Инклюзивное образование в году. Инклюзивное образование: проблемы и решение. Этим документом, принятым Минобрнауки, предусматривается

Все люди разные, у каждого есть право отличаться от других, быть не таким, как все. Современное общество должно быть готово к этому. Одним из самых ярких социальных нововведений является инклюзивное образование, позволяющее детям-инвалидам учиться в обычных классах наравне со всеми. Сегодня образование не только приобрело вид свободного блага, но и стало подстраиваться под определённые категории людей.

Юридическая сторона

Школы инклюзивного типа в какой-то степени деформируют роль учителя, раскрывая её с другой стороны. Педагог вынужден вступать в более близкие взаимодействия с ребёнком-инвалидом в классе, чтобы найти к нему особый подход и помочь освоиться в коллективе.

Учителя, уже имеющие опыт работы с детьми-инвалидами в классе, выработали некоторые правила, позволяющие грамотно организовать процесс обучения:

1) принимать учеников с инвалидностью «как любых других детей в классе»,

2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи,

3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,

4) использовать и другие стратегии коллективного участия (игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т.д.)

Совместность – главный принцип инклюзии. В замкнутом пространстве взаимодействуют абсолютно разные дети, из разной социальной среды, с разными возможностями и потребностями. Хотя в массовых школах уже довольно часто можно встретить детей с ограниченными возможностями и инвалидов, это явление всё ещё остаётся тем, в ответ на что может возникнуть агрессия. Негативные эмоции могут исходить как от членов класса и учителей, так и от родителей остальных учеников. Проблема совместности и терпимости требует особого внимания, так как она не решается дополнительными вложениями средств правительства – это что-то другое, человеческое. Процесс становления взаимоотношений между членами образовательного коллектива требует от них внимательности и вежливости. Люди должны уметь толерантно воспринимать других для комфортного сосуществования с ними в одной группе.

«Совместность – главный принцип инклюзии»

Исследователи выделяют восемь принципов инклюзивного образования , которые детально характеризуют особенности этого феномена:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Кажется, что эти пункты вполне очевидны и просты, они будут импонировать любому педагогу. Однако на практике сложно обеспечить их совместную реализацию. Стоит сделать акцент на роли учителя в организации учебного процесса таким образом, чтобы каждый ребёнок в классе чувствовал себя комфортно и успешно усваивал учебный материал независимо от его личностных особенностей. Очень важно уметь создать внутри класса тёплую доверительную обстановку, чтобы никто не чувствовал себя ущемлённо. Класс – то место, где дети могут раскрыться, попробовать себя в разных ролях, проявить свои таланты.

Адаптированные образовательные программы

Сегодня в сфере образования активно употребляются термины «ИУП» (индивидуальный учебный план), «адаптированная программа». Согласно статье 79 Федерального Закона РФ об образовании, условия организации обучения детей с ограниченными возможностями должны определяться специально разработанной адаптивной программой, подстроенной под особенности каждого ребёнка. Особенность такой программы в том, что она не вынуждает ребенка следовать упрощённому варианту обучения или же частично проходить учебный материал, она лишь предполагает индивидуализацию методов усваивания информации. Таким образом, ученик получает такое же образование, как и его одноклассники, но при этом овладеть необходимыми навыками ему помогают специальными методами. Адаптированные образовательные программы – явление пока ещё новое в России, тем не менее, в российских образовательных учреждениях уже можно наблюдать тенденцию индивидуализации подходов к обучающимся.

Инклюзивное образование – новая тенденция, только развивающаяся и распространяющаяся в обществе. Как любое социальное явление, инклюзия имеет ряд положительных и отрицательных последствий, некоторые из которых будут рассмотрены ниже.

«Очень важно уметь создать внутри класса тёплую доверительную обстановку, чтобы никто не чувствовал себя ущемлённо»

Преимущества инклюзивного образования

1. Ребёнок в коллективе получает важный социальный опыт, взаимодействуя с одноклассниками. Чувствуя такое же отношение к себе, как и ко всем остальным, он не ощущает своих недостатков и не воспринимает себя исключённым, аутсайдером. К нему предъявляют такие же требования, как и ко всем, вследствие чего развитие ребёнка с особенностями мало чем отличается от развития ребёнка без особенностей.

«Первая цель внедрения такого образования - ребёнок с особенностями развития должен иметь возможность получить образование », - говорит член международной ассоциации «Autism. Europe», руководитель Центра реабилитации инвалидов «Наш солнечный мир» и Советник Ректора МГППУ по вопросам помощи детям с расстройствами аутистического спектра Игорь Шпицберг .

2. Непростые, на первый взгляд, задачи, вынуждающие ученика приспосабливаться к базовой программе, позволяют актуализировать его внутренние комплексы и проблемы. Появляющиеся у ребенка трудности в процессе обучения заставляют его как-то с ними справляться, внутренние ресурсы ребёнка включаются и помогают ему подстраиваться под окружающую его среду.

3. Воспитательный потенциал инклюзивного образования проявляется и в отношении «обычных» детей. В классе появляется ребёнок с ограниченными возможностями, он отличается от остальных, он не такой, особенный. Остальные члены коллектива должны так или иначе определить свое отношение к этому ребенку. Происходит самоопределение, в голове возникает множество вопросов: Как относиться к инвалиду? Можно ли считать его таким же человеком? Заслуживает ли он уважения?

Успешное самоопределение очень важно для формирующейся личности: в процессе она осознаёт, что человека нужно воспринимать таким, какой он есть, что все люди разные. Ребёнок начинает понимать, что внешние физические недостатки не определяют сути человека.

«.. здорово, когда в классе учится «особый» ребёнок. Это невероятно полезно и важно для обычных детей, они учатся милосердию, вниманию к каждому человеку. Общество, в котором инвалиды не отделены с детства, растет гораздо более гуманным и благородным », - утверждает Игорь Шпицберг .

«Ребёнок начинает понимать, что внешние физические недостатки не определяют сути человека»

Отрицательные черты инклюзивного образования

1.Первые два плюса могут обернуться психологической травмой, если ребёнок не будет способен адекватно существовать в создавшихся обстоятельствах.

Ученик с ограниченными возможностями может выступать в роли «посмешища» в коллективе. Другие дети – ещё не совсем сформировавшиеся и созревшие личности, они могут неадекватно воспринимать инвалида, обзывать его, выражать признаки агрессии. Избежать этого можно. Пример правильного отношения к «особенным» детям может продемонстрировать учитель, важно, чтобы он помогал остальным детям контактировать с инвалидами.

«Дети в силу своей юности и отсутствия опыта могут быть жестокими, но это все во власти учителей, которые их воспитывают. Если педагоги ведут себя правильно, дети привыкают к тому, что для инвалидов тоже есть место в мире », - говорит психотерапевт Ирина Логинова .

2. Третий плюс также может быть обращен в минус. «Обычные» дети могут страдать от присутствия в классе инвалидов. У педагога появляется вдвое больше бумажной работы, за которую он не получает вознаграждение, вследствие чего его мотивация к работе не увеличивается. Учителя необходимо дополнительно подготавливать к работе с инклюзивными классами для того, чтобы он мог качественно работать в новых условиях.

«Особые» дети будут сильно тормозить остальной класс, расхолаживать его, нарушать учебный процесс. Будет снижаться качество образования для обычных детей », - убеждена педагог, вице-президент Фонда социальной и психологической помощи семье и ребёнку Татьяна Шишова .

Аргумент вполне весомый, однако негативные последствия обратимы.

«Я знаю школы, которые много лет используют инклюзивные подходы, и никаких проблем с качеством обучения детей нет. Специально разработаны федеральные государственные образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными физическими возможностями. Каждому ребёнку должны быть обеспечены те условия, которые ему требуются для реализации своих возможностей. Для этого мы проводим масштабные обучающие мероприятия для педагогов, заранее апробируем стандарты. Это позволяет выявить наряду с положительными моментами и те трудности, которые возникают у педагогов, детей, родителей », - утверждает замминистра образования Каганов В.Ш.

3. Не все школы имеют возможность финансово создать необходимые условия для инвалидов. Государство выделяет недостаточно средств для создания безбарьерной среды, то есть школы, в которой ребёнок с ограниченными возможностями будет чувствовать себя комфортно.

«Мы обеспокоены тем, что только 20% школ имеют фрагменты безбарьерной среды », — говорит заведующая сектором специального образования Министерства образования Ставропольского края Наталья Тимошенко .

«Пример правильного отношения к «особенным» детям может продемонстрировать учитель: важно, чтобы он помогал остальным детям контактировать с инвалидами»

Инклюзия на практике

Мотивация сторонников и противников обучения детей-инвалидов в общеобразовательных школах понятна. Интерес представляет, какое отражение она находит в реальности и как в российских школах реализуется концепция инклюзивного образования.

Инклюзивное образование в 2017 году С 1 сентября 2016 года начал действовать утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так называемого инклюзивного образования. Что такое инклюзия? Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные школьники. Инклюзия в образовании - дело достаточно новое. Не во всех школах педагоги знают об этом направлении. Действительно, довольно сложно провести грань между нормой и ОВЗ. Однако школы, предоставляющие по-настоящему качественное образование, должны уметь обучать всех, и делать это не только для конкретного ребенка с ОВЗ, но и с точки зрения воспитания других учеников. Здоровые дети должны понимать, что есть сверстники, которым меньше повезло, но они нуждаются в образовании, развитии и человеческой поддержке. С ними надо дружить и работать вместе. Инклюзия – очень широкое понятие: дети с разными образовательными возможностями и потребностями обучаются вместе по одним программам в одной школе. Речь идет не только о детях с ограниченными возможностями здоровья, инвалидах. Сюда относятся и талантливые дети, которым тоже требуется особый подход для эффективного обучения, и молодые спортсмены, которые зачастую после сборов и соревнований сталкиваются с проблемой адаптации в классе, и дети с особыми условиями жизни. Мы должны обеспечить выполнение закона об образовании, который гласит: необучаемых детей не бывает – кто на что способен, тому его и надо обучить. Об этом мы и хотим заявить на образовательном салоне. Но это будут не просто слова. Они предполагают глубокую многоплановую подготовку (методическую, педагогическую, повышение квалификации кадров, создание оборудования и пр.) Мы должны гарантировать доступность и качество образования для всех без исключения. Наполняемость классов определяется СанПиНами. В инклюзивном классе, где обучается 25 детей, могут быть два ребенка с ОВЗ. Если же их больше, то наполняемость класса должна быть снижена. Последовательность введения ФГОС ОВЗ: 2016-2017 уч.г. - 1 классы 2017-2018 уч.г. - 1 и 2 классы 2018-2019 уч.г. - 1,2 и 3 классы 2019-2020уч.г. - 1,2,3 и 4 классы На школьном уровне должны быть: Положение об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы; Положение об индивидуальном обучении детей-инвалидов на дому и дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению доступа инвалидов к получению образования. Предполагается, что для каждого ребенка будет разрабатываться индивидуальная программа обучения и развития в рамках класса. Дети с разными образовательными возможностями и потребностями обучаются по одним программам в одной школе. Причем это не, только дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды. Это могут быть и талантливые дети, которые также для эффективного обучения нуждаются в особом подходе, и молодые спортсмены, у которых нередко после сборов и соревнований возникает проблема адаптации в классе, и дети с особыми условиями жизни. Педагоги должны придерживаться закона об образовании, который гласит: необучаемых детей не бывает – кто на что способен, тому его и надо обучить. Госстандарты выработаны для того, чтобы обществу было понятно, какие требования предъявляются к содержанию образования разных детей. Они пока разработаны для начального образования. Сейчас Стандарт апробируется в 24 регионах на 115 школьных площадках. Стандарт приемлем и при семейном образовании, а также при обучении на дому или в медицинских организациях. При этом возможна и сетевая форма. Дети с ОВЗ, зачисленные до 1 сентября 2016 г., обучаются по адаптированным программам, до их завершения. В соответствии со Стандартом, адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (АООП НОО) реализуется совместно не только с другими обучающимися, но и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). Несмотря на достигнутые в этой сфере успехи, существует много проблем, связанных как с недостаточно разработанной нормативно-правовой базой, так и с недостаточностью методического обеспечения. В современных клинических классификациях детский аутизм определен как глубинное расстройство, которое затрагивает всю психическую структуру человека: чувственную, эмоциональную и познавательную сферы, моторику, внимание, память, речь, мышление. Основной специальной задачей в организации школьного обучения аутичного ребенка является помощь в постепенном и последовательном освоении более сложной и динамичной образовательной среды. Основные особенности детей с РАС Трудности организации собственной деятельности и поведения, в частности продуктивной учебной деятельности. Выраженная неравномерность и специфика развития психических функций. Специфика и недостаточность развития познавательной деятельности в целом. Трудности в установлении продуктивных взаимодействий с окружающими. Выраженные трудности социально-эмоционального взаимодействия. Потребности в специальной организации образовательного пространства. Необходимость использования специальных приемов и методов при их обучении.

В настоящее время в России живет свыше 2-х миллионов детей с ограниченными возможностями, а это – 8% от все детей. 700 тысяч из этого количества – это дети-инвалиды. Группа детей с особенными потребностями неоднородная по своему составу. Проект Специального образовательного стандарта дает ей конкретное определение. Это дети, которые не могут освоить образовательную программу без создания для них особых условий воспитания и обучения.

По данным статистики, в 2011 году в РФ около 35 тысяч детей не получали образование вообще, 17 тысяч деток не посещали школу по причине плохого здоровья. 29 тысяч ребят находятся в домах-интернатах, фактически в социальной изоляции, а еще 44 тысячи детей обучаются на дому.

Решить эти проблемы можно с помощью развития инклюзивного образования. Основная идея инклюзии основывается на теории «включающего общества». Общество и его институты должны измениться так, чтобы благоприятствовать включению в себя других людей (с ограниченными возможностями здоровья, иной расы, вероисповедания, культуры).

Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в обычном, а не в специализированном учебном заведении.

При этом такие детки имеют право обучаться и в специализированных школах. Такая возможность закреплена в Законе «Об образовании», принятом 29 декабря 2012 года.

Закон определяет инклюзивное образование как обеспечение одинакового доступа к получению знаний с учетом имеющихся потребностей и возможностей.

Что дает инклюзивное образование

Почему ребенку с ограниченными возможностями так важно учиться в одном коллективе со здоровыми детьми? Ученые доказали, что среда, созданная специально для инвалидов, изолирует от общества, ограничивает, задерживает развитие.

Здоровым ученикам также полезно общение со своими «особенными» сверстниками. Так человек учится сочувствию, сопереживанию и понимаю другого. Ребята становятся общительнее, терпимее. Это сложно переоценить, особенно в обществе с крайне низким уровнем толерантности, характерным для современной России.

Одна из основных задач инклюзивного образования – специальная подготовка директоров школ и педагогов, психологов и прочих специалистов, задействованных в учебно-воспитательном процессе.

Что осуществляется в рамках инклюзии в РФ

Рассмотрим, что же делается в России для развития инклюзивного образования. В 2012 году 300 школ РФ получили государственную поддержку на развитие соответствующей образовательной среды. Сегодня инклюзивные методики применяются в 5,5% школ.

Соответствующей работой по обучению психолого-педагогических кадров занимаются МГППУ – Московский городской психолого-педагогический университет, МГПУ – Московский городской педагогический университет и прочие вузы столицы. В этих высших учебных заведениях можно поступить на магистратуру по направлению «Организация инклюзивного образования». Эти же вузы регулярно организовывают курсы повышения квалификации соответствующих специалистов школ. Под эгидой МГППУ работают Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования и Институт проблем инклюзивного образования.

В интернете есть портал «Образование без границ».

Это полезная база знаний по инклюзивному образованию для учителей и родителей детей с ОВЗ.

Если Вы хотите, дабы Ваш ребенок учился в школе, применяющей инклюзивные методики, обратитесь в окружной ресурсный центр. Такие центры имеются в каждом округе Москвы.

Окружные ресурсные центры решают сразу несколько задач:

  • систематизируют имеющийся опыт работы;
  • развивают взаимодействие школ и прочих образовательных учреждений;
  • взаимодействуют с органами местного самоуправления, общественными организациями, родителями.

Важным элементом работы инклюзивной школы есть тьюторство. Тьюторами называют разных людей: помощников-сопровождающих, которые просто помогают ребенку преодолеть дистанцию от дома до школы и обратно, педагогов сопровождения, учителей, которые ведут дополнительные занятия. Основная задача тьютора – помощь человеку в его социализации. Ребенок должен не чувствовать свою «ущербность», а жить жизнью сверстников.

Инклюзивное образование сегодня

Практика инклюзивного образования распространяется по России неравномерно и медленно. Лучше всего дела обстоят в Москве, Самаре Карелии, Архангельске, Пермском Крае, Коми, Томкой области. Школы в этих регионах накопили богатый педагогический опыт, а учителя разработали методические рекомендации, безусловно полезные для их коллег из других областей.

Развитие инклюзии в образовании в регионах зависит от 5 факторов:

  • позиции руководства органов образования;
  • финансирования школ;
  • уровня психолого-методической помощи;
  • сотрудничества школ с общественными организациями;
  • подготовленности самих учителей.

Начиная с 1 сентября 2016 года в РФ действует образовательный стандарт начального общего образования для деток с ограниченными возможностями здоровья. Апробация стандарта проходит в 115 школах в 24 регионах РФ.

Принятый документ применим не только в общеобразовательных школах, но и в семейном образовании, при обучении детей с особыми потребностями дома, а также в медучреждениях.

Этот стандарт применим и в коррекционных школах. Инклюзивная система не должна исключать коррекционную, и наоборот. Где будут учиться их сыновья и дочери, решают родители. А государство должно предоставить разные варианты.

На данный момент Министерство образования разработало профессиональный стандарт педагога-психолога, практически готов стандарт помощника (ассистента). До конца 2017 года будет определен стандарт тьютора. Впереди – разработка соответствующих программ, начисление зарплаты помощникам и тьюторам в общеобразовательных учреждениях.

Дети с расстройствами аутистического спектра и наполняемость классов

Говоря об инклюзивном образовании в РФ, нужно упомянуть о наполняемости классов согласно СанПиН (Санитарным правилам и нормам). В классе, где обучается 25 деток, может быть два ученика с ограниченными возможностями здоровья. Для каждого учащегося разрабатывается своя программа обучения.

Детей с РАС – расстройствами аутистического спектра можно учить только в условиях инклюзии. Таких деток можно учить не только в обычном классе, но и включая в среду сверстников с иными нарушениями. Что касается процесса обучения в среде сверстников без ОВЗ, то он должен проходить согласно первому варианту программы начального образования для учащихся с РАС.

Согласно второму варианту этой программы, этих учеников тоже можно учить в классах без ОВЗ. Сроки обучения пролонгированные – 5 и 6 лет. В связи с этим возникает некоторое противоречие: как можно реально обеспечить такое длительное обучение, если дети в начальной школе учатся всего 4 года?

Согласно программам начального, основного и среднего образования детей-аутистов, в зависимости от их уровня развития, можно учить в классах с детками с ЗПР (задержкой психического развития) и умственной отсталостью.

На обучение детей с ЗПР по второму варианту программы начальной школы для этой категории предусмотрено 5 лет (вводится дополнительный первый класс).

Ребенок с РАС может учиться в классах ЗПР по второму варианту программы при условии пролонгированного обучения.

Согласно 3 варианту программы для детей с РАС, такие детки могут включаться в классы с учащимися с легкой умственной отсталостью. В таком классе может быть не более 12 человек, а при условии включения ребенка-аутиста – 9. И дети с интеллектуальными нарушениями, и ученики с РАС обучаются по пролонгированным программам.

По 4 варианту программы школьники с аутистическими расстройствами могут учиться в классах с детьми с различной степенью умственной отсталости – от умеренной до глубокой. В таких классах может быть не более 5 человек.

Следовательно, ученики-аутисты могут учиться вместе со здоровыми ребятами, если психолого-медико-педагогическая комиссия примет решение о необходимости обучения по первому варианту программы для детей с РАС.

СанПиН при этом ограничивает общую наполняемость класса.

Если в классе будет один аутист, то общая численность деток не может превышать 20 человек. Если учиться будут два аутиста, то учеников не может быть больше 15.

Конечно, инклюзия может быть и иной. Например, 2 аутиста могут учиться в классе ЗПР по 2 варианту программы для РАС. Такой «особенный» класс можно создать и в традиционной школе. По 3 варианту детки с РАС включаются в классы для учеников с легкой умственной отсталостью, а по 4 – в класс для детей с разной степенью умственной отсталости.

В регионах могут быть и классы на 12 человек с включением детей-аутистов по второму варианту.

Комплексный план на 2016-2017 гг.

Неотъемлемой частью развития инклюзивного образования в РФ является принятие 27.06.2016 года Межведомственного комплексного плана по организации инклюзивного образования на 2016-2017 годы.

Этим документом, принятым Минобрнауки, предусматривается:

  • разработка пособий, учебно-методических комплектов, мультимедийных материалов для детей-инвалидов, образовательных программ для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • регулярное проведение конференций, семинаров, курсов повышения квалификации по вопросам инклюзивного образования;
  • проведение конкурсов «Психолог года», «Лучшая инклюзивная школа», «Лучший по профессии»;
  • проведение спартакиады среди учеников с ОВЗ и других мероприятий спортивного характера;
  • регулярный мониторинг условий доступности образования для деток с ОВЗ и т. д.

Согласно ФГОС (Федеральному государственному образовательному стандарту), инклюзивное образование в РФ будет вводиться в определенном порядке.

Порядок следующий:

  • 2016-2017 гг. – в 1 классе;
  • 2017-2018 гг. – в 1 и 2 классе;
  • 2018-2019 гг. – 1, 2 и 3 класс;
  • 2019-2020 гг. – 1, 2, 3 и 4 класс.

Трудности внедрения

Несмотря на определенные успехи в этом направлении, работа инклюзивного педагога в РФ все еще сопряжена с целым рядом трудностей/

А именно:

  • до сих пор не разработана общегосударственная программа социальной интеграции детей с особенностями развития;
  • как правило, дети с ОВЗ медленнее усваивают материал, чем их здоровые сверстники. Поэтому во многих случаях педагоги должны быть готовы изменить для них среду обучения на более комфортную;
  • иногда и сами педагоги не готовы к новым обязанностями (в силу психологических или профессиональных причин): общественное мнение – родители здоровых детей часто предвзято относятся к деткам с ОВЗ; недостаточное количество методических пособий, программ, учебников, учебно-методических комплектов; неготовность материального оснащения школ и иных образовательных учреждений.

В Московской области свыше 10 тысяч учащихся имеют особые образовательные потребности, из них более 4 тысяч ребят получают инклюзивное образование. Согласно федеральным стандартам, которые действуют с 1 сентября 2016 года, условия для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями должны быть обеспечены на всех уровнях обучения. О том, какие шаги предпринимаются в Подмосковье для развития инклюзивного образования, читайте в материале портала сайт.

Что такое инклюзивное образование

Источник: Фотобанк Московской области , Ксения Сидорова

Инклюзивное образование подразумевает совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых, без ограничений.

Оно строится на следующих основных принципах: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге; подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; для всех обучающихся прогресс скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут; разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Законодательно инклюзивное образование регулируется Конституцией РФ, Законом «Об образовании», Законом «О социальной защите инвалидов в РФ», Конвенцией о правах ребенка и протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию детей и предполагает равное отношение ко всем людям, но при этом для детей, имеющих особые образовательные потребности, создаются индивидуальные условия.

Доступная среда


Источник: Фотобанк Московской области , Александр Кожохин

Для обеспечения качественного инклюзивного образования становится необходимым создание среды, в которой дети с особыми потребностями будут чувствовать себя комфортно. Так, в общеобразовательных учреждениях Московской области активно ведется работа по созданию доступной среды - в школах устанавливают пандусы, для детей-инвалидов закупают учебное реабилитационное оборудование.

По информации Министерства образования Московской области, более 4 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья получают инклюзивное образование в более чем 300 школах региона, полностью оборудованных для беспрепятственного перемещения детей.

Доступную среду для таких ребят развивают и в детских садах - например, в Ивантеевке для реализации инклюзивного образования детей дошкольного возраста оборудована комната сенсорной разгрузки, массажный кабинет, бассейн с подъемником, механический подъемник и грузовой лифт.

По словам уполномоченного по правам ребенка в Московской области Ксении Мишоновой, Подмосковье является лидером по охвату муниципалитетов доступной средой, однако доступная среда - это не только оборудование и пандусы, но и толерантность в отношении.

Детям с ограниченными возможностями здоровья из Московской области помогают социализироваться и после обучения в школе. Ребята из Подмосковья регулярно участвуют в региональном конкурсе «Лучший по профессии». А в 2017 году ученица из Московской области стала победителем Всероссийского конкурса «Лучший по профессии» среди обучающихся образовательных организаций с интеллектуальными нарушениями.

Подготовка кадров


В статье «Проблемы инклюзивного образования для детей и подростков с аутизмом в России и за рубежом» рассматриваются проблемы, связанные с инклюзивным образованием детей и подростков с аутизмом, созданием системы эффективных обучающих программ, подготовкой квалифицированных специалистов и педагогов для обучения данной категории учащихся. Как реализуется пилотная для страны программа «Аутизм. Маршруты помощи» фонда «Выход» в Воронежской области и о сложностях работы с одарёнными детьми с синдромом Аспергера в Воронежском музыкальном колледже им. Ростроповичей.

Статья «Проблемы инклюзивного образования для детей и подростков с аутизмом в России и за рубежом» напечатана в сборнике статей «Педагогические чтения «Профессионализм и гражданственность – важнейшие приоритеты российского образования XXI века», посвященные 425-летию со дня рождения ЯнаАмоса Коменского».Часть 1. ВГПГК. Воронеж, 14 декабря 2017 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С АУТИЗМОМ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Н.И. Бобрышева e-mail: [email protected]

ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей»

Проблема аутизма является одной из наиболее актуальных проблем мирового масштаба на сегодняшний день и привлекает к себе пристальное внимание специалистов: психологов, педагогов и психиаторов из разных стран. Это объясняется как высокой частотой развития аутистических нарушений, так и определенными трудностями своевременной диагностики.

Современные исследования по проблеме аутизма О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг , Т. Питерса позволяют дать следующее определение: аутизм - это постоянное нарушение развития человека, которое проявляется в течение первых трех лет жизни, является следствием неврологического расстройства, характеризуется отрывом от реальности, отгороженностью от мира, отсутствием или парадоксальностью реакций на внешние воздействия, пассивностью и сверхранимостью в контактах со средой в целом .

Аутизм встречается в странах всего мира. Согласно международной статистике, в последние годы наблюдается значительное увеличение количества детей данной категории.

В контексте вышесказанного нам представляется весьма значимой постановка вопроса о создании системы эффективных обучающих программ для детей и подростков, страдающих аутизмом, а также их психологического сопровождения на разных этапах возрастного развития.

В зарубежной науке и практике долгое время доминировал подход, предполагающий обучение детей с аутистическими нарушениями по специальной программе и в специальных классах школы. Поэтому дети с нарушениями аутистического спектра, обучавшиеся в специальных классах по специальным программам, практически были ограничены в общении со своими сверстниками из обычных классов школ.

В последние годы все большую популярность завоевывает подход, связанный с инклюзивным образованием для детей и подростков с аутизмом, их обучение в обычных классах школы.

Американские исследователи и практики, специалисты в сфере инклюзивного образования для детей и подростков с аутизмом, отмечают следующие положительные моменты, связанные с включением таких детей в процесс обучения в обычных классах школ. Одной из самых сильных сторон инклюзии для аутичных детей и подростков является то, что их постоянное нахождение в среде обычных сверстников и общение с ними существенно увеличивает их возможности по освоению на практике социальных умений и навыков, по развитию вербальных и невербальных средств коммуникации. Это в свою очередь будет способствовать процессу их речевого и интеллектуального развития в целом. Каждодневное социальное взаимодействие со своими ровесниками помогает таким детям и подросткам на практике осваивать соответствующие социальные модели поведения и структуры языка .

Вместе с тем зарубежные исследователи идентифицируют и определенные трудности, связанные с включением детей и подростков с аутизмом в обычные классы школ для освоения образовательных программ. При обучении детей и подростков в обычных классах школ уменьшается возможность использования индивидуального подхода и индивидуальных инструкций для детей и подростков с нарушениями аутистического спектра. Это может привести к тому, что такой ребенок или подросток, не владеющий базовыми речевыми и коммуникативными навыками, при отсутствии индивидуализированного подхода станет значительно отставать в освоении учебных программ по разным учебным дисциплинам, а также в освоении социальных навыков и умений, что приведет к резкому снижению самооценки у такого ребенка. Эта ситуация может еще усугубиться и при отсутствии у учителей знаний об особенностях детей с аутизмом, а также опыта работы и обучения данной категории детей и подростков .

Второй потенциальной проблемой, связанной с инклюзивным обучением детей и подростков с аутизмом, могут стать их взаимоотношения с одноклассниками. Важно, чтобы эти дети и подростки чувствовали себя принятыми в среде своих сверстников и не оказались в изоляции. Даже при условии того, что одноклассники будут стремиться к общению с такими детьми и готовы оказывать им поддержку и помощь, это может оказаться недостаточным для развития у таких детей речи и навыков социального взаимодействия. Причина может заключаться в том, что их сверстники не владеют специальными методами и приемами, которые будут стимулировать освоение детьми и подростками с аутизмом речи и коммуникативных умений .

И наконец, еще один важный аспект, который необходимо учитывать при инклюзивном обучении детей и подростков с нарушениями аутистического спектра. Дети и подростки с аутизмом могут периодически демонстрировать, в силу различных причин, поведение, связанное с нанесением собственных телесных повреждений, или агрессивное поведение, направленное на объекты или окружающих людей. Часто учителя или одноклассники, не понимая этих причин, могут спровоцировать или усилить такие негативные формы поведения. В таких случаях необходимо присутствие специалиста в сфере поведенческой психологии, который может предотвратить такое поведение и при необходимости правильно среагирует в такой ситуации и вовремя окажет психологическую помощь данному ребенку .

В штате Вирджиния существует ряд практик инклюзивного образования, применяемых при обучении детей и подростков с нарушениями аутистического спектра. К таким моделям инклюзивного образования, используемым в Вирджинии, относятся следующие:

  • посещение детьми из обычных классов уроков для детей и подростков с аутизмом;
  • частичное включение ребенка с аутизмом в обучение по отдельным предметам совместно с их обычными сверстниками;
  • постоянное обучение ребенка с аутизмом по всем предметам совместно с их обычными сверстниками.

Говоря об инклюзии, мы имеем в виду не просто определение детей с аутизмом в обычный класс школы и их обучение по обычной программе. Инклюзивное образование для такого ребенка или подростка предполагает разработку индивидуализированного плана обучения с учетом уровня и спектра нарушений в его развитии. Согласно определению понятия аутизма, данный феномен характеризуется целым комплексом нарушений, называемых нарушениями аутистического спектра. Поэтому на практике мы можем иметь дело как с аутичным ребенком с высоким уровнем развития интеллекта и речи (синдром Аспергера), так и со средним или низким уровнем развития интеллекта и речи, а иногда и полным отсутствием речи. Следовательно, без точной диагностики невозможно эффективное обучение таких детей и подростков. Вот почему важным моментом здесь является разработка конкретного индивидуализированного плана обучения для каждого из таких детей и посещение ими (по мере их возможностей) обычных занятий по общеобразовательным предметам вместе с их типичными сверстниками.

Независимо от того, какая из моделей инклюзии используется для обучения ребенка или подростка с аутизмом, необходимо, чтобы учитель был знаком со спецификой обучения таких детей. Также, в зависимости от степени нарушений в развитии у ребенка или подростка с аутизмом, предполагается присутствие ассистента, который будет при необходимости помогать такому ребенку в освоении учебного материала и осуществлять его психологическое сопровождение в течение учебного дня. Более того, требуется разработка индивидуализированного плана обучения для каждого ребенка или подростка с аутизмом с целью наблюдения и регистрации его прогресса в освоении учебной программы.

Во многих российских регионах также накоплен богатый педагогический опыт работы с детьми с с аутистическими нарушениями, существует региональное законодательство, разработаны методические рекомендации, способствующие тому, чтобы сделать обучение в российских школах более инклюзивным для таких детей. Кроме того, разработаны нормативные положения с целью обоснования подходов в данной области.

С 2013 года в Воронежской области на базе центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус надежды» реализуется пилотная для страны программа «Аутизм. Маршруты помощи» фонда «Выход». Цель программы – создание системы комплексной помощи детям и взрослым с расстройствами аутистического спектра , включающей в себя диагностику, раннюю помощь, образование и условия для полноценной жизни в обществе людей с аутизмом.

В декабре 2014 года в Воронеже исследователи из США провели лекции и семинары со своими коллегами из России. Американские специалисты рассказали о новых методах и методиках работы с пациентами.

В Воронеже проходят лекции, семинары и обучающие мастер-классы, тренинги психиатров, экспертов по инклюзивному образованию, иммунологов, неврологов, биохимиков, нейробиологов.

1 сентября 2015 года школа № 92 стала региональной площадкой для обучения детей с расстройствами аутистического спектра с использованием прикладного анализа поведения. Это методика помощи школьникам с аутизмом. Кроме того, в школе реализуется программа «Доступная среда».

С первого сентября 2016 года в России начали действовать новые федеральные государственные стандарты образования, в соответствии с которыми каждый ребенок, не зависимо от диагноза, того или иного нарушения развития, имеет право обучаться в общеобразовательной школе. « Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью» . Одной из форм инклюзивного образования стало создание так называемых ресурсных классов – классов для детей с расстройствами аутистического спектра .

Воронежская писательница Людмила Шилина в своей книге «Громкая тишина» , рассказала о трудностях, с которыми столкнулся её сын, страдающий расстройством аутистического спектра, когда учился в школе и в Воронежском музыкальном колледже им. Ростроповичей. Как и в случае с «классическим» аутизмом, при синдроме Аспергера существуют трудности в общении, жизнь по строгим алгоритмам, страх перед толпой и новизной, нарушение в обработке информации и восприятии мира.

Благодаря усилиям педагогов, родителей и пониманию детей, Артём Шилим получил профессиональное образование. Это единственный случай в практике нашего колледжа, когда его выпускник продолжил образование в Full Sail University . Артём Шилим учился дистанционно по американским учебникам. Full Sail University организован при киностудии Universal. Мечта Артема – писать музыку к фильмам, саундтреки. Он автор книги "Неправильный английский" о том, как он выучил язык за полтора года до уровня носителя.

Другая выпускница колледжа Светлана Корчагина, страдающая расстройством аутистического спектра (РАС), выиграла региональный вокально-хореографический конкурс «Твой первый шаг». Она собирается поступить в московский вуз и сделать сольную карьеру. Давать концерты с таким диагнозом противоестественно, но в случае со Светланой происходит удивительное: сцена окрыляет и исцеляет девушку.

Обучаемость у Светы очень хорошая, но небольшие пространства, скученность, громкие звуки могут ее сломать. При этом выучить песню на любом языке она может почти мгновенно – знает немецкий, итальянский, английский, занимается на курсах японского языка. Высокофункциональные аутисты глубоко погружены в то, что им нравится, чем они занимаются.

Это можно называть не «особыми потребностями», а особыми способностями / возможностями / ресурсами. Понимая сложность работы с одарёнными детьми с синдромом Аспергера , ряд исследователей предлагает альтернативу инклюзивному образованию. Речь идёт о так называемой «адаптивной педагогике», в основу которой положен принцип природосообразности Я. А. Коменского и Ф. А. Дистерверга . В целом такое обучение ближе к специальному. Ребёнку помогают достичь «оптимального интеллектуального уровня в соответствии с его природными задатками и способностями» . В каждой группе обучаются дети со схожими интересами, склонностями и умственным развитием (состояние здоровья учитывается не в первую очередь). Такая концепция позволяет поступиться единством образовательного стандарта: опустить планку для малоспособных и поднять её для талантливых. При этом уровень комфортности обучения, безусловно, повысится. Возможно, увеличится и результативность.

Поскольку в каждой адаптивной группе обучаются дети с почти одинаковым уровнем развития, они, скорее всего, будут демонстрировать очень похожие результаты. Ведь им не за кем тянуться, не с кем соперничать. Решать межличностные проблемы им тоже, как правило, не приходится: схожие интересы создают тепличные условия для ежедневного общения. Это замедлит формирование волевых механизмов, что может стать серьёзной проблемой. Как известно, школа жизни не придерживается принципов адаптивной педагогики. В наименьшей степени такая «атрофия воли» повредит одарённым детям. Талантливому человеку не нужно преодолевать себя, чтобы заниматься любимым делом. Для него оно не только любимое, но и “любящее”.

Но и здесь уже очевидно, что особые дети по отдельности демонстрируют те способности (компетенции), те «человеческие качества», которых катастрофически не достает современному человечеству, тем, кого мы считаем нормальными людьми. Поэтому не КИМы, не ОГЭ, не ЕГЭ, а особые дети - вот то, что сейчас действительно является серьезным вызовом традиционному образованию. Источником всех этих проблем является тотальное недоразвитие и недосформированность человеческих качеств.

Как мы можем подготовить таких детей к счастливой независимой взрослой жизни, обращая наибольшее внимание на навыки, в которых они будут более всего нуждаться, такие, как коммуникация, профессиональные навыки, навыки самообслуживания, домашней работы и отдыха, социальные (функциональные) навыки, академические навыки? Мы должны быть разборчивы в этом отношении, так как люди, страдающие аутизмом, будут обладать только теми функциональными навыками, которым их обучили.

Качество жизни людей с аутизмом зависит в большей мере от того, как учителя, воспитатели и другие понимают их дефект и как они способны адаптировать к ним окружающую среду и стиль коммуникации. Самым важным условием этого является: обучение и подготовка каждого, кто занимается оказанием помощи и обучением людей, страдающих аутизмом.

До тех пор, пока официальные органы власти владеют только теоретическим определением аутизма, а не практическими следствиями каждодневной жизни, у них нет достаточного понимания растерянности и изможденности родителей и воспитателей, получающих недостаточную помощь, в том числе и финансовые ассигнования.

Однако профессиональное обучение и подготовка специалистов в области аутизма нуждаются в соответствующих средствах. Эти средства должны быть выделены политическими (государственными) учреждениями. В этом отношении аутизм является не только проблемой образования, но, кроме того, и политической.

Таким образом, в контексте концепции инклюзивного образования, нам представляется весьма важной идея о необходимости обмена опытом в этой сфере между зарубежными и российскими специалистами в целях разработки системы эффективных программ для обучения детей и подростков с аутизмом, а также их психологического сопровождения на разных этапах возрастного развития.

Этот опыт свидетельствует о том, что в ныне существующих условиях при активной и заинтересованной образовательной и социальной политике возможно создание и развитие новой школы, поддержка инклюзивного образования. Но этот процесс может иметь более динамичный характер при развитии национального федерального законодательства в области образования. Существенную роль в активизации этого процесса могут играть информационно-просветительские кампании по продвижению инклюзивного образования.

Развитие инклюзивного образования невозможно без поддержки и участия общественных организаций, представляющих интересы и отстаивающих соблюдение прав детей с особыми образовательными потребностями, а также семей, в которых живут эти дети. Большое значение в этой деятельности играют родительские общественные организации, общественные организации инвалидов и институт уполномоченных по правам ребенка. Инклюзивное образование не может быть построено само по себе. Это - одно из направлений создания инклюзивного общества, социально и политически развитого, безопасного, более гармоничного и устойчивого.

Литература:

  1. Артюшенко Н. П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования: диссертация … кандидата педагогических наук / Н. П. Артюшенко. - Томск, 2010. - 180
  2. Блохин А.А. Риски введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения / А.А. Блохин, С.В. Монахов // Педагогика. – 2009. – № 4. – 69-76 с.
  3. Вислоух А. «Громкая тишина». Издательские решения. – 2015. 216-217 с.
  4. Галагузова М. А. История социальной педагогики [Электронный ресурс] / М. А. Галагузова, А. М. Лушников, Т. С. Дорохова // Москва: ВЛАДОС, 2000. - 544 с. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/galag/17.php .
  1. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. - М.: МГППУ, 2015. 74-76 с.
  2. Коменский Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский. - Москва: Книга по Требованию, 2012. - 321 с.
  3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Дети и подростки с аутизмом: Психологическое сопровождение. М.: Теревинф, 2005. 224 с.
  4. Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. М.: Вла- дос, 2002. 240 c.