Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Смерть поэта". Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта Анализ лирического произведения смерть поэта

История создания

Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» следует начинать с произошедших исторических событий, которые привели Лермонтова к написанию данного произведения. В январе 1837 года умирает Александр Сергеевич Пушкин. Весть о смерти такого талантливого человека, как Пушкин в его расцвете сил очень сильно потрясла Михаила Юрьевича. Трагическая кончина при довольно нелепых обстоятельствах не давала Лермонтову покоя. В порыве отчаяния и жажды справедливости автор пишет стихотворение «Смерть поэта». Бытует мнение, что в данном произведении Лермонтов выражает свое несогласие с политикой государства и многих высокопоставленных чиновников, оправдывающих поведение убийцы А.С. Пушкина.

Данное произведение было написано в таком приемлемом для русского человека жанре, что сразу стало любимым и известным среди широкого круга читателей. Произведение переписывали, цитировали и заучивали наизусть. Несмотря на то, стихотворение посвящается гибели конкретного человека, судьба которого оборвалась трагическим образом, поэт вкладывает в свое творение и вечный вопрос противостояния добра и зла, темных и светлых сил. В произведении «Смерть поэта» жизненный путь Пушкина представляется как многочисленные судьбы миллионов талантливых людей, ушедших из жизни очень рано.

О чем данное стихотворение?

Стихотворение «Смерть поэта» описывает не справедливую и раннюю гибель молодого и талантливого автора. Условно все стихотворение можно разделить на две половины. В первой половине идет полное описание трагической кончины А.С. Пушкина в 1837 году. Если внимательно вчитаться в написанные строки становится явным несогласие Лермонтова с позицией высшего общества, не раз критиковавшего и насмехавшегося над Пушкиным. В данном произведении Лермонтов осуждает надменное отношение высшего общества к талантливому поэту.

Вторая половина произведения написана как насмешка над виновниками в смерти поэта. Недаром высмеивающих творчество Пушкина Лермонтов называет «надменными потомками» прославленных отцов. Поэт выражается против стоящего в обществе мнения и говорит о Суде Божьим, который нельзя купить. К тому же в своем творении поэт говорит об обязательном наказании, ожидающем виновника в смерти Пушкина.

Жанр

Анализируя стиха «Смерть поэта» Лермонтова можно без сомнения разглядеть в его строках не только трагичность, но и моменты сатиры. И действительно лирическое произведение выдержано в жанре совмещающим элегию и сатиру. Драматичность происходящих событий, связанных с гибелью Пушкина, в полной мере раскрывается в первой части стихотворения. Элементы сатиры и даже сарказма присутствуют в последних 16 строках произведения. Такое редкое совмещение двух противоположных по значению элементов жизненного уклада, как элегия и сатира, наилучшим образом отражают состояние внутреннего мира Лермонтова. Трагичность, связанная с гибелью Пушкина, как великого таланта России, сменяется призрачным отношением к мнению общественности, не стоящей частицы погибшего человека.

Главная идея стихотворения

Идейный смысл бессмертного произведения Лермонтова «Смерть поэта» заключается в протесте автора сложившейся общественной позиции, покрывающей преступника и безразличной к утрате литературного гения. Гибель Пушкина, как противника застоялым взглядам богатого общества, Лермонтов соединяет с восстанием против устаревших взглядов на миропонимание и происхождение человека.

В своем творении «Смерть поэта» Лермонтов темой и движущей силой общества считает богатые устои приближенных к государю лиц. Восставшего против такого неправильного понимания мира Пушкина общество игнорировало и избегало. Постигшее одиночество и нелепая смерть талантливого человека поджигает внутренний огонь противостояния и защиты в душе молодого Лермонтова. Михаил Юрьевич понимает, что противостоять одному против целого общественного уклада довольно сложно, но Пушкин осмелился и не убоялся гнева высокопоставленных чинов. Этим стихотворением Лермонтов показывает виновность общества в смерти поэта.

Способ стихосложения

Несмотря на трагичность и сарказм, преобладающие в произведении, Лермонтов использует многочисленные приемы стихосложения. В произведении четко видны сравнения: «Угас, как светоч», «Увял торжественный венок». Жизнь Пушкина автор стихотворения связывает со свечой, освещающей путь, но угасшей слишком рано. Вторая половина стихотворения насыщена антитезами между светом поэта и тьмой общества. Применение эпитетов: «пустое сердце», «миг кровавый» и метафор: «жалкий лепет оправданья», «на ловлю счастья и чинов заброшен» добавляет произведению дополнительную художественную выразительность.

После прочтения данного произведения в душе остается отзыв смерти поэта и противостояние неправильной гибели таланта.

Самые популярные материалы февраля для 9 класса.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения - конфликт поэта и толпы.
В стихотворении Лермонтов обвиняет в смерти Пушкина не только его убийцу – Дантеса, но и всю окружающую толпу. По мнению автора, причина гибели Пушкина в том, что светское общество не понимает «его свободный, смелый дар», вследствие чего поэт обречен на одиночество, которое не может вынести. Он бросается в чуждый для него мир и погибает.
Стихотворение написано 4-стопным ямбом, но во второй части он сменяется вольным (4-5-6-стопным) ямбом, к которому Лермонтов часто прибегал в своей лирике.
Структура стихотворения отличается одновременно сложностью и простотой композиции: несколько законченных фрагментов, имеющих каждый свою стилистику, подчинены общему развитию идеи. В стихотворении легко выделяются три относительно самостоятельные части.
Первая – не просто гибель поэта, а его убийство - неизбежное следствие его давнего одинокого противостояния «свету»:
… И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой…
Вторая часть заметно отличается от первой. В ней главной выступает надгробная элегия, скорбь о преждевременной смерти поэта:
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
В этой части Лермонтов дает волю глубоко личному чувству любви и боли. И именно в этой части отчетливо изображается поэтический облик Пушкина.
Третья часть, последние шестнадцать строк Лермонтова к стихотворению, – это обвинение, перерастающее в проклятье. Лермонтов пытается отомстить за смерть Пушкина, показать его убийцу:
«Вы, жаждою толпой стоящие у трона…
Свободы, Гения и Славы палачи».
Мне очень понравилось стихотворение «Смерть поэта» и понравилось в первую очередь тем, что в нем Лермонтов не побоялся рассказать об истинном убийце Пушкина, хотя знал, что может быть за это наказан.

Стихотворение «Смерть поэта» относится ко второму периоду творчества поэта и датируется 1837 годом. Считается, что Михаил Лермонтов в это время автор стал наиболее остро чувствовать реалии окружающей его действительности. Стихотворение стало откликом Михаила Юрьевича на трагическую гибель Пушкина.

В произведении показаны не только личные чувства автора, но и отношение к той утрате, которую понесла Россия, после смерти Пушкина. Раздумывая над причинами гибели Пушкина, Лермонтов показывает яркую картину общественной травли, клеветы, на которую шли враги. Поэт стал жертвой клеветы, затрагивающей его достоинство - враги добились своей цели.

Погиб Поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..

Несмотря на смерть Пушкина, противостояние поэта (как образного явления) и подлой толпы не прекратилось. Толпа в этом стихотворении - орудие судьбы, в которой отсутствует разумное начало. Но Бог все видит и слышит, он будет судить виновных справедливо. Его нельзя подкупить золотом, деньгами, как наш земной суд, который находится во власти богачей.

Но есть и божий суд, наперсники - разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Божья кара будет для них вечной, так как невинную смерть
никогда не искупишь.
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Но, пока божий суд не свершился, Лермонтов беспощаден к Дантесу: убийце Пушкина. Он называет его хладнокровным убийцей, человеком, который презирает саму Россию и ее жителей.

Чтобы увеличить эстетическое воздействие на читателя, подчеркнуть выразительность языка, автор использует изобразительные средства: тропы.

Для того, чтобы лучше передать, как и из-за чего погиб поэт, как к нему относились люди знати, как после его смерти они поняли, что потеряли, а, также, чтобы показать, каким был Александр Сергеевич, Лермонтов использует очень много эпитетов: «оклеванный молвой», «мелочных обид», «пустых похвал ненужный хор и жалкий лепет оправданья», «свободный, смелый дар», «дивный гений», «торжественный венок»). Также употребляются метафоры для того, чтобы представить происходящее перед нами в более яркой форме: «невольник чести», «мир кровавый» и др., а также перифразы: «взят могилой», «на устах его печаль»; сравнения:

И он убит - и взят могилой, как тот певец,
неведомый, но милый…
…Сраженный, как и он, безжалостной рукой.;

Гиперболы:

…Пятою рабскою поправшие обломки.

…Пал, оклеветанный молвой…
Поникнув гордой головой

То на предпоследний:

Погиб Поэт! - невольник чести…
С свинцом в груди и жаждой мести…

«Смерть поэта» - это не просто стихотворение, а речь тех, кто был не согласен со складывающимся положением дел, новый образец политики, лирики, бьющей точно в цель.

М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта» в возрасте 23 лет, в тот ужасный год, когда Россия потеряла своего самого великого гения – А.С. Пушкина (1837). 9 февраля весть о дуэли поэта дошла до Лермонтова, и в тот же день стихотворение в списках распространилось по Петербургу. Пушкина оплакивали не только родственники и люди его круга, но и простой народ - все, кто когда-либо читал его произведения.

И поэтому стихи Лермонтова нашли отклик в душах миллионов людей. По словам литературного критика И.И. Панаева, «стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми». Конечно, они дошли и до властей, которые были глубоко оскорблены обвинениями Лермонтова и не замедлили отправить незадачливого поэта в ссылку на Кавказ.

В своём стихотворении Лермонтов искренне выразил все свои чувства и мысли по поводу смерти Александра Сергеевича. Откровенно говоря, Лермонтов считал смерть Пушкина «убийством». Он обвинял в трагической гибели поэта не только Дантеса, но и общество, причём даже в большей степени. Он укорял свет в клевете, в лицемерии, в коварных замыслах и глупых пересудах, которые и погубили поэта. «И прежний сняв венок - они венец терновый, // Увитый лаврами, надели на него:// Но иглы тайные сурово //Язвили славное чело;

Несомненно, во всём, сказанном Лермонтовым в стихотворении «Смерть поэта» есть доля правды. Но, тем не менее, оно представляет собой именно видение Лермонтова. Образ Пушкина, созданный им, не совсем соответствовал действительности. Лермонтов считал, что Пушкин пал жертвой в борьбе с непониманием общества. «Восстал он против мнений света //Один как прежде... и убит!», «Отравлены его последние мгновенья //Коварным шёпотом насмешливых невежд, //И умер он - с напрасной жаждой мщенья, //С досадой тайною обманутых надежд.» А это уже отсылки к романтизму, от которого сам Пушкин был далёк. В этом стихотворении, как и во всех прочих, прослеживается ненависть Лермонтова к обществу, его романтическое восприятие мира. Несчастный поэт всю жизнь страдал от неудовлетворённости жизнью, от несоответствия свих идеалов реальности, и приписал эти же качества Пушкину. На самом же деле А. С. был выше общества, он, в отличие от Лермонтова, умел не замечать «клеветников ничтожных», пропускать мимо ушей злостные насмешки (подобно тому, как гордый лев не обращает внимания на мелких птичек нахально скачущих по его спине). Его творческий взгляд был устремлён в будущее, мимо хаоса и суеты, царивших в обществе.

Стихотворение «Смерть поэта» написано в форме лирического монолога, но в нём присутствуют также элементы оды и элегии. Лермонтов то гневно и жестоко бросает обвинения «свету», то пускается в грустные размышления о судьбе А.С. Пушкина. Интонация в стихотворении постоянно меняется – мы видим то яркую, возвышенную, пылкую, декламационную лексику, свойственную жанру оды; то плавную, задумчивую речь с воспоминаниями, размышлениями и сожалениями, характерную элегии.

Размер стихосложения и рифмовка также меняются в зависимости от темы и смысла строфы – размер колеблется от 4ёх до 6и стопного ямба, а рифмовка используется всех трёх видов – и перекрёстная, и парная, и опоясывающая.

Лексика в стихотворении очень богата эпитетами и метафорами: «мелочных обид», «пустых похвал», «жалкий лепет», «пустое сердце», «свет завистливый и душный» - такими жестокими эпитетами автор награждает тех, кого он считает виновным в смерти Пушкина. Эпитеты, относящиеся к поэту: «гордой головой», «свободный, смелый дар», «дивный гений» . Видно, что Лермонтов уже тогда относился к Пушкину, как к национальному достоянию. Он с возмущением говорит, что Дантес не ведал, «на что он руку поднимал». Метафоры: «невольник чести», «позора мелочных обид», «хор похвал», «судьбы приговор», «миг кровавый», «взят могилой» и т.д.

Отмщенья, государь, отмщенья!
‎Паду к ногам твоим:
‎Будь справедлив и накажи убийцу,
‎Чтоб казнь его в позднейшие века
‎Твой правый суд потомству возвестила,
‎Чтоб видели злодеи в ней пример.

Погиб поэт! - невольник чести, -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? Веселитесь… он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навёл удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьётся ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. Издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока.
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы,
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..

И он убит - и взят могилой, ‎ Как тот певец, неведомый, но милый, ‎‎ ‎ Добыча ревности глухой, ‎‎ Воспетый им с такою чудной силой, Сражённый, как и он, безжалостной рукой. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, ‎‎ Он, с юных лет постигнувший людей?.. И, прежний сняв венок, - они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него, ‎‎ ‎ Но иглы тайные сурово ‎‎ ‎ Язвили славное чело. Отравлены его последние мгновенья Коварным шепотом насмешливых невежд, ‎‎ И умер он - с напрасной жаждой мщенья, С досадой тайною обманутых надежд. ‎‎ ‎ Замолкли звуки чудных песен, ‎‎ ‎ Не раздаваться им опять: ‎‎ ‎ Приют певца угрюм и тесен, ‎‎ ‎ И на устах его печать. ‎‎ ‎ А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! ‎‎ Таитесь вы под сению закона, ‎‎ Пред вами суд и правда - всё молчи!.. Но есть и божий суд, наперсники разврата! ‎‎ ‎ Есть грозный суд: он ждёт; ‎‎ ‎ Он недоступен звону злата, И мысли и дела он знает наперёд. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью - ‎ ‎ Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью ‎‎ ‎ Поэта праведную кровь!

Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта»

Не секрет, что Михаил Лермонтов восхищался творчеством своего современника, Александра Пушкина, и считал его одним из ярких представителей русской литературы. Поэтому гибель кумира произвела на Лермонтова очень сильное впечатление. Более, того, он оказался одним и немногих, кто правдиво рассказал об этом трагическом событии, посвятив Пушкину одно из самых сильных и ярких своих произведений – стихотворение «Смерть поэта» .

Оно состоит из двух различных как по размеру, так и по настроению частей. Первая из них представляет собой печальную элегию, в которой Лермонтов описывает трагические события января 1837 года. Однако уже с первых строк ясен подтекст стихотворения, в котором прямым убийцей Пушкина Михаил Лермонтов называет не дуэлянта Дантеса, а высшее общество, которое насмехалось над поэтом и унижало его при каждом удобном случае. Действительно, прямое либо косвенное оскорбление Пушкина при его жизни являлось чуть ли не национальным развлечением светского общества, которому предавались не только князья и графы, но и первые лица государства. Чего стоит одно только присвоение поэту царем Николаем I чина камер-юнкера в 1834 году, когда Пушкину уже исполнилось 34 года. Чтобы понимать всю степень и глубину унижения поэта, нужно учитывать, что подобного чина, как правило, удостаивались 16-летние юноши, которым отводилась роль придворных пажей.

В стихотворении «Смерть поэта» Михаил Лермонтов открыто говорит о лицемерии людей, которые при жизни унижали Пушкина, а после его смерти надели маску вселенской скорби . «… к чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор и жалкий лепет оправданья?», - пытается обличить светское общество Лермонтов. И тут же намекает на то, что гибель Пушкина была неизбежной, так как, по преданию, смерть на дуэли поэту еще в юности предсказала гадалка, в точности описав внешность того, кто сделает роковой выстрел. Поэтому в стихотворении появляется достаточно загадочная строчка о том, что «судьбы свершился приговор».

Лермонтов не оправдывает Дантеса, на совести которого – гибель одного из самых талантливых русских поэтов. Однако он подчеркивает, что убийца Пушкина «дерзко презирал земли чужой язык и нравы». Тем не менее, люди, которые разжигали конфликт между Пушкиным и Дантесом, хорошо отдавали себе отчет в том, что на кон поставлена жизнь человека, который уже успел прославить русскую литературу. Поэтому именно их Лермонтов считает истинными убийцами поэта.

Вторая часть стихотворения, более короткая и емкая, наполнена едким сарказмом и напрямую обращена ко всем тем, кто виновен в гибели поэта . Их Лермонтов изображает в качестве «надменных потомков», заслуга которых лишь в том, что они появились на свет у прославленных отцов. Автор убежден, что так называемая «золотая молодежь» надежно защищена «сенью закона», поэтому избежит наказания за смерть Пушкина. Но при этом Лермонтов напоминает, что еще существует и Божий суд, который « недоступен звону злата». Перед ним всем явным и неявным убийцам поэта рано или поздно все равно придется предстать, и тогда справедливость наверняка восторжествует. Пусть не по законам земли, а по законам неба, которые автор считает более честными и справедливыми. «И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь!», - убежден Лермонтов, не подозревая о том, что через несколько лет сам станет жертвой дуэли. И так же, как и Пушкин, погибнет не от пули, а от презрения и равнодушия общества, в котором пророки приравниваются к прокаженным, а поэты – к придворным шутам, не имеющим право на собственное мнение.