Рыночные реформы в российской федерации. Рыночные реформы в современной россии. Основные экономические вопросы

Для понимания сущности процессов, происходящих в экономике России в последние годы, принципиальное значение имеет вопрос о характере экономического строя, сложившегося в нашей стране за годы Советской власти.

В понимании этого вопроса имеются серьезные разногласия. Выделяются следующие принципиально различные точки зрения.

Первая : Экономический строй в Советском Союзе не был подлинно социалистическим. Это было общество «государственного», «казарменного» и т.п. социализма. Для него были характерны: отчуждение работников от средств производства; наличие класса бюрократии, фактически присвоившего средства производства; «командно-административная система» управления экономическими процессами, подавлявшая хозяйственную инициативу и предприимчивость; слабость рыночных регуляторов производства; отсутствие демократии и т.п.

Подобные взгляды разделяются представителями широкого круга экономических концепций – социал-демократами, левыми радикалами, институционалистами и др.

Они полагали, что в СССР необходимы радиальные реформы, хотя содержание этих реформ трактовалось по-разному. Социал-демократы считали, что необходимо развивать разнообразие и плюрализм форм собственности, производственную демократию, усиливать рыночные начала в экономике за счет значительного ослабления плановых. Левые радикалы видели выход в развитии рабочего самоуправления. Высказывались идеи рыночного и кооперативного социализма и др.

Вторая : Представители широкого спектра концепций неконсервативного направления считают, что в Советском Союзе был «коммунистический режим», плановая система экономики. Этот экономический строй был не эффективным и не имел перспективы развития, поскольку плановая система, – в которой рынок играет слабую роль, а конкуренция отсутствует, – в принципе не может обеспечить рациональное хозяйствование. Планирование производства «из одного центра» хуже рынка учитывает потребности потребителей. Централизованное распределение ресурсов не создает условий для массовых нововведений, экономного использования ресурсов и т.д. Плановая экономика не выдержала исторического соперничества с рыночной и зашла в тупик. Необходим переход к рыночной системе.

Третья : Марксисты считают, что главная причина реставрации частнособственнических отношений заключается в том, что сложившаяся в СССР конкретно-историческая форма организации планового хозяйства противоречила закону экономии рабочего времени, который, согласно марксистской теории, является первым экономическим законом коллективного производства. Затратный хозяйственный механизм ориентировал всю экономику на искусственное удорожание продуктов труда, тормозил повышение эффективности производства и качества продукции. В то же время неуклонно развивался процесс интернационализации производства и усиливалась зависимость экономики СССР от мирового рынка, на котором все большая доля готовых изделий, производимых в нашей стране, становилась неконкурентоспособной. В результате форма организации планового хозяйства вступила в противоречие с потребностями развития производительных сил.


Это противоречие вылилось в глубокий социально-экономический кризис, охвативший всю систему общественных отношений и выразившийся в обострении социально-политических противоречий внутри страны.

Он усиливался планомерным давлением на СССР со стороны международной финансовой олигархии, ставящей цели подрыва советской экономики, смены характера экономического строя, ослабления российского государства и установления контроля за ресурсами России. В этих целях использовались нагнетание гонки вооружений, дискриминационные ограничения в торговле и вывозе в СССР передовых технологий, манипуляция ценами на мировом рынке и ставками процентов по международным кредитам, срыв выгодных для СССР контрактов и т.п.

Для дальнейшего развития советского общества было необходимо перейти к более развитой социалистической системе отношений, которая позволила бы относительно быстро привести материально-техническую базу производства в соответствие с современными достижениями науки и техники, значительно повысить конкурентоспособность основных видов готовой продукции, существенно усилить заинтересованность работников и трудовых коллективов в повышении эффективности производства. Однако эта задача не была решена в ходе различных попыток реформирования экономики, включая «перестройку», проводившуюся в конце 1980-х гг.

По-разному трактуется и сущность рыночной реформы в России.

По мнению радикалов и социал-демократов, в России рухнул не социализм, а государственный, «казарменный» социализм. Он был заменен капитализмом по той причине, что не были осуществлены преобразования, необходимые для подлинного социализма. С целью обогащения находящаяся у власти бюрократия, пользуясь отстранением трудящихся от участия в управлении государством, организовала рыночные реформы и преобразовалась в класс буржуазии.

С точки зрения неоконсерваторов, рыночная экономика в принципе эффективнее плановой. Поэтому последняя и рухнула, не выдержав конкуренции с рыночной экономикой. Рыночная реформа была необходима для усиления рыночных отношений, для перехода России к более эффективной, рыночной системе.

С точки зрения марксистской теории, сущность рыночной реформы в России заключается в реставрации капиталистического строя. Это явилось следствием поражения труда в классовой борьбе с капиталом, которая выступала как в форме борьбы двух мировых систем (капитализма и социализма), так и в форме борьбы сторонников капитализма и социализма внутри самих социалистических стран. Борьба имела ожесточенный характер и велась самыми разнообразными средствами (военными, политическими, экономическими, идеологическими). Поражению социализма способствовало не только его отставание от стран капитала по уровню экономических показателей, но и грубые ошибки, допущенные в управлении экономикой, породившие негативные тенденции, особенно в 1970-80-е гг.

Рыночная реформа в России была осуществлена в два этапа:

1) 1987-91 гг. – «перестройка»;

2) 1992-93 гг. – «шоковая терапия», массовая приватизация.

На первом этапе происходил постепенный демонтаж социалистического строя и внедрение в него и расширение рыночных отношений.

На втором этапе произошло обвальное разрушение социалистического строя и замена его капиталистическим.

Замена общественной собственности на основную часть средств производства собственностью частной.

Слом остатков системы планового ведения хозяйства, переход к рыночному регулированию экономики. Либерализация цен, внешнеэкономических отношений, отмена централизованного планирования и распределения материально-технических ресурсов.

Реформирование на рыночных началах всех сторон экономической системы, включая сферу производства и обращения, сферу финансов и кредита, создание рыночной инфраструктуры.

Резкое сокращение государственного финансирования народного хозяйства и социальных программ.

Формирование и невиданное в истории обогащение класса буржуазии, превращение ее в господствующий класс общества. Создание класса мелкой буржуазии. Превращение большинства трудящихся в наемных работников.

Благодаря российскому способу проведения рыночной реформы, прежде всего – ваучерной приватизации (никогда и нигде в мире не применявшейся), буржуазия сформировалась в России главным образом из директорского корпуса, теневиков и криминальных элементов. Основная масса трудящихся либо вообще не стала собственниками средств производства, либо стала ими чисто номинально. По данным Счетной Палаты РФ, предприятия рыночной стоимостью не менее 300-400 миллиардов долларов в 1992-95 гг. перешли в частные руки менее чем за 5 миллиардов долларов. Спад промышленного производства в 1990-98 гг., составивший 55%, превысил уровень падения производства в годы Великой Отечественной войны. (В 1942 г. промышленное производство в СССР сократилось по сравнению с 1940 г. на 32%, а с 1943 г. стало расти). Снизились все показатели эффективности производства. Появилась массовая безработица. За 1992-2006 гг. в России умерло более чем на 10 млн. человек больше, чем родилось, а до этого рождаемость постоянно была выше смертности. Происходит разрушение науки, образования, медицины, культуры. Резко возросла преступность. Ни одна из заявленных руководством страны официальных целей приватизации не была достигнута.

Смена социально-экономического строя в России не разрешила противоречия между требованиями развития современных производительных сил и формой организации общественного производства, а, напротив, значительно обострила его. Ее результатом стало не создание более эффективной экономической системы, а уничтожение части производительных сил общества.

Это выразилось не только в сокращении объемов производства, но и прежде всего – в значительном увеличении степени износа материально-технической базы производства, углублении технологического разрыва между Россией и развитыми капиталистическими странами в важнейших отраслях производства, дальнейшем снижении конкурентоспособности готовых изделий российского производства на мировом рынке, частичном разрушении отечественного научно-технического комплекса, объединяющего науку, образование и машиностроение, что существенно затрудняет выход страны из экономического спада. Техническая реконструкция народного хозяйства не была осуществлена и не осуществляется. Усиливается сырьевая ориентация российской экономики.

Отсюда следует, что проведенные в 1990-е гг. реформы не отвечали действительным потребностям развития страны и отбросили ее на десятилетия назад по уровню общего развития.

Однако эти реформы не были простой ошибкой руководства страны, а представляли собой хорошо рассчитанный способ реализации экономических интересов определенных классов, прежде всего – российской буржуазии и мелкой буржуазии, международной финансовой олигархии. В ходе реформы буржуазия, по сути, даром получила в свои руки значительную часть средств производства и общественного богатства, стала экономически и политически господствующим классом общества, присваивающим и расходующим основную часть прибавочного продукта. Мелкая буржуазия приобрела юридическую свободу рыночной деятельности. Международная финансовая олигархия получила доступ к внутреннему российскому рынку и дешевым российским ресурсам, широкие возможности для выкачивания прибавочной стоимости из России и влияния на процессы, протекающие в российской экономике.

Для возрождения экономики, находившейся в упадке после (из-за — ?) распада СССР, новым правительством во главе с Ельциным было принято решение вывести её на рыночные рельсы (в какой-то мере это было продолжение курса Горбачёва).

Отчасти подобное решение можно считать политическим ходом, выводившим Россию на мировой экономический рынок, не допуская отставания от таких государств, как США или Германия. Вопрос лишь в месте и специализации. Впрочем, опыт СССР подсказывал, что проще всего начать с природных ресурсов — так и поступили, и, увы, в конечном итоге этим и ограничились.

Внутри страны, отказавшись от государственного регулирования цен, государство предоставило относительную свободу действий предпринимателям, впрочем, побочным эффектом распада СССР была гиперинфляция, и доходы быстро обесценивались.

Но реформирование было необходимо, оно было первой ступенью формирования свободного рынка и частного предпринимательства, залогом иностранных инвестиций и новых технологий.

Монополизация рынка и отсутствие финансирования малого и среднего бизнеса были печальным наследством эпохи застоя.

Гайдар, оглядываясь на опыт преуспевающей Америки, предложил ряд реформ, основанных на упрощении ведения малого и среднего бизнеса, а также на финансовых вливаниях со стороны частных лиц путём продажи им госсобственности. На тендерной основе предполагалась продажа или сдача в аренду различных объектов тяжелой и лёгкой промышленности.

Гайдар проводил политику : либерализация цен, сокращение денежной массы и приватизация убыточных государственных предприятий. По идее она должна была вывести страну из экономического кризиса, но на практике во многих странах этот подход приводил к разгулу олигархии, авторитаризму вплоть до тоталитаризма.

Сегодня задаются резонные вопросы: почему, зная последствия и негатив шоковой терапии, её решились проводить у нас? Куда спешили? Почему не пошли по пути постепенного перехода к рынку?

Сам Егор Тимурович утверждает что всё делалось ради двух целей: избежать голода (вполне реального на то время) и не допустить гражданской войны.

Альтернативой Гайдару была программа 500 дней Явлинского (на самом деле — Шаталина): экономика должна была быть децентрализированной, но не предусматривались источники финансирования местных бюджетов в регионах, частное предпринимательство должно развиваться, но никаких стартовых капиталов даже на кредитных условиях не предоставлялось. Плюсом программы Явлинского было, по крайней мере задекларированное, возложение проблем перехода к рынку прежде всего на государство, а не на простых граждан.

Проблемой было и полное отсутствие экономической грамотности граждан: — этому подтверждение. Это мало изменилось и через 25 лет.

По мнению Гайдара, должна была обеспечить непрерывные потоки инвестиций в госбюджет, но она имела один большой минус. Если предприятие приватизировано, то правительство не имеет контроля над его товарооборотом и уровнем доходов. Если не останется ни одного государственного предприятия, то у страны не будет мощного рычага воздействия на экономику – контроля цен. Оно не сможет регулировать уровень производства и количество предложения, ведь отрасли индустрии вместе с фабриками и заводами, а также большой частью земельных участков сосредоточены у частных лиц, большинство из которых – монополисты.

Угрозы дефолта вынуждали правительство искать новые финансовые инвестиции. Приватизация госпредприятий поддерживалась многими политиками, в т.ч. Чубайсом, который считал её экстренным, но действенным способом оживления экономики, но и здесь есть скрытая отсылка на выгоду запада: кто сможет купить предприятие в период глубокого финансового кризиса, кроме зарубежных инвесторов? Новое государство с ещё несформированными отраслями экономики было хорошим плацдармом для ведения иностранными инвесторами полного контроля над рынком.

С другой стороны: необходимо было создавать собственника. Своего, российского. Если ни у кого нет средств, то как раздавать предприятия. Раздали своим (это оценочное суждение, личное мнение автора, не более того). Это по-крупному, в остальном: бывшие партийщики меняли власть на капитал. Часто — бестолково: покупался завод, закрывался и резался на металлолом: так быстрее можно было получить прибыль.

В 91 году команда Гайдара приняла решение ориентироваться на иностранные инвестиции, а внутренние инвестиции в рублях запретить (интерпретация ): для этого сделали запредельную ставку в рублях, чтобы рублёвые кредиты пожирали всю прибыль.

Позитивной чертой новой рыночной экономики была либерализация цен. Если раньше госстандарт определял качество продукции, количество единиц того или иного товара, то теперь исключительно спрос диктовал предложение, а не наоборот.

Мнение: в 90-е деньги было заработать легко. Те кто был обучен — делали это без всяких проблем. Лучше всего стартовали военные, спортсмены и комсомольцы: эти три категории оказались наиболее подготовленными.

Не обошлось без влияния импорта: рынок наполнился новыми товарами, которые ранее не были на полках магазинов, и качество привозных вещей было на порядок выше ввиду отсталости индустрии молодого российского государства, которое, ввиду наличия более важных политических проблем, вроде конфликтов в Чечне, не уделяло внимания производственному сектору экономики.

Ликвидация товарного дефицита была чертой некоего видимого благополучия, ведь повторение истории с пустыми магазинными полками могло повести еле успокоившийся народ на новые бунты.

Реформирование было необходимо, оно было первой ступенью формирования свободного рынка и частного предпринимательства, введения иностранных инвестиций и новых технологий. Мы прошли этот путь, не все, для большинства он оказался слишком сложным. Тем более у нас оснований — изучать это время и не повторять прежних ошибок.

1. Рыночные реформы в России

В ноябре 1991г новое российское правительство заявило о своей приверженности радикальной экономической реформе. Предложенная им программа предусматривала:

а) либерализацию цен и заработной платы;

б) проведение жесткой денежно-кредитной политики, бюджетной реформы и стабилизации рубля;

в) приватизацию половины всех мелких и средних предприятий;

г) прекращение финансирования обороны; союзных министерств и комитетов экономической помощи другим странам;

д) укрепление системы социальной защиты.

Конечными целями проводимых реформ являлись: экономическое, социально-политическое, духовное возрождение России; рост и процветание отечественной экономики; обеспечение на этой основе благосостояния и свободы ее граждан; развитие демократических институтов; укрепление российской государственности.

И правительство решительно приступило к выполнению этой задачи. Начало российских реформ оказалось достаточно успешным:

была проведена либерализация цен, обменного курса и торговли. В соответствии с бюджетной программой введены новые налоги и сокращена расходная часть бюджета. ЦБ начал осуществлять жесткую кредитную политику.

Несмотря на решительную либерализацию цен и жесткие бюджетные и кредитно-денежные меры, направленные на стабилизацию, в секторе госпредприятий (ГП) не произошло существенных изменений. Причина этому - в неопределенности прав собственности. Была необходима приватизация ГП, т.е. переход прав собственности в частные руки, за исключением некоторой части предприятий, которые должны остаться в руках государства (ЦБ, дороги, порты, водные пути, НИИ и пр.).

Правительство заявило о своем намерении провести быструю и всеобъемлющую приватизацию сектора ГП. Правительственная программа приватизации на 1992г была утверждена Указом от 29.12.91, устанавливающим принципы и методы приватизации; полномочия различных учреждений по приватизации; секторы, подлежащие приватизации; порядок распределения доходов от приватизации.

В дальнейшем этот документ пересматривался с учетом постоянного совершенствования стратегии и подхода к приватизации. Пересмотренный вариант программы утвержден Верховным Советом 11 июня 1992г. Однако и он содержал существенные недостатки.

Основной задачей программы являлось создание слоя частных собственников, которые будут способствовать развитию рыночной экономики путем повышения эффективности бывших государственных и муниципальных предприятий.

Предусматривались различные пути приватизации в зависимости от размера и характера предприятий: малые предприятия должны продаваться через аукционы. Некоторые средние и большинство крупных предприятий будут преобразованы в акционерные компании, а их акции будут продаваться с конкурентных аукционов. Другие виды предприятий могут быть приватизированы, однако для этого потребуется обстоятельный анализ, подготовка и разработка плана приватизации, учитывающего их особенности (воздушный транспорт, связь, горнодобывающая и энергетическая промышленность, производство медицинского оборудования и фармацевтическая промышленность).

Второй этап приватизации начался с 1 июля 1994г. Он был основан на переходе от преимущественно безвозмездной передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком.

Для перехода к рыночным отношениям необходимы функционирующие рынки, открытая международная конкуренция, которая устанавливает правильное соотношение цен. Нужна была либерализация в международной торговле.

Началом формирования нового, адекватного рыночным условиям механизма регулирования внешнеэкономических связей в России явился Указ Президента РФ “О либерализации внешнеэкономической деятельности” от 15 ноября 1991г. Отныне все хозяйствующие субъекты любых форм собственности получили в принципе право на внешнеэкономическую деятельность.

Меры по реформированию внешнеэкономической деятельности включали:

    снятие ограничений на экспорт готовой продукции (при сохранении жестких количественных и тарифных ограничений на вывоз топливно-сырьевых товаров);

    частичную либерализацию валютного курса;

    отмену любых ограничений на импорт.

Либерализация импорта необходима для создания конкурентной среды на сверхмонополизированном внутреннем рынке, а также для компенсации резкого спада производства в российской промышленности. До середины 1992г импортируемые товары не облагались пошлинами, что способствовало резкому росту импорта потребительских товаров.

На втором этапе либерализации внешнеэкономической деятельности (второе полугодие 1992г) был установлен особый порядок экспорта стратегически важных сырьевых товаров, полностью либерализован валютный курс, введен сначала временный импортный таможенный тариф, затем постоянный.

На третьем этапе (1993-95гг) продолжался переход на тарифные методы регулирования, постепенно снижалась роль количественный ограничений.

В 1993г вступили в силу важнейшие законодательные акты, регулирующие внешнеторговую деятельность в России - Таможенный кодекс и Закон о таможенном тарифе.

В области антимонопольной политики в России практические действия начались вместе с экономической реформой 1992г., но до 1994г попытки регулирования деятельности монополий в нашей стране особого успеха не принесли. Особая структура российского хозяйства снижала действенность методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономическими системами рыночного типа. Вот почему весной 1994г. правительством утверждена совершенно новая модель антимонопольной политики, предложенная в Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации.

Согласно этой программе в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий: естественные монополии (электро- и теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система водоснабжения и пр); разрешенные монополии (отрасли оборонной промышленности; фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия и лекарства); временные монополии (отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий).

Именно временные и естественные монополии должны быть предметом особого внимания Антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства, т.к. именно они влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины за раскручивание “маховика” инфляции.

В отраслях с естественной монополией свободу рыночного поведения необходимо ограничить, на смену ей должной прийти государственное экономическое управление. Именно на этой основе Правительство России в октябре 1995г приняло решение о “замораживании” цен в отраслях - естественных монополистах - до конца года. “Замораживанию” подверглись цены на газ и электроэнергию, железнодорожные тарифы и тарифы на перекачку нефти и нефтепродуктов по трубопроводам.

Для ослабления власти над рынком временных монополий государство намерено осуществлять следующие меры: поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья; проводить принудительное разукрупнение фирм-монополистов с созданием на их основе нескольких независимых и конкурирующих фирм; поощрять создание малых фирм.

Открытие внутренних рынков России для товаров зарубежных фирм вместе с большой пользой для решения задачи улучшения конкурентной ситуации внесло и большие проблемы. Ведь отечественные предприятия пока полностью проигрывают по соотношению цены и качества собственной продукции перед аналогичными зарубежными товарами. И естественно покупатель будет приобретать именно зарубежные изделия. Но такое развитие событий приведет к краху не только отдельных российских фирм, но и целых отраслей национальной экономики. А это грозит взрывом безработицы, для преодоления которой у страны пока нет средств. В итоге правительству приходится то открывать внутренний рынок для поставок зарубежных товаров, то снова “прикрывать дверь”.

Проведение рыночных реформ немыслимо без частной собственность на землю. Она является мощным катализатором экономической активности. Формально частная собственность была провозглашена в Конституции РФ 1993 года. Однако, несмотря на принятие в последующие годы целого ряда законодательных и нормативных актов о земле, можно констатировать отсутствие в стране завершенной системы института частной собственности на землю. Сегодня в хозяйственной практике существует пожизненное наследуемое владение землей, постоянное и бессрочное пользование ею, а также внутрихозяйственная аренда, которая оставляет арендатора на правах наемного работника вместо собственника. Наряду с этим государственные органы ввели право продажа и аренды земли.

В результате на сегодняшний день ни промышленные, ни сельскохозяйственные производства не могут в полной мере воспользоваться конституционным правом владения землей.

В условиях развитого рыночного хозяйства механизм эффективного перераспределения земли возможен только на основе рынка, включающего куплю-продажу, аренду и ипотеку земельных участков. Введение полномасштабного механизма частной собственности на землю открывает перед предприятиями существенные экономические возможности, что в условиях глобального спада может стать ключевым элементом в деле возрождения национального хозяйства.

Противники введения частной собственности на землю, как правило, выдвигают два главных довода. Первый - что произойдет активная скупка российских земель иностранным капиталом, и это приведет к монопольному их использованию в отдельных секторах экономики. Второй - что свободный рынок земли вызовет широкомасштабную спекуляцию, а это приведет к ухудшению ее использования. Оба довода не выдерживают серьезной критики.

В большинстве стран мира с рыночной экономикой давно существует рынок земли при активном развитии двух основных форм пользования ею - на основе частной собственности и в виде аренды.

Указом Президента разрешена продажа земли. Но отсутствует механизм регулирования этого процесса, и регионам приходится действовать на свой страх и риск. Первый в России земельный аукцион был проведен в начале марта в Саратовской области. Было выставлено 26 земельных участков. Он принес в местную казну 480 миллионов "новых" рублей.

Одним из важнейших направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест является программа мер по развитию малого бизнеса.

Учитывая значительную роль, которую играет малое предпринимательство в экономике стран с наиболее развитыми рыночными отношениями, реформаторское руководство России с самого начала сделало на него большую ставку. Были созданы относительно благоприятные условия для роста малого бизнеса. Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности появился еще в конце 1990г. Начиная с 1991г пошел быстрый рост числа малых предприятий, и уже в 1995г в стране действовало 896.9 тыс.таких предприятий.

По оценке Госкомстата России, в первой половине 1997г именно за счет увеличения выпуска продукции на малых и средних предприятиях в промышленности страны достигнут рост производства на 0.8%.

В июне 1995г подписан Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, а в конце 1995г был принят Федеральный закон “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”.

Однако большинство принятых мер не реализуется на практике. До настоящего времени не финансируется Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства; более того, в правительственной структуре готовятся решения, существенно ухудшающие положение субъектов малого предпринимательства. Так, проект Налогового кодекса практически полностью исключает предоставленные малому бизнесу указами Президента Российской Федерации, другими постановлениями Правительства налоговые льготы.

В результате практической реализации этой политики в 1996г началось сокращение количество средних и малых предприятий, и бюджет уже не будет наполняться по причине отсутствия основной налогооблагаемой базы. Более того, чтобы минимизировать налогообложение, многие представители малого бизнеса будут прибегать к мерам ухода от налогообложения, способствуя тем самым формированию криминогенной обстановки.

Россия на современном этапе. 90-е гг. XX в. – начало XXI вв.

Первый период – 1992 – 1999 гг.

Радикальные социально-экономические условия

В 1991 г. на меж. арене появилось новое гос-во – Рос c ийская Федерация – форма гос. устройства, при которой субъекты федерации имеют собстенные конституции, законодательные и судебные органы. Существуют единые федеральные органы государственной власти, единое гражданство, единая денежная система.

Одной из актуальных задач этого периода стало сохранение территориальной целостности России. В 1991 г. возникла угроза распада России. Республики, входившие в РСФСР, заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий. Автономные области также объявили себя суверенными. Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из состава России. Многие регионы прекратили отчисления в федеральный бюджет. Начался парад суверенитетов уже в рамках РСФСР.

31 марта 1992 г. большинство субъектов Федерации (за искл. Татарстана и Чечни) подписали Федеративный Договор . В 1992 г. изменилось официальное название государства. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию – Россию . Однако подписание договора не прекратило регионал. конфликтов. В окт – дек. 1992 г обострился национальный вопрос. Возник конфликт между осетинами и ингушами на Северной Кавказе. Москве пришлось использовать армию для решения конфликта.

В 1994 г. был подписан договор между РФ и Татарстаном на особых условиях. Так, вопреки статье 72 Конституция РФ о совместном владении землей, недрами, ресурсами, эти вопросы были отнесены к исключительному ведению Татарстанана.

В конце 1991 г. в Чечне к власти пришел генерал Дудаев. Выражая волю Общенационального конгресса чеченского народа, он разогнал Верховный Совет Чечено-Ингушетиии и объявил о создании назависимой Чеченской республики Ичкерии. 11 декабря 1994 г. началась операция федеральных войск – первая чеченская война.

Экономические реформы

В 1992 г. начался переходный период. Предстояло решить задачи:

Осуществить переход от командной к рыночной экономике .

Создать демократическую политическую систему

Предотвратить распад России

Защитить национальные государственные интересы на международной арене.

В январе 1992 г. в стране начались радикальные экономические реформы – политика « шоковой терапии» Гайдара . Россия использовала опыт Польши, Чехословакии и Международного валютного фонда (МВФ). Решено было прибегнуть к варианту « шоковой терапии », т.е. болезненного и быстрого вхождения в рынок. Правительство возглавил сам Президент Ельцин, а творцом реформ стал назначенный вице-премьером 35-летний Егор Гайдар .

Программа экономических реформ Гайдара включала в себя:

1. либерализацию цен

2. отказ от государственного регулирования деятельности предприятий

3. резкое сокращение государственных расходов на развитие экономики: сокращение государственного заказа и финансирования

4. достижение конвертируемости рубля, создание устойчивой национальной валюты

5. предоставление предприятиям самостоятельности и права выхода на мировой рынок

6. приватизация гос. предприятий

7. структурная перестройка экономики: сокращение удельного веса «группы А», перестройка предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) на выпуск товаров массового потребления; увеличение удельного веса «группы Б»; техническое переоснащение предприятий (т.е. их модернизация)

8. либерализация внешнеэкономической деятельности

9. создание класса собственников

С 1992 г. правительство Гайдара применило набор монетаристских мер , так называемая « шоковая терапия ». В январе 1992 г. было введено свободное ценообразование на 90% потребительских товаров: освобождение цен. Государство регулировало цены на газ, электроэнергию, транспортные, почтовые, коммунальные услуги. Прогнозировался рост цен в 5-10 раз. Но реально цены выросли в 1992 г в 100-150 раз, а к 1996 г. в 5.5-6тыс раз.

Положительные последствия либерализации:

Было предоставлено право торговать всем желающим

Стремительно развивалась частная торговля

За 1992 год удалось насытить рынок товарами, ликвидировать очереди и товарный дефицит

Менялась психология граждан, которые теперь учились рассчитывать только на собственные силы.

Негативные последствия политики «шоковой терапии»:

40% населения в результате роста цен оказались за чертой бедности

Граждане потеряли свои денежные сбережения в банках и др.

Недовольна была значительная часть населения переходом государственной собственности в руки бывшее номенклатуры и недовольно резким снижением жизненного уровня, резким социальным расслоением .

До этого советская экономика была монополизированной (т.е. в каждой отрасли существовало несколько предприятий-гигантов). Монополии получили свободу устанавливать рыночные цены. Они взвинчивали цены , получая сверхприбыль, а покупательная способность населения резко упала

Новые собственники не стали вкладывать деньги в техническую модернизацию предприятий. Они предпочитали вывозить капитал за границу и вкладывать в западные банки. В январе 1992 г. была введена свобода торговли. С одной стороны, предприятия и граждане получили право свободно заниматься предпринимательской деятельностью, но с другой стороны, произошло резкое социальное расслоение общества .

В 1992 г. введен свободный конвертируемый рубль. Это привело к резкому падению курса рубля по отношению к доллару. Весной 1995 г. он «стоил» 5 000 руб. Рост инфляции .

Приватизация:

Массовое недовольство вызвала «народная» приватизация (разгосударствление собственности. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи государственной собственности в руки коллективов и частных лиц. На этой основе образуется акционерная, корпоративная и частная собственность), осуществлявшаяся с лета 1992 г до лета 1994. Руководил ею Чубайс.

Приватизация была осуществлена в два этапа:

Первый этап . Приватизацию государственной собственности осуществляли путем бесплатной раздачи всем россиянам приватизационных чеков – ваучеров стоимостью 10 тыс. тогдашних рублей. На эти ваучеры люди получили право приобретать акции приватизированных предприятий. Считалось, что можно с этих акций получать проценты. На деле ваучерная приватизация стала одним из способов ограбления населения. В условиях инфляции ваучеры быстро обесценивались. Если в августе 1992 г. на 10 тыс. можно было купить половину автомобиля, то в конце 1993 г. – 3-4 бутылки водки. Люди, не получавшие зарплату вовремя, стали продавать ваучеры. Кроме того, большую часть ваучеров люди отнесли в ЧИФы - Чековые инвестиционные фонды. Они, забрав ваучеры у населения, прекратили свою деятельность, фактически ограбив большую часть людей.

Собственниками предприятий стали :

Бывшая партийная и государственная номенклатура (т.е. лица. Занимавшие высокие посты в государственном и партийном аппарате, бывшие директора предприятий: они скупили ваучеры у населения, а затем акции предприятий, когда они продавались государством дешево),

Трудовые коллективы,

ЧИФы,

Государство.

Второй этап приватизации начался с 1994 г. - свободная купля - продажа частных и акционерных предприятий на биржах. Лучшие предприятия с экспортным потенциалом оказались в руках небольшой группы московских «уполномоченных» банкиров.

Результаты приватизации :

Была создана многоукладная экономика (частная, акционерная, государственная).

Появился класс собственников, он формировался из высокопоставленных чиновников и директоров предприятий (61% собственников – представители бывшей номенклатуры)

Произошел глубокий спад производства. Экономика носила сырьевой характер (т.е. развивались отрасли, добывающие сырье: газовая, нефтяная).

В конце 1992 г. оппозиция (Верховный Совет РФ) добилась отставки Е. Гайдара с поста исполняющего обязанности председателя правительства (с конца 1991 по июнь 1992 гг. он был зампредседателя правительства; июнь-декабрь – и.о. председателя правительства). Причина отставки – экономический кризис, рост недовольства население политикой правительства Гайдара. Премьер-министром нового правительства стал Черномырдин в конце 1992. Он занимал этот пост до марта 1998 г.

Экономические перемены 1993-1999 гг.

В течение нескольких лет не было радикальных экономических реформ. В правительстве усиливалось то реформаторское, то антиреформаторское крыло. Пытались решить задачи: стабилизировать экономику, преодолеть финансовый кризис. Но все эти годы продолжался экономический кризис. Дефицит бюджета был огромным. Правительство брало кредиты у МВФ (Международный валютный фонд). В 1997 г. в «застойное правительство» Черномырдина вошли Борис Немцов и Анатолий Чубайс. Их называли «младореформаторами». Началось погашение долгов по заработной плате. Началась разработка жилищно-коммунальной и налоговой реформ. Не произошло перелома в экономике. Рос внешний долг государства.

Российские и зарубежные аналитики констатировали, что правительство Черномырдина не смогло вывести Россию в число процветающих стран.

1998 год

Черномырдин. Весна 1998 г. – резкий поворот в политике Ельцина. 23 марта неожиданно подписан указ об отставке всего правительства РФ во главе с Черномырдиным .

Кириенко. После трех голосований в нижней палате Дума утвердила кандидатуру Президента - Кириенко . В марте 1998 г. председателем правительства РФ. был назначен С.В. Кириенко. Первоочередной задачей политики «молодых технократов» стало проведение бюджетной политики, соответствующей реальным возможностям государства. Правительство выработало антикризисную программу под названием «новый курс». Однако экономическая ситуация ухудшалась. Причины: нестабильность на азиатских рынках, сокращение золотовалютных резервов Центробанка, массовые акции протеста шахтеров против невыплаты заработной платы и низкого уровня жизни, задержки кредита МВФ, падение цен на нефть. Стремительно падал курс рубля, росли цены на товары. У государства был огромный долг, который нельзя было покрыть налоговой политикой. Единственной мерой была девальвация национальной валюты и отмена фиксированного валютного коридора. 17 августа 1998 г. грянул кризис всей валютно-финансовой системы России. Центральный Банк РФ заявил об отказе по обязательствам государства в выплате ГКО и о расширении рамок «валютного коридора» до 9,5 руб. за 1 дол. США. 17 августа 1998 г. Кириенко заявил о дефолте – отказ от обязательств по выплате внутренних и внешних долгов. (Государство отказалось возвращать заемные деньги). Не платили проценты по ГКО – Государственные казначейские обязательства (это государственные ценные бумаги, которые покупало население, а государство платило по ним проценты; это один из видов внутренних займов). Многие люди потеряли деньги, которые лежали в банках. Резко упал курс рубля. Снизился жизненный уровень населения. Основная причина объявления дефолта – выплаты по внешним и внутренним долгам были столь большими, что не было денег погашать долги. Ельцин отправил правительство Кириенко в отставку.

Примаков. За финансовым кризисом последовал политический кризис. 23 августа 1998 г. Президент подписал указ об отставке правительства «молодых технократов» во главе с Кириенко. Председателем правительства в сентябре 1998 г.стал Примаков Евгений Максимович, известный ученый-международник, полит. Деятель с огромным стажем, ранее занимавший посты руководителя Службы внешней разведки и министра иностранных дел. 11 сен. 1998 г. он получил полное одобрение Думы, компромиссный политик, который сумел наладить отношения с Думой. Правительство Примакова стремилось стабилизировать финансовую ситуацию в стране и не допустить дальнейшего снижения жизненного уровня населения. Погашали долги бюджетникам, государство поддерживало экономику. Начались переговоры с Западом по реструктуризации российских долгов – изменение условий выплаты долга и процентов по нему: увеличение срока погашения, отсрочка платежей, прощение (списание) части долга.

1999 год

Степашин ..В мае 1999 г. новым председателем правительства был назначен Степашин.. Он занимал это пост всего 82 дня – до августа 1999 .

Путин. В августе 1999 г. Ельцин назначил председателем правительства Путина Владимира Владимировича (до мая 2000 г.) (С 1 января 2000г. Путин исполнял обязанности Президента РФ, в марте 2000 г. был избран Президентом.

Становление президентской республики в 90-е годы

Неотложным вопросом было создание новой системы государственного управления. Речь шла о выборе формы государства:

Президентской республики (сильный президент, формирующий правительство и имеющий право при определю обстоятельствах распускать парламент и объявлять новые выборы. На этой форме настаивал Президент и его окружение);

парламентской республики (сильный парламент, назначающий подотчетное ему правительство. На этой форме настаивал Верховный Совет);

смешенной (президентско-парламентской).

В 1993 году началась борьба за форму республики между Президентом Ельциным и его командой (исполнительной ветвью власти), с одной стороны, и Верховным Советом (законодательной ветвью власти), с другой.

В апреле 1993 г. состоялся референдум о доверии политике Президента. На референдум были вынесены следующие вопросы: 1. Доверяете ли Вы Президенту? 2. Одобряете ли Вы социальную политику Президента? 3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента. 4. Считаете ли Вы необходимым досрочные выборы депутатов? 58% высказали доверие. 67% проголосовали за досрочные выборы депутатов. Президент одержал победу, т.к. он получил поддержку на референдуме. Сторонники Президента видели путь выхода их конфликта с Верховным Советом в принятии новой конституции, которая должна была утвердить в стране президентскую республику.

Борьба между законодательной и исполнительной ветвями власти продолжалась все лето и обострилась осенью 1993 г.

Октябрьские события 1993 г .

В сентябре 1993 г. Верховный Совет высказался за досрочные выборы Президента и парламента.

Президент Ельцин 21 сентября 1993 г. объявил о прекращении деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Тогда же (21 сен. 1993 г.) было объявлено о формировании новых органов высшей власти – Государственной думы и Совета Федерации. На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы в Государственную думу. До создания нового парламента фактически вводилось прямое президентское правление. В день выборов – 12 декабря 1993 г. должен был состояться референдум по проекту новой конституции.

21 сентября 1993 г. в «Белом доме» собрался Верховный Совет с единственным вопросом – о политической ситуации. Конституционный суд признал указ Президента от 21 сентября не соответствующим конституции. Конституционный суд принял постановление «О прекращении полномочий Президента РФ Ельцина». Исполнение обязанностей Президента было возложено на вице-президента А. Руцкого, который 23 сентября принял присягу.

22 сентября открылся внеочередной 10 съезд народных депутатов. Депутаты решили не покидать здание «Белого дома». В «Белом доме» начали вооружаться. Правительство потребовало сдать оружие, выставило милицейские заслоны. Защитники «Белого дома» ответили отказом. Правительство контролировало силовые структуры страны. Оно перешло к решительным действиям. Всем находившимся в Белом доме» людям был объявлен ультиматум: покинуть здание в течение двух дней.

3 октября 1993 г. толпа сторонников парламента прорвалась к «Белому дому». Отряды сторонников Верховного Совета предприняли попытку захватить здание мэрии, пытались захватить телецентр Останкино. У телецентра произошло столкновение нападавших сторонников Верховного Совета и защитниками телецентра.

3 октября 1993 г. Президент ввел в Москве чрезвычайное положение. Были введены войска. 4 октября начался штурм «Белого дома». Здание было полностью блокировано войсками. Танки открыли огонь по зданию. Сопротивление депутатов было сломлено.

В октябре 1993 г. была проведена реформа представительных органов власти. Были распущены Советы во всей стране. Советская власть была ликвидирована.

В ноябре 1993 г. указом Президента был установлен трехцветный флаг. Гербом страны стал герб Российской империи в варианте до февраля 1917 года.: двуглавый орел с коронами, скипетром и державой.

12 декабря 1993 г. прошел референдум по новой Конституции. Большинство принявших участие в референдуме одобрили проект Конституции. Это означало принятие новой Конституции 12 декабря 1993 г. В Конституции говорилось, что Россия является демократическим правовым государством с республиканской формой правления.

Права президента по конституции 12 декабря 1993 г .: Избирается на 4 года всенародно, определяет основное направление внутренней и внешней политики государства. Президент РФ является главой государства, выступает гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина. Важнейшая его прерогатива - согласование деятельности органов гос. власти. Он выступает в качестве арбитра, посредника между различными ветвями власти и гос. институтами, осуществляет посредничество между государством и обществом.. Статус президента как бы выводится за рамки трех ветвей власти. Президент принимает решение об отставке прав-ва, формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ. Обладает правом законодат. Инициативы, подписи и обнародования законов, отлагательного «вето».

Законодательная власть: Федеральное собрание (парламент), состоящее из двух палат – Совета Федераций и Гос. думы, Дума принимает федеральные законы, которые передаются на рассмотрение Совета Федерации, а после одобрения им - Президенту для подписания.

В дек. 1995 г. – выборы в Гос думу . Они принесли успех 4-м полит силам: КПРФ – 157 мандатов, правительственный блок «Наш Дом - Россия» - 55; ЛДПР – 51; «Яблоко» - 45. Председатель Думы – коммунист Селезнев.

В июне 1996 г. прошли выборы Президента РФ. Претендовали Ельцин, Зюганов, Лебедь, Явлинский, Жириновский и др. Ельцин во втором туре одержал победу над Зюгановым. Лебедь назначен секретарем Совета безопасности. Руководителем предвыборного штаба Ельцина – Чубайс. 9 августа 1996 г. – церемония инагурации – вступления в должность Президента РФ Ельцина. Гос. Дума утвердила на пост предс. прав. Черномырдина.

В декабре 1999 г. прошли выборы в Думу : КПРФ -24%; «Единство» -23%;; ОВР – 13%; «Яблоко» - 6%, Блок Жириновского -5,5%.

31 декабря 1999 г. Заявление Ельцина о добровольной отставке с поста Президента.

В 2004 г. выборы Президента. На второй срок избрали Путина. Путин соединил либерализм (рынок, закон, личные свободы) с патриотической идеей (сохранение целостности государства, возрождение сильной и процветающей России). Общество поддержало политику Путина.

Внешняя политика в 1992-2000 гг.

Задачи : войти в мировое сообщество; защитить национальные интересы. (См. Загладин С. 447-456).

В 1991 г. российско–американский договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений – СНВ-1. : сокращение количества межконтинентальных баллистических ракет у каждого государства на 30-40%.

В 1990 – 1991 гг. СССР утрачивал свои позиции в странах Центральной и Восточной Европы, которые переориентировались на Запад.

В марте 1991 г. упразднили ОВД.

Американский президент Клинтон в 1995 г. откровенно разъяснил американскую стратегию в отношении СССР: «Последние 10 лет политика в отношении СССР и его союзников убедительно доказала правильность взятого нами курса на устранение одной из сильнейших держав мира , а также сильнейшего блока. Используя промахи советской дипломатии, советской дипломатии, чрезвычайную самонадеянность Горбачева и его окружения, в том числе и тех, кто откровенно занял проамериканскую позицию, что собирался сделать Трумэн с Советским Союзом посредством атомной бомбы. Правда, с одним существенным отличием – мы получили сырьевой придаток, не разрушенное атомом государство, которе было бы нелегко создавать… В ходе так называемой перестройки… расшатав идеологические основы СССР, мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Ямерике».

Внешняя политика 1992 – 1999 гг.

Изменения в международных отношениях связаны с

- распадом биполярного мира .

- окончанием «холодной войны» (официально – в 1992 г.)

- ослаблением экономического и военного потенциала России, она перестала быть сверхдержавой (только по одному критерию ее можно отнести к сверхдержаве – наличие ядерного вооружения).

Россия стала правопреемницей СССР в ООН и других международных организациях.Политики в начале 90-х гг. ожидали, что поворот от конфронтации к сближению с западными странами изменит их отношение к России.

Цель России – интеграция евро-атлантические структуры. В первой половине 1990-х г. проводилась политика « атлантизма »:

Ориентация на западную модель развития

Отрицание примата силы в решении международных проблем

Надежда на взаимопонимание, помощь западных стран, на партнерские отношения. США и Европа представлялись главными союзниками и партнерами на международной арене. МИД возглавил Козырев.

На Западе ситуацию воспринимали иначе. Нашу страну считали проигравшей «холодную войну», не видели Россию в качестве равноправного союзника. Интересы России игнорировали. НАТО проводило политику расширения на Восток, к границам России. Россия была отгорожена от Запада визовыми и таможенными барьерами.

С середины 1990-х гг. – критика политики «атлантизма». Пришло понимание, что ориентиром в нешней политики должна стать твердая защита национальных интересов . Проявился больший реализм в оценках последствий распада СССР и ситуации в мире.

Утверждаются представлении о :

Мир должен быть многополярным , в котором ни одна страна не должна доминировать, даже самая мощная

Непродуктивно копировать западный опыт без учета особенностей своей страны

Нужно помнить, что Россия евроазийская страна.

Таким образом, произошел переход от политики «атлантизма» к разновекторной политике. Этот переход связан с именем Е.М. Примакова , который в 1996 г. после отставки Козырева возглавил российский МИД.

Российско-американские отношения. Они занимали ключевое место во внешней политике. Шел поиск сфер совпадающих интересов . Россия обладала скромным экономическим потенциалом. Ее национальный доход составлял 8-9% от американского, Россия не могла претендовать на роль сверхдержавы. Но она обладала ядерным потенциалом.

В 1992 г. подписана «Хартия российско-американского партнерства и дружбы»: отказ сторон рассматривать друг друга в качестве противников, общая приверженность правам человека.

В 1992 г. ратифицирован подписанный в 1991 г. договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений – СНВ-1.

В 1993 г. подписан договор СНВ-2.

Развивались торгово-экономические связи с США.

Всего в 1990-е гг. подписано 200 двусторонних документов о сотрудничестве.

С середины 90-х г. США стали перестраивать международные отношения. Их цель – создать однополярный мир, лидерство США во всех сферах. США все более отходили от поддержки традиционных принципов международного права, базирующихся на уважении суверенитета и невмешательстве в чужие дела. США осуществляли так называемое «гуманитарное вмешательство», «государственную интервенцию» под предлогом защиты прав населения от диктатуры в той или иной стране. Идея «гуманитарной интервенции» получила название доктрины Клинтона. Эта доктрина стала обоснованием вмешательства сША во внутренние дела Югославии в 1999 г. НАТО осуществляло бомбардировки Белграда, столицы Сербии (центр Югославии), требуя от руководства Сербии признать независимость косовских албанцев, их право выйти из состава Сербии. Россия выступила против бомбардировок, но НАТО на считалось с мнением РФ.

США принижают роль ООН в международных делах, игнорируя решения ООН.

Россия и Европа.

Цели:

Безопасность границ, обеспечить суверенитет

Развитие равноправных экономических отношений

Обеспечить европейскую безопасность

Противодействие политике расширения НАТО на восток.

Европейское направление во внешней политике – одно из приоритетных. В 1992 г. Ельцин заявил об окончании «холодной войны». На внешней политике сказывалось сокращение экономического и военного потенциала России.

Россия – НАТО. Наиболее острая проблемы для России в ее отношениях с Европой – проблема расширения НАТО на восток . НАИТО расширяло круг своих участников. НАТО присвоило себе право принимать решения по самым острым вопросам обеспечения европейской безопасности.

В 1994 г. НАТО приняло программу «Партнерство во имя мира». Москва присоединилась к этому проекту в 1995. Россия пошла на формирование двусторонних отношений с НАТО. В 1997 г. Россия и НАТО подписали основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности. Был создан Совместный постоянный совет Россия – НАТО.

Россия и ЕС. ЕС – Европейский союз – одна из самых влиятельных организаций в Европе. В 1996 г. Россия была принята в Совет Европы. Ее цель – расширение демократии и защита прав человека, развитие сотрудничества по вопросам культуры, образования, здравоохранения, спорта, информации.

В 1997 г. Россия вошла в состав « восьмерки ».

Россия и СНГ.

Цели:

Создание общего экономического пространства (не создано, ент единой валюты, есть таможенные тарифы))

Экономическое сотрудничество

Стратегическое партнерство

Экономическая интеграция

Интеграция в военно-политической сфере

Превратить СНГ в политическое объединение (эта цель не достигнута).

В 1993 г. принят устав СНГ.

Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Россия и Китай: нормализация отношений, стабильное развитие отношений. КНР – второй по значению торговый партнер СССР. Урегулированы пограничные вопросы.. В 1991 г. подписано соглашение о восточном участке российско-китайской границы, а в1994 г. – о западном.

В 1997 г. возникла «шанхайская пятерка»: Россия, Китай, Киргизия, Казахстан, Таджикистан. (договор о пограничном сотрудничестве).

В 1997 г. Россия и Китай подписали Декларацию о многополярном мире, о «равноправном доверительном партнерстве».

Россия и Япония. Нет мирного договора о границах. Отношения с Японией осложняют ее претензии на южную часть Курильской гряды.

В 2008 г. создан ОДКБ – Организация договора? о коллективной безопасности: вошли многие страны: Россия, Турция, Азербайджан, Армения?, среднеазиатские республики: Казахстан и др. Цель – создание совместных войск быстрого реагирования.

Внешняя политика в первое десятилетие 21 века.

В 2000 г появились три новых базовых документов.

1. Концепция национальной безопасности, она содержит анализ внешних угроз интересам РФ. На ее основе приняты:

2. Военная доктрина.

3. Концепция внешней политики.

Суть внешней политики изложена Путиным в 2002 г.:

«Россия строит со всеми государствами мира конструктивные нормальные отношения. Нормой в мировом сообществе является жесткая конкуренция

За рынки, за инвестиции,

За инвестиции

За политическое и экономическое влияние.

Российская внешняя политика строится прагматично, исходя из наших интересов – военно-стратегических, экономических, политических, с учетом интересов наших партнеров, прежде всего по СНГ.

Внешняя политика РФ разновекторная – связи со многими странами мира. Развиваются отношения с НАТО, ОБСЕ, ЕС, МВФ и др.

Одна из главных угроз в современном мире – террористическая . 11 сентября 2001 г. – теракты в США – атаки на торговые здании-башни. Россия предложила создать систему международной безопасности с целью борьбы с терроризмом. Важная задача – нераспространение средств массового поражения.

2003 г. США начали военную операцию в Ираке. Формальным предлогом для вооруженного вмешательства в обход ООН стала информация о наличии у «непредсказуемого» иракского руководства оружия массового поражения. Однако в ходе операции подтвердить эти сведения не удалось. Руководство России назвало эту агрессию «серьезной ошибкой США». События в Ираке привели к росту антиамериканизма в мире, вызвали всплеск терроризма. Вновь возобновилась дискуссия о месте ООН в структуре международных отношений. США проводят свою политику, часто не согласуя с ООН.

Основные направления внешней политики :

Отношения со странами СНГ: равноправные отношения, согласование экономических, военных и политических интересов. Это новое направление во внешней политике с 1992 г.

Отношения с Европейскими странами, НАТО, ЕС. (Проблема расширения НАТО на Восток. Создание Совета Россия – НАТО)

Российско-американские отношения. Главная проблема – сокращение стратегических наступательных вооружений: СНВ-2.СНВ-3; Вторая проблема – сотрудничество в борьбе с международным терроризмом.

Отношения со странами Азии, Африки, и Латинской Америки: двусторонние договоры.

Россия в 2000 – 2008 гг. Стабилизация новых структур и процессов.

Мировой финансово-экономический кризис и новая историческая развилка путей России: стагнация или модернизация возникших структур и процессов (2009 - 2012 годы и далее).

Президенты:

Президент РФ, 1991 – 1999

Путин В.В . Исполняющий обязанности Президента РФ 1999 – 2000.

Президент России с 2000 г. до 2008.

Медведев Д.А. Президент России с 2008 г. до 2012.

Путин В.В . Президент России с 2012 г. до 2008.

Главы правительства

Гайдар Е.Т. Исполняющий обязанности Председателя правительства, 1991 – 1992.

Черномырдин В.С . Председатель Правительства РФ, 1993 – 1998

Кириенко С.В. Председатель Правительства РФ, 1998

Примаков Е.М. Председатель Правительства РФ, 1998 (борьба с коррупцией, начало промышленного роста в стране)

Степашин Председатель Правительства РФ, 1998 (соглашение в Западом об отсрочке выплаты внешних долгов)

Путин В.В . Председатель Правительства РФ, 1998 – 1999 (соглашение с Западом о списании 35% внешнего долга СССР)

Касьянов М.М. Председатель Правительства РФ, 2000 – 2004 (налоговая реформа. 13% подоходный налог. Начало пенсионной реформы. Начало снижения безработицы. Снижение бартерных расчетов в экономике)

Фрадков М.Е . Председатель Правительства РФ, 2004 – 2007

Зубков Председатель Правительства РФ, 2007 – 2008

Медведев Д.А. Председатель Правительства РФ, 2012-

Путин В.В. Председатель Правительства РФ, 2008 – 2011.

Медведев Д.А. Председатель Правительства РФ с 2012 г.

Россия с 2000 г.

Президент Ельцин 31 декабря 1999 г. в новогоднем обращении объявил о своей отставке. Обязанности Президента России в соответствии с Конституцией возлагались на Председателя Правительства РФ В.В. Путина, а новые президентские выборы назначались на март 2000 г.

Путин повел политику создания сильной государственной власти, укрепления вертикали власти . Заявлялось, что государство должно быть демократическим правовым социальным.

Укрепление государственности. В 90-е годы в стране были заложены основы рыночной экономики и демократического государства, для закрепления которых необходимо навести порядок. Ослабление Центра не позволяло проводить в регионах эффективную социально-экономическую политику. Поэтому насущной задачей стало укрепление старой и создание новой «вертикали власти ». С этой целью

В 2000 г. создано 7 федеральных округов. Их возглавляли полномочные представители президента, их обязанности – координация деятельности местных органов власти на основе общероссийского законодательства, добиться исполнения Конституции. Развернулась работа по приведению региональных правовых актов в соответствие с общероссийскими нормами.

Реформа верхней палаты Федерального собрания – Совета Федерации. В Совет Федерации до реформы входили главы исполнительной власти (президенты, губернаторы) и законодательных субъектов Федерации. С 2000 г. на постоянной основе стали работать представители (по 2)законодательных органов субъектов федерации. Бывшие члены Совета Федерации вошли в состав созданного Государственного совета – нового совещательного органа при Президенте РФ.

В первой десятилетие удалось преодолеть конфликт между парламентом и президентом. В Думе сформировалось устойчивое пропрезидентское большинство. Его основу составляет фракция «Единой России».

2000 год утверждены государственные символы России:

Герб в виде двуглавого орла

Трехцветный флаг

Музыкальный символ – гимн Александрова со словами Михалкова.

2002 год – модернизация судебно-правовой системы. Созданы мировые суды, суд присяжных заседателей.

В 2001 г. закон о политических партиях.

В экономической сфере задачи – модернизация промышленности, развитие высокотехнологических отраслей, развитие нанатехнологий, т.е. современных технологий. Россия не должна быть сырьевой страной.

Введены новые налоговые и таможенные кодексы. Шкала налогов снизилась с 30 до 13% и стала самой низкой в Европе. Цель – вывести из «тени» экономику.

2001 год – новый Земельный кодекс, закрепивший право собственности на землю и механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал земли с/х назначения. Но в 2002 г. – закон, который санкционировал куплю-продажу и этой категории земель - - сельскохозяйственной.

Удалось погасить внешние и внутренние займы. Бюджет до 2008 г. (год начала экономического кризса) сводился с профицитом.

В социальной сфере – активная социальная политика. С этой целью предложены 4 национальные программы – развитие образования, здравоохранения, жилищная, продовольственная.

В 2004 г. председателем правительства Фрадковым осуществлена монетаризация льгот – ранее пенсионеры пользовались льготами – бесплатный проезд на транспорте, бесплатное лекарство, бесплатные путевки в санаторий. Фрадков отменил бесплатные льготы, вместо них к пенсии стали добавлять небольшие денежные суммы, что не устроило пенсионеров. Массовые митинги протестов заставили правительство вернуть часть бесплатных льгот.

Приходится констатировать, что стагнация не только возможна, но и осуществляется с середины предыдущего десятилетия 2 . Она закрепилась в условиях кризиса, имеет поддержку части бизнеса, а также со стороны многих, находящихся у власти или близких к ней. Приостановилось улучшение социального самочувствия населения, растет недовольство тех, кто хочет и готов осуществлять модернизацию. Назревает понимание необходимости модернизации России как способа ее саморазвития.

По нашему убеждению, в XXI столетии по-прежнему недостаточно рассматривать модернизацию лишь как переход от традиционного общества к современному. Конечно, этот ракурс сохраняется, если речь идет о традиционных обществах. Но в контексте нарастающей глобализации возникли планетарные экологические риски, угрозы национальной безопасности любой страны, разрывы между условиями жизни трех-четырех миллиардов бедных/нищих людей и одного "золотого миллиарда". Эти и иные угрозы существования всего человечества взаимосвязаны. В условиях фундаментальных рисков обостряется конкуренция между странами и обществами за достойные условия жизнедеятельности населения. Поэтому процессы модернизации происходят не только в традиционных, но и в современных обществах, во всех или почти во всех странах.

Теперь многие люди в мире, в том числе граждане России, сравнивают ключевые параметры жизни в своей стране с жизнью в других странах и по-своему действуют: изобретают новое или следуют рутинным навыкам труда, адаптируются или протестуют, эмигрируют в другие регионы или страны, спиваются или отдаются во власть наркотикам, убивают себя или других. Острота задач, стоящих перед политическими деятелями и всеми гражданами каждой страны, определяется человеческими измерениями модернизации или ее отсутствия. Если не учитывать их природу и динамику, то можно столкнуться с новыми социальными катастрофами. Поэтому нерасчетливо рискует своей репутацией и карьерой, судьбой страны и ее граждан тот политический деятель, который видит в модернизации лишь техническое и экономическое содержание.

Целевыми функциями современной модернизации являются: безопасность государства и общества, устойчивое функционирование всех их структур, повышение условий жизнедеятельности населения (качества жизни). Соответственно, модернизация в XXI веке есть комплексный способ решения политических и экономических, социальных и культурных задач, которые в полный рост стоят перед государством и обществом в контексте внутренних, мегарегиональных и глобальных угроз и рисков; это совокупность процессов технического, экономического и социокультурного развития общества (страны и ее регионов), повышающих его конкурентоспособность.

Параметры, характеризующие социокультурное развитие, - суть человеческие измерения модернизации, а процесс качественного повышения их уровня и сбалансированности есть социокультурная модернизация. Социокультурно модернизированным можно считать такое состояние страны, когда величины человеческих измерений модернизации сбалансированы, а уровень каждого из них не ниже среднего для стран того мегарегиона человеческого сообщества, к которому относится данная страна. Однако достигнутый уровень модернизированности всегда остается относительным, поскольку повышается средний уровень мегарегиона. В целом, автор понимает социокультурную модернизацию широко, согласно принципам социокультурного (в современной интерпретации - антропосоциетального) подхода [Лапин, 2006, 2009b].

Для России особую актуальность имеет проблема повышения условий жизни её населения до среднего уровня условий стран Европейско-Российского мегарегиона. Эта проблема означает вызов современной России, конструктивный ответ на который и должна дать модернизация страны в первой трети XXI века, - если она, конечно, состоится.



В нашей стране развитие товарно-денежных отношений искусственно сдерживалось. Тотальное огосударствление экономики, государственный монополизм на средства производства, отсутствие конкуренции, административный произвол в ценообразовании, отсутствие у производителей заинтересованности в результатах своего труда - это и многое другое делало экономику неэффективной. Требовалась глубокая перестройка всей жизни страны, причем изменения коснулись не только экономической сферы, но и политики, права, морали, общественной системы ценностей.

Переход к рынку естественно должен осуществляться постепенно, в переходный период должны быть созданы необходимые условия для нормального функционирования рыночной системы. С этой целью в стране был проведен ряд экономических реформ:

В первую очередь необходимо было заинтересовать производителя в результатах своего труда и создать конкуренцию на рынке. Для этого была проведена приватизация значительной части предприятий. Государственные предприятия были переданы в частную собственность (индивидуальную и коллективную).

Кроме того, многообразие форм собственности прежде всего требовало своего законодательного закрепления . Были приняты необходимый пакет законодательных актов - Закон о собственности, Закон о предприятии и предпринимательской деятельности, новые Гражданский, Налоговый и Уголовный кодексы, и др.

Была также проведена либерализация цен. Государство перестало контролировать цены на различные товары и услуги, теперь цены должны были складываться исходя из реальной рыночной ситуации, из взаимодействия спроса и предложения. Однако первый эффект от либерализации привел к неоправданному росту цен, сворачиванию производств и гиперинфляции.

Перестройка налоговой системы обернулась на деле ужесточением налогового бремени и сделала невыгодным занятие бизнесом. Результатом стало массовое сокрытие доходов в стране, процветание "теневой" экономики, рост коррупции и преступности.

В настоящее время в стране ведется активная работа по созданию рыночной инфраструктуры - то есть той среды, которая необходима для нормального функционирования экономики. Создается сеть коммерческих банков, различные биржи (валютная, фондовая и т.д.), ведется активная компьютеризация всего экономического пространства.

Для нормального функционирования экономики начата ее структурная перестройка . В период существования государственной экономики отдельные отрасли народного хозяйства были приоритетными, именно туда вкладывались основные средства государства. К таким отраслям относились ВПК (военно-промышленный комплекс), черная и цветная металлургия, тяжелое машиностроение, химическая промышленность. В настоящее время приоритет отдается отраслям легкой промышленности, добывающим - нефтяной, газовой, а также точному машиностроению. Средства вкладываются в первую очередь в те отрасли, которые наиболее отвечают запросам времени, а следовательно являются прибыльными с экономической точки зрения. Проявлением структурной перестройки экономики является конверсия предприятий оборонного комплекса. На этих предприятиях начинают выпускать "мирную" продукцию - товары широкого потребления, приборы и оборудование для здравоохранения, компьютерную технику и др.

К сожалению, политика государства по переходу к рыночным отношениям была слабо продумана, и потому имела крайне негативные для общества последствия. Результатом стал глубокий экономический, социальный и политический кризис, проявлениями которого стали:

массовая безработица,

резкое падение уровня жизни в стране,

глубокое расслоение населения (разница в доходах между "богатыми" и "бедными" составляет десятки и сотни раз),

нестабильная политическая ситуация, частая смена правительства,

политическое безразличие населения,

инфляция,

падение объемов производства,

рост внешнего долга РФ,

криминализация общества и т.д.