образовательных программ.

К образовательным относятся учреждения следующих типов:

· дошкольные;

· общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

· учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

· учреждения дополнительного образования для детей и взрослых;

· специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

· учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

· другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений такие положения выполняют функции примерных. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Детские общественные объединения как институт воспитания.

Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские объединения. Предшествующий опыт доказывает: у детских объединений должна быть своя социальная ниша. Для них губительны глобальные цели, возложение на них функций других общественных или государственных институтов. Перспективные цели детских объединений -- помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы. Дети объединяются с учетом своих интересов как в школе, так и вне ее. Воспитательная работа, направленная на решение задач социализации ребенка в условиях детского объединения, сохраняя взаимосвязь с другими факторами формирования личности, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличается от них и составляет особое образование. Социальные отношения динамичны. Это особенно проявляется в период интенсивного общения детей во временных объединениях. Процесс социализации эффективнее осуществляется в тех из них, члены которых объединены общей деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни как самих подростков, так и других людей. Эта деятельность должна строиться на основе принципов самоуправления и самоорганизации, уважения и защиты прав детей.

Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой -- как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений. Говоря о первом аспекте, необходимо отметить, что добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более «взрослыми». Этот аспект, не противоречащий «детской» цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе. Детское объединение представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений; с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами. Детское объединение выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка. Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов совместной деятельности детей и взрослых. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ.

Статья на тему:

«Классно-урочная деятельность: плюсы, минусы, перспективы».

Классно-урочная система организации обучения является самой популярной и распространенной формой обучения в образовании во многих странах мира, в том числе, и в России.

Нынешняя классно-урочная система организации учебы утвердилась в Европе с XVI века после того, как появились относительно дешевые печатные книги. Поскольку на массовое образование никогда не выделялось много денег, на каждого учителя приходилась целая орава детей, которых требовалось строго организовать. Так родилась классно-урочная система, теоретическо обоснование которой дал в XVII веке проповедник реформаторской церкви Ян Амос Коменский. Но, несмотря на то, что данная форма существует уже более 300 лет, в настоящее время многие исследователи ищут альтернативные способы обучения - -замену классно-урочной системе. Почему это происходит? Как и любая система, классно-урочная деятельность имеет свои достоинства, но также и недостатки, причем весьма существенные. В современных условиях глобализации образования классно-урочная форма уже не отвечает требованиям времени. Сегодня современное общество требует развитие индивидуальности, творческого мышления, а не стандартных навыков. Новые требования заставляют искать новые все более эффективные формы обучения.

Сначала традиционно следует отметить достоинства классно-урочной системы. Структурной единицей классно-урочной деятельности является урок, который длится в среднем 45 минут.

1) Четкая упорядоченность обучения и руководство им учителем.

2) Экономичность - учит один учитель.

3) Возможность применения коллективных форм обучения и взаимообучения.

4) Возможность выдать большое количество материала за относительно небольшой отрезок времени.

5) Поскольку ученический коллектив постоянен по составу, то внутри него возникают личностные отношения. Ученический коллектив - это эффективный инструмент не только обучения, но и воспитания учащихся.

Кроме общеобразовательных организаций, классно-урочная система применяется, как известно, и в средних специальных учебных заведениях, что лишний раз подчеркивает ее популярность.

Теперь поговорим о недостатках классно-урочной системы:

1) Ориентированность на среднего ученика.

2) Ограниченность использования индивидуального подхода.

3) Единый темп обучения, в результате чего у сильных учащихся происходит задержка творческого развития, а слабые дети испытывают непосильные трудности.

4) Преимущественно словесный характер обучения, а следовательно, ориентированность на память, а не на мышление.

5) Репродуктивный характер упражнений. Дети учатся использовать полученный знания по образцу в аналогичных ситуациях.

6) Невозможность проконтролировать усвоение материала каждым учащимся на каждом уроке.

7) Отсутствие индивидуального подхода в обучении.

8) Доминированность роди учителя, его мнения (сужение информационного поля). В условиях глобализации образования, где школа и учитель не является единственным источником знаний - это существенный недостаток.

Помимо вышесказанного, следует задаться вопросом: как классно-урочная система сможет существовать в условиях всеобщей компьютеризации. В условиях изобилия информации и компьютеризации учащийся должен уметь самостоятельно ориентироваться и выделять нужную для себя информацию. А классно-урочная система с преобладанием роли учителя не способствует развитию таких умений.

Еще к недостаткам следует отнести такой факт, как усвоение учащимися стандартного материала, не имеющего личностного смысла для них. Дети не видят смысла в обучении, а некоторые просто отсиживают урок в надежде, что он когда-нибудь закончится. Отсутствие самореализации, личностного смысла обучения делает это самое обучение скучным для ребенка, не способствуя творческому развитию. Уже не приходится говорить об элементах здоровьесбережения. Если в младших классах на уроках проводятся физминутки, то в старших классах ничего подобного не происходит.

Эта причина в дополнение к предыдущим заставляет задуматься над несовершенством классно-урочной системы.

Одной из попыток решить проблему развития мышления, самостоятельности в добывании знаний - внедрение федеральных государственных образовательных стандартов с использованием системно-деятельностного подхода, который основан на не усвоении готовых знаний, а на самостоятельной деятельности учащихся с «открытием» нового знания. Я, как педагог английского языка, знакома с учебниками, созданными в соответствии с ФГОС. Их материал основан на использовании личностного опыта учащегося, поисковой самостоятельной деятельности. Обучение на таком материале способствует повышению мотивации учащихся к обучению, а, следовательно, качества обучения. Во ФГОС учитывается тот факт, что информация и навыки, необходимые для жизни, обновляются гораздо чаще, чем переписываются учебники и переучиваются учителя. Поэтому школьникам необходимо научиться самостоятельно их находить и осваивать.

Но ФГОС несмотря на свои достоинства, не предъявляет качественно иных требований к классно-урочной системе обучения как таковой.

Я отметила больше недостатков классно-урочной системы, чем достоинств. Но, несмотря на то, что за многие годы попыток организовать образование по-иному, лучшей альтернативы пока не существует.

Я считаю, что классно-урочная форма со временем претерпит значительные изменения. Будут появляться все новые предложения по модернизации образования. Но это произойдет не так скоро. Смена целой парадигмы обучения - это длительный процесс, который требует, во-первых, нового взгляда на процесс образования, во-вторых, структурных, кадровых и других изменений, а это, в свою очередь, приведет к существенным материальным затратам. Поэтому классно-урочная система будет существовать еще долгие годы. Ведь просуществовала она уже более 300 лет.

На мой взгляд, перспективной формой обучения является групповая форма. Она сочетает в себе возможности применения как коллективных форм работы, так и индивидуального обучения. При меньшем количестве детей у педагога появляется возможность для индивидуальной работы с отдельным учащимся. Я работаю в центре творчества и могу сказать определенно, что у дополнительного образования в этом плане есть преимущества. Именно в дополнительном образовании дети реализуют свои познавательные потребности. Хоть процесс обучения проводится в форме занятий, а занятие близко по структуре к уроку, но дополнительное образование предоставляет больше возможностей в решении вопроса творческой самореализации, развития познавательных способностей, самостоятельности, индивидуализации обучения. Лично я придерживаюсь точки зрения, что классно-урочная система требует глобальной модернизации. Ждем грядущих перемен.

1. Классно-урочную систему теоретически обосновал…

Я.А. Коменский +

К.Д. Ушинский

Дж. Локк

А. Дистерверг

2.Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме, – это …

форма организации обучения +

Процесс обучения

Метод обучения

Преподавание

3.По схеме «повторение пройденного материала – освоение нового материала – отработка навыков - применение знаний на практике – домашнее задание» проходит урок…

Комбинированный +

Овладения новыми знаниями

Повторения и закрепления знаний

Обобщения и систематизации

4.Среди понятий «урок», «структура урока», «форма организации обучения», «тип урока» наиболее частным является понятие …

- «структура урока» +

- «форма организации обучения»

- «тип урока»

5.Учебное занятие на старшей ступени обучения в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов – это …

Семинар +

Факультатив

Консультация

Конференция

6.Форма организации обучения, позволяющая изучать явления и процессы в естественных условиях, – это …

Учебная экскурсия +

Практическое занятие

Лабораторное занятие

Дополнительное занятие

7.Форма организации обучения, используемая для отработки практических умений и навыков, - это …

Практикум +

Учебная конференция

Курс по выбору

Предметный урок

8.Внеурочная форма организации обучения, направленная на формирование навыков самостоятельной работы, – это …

Домашняя работа +

Экскурсия

Семинар

Консультация

9.Форма организации обучения, при которой учитель ведет занятия в классе с постоянным составом учащихся одинакового уровня развития, по твердому расписанию и четко установленному регламенту, – это …

Факультатив

Занятие с отстающими

Семинар

10.К основным типам уроков относятся уроки …

Изучения нового материала, формирования умений и навыков, обобщения и систематизации, контроля знаний и умений, комбинированные

Заучивания наизусть, демонстрации пособий, комбинирования, контроля

Индивидуальной и дифференцированной работы с учениками, обобщения и систематизации

Решения задач, выполнения опытов, написания сочинений

11.По количеству учащихся и по особенностям взаимодействия учителя и учащихся выделяются формы организации обучения: индивидуальная, групповая и …

Фронтальная +

Бригадная

Индивидуально-групповая

Классно-урочная

12.К типам уроков, выделяемых в педагогике, не относится …

Деловая игра +

Комбинированный урок

Урок изучения нового материала

Урок обобщения и систематизации знаний

13.Достоинством классно-урочной системы является …

Экономичность +

Индивидуальный подход к учащимся

Высокое качество усвоения знаний

Ориентация на “среднего” ученика

14.Учебная экскурсия относится к …

Вспомогательным формам обучения +

Видам обучения

Принципам обучения

Разновидности контроля знаний

15.К структурным компонентам урока не относится …

Диагностика интеллекта +

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Закрепление нового материала


Типология образовательных учреждений

1.Общеобразовательное учебное заведение для старшеклассников с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю называется…

· лицеем +

· гимназией

· колледжем

· прогимназией

2.Школа, опирающаяся на педагогическую концепцию одного педагога или коллектива учителей, называется…

· профильной

· развивающей

· профессиональной

3.Частные образовательные учреждения и учреждения общественных и религиозных организаций относятся к группе ___ учреждений

· негосударственных +

· муниципальных

· специальных

· профильных

4.Учебное заведение, осуществляющее обучение и воспитание учащихся с 1-го по 11-й классы на основе углубленной, в том числе профильной предпрофессиональной подготовки, – это …

· гимназия +

· прогимназия

· учебно-воспитательный комплекс

· реальное училище

5.Основанием деления школ на государственные, муниципальные и негосударственные является …

· организационно-правовая форма +

· характер сообщаемых знаний

· направленность подготовки

· А.С. Макаренко +

· Ж.Ж. Руссо

· Ю.К. Бабанского

· Н.К. Крупской

7.Школы, где дети по собственному желанию или по воле родителей осваивают основы того или иного вероучения, называются …

· воскресными +

· коммунами

· интернатом

· трудовыми

8.По уровню образования выделяются образовательные учреждения…

· начальные, средние, высшие +

· общеобразовательные, профессиональные

· конфессиональные, светские

· мужские, женские

9.Вновь образуемые и реорганизованные учебные заведения, дающие среднее специальное профессиональное образование или начальный цикл высшей школы, называются…

· колледжами +

· учебно-воспитательными комплексами

· комплексами «школа-вуз»

· лицеями при вузе

10.Свойственные учебному заведению цели, задачи, содержание и организация учебно-воспитательного процесса характеризуют…

· тип школы +

· уровень образования

· вид образовательного учреждения

· инновационные процессы

11.Основной целью создания различных типов образовательных учреждений является …

возрождение интеллектуального и духовного потенциала общества +

создание единого образовательного пространства

обеспечение взаимосвязи теории и практики

регламентация учебного процесса

12.Учебно-воспитательное учреждение, являющееся базовым элементом образовательной системы, называется …

· школой +

· училищем

· университетом

· институтом

13.Учебное заведение, сочетающее обучение и научную деятельность, смысл которого изначально понимался как «союз людей заинтересованных в науке», называется …

· университетом +

· высшей школой

· академией

· институтом

14.В классификацию образовательных учреждений по организационно-правовым формам не входят ___ учреждения

· военные +

· государственные

· негосударственные

· муниципальные

15.В общеобразовательных учреждениях невозможно получить ___ образование

· начальное профессиональное +

· начальное общее

· основное общее

· среднее общее

Инновационные процессы в образовании

1.По масштабу вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на…

Локальные, модульные, системные +

Внешние, внутренние, ресурсные

Ресурсные, образовательные, содержательные

Организационные, дидактические, методические

2.Управленческий процесс создания, оценки, освоения и применения педагогическим сообществом педагогических новшеств называется…

Инновационным +

Преобразовательным

Творческим

Передовым

3.Полная реконструкция школы как образовательного учреждения предполагается при ___ изменениях

Системных +

Локальных

Модульных

Ресурсных

4.Внедрение в начальной школе дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова соответствует ___ изменениям

Модульным +

Локальным

Системным

Внутренним

5.Инновации являются результатом…

Научного поиска +

Социально-политических изменений

Выполнения заказа администрации

Непроизвольно полученным при развитии учреждения

6.Дифференциация обучения, определяющая оптимальный режим работы учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, называется…

Внутренней +

Внешней

Разноуровневой

Профильной

7.Учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся – это…

Индивидуализация +

Дифференциация

Оптимизация

Интеграция

8.Общая одаренность детей проявляется в…

Способностях к музыке, рисованию +

Дисциплинированности

Самостоятельности, критичности мышления +

Инициативности

9.Нововведения, разрабатываемые и проводимые работниками и организациями системы образования, называются педагогическим(-и) …

Инновациями +

Реформами

Мастерством

10. К педагогическим инновациям можно отнести изменения в…

Структуре системы образования

Оборудовании учебных заведений

Статусе образования

11.Ориентация на направленность личности, её ценностные ориентации, жизненные планы, мотивы деятельности и поведения – основа ___ подхода

Личностного +

Системного

Индивидуально-дифференцированного

Культурологического

Антропологического

12.Наука, занимающаяся изучением новообразований, новых явлений в разных сферах деятельности человека, называется …

Инноватикой +

Прогностикой

Футурологией

Системологией

13.Форма и результат открытия, носитель новых свойств и характеристик какого-то предмета называется ….

Новшеством +

Новизной

Изобретением

Моделью

14.Инновации в образовании – это …

Распространение новшеств в педагогической практике +

Оригинальность школьной жизни

Консервативный подход в образовании

Творческий подход к педагогической деятельности

14.К основным объектам инновационных преобразований в педагогической системе не относится …

Социальная среда+

Педагогическая технология

Управление школой

15.Нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты образовательного процесса, называются …

Инновациями +

Развитием

Прогрессом

Корректировкой


Допуская наличие неизвестного заранее результата: деловые игры, метод проектов, ученические исследования, сочинения, эвристические олимпиады и др. Во-вторых, детализированная разработка «происходящей» теории обучения потребует её освоения и применения учителями, которые не всегда готовы «включиться» в проектирование учебного процесса с участием учеников. Заданная педагогам исполнительская...

Предвузовской подготовки иностранных студентов. К интересным результатам приводит анализ образовательной программы предвузовской подготовки иностранных студентов на основе положений теории обучения на неродном языке. Наиболее важными из них представляются следующие. Основными объектами педагогического проектирования образовательной программы предвузовской подготовки являются образовательный...

... – специалисты высшей квалификации. Для высшей школы необходима своя, специфическая теория обучения. Начальным отправным положением построения теории обучения высшей школы, несомненно, должно быть то, что накоплено общей теорией обучения, проверено жизненной практикой и определено как педагогически необходимое и рациональное. Построение теории обучения невозможно без рассмотрения некоторых общих...

Обучения) функцией нормативное описание должного учебного процесса для заданного содержания обучения и конкретной дидактической ситуации, во-вторых, как контекстно зависимой, предметно выраженной прикладной теории обучения. Понимание частных дидактик как "контекстно зависимых" ("context depended didactics") сегодня все более приобретает распространение в европейской педагогической науке. Наши...

Форма - это способ организации какого-либо процесса или предмета. В теории и практике образования известно много различных форм обучения: дневное и заочное, дистанционное, школьное и внешкольное, индивидуальное и массовое обучение, семейное образование и т.д.

Первоначально обучение было индивидуальным (учитель обучал отдельно каждого ученика). С ростом потребности в образовании появились школы для массового обучения детей.

В мире наибольшее распространение получила классно-урочная система обучения. Её изобретение в XVIII веке произвело настоящий переворот в образовании, позволило одному педагогу качественно обучать одновременно значительное количество детей. Идею такой организации учебного процесса впервые реализовал И. Штурм, а разработал её теоретические основы и воплотил в массовую практику Я.А. Коменский . С тех пор неоднократно предпринимались попытки её модернизации (уже в конце XVIII - начале XIX века появилась белл-ланкастерская система), однако основные признаки классно-урочной организации обучения сохранились и в наши дни.

Признаки классно-урочной системы обучения:

Класс (постоянный в течение всего времени обучения состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности);

Планирование обучения (класс работает по единому плану);

Урок (учебный процесс осуществляется на уроках - связанных между собой одинаковых по продолжительности частей общей системы обучения);

Монизм (на уроке изучается всеми детьми один предмет);

Расписание (установленное чередование уроков разных предметов и перемен на отдых);

Педагогическое управление (процесс обучения управляется учителем);

Вариативность деятельности (в течение урока учитель организует различные виды познавательной деятельности учащихся).

Главными достоинствами классно-урочной системы являются её сравнительная дешевизна и достаточно высокое качество результатов в массовой практике. Достоинства достигаются благодаря чёткой организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающей его упорядоченность и относительную простоту управления им, благодаря систематичности и последовательности обучения, постоянному взаимодействию учащихся с учителем и друг другом в процессе обучения. Однако классно-урочная система, по сравнению с индивидуальным обучением, имеет ряд недостатков, например: учитель вынужден ориентироваться в основном на «среднего» ученика, а ученик - работать на уроке в едином для всех темпе. Это обстоятельство вызвало многочисленные попытки её улучшения (так, в конце XIX - начале XX века были созданы мангеймская система обучения, дальтон-план и др.), которые продолжаются и в наше время.

Белл-ланкастерская и мангеймская системы обучения, обучение по дальтон-плану получили достаточно широкое распространение в мире, и к настоящему времени наряду с классно-урочной системой стали основой для разработки новых систем организации учебного процесса.