3 кл размножение и развитие животных. Размножение и развитие животных. Половое и бесполое размножение. Постановка темы урока и учебной задачи

Класс: 3

Презентация к уроку

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс : 3.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с особенностями размножения животных разных групп.
  • Сформировать представление о последовательности развития животных разных групп.
  • В ходе урока развивается любознательность, связная речь; умение рассуждать, наблюдать, обобщать, делать выводы, а также работать в парах.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Медиапроектор.
  • Презентация Power Point.
  • Таблицы развития представителей разных групп животных.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Нам нужна новая рубашка. Что мы делаем? (Покупаем новую рубашку или шьём её сами.)

– Нам нужна трава на газоне перед домом на даче. Что мы делаем? (Сеем семена, растим, поливаем.)

– Верно, чтобы получить новый предмет, человек изготавливает его из других материалов. Чтобы получить новое растение, мы выращиваем его: сеем семена, сажаем луковицы, закапываем клубни, берём отростки и т.д. (в зависимости от способа размножения).

Животные, как и все другие живые существа, размножаются. Сегодня мы поговорим о том, какие особенности размножения и развития характерны для разных групп животных.

II. Подготовка к восприятию нового материала, повторение изученного ранее.

  • Давайте вспомним, в какие основные группы учёные объединяют животных. (Насекомые, рыбы, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие. А также черви, моллюски, паукообразные, ракообразные.)
Слайд 2
  • А в какие группы можно объединить животных, учитывая то, чем они питаются? (Растительноядные, плотоядные, всеядные.)

– Приведите примеры.

Слайд 3
  • В какие группы можно объединить животных по способности жить и размножаться в неволе? (Дикие и домашние животные.)
Слайд 4
  • А следующий мой вопрос подведёт нас к новой теме. Давайте попробуем, вспомнив предыдущий материал, ответить на вопрос: на какие группы можно разделить животных, учитывая способы размножения? (Яйцекладущие; животные, которые мечут икру в воду; живородящие.)
Слайд 5

III. Изучение нового материала: Размножение и развитие насекомых.

Слайды 6–14
  • У насекомых есть самцы и самки. Таким образом, насекомые – раздельнополые обитатели нашей планеты. Как у большинства видов живности, самцы и самки насекомых имеют различия, которые могут выражаться, например, яркой окраской, размерами – самцы чаще всего больше, однако бывают и исключения.

Это, конечно же, необходимо, чтобы самка и самец могли найти друг друга. Разные насекомые ведут поиски совершенно по-разному. Кто-то поет песни-серенады, а кто-то светится, как маленький фонарик, как, например, жучки-светлячки. Некоторые насекомые испускают запахи, иногда ароматные (брюквенницы пахнут листьями лимона), а иногда не очень приятные для человеческого носа.

Итак, самка и самец нашли друг друга. Самка отложила яйца.

Думаю, теперь пришла пора узнать, как же будет происходить дальнейшее развитие будущего насекомого.

Предлагаю провести наблюдения за бабочкой под названием адмирал .

Отложив яйцо на лист кормового растения, самка больше не тревожится за дальнейшую судьбу своего потомства. Она не следит за тем, как из яйца появится личинка (у бабочек она называется гусеницей). Это очень прожорливое существо, которое совсем не похоже на своих родителей. Гусеница усиленно питается, растёт и линяет.

Через некоторое время наступит следующий этап развития: гусеница превратится в куколку. Это и впрямь неподвижная куколка, которая прикрепляется к поверхности листа и ждёт очередного этапа – появления взрослого насекомого.

  • Итак, давайте создадим схему развития насекомого на примере бабочки адмирал. (Яйцо, гусеница, куколка, взрослое насекомое.)
  • Здесь нужно заметить, что не все насекомые идут по такому пути развития. Среди представителей этой группы животных встречаются и такие, у которых не бывает стадии куколки, а личинка похожа на взрослое насекомое. Например, это кузнечики и стрекозы.

IV. Изучение нового материала: Размножение и развитие рыб.

  • Чтобы иметь представление о размножении и развитии рыб, давайте несколько подробнее познакомимся с жизнью горбуши. В брачный период у самца горбуши изменяется окраска, искривляются челюсти, а на спине вырастает горб. Самка при этом не изменяется.

Самка вымётывает в воду икру, а самец поливает её молоʹ ками. Из каждой отдельной икринки может развиться личинка. Из личинки развивается малёк, а из малька – взрослая рыба.

Слайды 15–19

V. Изучение нового материала: Практическая работа в парах.

  • Сравните личинку, малька, взрослую рыбу горбуши. Найдите сходства и различия.

VI. Изучение нового материала: Размножение и развитие птиц.

  • Давайте, основываясь на своём жизненном опыте, попробуем составить цепочку развития птицы. (Яйцо, птенец, взрослая птица.)

– Молодцы! И здесь необходимо обратить внимание на следующие особенности развития птиц.

  1. Все птицы размножаются на суше.
  2. Большинство птиц строит гнёзда.
  3. Птицы насиживают яйца, согревая их теплом своего тела.
  4. Родители вскармливают птенцов и защищают от врагов.
Слайды 20–21

VII. Изучение нового материала: Размножение и развитие млекопитающих.

– Только что мы сделали вывод, что птицы – очень интересная группа животных, которая заботится о своём потомстве. А какая ещё группа животных заботится о своём потомстве? (Млекопитающие.)

– Правильно. Давайте сделаем вывод.

  1. Млекопитающие рождают живых детёнышей.
  2. Мать выкармливает их молоком, ухаживает за ними, охраняет, обучает добывать пищу, защищаться от врагов.
Слайды 22–23

VIII. Итог урока.

  • Как называется личинка бабочки? (Гусеница.)
  • Кто развивается из личинки рыбы? (Малёк.)
  • В чём сходство размножения птиц и насекомых? (Откладывают яйца.)
  • В чём сходство размножения птиц и млекопитающих? (Заботятся о потомстве.)

Изображения, использованные в презентации, взяты из .

Конспект урока

по окружающему миру

Тема:

Развитие и размножение животных

Учитель: Зюганова Елена Николаевна

Тема : «Развитие и размножение животных »

Цель: познакомиться с особенностями развития и размножения животных

Задачи: формировать в рамках урока универсальные учебные действия

Личностные УУД:

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;

Умение определять своё отношение к миру.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

1.Общеучебные универсальные действия:

Формулирование темы урока;

Поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями);

Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения.

2.Универсальные логические действия:

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

Синтез как составление целого из частей;

Выбор оснований для сравнения;

Подведение под понятия, распознавание объектов;

Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств;

Выдвижение гипотез.

3. Постановка и решение проблемы:

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог;

Участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока:

    технология проблемно - диалогического обучения

    технология продуктивного чтения

    технология оценки учебных успехов

    технология групповой работы

Оборудование: учебник, таблицы, картинки, презентация.

1. Организационный момент.

2. Проверка д/з

Перечислите названия весенних месяцев по порядку. (Март, апрель, май.)

Какие изменения проис­ходят в природе с приходом весны.

Весенние изменения в природе

3. Актуализация знаний.

Весна вносит изменения и в жизнь животных.

    Давайте вспомним, в какие основные группы учёные объединяют животных. (Насекомые, рыбы, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие. А также черви, моллюски, паукообразные, ракообразные.)

Слайд 2

    А в какие группы можно объединить животных, учитывая то, чем они питаются? (Растительноядные, плотоядные, всеядные.)

– Приведите примеры.

Слайд 3

    В какие группы можно объединить животных по способности жить и размножаться в неволе? (Дикие и домашние животные.)

Слайд 4

    А следующий мой вопрос подведёт нас к новой теме. Давайте попробуем, вспомнив предыдущий материал, ответить на вопрос: на какие группы можно разделить животных, учитывая способы размножения? (Яйцекладущие; животные, которые мечут икру в воду; живородящие.)

Слайд 5

4. Создание проблемной ситуации

Я вижу, что вы готовы открывать новые знания. Как вы думаете всё ли мы знаем о группе животных, и их представителях? А напишите, как называются детёныши у животных. Слайд 6

У лисы - … (лисёнок)

У утки - … (утёнок)

У бабочки - … (гусеница)

У рыбы - … (малёк)

У кузнечика-…(личинка)

У змеи - … (змейка)

(не совсем точно, если не знаете, оставьте место)

Ребята, а кем в детстве была лягушка? А крокодил? Змея?

Почему получились разные ответы?

Вот видите мы не всё знаем о группах животных.

Может вы уже догадались, что будем изучать сегодня?

О чём вы хотите узнать сегодня на уроке?

5. Сообщение темы

Животные, как и все другие живые существа, размножаются. Сегодня мы поговорим о том, какие особенности размножения и развития характерны для разных групп животных.

Сформулируйте тему урока? Слайд 7

Сформулируйте задачи урока. Поставьте вопросы. Слайд 8

1.Как размножаются насекомые?

2.Как размножаются рыбы?

3.Как размножатся рыбы, земноводные, рептилии?

4.Как размножаются птицы?

5.Как размножаются звери?

6. Открытие детьми новых знаний.

1) Коллективная работа по учебнику стр. 73

– Какие из животных откладывают яйца? -Насекомые, пресмыкающиеся, птицы

Какие из животных мечут икру? -Рыбы, земноводные.

Чем отличается размножение зверей от других животных? -Звери рождают детенышей

Размножение и развитие млекопитающих: ДЕТЁНЫШ – ВЗРОСЛОЕ ЖИВОТНОЕ Слайд 9

2)Работа в группах Слайд 10 -14

Изучать развитие и размножение животных своей группы вы будете на примере своего представителя.

1группа

Насекомые

2группа

3группа

Земноводные

4 группа

Пресмыкающиеся

5 группа

Прочитать научно-познавательный текст. Подчеркнуть основные этапы развития вашего животного. И с помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.

Размножение и развитие насекомых : Слайд 10

1 вариант - составить развитие бабочки; 2 вариант – развитие кузнечика

ЯЙЦО – ЛИЧИНКА (ГУСЕНИЦА) - КУКОЛКА - ВЗРОСЛОЕ НАСЕКОМОЕ;

ЯЙЦО – ЛИЧИНКА – ВЗРОСЛОЕ НАСЕКОМОЕ

Размножение и развитие рыб: Слайд 11

ИКРА  МАЛЁК  ВЗРОСЛАЯ РЫБА

Размножение и развитие земноводных: Слайд 12

Икра - головастик - лягушка.

Размножение и развитие пресмыкающихся: Слайд 13

ЯЙЦА – ДЕТЁНЫШИ – ВЗРОСЛОЕ ЖИВОТНОЕ

Размножение и развитие птиц: Слайд 14

ЯЙЦО – ПТЕНЕЦ – ВЗРОСЛАЯ ПТИЦА

7. Закрепление изученного

Блиц-опрос. Слайд 15

    Как называется личинка бабочки? (Гусеница.)

    Кто развивается из личинки рыбы? (Малёк.)

    В чём сходство размножения птиц и насекомых? (Откладывают яйца.)

    В чём сходство размножения птиц и млекопитающих? (Заботятся о потомстве.)

Какой вывод можно сделать о размножении животных? Слайд 16

(Звери рождают детёнышей и выкармливают их молоком. Но большинство других животных откладывают яйца и икру. У птиц из яиц появляются птенцы, у насекомых - личинки. У рыб из икринок выходят мальки, у лягушек и жаб - головастики. Развиваясь, все они превращаются во взрослых особей.)

8. Итог урока. Релаксация. Слайд 17

    Что нового узнали на уроке?

    А теперь поднимите зелёные карточки те ребята, кому всё было понятно в течении урока, красные – если на уроке вообще ничего не понятно было.

Приложение

Детёныш медвежонок медведь

Яйца змейки питон

Яйца цыплёнок курица

Яйца гусеница куколка бабочка

Икра головастик лягушка

Икра малёк карась

Карточки для работы в группах.

1группа. Насекомые

Прочитать научно-познавательный текст в учебнике на странице 78. Выделите основные этапы развития вашего животного. С помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.

2группа. Рыбы

Прочитать научно-познавательный текст в учебнике на странице 76. Выделите основные этапы развития вашего животного. С помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.

3 группа. Земноводные.

Прочитать научно-познавательный текст в учебнике на странице 77. Выделите основные этапы развития вашего животного. С помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.

4группа. Пресмыкающиеся.

Прочитать научно-познавательный текст см. Приложение . Выделите основные этапы развития вашего животного. С помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.

5 группа. Птицы.

Прочитать научно-познавательный текст в учебнике на страницах 74 -75. Выделите основные этапы развития вашего животного. С помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.

Приложение.

Черепахи - отряд пресмыкающихся, существующий на протяжении 250 миллионов лет, живущих как в воде, так и на суше. Все известные науке современные черепахи животные яйцекладущие. Самки откладывают яйца в кувшинообразную ямку, которую они выкапывают задними лапами (некоторые - в собственные жилые норы (гофер) или в гнёзда крокодилов), смачивая грунт выпрыскиваемой из организма жидкостью. Затем ямка засыпается и утрамбовывается сверху ударами пластрона. Яйца шарообразные или эллиптические, белого цвета, обычно покрыты твёрдой известковой скорлупой. Лишь у морских и некоторых бокошейных черепах яйца имеют мягкую кожистую оболочку. Число откладываемых яиц колеблется у разных видов от одного до двух сотен.

Ящерицы . Большинство видов ящериц яйцекладущи, некоторые - яйцеживородящи. При этом материнское животное не откладывает яйца или икру, а вынашивает их внутри себя. Детёныши покидают яйцевую оболочку ещё в теле матери и после этого рождаются.

Большинство ящериц откладывают яйца. Обычно яйца имеют тонкую кожистую оболочку, реже (в основном у гекконов) - плотную, известковую. Количество яиц у различных видов различно и может колебаться от 1-2 до нескольких десятков. Самка откладывает яйца в течение года один или несколько раз, в самые разнообразные, но всегда укромные места - в норы, трещины, под камни и коряги, в дупла деревьев и т. д. Некоторые гекконы приклеивают яйца к стволам и ветвям деревьев, в местах выходов скальных пород и т. п. В большинстве случаев, отложив яйца, ящерицы уже не возвращаются к ним. Только некоторые среди них проявляют заботу о потомстве. Среди наших ящериц это желтопузик. Самки этого вида не только охраняют кладку, но и ухаживают за ней - периодически переворачивают, очищают от мусора.

Некоторое время после вылупления молодых желтопузиков самки продолжают их защищать и даже уступают пищу.

К одной из форм заботы о потомстве может быть отнесена и способность некоторых ящериц задерживать откладку яиц, выжидая наступления благоприятных для этого условий. Так, у прыткой ящерицы откладка яиц может задерживаться на 20 суток. У других же, например у живородящей ящерицы, - вплоть до вылупления.

Одна из причин, вызывающих живорождение, холодный климат. Интересно, что даже ящерицы одного и того же вида в зависимости от высоты обитания над уровнем моря могут или откладывать яйца, или рожать живых детёнышей.

Различные виды змей по-разному размножаются. Скажем, гремучие змеи, медноголовки, водяные змеи не откладывают яйца, а рождают живых детёнышей. Известны змеи, которые могут родить за раз до 75 детёнышей. Другие змеи откладывают яйца. Обычно они делают это в укромных местах, под камнями, под брёвнами или в пустых пнях. По форме змеиные яйца несколько отличаются от куриных: они поменьше и подлиннее. Хотя яйца крупных змей могут и не уступать по размеру куриным.

Скорлупа змеиного яйца достаточно прочна, напоминает кожицу. Количество яиц в кладке различается в зависимости от вида змеи. Больше всех яиц, наверное, откладывает питон. Индийский питон может отложить за один раз до 107 яиц.

Яйца обычно вылеживаются под солнцем или в тепле, выделяемом гниющей растительностью. Иногда змеи сторожат яйца, свернувшись вокруг них кольцом.

Но кто же заботиться о подрастающем потомстве, если количество яиц в кладке достигает 100 штук? Да никто! Все маленькие змеи способны позаботиться о себе сами с момента рождения.

Учитель: Трофимова С.В. ГБОУ СОШ №1231

Окружающий мир 3 класс

Тема:

Развитие и размножение животных.

Цели:

Познакомить с размножением и развитием животных: насекомых, птиц, рыб, земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих

Формировать навык работать с научно – познавательным текстом

Формировать умение выделять главное из прочитанного

Развивать речевые навыки, используя научные понятия

Формировать навыки, умение действовать самостоятельно и работать сообща в команде.

Совершенствовать познавательные способности, развивая умение оценивать свою работу

Оборудование: научно – познавательные статьи, рабочая тетрадь А.А.Плешаков «Окружающий мир», 3 класс (часть 1), индивидуальные карточки для групп, для учащихся.

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Примеча

ние

Орг.момент

Актуализация

Постановка проблемы

Сообщение темы

Изучение нового

Закрепление

Постановка задачи на следующий урок

Рефлексия

Ребята, обращаю ваше внимание на то, что сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Давайте поздороваемся с гостями.

Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать, что-то новое, сделать своё маленькое открытие? (нужно быть внимательным и наблюдательным)

Работать мы будем в группах.

Вспомните правила работы в группах.

Животных в природе очень много. Все они разные. На предыдущих уроках мы узнали, что их можно разделить на несколько групп по общим признакам и среде обитания.

Перед уроком каждый из вас получил карточку с названием животного. Подумайте, это представитель какой группы.

У кого карточка с названием насекомого, садится за этот стол. (Идет рассадка за столы по группам животных).

Бабочка, комар, жук, пчела, муравьи, кузнечики (насекомые)

Окунь, пескарь, щука, карась, акула, карп (рыбы)

Петух, синица, сорока, поползень, аист, клест (птицы)

Лягушка, жаба, тритон, квакша (земноводные)

Уж, ящерица, черепаха, змея, крокодил (пресмыкающиеся)

Медведь, лев, кошка, заяц, кит, дельфин (млекопитающие)

Проверим. Готовы ли наши исследователи к работе. Знают ли они особенности своей группы животных.

Задание для групп: выделить признаки своей группы животных:

Перья, чешуя, голая слизистая кожа, два крыла, шесть ног, плавники, шерсть, жабры, сухие чешуйки, дышат легкими и кожей, опылители, вскармливают детенышей молоком, яйца откладывают на суше

(Птицы – перья, два крыла,

Земноводные – голая слизистая кожа, дышат легкими и кожей

Насекомые – шесть ног, опылители

Рыбы – плавники, жабры

Млекопитающие – шерсть, вскармливают детенышей молоком

Пресмыкающиеся – сухие чешуйки, яйца откладывают на суше)

Давайте назовем основные признаки отличия признаки представителей живой природы от неживой.

(дышат, питаются, растут, размножаются, умирают)

Мы уже говорили о строении тела, особенностях питания, среде обитания групп животных.

Может вы уже догадались, что будем изучать сегодня?

Сегодня мы будем исследовать самую таинственную полную загадок тему, а называется она: «Развитие и размножение животных».

Перед каждым из вас - научно-познавательный текст. Прочитайте его. Выделите основные этапы развития вашего животного. Подготовьте сообщение для остальных групп. Вам нужно выбрать одного выступающего, но остальные ребята из группы могут добавлять. Составьте план вашего выступления.

Обратите внимания у каждого из вас есть таблица «Способы размножения животных». Слушая выступления, заполняйте её. (можно ставить плюс или галочку)

Способы размножения

Группы животных

Откладывают яйца

Откладывают икру

Рождают детенышей

Насекомые

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающие

Спасибо каждой группе за подробные сообщения. Вами была проведена большая исследовательская работа.

А где еще вы можете узнать о размножении и развитии животных? (энциклопедия, интернет. В учебнике есть этот материал, который вы можете изучить дома).

Давайте свои знания теперь применим на практике.

Перед вами карточки. Если вы разобьете их на группы и расположите в правильном порядке у вас получатся модели развития животных.

Приклейте карточки и надпишите названия групп животных и способы размножения. (рабочая тетрадь)

Ребята, о чем ещё говорилось в статьях, которые вы прочитали?

(о значении животных для природы и для человека, об охране животных)

Давайте определим задачу на наш следующий урок.

(вывести детей на тему охраны природы, желающие могут подготовить сообщение, продумать тему «экологической тропы», подготовить выступление агитбригады перед другими классами)

Мы знаем, что человек и животные не разделимы. Мы встречаем животных в сказках, в баснях, пословицах и поговорках. Попробуйте по описанию понять о какой пословице идет речь.

Пословицы и поговорки

    Как говорят о людях, которые постоянно ссорятся? (живут, как кошка с собакой)

    Какую поговорку используют, когда хотят сказать, что человек много суетится, хлопочет?(крутится как белка в колесе)

    Как говорят, когда приобретают, что-то неизвестное, непроверенное? (покупать кота в мешке)

    Как говорят, когда человеку тревожно, неспокойно? (кошки на душе скребут)

    Назовите поговорку, если её значение такое:

Заранее делить прибыль в ещё не осуществленном деле.

(делить шкуру неубитого медведя)

Какая задача решалась на уроке?

Удалось ли нам её решить?

Что на ваш взгляд было особенно интересным на нашем уроке?

Карточки раздать заранее.

На каждом столе одна карточка. Работает группа

Открывает

ся тема на доске.

Выступление представите

лей групп.

Работа в группах

Научно – познавательные тексты для работы в группах

Местообитание рыб. Размножение и развитие рыб. Забота о потомстве у рыб. Значение в природе.

Местообитание рыб.

Большинство рыб обитает в морях. Одни из них (акулы, тунцы, треска) живут в толще воды, другие (скаты, камбалы) - в придонных слоях или на дне водоемов. Пресноводные рыбы населяют реки, озера и пруды. Одни из них приспособились к жизни в водоемах со стоячей водой (караси, лини), другие могут жить только в быстром течении воды (форель, хариус, жерех), третьи населяют как стоячие, так и проточные водоемы (щука, судак, окунь). Стоячая вода быстро прогревается и содержит меньше кислорода, чем проточная.

В морских и пресных водоемах встречаются рыбы, живущие в толще воды и вблизи дна. Некоторые рыбы большую часть жизни обитают в морях, а размножаются в реках (осетр, кета, горбуша) или наоборот (речной угорь). Такие рыбы называются проходными .

Тело большинства рыб покрыто костной чешуей. Один конец чешуи погружен в кожу, а другой налегает на другую чешую. Такой покров хорошо защищает тело рыбы от повреждений и не препятствует движению. Чешуя увеличивается в размерах по мере роста рыбы. По ее годичным приростам можно узнать, каков возраст выловленной рыбы и какой величины она была на том или ином году жизни

Размножение и развитие рыб.

Перед откладыванием икры рыбы перемещаются в места, наиболее благоприятные для развития их будущего потомства. Из мест с сильно соленой водой рыбы многих видов переплывают в опресненные участки водоемов или уходят в реки (лосось, горбуша, кета). При этом одни из них выбирают участки, где много растений (сазан, лещ), другие - каменистое дно (осетр, лосось). В выбранных местах самки откладывают икру. Из икринок появляются личинки. Они питаются микроскопическими водорослями, инфузориями. Подрастая, они переходят на питание более крупными животными - дафниями, циклопами или другими рачками, становятся похожими на взрослых рыб и отличаются от них только малой величиной. Молодых рыбок называют мальками.

Забота о потомстве у рыб. У большинства рыб забота о потомстве связана в основном с выбором нерестилищ. Отложенная самками икра часто не вся бывает оплодотворенной. Много ее поедают различные водные животные. Личинки и мальки имеют множество врагов. Множество их погибает при неблагоприятных условиях среды. Только благодаря тому, что рыбы откладывают огромное количество икры, небольшая часть потомства доживает до взрослого состояния.

Рыбы некоторых видов откладывают мало икринок, но проявляют большую заботу о потомстве.

Самец колюшки трехиглой строит из водных растений шаровидное гнездо с двумя входами. Для прочности травинки склеивают слизью. Самка откладывает в гнездо около 60–80 икринок. Дальнейшую заботу о них проявляет самец. Он охраняет икру, набрасываясь на каждое животное, приближающееся к гнезду, освежает воду, прогоняя ее движением грудных плавников. Появившихся личинок самец загоняет в гнездо, если они оказываются вне его. Благодаря такой заботе, сохраняется почти все потомство колюшки.

Значение рыб в водных природных сообществах.

Обитая во всех слоях водной стихии, рыбы используют различные пищевые ресурсы: от планктона и водорослей до представителей почти всех типов и классов животных. Питаясь, рыбы регулируют численность водных организмов и в то же время сами являются источником питания многих рыбоядных животных, главным образом птиц и зверей.

Насекомые. Места обитания насекомых. Типы развития насекомых.

Местообитания насекомых . Насекомые живут всюду: в лесах, садах, лугах, полях, огородах, на животноводческих фермах, в жилище человека. Их можно встретить в прудах и озерах, на теле животных. В лесах обычны разнообразные жуки-короеды и жуки-лубоеды, на полях и огородах - бабочки-капустницы, в жилье человека - комнатные и другие мухи

Типы развития насекомых.

Самки откладывают оплодотворенные яйца, из которых выводятся личинки. У одних насекомых (саранча, кузнечики, клопы) личинки внешне похожи на взрослых особей. Усиленно питаясь, они растут, несколько раз линяют и становятся взрослыми насекомыми.

У других насекомых (бабочки, жуки, мухи) отрождающиеся личинки внешне и по питанию не похожи на взрослых особей. Личинки бабочки капустницы - гусеницы питаются не нектаром, как бабочки, а листьями капусты. Ротовой аппарат у них не сосущий, а грызущий. Такие личинки растут, несколько раз линяют и становятся куколками. Под покровом тела куколки происходят сложные изменения, связанные с превращением во взрослое насекомое. Куколки не питаются и не передвигаются. Через некоторое время покров тела куколки лопается, и из него выходит взрослое насекомое.

На лиственных деревьях (дуб, береза, клен) листья повреждают майские жуки , а их личинки, развивающиеся в почве в течение 3–4 лет, обгрызают корни молодых деревьев. На ослабленные деревья нападают и повреждают кору жуки-короеды . Древесину деревьев разрушают жуки-усачи .

Таким образом, одни насекомые проходят в своем развитии три фазы: яйцо → личинка → взрослое насекомое. Другие - четыре фазы: яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое. Развитие, во время которого насекомое проходит три фазы, а личинки обычно похожи на взрослых особей, называют неполным превращением . Развитие насекомых, включающее четыре фазы (в том числе фазу куколки), а личинки не похожи на взрослых особей, называют полным превращением .

Развитие с превращением дает возможность насекомым лучше сохраняться в природе. Наибольшими преимуществами обладают насекомые с полным превращением. Их личинки обычно используют другую пищу и часто живут в другой среде, чем взрослые особи. Так, личинки бабочки-крапивницы питаются листьями крапивы, а сами бабочки - нектаром цветков. Разное питание личинок и взрослых особей исключает конкуренцию между ними, дает возможность шире использовать кормовые условия местообитания. Кроме того, насекомые с полным превращением могут переносить неблагоприятные условия среды на какой либо одной из четырех фаз развития.

Отряды современных пресмыкающихся.

Размножение и развитие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Отряды современных пресмыкающихся

К ящерицам, кроме широко известных всем прыткой и живородящей ящериц, относятся вараны, агамы, гекконы, безногие ящерицы желтопузики и веретеницы. Вараны, агамы, гекконы - жители южных широт. Серый варан обитает в пустынях Средней Азии.

Змеи водятся во всех частях света, но особенно многочисленны в жарких странах. У нас из змей широко распространены обыкновенный и водяной ужи, обыкновенная и степная гадюки. Ужи проглатывают добычу живьем, а гадюки предварительно убивают ее ядом, который вырабатывается у них в ядовитых железах и по каналам зубов стекает в раны жертв.

Крокодилы обитают в медленно текущих реках, озерах и многоводных болотах жарких стран. Задние ноги крокодилов имеют плавательные перепонки. Глаза и ноздри находятся на возвышении морды. Ушные отверстия могут закрываться особыми складками кожи. На сушу крокодилы выходят редко: здесь они греются под лучами солнца, откладывают яйца. Крокодилы питаются различными позвоночными, раками и моллюсками. Известны случаи нападения крокодилов на людей.

В природе сохранилось около 20 видов крокодилов.

Отряд черепах характеризуется наличием костного панциря, в который заключено тело животного. Свободными остаются только голова, конечности и хвост. У большинства черепах панцирь снаружи покрыт роговыми пластинами. В нашей стране живут среднеазиатская и болотная черепахи.

Размножение. Оплодотворение у пресмыкающихся внутреннее. Самки откладывают крупные яйца с большим содержанием желтка. Снаружи яйца покрыты плотной кожистой оболочкой, как у многих ящериц и змей, или известковой скорлупой, как у черепах и крокодилов. Самки большинства пресмыкающихся закапывают яйца в песок, кучи мусора или под гниющие пни, выделяющие тепло. Из яиц выходит вполне сформировавшееся потомство.

Значение пресмыкающихся и их охрана. Большинство пресмыкающихся, особенно в степях и пустынях, оказывает заметное влияние на численность моллюсков, мелких грызунов и других животных, которыми они питаются. В свою очередь, многие пресмыкающиеся служат пищей промысловым зверям, в частности лисицам и хорькам. В ряде стран издавна используется кожа крокодилов, крупных змей и ящериц для изготовления обуви, портфелей, ремней. С целью сохранения численности крокодилов создаются фермы, где их разводят, усиливая этим их охрану в природе.

В некоторых странах используют в пищу мясо и яйца черепах, из роговых пластин панцирей делают оправы для очков, гребни и украшения. Морские черепахи включены в Красную книгу, и их промысел контролируется.

В медицине широко используется яд змей, например, при изготовлении лечебных мазей. Для получения яда созданы питомники змей. Самые крупные из них действуют в Ташкенте, Бишкеке. Здесь содержат кобр, гюрз, песчаных эф и других ядовитых змей.

Из-за истребления пресмыкающихся и сбора яиц черепах численность многих видов настолько сократилась, что нависла угроза их исчезновения. Спасти этих животных может только усиление их охраны. В настоящее время запрещено истребление серых варанов, дальневосточных черепах, среднеазиатских кобр и многих других пресмыкающихся.

Происхождение млекопитающих. Размножение млекопитающих. Значение для природы.

Происхождение млекопитающих. Как и птицы, млекопитающие произошли от древних пресмыкающихся. Об этом свидетельствует сходство современных млекопитающих с современными пресмыкающимися, особенно на ранних стадиях зародышевого развития. Еще больше признаков сходства обнаруживается у современных зверей с вымершими зверозубыми ящерами, у которых ноги располагались под туловищем, а зубы подразделялись на резцы, клыки и коренные. На родство млекопитающих с пресмыкающимися указывает и существование таких зверей, которые откладывают яйца с большим количеством питательных веществ, имеют развитые вороньи кости, клоаку и другие признаки низкой организации.

К таким млекопитающим относятся первозвери, или яйцекладущие (утконос и ехидны)

Самыми древними млекопитающими были меланодоны , которые жили 160 млн лет назад. Меланодон был величиной с крысу, покрыт шерстью, имел тонкий слабоопушенный хвост. Зубы у него были типичными для млекопитающих.

Появившись на Земле, млекопитающие, обладавшие постоянной и высокой температурой тела, высокоразвитым головным мозгом, способностью выкармливать детенышей молоком, заселили территории с разным климатом.

В настоящее время всех млекопитающих делят на два подкласса - первозверей и зверей.

Размножение млекопитающих

Млекопитающие, как правило, рождают и выкармливают детенышей в убежищах - гнездах, норах или логовах.

Гнезда чаще всего устраивают в норах (кроты, выхухоли, сурки, кролики, барсуки, лисицы), дуплах деревьев (белки, бурундуки), расщелинах скал или прямо на земле. Немногие млекопитающие (например, белки, сони, мыши малютки) строят гнезда, сходные с птичьими. Логова делают волки, шакалы, кабаны. Хатки сооружают бобры, ондатры/

Млекопитающие, устраивающие норы или гнезда, рождают беспомощных, голых и слепых детенышей. У бельчат, например, только на 30-е сутки после рождения открываются глаза, а выходить из гнезда они начинают на 40-е сутки. Млекопитающие, не делающие гнезд или других укрытий, рождают детенышей зрячих, покрытых шерстью, способных к передвижению. У лосей, сайгаков, зайцев детеныши после рождения, едва обсохнув, встают на ноги.

Забота о потомстве. Самки всех видов млекопитающих выкармливают новорожденных детенышей молоком, образующимся в их млечных железах ко времени родов. Молоко обладает высокой питательностью и содержит все вещества, необходимые для роста и развития потомства. Особенно развит инстинкт заботы о потомстве у тех млекопитающих, детеныши которых рождаются беспомощными. Матери согревают их теплом своего тела, укрывают пухом или растительным содержимым гнезда на время своего отсутствия, вылизывают, защищают от врагов, учат находить пищу. Некоторые млекопитающие, например летучие мыши, коала, носят детенышей на себе. Заботу о потомстве у некоторых зверей проявляют оба родителя.

Значение млекопитающих

Значение млекопитающих в природе неоднозначно. С точки зрения человека, одни и те же виды животных в одних случаях вредны, в других - полезны. Кроты, например, питаясь личинками и взрослыми майскими жуками, насекомыми - вредителями луга, приносят человеку пользу. Однако они же уничтожают дождевых червей, портят луга выбросами земли.

Значение видов млекопитающих в природе во многом связано с их численностью. Так, при малой численности роющая деятельность кабанов способствует возобновлению леса (они заделывают в почву семена деревьев и кустарников). Когда численность кабанов большая, то они несколько раз «перепахивают» почву и вырывают все, что могло прорасти.

Размножение и развитие земноводных. Происхождение и значение

Происхождение земноводных. Тесная связь с водой, большое сходство с рыбами, особенно на ранних стадиях развития, свидетельствуют о происхождении земноводных от какой то группы древних костных рыб.Среди современных костных рыб ближе всего по строению к предкам земноводных находятся кистеперые рыбы. Однако по строению их лопастеобразные плавники сильно отличаются от конечностей земноводных.Ученые выяснили, что земноводные могли произойти от вымерших кистеперых рыб, у которых скелет плавников по плану строения совпадал со скелетом конечностей древних земноводных.

Скелет передних конечностей кистеперой рыбы (1) и древнейшего земноводного (2)

Первые земноводные появились около 300 млн лет назад. Из них наиболее примитивное строение имели ихтиостеги, похожие на тритонов и сохранявшие многие признаки рыб. Представители современных отрядов бесхвостых, хвостатых и безногих земноводных произошли от разных древних земноводных.

Размножение земноводных. Размножение земноводных (за редким исключением) происходит весной. Пробудившись от зимнего оцепенения, они скапливаются в пресных водоемах.

Бурые лягушки, например, откладывают икру на мелких, хорошо прогреваемых участках водоема. Зеленые лягушки (озерная и прудовая) откладывают икру на большей глубине, чаще всего среди водных растений. Самки тритонов помещают одиночные оплодотворенные икринки на листья или стебли водных растений.

Икринки (яйца) земноводных имеют плотные прозрачные оболочки, которые предохраняют внутреннее их содержимое от механических повреждений. В воде оболочки набухают, становятся толстыми. Сами икринки имеют черный пигмент, поглощающий тепло солнечных лучей, необходимое для развития зародыша.

Развитие земноводных. Личинки вылупляются из икринок примерно через неделю (у лягушек) или через две три недели (у тритонов) после начала развития зародыша. У лягушек и других бесхвостых земноводных личинок называют головастиками. По внешнему виду и образу жизни они больше похожи на рыб, чем на своих родителей. У них имеются наружные жабры, которые затем заменяются внутренними, Скелет личинок полностью хрящевой.

Личинки земноводных в основном растительноядные. Они питаются водорослями, соскабливая их с камней и высших водных растений. По мере роста и развития у личинок появляются конечности, развиваются легкие. В это время они часто поднимаются к поверхности воды и заглатывают атмосферный воздух. С появлением легких в предсердии образуется перегородка, возникает малый круг кровообращения. У головастиков рассасывается хвост, изменяется форма головы, и они становятся похожими на взрослых бесхвостых особей.

От начала откладывание икры до превращения личинок во взрослых животных проходит около 2–3 месяцев.

Самки большинства земноводных откладывают много икры. Однако часть ее поедается различными водными животными или высыхает при обмелении водоема. Личинки тоже гибнут от различных неблагоприятных условий, служат пищей хищникам. До взрослого состояния выживает только небольшая часть потомства.

В местах обитания, неблагоприятных для развития потомства, у некоторых земноводных возникли различные приспособления к заботе о потомстве. Южноамериканская древесная лягушка филломедуза откладывает яйца в листьях свисающих над водой веток деревьев. Сблизив ногами края листа, она откладывает в образовавшийся пакет яйца, а самец оплодотворяет их. Края листа склеиваются студенистыми оболочками отложенных икринок. Развившиеся в пакете личинки через некоторое время вываливаются в воду, где и заканчивается их развитие .

Самец жабы-пипы размазывает икру на спине самки, и икринки развиваются в образующихся ячейках кожи, богатых кровеносными сосудами. В конце своего развития маленькие пипы покидают кожу матери и ведут самостоятельный образ жизни. У жаб повитух самец наматывает шнуры икры на свои бедра и вынашивает их до вылупления головастиков.

Значение земноводных. Земноводные во взрослом состоянии питаются, как правило, различными беспозвоночными животными. При этом они истребляют множество насекомых, вредящих сельскому и лесному хозяйствам или переносящих возбудителей заболеваний человека и животных. Особо большую пользу приносят земноводные, ведущие сумеречный, или ночной, образ жизни, например жабы. Они уничтожают слизней, гусениц ночных бабочек и других вредителей растений, недоступных птицам. Сами земноводные служат пищей многим позвоночным животным, входят в состав различных цепей питания. Ими питаются, например, ужи, цапли, аисты, утки.
Некоторые земноводные, прежде всего, лягушки, имеют большое значение как лабораторные животные. На них проводятся различные опыты по биологии и медицине. В ряде стран лягушек некоторых видов используют в пищу, и численность их из- за постоянного отлова сильно уменьшилась. Однако основная причина сокращения численности земноводных - загрязнение водоемов.

Многие земноводные внесены в Красную книгу и подлежат охране.

Размножение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц.

Размножение птиц

Самки большинства видов птиц откладывают яйца в заранее построенные гнезда. Строят гнезда, как правило, оба родителя. Гнездо птичьих яиц: способствует компактному расположению яиц, сохраняет тепло и влажность воздуха под насиживающей птицей. Построенное в укромных местах на земле или высоко на ветках деревьев, оно часто бывает недоступным для хищников

Разнообразие птичьих яиц: 1 – грушевидные яйца; 2 – овальные яйца

Некоторые птицы, например кайры, откладывают конусовидные яйца. При порыве сильного ветра такие яйца не скатываются с выступов скал, а поворачиваются на месте.

К концу развития птенца скорлупа яйца становится менее прочной, так как часть ее расходуется на образование скелета зародыша. Сформировавшийся птенец просовывает клюв в воздушную камеру и вдыхает воздух. На конце клюва птенца имеется роговой зуб. Им он пробивает скорлупу и выходит наружу.

Типы развития птенцов. По степени развитости птенцов в момент их выхода из яиц всех птиц делят на две группы - выводковых и птенцовых.


У выводковых птиц (тетеревов, рябчиков, перепелов, фазанов, уток) птенцы появляются на свет зрячие, покрытые густым пухом. Обсохнув, они могут бегать и самостоятельно находить корм. Наседка водит их выводком (отсюда и название), согревает теплом своего тела, подает сигналы опасности, защищает от врагов, созывает к найденной пище.

У птенцовых птиц (голубей, скворцов, синиц, воробьев, ворон) птенцы вылупляются из яиц беспомощными, слепыми, голыми или с редким пухом. Родители согревают их в гнезде своим теплом, приносят им корм, защищают от врагов. У мелких птенцовых птиц птенцы покидают гнездо через 10–12 суток после появления на свет. Родители продолжают кормить их и обучают нахождению пищи в течение 1–2 недель после их вылета из гнезда.

Значение птиц в природе и жизни человека. Многие птицы, особенно насекомоядные и зерноядные, в период выкармливания птенцов сдерживают увеличение численности насекомых, в том числе вредителей сельскохозяйственных культур и леса, переносчиков возбудителей опасных заболеваний животных и человека. Большая синица, например, за сутки съедает такую массу насекомых, которая равна массе ее тела. В период выкармливания птенцов она прилетает с кормом к гнезду 350–400 раз в сутки. Хищные птицы (обыкновенная пустельга, кобчик, канюк) уничтожают большое число мелких грызунов.

Немало птиц кормится плодами и семенами дикорастущих растений. При этом одни из них уничтожают семена многих сорных растений (например, щеглы), другие способствуют распространению некоторых деревьев и кустарников. Так, у свиристелей, поедающих плоды рябины, семена не перевариваются, а сойки часть желудей теряют при их переносе к «кладовкам».

Сами птицы и откладываемые ими яйца служат пищей в цепях питания многих зверей, некоторых пресмыкающихся и других позвоночных.

Птицы некоторых видов всегда были предметом охоты и промысла.

Охрана птиц. С целью сохранения численности птиц в нашей стране установлены строго определенные сроки охоты, запрещена добыча птиц во время их размножения и линьки. Места, где водятся редкие птицы, стали заповедными. Благодаря полному запрету добычи обыкновенной гаги и сбора гагачьего пуха к настоящему времени удалось сохранить этот вид птиц в природе и увеличить его численность до промыслового состояния. В последние годы особое внимание уделяется охране таких редких птиц, как дрофа, стрепет, белый журавль (стерх), орел беркут, орлан белохвост.

Заботу о птицах может и должен проявлять каждый человек, и не только потому, что они полезны в природе и имеют практическое значение в его жизни. Птицы привлекают человека своей красотой, пением, доставляют эстетическое наслаждение.

Самые доступные способы заботы о сохранении птиц в природе - изготовление и развешивание искусственных гнездовий: дуплянок, щелянок, синичников, в которых поселяются синицы, мухоловки, горихвостки, стрижи и другие птицы, а также посадка вокруг садов живых изгородей из колючих кустарников, в которых гнездятся различные насекомоядные птицы, подкормка птиц в зимнее время.

1. Пёс Рыжик собрал друзей на свой день рождения. Друзья вспоминали о своём детстве. Кто о чём вспомнил? Соедини линиями.

2. Обобщи полученные сведения о размножении животных.

Животные, в зависимости от вида, могут размножаться откладывая яйца, откладывая икру или рождая живых детёнышей.

а) Отметь знаком «+» в соответствующем столбце.

б) Впиши пропущенные слова.

У насекомых из яиц появляются личинки , а у птиц - птенцы . У рыб из икринок выводятся мальки , а у лягушек и жаб - головастики . Звери рождают детёнышей и выкармливают их молоком .

Проведите с соседом по парте взаимную проверку работы.

3. Достройте модель-аппликацию. Вырежите рисунки из Приложения и правильно их расположите.

А теперь устройте друг другу мини-экзамен. Расположите рисунки так, чтобы были 2-3 ошибки. Пусть сосед по парте найдёт их и исправит (положит рисунки правильно).

Когда вы будете уверены в своих знаниях, наклейте рисунки в тетрадь.
Расскажите по модели о развитии животных разных групп.

  • Бабочки откладывают яйца из которых появляются личинки, затем личинки развиваются в гусениц, а затем гусеницы окукливаются и после этого из кокона появляется взрослая бабочка.
  • У рыб из икринок появляются мальки, которые постепенно вырастают во взрослых рыб.
  • Жабы откладывают яйца из которых вылупляются головастики, затем головастики растут и становятся взрослыми жабами.
  • Ящерицы также откладывают яйца, но из них вылупляются не головастики, а сразу маленькие ящерки, которые затем вырастают во взрослых пресмыкающихся.
  • Утки, как и все птицы откладывают яйца из которых вылупляются птенцы, птицы заботятся о своих птенцах: кормят их, защищают от хищников, а затем птицы вырастают и становятся взрослыми.
  • Лисы, как и все звери, рождают сразу живых детёнышей. Они выкармливают их своим молоком, защищают и учат необходимым навыкам и повадкам. Потом, когда лисёнок вырастает и превращается во взрослое животное, он становится полностью готов ко взрослой жизни.

4. По заданию учебника понаблюдай, как заботятся о своём потомстве домашние животные. Здесь ты можешь выполнить рисунок или наклеить фотографию.