Косноязычие. Косноязычность косноязычный Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— Я много читаю, но речь моя косноязычная. Ещё я боюсь выступать на публике, даже стихи, выученные наизусть, не могу рассказывать. Что сделать, чтобы изменить это?

— Для этого нужны сила воли и желание! Итак, обо всём по порядку!

Поиграйте сами с собой в такую игру. Возьмите самые простые понятия: пальто, журнал, корзина, рюкзак. И дайте им определения. Пальто — что это такое? Как объяснить это слово иностранцу, например? А потом проверьте себя по толковому словарю. Эта игра разовьёт мышление.

Думая о любом событии, старайтесь увидеть во-прос, проблему и путь решения этой проблемы. Что бы ни узнали, всегда задавайте себе вопросы: почему? зачем? Например, объявили, что в субботу будет классный час о поздравительных открытках, сделанных своими руками, не просто примите это известие к сведению, а подумайте, зачем вы будете делать открытки. Как сделать интереснее, чем другие ребята?

Речь напрямую связана с мышлением: кто думает ясно, тот и говорит понятно. Развить мышление поможет письменная речь. Написанное можно перечесть и как бы услы-шать себя со стороны. Увидеть, где мысль твоя скакала, не развернувшись перед собеседником до конца, где не хватило слов, чтобы выразить свои чувства. Пишите письма, сочинения, дневники. И научитесь точно мыслить и выстраивать устную речь.

«Я мыслю, значит, я существую», — сказал фран-цузский философ Рене Декарт. Вот как высоко он ставил способность человека мыслить.

Ум, внимание, наблюдательность, уровень культуры проявляются в речи. Как говоришь, о чём говоришь? Даже если знаешь очень много, не сможешь чётко сформулировать свои мысли, убедить собеседника. Если не хватает слов, а речь невыразительна и невнятна — никто не поймёт, не услышит тебя, да и не захочет слушать.

Подойди к зеркалу и поговори сам с собой. Прислушайся, нет ли у тебя неприятной, ноющей интонации, как будто ты всегда чем-то недоволен. А может, интонация твоей речи слишком наступательная и задиристая, как будто вокруг тебя живут одни враги? Нет? Очень хорошо. Старайся, чтобы речь твоя была спокойной.

Ты тараторишь, захлёбываясь, или умеешь в разговоре выдерживать паузу? Сказал собеседнику важную мысль, помолчи. Дай ему услышанное обдумать и понять.

Иногда можно услышать такой разговор:

А этот как выскочит!

А тот — как даст!

При этом машут руками, но если вы не знаете, о чём идёт речь, вам ни за что этого не понять. Разговаривающим не хватает слов. Словарный запас у них маленький. Большин-ство слов они знают пассивно: видят их в книге или слышат от взрослых и понимают. Но сами в разговорах используют две-три сотни слов.

Знаешь, сколько слов должен знать 3-4-летний ребенок? Примерно две с половиной тысячи. Словарь А. С. Пушкина — 25 тысяч слов. Словарь У. Шекспира — более 50 тысяч. Они знали столько слов и употребляли их в своих произведениях. А в словаре В. Даля, лучшем тол-ковом словаре русского языка, приведено более 200 тысяч слов. Вот какой богатый у нас язык! А кому-то хватает и десятка слов.

Писатель В.В. Вересаев вспоминал, как во времена его детства вся семья собиралась вечером за столом и как отец всегда расспрашивал, что и кто сейчас читает. С живейшим интересом отец выяснял у сына малейшие подробности жизни Ребекки из романа Вальте-ра Скотта «Айвенго». Когда Вересаев стал взрос-лым человеком, он понял: во время застольных бесед о прочитанных книгах отец учил его говорить, правильно выражать свои мысли и чувства, разви-вал его речь.

Словарь Ушакова

Косноязычие

косноязы чие , косноязычия, мн. нет, ср. (книж. ). Расстройство речи, состоящее в неясном, невнятном произношении.

| перен. Неумение складно говорить (пренебр. ).

Дефектология. Словарь-справочник

Косноязычие

нарушение звукопроизношения, выражающееся в искажении или замене звуков речи. Может выступать одним из симптомов общего недоразвития речи, а также в качестве самостоятельного нарушения. Возникает вследствие аномалий речевого аппарата, нарушений его иннервации (органических К.). В раннем возрасте незрелость речи ребенка проявляется в том числе и в так называемом физиологическом К., которое проходит по мере освоения ребенком фонетическом системы языка. Если этот процесс нарушен или затруднен, возможно закрепление неправильного произношения (функциональное К.). Наиболее часто искажению или замене подвергаются шипящие и свистящие звуки, а также звуки р и л.

Энциклопедический словарь

Косноязычие

(дислалия), неправильное произношение звуков речи в связи с аномалиями речевого аппарата (языка, неба и др.), нарушением функции нервной системы или тугоухостью.

Словарь Ожегова

КОСНОЯЗЫ ЧИЕ, я, ср. Невнятное, неправильное произношение, расстройство речи.

Словарь Ефремовой

Косноязычие

  1. ср.
    1. Расстройство речи, заключающееся в неспособности правильно произносить некоторые звуки; невнятное, неясное произношение.
    2. перен. Неумение правильно строить речь.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Косноязычие

Недостаток речи, заключающийся в неправильном образовании звуков, соответствующих отдельным буквам. При крайнем развитии этого недостатка речь становится совершенно непонятной, похожей на детский лепет. Если же он выражен в умеренной степени, то можно отлично понимать косноязычную речь; только она приобретает неприятный для слуха оттенок, причем неправильный выговор распространяется то на все звуки, то, в большинстве случаев - лишь на некоторые. Для правильной оценки этого порока речи нужно иметь в виду, что способность произносить звуки, соответствующие определенным буквам, помимо правильного развития речевых органов, зависит от национальных особенностей. Во многих языках имеются звуки, совершенно несвойственные другим, и их не удается правильно выговорить человеку, которому данный язык чужд, хотя бы он отлично владел несколькими другими языками. Нередко К. сводится к такой неспособности и по отношению к некоторым звукам родного языка, преимущественно по отношению к буквам р, л , далее с, г, к, а также к некоторым гласным, которые произносятся неясно, расплывчато. Эти виды К., получившие технические обозначения (rhotacismus, lambdacismus, sigmatismus и проч.), наблюдаются при совершенно правильном развитии речевых органов. Их нужно считать функциональными расстройствами, в том смысле, что в основе их не лежат какие-нибудь анатомические уклонения от нормы в аппарате звукообразования, и нередко они обусловлены как бы дурным воспитанием речи, недостаточным и неправильным упражнением. Иногда такого рода К. сочетается с заиканием. Кроме того, К. может зависеть от механических причин, именно от недостатков во внешних органах речи. Малейшая неправильность в устройстве неба, языка, губ, гортани, также зубов неизбежно должна отражаться на свойстве звуков. Такие неправильности могут быть врожденными, напр. заячья губа, расщепление неба, малоподвижность языка вследствие чрезмерной плотности и короткости его уздечки и др.; они могут также быть приобретенными в зависимости от болезненных процессов, приводящих к параличу небной занавески, прободению неба, тугоподвижности языка вследствие рубцовых стягиваний и т. п. Уже ввиду перечисленных условий, лежащих в этих случаях в основе К., понятно, что оно может быть весьма различно по степени и по характеру и в одних случаях отражаться на всей речи, в других лишь на определенных буквах. Точно также К. может быть исцелено, если вызвавший его недостаток речевых органов доступен устранению путем лечения или оперативного вмешательства.

  • Косноязычие - просторечное и устаревшее название для дефектов произношения.

    Недостаток речи, заключающийся в неправильном образовании звуков, соответствующих отдельным буквам.

    При крайнем развитии этого недостатка речь становится совершенно непонятной, похожей на детский лепет. Если же он выражен в умеренной степени, то можно отлично понимать косноязычную речь; только она приобретает неприятный для слуха оттенок, причем неправильный выговор распространяется то на все звуки, то, в большинстве случаев - лишь на некоторые.

    Для правильной оценки этого порока речи нужно иметь в виду, что способность произносить звуки, соответствующие определённым буквам, помимо правильного развития речевых органов, зависит от национальных особенностей. Во многих языках имеются звуки, совершенно несвойственные другим, и их не удается правильно выговорить человеку, которому данный язык чужд, хотя бы он отлично владел несколькими другими языками. Нередко косноязычие сводится к такой неспособности и по отношению к некоторым звукам родного языка, преимущественно по отношению к звукам «р», «л», далее «с», «г», «к», а также к некоторым гласным, которые произносятся неясно, расплывчато. Эти виды косноязычия, получившие технические обозначения (rhotacismus, lambdacismus, sigmatismus и проч.), наблюдаются при совершенно правильном развитии речевых органов. Их нужно считать функциональными расстройствами, в том смысле, что в основе их не лежат какие-нибудь анатомические уклонения от нормы в аппарате звукообразования, и нередко они обусловлены как бы дурным воспитанием речи, недостаточным и неправильным упражнением. Иногда такого рода косноязычие сочетается с заиканием.

    Кроме того, К. может зависеть от механических причин, именно от недостатков во внешних органах речи. Малейшая неправильность в устройстве неба, языка, губ, гортани, также зубов неизбежно должна отражаться на свойстве звуков. Такие неправильности могут быть врожденными, напр. заячья губа, расщепление нёба, малоподвижность языка вследствие чрезмерной плотности и короткости его уздечки и др.; они могут также быть приобретенными в зависимости от болезненных процессов, приводящих к параличу небной занавески, прободению неба, тугоподвижности языка вследствие рубцовых стягиваний и т. п.

    Уже ввиду перечисленных условий, лежащих в этих случаях в основе косноязычия, понятно, что оно может быть весьма различно по степени и по характеру и в одних случаях отражаться на всей речи, в других лишь на определённых буквах. Точно так же косноязычие может быть исцелено, если вызвавший его недостаток речевых органов доступен устранению путём лечения или оперативного вмешательства.

Косноязычие

Недостаток речи, заключающийся в неправильном образовании звуков, соответствующих отдельным буквам. При крайнем развитии этого недостатка речь становится совершенно непонятной, похожей на детский лепет. Если же он выражен в умеренной степени, то можно отлично понимать косноязычную речь; только она приобретает неприятный для слуха оттенок, причем неправильный выговор распространяется то на все звуки, то, в большинстве случаев - лишь на некоторые. Для правильной оценки этого порока речи нужно иметь в виду, что способность произносить звуки, соответствующие определенным буквам, помимо правильного развития речевых органов, зависит от национальных особенностей. Во многих языках имеются звуки, совершенно несвойственные другим, и их не удается правильно выговорить человеку, которому данный язык чужд, хотя бы он отлично владел несколькими другими языками. Нередко К. сводится к такой неспособности и по отношению к некоторым звукам родного языка, преимущественно по отношению к буквам р, л , далее с, г, к, а также к некоторым гласным, которые произносятся неясно, расплывчато. Эти виды К., получившие технические обозначения (rhotacismus, lambdacismus, sigmatismus и проч.), наблюдаются при совершенно правильном развитии речевых органов. Их нужно считать функциональными расстройствами, в том смысле, что в основе их не лежат какие-нибудь анатомические уклонения от нормы в аппарате звукообразования, и нередко они обусловлены как бы дурным воспитанием речи, недостаточным и неправильным упражнением. Иногда такого рода К. сочетается с заиканием. Кроме того, К. может зависеть от механических причин, именно от недостатков во внешних органах речи. Малейшая неправильность в устройстве неба, языка, губ, гортани , также зубов неизбежно должна отражаться на свойстве звуков. Такие неправильности могут быть врожденными, напр. заячья губа , расщепление неба, малоподвижность языка вследствие чрезмерной плотности и короткости его уздечки и др.; они могут также быть приобретенными в зависимости от болезненных процессов, приводящих к параличу небной занавески, прободению неба, тугоподвижности языка вследствие рубцовых стягиваний и т. п. Уже ввиду перечисленных условий, лежащих в этих случаях в основе К., понятно, что оно может быть весьма различно по степени и по характеру и в одних случаях отражаться на всей речи, в других лишь на определенных буквах. Точно также К. может быть исцелено, если вызвавший его недостаток речевых органов доступен устранению путем лечения или оперативного вмешательства.

Косноязычие - это серьезная проблема, которая затрудняет воспроизведение речи. Это устаревшее простонародное слово, которым принято характеризовать дефекты произношения.

Что это такое?

Косноязычие - это недостаток речи, который проявляется в неправильном произношении отдельных звуков. При крайней степени развития патологии человека практически невозможно понять. Речь становится неразборчивой, как детский лепет. При умеренном развитии дефект, конечно, создает неприятный для слуха оттенок, но речь вполне понятная.

Формы косноязычия

Косноязычие - это неприятная проблема. Существует несколько распространенных форм данного дефекта:

  • Моноформное косноязычие - проблема с произношением одной или нескольких букв из разряда шипящих и свистящих.
  • Полиформное косноязычие - проблема с произношением сразу нескольких букв из самых разных групп.
  • Физиологическое косноязычие наблюдается у детей в возрасте до 5 лет и связано с недостаточной степенью развитости речевого аппарата. С возрастом проблема, как правило, проходит самостоятельно.
  • Функциональная форма характеризуется отсутствием нарушений в работе речевого аппарата. Дефекты речи вызваны проблемами с ЦНС, слуховым аппаратом и артикуляцией.
  • Органическая форма - это следствие воздействия врожденных, генетических или приобретенных дефектов артикуляции.

Распространенные причины

Для того чтобы эффективно бороться с проблемой косноязычия, важно разобраться с тем, какими причинами она вызвана. Вот наиболее распространенные факторы:

  • длительные хронические заболевания (например, простуда или расстройства пищеварительной системы), которые приводят к неврологическому и физическому ослаблению организма;
  • педагогическая запущенность, когда родители не обращают должного внимания на правильность произношения ребенком отдельных звуков и не пытаются демонстрировать положительный пример;
  • многоязычная семья, когда, например, отец разговаривает на русском, а мать - на итальянском (в этом случае ребенок аккумулирует в своей речи разные фонетические нормы);
  • подражание человеку, который представляет собой образец неправильной речи (это может быть родитель, педагог, старший товарищ или любой другой индивид, с которым ребенок часто контактирует);
  • нарушение фонематического слуха;
  • неправильное строение языка, десен, зубов и прочих элементов речевого аппарата;
  • наследственные факторы, которые передаются из поколения в поколение (кривые или редкие зубы, выдвинутая вперед челюсть и прочие дефекты);
  • врожденные нарушения, которые были сформированы в период внутриутробного развития;
  • приобретенные дефекты, которые могли возникнуть по причине травм, полученных на протяжении жизни.

Косноязычие: как избавиться?

Дефекты доставляют массу проблем самому человеку, а также окружающим, которые не могут точно воспринимать информацию или раздражаются от неправильного произношения. Метод коррекции определяется в соответствии с причинами возникновения проблемы. В любом случае вероятность благоприятного исхода намного выше в детском возрасте.

В том случае, когда косноязычие - это следствие неправильного речевого воспитания, дефект помогут исправить занятия с логопедом. А вот если проблема кроется в строении могут быть использованы специальные протезы (ортодонтические замки). В самых тяжелых случаях проводится хирургическое вмешательство.

Косноязычие: синонимы

Как уже говорилось ранее, слово "косноязычие" относится к простонародным выражениям. В медицинской практике этот термин звучит как "дислалия". Тем не менее в повседневном общении можно услышать еще целый ряд просторечивых слов, которые выступают синонимами рассматриваемого понятия. Это неразборчивость, неотчетливость, невнятность, нечленораздельность, безъязыкость и прочие слова, которые иллюстрируют проблемы произношения.

Заключение

Стоит отметить, что косноязычие свойственно всем без исключения детям в возрасте до 5 лет, которые только учатся говорить. Если со временем дефект не исчезает, то это является поводом для немедленного обращения к специалисту. В большинстве случаев проблема решается занятиями с логопедом. Но если причина кроется в неправильном физиологическом строении речевого аппарата, могут понадобиться более серьезные меры, вплоть до хирургического вмешательства.