Уровни зрелости личности, их характеристика и практическое применение. Личностная зрелость Главный принцип жизни

Уровень развития личности часто соотносится со степенью ее социализированности. Критерии зрелости, соответственно, предстают критериями социализации. Вместе с тем вопрос о критериях зрелости личности не является раз и навсегда решенным в отечественной психологии. Среди показателей зрелости :

  • широта социальных связей, представленная на субъектном уровне: Я-другой, Я-другие, Я-общество в целом, Я-человечество;
  • мера развития личности как субъекта;
  • характер деятельности - от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству;
  • социальная компетентность.

К. Г. Юнг увязывал достижение зрелости с принятием индивидом ответственности прежде всего за свои проекции, их осознавание и последующую ассимиляцию. К. Роджерс рассматривал ответственность в тесной связи с осознанностью, свободой быть самим собой, управлением собственной жизнью и выбором.

  1. Расширение чувства Я , которое постепенно возникает в младенчестве, не формируется полностью в первые 3-4 года или даже в первые 10 лет жизни, а продолжает расширяться с опытом, по мере увеличения круга того, в чем человек участвует. Здесь важным является активность Я, которая должна быть обязательно целенаправленна.
  2. Теплота в отношениях к другим . Человек должен быть способен на значительную интимность в любви (в крепкой дружбе). И в то же время - избегать праздной, навязчивой собственной вовлеченности в отношения с другими людьми, даже с собственной семьей.
  3. Эмоциональная безопасность (принятие себя). Зрелый человек выражает свои убеждения и чувства, учитывая убеждения и чувства других и не ощущая угрозы вследствие выражения эмоций - собой или другими.
  4. Реалистическое восприятие, умения и задачи . Зрелая личность должна быть сосредоточена на проблеме, на чем-то объективном, что стоит делать. Задача заставляет забыть об удовлетворении влечений, удовольствиях, гордости, защите. Этот критерий, очевидно, связан с ответственностью, которая является экзистенци-листским идеалом зрелости. Вместе с тем зрелая личность тесно соприкасается с реальным миром.
  5. Самообъективация - понимание, юмор. Человек, действующий напоказ, не осознает, что его обман прозрачен, а поза неадекватна. Зрелый человек знает, что «подделать» личность невозможно, можно только намеренно сыграть роль ради развлечения. Чем выше самопонимание, тем ярче выражено у человека чувство юмора. Стоит помнить, что настоящий юмор видит за каким-то серьезным объектом или субъектом (например, собой) контраст между видимостью и сущностью.
  6. Единая философия жизни . У зрелой личности обязательно есть ясное представление о своей цели жизни. Зрелый человек обладает относительно ясным Я-образом. Этот критерий связан с «взрослостью» совести. Зрелая совесть - это ощущение долга поддерживать свой Я-образ в приемлемой форме, продолжать свою выбранную линию проприативных стремлений, создавать собственный стиль бытия. Совесть - разновидность руководства собой.

Важно отметить, что процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте. Более того, он не завершается никогда, но всегда имеет осознанную или неосознанную цель. Таким образом, понятия «зрелость» и «взрослость» не синонимичны. По сути, даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью совпадают. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровне соотношения между различными уровнями организации человека: индивида, личности, субъекта деятельности. По мнению А. А. Бодалева, в процессе развития человека существует некая взаимосвязь между проявлениями индивида, личности и субъекта деятельности. Характер этой взаимосвязи можно представить в четырех основных вариантах .

  1. Индивидное развитие человека значительно опережает его личностное и субъектно-деятельностное развитие. Человек физически уже взрослый, но усвоение им основных ценностей жизни, отношение к труду, чувство ответственности недостаточны. Чаще это возникает в тех семьях, где родители «продлевают детство» своим детям.
  2. Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем его индивидное и субъектно-деятельностное развитие. Все качества (ценности, отношения) опережают темпы физического созревания, и человек как субъект труда не может выработать привычки к повседневному трудовому усилию, определиться в своем призвании.
  3. Субъектно-деятельностное развитие лидирует по сравнению с двумя другими. Человек может почти фанатически любить трудиться на уровне своих еще небольших физических возможностей и слабо сформированных положительных личностных качеств.
  4. Налицо относительное соответствие темпов индивидного, личностного и субъектно-деятельностного развития. Соотношение, наиболее оптимальное развитию человека на всем протяжении его жизни. Нормальное физическое развитие, хорошее физическое самочувствие является одним из факторов не только более успешного усвоения, но и проявления основных ценностей жизни и культуры, находящих свое выражение в мотивах поведения человека. А положительная мотивация, за которой стоит эмоцио-нально-потребностное ядро личности, выступает одним из непременных компонентов структуры человека как активного субъекта деятельности.

А. А. Реан, пытаясь обобщить известные подходы к психологическому пониманию уровня зрелости личности, выделяет четыре, по его мнению, базовых или основных компонента, которые не являются «рядовыми»:

  • ответственность;
  • терпимость;
  • саморазвитие;
  • позитивное мышление или позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

Последний компонент является интегративным, поскольку охватывает все остальные, одновременно присутствуя в них.

Развитие личности не завершается обретением автономности и самостоятельности. Можно сказать, что развитие личности - процесс, который никогда не завершается, что свидетельствует о бесконечности и неограниченности самораскрытия личности. Он проходит длинный путь, одним из этапов которого является достижение самодетерминации, самоуправления, независимости от внешних побуждений, другим - реализация личностью заложенных в нее сил и способностей, третьим - преодоление своего ограниченного Я и активное освоение более общих глобальных ценностей.

На саморазвитие оказывает влияние большая группа факторов: индивидуальные особенности, возраст, отношения с окружающими, профессиональная деятельность, семейные отношения и т. д. Процесс саморазвития взрослого человека неравномерен, изменения отношений личности на определенных отрезках жизни носят прогрессивный характер, поднимают ее до уровня «акме», затем начинаются процессы эволюции, приводящие к «застою» или регрессу личности.

Ступень зрелости и одновременно некая вершина этой зрелости - акме (в переводе с греческого обозначает «вершина», «острие») - это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, никогда не является статичным образованием и отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Акме показывает, насколько личность состоялась как гражданин, как специалист в определенном виде деятельности, как супруг, как родитель и т. д.

Акмеология - это наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных, технических дисциплин, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Понятие «акмеология» было предложено в 1928 г. Н. А. Рыбниковым, а новую область научных исследований в человекознании начал создавать в 1968 г. Б. Г. Ананьев. Одной из важнейших задач акмеоло-гии является выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошколном детстве, младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости.

Анализируя уровень развития личности человека важно разделить два понятия: взрослость и личностную зрелость. Взрослый человек – это человек достигший определенного возраста. Зрелость – это такой уровень развития личности, когда человек ориентируется на собственные ценности и принципы, обладающие при этом общечеловеческой широтой и универсальностью.

Понимание зрелой личности достаточно многообразно. Для одних авторов зрелая личность – это уникальное, единичное, редко встречающееся явление. Другие считают, что зрелось достигается многими людьми и широко представлено в социуме. Третье воспринимаю зрелую личность, как идеал, к которому человек должен стремиться и которое достигается лишь путем целенаправленной долгой работой над собой.

Социально зрелая личность способна не только успешно адаптироваться в своей среде, но и активно влиять на нее, перестраивая свое окружение в соответствии со своими убеждениями, принципами и ценностными ориентациями.

Описанием черт зрелой личности занимались различные авторы. И.П.Шкуратов выделяет три основных критерия зрелой личности:

· Действует не под влиянием сиюминутных факторов, а на основе своей системы ценностей, которая складывается годами.

· Способна совершать поступки даже под угрозой наказания (например, со стороны властей) и потери жизненных благ.

· Может содействовать росту и развитию личности других людей.

А.В.Соловьев определяет зрелую личность следующими характеристиками:

· Психическое здоровье – это необходимое условие развития личности.

· Эффективность и оптимальность – то есть преобладание активных форм адаптации к окружающему миру.

· Гармоничность – выражается во внутренней тенденции сопротивления дестабилизирующим внешним воздействиям.

· «Полное функционирование» (термин А.Маслоу) – это активность, творческая реализация себя в мире.

· Дифференциация – стремление к накоплению разнообразного внутреннего опыта, знаний, умений и представлений, которая она черпает из собственной деятельности и общения и самоанализа.

· Интеграция – определение личностью для себя смысла жизни.

· Успешное разрешение различного рода внутренних конфликтов, неизбежно возникающих из-за чрезмерной сложности социального бытия человека.

Различные описания зрелой личности и присущих ей черт даны в гуманистических концепциях. В рамках данных концепций зрелая личность понимается как находящаяся в постоянном развитии.

В 60-е гг. XX века А.Маслоу сформулировал следующее определение зрелой личности: «Самоуктуализированные индивидуумы (более зрелые, более человечные) уже по определению выступают как люди, удовлетворившие свои базовые потребности, люди чья жизнь управляема высшими мотивами.

Большая часть работ А.Маслоу посвящена исследованию людей, достигших в жизни самоакутализации, тех, кто может считаться здоровыми в психологическом отношении. Как он обнаружил, таким людям присущи следующие характеристики:

· Объективное восприятие реальности.

· Полное принятие собственной натуры.

· Увлеченность и преданность какому – либо делу

· Простота и естественность поведения

· Потребность в самостоятельности и независимости и возможности где-нибудь уединиться, побыть одному.

· Интенсивный мистический и религиозный опыт, наличие высших переживаний. Высшие переживания – это особо радостные и интенсивные переживания в жизни каждого человека. А.Маслоу связывает высшие переживания с сильным чувством любви, с наслаждением от соприкосновения с произведением искусства или исключительной красотой природы.

· Доброжелательное и сочувственное отношение к людям.

· Ноконформизм – сопротивление внешним давлениям.

· Демократический тип личности

· Творческий подход к жизни

· Высокий уровень социального интереса (эта идея была позаимствована у А.Маслоу у А.Адлера).

Обычно это люди среднего возраста и старше, они не подвержены неврозам. По мнению А. Маслоу, такого самоактуализировавшиеся личности составляют не более одного процента населения.

Концепция К.Роджерса в значительной мере похожа на понятие самоактуализации у А.Маслоу. Для К.Роджерса полное раскрытие личности характеризуется следующими чертами:

· Открытость по отношению к опыту любого типа.

· Намерение жить полной жизнью в любой момент жизни.

· Способность прислушиваться больше к собственным инстинктам и интуиции, чем к рассудку и мнению окружающих.

· Чувство свободы в мыслях и поступках.

· Высокий уровень творчества.

К.Роджерс описывает достигшего наиболее полного раскрытия человека в большей степени как актуализирующегося, чем актуализировавшегося, подчеркивая длительный, постоянный характер этого явления. Он всячески подчеркивает постоянный рост человека.

Подводя итоги, можно сказать, что зрелость характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических сил. Личностно – зрелый человек обладает следующими характеристиками:

· собственная развитая система ценностей, отражающейся в деятельности и общении с другими людьми;

· развитое чувство ответственности;

· потребность в заботе о других людях;

· активное участие в жизни общества;

· способность к психологической близости с другими людьми;

· высокий уровень жизнедеятельности;

· осознание смысла своей жизни;

· умение осуществлять личностный выбор в различных жизненных ситуациях;

· способность к эффективному использованию своего потенциала и нахождению ресурсов для решения различных жизненных проблем;

· стремление к самореализации.

Идея личного тождества, постоянства основных черти структуры личности - центральный постулат, аксио-ма теории личности. Но подтверждается л"и эта аксио-ма эмпирически? В конце 60-х годов американский психолог У. Мишел, проанализировав данные эксперимен-тальной психологии, пришел к выводу, что нет.

Так называемые «черты личности», устойчивость ко-торых измеряли психологи, не особые онтологическиесущности, а условные конструкты, за кᴏᴛᴏᴩыми нередкостоят весьма расплывчатые поведенческие или мотива-ционные синдромы, причем различение постоянных,устойчивых «черт» и изменчивых, текучих психологиче-ских «состояний» (застенчивость - устойчивая черталичности, а смущение или спокойствие -.временные со-стоя"ния) в значительной мере условно. В случае если принятьво внимание также условность психологических изме-рений, изменчивость ситуаций, фактор времени и дру-гие моменты, то постоянство большинства «личностныхчерт», за исключением разве что интеллекта, выглядитвесьма сомнительным. Возьмем ли мы отношение лю-дей к авторитетным старшим и к сверстникам, мораль-ное поведение, зависимость, внушаемость, терпимостьк противоречиям или самоконтроль --всюду изменчи-вость превалирует над постоянством,

Поведение одного и того же человека в различныхситуациях может быть совершенно разным, по϶ᴛᴏму наосновании того, как поступил тот или иной индивид.вопределенной ситуации, нельзя достаточно точно про-гнозировать вариации его поведения в иной ситуации.У. Мишел полагает так же, что нет оснований считать,будто настоящее и будущее поведение личности пол-ностью обусловлено ее прошлым. Традиционная психо-динамическая концепция видит в личности беспомощ-ную жертву детского опыта, закрепленного в виде же-стких, неизменных ϲʙᴏйств. Признавая на словах слож-ность и уникальность человеческой жизни, эта концеп-ция фактически не оставляет места для самостоятель-ных творческих решений, кᴏᴛᴏᴩые человек принимает сучетом особенных обстоятельств ϲʙᴏей жизни в каж-дый данный момент. При этом психология не может неучитывать необычайную адаптивность человека, егоспособность переосмысливать и изменять себя.

Кстати, эта критика «индивидуалистической», асоциальнойпсихологии во многом справедлива. Но если индивидыне имеют относительно устойчивого поведения, отлича-ющего их от других людей, то само понятие личностистановится бессмысленным.

Оппоненты Мишела указывали, что «психическиечерты» - не «кирпичики», из кᴏᴛᴏᴩых якобы «состоит»102

личность и (или) ее поведение, а обобщенные диспози-ции (состояния), предрасположенность думать, чувство-вать и вести себя определенным образом. Не предопре-деляя единичных поступков, зависящих скорее от спе-цифических ситуативных факторов, такие «черты лич-ности» оказывают влияние на общий стиль поведенияиндивида в долгосрочной перспективе, внутренне взаи-модействуя и друг с другом, и с ситуацией. К примеру,тревожность - ϶ᴛᴏ склонность испытывать страх илибеспокойство в ситуации, где присутствует какая-то уг-роза, общительность - склонность к дружественномуповедению в ситуациях, включающих общение и т. д.

«Черты личности» не будут статичными или про-сто реактивными, они включают динамические мотива-ционные тенденции, склонность искать или создаватьситуации, благоприятствующие их проявлению. Инди-вид, обладающий чертой интеллектуальной открытости,старается читать книги, посещает лекции, обсуждаетновые идеи, тогда как человек, интеллектуально закры-тый, ϶ᴛᴏго обычно не делает. Внутренняя диспозицион-ная последовательность, проявляющаяся в разных по-веденческих формах, имеет и возрастную специфику.Важно заметить, что одна и та же тревожность может у подростка прояв-ляться преимущественно в напряженных отношениях сосверстниками, у взрослого - в чувстве профессиональ-ной неуверенности, у старика - в гипертрофированномстрахе болезни и смерти.

Зная психологические ϲʙᴏйства индивида, нельзя суверенностью предсказать, как он поступит в какой-токонкретной ситуации (϶ᴛᴏ зависит от множества при-чин, лежащих вне его индивидуальности), но такое зна-ние эффективно для объяснения и предсказания спе-цифического поведения людей данного типа или пове-дения данного индивида в более или менее длительнойперспективе.

Возьмем, например, такую черту, как честность.Можно ли считать, что человек, проявивший честностьв одной ситуации, окажется честным и в другой? Види-мо, нельзя. В исследовании Г. Хартшорна и М. Мэяфиксировалось поведение одних и тех же детей (испы-туемыми были свыше 8 тысяч детей) в разных ситуаци-ях: пользование шпаргалкой в классе, обман при вы-полнении домашнего задания, жульничество в игре, хи-щение денег, ложь, фальсификация результатов спор-тивных соревнований и т. д. Взаимные корреляции подобных тестов оказались очень низкими, приводя кмысли, что проявление честности в одной ситуации име-ет низкую предсказательную ценность для другой еди-ничной ситуации. Но стоило ученым соединить несколь-ко тестов в единую шкалу, как она сразу же обрелавысокую прогностическую ценность, позволяя предска-зать поведение данного ребенка почти в половине экс-периментальных ситуаций. Так же рассуждаем мы и вобыденной жизни: судить о человеке по одному поступ-ку наивно, но несколько однотипных поступков - ϶ᴛᴏуже нечто...

Экспериментальная психология судит о постоянствеили изменчивости личности по определенным тестовымпоказателям. При этом дименсиональное постоянство мо-жет объясняться не только неизменностью измеряемыхчерт, но и другими причинами, например тем, что че-ловек разгадал замысел психологов "или помнит ϲʙᴏипрошлые ответы. Не легче зафиксировать и преемст-венность поведения. Пытаясь предсказать или объяс-нить поведение индивида особенностями его прошлого(ретродикция), нужно учитывать, что «одно и то же»по внешним признакам поведение может иметь в раз-ном возрасте совершенно.разный психологическийсмысл. В случае если, например, ребенок мучает кошку, ϶ᴛᴏ ещене значит, "что он обязательно вырастет жестоким. Кро-ме того, существует так называемый «дремлющий» или«отсроченный» эффект, когда какое-то качество долгоевремя существует в виде скрытого предрасположения ипробудет исключительно на определенном этапе развития че-ловека, причем в разных возрастах по-разному; Напри-мер, ϲʙᴏйства поведения подростка, по кᴏᴛᴏᴩым можнопредсказать уровень его психического здоровья в 30 лет,иные, нежели те, по кᴏᴛᴏᴩым прогнозируется психиче-ское здоровье 40-летних.

Любая теория развития личности постулирует нали-чие в ϶ᴛᴏм процессе определенных последовательныхфаз или стадий. Но существуют по крайней мере пятьразных теоретических моделей индивидуального разви-тия. Важно заметить, что одна модель предполагает, что, хотя темпы разви-тия разных индивидов неодинаковы и по϶ᴛᴏму они до-стигают зрелости в разном возрасте (принцип гетеро-хронности), конечный результат и критерии зрелостидля всех одинаковы. Другая модель исходит из того,что период развития и роста жестко ограничен хроно-логическим возрастом: то, что было упущено в детстве,

позже наверстать невозможно, и индивидуальные осо-бенности взрослого человека можно предсказать уже вдетстве. Третья модель, отталкиваясь от того, что про-должительность периода роста и развития у разных лю-дей неодинакова, полагает невозможным предсказатьϲʙᴏйства взрослого человека по его раннему детству;

индивид, отставший на одной стадии развития, можетвырваться вперед на другой. Четвертая модель акцен-тирует внимание на том, что развитие гетерохронно нетолько в межнациональном, но и в интраиндивиду-альном смысле: разные подсистемы организма и лично-сти достигают пика развития разновременно, по϶ᴛᴏмувзрослый стоит в одних отношениях выше, а в дру-гих - ниже ребенка. Пятая модель подчеркиваетпрежде всего специфические для каждой фазы развитияиндивида внутренние противоречия, способ разреше-ния кᴏᴛᴏᴩых предопределяет возможности следующегоэтапа (такова теория Э. Эриксона)

Но ведь, кроме теорий, есть эмпирические данные.Пока психология развития ограничивалась сравнитель-но-возрастными исследованиями, проблема постоянстваличности не могла обсуждаться предметно. Но в пос-ледние десятилетия широкое распространение получилилонгитюдные исследования, прослеживающие развитиеодних и тех же людей на протяжении длительного вре-мени.

Общий вывод всех лонгитюдов - устойчивость, по-стоянство и преемственность индивидуально-личностныхчерт на всех стадиях развития выражены сильнее, чемизменчивость. При этом преемственность личности и ееϲʙᴏйств не исключает их развития и изменения, причемсоотношения того и другого зависят от целого ряда ус-ловий.

Прежде всего степень постоянства или изменчиво-сти индивидуальных ϲʙᴏйств связана с их собственнойприродой и предполагаемой детерминацией.

Биологически стабильные черты, обусловленные ге-нетически или возникшие в начальных стадиях онтоге-неза, устойчиво сохраняются на протяжении всей жиз-ни и теснее связаны с полом, чем с возрастом. Куль-турно-обусловленные черты значительно более измен-чивы, причем сдвиги, кᴏᴛᴏᴩые в сравнительно-возраст-ных исследованиях кажутся зависящими от возраста,на самом деле часто выражают социально-историче-ские различия. Биокультурные черты, подчиненные

двойной детерминации, варьируют в зависимости кд,от биологических, так и от социально-культурных усло-вий.

По данным многих исследований, наибольшей ста-бильностью обладают когнитивные ϲʙᴏйства, в частно-сти, так называемые первичные умственные способно-сти и ϲʙᴏйства, связанные с типом высшей нервнойдеятельности (темперамент, экстраверсия или интровер-сия, эмоциональная реактивность и невротизм)

Многолетнее постоянство многих поведенческих имотивационных синдромов также не вызывает сомне-ний. К примеру, описание тремя разными воспитатель-ницами поведения одних и тех же детей в 3, 4 и 7 летоказалось очень сходным. Оценка несколькими одно-классниками степени агрессивности (склонность зате-вать драки и т. д.) 200 мальчиков-шестиклассников ма-ло изменилась три года спустя. «Многие формы поведе-ния 6-10-летнего ребенка и отдельные формы его пове-дения между 3 и 6 годами уже позволяют достаточноопределенно предсказать теоретически связанные с нимиформы поведения молодого взрослого. Пассивный уходиз стрессовых ситуаций, зависимость от семьи, вспыль-чивость, любовь к умственной деятельности, коммуни-кативная тревожность, полоролевая идентификация исексуальное поведение взрослого связаны с его анало-гичными, в разумных пределах, поведенческими диспо-зициями в первые школьные годы» (Каган И., МоссX.)

Высокое психическое постоянство наблюдается и увзрослых. У 53 женщин, тестированных в 30-летнем ивторично в 70-летнем возрасте, устойчивыми оказались10 из 16 измерений. По данным П. Коста и Р. Мак-Крэ,мужчины от 17 до 85 лет, трижды тестированные с ин-тервалом в 6-12 лет, не обнаружили почти никакихсдвигов в темпераменте и многих других показателях.Лонпитюдными исследованиями установлено также, чтотакие черты, как активность, переменчивость настрое-ний, самоконтроль и уверенность в себе, зависят как от«личностных синдромов», так и от социальных факто-ров (образование, профессия, социальное положение ит. п.) гораздо больше, чем от возраста; но одни и те жечерты у одних людей сравнительно постоянны, а у дру-гих изменчивы. К числу устойчивых личностных чертᴏᴛʜᴏϲᴙтся, как свидетельствуют данные разных исследований, потребность в достижении и творческий стильмышления.

У мужчин самыми устойчивыми оказались такиечерты, как пораженчество, готовность примириться снеудачей, высокий уровень притязаний, интеллектуаль-ные интересы, изменчивость настроений, а у женщин -эстетическая реактивность, жизнерадостность, настойчи-вость, желание дойти до пределов возможного." При этом разной степенью изменчивости отличаютсяне только личностные черты, но и индивиды. По϶ᴛᴏмуправильнее ставить не вопрос «Остаются ли люди не-изменными?», а «Какие люди изменяются, какие - нети почему?» Сравнивая взрослых людей с тем, какимиони были в 13-14 лет, Д. Блок статистически выделилпять мужских и шесть женских типов развития лично-сти.

Некᴏᴛᴏᴩые из данных типов отличаются большим по-стоянством психических черт. Так, мужчины, облада-ющие упругим, эластичным «Я», в 13-14 лет отлича-лись от сверстников надежностью, продуктивностью,честолюбием и хорошими способностями, широтой ин-тересов, самообладанием, прямотой, дружелюбием, фи-лософскими интересами и сравнительной удовлетворен-ностью собой. Эти ϲʙᴏйства они сохранили и в 45 лет,утратив исключительно часть былого эмоционального тепла и от-зывчивости. Нужно помнить, такие люди высоко центят независимостьи объективность и имеют высокие показатели по такимшкалам, как домина нтность, принятие себя, чувствоблагополучия, интеллектуальная эффективность и пси-хологическая настроенность ума.

Весьма устойчивы и черты неуравновешенных муж-чин со слабым самоконтролем, для кᴏᴛᴏᴩых характер-ны импульсивность и непостоянство. Подростками ониотличались бунтарством, болтливостью, любовью к рис-кованным поступкам и отступлениями от принятого об-раза мышления, раздражительностью, негативизмом,агрессивностью, слабой контролируемостью. Понижен-ный самоконтроль, склонность драматизировать ϲʙᴏижизненные ситуации, непредсказуемость и экспрессив-ность характеризуют их и во взрослом возрасте. Стоит заметить, что оничаще, чем остальные мужчины, меняли ϲʙᴏю работу.

Принадлежащие к третьему мужскому типу - с ги-пертрофированным контролем - в подростковом возра-сте отличались повышенной эмоциональной чувстви-тельностью, самоуглубленностью, склонностью к рефлексии. Эти мальчики плохо чувствовали себя в неоп-ределенных ситуациях, не умели быстро менять роли,легко отчаивались в успехе, были зависимы и недо-верчивы. Перевалив за сорок, они остались столь жеранимыми, склонными уходить от потенциальных фру-страций, испытывать жалость к себе, напряженными изависимыми и т. п. Среди них самый высокий процентхолостяков....

Некᴏᴛᴏᴩые другие люди, напротив, сильно меняютсяот юности к зрелости. Таковы, например, мужчины, укᴏᴛᴏᴩых бурная, напряженная юность сменяется спо-койной, размеренной жизнью в зрелые годы, и женщп-ны-«интеллектуалки», кᴏᴛᴏᴩые в юности поглощены ум-ственными поисками и кажутся эмоционально суше,холоднее ϲʙᴏих ровесниц, а затем преодолевают комму-никативные трудности, становятся мягче, теплее и т. д.

Об устойчивости личностных синдромов, связанныхс самоконтролем и «силой Я», свидетельствуют и позд-нейшие исследования. Лонгитюдное исследование 116детей (59 мальчиков и 57 девочек), тестированных в 3,4, 5, 7 и 11 лет, показало, что 4-летние мальчики, проя-вившие в краткосрочном лабораторном экспериментесильный самоконтроль (способность отсрочить удовлет-ворение ϲʙᴏих непосредственных желаний, противосто-ять соблазну и т. п.), в более старших возрастах, семьлет спустя, описываются экспертами как способныеконтролировать ϲʙᴏи эмоциональные импульсы, внима-тельные, умеющие сосредоточиться, рефлексивные,склонные к размышлению, надежные и т. п. Напротив,мальчики, у кᴏᴛᴏᴩых эта способность была наименееразвита, и в старших возрастах отличаются слабым са-моконтролем: беспокойны, суетливы, эмоционально эк-спрессивны, агрессивны, раздражительны и неустойчи-вы, а в стрессовых ситуациях проявляют незрелость.Взаимосвязь между самоконтролем и способностью от-срочить получение удовольствия существует и у дево-чек, но у них она выглядит сложнее.

Хотя стабильность многих индивидуально-личност-ных черт можно считать доказанной, нельзя не огово-риться, что речь идет преимущественно о психодинами-ческих ϲʙᴏйствах, так или иначе связанных с особенно-стями нервной системы. А как обстоит дело с содержа-нием личности, с ее ценностными ориентациями, убеж-дениями, мировоззренческой направленностью, т. е. та-кими чертами, в кᴏᴛᴏᴩых индивид не просто реализует

заложенные в нем потенции, но осуществляет ϲʙᴏй са-мостоятельный выбор? Влияние разнообразных факто-ров среды, от всемирно-исторических событий до, ка-залось бы, случайных, но тем не менее судьбоносныхвстреч, в ϶ᴛᴏм случае колоссально. Обычно люди высо-ко ценят постоянство жизненных планов и установок.Человек-монолит априорно вызывает больше уважения,нежели человек-флюгер. Но всякий априоризм - вещьковарная. Твердость убеждений, как точно заметилВ. О. Ключевский, может отражать не только последо-вательность мышления, но и инерцию мысли.

От чего же зависит сохранение, изменение и разви-тие личности не в онтогенетическом, а в более широкоми емком биографическом ключе? Традиционная психо-логия знает три подхода к проблеме. Биогенетическаяориентация полагает, что, поскольку развитие челове-ка, как и всякого другого организма, есть онтогенез сзаложенной в нем филогенетической программой, егоосновные закономерности, стадии и ϲʙᴏйства одинако-вы, хотя социокультурные и ситуативные факторы и на-кладывают ϲʙᴏй отпечаток на форму их протеканияСоциогенетическая ориентация ставит во главу углапроцессы социализации, научения в широком смыслеслова, утверждая, что возрастные изменения зависятпрежде всего от сдвигов в общественном положении,системе социальных ролей, прав и обязанностей, коро-че - структуре социальной деятельности индивидаПерсонологическая ориентация выдвигает на первыйплан сознание и самосознание субъекта, полагая, чтооснову развития личности, в отличие от развития орга-низма, составляет творческий процесс формирования иреализации ее собственных жизненных целей и ценно-стей. Поскольку каждая из данных моделей (реализациябиологически заданной программы, социализация и со-знательное самоосуществление) демонстрирует реальныестороны развития личности, спор по принципу «или-или» не имеет смысла. «Развести» данные модели по раз-ным «носителям» (организм, социальный индивид, лич-ность) также невозможно, так как ϶ᴛᴏ означало бы жесто-кое, однозначное разграничение органических, соци-альных и психических ϲʙᴏйств индивида, против котоРого выступает вся современная наука.

Отметим, что теоретическое решение проблемы заключается, по-видимому, в том, что личность, как и культура, есть си-стема, кᴏᴛᴏᴩая на всем протяжении ϲʙᴏего развития приспосабливается к ϲʙᴏей внешней и внутренней средеи одновременно более или менее целенаправленно и ак-тивно изменяет ее, адаптируя к ϲʙᴏим осознанным по-требностям...

Но соотношение генетически заданного, социальновоспитанного и самостоятельно достигнутого принципи-ально неодинаково у разных индивидов, в различныхвидах деятельности и социально-исторических ситуаци-ях. А если ϲʙᴏйства и поведение личности не могутбыть выведены ни из какой отдельной системы детер-минант, то рушится и идея единообразного протеканиявозрастных процессов. Так альтернативная постановкавопроса - возраст определяет ϲʙᴏйства личности или,напротив, тип личности обусловливает возрастные ϲʙᴏй-ства - сменяется идеей диалектического взаимодейст-вия того и другого, причем опять-таки не вообще, а впределах конкретной сферы деятельности, в определен-ных социальных условиях.

Соответственно усложняется и система возрастныхкатегорий, кᴏᴛᴏᴩые имеют не одну, как считали раньше,а три системы отсчета - индивидуальное равзитие,возрастная стратификация общества и возрастная сим-волика культуры. Понятие «время жизни», «жизненныйцикл» и «жизненный путь» часто употребляются каксинонимы. Но содержание их существенно различно.

Время жизни, ее протяженность, обозначает простовременной интервал между рождением и смертью. Про-должительность жизни имеет важные социальные ипсихологические последствия. От нее во многом зави-сит, например, длительность сосуществования поколе-ний, продолжительность первичной социализации детейи т. д. Важно заметить, что однако, при всем этом «время жизни» - понятие фор-мальное, обозначающее исключительно хронологические рамкииндивидуального существования, безотносительно к егосодержанию.

Понятие «жизненный цикл» предполагает, что те-чение жизни подчинено известной закономерности, аего этапы, подобно временам года, образуют постепен-ный круговорот. Идея цикличности человеческой жиз-ни, подобно природным процессам,- один из древней-ших образов нашего сознания. Многие биологические исоциальные возрастные процессы действительно явля-ются циклическими. Организм человека проходит пос-ледовательность рождения, роста, созревания, старенияи смерти. Личность усваивает, реализует и затем постепенно оставляет определенный набор социальныхролей (трудовых, семейных, родительских), а потом тотже цикл повторяют ее потомки. Цикличность характе-ризует и смену поколений в обществе. Не лишены эври-стической ценности и аналогии между восходящей инисходящей фазами развития. При этом понятие жизнен-ного цикла предполагает некᴏᴛᴏᴩую замкнутость, за-вершенность процесса, центр кᴏᴛᴏᴩого находится в немсамом. Между тем, развитие личности осуществляется вшироком взаимодействии с другими людьми и социаль-ными институтами, что не укладывается в циклическуюсхему. Даже если каждый отдельный аспект ее иликомпонент представляет собой некᴏᴛᴏᴩый цикл (биоло-гический жизненный цикл, семейный цикл, професссио-нально-трудовой цикл), индивидуальное развитие - несумма вариаций на заданную тему, а конкретная исто-рия, где многое делается заново, методом проб и оши-бок.

Понятие «жизненный путь» как раз и подразумеваетединство многих автономных линий развития, кᴏᴛᴏᴩыесходятся, расходятся или пересекаются, но не могутбыть поняты отдельно друг от друга и от конкретныхсоциально-исторических условий. Его изучение обяза-тельно должно быть междисциплинарным - психолого-социолого-историческим...

«Зрелый человек» — это как? Он ведь не фрукт – его не потрогаешь, не попробуешь… Как понять, является ли ваш партнер или собеседник зрелым человеком – или в нем чрезмерно много инфантильных черт? Да и с собой бы разобраться не помешало, ведь психологическая зрелость – это тот идеал, к которому мы так или иначе стремимся.

Понятие зрелости в психологии подразумевает 2 аспекта: зрелость как этап жизни (недаром говорят о «зрелом» возрасте) и зрелость как уровень развития. Значит, необходимы какие-то объективные критерии зрелости личности, ведь бывает и так, что зрелый возраст не совпадает с психологической зрелостью («Уже и голова поседела, а ума не прибавилось»).

Понятие психологической зрелости

На сегодняшний день существует много подходов к определению личностной зрелости – хотя бы потому, что ни один из них не может дать исчерпывающего ответа на вопрос, в чем же она заключается.

В обществе, на обыденном уровне, для каждого возраста определяется определенный уровень достижений, и личность считается зрелой тогда, когда она соответствует этим ожиданиям (к примеру, в нашей культуре принято после окончания учебы устраиваться на работу, а у некоторых кочевых народов дети 3-х лет уже должны свободно держаться в седле – это свидетельство того, что уровень достижений для каждого возраста определяется общественными нормами).

В социальной психологии основной критерий психологической зрелости – это уровень адаптации человека к его социальной среде: в этом варианте зрелая личность – это человек, который хорошо знаком с правилами своей среды и играет исключительно по ним; неконфликтен; разделяет и принимает существующие нормы поведения. Если же говорить о психосоциальной зрелости личности, то это – способность спрогнозировать последствия своих действий, брать на себя ответственность за собственную жизнь и своих близких людей.

Характеристика психологической зрелости личности

Вопросами зрелости в разное время занимались многие ученые, в том числе знаменитый отечественный психолог Б. Г. Ананьев. Ну, а самое интересное, что было предложено в рамках этой проблемы в последние годы – это теория А. А. Реана (2000 год).

Он выделяет 4 основных компоненты личностной зрелости – они являются базовыми, и все остальные формируются на их основе: ответственность, терпимость, саморазвитие и позитивное мышление (позитивный взгляд на мир). Ничего себе! Получается, что все «нытики» — это психологически незрелые люди! А ведь, по сути, так и есть.

Итак, критерии личностной зрелости человека:

  1. Принятие на себя ответственности за собственные мысли, чувства, поступки. Зрелая личность не станет сваливать свою вину или проблему на окружающих и не ищет вовне причины своих бед.
  2. Разумная внутренняя свобода. Ровно настолько, чтобы не оглядываться постоянно на чужое мнение , и уметь отказывать в неудобных для вас просьбах.
  3. Способность отличать вымысел от реальности. Считаете ее само собой разумеющейся? А ведь это умеют далеко не все – многие принимают за реальность собственные фантазии, иллюзии, установки. Проявления этой способности – трезвая оценка собственных возможностей и ситуации в целом.
  4. Чувство собственной целостности как личности и принятие себя. Такому человеку нет нужды скрывать и прятать свои слабости, он смирился с ними и принимает их.
  5. Гибкость мышления, адаптивность. Новая обстановка? Перестроимся! Чужое мнение? Хм, а в этом что-то есть…
  6. Толерантность. Терпимое отношение к тем, кто выглядит или живет как-то иначе, чем мы. Терпимое – значит без агрессии и отрицательных эмоций. В то же время толерантность не подразумевает отказа от собственных взглядов и позиции.
  7. Самокритичность. Психологическая зрелая личность видит и свои слабые стороны, но не корит себя за них, а работает над ними, а при случае может и посмеяться над собственными слабостями.
  8. Духовность. Предполагает гармоничное взаимодействие с миром и постижение человеком смысла собственной жизни. Известный психолог И. Г. Малкина-Пых считает, что постепенное накопление духовности – это одна из задач периода зрелости, обязательное условие развития человека, особенно во второй половине жизни.

Вот по этим признакам можно попытаться продиагностировать себя или знакомых. Вот увидите, по-настоящему зрелых людей не так уж много, но все же они есть. Ну, а у остальных есть возможность работать над собой! Было бы желание…

Проблема зрелости человека является многосторонней, её можно рассматривать в контексте таких наук как биология, философия, социология, педагогика и другие. И в каждой из этих наук феномен зрелости будет иметь различное содержание.

В психологической науке наиболее важным, но, вместе с тем, и наиболее сложным и менее изученным из всех аспектов зрелости, по признанию ряда авторов, является личностная зрелость. В современной психологической литературе, не смотря на большое количество исследований, нет четкого определения личностной зрелости.

Так в основе рассмотрения проблемы личностной зрелости отечественной психологической школой лежит понимание личности как социального явления. Под зрелостью личности понимается, прежде всего, социальная зрелость, выражающаяся в том, насколько адекватно понимает человек свое место в обществе, каким мировоззрением обладает, каково его отношение к общественным институтам (нормы морали, нормы права, законы, социальные ценности), к своим обязанностям и своему труду.

Л.С. Выготский полагал, что формирование личности -это овладение своими психическими процессами, а развитие личности, характера связано с различными формами деятельности, особенно с речью. Л.И.Божович определяет главную цель развития личности как более полное самовыражение и самораскрытие

Рассматривая зрелую личность как гуманистический идеал, образ нового человека, В.А.Ананьев выделяет такие ее характеристики, как свобода и ответственность, целостность и гармоничность, актуализация и реализация всех возможностей. Также он отмечает, что зрелость личности проявляется в ее эмоциональной устойчивости. Такая личность обладает способностью приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия, «спонтанно», естественно принимает решение относительно того, какие чувства испытывать каким образом их выражать. В.А.Ананьев пишет, что личностная зрелость характеризуется главным образом развитием самоконтроля и усвоением реакций, адекватных различным ситуациям в жизни человека

П.Я. Гальперин считает, что определение степени зрелости личности устанавливается по оценке ее действий в системе отношений, существующих в данном обществе, согласно показателям того, насколько успешно человек овладевает предназначенной ему деятельностью. А.Н.Леонтьев в первую очередь говорит о личностном потенциале, который предстает собой интегральную характеристику уровня личностной зрелости. Главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является феномен самодетерминации личности, то есть осуществление деятельности в относительной свободе от заданных условий этой деятельности -- как внешних, так и внутренних условий, под которыми понимаются биологические, в частности телесные предпосылки, а также потребности, характер и другие устойчивые психологические структуры

М.Ю. Семенов определяет личностную зрелость как тип, образующийся в результате личностного роста и имеющий сформированное устойчивое единство личностных черт и ценностных ориентаций, развитое нравственное сознание, сложившуюся иерархическую мотивационно потребностную сферу, где доминируют высшие духовные потребности. Личностно зрелый человек характеризуется потребностью выходить на существующие пределы своей жизни и решать проблемы совершенствования и развития, как своего общества, так и всего человечества, активно владеет своим социальным окружением

Д.И. Фельдштейн считает, что развитие личности представляет собой прогрессивно направленный, социально обусловленный процесс развертывания человеческой сущности, где становление зрелости выступает как интегральная линия онтогенеза. Развитие личности предполагает

формирование иерархической мотивационно потребностной сферы, где доминируют высшие духовные потребности. В.А.Петровский связывает зрелость личности с персонализацией: полаганием своего бытия в других людях. А.А.Меграбян связывает развитие личности с развитием нравственного сознания

Согласно И.С.Кону, зрелая личность -«это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций и способна правильно воспринимать мир и себя»

Зарубежными психологами проблема личностной зрелости поднималась в рамках психоанализа, гуманистичской и когнитивной психологии. И чаще всего понятие личностной зрелости не используется, его синонимами выступают понятия «психологическая зрелость», «психосоциальная зрелость». В большинстве работ зрелая личность понимается как некий идеальный человек. Это состояние психологического здоровья, развитие в полной мере своих природных способностей, продуктивность и творчество.

Гуманистическая психология рассматривает развитие человека как личности в связи с понятием «самоактуализации». Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Согласно А.Маслоу, самоактуализация -- желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. По его мнению, самоактуализированный человек - это человек, достигший эффективного и здорового уровня функционирования. Так же это достижение наивысшего уровня естественного личностного роста, а именно: личностная зрелость, максимальная выраженность психологического здоровья личности, ее высокая психологическая культура, достаточная образованность и социальность .

Согласно К.Роджерсу, самоактуализация - это обозначение той силы, которая заставляет человека развиваться на самых различны уровнях - от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов. Ученый называет самоактуализирующего человека «полностью функционирующей личностью». По мнению К.Роджерса, «полноценное функционирование» человека определяют следующие личностные характеристики: глубокое осознание своих мыслей и чувств, открытость для внутреннего и внешнего мира, стремление к целостной жизни, самосовершенствование, готовность помочь тем, кто нуждается в помощи, непосредственное единение с природой и другие

Согласно положениям диспозициональной теории личности, как открытой и саморазвивающейся системы, представленной в работах Г.У.Олпорта, зрелая личность качественно отличается от незрелой, обладая функциональной автономией от биологических потребностей, стремясь к осмыслению и социальной значимости

Рассматривая становление человека как процесс, включающий определенные стадии с характерными для них кризисами, Э.Эриксон показывает, что развитие личности периодически подводиться к выбору между зрелостью, здоровьем и регрессом; личностным ростом, самоопределением и неврозом .

Успешно разрешив один кризис, человек продвигается в своем развитии и получает шанс к личностному росту и расширению своих возможностей. Э.

Эриксон предложил оценивать человека с точки зрения сформированности характеристик зрелой личности на предшествующих стадиях жизни. Эриксон выделял такие качества зрелой личности, как индивидуальность, самостоятельность, своеобразие, смелость быть отличным от других.

З. Фрейд определял личностную зрелость по двум показателям: стремлению человека работать, создавая нечто полезное и ценное, и стремлению любить другого человека ради него самого. Для Э.Фромма -это чувство согласия, единения с миром. К.Юнг называет движение человека к зрелости процессом «индивидуации», когда человек приближается к себе, осознает свою изначальную и полную сущность .

Согласно когнитивно генетическому подходу, по Л. Колбергу, личностная зрелость человека тесно связана с моральным сознанием, которое развивается в ходе активного, творческого взаимодействия индивида с социальной средой за счет принятия различных ролей в социальных институтах. Характеристиками зрелого человека являются: приверженность универсальному принципу справедливости; решение проблем совершенствования; выход за пределы своей жизни и развитие, как своего общества, так и всего человечества

В заключение можно отметить, что данная проблема, ещё очень плохо изучена, не найдено четкого определения и понимания феномена. Можно лишь сказать, что личностная зрелость помогает человеку более эффективно решать жизненные задачи. Она характеризует личность взрослого человека как целостную, динамичную, принципиально незавершенную систему, развивающуюся неравномерно и гетерохронно.