Психологические барьеры профессионального развития личности. Психологические барьеры в профессиональном самоопределении. Психологическое здоровье

Сыманюк Эльвира Эвальдовна

Барьер -

Барьер это психологический феномен (представленный в
форме ощущений, переживаний, образов, понятий
и др.), в котором отражены свойства объекта
ограничивать проявления жизнедеятельности
человека, препятствовать удовлетворению его
потребностей.

Барьеры выполняют следующие функции:

стабилизации (останавливают движение, придают ему статику);
коррекции (столкнувшись с препятствием, движение меняет свое
направление);
энергетизации (энергия движения накапливается под влиянием
удерживающего ее барьера);
дозирования (препятствия дозируют движение, определяют его меру);
мобилизации (живые организмы, столкнувшись с препятствием,
мобилизуют свои энергетические и другие ресурсы для преодоления
препятствий);
развития (изменения, происходящие в организмах при повторных
мобилизациях, закрепляются, что повышает функциональные
возможности живой системы, придает ей новое качество);
торможения (барьер замедляет движение, сдерживает активность);
подавления (постоянно блокируя жизнедеятельность организма, его
запросы, барьер ослабляет и подрывает его функциональные
возможности).

Виды психологических барьеров профессионального развития:

кризисы профессионального развития личности;
профессиональные деструкции;
ухудшение психологического здоровья.

Кризисы профессионального развития личности -

Кризисы профессионального
развития личности это непродолжительные периоды жизни,
сопровождающиеся кардинальной перестройкой
субъекта деятельности, изменениями самой
деятельности.
Признаки профессиональных кризисов:
потеря смысла в выполняемой деятельности;
потеря чувства нового;
субъективное чувство остановки в развитии;
преобладание негативных эмоций в отношении
работы;
раздражительность или апатия.

Виды профессиональных кризисов:

Кризис учебно-профессиональной ориентации (14 15 или
16 17лет) на стадии оптации;
Кризис профессионального выбора (16–18 лет или 19 21 год)
на стадии профессионального образования;
Кризис профессиональных экспектаций (18–20 лет или 21 23
года) на стадии профессиональной адаптации;
Кризис профессионального роста (30 33 года) на стадии
первичной профессионализации;
Кризис профессиональной карьеры (38 40 лет) на стадии
вторичной профессионализации;
Кризис социально-профессиональной самоактуализации
(48 50 лет) на стадии мастерства;
Кризис утраты профессиональной деятельности (55–60 лет)
на стадии утраты профессии.

Кризис учебно-профессиональной ориентации (1415 или 1617лет) на стадии оптации

Кризис учебно-профессиональной ориентации
(14 15 или 16 17лет) на стадии оптации
Факторы:
Невозможность реализовать профессиональные
намерения.
Выбор профессии без учета индивидуальнопсихологических особенностей и
психофизиологических свойств.
Ситуативный выбор профессионального учебного
завСпособы преодоления:
едения.
- Психологически компетентное профессиональное
консультирование.
- Коррекция профессиональных намерений.

Кризис профессионального выбора (16–18 лет или 1921 год) на стадии профессионального образования

Кризис профессионального выбора (16–18 лет или
19 21 год) на стадии профессионального
образования
Факторы:
Неудовлетворенность профессиональным
образованием и профессиональной подготовкой.
Изменение социально-экономических условий
жизни.
Перестройка ведущей деятельности.
Способы преодоления:
- Активизация учебно-познавательной деятельности.
- Смена мотивов учебно-профессиональной
деятельности.
- Коррекция выбора профессии.

Кризис профессиональных экспектаций (18–20 лет или 2123 года) на стадии профессиональной адаптации

Кризис профессиональных экспектаций (18–20 лет
или 21 23 года) на стадии профессиональной
адаптации
Факторы:
Трудности профессиональной адаптации.
Освоение новой ведущей деятельности.
Несовпадение профессиональных ожиданий и
реальной действительности.
Способы преодоления:
- Активизация профессиональных усилий.
- Коррекция мотивов труда и
Я-концепции.
- Смена специальности и профессии

Кризис профессионального роста (3033 года) на стадии первичной профессионализации

Кризис профессионального роста (30 33 года) на
стадии первичной профессионализации
Факторы:
Неудовлетворенность возможностями занимаемой
должности и своим профессиональным ростом.
Потребность в профессиональном
самоутверждении и трудности ее удовлетворения.
Способы преодоления:
- Повышение социально-профессиональной
активности и квалификации.
- Смена места работы и вида деятельности.

Кризис профессиональной карьеры (3840 лет) на стадии вторичной профессионализации

Кризис профессиональной карьеры (38 40 лет) на
стадии вторичной профессионализации
Факторы:
Неудовлетворенность своим социально-профессиональным
статусом, должностью.
Новая доминанта профессиональных ценностей.
Кризис возрастного развития.
Способы преодоления:
- Повышение социально-профессиональной активности.
- Выработка индивидуального стиля деятельности,
качественное улучшение способов выполняемой
деятельности.
- Освоение новой специальности, повышение квалификации.
- Переход на новую работу

Кризис социально-профессиональной самоактуализации (4850 лет) на стадии мастерства

Кризис социально-профессиональной
самоактуализации (48 50 лет) на стадии мастерства
Факторы:
Неудовлетворенность возможностями реализовать себя
в сложившейся профессиональной ситуации.
Недовольство своим социально-профессиональным
статусом.

состояния здоровья.
Способы преодоления:
- Переход на инновационный уровень выполнения
деятельности.
- Сверх нормативная социально-профессиональная
активность.

Кризис утраты профессиональной деятельности (55–60 лет) на стадии утраты профессии

Кризис утраты профессиональной деятельности (55–
60 лет) на стадии утраты профессии
Факторы:
Уход на пенсию и новая социальная роль.
Сужение социально-профессионального поля.
Психофизиологические изменения и ухудшение
состояния здоровья.
Способы преодоления:
- Социально-психологическая подготовка к новому виду
жизнедеятельности.
- Организация социально-экономической
взаимопомощи пенсионеров.
- Вовлечение в общественно полезную деятельность.

Виды профессиональных деструкций

Выученная беспомощность.
Профессиональное отчуждение.
Консервация профессионального опыта.
Профессиональные деформации.
ДЕСТРУКЦИЯ - это разрушение, изменение или
деформация сложившейся психологической
структуры личности в процессе
профессионального труда (Э.Ф.Зеер).

Выученная беспомощность

это снижение уровня профессиональной
активности, отсутствие инициативы, избегание
ситуаций, сопряженных с неудачей. В
профессиональной деятельности это проявляется в
негативном отношении к инновациям,
выполнении работы только в рамках нормативно
заданной деятельности, отказе от выполнения
общественной работы.

Профессиональное отчуждение

Это личностная позиция непричастности и
ментальной непринадлежности к общественно
приемлемой для данной профессии профессиональной
морали. Человек не идентифицирует себя с
выполняемой деятельностью, не принимает на себя
ответственность за происходящее в организации, не
разделяет организационные ценности.

Поведенческие признаки отчуждения:

закрытость в отношениях с коллегами,
агрессивность,
ложь как неосознанное искажение фактов,
заведомая ложь,
преувеличение своих заслуг,
цинизм.

Психологические механизмы, обеспечивающие отчуждение:

подмена понятий и оценок (например, закрытие экологически вредного
производства отождествляется с покушением на оборонную мощь страны);
самообман: на уровне эмоций более приятное для самолюбия заблуждение
воспринимается как действительный факт;
самовнушение: целенаправленное ментальное приукрашивание
действительности, приводящее к извращению сознания, неспособного принять
правду, считающего ее ложью, покушением на самое святое;
безальтернативность: одномерность, узость мышления, прямолинейность
аргументации при доказывании своей позиции, неучет множества других
факторов;
элитарность: элитарное самосознание, сложившееся в прежние годы (например, в
оборонной отрасли, где много платили и морально поощряли), усиленное
впоследствии чувством несправедливости и мешающее обретению новой
профессиональной идентичности;
закрытость: глухота к оппонентам, неприятие критики, некритичность сознания,
неспособность оценивать с других позиций, отбрасывание всего, что не совпадает с
собственной точкой зрения, как лично враждебного.

Деструкция профессиональной компетентность

консервация профессионального опыта,
стагнация.

Опыт -

Опыт сложная система, включающая в себя способы,
приемы и правила решения трудовых задач. Опыт,
приобретаемый в профессиональной
деятельности, становится системообразующим в
структуре личности и оказывает существенное
влияние на проявление тех или иных личностных
качеств (Е.Ю. Артемьева, Ю.К. Стрелков).

Профессиональные деформации

искажение уровня выраженности
профессионально важных качеств.
Виды профессиональных деформаций
руководителя:
Авторитарность, демонстративность,
социальное лицемерия, агрессивность,
ролевой экспансионизм,
индифферентность.

Детерминанты профессиональной деформации:

факторы, обусловленные спецификой
профессиональной деятельности;
личностные факторы;
факторы социально-психологического характера.

Профессиональные деформации руководителя:

Авторитарность. Доминантность.
Демонстративность.
Индифферентность.
Агрессивность.
Ролевой экспансионизм.
Социальное лицемерие.

Психологическое здоровье -

Психологическое здоровье это состояние душевного благополучия,
характеризующееся отсутствием болезненных
психических проявлений, обеспечивающее
адекватную условиям действительности регуляцию
поведения и деятельности (Г.С.Никифоров).

Факторы, детерминирующие психологическое здоровье:

резкие социально-экономические изменения (обостряют социальную
незащищенность, угнетают чувство безопасности);
особенности организации;
условия труда;
удовлетворенность трудом;
удовлетворенность межличностными отношениями;
содержание деятельности (одновременное наблюдение за несколькими
изменяющимися во времени процессами или осмысление деятельности
нескольких человек; частое и быстрое информационное переключение
направления внимания на множественность объектов; восприятие и
переработка разнообразной и многочисленной информации, часто
имеющей эмоциональный характер; острый дефицит времени; чувство
повышенной ответственности за принимаемые решения);
стиль руководства;
количество и характер профессиональных стрессов;
индивидуально-психологические особенности личности.

Признаки психологического нездоровья:

негативный субъективный статус (самочувствие,
активность, настроение);
наличие болевого синдрома (в том числе и
психоэмоционального –«болит душа»);
снижение или полная утрата трудоспособности;
уменьшение объема и степени мобилизации
функциональных резервов;
ухудшение адаптационных возможностей (снижение
интереса к инновациям, сопротивление им).

Показатели психологического здоровья:

преобладающее хорошее самочувствие;
глубокое понимание и принятие себя;
высокая удовлетворенность жизнью - характером своего общения,
ходом дел, своим здоровьем, образом жизни, процессом
творчества;
высокий уровень саморегуляции (но не слишком высокий!)
своими желаниями, эмоциями и действиями, своими
привычками, процессом развития и т.п.;
оптимальный процесс и уровень самореализации гармоничное сочетание числа успехов и неудач);
соразмерность
желаний и стремлений со своими психическими, физическими,
материальными возможностями;
реальное устойчивое развитие.

согласие с собой и окружающим миром;
адаптивно полезное, устойчивое, длительное, творческое и
экономичное функционирование и развитие личности в
разнообразных жизненных средах;
преимущественно положительный и спокойный эмоциональный
тон жизни;
хорошее физическое самочувствие, отсутствие серьезных телесных
и психических заболеваний;
в целом позитивная Я-концепция, достаточно высокое
самопринятие, достаточно высокая уверенность в себе (но не
очень высокая!);
оптимально организуемый процесс жизнедеятельности
(преобладание внутреннего локуса контроля над внешним,
достаточная осознанность, гибкость и широта жизненных
ориентаций;

Признаки психологической гармонии личности:

- гармоничный
образ жизни (проявляется в ежедневной жизнедеятельности в
виде достаточного числа природно необходимых линий деятельности,
достаточного их разнообразия и в регулярности осуществления);
- умеренность страстей и противоречивых желаний, выражающаяся народной
формулой “лучшее - враг хорошего”, оптимальная сбалансированность
положительных и отрицательных базовых стремлений,
оптимальный уровень самореализации - гармоничное сочетание числа успехов
и неудач, отсутствие ориентации на максимальные достижения;
соразмерность желаний и стремлений со своими психическими, физическими,
материальными возможностями и с социальными и природными
особенностями жизненной ситуации;
реальное устойчивое развитие, неспешное движение вперед - жизнь как
последовательное осуществление ряда интересных и полезных в широком
смысле творческих проектов, дел, своей игры, своей миссии;
открытость, готовность откликнуться и помочь, участвовать в общем деле,
ориентация на сотрудничество и диалог;
чувство красоты и чуда Природы, единства с ней; уважение к ее созданиям,
экологическая культура, регулярное общение с природой.

Отношение человека с миром представляют собой активную форму взаимодействия с окружающей действительностью, направленного, прежде всего, на преодоление различных трудностей, препятствий, барьеров, в том числе психологического характера, возникающих на пути удовлетворения потребностей.

В профессиональном самоопределении личности психологические барьеры можно рассматривать как субъективно переживаемое состояние «сбоя» в реализации планируемого будущего, а также в собственном психическом состоянии. Возникновение психологических барьеров во время профессионального самоопределения и их осознание, является важнейшим условием усиления интеллектуальной деятельности, возникновение проблемной ситуации выбора профессии, стимулирования новых средств и способов самоопределения в профессии.

Профессиональное самоопределение – основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений жизни.

Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии», однако все они содержат мысль о том, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. В содержании данного понятия выделена двойственность:

С одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора);

С другой – то, что выбирают (объект выбора).

И субъект, и объект обладают огромным набором характеристик, объясняющих неоднозначность профессионального самоопределения.

Выбор профессии – это процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

В психологии принято рассматривать выбор профессии как выбор деятельности. В этом случае предметами исследования выступают, с оной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой – характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развития субъекта труда. Выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии.

В контексте понимания выбора профессии как выбора деятельности также распространено мнение о том, что основным условием правильного выбора являются профессиональный интерес или профессиональная направленность.

Выбор профессии очень важен в целостном жизнеопределении человека. Он связан с прошлым опытом личности, направлен в будущее – участвует в формировании Я-концепции. Все это требует учета жизненных планов личности в других областях, например, в личной жизни.



Можно выделить следующие показатели профессионального самоопределения:

Информированность учащихся о существенных сторонах, обстоятельствах, основаниях выбора профессии;

Сформированность интересов и склонностей;

Появление новых качественных сочетаний способностей;

Возникновение специфических отношений с родителями, однокурсниками, представителями различных профессий;

Образование новых качественных факторов в самосознании;

Построение личностных профессиональных планов.

Успешность и продуктивность профессионального самоопределения предполагает изменения тех представлений о себе, которые стали препятствием для самореализации. Консервативная самодостаточность, ригидность (негибкость) оказывают отрицательное влияние на этот процесс. В то же время относительная легкость изменения представлений о себе может привести к невозможности стабилизировать и сохранить новые представления о себе. Это делает представление о себе чрезмерно динамичным и сильно подверженным различным ситуативным факторам.

Равновесие внутреннего мира учащихся может нарушаться необходимостью самоопределения. Сделать этот ответственный шаг очень трудно, поскольку любое решение связано с отказом от других возможностей, т.е. с самоограничением, что в свою очередь порождает внутреннюю напряженность. Периоду юности свойственно стремление подростка доказать себе и другим свою способность к самостоятельным решениям и готовностью к взрослой жизни. Проблема самоопределения часто решается двумя разными способами:

Поиск сходства между собой и другими (идентификация );

Отрицание сходства между собой и другими (негативизм ).

Смысл Я не является следствием знания о себе. Важными условиями, определяющими продуктивность профессионального личностного самоопределения, являются, с оной стороны, наличие опыта реальных жизненных достижений и их адекватная самооценка, а с другой – способность правильно осознать степень особенности своей причастности к этим достижениям.

Таким образом, самоопределение включает два процесса:

Формирование достаточно высокого уровня самоуважения;

Осознание и принятие личностных качеств и особенностей, которые рассматриваются как одно из условий предполагаемых профессиональных достижений.

Самоотношение порождается столкновением Я с мотивами, обеспечивающими потребность в самореализации, и представляет собой результат самооценок и чувство симпатии к себе. Мотивом выбора является состояние напряжения, в котором находится человек. Оно может быть уменьшено благодаря удовлетворению потребностей. Профессия выбирается для удовлетворения определенных потребностей человека, которые могут быть осознанными и неосознанными.

Профессиональное самоопределение начинается тогда, когда человек впервые осознает, что данная профессия может удовлетворить его потребности. Это в свою очередь зависит от того, что человек знает о профессиях и о самом себе. Эти знания помогают ему понять, какие личностные качества и черты характера могут реализоваться в той или иной профессиональной деятельности. Фактически это выражает глубокое или поверхностное самопознание, свою открытость или закрытость по отношению к себе.

Успешность профессиональной деятельности человека во многом определяется глубиной самопознания, что в свою очередь может вызвать появление внутренней конфликтности и психологических барьеров . В них отражается наличие сомнений, несогласия с собой. Это проявляется как тенденция к чрезмерному самокопанию, что сопровождается тревожно-депрессивным состоянием, низкой самооценкой, фрустрированностью ведущих потребностей (фрустрированность - неудовлетворенность), подчеркиванием трудностей.

DOI: 10.12731/2218-7405-2016-10-115-125 УДК 159.99

конфликт профессионального

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОфЕССИОНАЛЬНЫй

кризис личности как психологические БАРЬЕРЫ профессионального РАЗВИТИЯ

Садовникова Н.О.

В статье анализируются категории «психологические барьеры профессионального развития», «конфликт профессионального самоопределения» и «профессиональный кризис личности». Отмечается, что конфликт профессионального самоопределения - это всегда внутриличностный конфликт, связанный со столкновением ценностей, интересов, мотивов, представления личности с требованиями профессиональной деятельности или социально-профессиональной ситуации. Профессиональный кризис личности представляет собой непродолжительный период жизни, сопровождающийся кардинальной перестройкой субъекта деятельности, изменениями самой профессиональной деятельности. Дается обоснование того, что как конфликт, так и кризис могут выступить в качестве психологических барьеров профессионального развития, выполняя как конструктивную, так и деструктивную функции. Предлагается под психологическим барьером профессионального развития понимать состояние временной стагнации, возникающее вследствие невозможности реализации личностью профессионального плана, сопровождающееся стрессом, актуализацией потребности в преодолении и в самоопределении.

Ключевые слова: конфликт профессионального самоопределения; профессиональный кризис личности; психологический барьер.

THE CONFLICT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND PROFESSIONAL IDENTITY CRISIS AS A PSYCHOLOGICAL BARRIER PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Sadovnikova N.O.

The article describes the «psychological barriers of professional development» category «professional self-determination» and «professional identity crisis». The conflict professional self-determination - is always intrapersonal conflict associated with the clash of values, interests, motives, views of the person with the requirements of the professional activity or the socio-professional situation. The professional identity crisis is a short period of life. The fundamental restructuring of the subject of activity and changes in the most professional activities are characteristics of the crisis.

The article gives the justification that as a conflict and crisis can act as psychological barriers to professional development. These barriers perform as constructive and destructive functions. It is proposed under the psychological barrier of professional development to understand the status of temporary stagnation that occurs as a result of the non-feasibility of the individual professional plan, accompanied by stress-actualization needs overcoming and self-determination.

Keywords: conflict of professional self-determination; a professional identity crisis; a psychological barrier.

Введение

Профессиональное развитие личности как предмет исследования стал центром внимания ученых еще в конце XIX века. За прошедшее с этого момента время были исследованы различные аспекты профессионального развития: выбор профессии, карьера, профессиональная пригодность, удовлетворенность трудом и многое другое.

Профессиональное развитие является предметом исследований многих ученых (Н.С. Глуханюк, А.А. Деркач, В.Г. За-зыкин, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова и др.). Большинство из них отмечают, что профессиональное развитие - это процесс «формообразования личности», адекватной профессиональной деятельности.

Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей позволяет констатировать, что под профессиональным развитием следует понимать неравномерный, нелинейный процесс изменения личности (прогрессивного и регрессивного) в ходе освоения и выполнения профессиональной деятельности. По мере вхождения индивида в профессиональную среду, овладения стандартами и ценностями профессионального сообщества происходит изменение личности, ее генезис, который может быть рассмотрен и как развитие, обогащение, и как умаление, деградация, деформирование.

Важными событиями процесса профессионального развития личности является переживание личностью конфликтов профессионального самоопределения и профессиональных кризисов личности, которые выступают как барьеры профессионального развития личности, выполняя при этом как положительную, так и отрицательную функции.

Впервые роль психологических барьеров в развитии личности раскрыл З. Фрейд. В психоанализе человеческое поведение описывается с привлечением двух понятий - «катексис» и «антикатек-сис». Катексис - это направленная на определенные объекты психическая энергия инстинктов, требующая разрядки, а антикатек-сис - барьер, перекрывающий путь к удовлетворению инстинкта. Поведение и все психодинамические процессы разворачиваются в результате взаимодействия инстинктов и барьеров, внешних и внутренних .

В России понятие «барьер» активно исследовалось в области научного творчества. В более поздних исследованиях феномен психологических барьеров рассматривался в различных аспектах: барьеры при реализации нововведений (А.В. Филиппов), барьеры общения (Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Ломов, Е.А. Климов и др.), барьеры педагогического взаимодействия (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев и др.), барьеры в развитии деятельности и личности (Р.Х. Шакуров) и др. При этом обычно барьеры трактуют как препятствие, преграду в развитии, которую необходимо снимать.

Интересный и важный в контексте нашего исследования подход к пониманию психологических барьеров предлагает Р.Х. Шакуров. По мнению исследователя, барьеры - это универсальный и постоянный атрибут жизни . Наличие барьеров определят сам факт существования любой системы. Другими словами, барьеры выступают необходимым фактором развития (и деятельности, и личности).

Барьер выполняет следующие функции :

Стабилизация: барьер останавливает движение, придает ему статику;

Коррекция: столкнувшись с препятствием, система меняет траекторию своего движения;

Энергетизация: энергия движения накапливается под влиянием удерживающего ее барьера;

Дозировка: препятствия дозируют движение, определяют его меру;

Мобилизация: при столкновении с препятствием живые системы мобилизуют свои энергетические и другие ресурсы для преодоления препятствий;

Развитие: изменения, происходящие в организмах при повторных мобилизациях, закрепляются, что повышает функциональные возможности системы, придает ей новое качество;

Подавление (лишение): в ситуации постоянной блокады жизнедеятельности системы барьер ослабляет, подрывает ее функциональные возможности.

Другими словами, в зависимости от характера барьеров деятельность может выполнять и созидательную, и деструктивную функции по отношению к ее субъекту.

На основании вышесказанного дадим следующее определение понятия «психологический барьер профессионального развития». Психологический барьер профессионального развития - это состояние временной стагнации, возникающее вследствие невозможности реализации личностью профессионального плана, сопровождающееся стрессом, актуализацией потребности в преодолении и в самоопределении. Именно психологические барьеры придают процессу профессионального развития личностный смысл, определяют профессиональное будущее. Отсутствие барьеров означает эволюционное, линейное развитие, приводит к стагнации личности.

В качестве психологических барьеров профессионального развития на наш взгляд целесообразно считать конфликты профессионального самоопределения и профессиональный кризис личности.

Понятия «конфликт профессионального самоопределения» и «профессиональный кризис личности»

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни. Постоянное уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека. Иногда возникает отчуждение от профессии, человек начинает ею тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным поло- 119 -

жением. Нередки случаи вынужденной смены профессии (специальности) и места работы .

Можно констатировать, что перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем в профессиове-дении объясняют понятием «профессиональное самоопределение».

Профессиональное самоопределение предполагает выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся высокой степенью неопределенности. Чтобы определиться в проблемно-ориентационной ситуации, личности нужно соотнести свои потребности, позиции, интересы, мечты с собственными возможностями: подготовленностью, способностями, эмоционально-волевыми качествами, состоянием здоровья. Возможности, в свою очередь, необходимо соотнести с требованиями профессионального учебного заведения, профессии, специальности, конкретной трудовой функции.

Нередко согласование всех этих позиций затруднено. Если иметь в виду еще и социально-экономические факторы, позиции родственников, то становится очевидным, что профессиональное самоопределение, как правило, означает конфликт. Поскольку речь идет о самоопределении, то этот конфликт имеет внутриличностный характер. Его разрешение осуществляется путем ревизии и коррекции профессиональных устремлений, и конечно, внутриличностный конфликт может разрешаться продуктивно и деструктивно.

Сторонами внутриличностного конфликта самоопределения являются различные составляющие структуры личности. Конфликты профессионального самоопределения могут быть инициированы разного рода факторами. Среди них: рассогласование между компонентами направленности личности, несовпадение характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности, несовпадение представления о своих

профессиональных достоинствах и реальных профессиональных возможностей: противоречиями между и пр.

Категория кризиса заняла в психологической науке прочные позиции. Например, жизненные кризисы были предметом изучения зарубежных психологов Б. Ливехуда, Э. Эриксона, Г. Шихи, Ch. Bühler, S.-H. Fillip и др. Экзистенциальные кризисы стали предметом интереса R.K. James, A. Olson, D. Ulich.

Начало изучения кризисов развития в отечественной психологии положено Л.С. Выготским. Его заслуга в том, что он предложил новую модель объяснения психологического смысла и механизмов возрастных кризисов развития. Кризис в его концепции -закономерное и необходимое звено в развитии .

Проблема кризисов профессионального развития анализируется в работах Л.И. Анцыферовой, Н.С. Глуханюк, Э.Ф. Зеера, Е.Л. Климова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Н.С. Пряжникова, Э.Э. Сыманюк, А.Р. Фонарева и других исследователей.

Мы в своих исследованиях, опираясь на работы вышеперечисленных исследователей, в тоже время вводим понятие «профессиональный кризис личности».

Профессиональный кризис личности представляет собой непродолжительный период жизни, сопровождающийся кардинальной перестройкой субъекта деятельности, изменениями самой профессиональной деятельности. Кризис затрагивает сферу профессиональной направленности личности: мотивы, потребности, ценности, смыслы; «заставляет» личность простраивать границы своей ценностно-смысловой сферы, актуализирует процесс переживания. Ключевыми особенностями процесса переживания профессионального кризиса личности являются: 1) локализация во времени и пространстве; 2) неустойчивость образов и мыслей о себе как о профессионале, потеря профессиональной идентичности; 3) размытая временная профессиональная перспектива или её отсутствие и, как следствие, актуализация потребности в выборе дальнейшего сценария профессиональной жизни; 4) актуализация смысложизненных переживаний, проявляющихся в пониженном

стремлении к саморазвитию, самоутверждению, самореализации, ощущении своей ненужности и никчемности; 5) наличие стойких аффективных реакций, напряжения .

Возникновение профессионального кризиса личности характеризуется появлением у человека неуверенности в своих силах, несогласием с самим собой, осознанием необходимости переоценки себя, появлением неясности жизненных целей, непониманием как жить дальше, потерей чувства нового, отставанием от жизни и т. д. Можно говорить о том, что профессиональный кризис личности представляет собой ситуацию «невозможности» реализации внутреннего профессионального замысла, ситуацию, когда перед личностью ставится «задача на смысл», требующая своего разрешение .

На наш взгляд именно кризисы профессионального развития являются наиболее значимыми в становлении личности профессионала, поскольку от успешности их преодоления зависит профессиональное будущее личности.

Итак, конфликт профессионального самоопределения - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций. В свою очередь кризис возникает в процессе накопления разнообразных противоречий. В обоих случаях речь идет о процессе разрешения противоречий. Отличие заключается в форме переживания: конфликт - более острое эмоциональное переживание, кризис же - более глубокое, сложное переживание. Различны они и по влиянию на личность. Кризис, на наш взгляд, вызывает кардинальные изменения в сознании и деятельности индивида, непосредственно связан с процессом развития личности и оказывает определяющее влияние на становление индивида.

Разрешение, как профессионального кризиса личности, так и конфликтов профессионального самоопределения требует высокой психологической компетентности и не всегда под силу самому человеку. Способы разрешения внутриличностных конфликтов зависят от характера противоречий, рассогласований, возникающих в процессе профессионального развития человека. В ряде случаев,

неразрешенный конфликт профессионального самоопределения перерастает в профессиональный кризис личности.

Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Психологические механизмы переживания педагогами профессионального кризиса личности», проект № 16-36-01031.

Работа прошла апробацию на всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы» (20 октября - 20 ноября 2016 г.), проведенной при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Биогенетический подход в психологии и педагогике // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред О.А. Ка-рабановой, А.И. Подольского, Г.В. Бурменской. М.: МГУ 1999. 315 с.

2. Садовникова Н.О. Преодоление педагогами барьеров профессионального развития: деятельностный подход // Современные проблемы науки и образования. 2014. №5, С. 659-667.

3. Садовникова Н.О. Ценностно-смысловые особенности ненормативного кризиса профессиональной карьеры // Образование и наука. 2009. № 6 (2). С. 89-97.

4. Садовникова Н.О., Сыманюк Э.Э. Профессиональные деструкции педагогов и пути их коррекции / Под ред. Э.Ф. Зеера. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. 204 с.

5. Сыманюк Э.Э., Девятовская И.В. Непрерывное образование как ресурс преодоления психологических барьеров в процессе профессионального развития личности // Образование и наука. 2015. №1(1). С. 80-92.

6. Филиппов А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. М., 1990. С.142-148.

7. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост. М.Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. 448 с.

9. Bühler Ch. Der menschliche Lebenslauf als Psychologisches Problem / Ch. Bühler // Schweizerische Lehrerinnenzeitung. Leipzig: Hirzel. 5. Mai 1933. Band 37. Heft 15. S. 253-255.

10. Caplan, G. Principles of preventive psychiatry. New York, London: Basis Books. 1964. 304 p.

12. Lindemann E. Symptomatology and management of acute grief/American Journal of Psychiatry. 101 (1944), 141-148. URL: http://www. nyu.edu/classes/gmoran/LINDEMANN.pdf

13. Olson A. The theory of Self-actualization: mental illness, creative and art. Psychology Today. URL: https://www.psychologytoday.com/blog/ theory-and-psychopatology/201308/the-theory-self-actualization

1. Vygotskij L.S. Biogeneticheskij podhod v psihologii i pedagogike . Hrestomatija po vozrastnoj psihologii / O.A. Karabanova, A.I. Podol"sky, G.V. Burmenskaya (ed.). M.: MGU 1999. 315 p.

2. Sadovnikova N.O. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2014. №5, pp. 659-667.

3. Sadovnikova N.O. Obrazovanie i nauka. 2009. № 6 (2), pp. 89-97.

4. Sadovnikova N.O., Symanjuk Je.Je. Professional"nye destrukciipeda-gogov i puti ih korrekcii / Je.F. Zeer (ed.). Ekaterinburg: Izd-vo Ros.gos. prof.-ped. un-ta, 2005. 204 p.

5. Symanjuk Je.Je., Devjatovskaja I.V. Obrazovanieinauka. 2015. №1(1), pp. 80-92.

6. Filippov A.V. Rabota s kadrami: psihologicheskij aspect . M., 1990, pp. 142-148.

7. Frejd Z. Psihologija bessoznatel"nogo: Sb. Proizvedenij / Sost. M.G. Jaroshevskij. M.: Prosvesh-henie, 1990. 448 p.

8. Shakurov R.H. Voprosypsihologii. 2001. № 1, pp. 3-18.

9. Bühler Ch. Der menschliche Lebenslauf als Psychologisches Problem. Schweizerische Lehrerinnenzeitung. Leipzig: Hirzel. 5. Mai 1933. Band 37. Heft 15, pp. 253-255.

10. Caplan G. Principles of preventive psychiatry. New York, London: Basis Books. 1964. 304 p.

11. James R.K., Gilliland B.E. Crisis Intervention Strategies. Belmont: CA: Wadsworth, 2001. 352 p.

12. Lindemann E. Symptomatology and management of acute grief. American Journal of Psychiatry. 101 (1944), 141-148. http://www.nyu.edu/ classes/gmoran/LINDEMANN.pdf

13. Olson A. The theory of Self-actualization: mental illness, creative and art. Psychology Today. https://www.psychologytoday.com/blog/theo-ry-and-psychopatology/201308/the-theory-self-actualization

ул. Машиностроителей, 11, г. Екатеринбург, 620012, Российская Федерация [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR Sadovnikova Nadezhda Olegovna, Head of Department, Department of Psychology and Physiology, PhD in Psychology, Associate Professor

Russian State Vocational Pedagogical University

11, Mashinostroitelej St., Yekaterinburg, 620012, Russian Federation

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.013.83:37.015

ББК Ч432+Ю962.3 ГСНТИ 15.81.21 Код ВАК 19.00.07

Девятовская Ирина Владимировна,

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры философии и акмеологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, каб. 414; e-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ БЕЗ БАРЬЕРОВ: РОЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональное развитие; психологические барьеры; развитие личности; непрерывное образование взрослых; преодоление психологических барьеров; андрагогика.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена анализу психологических барьеров профессионального развития личности и роли технологий непрерывного образования в конструктивном преодолении этих барьеров. В статье описывается возникновение психологических барьеров в процессе профессионального развития личности и их сущность. Автором анализируются возможности преодоления возникающих барьеров с помощью непрерывного образования и обучения взрослых. Представлен обзор методов обучения взрослых и проанализированы возможности этих методов для преодоления психологических барьеров профессионального развития личности.

Devyatovskaya Irina Vladimirovna,

Candidate of Psychology, Associate Professor, Department of Philosophy and Acmeology, Ural State pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A PERSON WITHOUT ANY LIMITS: THE ROLE OF CONTINUOUS EDUCATION OF ADULTS

KEYWORDS: professional development; psychological barrier; personal development; continuous education for adults; psychological barrier overcoming; andragogy.

ABSTRACT. The paper is devoted to the analysis of psychological barriers of professional development of personality and the role of continuous education technologies in overcoming these barriers. The paper describes the appearance of psychological barriers in the course of professional development of a person and studies their essence. The author analyses the possibilities of overcoming the barriers with the help of continuous education for adults. There is an overview of methods of teaching adults and the analysis of the role of these methods in overcoming psychological barriers of professional development of a person.

Выполнение профессиональной деятельности, структурируя течение жизни и формируя идентичность личности, является неотъемлемой частью жизни многих людей. С одной стороны, работа дает возможность удовлетворения многих жизненно важных потребностей, является источником уважения и самоуважения, самореализации, творческого развития, а с другой - может быть причиной физических и психических заболеваний, неудовлетворенности, а также изменения всей жизни человека вследствие тех или иных событий профессиональной жизни.

Профессиональное развитие личности является сложным, протяженным во времени, разнонаправленным и мультифак-торным процессом. Как отечественными, так и зарубежными психологами (А. А. Деркач, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Ю. П. Поваренков, Э. Э. Сыманюк,

R. Gasteiger / Р. Гастайгер, D. Hall / Д. Халл, J. Super / Дж. Сьюпер) профессиональное развитие личности описывается как неравномерный, нелинейный стадиальный процесс изменения личности в процессе выполнения профессиональной деятельности

В современных теориях профессионального развития используется термин «переменчивое профессиональное развитие», определяемый как «самоуправляемый профессиональный путь на основе ценностей личности, ее способности к изменению себя и адаптации к внешним изменениям, и вместе с тем, сохраняющей идентичность и ответственность за собственное профессиональное развитие» . Определяющим фактором конкурентоспособности становится активность личности, ее компетенции и личные качества, готовность к изменению себя и мира, открытость новому, стремление отвечать на вызовы современности.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект №15-36-01306 «Преодоление психологических барьеров профессионального развития личности в процессе непрерывного образования»)

© Девятовская И. В., 2016

В этих условиях актуализируется изучение особенностей профессионального развития и изменений личности в процессе выполнения профессиональной деятельности, которые могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер. В качестве конструктивных изменений можно отметить формирование новых профессиональных и общих компетенций, обогащение социальной среды и появление новых профессиональных связей, постановку новых целей и расширение горизонтов развития. К деструктивным изменениям личности, как правило, относят деструкции и деформации личности, эмоциональное выгорание, профессиональную стагнацию, а также психологические барьеры профессионального развития, которые и станут в данной статье предметом изучения.

Психологический барьер - это психологический феномен (представленный в форме ощущений, переживаний, образов, понятий и др.), который ограничивает личностное и профессиональное развитие, препятствует удовлетворению потребностей и вызывает эмоциональный дискомфорт . В психолого-педагогической литературе барьер описывается, с одной стороны, как субъективная категория, а с другой стороны, подчеркивается его объективный характер - непреодолимость или преодолимость препятствия для одного не является и не воспринимается таковой для другого.

Психологические барьеры профессионального развития могут проявляться в форме кризисов профессионального развития личности, профессиональных деструкций и деформаций, а также ухудшения профессионально-психологического здоровья .

Согласно концепции профессионального развития Э. Ф. Зеера, кризисами являются непродолжительные периоды жизни, сопровождающиеся кардинальной перестройкой субъекта деятельности и изменениями самой деятельности. Кризисы профессионального развития могут инициироваться как связанными с деятельностью факторами (смена деятельности, ее совершенствование или стереотипизация), так и внешними условиями (социально-экономическая ситуация, различные обстоятельства реализации профессиональных планов, случайные события), а также особенностями самой личности (уровень социально-профессиональной активности, потребности, особенности профессионального самоопределения, стремление к саморазвитию и самореализации, возрастные психофизиологические изменения).

Симптомами кризисов профессионального развития выступают утрата смысла выполняемой деятельности, потеря чувства

нового, преобладание негативных эмоций в отношении работы, раздражительность или апатия. Как отмечает Э. Ф. Зеер, кризисы сопровождают процесс профессионального развития и, как правило, имеют определенную стадиальную принадлежность .

Анализ зарубежной психолого-педагогической литературы и исследований по проблемам профессионального развития личности показал, что понятия «кризис», «жизненный кризис», «кризисные события жизни» используются, как правило, в контексте описания жизни человека и его биографии, а не в контексте анализа профессионального развития . Среди ученых и практиков в области психологии профессионального развития наиболее распространенным является определение кризиса, предложенное Г. Капланом Caplan.), а именно: кризис понимается как период неравновесия, ограниченный по времени, сопровождаемый неприятными психическими и физическими чувствами (ощущениями), иногда сильно истощающий способности личности компетентно преодолевать или справляться с ситуацией . Другими словами, кризис - это «тяжелое эмоциональное нарушение равновесия, которое ограничено по времени и не может быть преодолено с помощью механизмов ответной регуляции, доступных в настоящее время индивидууму, переживающему кризис» .

Вместе с тем, А. Шрейогг Schreyбgg) справедливо отмечает, что любое личное кризисное событие также может отражаться на профессиональном поведении личности, так как многие из таких событий (например, смерть близких) способны поставить под сомнение всю картину мира человека, и в том числе, привести к переоценке профессиональной жизни . В этом случае профессиональный кризис инициируется личностными факторами. Кроме того, индивидуальные профессиональные кризисы могут вызываться ситуативными факторами, такими как выход на пенсию, смена рабочего места, особые условия на рабочем месте, факторы государственного и даже международного характера .

В качестве психологического барьера профессионального развития выступают и профессиональные деструкции и деформации, то есть изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими его участниками . Признаками профессиональных деструкций являются замедление профессионального развития; рассогласование личных и профессиональных ценностей, псевдопрофессиональные смыслы труда, про-

фессиональные конфликты, формирование негативных качеств личности . В работах отечественных (С. П. Безносов, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, О. Б. Полякова, Э. Э. Сыманюк) и зарубежных (М. Домнов-ски^. Domnowski, Й. Фенглер^. Fengler, А. Шрейогг^. Schreyбgg.) ученых единогласно отмечается, что группой риска для возникновения профессиональных деформаций являются социально-ориентированные профессии (врачи, учителя, руководители, юристы и т.д.). Так, Й. Фенглер^. Fengler понятием «профессиональные деформации» описывает различные повреждения и искажения, неблагоприятное развитие, признаки истощения и износа, застои, ошибочные ориентации, отчуждения, потерю чувства реальности и правдивости, недооценку переживаний и ощущений, а также поведение и мысли, которые появляются в процессе профессиональной деятельности и ею же вызываются .

Ухудшение профессионально-психологического здоровья также может создавать препятствия на пути конструктивного профессионального развития личности. Как отмечает B. Коллат, в индустриально развитых странах все больше людей живут в состоянии «наполовину здоров», то есть не чувствуют себя здоровыми по причине болезней современности, жизненных, профессиональных и смысловых кризисов .

Кроме того, сами условия выполнения профессиональной деятельности носят сегодня, как правило, стрессогенный характер - при возрастающей сложности профессиональных задач востребована гибкость в принятии решений и выборе способа деятельности, непрерывно появляются новые технологии и способы их применения, увеличивается давление в силу нехватки времени или вынужденного увеличения производительности. Все это приводит к ухудшению профессионально -психологического здоровья, показателями чего являются негативный субъективный статус (плохие самочувствие и настроение, низкая активность); психосоматические расстройства; снижение или полная утрата трудоспособности; уменьшение объема и степени мобилизации функциональных резервов; снижение переносимости повышенных физических и психических нагрузок; проявления психологического насилия (моббинг, бул-линг и т.д.).

Поддержание витальности и сохранение здоровья личности (физиологического, психологического, психического) в процессе реализации профессиональной деятельности является одной из важнейших задач для организаций, так как отражается на показателях ее деятельности .

Возникновение психологических барьеров в процессе профессионального развития связно с переживанием неуверенности, нестабильности, необходимостью принятия сложных решений, но одновременно, барьеры несут в себе потенциал для обучения личности. Поэтому при сопровождении личности в периоды преодоления барьера необходимо сконцентрироваться на процессах обучения как одной из ведущих стратегий преодоления барьеров. Потенциал технологий обучения взрослых заключается в их ориентации на активизирущие методы обучения, что позволяет развивать актуальные компетенции, актуализировать жизненные цели и задачи, провести ревизию имеющихся ресурсов и, в целом, повысить самоэффективность личности как в преодолении барьера, так и в реализации своей траектории профессионального развития.

Рассмотрим возможности некоторых технологий и методов непрерывного образования взрослых в контексте преодоления психологических барьеров профессионального развития.

Обучающее консультирование направлено на осознание, использование и оптимизацию имеющихся ресурсов и потенциала личности. Как правило, этот метод направлен на компенсацию, то есть «усилить сильные стороны» и «ослабить слабые стороны» . Основанием для использования этого метода работы могут быть когнитивные дефициты, связанные с ухудшением профессионально-психологического здоровья и перегрузками на рабочем месте; мотивационные дефициты, характерные для ситуации переживания кризиса, а также в случае деструкций профессиональной направленности личности; проблемы в социальном окружении, сопровождающие переживание барьерных ситуаций. Важным условием для применения обучающего консультирования должна быть готовность и стремление обучаемого разобраться с имеющейся проблемной ситуацией и совместно с консультантом обозначить новые перспективы развития.

Коучинг представляет собой равноправную, партнерскую совместную работу консультанта (коуча) со здоровым клиентом, имеющим потребность помочь ему в самоопределении, целеполагании, решении проблем, развитии определенных компетенций, в том числе и компетенций по преодолению сложных ситуаций . Коучинг как практико- и результато-ориентированное взаимодействие является в настоящее время, наряду с консультированием и тренингом, одной из распространенных и эффективных технологий непрерывного образования взрослых. Коучинг может быть

направлен как на работу с одной личностью, так и с группой, командой, организацией, что позволяет в ситуации объективных барьеров профессионального развития раскрыть потенциал всех задействованных сторон для его конструктивного преодоления.

Модерация, по мнению Х. Зиберта, является, наряду с занятием и консультированием, одним из важнейших педагогических действий, так как с ее помощью можно направлять и оптимизировать процесс обучения. Задача модератора заключается в нахождении соответствия между опытом, знаниями и интересами участников и конкретной целью, а также в вербализации полученных результатов . Такое следование «красной нити» обсуждения позволяет сконцентрироваться на решении проблемы. Направленность модерации на мобилизацию потенциала личности и самоорганизацию группы позволяет использовать этот метод при работе с преодолением профессиональных кризисов личности, в ситуациях ухудшения профессионального здоровья, а также для профилактики деструктивных изменений личности (деформаций профессионально важных качеств или профессиональной стагнации).

Темоцентрированное интервью является одним из методов обучения взрослых, позволяющих интегрировать новые знания и жизненный опыт личности и особенности ее

биографии. Известно, что одним из дидактических принципов обучения взрослых является конгруэнтность новых знаний и уже имеющегося опыта, для того чтобы быть усвоенными, новые знания должны стать личностно значимыми. Данный метод заключается в том, что обучающиеся опрашивают друг друга по поводу их личного опыта переживаний и установок относительно конкретной темы (например, что означает для тебя переживание кризиса? Как ты воспринимаешь свое здоровье на данном этапа жизни? В чем смысл выполняемой деятельности? И т.д.) . Таким образом вербализуются имеющиеся знания, благодаря сравнению опыта друг друга расширяется спектр возможностей для осмысления сложившейся ситуации и выбора способа ее преодоления.

Разумеется, что вклад непрерывного образования взрослых в преодоление барьеров профессионального развития не исчерпывается использованием указанных технологий. Как уже было отмечено, в самой идее непрерывного образования заложен развивающий потенциал, позволяющий раскрывать ресурсы личности, формировать необходимые компетенции, создавать условия для самоэффективной жизнедеятельности, гармонизировать отношения личности с собой и окружающим миром, преодолевая любые барьеры, в том числе и в профессиональном развитии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб. : Речь, 2004. 272 с.

2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2006. 240 с.

3. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.

4. Поваренков Ю. П. Психология профессионального становления и реализации личности как отрасль психологической науки // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 1: Психологические и педагогически науки. 2014. № 1. С. 185-198.

6. Сыманюк Э. Э. Психологические барьеры профессионального развития личности: практико-ориентированная монография/ Под ред. Э. Ф. Зеера. М. : Моск. психол.-социальный институт, 2005. 252 с.

7. Сыманюк Э. Э., Девятовская И. В. Непрерывное образование как ресурс преодоления психологических барьеров в процессе непрерывного образования // Образование и наука. 2015. № 1 (120). С. 80-92.

1. Beznosov S. P. Professional"naya deformatsiya lichnosti. SPb. : Rech", 2004. 272 s.

2. Zeer E. F. Psikhologiya professional"nogo razvitiya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. M. : Akademiya, 2006. 240 s.

4. Povarenkov Yu. P. Psikhologiya professional"nogo stanovleniya i realizatsii lichnosti kak otrasl" psikholog-icheskoy nauki // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya 1: Psikhologicheskie i pedagogicheski nauki. 2014. № 1. S. 185-198.

5. Polyakova O. B. Kategoriya i struktura professional"nykh deformatsiy // Natsional"nyy psikho-logicheskiy zhurnal. 2014. № 1 (13)..12.2016).

6. Symanyuk E. E. Psikhologicheskie bar"ery professional"nogo razvitiya lichnosti: praktiko-orientirovannaya monografiya/ Pod red. E. F. Zeera. M. : Mosk. psikhol.-sotsial"nyy institut, 2005. 252 s.

7. Symanyuk E. E., Devyatovskaya I. V. Nepreryvnoe obrazovanie kak resurs preodoleniya psikholog-icheskikh bar"erov v protsesse nepreryvnogo obrazovaniya // Obrazovanie i nauka. 2015. № 1 (120). S. 80-92.

8. Caplan G. (1964). Principles of preventive psychiatry. New York, London: Basis Books.

9. Decker F., Decker A. (2015). Gesundheit im Betrieb. Vitale Mitarbeiter - Leistungsstarke Organisationen. (2. Auflage). Wiesbaden: Springer.

10. Domnowski M. (2010). Burnout und Stress in Pflegeberufen: Mit Mental-Training erfolgreich aus der Krise. Hannover: Schlütersche Verlagsgesellschaft GmbH & Co. KG.

11. Fengler J. (hrsg) (1994). Handbuch der Heilpädagogischen Psychologie. (2. Aufl). Stuttgart, Berlin, Köln: Kohlhammer.

12. Fillip S.-H. & Aymanns P. (2010). Kritische Lebensereignisse und Lebenskrisen. Vom Umgang mit den Schattenseiten des Lebens. Stuttgart: Kohlhammer.

13. Gasteiger, R. M. (2007). Selbstverantwortliches Laufbahnmanagement: Das proteische Erfolgskonzept. Göttingen: Hogrefe. 243 S.

14. Hall D. T. (2002). Careers in and out of organizations. Thousand Oaks, CA: Sage.

15. Hubner M. (2007). Coaching als Aufgabe der Erwachsenenbildung. Berlin; Münster: LIT.

16. Krisenmanagement und Integration / Erika Schuchardt. Bd.:2. Weiterbildung als Krisenverarbeitung. Bielefeld: Bertelsmann, 2003.

17. Migge B. (2014). Handbuch Coaching und Beratung. Wirkungsvolle Modelle, kommentierte Falldarstellungen, zahlreche Übungen (3 Aufl.). Weinheim und Basel: Beltz Verlag.

18. Schreyögg A. (2004). Coaching. Eine Einführung für Praxis und Ausbildung (6 Aufl.). Frankfurt/Main: Campus Verlag GmbH.

19. Siebert H. (2010). Methoden für die Bildungsarbeit. 4. Auflage. Bielefeld.

20. Ulich D. (Hrsg.). (1985). Psychologie der Krisenbewältigung: e. Längsschnittunters. mit arbeitslosen Lehrern. Weinheim; Basel: Beltz.

Жизнь теряет смысл в двух случаях: когда препятствия непреодолимы и когда они отсутствуют .

Психологические барьеры можно отнести к этапам, когда наблюдается переход функционирования психологической системы с более низкого на более высокий уровень развития . С одной стороны «барьеры» могут нести разрушающую функцию, снижающую активность и приводящую к депрессиям, с другой стороны психологические барьеры осуществляют активизирующую, созидательную функцию, когда трудности переживаются как нечто позитивное и стимулирующее к действиям. Современные тенденции развития психологической науки поднимают проблему изучения созидательной для личности роли психологических барьеров, которая проявляется в конструировании и динамизации деятельности, мобилизации энергетических и других ресурсов, повышении функциональных возможностей живой системы, свидетельствующих о переходе на новое качество .

Рассматривая понятие «барьер» К.Д. Ушинский отмечал, что «существование препятствий есть необходимое условие существования деятельности – такое условие, без которого сама деятельность невозможна…» . В работе Н.А. Подымова психологический барьер рассматривается как отраженное в сознании человека внутреннее препятствие, выражающееся в нарушении смыслового соответствия сознания и объективных условий и способов деятельности . По мнению Э.Э Сыманюк психологический барьер – это субъективно окрашенное переживание трудностей, обусловленное объективными ограничениями проявлений жизнедеятельности человека и препятствующее удовлетворению его потребностей .

Конструктивная роль психологических барьеров рассматривается в работах Р.Х. Шакурова , он понимает под психологическим барьером внешние и внутренние препятствия, сопротивляющиеся проявлениям жизнедеятельности субъекта, его активности. «Говоря о барьерах, мы имеем ввиду такие воздействия на человека (экзогенные и эндогенные), которые ограничивают свободу проявлений его активности, прежде всего свободу в удовлетворении потребностей устремлений, в реализации установок». «Барьер - универсальный и постоянный атрибут жизни, ее обязательный и необходимый спутник» . Барьер в понимании Р.Х. Шакурова, прежде всего, субъективно-объективная категория. Это означает, что барьеры могут создаваться как самой деятельностью, так и «индивидом из-за неумения или невозможности найти ресурсы, необходимые для достижения цели» .

В своей психологической теории преодоления, Р.Х. Шакуров раскрывает механизмы развития созидательных сил личности в преодолении различных барьеров. По его мнению, именно барьеры являются необходимым и конструктивным фактором, так как стимулируют, обеспечивают развитие деятельности и, следовательно, личности.

В.Г. Маралов отмечает, «преодолевая трудности и препятствия, человек развивается и, одновременно обретает саму способность к саморазвитию» .

Психологические барьеры, порождающие психическую напряженность и придающие процессу развития неустойчивость, неравновесность, являются главным конструктом, определяющим динамику развития. Преграды, сопровождающие развитие личности, выполняют созидательную функцию при условии, если способствуют быстрой адаптации к различным изменениям .

Э.Э. Сыманюк, И.В. Девятовская отмечают, что «преодолевающее поведение – это индивидуальный способ взаимодействия с трудной внешней или внутренней ситуацией, определяемый, с одной стороны, ее логикой и значимостью для человека, а с другой – его психологическими возможностями. Спектр как конструктивных, так и деструктивных стратегий преодоления достаточно велик – от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций» .

В психолого-педагогической литературе выделяют следующие конструктивные функции барьеров:

– индикаторные (показывают обратную связь качества воздействия);

– стимулирующие, мобилизующие ;

– созидательную функцию – направленную на преодоление преград;

– развивающую – способствующую развитию и формированию личности и индивидуальности человека;

– воспитывающую – формирующую систему ценностных ориентаций, развивающую духовно- нравственные, интеллектуальные и физические качества личности, способность к самоорганизации;

– защитную – направленную на стабилизацию личности, ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта;

– обучающую – формирующую умения преодолевать препятствия;

– эмоциональную – формирующую умения осознавать свои психические состояния и причины их вызывающие;

– регуляторную – регулирующую развитие отношений в ситуациях различного характера;

– адаптивную – устанавливающую соответствие между потребностями индивида и его возможностями с учетом конкретных условий ;

– функции коррекции – изменение направления движения системы;

– энергетизации – энергия движения накапливается под влиянием удерживающего его барьера;

– развития – изменения, происходящие в организмах при повторных мобилизациях, закрепляются, что повышает функциональные возможности живой системы, придает ей новое качество .

Анализ литературы показал, что психологические барьеры играют конструктивную роль в жизнедеятельности человека, они мобилизуют ресурсы организма, активизируют творческую активность, способствуют развитию личности. Психологический барьер, прежде всего, категория субъективно-объективная, поэтому один человек трудность на пути к достижению цели будет воспринимать как непреодолимое препятствие, другой - как незначительную преграду.

Список литературы

1. Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 312 с.

2. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства (введение в трансспективный анализ). Томск: Томский государственный университет, 2005. 174 с.

3. Маралов В.Г. Проблема барьеров саморазвития личности в отечественной психологии // Альманах современной науки и образования. 2015. № 1 (91). С.72-76.

4. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

5. Осипова А.А., Прокопенко М.В. К вопросу о функциональном анализе психологического барьера // Российский психологический журнал. 2014. № 2. Том 11. С. 9-16.

6. Подымов Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя: дис.. д-ра психол. наук. Москва, 1999. 390 с.

7. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.: Новая школа, 1993.

8. Редькина Л.В. Психологические барьеры: структура и содержание // Вестник ТГУ. 2010. № 10 (90). С. 102- 105.

9. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М.: Гардарики, 2006. 384 с.

10. Сыманюк Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности. Практико- ориентированная монография / Под ред. Э. Ф. Зеера. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 252 с.

11. Сыманюк Э.Э., Девятовская И.В. Непрерывное образование как ресурс преодоления психологических барьеров в процессе профессионального развития // Образование и наука. 2015. № 1 (120). С. 80-92.

12. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч.2. М.: Изд-во УРАО, 2002. – С.421.

14. Шакуров Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления // Вопросы психологии. 2003. № 5. С. 18–33.