Определим, что такое состав числа. Определим, что такое состав числа Состав чисел от 0 до 10

Официально ребенок при поступлении в школу не обязан уметь считать, читать и писать. Однако большинство ребят идут в первый класс, освоив эти навыки. Помогая дошкольнику понять методику счета в пределах 20, родители облегчают старт его учебы. Обучение состава простых чисел происходит в процессе игры, в различных бытовых ситуациях. Это позволяет взрослым ненавязчиво и наглядно преподать устный счет, простимулировать интерес крохи к познанию окружающего мира.

Как наглядно объяснить дошкольнику состав числа?

Для успешного освоение математики в школе следует постараться научить сына или дочку простейшему счету до поступления в школу. Начинать нужно с представления чисел и их графического обозначения – цифр. Последних всего десять – от 0 до 9, и число 10 состоит из цифр 1 и 0, которые обозначают количество чего-либо (конфет, кубиков, яблок).

Выучить цифровой ряд до 10 туда и обратно в ходе игры и практических действий можно за несколько вечеров. Чтобы малыш сразу усвоил, как он формируется, важно объяснить, что каждое последующее число отличается от предыдущего в сторону увеличения (при счете от 0 до 9) или уменьшения (при счете в обратном направлении). Это научит его отличать порядковые и количественные числительные (например, четвертый в числовом ряду или четыре предмета).

Увлекательное и эффективное обучение счету

В компании с любящими родителями обучение счету и составу числа превращается в увлекательное занятие. Для того, чтобы малыш смог усвоить и наглядно оценить все, что объясняют старшие, понадобятся:

  • счетные палочки;
  • счеты (их можно привлечь, играя в магазин);
  • кубики;
  • самодельные карточки;
  • числовые дома;
  • игрушки или конфеты;
  • пуговицы разного цвета.

Занятие 1: понятие о составе числа



Счеты помогут изучить все числа. Можно применить их, играя в магазин

Развить интерес ребенка к математике помогут игрушки, детская посуда, кубики, иные одинаковые предметы домашнего обихода. Изучение начинают с числа 2, попросив ребенка положить на стол кубик и уточнив, что нужно сделать, чтобы их стало два. Обычно 5-6 летний малыш способен догадаться, в чем дело. Младшему по возрасту ребенку можно дать подсказку.

Закрепить упражнение следует с использованием других предметов. Ребенку важно запомнить, что число 2 в любом случае включает две единицы, независимо от того, какие предметы его составляют (2 банки, 2 книжки, 2 кусочка мыла и так далее). Пусть он выкладывает на стол по 2 предмета, которые ему нравятся (камешки, кубики, ягоды, каштаны или орехи).

  • выложить 3 монеты по одной (на разном расстоянии или «в столбик»);
  • к двум монетам прибавить одну (две монеты положить вместе, а одну – на расстоянии);
  • к одной монете прибавить две.

После того как малыш освоит «тройку» (поймет, что три монеты вместе, это то же самое, что и две с одной, попрактикуется собирать их воедино), можно учить цифру 4 в игровой форме. Здесь помогут шашки и доска. Следует предложить маленькому ученику положить на доску 4 шашки белого цвета, а затем задать вопрос: сколько шашек останется, если заменить одну белую шашку на черную? Сколько будет их всего, если выстроить 2 белые и 2 черные шашки? Ребенку важно понимать, что число 4 получится при любом варианте перестановки.

Учить правильно состав числа поможет вовлечение дошкольника в решение бытовых задач. Например, попросить его разложить вилки для семейного ужина. Сначала можно дать ему один прибор и спросить, сколько еще нужно для семьи. Подумав, ребенок сможет дать правильный ответ. Совместное изучение карточек также позволит быстрее освоить состав числа.

Занятие 2: работа с карточками



Карточки с цифрами можно легко изготовить самостоятельно

На этом этапе важно подключить 2 вида карточек (купленных или изготовленных самостоятельно). Желательно, чтобы в первом варианте они состояли из двух половинок. На одной стороне может быть нарисован предмет, а на другой – 2,3,4,5 и более его копий. Половинки может объединять знак «+», или его можно сделать отдельно.

Второй вариант карточек – это набор картинок, где предметы изображены единым множеством, без разделения. Когда у малыша получится сопоставлять числа и цифры, можно изготовить третий комплект карточек с цифровыми изображениями. Карточек должно хватить для того, чтобы он смог представить одно и то же число в разных вариантах (например, 5 – это 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1).

Занятия с карточками проходят в непринужденной форме. Малышу следует показать карточку, на которой изображено, например, 6 снежинок и предложить собрать столько же снежинок из предложенных картинок. Важно иногда меняться ролями. Путь ребенок дает взрослым задания, исправляет их намеренные ошибки, учится контролировать действия других людей. Аналогичная работа ведется с цифровыми карточками. Ребенок должен научиться подбирать несколько вариантов состава предложенного числа.

Занятие 3: подключение числовых домиков



Числовые домики можно рисовать в тетради или изготовить их из цветной бумаги, в окошки домика ребенок будет ставить необходимые карточки с цифрами

Числовые домики помогают закрепить навыки устного счета. Они представлены в учебниках, но картинки можно нарисовать и самостоятельно. Каждый дом имеет крышу и несколько квартир, расположенных в 2 ряда. Высота зависит от числа, к которому подбираются комбинации. Например, для двойки достаточно 2 этажей (1+1, 2+0), для тройки – 3 (1+2,2+1,3+0) и так далее.

Рисовать домики можно вместе с ребенком, попутно показывая, зачем и как их заполнять. В треугольнике на крыше записывается число от 2 до 10. Ребенку объясняют, что на одном этаже в двух квартирах живет столько жильцов, сколько указано на крыше (например, 5 жильцов). Пусть в одной из квартир самого нижнего этажа живет один человек, тогда с помощью счетных палочек малыш определяет, что во второй обитают 4 жильца.

Поднимаясь по этажам и заселяя их, ребенок определит состав пар (1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1). Для закрепления результата можно развесить листики с домами по квартире, чтобы ребенок учился заполнять их карандашом. Когда малыш освоит состав 10, можно переходить к более сложной программе.

Варианты числовых домиков, которые можно легко распечатать или изготовить сами по аналогии:

Вариант 2:

Освоение второго десятка чисел

Объяснить ребенку в доступной форме получение чисел более 10 не всегда просто. Сначала важно освоить устный счет до 20, показать малышу, как пишутся все изученные числа. Вопрос, почему и зачем 7+4 записывается как 11, возникнет обязательно. Важно объяснить на бумаге, что для удобства большие числа считают по 10. Сложение 7 и 3 – это десяток, а прибавить нужно 4, то есть не хватает единицы. Получается, что результат составляет 7+3 и еще единицу, то есть 11.

Еще одно наглядное упражнение можно делать с орехами, конфетами, деталями конструктора. Следует отсчитать 15 предметов, записать их количество цифрой. Затем разложить их на 10 и 5 и показать, что десяток в двухзначном счете записывается единицей, а 5 – число единиц. Также стоит поступить, отсчитав 20 предметов и показать, что оно включает 2 десятка, а число 21 – это столько же, плюс еще единица.

Обучение счету первоклассников

Если приступить к обучению ребенка в 4-5 лет, то уже к школе он будет легко оперировать двумя десятками. Иногда родители не спешат, полагая, что это обязанность школы. В скором времени после поступления в первый класс у них возникнет вопрос, как объяснить ребенку состав числа. Большинство его сверстников приходят в школу подготовленными, и учителя ориентируются на них, поэтому догонять придется в ускоренном ритме.

С первоклассником лучше заниматься по той же схеме, что и с дошколенком. Нужно дать ему возможность поработать с частями (слагаемыми) числа. Для этого подойдут задачи, где известно общее число предметов и количество одного вида, и требуется определить число предметов другого вида. Например, 5 столовых приборов, из них 2 вилки, и нужно найти ложки.



Если развесить карточки по всему дому, то можно повторять хоть цифры, хоть буквы в любое время и месте

Актуальны для первоклассника и числовые домики, черчение отрезков по клеточкам, составление чисел с помощью счетных палочек. Можно поиграть, предложив малышу угадать, сколько конфет зажато в кулаке. Следует заинтриговать ребенка: «если к 2 ирискам, что я держу в руке, добавить еще 2, то получится столько, сколько у меня в руке”.

Когда школьнику плохо дается счет, можно предположить проблемы с памятью, концентрацией внимания, проблемах в развитии. Определить причину позволит консультация с психологом, логопедом, учителем, педиатром.

Обучение счету – во многом творческий процесс. Сын играет в футбол – считайте вместе голы, дочка кормит голубей – считайте птиц, сравнивайте, каких и на сколько больше. Если малыш любит рисовать, можно попросить его изобразить определенное количество мячиков, машинок и других предметов. Если лепить – создать заданное число фигурок. Попутно стоит задавать «хитрые» вопросы: «могу я взять у тебя один карандаш, сколько у тебя теперь осталось?» и другие подобные.

Заставлять ребенка считать не нужно, это лишь отобьет охоту к учебе. Каждое занятие должно проходить не более 15 минут в спокойной, доверительной атмосфере. Закреплять их можно на прогулках, считая деревья, дома, транспорт. Дополнительно следует подключать обучающие счету мультфильмы, фото и видео, которые широко представлены в интернете. Родителям важно быть последовательными и терпеливыми. Только тогда их чадо научится оперировать простыми и сложными цифрами.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Конспект интегрированного урока: математика + информатика

Класс: 1 б, МБОУ «СОШ № 25»

Учитель: Головачёва Н.П.

Тема: Состав чисел от 0 до 10. Последовательность чисел. Чтение, запись и сравнение чисел.
Дата проведения: 10.12.2014 г.

Технология: деятельностная.

Оборудование: учебник математики Моро, рабочая тетрадь по информатике 1 класс (2 часть, А. Семенов), наглядные пособия: цветик-семицветик, рисунок девочки Маши.

ХОД УРОКА

I. Организация начала урока

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
– Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли на месте
Все ли в порядке
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”.

– Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим с вами удивительное путешествие по сказке. Отгадайте, в какую сказку мы совершим путешествие!

“Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели!”

– Какая это сказка? Назовите героев сказки.

– Героиня сказки Маша пришла с цветиком-семицветиком к нам на урок. На этом цветке она принесла задание. Если мы выполним все задания правильно, то отгадаем сюрприз, который приготовила Маша.

– Итак, в добрый путь, отрываем лепесток с заданием!

II. Актуализация знаний

№ 1. Разминка “Веселые ребусы”

Отгадайте ребусы!


– Молодцы! Вы правильно отгадали ребус.

– Какая умная машина нам будет помогать сегодня на уроке, выполнять задания?

– Молодцы! Маша вами довольна и за это вам дарит 1-ый лепесток, а на нем буква:

– Какая? (М)

№ 2 Игра “Молчанка”

– Вот Маша сейчас и посмотрит, как вы умеете работать молча.

На доске дан ряд чисел, некоторые пропущены. Работать будем на компьютере. Повторим технику безопасности при работе с компьютером. На нем вы будете набирать те числа, которые пропущены.


– Хорошо, открыли ряд чисел. А теперь давайте хором прочитаем его, начиная с наименьшего числа; с наибольшего числа.

2. Работа с числовым рядом (работа с математическими веерами).

  • счет до 10 и обратно;
  • сосчитайте от 9 до 6, от 10 до 3;
  • назовите последующее число 8, 4;
  • назовите предыдущее число 10, 7;
  • какое число стоит между 8 и 5, 6 и 7?
  • какое число стоит слева от 7, справа от3?
  • назовите соседей числа 4.

– Какая закономерность получается?

– Начиная с числа 10, отсчитывай по 1. Комментируй.

– Какова здесь закономерность?

– Уменьшите 4 на 1 и покажите ответ?

– Что, значит, увеличить на; уменьшить на?

– А какое число в этом ряду лишнее? Почему?

– Молодцы! Вот вам 2-ой лепесток и буква. (О)

III. Закрепление изученного материала

1. Арифметический диктант “Тест”.

– А теперь я и Маша посмотрим, как вы все хорошо повторили. Для этого я вам раздала карточки. На них дан числовой ряд от 1 до 10. Для этого задания вам понадобится: красный, зеленый, желтый, синий, черный карандаши.


– Возьмите красный карандаш.

1. Какое число на 1 больше, чем 8? (Обводим ответ.)

– Возьмите зеленый карандаш.

2. Какое число на 1 меньше, чем 5?

– Возьмем желтый карандаш.

3. Шесть плюс два (6 + 2)

– Возьмем синий.

4. Пять минус два (5 – 2)

– Возьмем черный.

5. Увеличить 6 на 1.

– А теперь карточки положить на середину парты. Самопроверка по компьютеру (на экране числовой ряд с ответами).

– Почти все справились с заданием, получаете 3 лепесток, буква (Л)

2.Физкультминутка

Игра “Будь внимателен”

– За этой игрой будет следить девочка Маша и я. Все встанем. Я сейчас показывать круг, а в нем будут точки, вот, сколько будет точек, столько раз надо будет поднять руки, начнем по команде (3–4 раза).

Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Приседаем столько раз,
Сколько мячиков у нас.
На носочки встали,
Потолок достали
И тихонько сядем.

– К Маше я подставила карточки с цифрой 3 (сколько раз поднимали руки) и 2 (приседали).

– Сколько было подниманий? (3) Какое число сильнее!!!

– Сколько было приседаний? (2)

– Что больше 3 или 2?

– На сколько больше? (На 1)

3.Работа в тетрадях

– Давайте запишем это в тетрадь.

3 > 2

– Здесь же решаем еще несколько заданий (сравниваем).

8 4 = 4.

– Какая запись лишняя? Почему?

– Вручается следующий лепесток. (О)

Решение задачи

– Прежде чем решать задачу, повторим части задачи. Открываем учебник стр. 90 № 7. Прочитайте условие задачи. Назовите вопрос задачи. – Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? Что нам известно для этого? Изобразите эту задачу рисунком и решите ее.

Один ученик рабтает у доски.

– Пирожки изображали круг. Закрасьте желтым цветом, т.к. пирожки румяные.

– Как узнаем, сколько было пирожков?

2 + 2 = 4 (п.)

Ответ: 4 пирожка

– Так почему же мы решали “сложением”?

– А как мы называем компоненты при сложении? (Слагаемые и сумма)

– Молодцы? За это задание вам следующий лепесток. (Д)

4.Игра “Рыболов”

– Сейчас поиграем в рыбаков. Маша будет следить за тем, как вы умеете себя правильно вести во время игры.


– В нашем водоеме плавают волшебные рыбки, чтобы их поймать, надо верно прочитать пример и решить его. Читать надо по-разному.

Запись с комментированием.

– Но этих рыбок мы опять будем опускать в воду, для того чтобы они не погибли. На какие 2 группы можно разделить выражения?

– Молодцы! За это вам лепесток. (Ц)

5.Работа с геометрическим материалом

Игра “Составить фигуру”

– А теперь, Маша, посмотрит, как вы умеете работать с геометрическим материалом. Вы должны построить фигуру, как на рисунке, который принесла с собой эта девочка. Что это? Из каких геометрических фигур состоит? Посчитайте сколько палочек надо взять и постройте точно такую же фигуру.

– Сколько их?

– Сколько геометрических фигур вы видите на рисунке? Какие?

– Почему они так называются?

– А теперь, переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.

– Сколько использовано палочек? (6)

– Составьте.

– Сколько стало геометрических фигур? Какие? Стало больше или меньше?

– Молодцы! Последний лепесток (Ы)

IV. Итоговая рефлексия

– Хорошо поработали! А теперь прочитайте, какое слово у нас получилось?

– Это слово относится к вам.

– Почему карточки разного цвета?

– На какие группы поделим данные буквы?

– Чему вы сегодня научились на уроке? Какие задания удались? Каких знаний и умений нам не хватило для успешной работы?

– В своих тетрадях нарисуйте личико, которое отобразит ваше настроение. Если хорошее – то личико смеется, если плохое, то оно плачет

– Маша осталась вами довольна, и приготовила для вас сюрприз. Вот эти волшебные цветочки. (Раздаются изготовленные из бумаги цветики-семицветики). Вы можете их носить с собой и не забывать о том, что, так как вы работали сегодня на уроке, надо работать всегда на всех уроках, но не только в школе, но и дома.

– Маша, говорит вам спасибо и возвращается в сказку.


Интерактивный урок

математики в 1 классе

«Путешествие в Сказочное

Математическое Королевство».

Тема: «Числа от 1 до 10. Состав чисел

первого десятка. Сравнение чисел.

Дополнение равенств».

Урок разработала

учитель начальных классов

высшей категории,

старший учитель

Одесской СШ №117

Кравец Наталия Ивановна

Урок математики в 1 классе

Тема: « Числа от 1 до 10. Состав чисел первого десятка. Сравнение чисел.

Дополнение равенств » .

Цель урока:

    обобщение имеющихся у учащихся знаний, закрепление вычислительных умений и навыков счёта в пределах 10.

Задачи урока:

    Формировать вычислительные навыки и знание состава чисел в пределах первого десятка.

    Развивать логические операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение, способствуя развитию мышления в целом.

    Развивать речь уч-ся, использование математических терминов

и понятий.

    Воспитывать трудолюбие, усидчивость, активность, аккуратность, коллективизм.

Оборудование : компьютер, экран телевизора, учебник «Математика, 1 класс. Авт.:Богданович, Лышенко», тетрадь, презентация урока, счётный материал, карточки для экспресс-контроля, наглядный материал.

Ход урока

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Давайте поприветствуем партнёров по плечу, помашем рукой и улыбнемся. Подарите свою улыбку друг другу.

Сначала предложим сесть девочкам, а потом и мальчикам. Ведь сначала красота, а потом - сила.

Математика! Мир без неё был бы неинтересным. Не было бы научных открытий ни на море, ни на суше, ни во Вселенной. Ребята, давайте совершать необыкновенное путешествие в мир занимательных задач,

загадок и вопросов!

А я предлагаю начать наш урок с математической разминки. Итак, начнем.

2. Разминка. Задачи на смекалку.

1) Сколько ушей у трёх мышей?

2) Сколько лап у двух медвежат?

3) Когда цапля стоит на одной ноге, она весит 10 кг. Сколько она будет весить, если встанет на две ноги?

4) На кочке сидело 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?

3. Мотивация к учебной деятельности.

- Попробуйте договориться друг с другом. Кто из вас положит на парту 3 карандаша, а кто 2 карандаша. Договорились?

А теперь все карандаши положите на середину парты.

Что вы сейчас сделали? (Объединили, сложили, соединили….)

А что ещё в повседневной жизни нам приходится объединять, складывать и соединять? (Складывать портфель, учебники, пазлы и т.д.).

- Что же сегодня на уроке будем делать? (Складывать выражения, решать примеры….)

- И если вы такие дружные, то мы можем начать наше путешествие. Да?

Сегодня мы совершим с вами путешествие на ковре-самолете .



А отправляемся мы с вами в Сказочное Математическое Королевство.

4.Формулирование темы урока, постановка цели

Перед нами хозяин Сказочного Математического Королевства- Царь , который повелевает…..

Вот так указ….Раз такой указ издан для нас, то подумайте, чем мы можем заниматься на уроке?

Итак, вперед. Интересно, что же ждет нас в Сказочном Математическом Королевстве?

5. Закрепление пройденного материала.

1) Устный счёт.

И на пути у нас знакомство с весёлым, добрым человечком, который живёт на крыше и очень любит баловаться сладкими плюшками.

Конечно, вы узнали Карлсона.

Задание от Карлсона.

Устный счёт. Повторение состава чисел от 2 до 10. Дети работают у компьютера.



А мы продолжаем наше путешествие по Сказочному Королевству и готовимся к встрече с замечательной умницей Мальвиной, которая очень любит аккуратных и умных ребят. Именно таким она хотела видеть Буратино.

(промотр фрагмента мультфильма)

2) Работа в тетради.

Каллиграфическая минутка.

«Конкурс Красавиц».

(лучшую цифру отметьте короной)

Обведите в тетради 10 клеточек. Раскрасьте 3-ю и 9-ю клеточки.

Напишите одну строку числа 10.

(написание цифр повторяем с волшебным карандашом)

Сколько клеточек мы используем для записи однозначного числа? А для двузначного?

Я тетрадочку открою,

И наклонно положу,

И от вас, друзья, не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо – не согнусь,

За работу я примусь.

В мире интересного: В Венгрии, в Будапеште, поставили памятник 0 . Ни одна другая цифра не удостоилась такой чести. А ещё памятник 0 км поставлен на берегу Дуная.


3) Офтальмологическая минутка

Зарядка для глаз с крошкой Енотом.

4) Математический диктант

Проводим диктант с добрым котом Леопольдом.

(промотр фрагмента мультфильма)

Один ученик работает у доски, затем второй ученик дописывает диктант.



Запишите число, предыдущее числу 2.

Запишите число, следющее за числом 1.

Увеличьте число 2 на 1 единицу.

Уменьшите число 6 на 2 единицы.

Соседи какого числа 4 и 6.

Уменьшите 8 на 2 единицы.

Запишите число большее числа 4 на 3 единицы.

Запишите следующее число.

Запишите наибольшее однозначное число.

Наименьшее двузначное число.

( проверка) (1,2,3,4,5… 6,7,8,9,10)

Как называется такая запись? (Натуральный ряд чисел)

- Почему он так называется? (Потому что кажое следующее число увеличивается на единицу.)

Всё ли правильно в записи? (Нет, мы должны поставить многоточие, так как натуральный ряд чисел мы можем продолжить.)

От 6 до 10 тоже натуральный ряд? (Нет, потому что он не начинается с едини цы.)

А какое число мы можем считать лишним в записи? (10, двузначное)

- А мы отправляемся дальше в Страну Чисел.

5) Игра «Живые числа».

6) Физминутка.

Физминутка «Автобус».

7) Решение примеров.

Кто-то в ступе к нам летит навстречу.

- Баба-Яга является героем многих русских народных сказок. Назовите такие.

Баба-Яга махнула метлой

Кочки вдруг появились кругом .

Задание от Бабы-Яги.

Числа «сбежали» в 1-Б класс. Найдите их.

6+ =10 -2=7 9- =4

3=4 3+ =8 + 4 =6

Молодцы. Все кочки преодолели.

8) Решение задач, составление равенств.

- Емеля из какой сказки? На чем он передвигался?

Емеля просит нас помочь ему растопить печь. А что для этого нужно?

Нужны дрова! Каждый пример-это полено. Решим все примеры, запишем равенства правильно - печь и затопится.

Составление равенств по анимированным задачам на сайдах.

«Живые задачи».


Емеля благодарит вас, ребята. А мы двигаемся дальше.

Физминутка с Красной Шапочкой. (звучит песня Красной Шапочки)



Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила

Девочка имя забыла свое

Ну, отгадайте, как звали ее?

- Красная Шапочка поможет нам провести физминутку.

Что вы видите?(геом. фигуры.) Какие?

Красная Шапочка просит вас выполнить ее команды.



Ск. видите квадратов- столько раз наклонитесь.

Ск. прямоугольников-столько раз подпрыгните.

Ск. кругов- столько раз присядьте.

Мы помогли Красной Шапочке, и теперь она пойдет к бабушке.

6.Закрепление изученного материала

А вот еще одна героиня- Царевна-Несмеяна .

Помогите ей выполнить задание, а то ее слезы ручьем перекроют нам дорогу.

Задание «Математика в стихах»

1.Четыре книжки у Павлушки,

Шесть – у Андрюшки.

Сколько книжек у детей?

Сосчитайте поскорей. (4+6=10)

2. Семь синиц на ветку сели,

К ним ещё три прилетели.

Сосчитайте быстро, детки,

Сколько птиц сидит на ветке? (7+3=10)

Спасибо. Мы помогли Несмеяне, она больше плакать не будет.

У каждого из вас, наверняка, есть заветное желание, и его исполнить нам поможет персонаж сказки, которая начинается словами…

«Жил старик со своею старухой

У самого синего моря…»

Какая это сказка?

Кто исполнял желания в этой сказке?

Будем кликать Золотую Рыбку . Но Рыбка появится только после вашей самостоятельной работы.



7.Контролирующее задание

(карточки экспресс-контроля)

Самостоятельная работа

Загадайте каждый свое заветное желание.

8. Итог урока и рефлексия учебной деятельности на уроке

Вот мы и подошли к концу нашего путешествия по Сказочному Математическому Королевству. Вспомните, что нам повелевал Царь?

Добились мы поставленной цели?

Какие сказочные герои нам встречались на пути?

Какие задания вам показались самыми интересными?

Что вы дома расскажите родителям?



Скажите, ребята, мы должны поблагодарить кого-то за урок? Кого?

(Наталию Ивановну, одноклассников, родителей, гостей…)

(Дети аплодируют себе).




Состав числа – это 2 числа, из которых состоит само число. Например состав числа 7 равен 3 и 4. Также состав числа от 7 может быть равен 2 и 5. Есть и другие варианты.

Другими словами, состав числа – это сумма сотней, десятков, единиц и других составляющих, которое в итоге нам дает само число. Например, число 524 состоит из 5 сотней, 2 десятков и 4 единиц. Каждое число имеет свой класс. Состав числа начинают изучать уже с первого класса. Изначально, детям состав числа объясняют с малых лет на счетных палочках. Так они легче начинают понимать.

Состав числа можно начать обучать ребенка:

  • На счетных палочках;
  • На бытовых предметах;
  • Использую различные пособия.

Инструкции при изучении состава числа

Для начала, нужно различать значение цифр и чисел. Цифры – это значения, из которых состоит число. Число обозначает количество предметов и так далее. Возьмем на примере 24 конфеты. Число 24 обозначает количество, а само число 24 состоит из цифр 2 и 4. То есть, состав числа 24 равен цифрам 2 и 4.

Для обучения детей состава числа, можно использовать, например счетные палочки. Научим, определят состав числа, например 5. Разделим 5 счетных палочек на 2 палочки и 3 палочки. Разложим палочки по разные стороны. На одной стороне лежит 2 счетные палочки, а на другой 3 счетные палочки. Так начиная с детства, дети изучают состав числа 5, которое например состоит из суммы 2 и 3.

И счет, ребенок сталкивается с понятием состава числа. Многие родители не задумываются и не обращают внимания на это, занимаясь заучиванием последовательностей. Однако изучение состава чисел ускорит запоминание, а также понимание ребенком принципа становления чисел.

Зачем это нужно?

Научить ребенка составу числа важно. Начиная от простого 10 и вводя понятия «десятки», «единицы», вы облегчите процесс запоминания чисел. Также ребенок логически поймет способ образования чисел от 10 и далее. Это будет плюсом и к выполнению арифметических операций, сравнению чисел.

Начало домашнего обучения станет успешным стартом в образовании малыша. Он не будет испытывать стресс при решении примеров и задач и отставать от темы. В современном стандарте образования упор делают на счет при помощи состава числа, а не используя счетные палочки и пальчики, поэтому обучение идет интенсивнее и эффективнее.

Оптимальный возраст

Понятие оптимального возраста относительно, ведь кто-то и в 4-5 тянется к счету, а кому-то трудно делать это и в школе. Однако выделяют важный дошкольный период – 5-6 лет. Именно тогда важно воспитывать в ребенке желание учиться и узнавать что-то новое. Бонус для обучения – гибкость ума малыша. В подготовительной группе упор занятий делают именно на счет. Детей при помощи простых картинок, жизненных примеров или пальчиков учат складывать и вычитать.

Чтобы облегчить этот процесс, именно сейчас важно научить ребенка составу чисел. В школе работа с составом чисел начинается в первом классе. Если первое полугодие проходит в легком темпе, то далее скорость обучения увеличивается: детей учат числам до ста.

Как научить быстро считать?

Научить ребенка считать до 10 легче всего. От того, как пройдет этот процесс, зависит его дальнейшее понимание чисел. Начинайте с простого: учите ребенка считать все, что видит вокруг (ступеньки, машины, деревья по пути в детский сад).

Обязательно акцентируйте внимание на единицу. Должно быть не разговорное «раз», а математическое «один». Не забывайте о пустоте – ноль. Далее начинайте учить цифры по книгам, читайте сказки с их применением. Затем обратите внимание на обратный счет (полет ракеты, уменьшение ягодок, конфет). Выучить счет в пределах 10 легче всего.

Для закрепления играйте в домики для цифр: задайте два числа, а ребенок должен сказать, какое между ними или перед и после. Например, 3 и 5. Между ними находится число 4. Перед 3 находится 4, а после 5-6. Напишите на листке цифру и попросите найти необходимое количество предметов (бусины, крупинки, горошины). Обязательно нужно использовать наглядность: игрушки, цифры, магнитные доски.

Учим считать правильно

После изучения чисел можно приступать и к счетным операциям. Покажите ребенку «фокус», как две цифры превращаются в одну путем объединения предметов или, наоборот, разделения. Дальше покажите, как можно считать на пальцах и при помощи разных предметов. Сравнивайте цифры. Научите определять из двух цифр меньшее и большее. Важно изучить знаки операций и обозначить их названия.

Когда дело дойдет до цифры десять, начинайте вводить понятия «единицы», «десятки».

Пусть цифра станет двухэтажным домом. Изучаем состав. Десятки – это этаж, а единицы – квартиры. Числа второго десятка объясните при помощи одинаковых игрушек выстроенных в два ряда по десять – от 11 до 18. Далее отметьте, что цифра 19 – последняя во втором десятке, а значит, нужна замена числа один на 2 – получаем 20. Запомнить будет легче, если предметы будут пронумерованы от 0 до 9.

Нужно научить ребенка составлять число из двух простых и называть его. Предложите две цифры и попросите составить сложное число. Когда будет усвоен материал, учите обратному – разбирать число на единицы и десятки. Обучение должно проходить в игровой форме. Так интерес ребенка не пропадет и занятие превратится в увлекательное знакомство с числами. Если соблюдать правила, то устный счет будет даваться с легкостью.

Запомните, что важна не скорость, а процесс. Нужно понять образование чисел, а не просто механически заучить, то, что у ребенка всегда на слуху.

Устный счет

Устный счет позволяет быстро выполнять задания. Чтобы он давался легко, нужно объяснить ребенку числовой состав. Для этого раскладывайте числа от 2 до 10. Чем больше цифра, тем больше внимания следует ей уделить. Объясните, что для счета после десяти нужно в уме перебирать составляющие числа. Например, 8 + 7. Спросите малыша, сколько нужно цифре 8, чтобы получить 10.

Предложите разложить цифру 7, используя двойку. Тогда ребенок поймет, что ответом будет 5. А сложение даст нам 15. Сначала будет нелегко, но когда ребенок освоит этот метод, устный счет будет налажен.

Не переусердствуйте, занятие не должно превышать 10 минут. Можно считать несколько раз в день или делать однодневный перерыв.

При переходе к устному счету ограничивайте малыша в использовании счетных материалов (пальчики, палочки) все это будет лишь тормозить процесс обучения. Конечно, убирать материал резко не следует, делайте это постепенно.

Счетные материалы

Выбор счетных материалов на сегодняшний день очень богат. Самые знаменитые – счетные палочки. Родителей привлекают простота в использовании и их доступность. Однако простота не дает высокой эффективности. Ребенок становится зависимым от шаблона и не может переводить такой счет в устный.

Существует множество карточек: «Состав чисел», «Числовые домики», «Цветок», «Домино». Все они представляют собой наборы составного счетного материала с изменяемыми признаками. Ребенок учится находить в числе составляющие, то есть он узнает что десять состоит не только из двух 5, но и из 8 и 2, 7 и 3 и так далее.

Деревянные и пластиковые наборы цифр и знаков вычислений с палочками в комплекте также отлично позволяют развивать зрительную память, соотнося количество палочек и цифру. Классические счеты, счеты с озвучиванием так же отлично подойдут для изучения состава чисел. Здесь ярко выражен метод разложения чисел с прибавлением до десяти и остаток для получения ответа.

Цифровые барабаны с цифрами и знаками используют для более опытных деток. Принцип прост: ребенок перебирает колесики с цифрами и знаками и получает наглядный пример для решения. Для самых маленьких – пирамидки и штырьки. Простой счет и перекладывание помогут в запоминании чисел.

Интересней для малыша создание счетных материалов вместе с мамой. Рисуйте вместе, создавайте коробочки с цифрами и наполните их бусинами, считайте фломастеры, карандаши, лепите число и соответственно ему горошины или баранки. То есть сочетайте разные методы и способы вычислений для лучшего запоминания.