Урок русского языка описание архитектурного памятника. Презентация на тему "урок подготовки к сочинению-описанию памятника". Словарный диктант по архитектурным терминам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 47 Г. ПЕНЗЫ

Интегрированный урок

русский язык + информатика

Развитие речи

8 класс

Разработала:

учитель русского языка и литературы

Тема урока: Описание памятника архитектуры

Тип урока: интегрированный

Образовательные цели:

    учить составлять тексты искусствоведческого характера;

    совершенствовать монологическую и диалогическую речь;

    формировать навыки творческой и поисковой работы;

    расширить кругозор учащихся, поддерживать их интерес к изучению истории русского искусства;

    отработать навыки редактирования и форматирования текста в текстовом процессоре Word;

    познакомить с дополнительными способами форматирования текста;

    отработать навыки выполнения операций с фрагментами изображения в графическом редакторе Paint;

    расширить представление учащихся об использовании информационных технологий в учебном процессе;

    способствовать развитию межпредметных связей.

Развивающие цели:

    развивать речь учащихся, совершенствуя ее образность и выразительность;

    развивать коммуникативную деятельность учащихся;

    развивать языковую компетенцию учащихся;

    развивать логический и алгоритмический стили мышления;

    развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные цели:

    воспитывать чувство патриотизма;

    воспитывать нравственные и эстетические начала;

    приобщить учащихся к основам аналитической деятельности;

    способствовать развитию у учащихся трудолюбия, чувства взаимопомощи;

    воспитывать потребность качественного выполнения задания.

Оборудование:

    компьютеры, проектор;

Программное обеспечение : Windows XP,Microsoft Word, Paint, Microsoft PowerPoint.

Продолжительность: 2 урока: 1-ый – с применением компьютера

2-ой - интегрированный

Ход урока

1 урок.

Вступительное слово учителя русского языка. Сегодняшняя наша встреча поможет нам прикоснуться к высокому, к тому великому, которое до сих пор является загадкой, ибо все великое никогда не познается до конца. Мы будем говорить о памятнике архитектуры – храме Василия Блаженного. Более того, нас ждет творческая работа: описание храма Василия Блаженного.

Разрешите представить вам ведущих нашей встречи: учителя русского языка, учителя информатики и творческую группу, в которую должны войти: архитектор, художник, историк и искусствовед.

Учащимся предлагается войти в состав творческой группы.

Вступительное слово учителя ИИКТ. Встреча с памятником архитектуры всегда познавательна и интересна.И, если при этом используется компьютер, к которому в современном обществе наблюдается повышенный интерес, то его помощь будет просто необходима. Поэтому сегодня уникальные возможности компьютера позволят достаточно быстро осмыслить, достичь понимания и запоминания программного материала.

Звучит песня О.Газманова «Мой храм». На экране Презентация 1 - виды храма.

Учитель русского языка. Судьбы храмов чем-то похожи на судьбы людей.

Ученик-историк. Я как историк знаком с судьбой храма и сейчас вам расскажу.

Собор Покрова, что на Рву, также называемый Храм Василия Блаженного - православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха. Покровский собор - одна из самых известных российских достопримечательностей.

Храм сохранился по особому Промыслу Божиему - не один раз он оказывался на краю гибели и каждый раз оставался цел. По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, а в храме пока поставили лошадей французской армии. Техника того времени оказалась бессильной перед этой задачей, и тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались загасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший проливной дождь помог остановить взрыв.

В XIX веке после того, как Неглинку закрыли в трубу, из ажурной чугунной решетки с ее набережной сделали ограду Покровского храма.

После революции храм едва не стал жертвой большевистского беспредела. В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили, а сам храм закрыли, но не снесли. В 1936 году Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Существует легенда, что он изготовил особый макет Красной площади со съемным Покровским храмом и принес его к Сталину, показывая, как собор мешает демонстрациям и машинам. "А если бы его - р-раз!.." - и с этими словами он рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: "Лазарь! Поставь на место!.."

Снос храма остановило в первую очередь личное мужество архитектора П.Д.Барановского - мученика и подвижника русской культуры. Когда ему приказали готовить храм к сносу, он наотрез отказался и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму наверх. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Сталина действительно что-то остановило - решение о сносе было отменено, а Барановский поплатился несколькими годами заключения.

А в Покровском соборе открыли музей и стали водить экскурсии.

Тогда в соборе Василия Блаженного решено было открыть музей. Несмотря на годы и века, прошедшие с момента возведения собора, он сохранился достаточно неплохо, и после реставрации открыл свои двери уже в новом качестве. Во время реставрации была обнаружена винтовая деревянная лестница, по которой и стали попадать внутрь посетители музея. Внутри собора сохранился ценный иконостас, а также росписи, сделанные выдающимися живописцами. Кроме того, в настоящее время в соборе собрана уникальная коллекция предметов, относящихся к эпохе Ивана Грозного, в частности коллекция оружия.

Учитель русского языка. А почему за храмом закрепилось название Храм Василия Блаженного?

Ученик-искусствовед. Я искусствовед исследовал этот вопрос.

Согласно легенде Василий Блаженный, самый чтимый на Руси юродивый, сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.

Василий родился в 1469 г., в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, повествует житие, Василий был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. К хозяину Василия пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые прослужили бы несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопрос хозяина, что значит эта улыбка, Василий ответил, что человек, заказывавший сапоги на несколько лет, умрет завтра. Так действительно и случилось.

Василий, шестнадцати лет от роду, оставил хозяина и мастерство и начал подвиг юродства, который совершал 72 года, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами, которые и доныне лежат на его гробе. Житие Блаженного описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни.

С именем Василия Блаженного связано много легенд, историй и чудес. Например, однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему боярином, задумали обманом выманить ее у него. Один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий покрыл «мертвого» своею шубой, но, видя обман, сказал при этом: «буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся». Обманщик действительно умер.

Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией. Василий скончался 2 августа 1552 года.

Царь сам с боярами нес его одр; митрополит Макарий совершал погребение. Тело Блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, там, где впоследствии построили Покровский собор.

С 1588 г. стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, поэтому сначала народная молва и утвердила название храма, как храм Василия Блаженного.

Учитель русского языка. Смотрю я на храм и думаю, как же велико мастерство русского человека. Чаще всего великие мастера бывают неизвестны. А имя этих зодчих дошло до нас через века.

Ученик-архитектор. Я как архитектор, могу вам об этом рассказать.

Барма и Постник. Один или вдвоем?

Историки считают, что это был один человек - Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Легенда гласит, когда зодчий представил макет собора Ивану Грозному, тот был восхищен красотой здания, он спросил мастера: может ли он построить другой, подобный, или ещё более прекрасный храм? «Могу», - ответил архитектор. «Ты лжешь!» - вскричал Иван Грозный и велел ослепить его, чтобы Храм Василия Блаженного остался единственным в Русском царстве.

В других источниках указывается один архитектор - псковитянин Постник Яковлев по прозвищу Барма , и достоверно известно, что все тот же Постник Яковлев после постройки собора в Москве (и, видимо, став "придворным" архитектором) занимался строительством и в Свияжске и в самом казанском Кремле.

Учитель русского языка. А теперь давайте обратим внимание на внешний вид собора.

Ученик-архитектор.

На первый взгляд собор кажется необыкновенно сложным архитектурным сооружением. Композиция храма необычна: Покровский собор является связанной группой девяти отдельных храмов, причем формы этих храмов взяты с разных образцов ("различными образцы и многими переводы"). Центральный из них - шатровый, являющийся осью композиции. Восемь других расположены по сторонам света и выполнены в ярусно-башнеобразной форме, с большими, причудливо украшенными фигурными луковичными главами. В результате получилось исключительно оригинальное, обладающее неисчерпаемым обилием декоративных мотивов сооружение. Особенно выделяются разнообразные формы глав. Ни одна из них не похожа на другую. По многообразию своего архитектурного облика храм Василия Блаженного не знает себе равных ни в России, ни за ее пределами.

Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый - самый высокий - храм, увенчанный шатром. Каждая из восьми церквей названа в честь святого, в чей день произошло то или иное важное событие казанских походов Ивана Грозного; центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери - именно в этот день Казань была взята приступом. Пределы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. До конца 17 века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров.

Всего в соборе Василия Блаженного 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон 16-19 веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ. Стены собора оформлены масляной живописью и фресками 16-19 веков. Помимо икон в соборе представлена портретная и пейзажная живопись 19 века, церковная утварь 16-19 веков. Среди особо ценных экспонатов - потир 17 века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.

В середине 20-х годов 20 века собор Василия Блаженного получил статус музея. С 1934 года он числится филиалом Государственного Исторического музея.

Интересен храм и своим цветовым оформлением. Об этом расскажет вам мой коллега.

Ученик-художник. Я как художник, постараюсь вам объяснить символику цвета.

Внешний цвет храма нередко отражает его посвящение - Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику. Так, например:

    Белый - храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня

    Голубой - в честь Пресвятой Богородицы

    Красный - посвященный мученику (мученикам)

    Зелёный - преподобному

    Жёлтый - святителю

Учитель русского языка. Однако, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и не всегда соблюдаемая. Цвет куполов на храме символичен:

Красный цвет – символ любви.

Голубой (синий) цвет – символ неба, вечности, жизни вечной.

Зеленый цвет – символ жизни земной.

Белый цвет – символ чистоты.

Смысловая символика цветов храма:


Через жизнь земную

можно обрести

жизнь вечную (зеленый и синий ).

Обретение вечной жизни

возможно через чистоту

сердца (белый ),

которая есть любовь (красный ).

Учитель русского языка. Храм Василия Блаженного уникален еще и тем, что вызывает самые разнообразные ассоциации.

Учащиеся демонстрируют свои рисунки.

Ассоциации учащихся

Торт. Можно сравнить храм Василия Блаженного с праздничным тортом. Словно свечи, возвышаются его башенки. Его многоцветность напоминает кремовые розочки на торте.

Сказочный дворец. Храм выглядит нарядно и празднично и очень похож на сказочный дворец. Так и кажется, что сейчас из него выйдут любимые сказочные герои.

Кружево. На одной из девяти башен отчетливо виден орнамент, очень напоминающий кружева. Воздушное расположение орнамента удивительно сплетается в замысловатое кружево.

Рубашка. А вот что общего у храма с рубашкой? Ее раньше называли рубищем. Дело в том, что такую пеструю рубаху носил Василий Блаженный, именем которого назван храм. И как это напоминает об этом замечательном святом человеке.

Сообщение учащегося из рабочей группы.

Приключения «бродячей» мечети

Небезызвестный князь Андрей Курбский, еще задолго до того, как бежал от Грозного царя в Литву и вступил с ним оттуда в бесподобную перебранку «по почте», писал, что за стенами Казанского кремля возвышались «пять прекрасных мечетей». Воевода вполне успел рассмотреть их все, пока командовал осаждавшими татарскую столицу московитами. Однако точного местоположения самой знаменитой из них, носившей имя имама, поэта и солдата Кул-Шарифа, одного из руководителей обороны города, теперь установить нельзя. Рассерженный упорным сопротивлением казанцев, Иван IV велел снести ее тут же после удачного штурма города. Золоченые главы мечети, по преданию, на двенадцати подводах увезли в Москву. Возможно, кстати, именно это документально не подтвержденное сообщение породило другой миф: якобы собор Василия Блаженного, возведенный в честь покорения Казани, несет в себе зашифрованный образ погибшей мечети. Восемь глав московского храма, дескать, повторяют восемь минаретов Кул-Шарифа, а девятый как символ победы господствует над ними. Возможно, доля истины здесь есть, во всяком случае, зодчий Постник Барма одновременно работал тогда и на Красной площади, и в Казани, где возводил новые стены кремля. Жил в вечной дороге между столицами…

Учитель русского языка.

2 урок.

Учитель русского языка. Ребята, ваши рассказы очень содержательны и интересны. Заметно, что вы умело пользуетесь и специальной лексикой. С ней нам сейчас и предстоит поработать. У вас под руками будет страничка из Толкового словаря, которая поможет вам в практической работе.

Учитель информатики. Для работы со словаремнеобходимо открытьфайл «Словарь». Прочитайте, пожалуйста, все слова. Если значение слова вам неизвестно, то воспользуйтесь подсказкой, наведя указатель мыши на это слово. Из предложенных слов, вы должны выбрать те, которые можно использовать для описания памятника. Выбранные слова следует выделить цветом.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель русского языка. (Cпрашивает какие слова выбрали)

Учитель русского языка. А сейчас мы поработаем с таблицей, в которую необходимо поместить рабочий материал для сочинения-описания.

Учитель информатики. Для работы с таблицейнеобходимо открытьфайл «Таблица». Обратите внимание, таблица состоит из 4-х разделов: «Экспрессивная лексика», «Специальная лексика», «Художественные средства языка» и «Средства грамматической связи частей текста». Раздел «Средства грамматической связи частей текста» уже заполнен. Вам следует заполнить остальные три.

Материал для таблицы следует выбирать из словаря.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель русского языка. Проверяет верностьзаполнения 3-х разделов таблицы. А для того, чтобы у нас получился текст-описание, необходимо вспомнить средства грамматической связи частей текста.

Учащиеся комментируют раздел таблицы «Средства грамматической связи частей текста».

Учитель информатики. Выкрасить слова в таблице цветом, согласно цвета заголовка, а средства грамматической связи подчеркнуть.

Учитель русского языка. А сейчас мы поработаем с текстом, который представляет собой один из вариантов описания храма. На примере данного текста можно научиться составлять текст-описание как однозначно оформленный, так и сопровождающийся различными элементами: элементами повествования и элементами рассуждения.

Учитель информатики. Для работы с текстом необходимо открытьфайл «Текст».

Учащийся вслух читает текст-описание.

Учитель русского языка. А теперь вновь обратимся к таблице для того, чтобы понять функцию данной лексики в тексте и увидеть средства грамматической связи его частей.

Учитель информатики. Работаем с двумя файлами: «Таблица» и «Текст». Переключение между ними осуществлять кнопками на панели задач. Выберите в тексте представленную в таблице лексику и выделите цветом, соответствующем цвету в таблице.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель русского языка. Задает вопросы.

    Какую функцию выполняет специальная лексика в тексте?

    Какова роль сравнения в тексте?

    Что помогает увидеть градация?

А теперь обратим внимание на средства грамматической связи в тексте и подчеркнем их.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель русского языка. Одной из особенностей текста является и его логическая последовательность. Большую услугу здесь оказывает план, который помогает последовательно выстроить текст.

Учитель информатики. Откройте файл «План». На экране представлены пункты плана в виде графических фрагментов. Их нужно расположить в той последовательности, в которой представлен текст.

Вспомните, пожалуйста, приемы работы с фрагментами изображения и приступайте к выполнению задания.

Учащиеся выполняют работу.

Учитель русского языка. Просит, чтобы учащиеся рассказали о результатах работы и прочитали готовый план.

Учащийся перечисляет пункты плана.

Учитель русского языка. Задает домашнее задание: написать сочинение-описание храма Василия Блаженного.

Учитель информатики. Ребята,этот урок дал возможность использовать знания, полученные на уроках информатики, для изучения программного материала русского языка, а также понять, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в дальнейшей учебной деятельности.

Учитель русского языка. Храм стоит и остается истинным символом Москвы и России. «Известный всему свету этот памятник, - говорит историк И. Е. Забелин, - по своей оригинальности занял свое место и в общей истории зодчества и вместе с тем служит как бы типической чертой самой Москвы, особенной чертой самобытности и своеобразия, какими Москва, как старый русский город, вообще отличается от городов Западной Европы. В своем роде это такое же, если еще не большее, московское, притом народное диво, как Иван Великий, царь-колокол, царь-пушка. Западные путешественники и ученые исследователи истории зодчества, очень чуткие относительно всякой самобытности и оригинальности, давно уже оценили по достоинству этот замечательный памятник русского художества» («Черты самобытности в древнерусском зодчестве»).

Звучит колокольный звон.

Учитель русского языка. Читает стихотворение.

Когда возрождаются храмы,

Крепнет, значит, страна.

Значит, в Святой благодати

С Богом будет она.

Значит, пройдет лихолетье,

Вновь жизнь забурлит.

И через годы и столетья

Дух будет крепче отлит.

Использованная литература

    http://www.hramy.ru/regions/r77/cao/kitay/vasiliy.htm

    http://mag.org.ua/news/494.html

    http://www.rusarch.ru/sizov1.htm

    http://www.zavet.ru/kalendar/bm/pokr-002.htm

    http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?6_1545

    http://days.pravoslavie.ru/Hram/335.htm

Урок развития речи в 8 классе.

Подготовка к сочинению описанию памятника архитектуры.

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ с.Бердюжье, Тюменской области

Шукалович Екатерина Петровна

Цель: совершенствовать навыки устной речи; расширение словарного запаса учеников, обучение описанию памятника архитектуры.

Оборудование: м/м презентация.

Ход урока.

    Работа со словосочетаниями. Прочитайте. Определите значение выделенных слов. Где можно использовать данные словосочетания?

Русская архитектура, возводить храм, автор скульптур , замысловатые детали, памятник старины, современный памятник, колесница славы, бронзовый горельеф, затейливый орнамент, великий зодчий , древнерусское зодчество .

    Словарная работа. Прочитайте размещенные ниже слова

Архитектура – искусство строительства, возведения зданий.

Возводить – строить, сооружать.

Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.

Замысловатый – сложный, затейливый, оригинальный.

Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема, выпуклое настенное скульптурное изображение.

Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Зодчий – архитектор, строитель.

Зодчество – искусство архитектуры, строительства.

Апофеоз – прославление, возвеличивание кого- или чего – либо.

Аллегория – иносказание.

Монумент – большой памятник.

Монументальный – величественный, производящий впечатление величиной, мощностью.

Постамент – основа памятника, колонны, статуи.

Пьедестал – подножие статуи.

Достопримечательность – место или предмет, заслуживающие особого внимания в силу каких-нибудь своих качеств.

Искусство – 1. творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; 2. Умение, мастерство, знание дела.

Искусный – умелый, хорошо знающий свое дело.

С 2-3 слова составить и записать предложения.

    Работа с текстом «Триумфальная арка». Прочитайте. Определите тему текста и соответствие между темой и заголовком . Определите тип речи в этом тексте. Какие предложения последнего абзаца связаны цепной связью? Выпишите их. Какие средства связи использованы в этих предложениях? Объясните значение слов галл, «двунадесять языков».

Триумфальная арка .

Кончается ряд высоких домов на Кутузовском проспекте, за поворотом неожиданно появляется широкая площадь, а в центре площади – Триумфальная арка…

Эта торжественно-величавая арка высотой в 28 метров была сооружена по проекту известного русского архитектора Осипа Бове в 1827-1834 годах в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Авторы скульптур – Иван Витали и Иван Тимофеев.

Создавая проект Триумфальных арок, Бове мечтал установить их у Поклонной горы, откуда Наполеон глядел на раскинувшийся перед ним город. Тогда император ещё не знал, что взятие Москвы – не апофеоз его славы, а начало полного разгрома его многотысячной армии…

Но «отцы города» решили установить арку не на старой Смоленской дороге, а у Тверской заставы, и там она простояла почти сто лет, все больше мешая уличному движению.

И вот в 1968 году прекрасное творение Осипа Бове было восстановлено и перенесено на Кутузовский проспект, на словно специально для него созданную площадь Победы, где была уже построена панорама «Бородинская битва».

Триумфальная арка открывается вашему взору неожиданно. На её вершине – чугунная колесница Славы, в которой гордо стоит богиня Победы. Фасады арки облицованы белым камнем, на его фоне эффектно выделяются 12-метровые чугунные колонны. По периметру карниза находятся 48 гербов российских губерний, население которых воевало с наполеоновской армией. Монумент украшают бронзовые горельефы «Изгнание галлов из Москвы», «Побитие «двунадесяти языков», «Освобожденная Москва». Между ними размещены фигуры суровых воинов в доспехах, аллегорические женские фигуры, символизирующие твёрдость, храбрость и славу. (По Я. Билецкому).

    Пересказ текста по плану, «по цепочке»: каждый ученик рассказывает по одному пункту плана.

План подробного пересказа.

    В каком районе Москвы стоит Триумфальная арка?

    В честь какого события она была сооружена?

    Где планировал разместить свое произведение автор и почему?

    Где первоначально была установлена арка?

    Что изображено на её вершине?

    Чем ещё украшен памятник?

    Устное описание иллюстрации.

    Пример описания Триумфальной арки по иллюстрации.

Триумфальная арка.

Триумфальная арка выглядит величественным сооружением, возвышающимся на площади Победы. Обширное пространство площади выделяет монумент, подчеркивает его грандиозность и величие. Арка производит впечатление торжественности и мощи. Вершину её украшает чугунная колесница Славы, в которую запряжена шестерка лошадей. Управляет колесницей богиня Победы, держащая на вытянутой руке лавровый венок, символизирующий победу. Белая каменная облицовка контрастирует с черными чугунными колоннами, находящимися в нишах скульптурами воинов и горельефами. Карниз украшен сорока восемью гербами российских губерний. Аллегорические женские фигуры символизируют мощь, силу, храбрость, славу русского оружия.

Триумфальная арка, несмотря на то что площадь Победы окаймляют высокие здания, не теряет своей величественности и доминирует в окружающем её пространстве.

    Комментарий к сравнению описания с текстом упражнения.

    Образцы описаний памятников архитектуры.

Прочитайте и устно ответьте на вопросы: 1) Где и когда был установлен памятник А.С.Пушкину в городе на Неве? 2) Кто его автор? 3) Как изображен поэт? 4) К какому стилю относится этот текст?

В 1935г. Великий город на Неве торжественно отмечал своё 250-летие. В канун праздника на площади искусств состоялось открытие памятника А.С.Пушкину.

Автор этого замечательного произведения известный русский архитектор М.К. Аникушин. Художник показал Пушкина увлечённо и страстно читающим свои стихи.Мы видим живой острый взгляд, высокий лоб, ясно очерченную линию губ. Стройность линий фигуры, слегка приподнятая голова, особенно жест правой руки, поворот кисти, пальцы - всё подчёркивает вдохновение поэта.

Скульптура установлена на постаменте из красного гранита. Памятник стоит в зелени, вокруг него расположены величественные здания пушкинской эпохи: Русский музей, Музей этнографии, Малый оперный театр, филармония.

(По Л. Симоненко.)

    Храм- памятник Василия Блаженного в Москве. Прочитайте текст. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи текста. Составьте план, отражая в каждом пункте микротемы.

В октябре 1552 года Москва стала свидетельницей невиданного до того всенародного торжества. Из-под стен взятой штурмом Казани вернулись войска во главе с Иваном Грозным. В ознаменовании этой великой победы царь решил построить в Москве храм-памятник. Через два года началось сооружение каменного собора Покрова. Позднее он был назван храмом Василия Блаженного, по имени погребённого у его стен юродивого.

Это удивительное сооружение поражает своей оригинальностью. Необыкновенный цветок его причудливых форм, объединённых центральным шатром, не только напоминает многоглавую группу кремлёвских соборов, но и парит над широко раскинувшимся простором площади. Собор состоит из девяти столпов, окружающих девятый. Столпы-храмы стоят на широком подклете сложного звёздчатого очертания. Это невиданно нарядное, праздничное сооружение похоже на гигантское растение или цветущий куст.

Центральный храм увенчан шатром, приделы, расположенные по сторонам света, башнеобразной формы, несколько напоминают колокольню Ивана Великого. При обходе храма перед зрителем то вырастает стройная грандиозная пирамида храма, увенчанная шатром, по граням которого бегут ввысь золочёные спирали, то отчётливее становятся его растущие вверх башнеобразные объёмы. Замысловатые детали придают храму нарядный и сказочный вид. Несомненно, в этом храме воплощены народные представления о великой поэтической красоте архитектуры.

Имена создателей Василия Блаженного со временем забылись, и только в конце 19 века были обнаружены старинные рукописи с рассказом о многих подробностях сооружения храма, в том числе о его строителях – Барме и Постнике, талантливых русских зодчих. Легенда гласит, что после окончания строительства Иван Грозный спросил зодчих, смогут ли они построить ещё один точно такой храм. Те ответили, что смогут. И тогда царь приказал ослепить их, чтобы не могло возникнуть соперника его храму.

    Прочитайте фрагмент стихотворения Д. Кедрина «Зодчие». Сравните два текста описания одного и того же памятника. Найдите в тексте слова, которые являются архитектурными терминами. Назовите синонимы к слову зодчий.


    Письменная работа. Описание памятника архитектуры родного села.

    Опирайтесь в его описании на следующие вопросы:

    По какому поводу был воздвигнут памятник?

    Где он расположен?

    Что в нем особенного? Чем привлекает?

    Какие впечатления он производит на смотрящего? Нравится ли вам этот памятник?

Урок развития речи. Описание памятника

архитектуры

Цель урока : совершенствовать навыки устной речи, расширение словарного запаса учеников, обучение описанию памятника архитектуры.

Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, словарная работа, составление плана, беседа, конструирование предложений, устное сочинение.

Примечание : если позволяет время, следует выделить на эту тему два сдвоенных урока.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

1. Теоретические вопросы:

Расскажите о порядке слов в предложении и его значении.

Каковы функции порядка слов в предложении?

Что такое логическое ударение?

Как связаны логическое ударение и интонация?

2. Упр. 105 - взаимопроверка; фонетический и морфологический разборы - на доске (4 человека); в это время устные задания и разбор слова по составу - «по цепочке».

3. Словарный диктант (по упр. 107).

II. Слово учителя

Тему урока развития речи вы можете угадать по содержанию второй части упр. 107: описание памятника архитектуры. Мы уже делали подобную работу: вспомните описание картины Мешкова, описание Триумфальной арки. Сегодня почитаем о некоторых достопримечательностях нашей страны и подготовимся к описанию памятника архитектуры нашего города, нашего края.

III. Работа с учебником

1. Самостоятельная работа по упр. 108 и 109 (по вариантам).

2. Выразительное чтение текстов упражнений, ответы на вопросы, составление плана.

3. Словарная работа. Записать в тетради слова в рамках: постамент, пьедестал, достопримечательность, искусство, искусный.

I V . Устное описание картины Б. В. Щербакова «Русь подмосковная» (задания упр. 110).

Вариант выполнения задания

Смысл названия картины Б. В. Щербакова «Русь подмосковная» в соединении исторического имени нашей страны с определением, которое обозначает самое сердце Руси. На картине типично русский пейзаж - неброский, неяркий, спокойный, дышащий умиротворением: чуть холмистый рельеф, тихая речка, куртины деревьев, лес, деревенька с церковью. Древнее название «Русь» подчеркивает неизменность, вечность, постоянство характера пейзажа, характера самой русской земли. Этот смысл усиливается инверсией (обратным порядком слов).

V . Описание памятника архитектуры

1. Работа с упр. 111: выразительное чтение, составление плана, определение стиля и типа речи текста.

Примерный план:

1. В память о взятии Казани.

2. Невиданное сооружение.

3. Воплощение народных представлений о красоте архитектуры.

4. Судьба зодчих Бармы и Постника.

Стиль текста - публицистический, тип речи - описание с элементами повествования. Тип связи предложений в последнем абзаце - цепной.

2. Выразительное чтение фрагмента стихотворения Д. Кедрина «Зодчие» (читает учитель или заранее подготовленный ученик).

3. Сравнение поэтического текста с описанием храма (упр. 111).

4. Устное сообщение-рассказ о храме Василия Блаженного.

Вариант сообщения

Храм Василия Блаженного находится в самом центре нашей столицы. Это одно из сооружений, ограничивающих пространство Красной площади. Храм поражает своей необычностью, оригинальностью. Он похож на яркую гигантскую игрушку, собранную из разных частей чьими-то талантливыми руками.

А создали храм русские зодчие Барма и Постник, поплатившиеся за это гениальное произведение своим зрением. По легенде, царь Иван Грозный велел ослепить зодчих, чтобы они не смогли построить что-нибудь подобное. Храм остался уникальным сооружением, которым любуются люди уже в течение четырех с половиной веков.

Храм-памятник начал строиться в 1554 году в ознаменование великой победы: русское войско штурмом взяло Казань. Каменный собор Покрова теперь известен как храм Василия Блаженного, по имени юродивого, похороненного у стен собора.

Восемь столпов храма окружают девятый. Каждый купол оригинален, неповторим. Центральный храм венчает шатер. Это поистине сказочно красивое здание, изумляющее своей нарядностью, неожиданностью замысла.

Домашнее задание. Описание памятника архитектуры города (упр. 114).

ФИО учителя: Райш Ольга Александровна

Село, школа: С. Топчиха, МБОУ Топчихинская СОШ №2

Предмет: русский язык, развитие речи

Класс : 8

Тема урока: Подготовка к сочинению- описанию памятника архитектуры родного села.

Место урока в теме : обобщение, подготовка к написанию сочинения

Учебники: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков «Русский язык 8 класс» изд. «Просвещение» М. 2012

Цели урока.

1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подготовиться к написанию сочинения-описания памятника архитектуры.

2. Развивающий аспект: развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, творческое мышление, закрепить употребление в речи архитектурных терминов

3. Воспитательный аспект: привитие эстетического вкуса учащихся, стремления ярко и образно выражать собственные мысли, воспитание любви к культурным ценностям родного села.

Формирование УУД:

Личностные:

Формирование желания выполнять и мотивировать учебные действия;

Применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения.

Познавательные:

Сравнивать различные виды работ;

Анализировать результаты своей работы;

Изменять, творчески переделывать;

Поиск и выделение нужной информации.

Регулятивные:

Анализировать собственную работу;

Находить ошибки, устанавливать их причину;

Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Коммуникативные:

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

Сравнивать и анализировать разные виды текста;

Создавать и редактировать собственные тексты;

Уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать поставленный вопрос.

Оборудование урока: раздаточный материал, проектор, компьютер.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Технологии, лежащие в основе конкретной разработки:

Технология развивающего обучения;

Личностно-ориентированного обучения.

Тип урока.

Интегрированный / урок развития речи/.

Эпиграф:

Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий и памятников”. Аполлон Григорьев

Ход урока

Определение темы, целей.

А)Работа с эпиграфом.

Посмотрите внимательно на эпиграф к уроку:

Аполлон Григорьев, русский критик, поэт, сказал:

«Ничего не боялся я столько,

Как жить в городе без истории,

Преданий и памятников».

Как вы понимаете смысл высказывания А.Григорьева?

Б)-Определите, пожалуйста, тему урока.

Откройте тетрадь и запишите число, тему.

В)-Зная тему, поставим цели урока.

А помогут вам в этом речевые конструкции: (записаны на доске)

1)Приготовиться (к чему?)

2)Собрать (что?)

3)Развить (что?)

4) Обогатить (что?)

5)Анализировать (что?)

(Совместная формулировка целей урока)

Сегодня у нас с вами интересная работа. Мы должны научиться описывать памятник. Как вы понимаете значение этого слова?

Памятка 1

1. ПАМЯТНИК | Толковый словарь Ожегова

А, м. 1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-

чего-н. (выдающейся личности, исторического события). П. Пуш-

кину. 2. Сохранившийся предмет культуры прошлого.Археологический п. Памятники письменности (древние рукописи) * Памятник природы – природный объект, охраняе-

мый государством (например, уникальное дерево, водопад, гейзер).

Беседа по вопросам: 1мин

1.Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение).
2. Что можно описывать?(природу, человека, действия, картину, помещение и др.)
3. Что мы с вами уже описывали? (местность, действия, картину)
Начнем с жанра. Мы можем выбрать с вами жанр классического описания, которое строится по строгому плану. Вспомним что такое описание (Описание – это смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов и явлений окружающего мира ; К тексту описание можно задать вопрос КАКОЙ? )

Какова структура любого описания (общее впечатление, детальное описание , личное отношение ). А если это памятник архитектуры? Конкрети зируем план.

Описание памятника архитектуры родного села. 1мин

На какие вопросы отвечать во вступлении? В основной части? В заключении? Дети читают план сочинения

Памятка 2

Вступление.

По какому поводу был воздвигнут памятник?

Краткие сведения об истории создания.

Основная часть.

Каков общий вид памятника?
– Как памятник вписывается в пространство местности?
Где он расположен?

Каков вид на памятник с разных точек обзора (прямо, сбоку, сзади)?
– Из какого материала выполнена скульптура и пьедестал?
– Каковы особенности скульптурного изображения?

Заключение.

Что в нем особенного?

Чем привлекает?

Какие впечатления произвёл на вас памятник?

Нравится ли вам этот памятник?

- О чем заставил задуматься?

Словарная работа.

Видео-диктант. (Презентация «Архитектурные термины»)

    Арх и тектура, зодчество (син.) – искусство строительства, возведения зданий;

    О рнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании его элементов;

    Г о рельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема;

    Б а рельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона менее чем на половину своего объема;

    М о нумент – большой памятник;

    Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.

    П о стамент – возвышение, служащее основанием памятника;

    П ь едестал – подножие статуи;

    Ландша ф т – общий вид местности;

Апофеоз – прославление, возвеличивание кого- или чего – либо.

    Достопримечательность – место или предмет, заслуживающие особого внимания в силу каких-нибудь своих качеств.

    Искусство –1. творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; 2. Умение, мастерство, знание дела.

    Искусный – умелый, хорошо знающий свое дело.

Орфографическая работа , направленная на предупреждение орфографических ошибок.

Угадай-ка.

1. творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; 2. Умение, мастерство, знание дела. (искусство) 1вариант-глагольное словосочетание и выполнить разбор

    умелый, хорошо знающий свое дело. (искусный)

2вариант-именное словосочетание и выполнить разбор

Конструирование предложений.

Устно составить предложения, используя данные слова: Искусство+ПГС

Искусный+СГС

Тест.

Задание: найдите слово, в котором пишется одна н

    Белокаме…ый

    Окруж…ый

    Изображе…ый

    Наклоне…ы

Лексическая работа.

Подберите синонимы к словам и запишите синонимические ряды:

1ряд -Скульптор - … (ваятель, зодчий, художник, автор, архитектор)

2 ряд -Возводить –… строить, сооружать.

3 ряд -Замысловатый –… сложный, затейливый, оригинальный.

Работа со словосочетаниями. (Они записаны на доске)

Прочитайте. Запишите их по вариантам:

1вариант- словосочетания, где способ связи –управление

2вариант-словосочетания, где способ связи - согласование

Русская архитектура, возводить храм, автор скульптуры , замысловатые детали, памятник старины, современный памятник, хранят тайны, бронзовый горельеф, затейливый орнамент, сделать искусно, почувствовать атмосферу.

Какое словосочетание никто не выписал? Почему?

(сделать искусно- примыкание)

Памятник - это символ гордости, славы.

Синтаксическая минутка.

Во всех уголках нашей страны есть свои памятники, языком иску сс тва рассказывающие о подвигах на полях сражений и в мирном труде.(5)

Кто бережёт памятники, тот бережёт память.

Вопрос: Являются ли слова памятник и память однокоренными?

(Да, эти слова являются однокоренными. Каждый памятник, кому бы он не был посвящён, своего рода узелок на память в бесконечной нити нашей общей истории и культуры.)

Слайд №1,№2,№3 Памятник В.И.Ленину

заочная экскурсия:

Памятка3.

Предварительная беседа о специфике памятника как скульптурного произведения.

- Как звали Ленина?

Памятник – трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в отличии от картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку , сзади, т.е. обойти вокруг.

Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал (постамент).

Рассматривая памятник, надо всегда обращать внимание на то, как статуя (ударение) связана с постаментом, а весь памятник– с пространством улицы, площади, окружающими зданиями.

Очень важен выбор материала. Обычно памятники превышают натуральную величину, стоят под открытым небом, поэтому материал должен быть особенно прочным: мрамор, гранит, бронза и т.п.

Устное описание памятника архитектуры родного села.
Опирайтесь в его описании на следующие вопросы, используйте архитектурные термины:(Можно сократить вопросы)

    Где он расположен?

    Когда он был создан? Предположите.

    Что в нем особенного?
    .Какие впечатления он производит на смотрящего?

Слайд №4,№5,№6 Водонапорная башня

История возникновения памятника архитектуры (сообщение учащегося Снегирёва Алексея)

Памятка 4.

Задание : В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А) Она находится около железнодорожного вокзала и

сохранена почти в первозданном виде.

Б) Наше время характеризуется пристальным вниманием к памятникам архитектуры.

В) В 1914 году это сооружение служило для подачи воды паровозам.

Г) А сегодня башня великолепно вписывается в комплекс железнодорожной станции Топчиха.

Д) Одной из достопримечательностей нашего села является водонапорная башня. Ответ: б), д), а), в), г).

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

Наклоны и повороты головы повышают эластичность стенок шейных кровеносных сосудов, раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.

Вопрос: Народные памятники. Что это значит? (Это значит, что задуманы, спроектированы и построены они самими жителями района и на деньги жителей района, при поддержке районной и сельской администраций. Таких памятников в крае не так уж много. У нас это памятник воинам-землякам, погибшим в локальных войнах и конфликтах, а так же памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС.)

. Слайд 7. Памятник воинам-землякам, погибшим в локальных войнах и конфликтах

Отправляемся на поиск предложений. Найдите предложение,

соответствующее схеме (Схема с обратной стороны доски)

1)[– - =] устно прокомментируйте.

Слайд8. Памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС

Работа с речевыми конструкциями.

А) Составьте предложения с обращениями, побуждающие наших односельчан к каким - либо действиям, по отношению к памятникам архитектуры родного села. Определите вид этих предложений по цели высказывания. (Работа в парах)

Предметные результаты: определять вид предложения по цели высказывания, ставить запятые при одиночном обращении, ставить знаки препинания в конце предложения.

Слайд 9.

Слайд 10. Памятный знак воинам-танкистам

Говоря о памятниках, конечно, не могу обойти вниманием танк т-64, установленный в Топчихе на площади Героя России Михаила Валерьевича Григоревского. Это тоже не государственный памятник, а установленный по инициативе и силами Центральной базы танкового резерва в с. Топчиха. Данный танк когда-то охранял мирное небо на самых крайних западных рубежах, то есть в городе Берлине Германской Демократической Республике, в составе Западной группы войск СССР.

На доске предложение А.С. Пушкина. Преобразуйте его в предложение с прямой речью и запишите в тетрадь.

Уважение к минувшему – вот черта, отделяющая образованность от дикости”.
А.С. Пушкин

Почему А.С.Пушкин считал, что уважение к минувшему – это черта, отделяющая образованность от дикости?

Слайд11, 12 Мемориал воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны

Ученик с обратной стороны доски выполняет задание , а весь класс работает с вопросом.

Памятка 5.

Вопрос: На стеле стального цвета изображён … – символ победы нашего народа над фашизмом. Что это? (Орден Победы)

Слайд 13.

Пунктуационный практикум С обратной стороны доски написаны предложения Приложение

2.Ноч..ю ударил моро.., и цв..ты к утру замерзли.

Вопрос: Какую роль выполняет союз И в 1 и во 2 предложении?

1) .

2) [– =], и [– = ]

Слайд14-16. Задание - Корректор.

Цель: предупреждение речевых и грамматических ошибок.

1.Плеоназм (употребление лишнего слова).

Слайд 17-20. Аллея Славы.

Минутка поэзии. Стихотворение, посвящённое Аллее Славы

На Земле

безжалостно маленькой

жил да был человек маленький.

У него была служба маленькая.

И маленький очень портфель.

Получал он зарплату маленькую...

И однажды -

прекрасным утром -

постучалась к нему в окошко

небольшая,

казалось,

война...

Автомат ему выдали маленький.

Сапоги ему выдали маленькие.

Каску выдали маленькую

и маленькую -

по размерам -

шинель.

А когда он упал -

некрасиво, неправильно,

в атакующем крике вывернув рот,

то на всей земле

не хватило мрамора,

чтобы вырубить парня

в полный рост!

1969

Роберт Рождественский.

Слайд 21

А теперь Губина Катя расскажет о своём прадедушке, Герое Советского Союза, А.М. Губине.

Памятка 6.
Задание: Выразительно прочитайте текст:
Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквях, думать о значении орнамента, высеченного на замшелом камне? Надо ли сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца? Надо. Человек не бабочка-однодневка, весело порхающая на солнце, не знающая, что будет завтра. В судьбе человека сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек – сын своего времени и своей страны, и чувство Родины тесно связано с чувством истории.
(Е.Осетров)
Выполнить задания:
- В каком предложении выражена основная мысль текста?
- Как человек должен относиться к своей истории?

Итог.

Давайте попробуем на основании собранного материала составить возможные варианты вступлений.

(Варианты вступлений.)

Работа над основной частью.

О чем будем писать в основной части?

Работа над заключительной частью.

О чем мы можем писать в заключении?

Образцы заключений.

Человек не может жить только настоящим. Он стремится в будущее, при этом бережно хранит память о прошлом.
– Памятник …произвел на меня огромное впечатление.

Еще раз обращаю внимание детей на план сочинения.

Учитель: Пройдут годы, и от нас с вами зависит, сможем ли мы не только рассказать, но и показать родную историю своим детям и внукам. Давайте же вместе сохранять, и приумножать памятники, что бы узелков на память не становилось меньше.

Памятка7.

Рефлексия.

Деятельность учителя

Предлагает продолжить фразы.

Деятельность ученика

Учащиеся продолжают предложения:

Сегодня я узнал(а)…

Я научился(ась)…

Мне захотелось…

Я открыл(а) для себя ….

У меня получилось…

Теперь я могу…

Оценивание.

Памятка 8

Домашнее задание.

«ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ МОЖНО СКАЗАТЬ И ЯЗЫКОМ ЛИТЕРАТУРЫ, И ЯЗЫКОМ АРХИТЕКТУРЫ».

Вам предстоит сделать сегодня описать памятник архитектуры,

написать сочинение-описание по одной из предложенных тем:

1.Тайны водонапорной башни.

2.Описание памятника красному пекарю Сизову Ф. на ул. Сизова.

3.Я стою около памятника…

4.Описание памятника В.И. Ленину на центральной площади.

5.Вечная память и слава павшим воинам.

6.Описание памятника воинам, павшим во время Великой Отечественной войны

7. Описание памятника воинам -землякам, погибшим в локальных войнах и конфликтах

8 .Пусть стоят памятники-обелиски всем героям! (Описание Аллеи Славы)

9.Описание памятника ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС.

Памятка 9

Советы.

Чего нужно добиваться в сочинении?

1)Соответствия речи литературным нормам и грамматическим правилам;
2) Точного подбора слова для выражения мыслей;
3) Простоты изложения, исключения примитивных выражений и словесных штампов;
4) Выразительности и эмоциональности речи;
5) Точности в изложении литературных и исторических фактов.

Запомни! Памятник (кому? чему? – Д. п.)

Портрет (кого? – Р. п.)

Приложение.

Задание: На месте пропусков вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания, определите количество грамматических основ и начертите схемы.

1.Со..нце с..дилось и к..сыми лучами осв..щало в..рхушки д..ревьев аллеи Славы.

2.Ноч..ю ударил моро.. и цв..ты к утру замерзли.

Вопрос: какую роль выполняет союз И в 1 и во 2 предложении?